Иван мичурин краткая биография. Иван Владимирович Мичурин: лучшие сорта плодовых и ягодных культур, созданные великим селекционером II

ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ МИЧУРИН (1855-1935)

русский селекционер*, садовод-генетик


«Я, как помню себя, всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни».

Иван Владимирович Мичурин

*Селекционер - учёный, занимающийся скрещиванием растений, с целью получения новых сортов.


Родился Иван Владимирович в Рязанской области, недалеко от деревни Долгое, в семье мелкопоместного дворянина.


После окончания Пронского уездного училища Мичурин поступил в Рязанскую гимназию, но пробыл там недолго из-за разорения семьи - нечем было платить за учёбу. Поэтому юный Мичурин начал работать на железнодорожной станции. Изучал телеграфные, сигнальные аппараты, ремонтировал их. Потом Мичурин увлёкся часовым делом и открыл собственную мастерскую по ремонту часов.


В 20 лет Иван Мичурин создал питомник для растений в городе Козлове Тамбовской области и посвятил свою жизнь созданию новых сортов садовых растений.

Ещё в самом начале садовой деятельности Иван Владимирович побывал во многих садах Рязанской, Тульской, Калужской областей и убедился, что старые русские сорта из-за болезней и вредителей давали ничтожные урожаи, а привозные южные растения плохо приспосабливались к нашему климату - морозу, дождям, редкому солнцу.

Возникла угроза - выродятся русские сорта, а привозные так и не приживутся - придётся россиянам покупать недешёвые привозные яблоки и груши.



"Нельзя было повторять ошибки прежних садоводов, напрасно надеявшихся аклиматизировать у себя иностранные сорта. Надо выводить новые, улучшенные, выносливые сорта для каждой отдельной местности!» , - писал И. В. Мичурин.

В работе у Мичурина было задействовано полтора десятка плодовых и ягодных культур, несколько десятков ботанических видов. У себя в питомнике он собрал уникальную коллекцию растений из разных точек земного шара - с Дальнего Востока, Кавказа, Тибета, из Китая, Канады и других стран. Все эти растения Мичурин начал скрещивать с целью выведения новых российских сортов!

В 1913 году Мичурину поступило предложение переехать работать и жить в Америку и продать свою коллекцию, он отказался.


Достижения Мичурина:
учёный вывел около 30 новых сортов роз, а также луковицы лилии фиалковой (цветок выглядит как лилия, а пахнет, как фиалка), 48 сортов яблонь, 15 сортов груш и 33 сорта вишни и черешни, несколько сортов слив. Иван Владимирович т акже вывел приспособленные к условиям центральной России сорта винограда, абрикосов, ежевики, смородины. Всего более 300 сортов различных растений!


Всю жизнь Иван Владимирович Мичурин вёл рабочие дневники, в которых описывал и анализировал свою работу.

В дневниках Мичурина много конкретных рецептов на все случаи жизни сада, которые актуальны и сегодня.

1. Деревья и кустарники, купленные осенью, но не посаженные, нужно прикопать (посадить в специально отведённое место, где не застаивается вода).

2. Для отпугивания грызунов посаженные деревья обмазывают какими-нибудь пахучими веществами. Нельзя наносить керосин, сало, деготь, масла прямо на кору. Нужно нанести эти составы на плотную бумагу, солому и обвязать ими.

За выдающиеся достижения в селекции Иван Владимирович Мичурин был награжден российским правительством орденом Святой Анны.


Умер Мичурин 7 июня 1935 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вклад Ивана Владимировича Мичурина в российское и мировое садоводство настолько велик, что его имя стало нарицательным. Если про кого-то говорят: "Ну, он прям, Мичурин!", то сразу понятно, что человек знатный садовод.

Сегодня именем Мичурина названы многие улицы и площади России:
деревня Мичуровка в Рязанской области, железнодорожная платформа
Мичуринец , Мичуринский проспект в Москве, Площадь Мичурина в Рязани. Улица Мичурина есть в Белгороде, Володарске, Воронеже, Кемерове, Самаре, Саратове, Саранске, Томске, в других городах. Есть даже озеро и посёлок в Карелии имени Мичурина!

Про Мичурина сняли художественный фильм, который даже на китайский язык переведён, потому что Мичурина и в Китае знают!

Но самый явный признак любви россиян к Мичурину - множество народных анекдотов и карикатур про этого выдающегося селекционера!

Анекдоты про Мичурина




***
Кто изобрел колючую проволоку? Мичурин. Он скрестил ужа и ежа.

***
Мичурин скрестил арбуз с мухами, чтобы семечки сами вылетали.

***
Мичурин скрестил тыкву с вишней, чтобы гибрид имел вкус ягоды и размер овоща. Получилось все наоборот.

Плохозрячий мужчина долго смотрит на дерево, в листве которого светит электрическая лампочка: «Ну, Мичурин, ну дает, не ожидал»!

***
Как погиб Мичурин? Полез на тополь за укропом, там его арбузами и завалило.

Карикатура для любителей книги и фильма "Сумерки":

Кто не понял - в огороде ЧЕСНОООООК!!!

******************

Теперь ты понимаешь, почему вот такие фото выкладывают в Интернет с подписью "Мечта Мичурина" ?!

Русский и советский биолог, основоположник научной селекции плодовых, ягодных и других культур в СССР, почетный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935).

Иван Владимирович Мичурин родился 15 (27) октября 1855 года в лесной даче «Вершина» близ деревни Пронского уезда Рязанской губернии (ныне в ) в семье обедневшего мелкопоместного дворянина отставного губернского секретаря В. И. Мичурина.

И. В. Мичурин получил начальное образование дома, а затем в Пронском уездном училище, посвящая свободное и каникулярное время работе в саду. Окончил училище в июне 1872 года. Отец готовил его по курсу гимназии к поступлению в Александровский лицей в , однако внезапная болезнь отца и продажа имения за долги внесли свои коррективы в эти планы.

В 1872 году И. В. Мичурин поступил в 1-ю Рязанскую классическую гимназию, однако в том же году был из нее исключен «за непочтительность к начальству». Тогда же ему пришлось переехать в , уездный город Тамбовской губернии, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь.

В 1872-1876 годах И. В. Мичурин работал на станции Рязано-Уральской железной дороги. Сначала он был коммерческим конторщиком товарной конторы, с 1874 года занимал должность товарного кассира, а затем одного из помощников начальника станции. В 1876-1889 годах И. В. Мичурин был монтером часов и сигнальных аппаратов на участке железной дороги - .

Борясь с постоянным недостатком средств, И. В. Мичурин открыл в городе, при своей квартире, часовую мастерскую. Свободное время он посвящал работам по созданию новых сортов плодово-ягодных культур. В 1875 году И. В. Мичурин арендовал в участок земли (около 500 кв. м), где начал работы по сбору коллекций растений и по выведению новых сортов плодовых и ягодных культур. В 1888 году он приобрел на окраине города новый участок (около 13 га), куда перенес свои растения и где жил и работал до конца жизни. С 1888 года этот участок близ слободы стал одним из первых в селекционных питомников.

В 1906 году увидели свет первые научные работы И. В. Мичурина, посвященные проблемам выведения новых сортов плодовых деревьев. В 1912 году труды ученого-селекционера были отмечены орденом Святой Анны 3-й степени, в 1913 году - знаком «За труды по сельскому хозяйству» в память 300-летия дома Романовых.

С установлением Советской власти в в 1917 году И. В. Мичурин без промедления заявил о своей готовности сотрудничать с новой администрацией. Его работы были оценены и получили широкое распространение. Ученый принимал участие в агрономических работах Наркомзема, консультировал специалистов сельского хозяйства по вопросам селекции, борьбы с засухой, поднятия урожайности, посещал местные агрономические совещания.

В 1920 году дал указание наркому земледелия С. П. Середе об организации изучения научных работ и практических достижений И. В. Мичурина. По поручению 11 сентября 1922 года ученого посетил Председатель ВЦИК М. И. Калинин. 20 ноября 1923 года Совнарком РСФСР признал опытный питомник И. В. Мичурина учреждением, имеющим государственное значение. На базе Мичуринского питомника в 1928 году была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, которая в 1934 году была реорганизована в Центральную генетическую лабораторию имени И. В. Мичурина.

Труды ученого были отмечены орденами (1931) и Трудового Красного Знамени (1926). При его жизни в 1932 году город был переименован в . И. В. Мичурин скончался 7 июня 1935 года и был похоронен на территории коллекционного питомника Плодоовощного института имени И. В. Мичурина (ныне Мичуринский государственный аграрный университет).

И. В. Мичурину принадлежит большой вклад в развитие генетики, в особенности плодовых и ягодных растений. Он стал одним из основоположников научной селекции сельскохозяйственных культур. Им были разработаны теоретические основы и некоторые практические приемы отдаленной гибридизации. Талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР, действительный член ВАСХНИЛ, И. В. Мичурин вошел в науку как создатель свыше 300 видов растений.

Имя Ивана Владимировича Мичурина - выдающегося естествоиспытателя, ученого - селекционера, внесшего значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур и развитие отечественного садоводства, окружено в нашей стране большой любовью и глубоким уважением.

И.В. Мичурин родился 27 октября 1855 года в поместье Вершина близ деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии, ныне деревня Мичуровка Пронского района Рязанской области в семье мелкопоместного дворянина. В семье Мичуриных занятия садоводством было семейной традицией, поскольку не только его отец, Владимир Иванович, но и дед, Иван Иванович, а также прадед, Иван Наумович, интересовались садоводством и собрали богатую коллекцию плодовых.

Мальчик занимался с отцом садом, пасекой, посадками и прививками. В восьмилетнем возрасте в совершенстве умел производить окулировку, копулировку и аблактировку растений (Мичурин И.В., Т-1, С. 79).

Обучался Иван Владимирович сначала дома, а затем в Пронском уездном училище Рязанской губернии, посвящая свободное и каникулярное время работе в саду.

В 1869 году И.В. Мичурин окончил Пронское уездное училище, отец и тетя стали его готовить для поступления в высшее учебное заведение, но только через посредство дяди Иван Владимирович был принят в Рязанскую гимназию, которую И.В. Мичурин не закончил из-за непочтения к начальству (в декабрьский мороз, здороваясь с начальством, Иван Владимирович не снял шапку из-за болезни уха).

Семнадцатилетним юношей с незаконченным средним образованием Мичурин навсегда уходит из разоренной мелкопоместной дворянской усадьбы в рабочую слободку. Тяжким трудом мелкого железнодорожного служащего, а затем механика-кустаря добывает он средства к существованию. Однако его не влечет карьера железнодорожного чиновника. Он жаждет знаний, мечтает о деятельности селекционера - растениевода (Бахарев А.Н., с3).

В своей автобиографии И.В. Мичурин говорит: «В силу ли наследственной передачи мне от деда (Ивана Ивановича), положившего много личных трудов при разведении большого сада…: в Рязанской губернии, или быть может еще от прадеда (Ивана Наумовича), … а, возможно, что и личный пример отца, тоже много работавшего по разведению своего сада, - сильно повлиял на меня еще в самом раннем детстве (Мичурин И.В., Сочинения Т.1, с 78).

Работу на станции И.В. Мичурин сочетал с большой экспериментальной работой в саду и самообразованием. Такая напряженная и систематическая работа над собой позволило стать ему высокообразованным человеком, не имея документа об окончании высшего учебного заведения Иван Владимирович прекрасно знал жизнь растений, а его квалификация как садовода была на очень высоком уровне (Мичурин И.В., Сочинения Т-1, с 80).

В1874 г. И.В. Мичурин занимает должность товарного кассира, а затем и одного из помощников начальника той же станции. В1874 г. женился на Александре Васильевне Петрушиной, дочери рабочего винокуренного завода.

Имея недостаток средств, И.В. Мичурин открыл в городе, при своей квартире, часовую мастерскую. С 1876г. И.В. Мичурин работает монтером часов и сигнальных аппаратов на участке железной дороги Козлов - Лебедян (Бахарев А.Н., с.10).

В 1875 году И.В. Мичурин арендует в городе Козлове земельный участок в пять сотых гектара и закладывает там селекционный питомник. Там он собрал коллекцию плодово-ягодных растений в 600 с лишним видов. В то время Иван Владимирович мечтал осуществить свою идею - вывести новые сорта с желаемыми свойствами и качествами путем аналитической селекции, то есть путем массовых посевов семян лучших южных и среднерусских сортов, воспитания сеянцев в соответствующих условиях и последующего их строгого отбора (И.В. Мичурин, Т.-1, с.81).

В начале осени И.В.Мичурин переходит на квартиру в доме Лебедевых, на Московской улице, с усадьбой и садом. Сюда он перенес всю коллекцию садовых растений с усадьбы Горбуновых. Но через несколько лет и эта усадьба оказалась переполненной растениями. В 1888 году И.В. Мичурин купил участок у слободы Турмасово. Из-за нехватки средств растения с городского участка члены семьи Мичуриных носили за7 кмна своих плечах. Поскольку на новом участке не было дома, ходили за14 кмпешком, и два сезона жили в шалаше. С1888 г. этот участок близ слободы Турмасово стал одним из первых в России селекционных питомников. Впоследствии это - центральная усадьба совхоза-сада им. И. В. Мичурина, с площадью в2500 гасадов с мичуринским сортиментом. В1900 г. И.В. Мичурин перенес насаждения на участок с более бедными почвами «для обеспечения „спартанского“ воспитания гибридов» (Бахарев А.Н., 1955, с 13-14).

В1906 г. увидели свет первые научные работы И. В. Мичурина, посвященные проблемам выведения новых сортов плодовых деревьев. В автобиографии И.В. Мичурин писал: «Мне решительно нет времени заниматься этими почти ежедневными посещениями разных г. г. инспекторов, сельскохозяйственных и садовых инструкторов, лесоводов и т. п. Им хорошо разъезжать, - затрата времени у них оплачивается 20-м числом, а мне необходимо работать. Для меня каждый час дорог; я целый день в питомнике, а до половины ночи проводишь за корреспонденцией, которой, кстати сказать, такая масса со всех концов России, а в последнее время и из-за границы» (Мичурин И.В., Т-1 С. 93).

Летом1915 г., в годы Первой мировой войны, в Козлове свирепствовала эпидемия холеры. В этот год умерла жена Мичурина - Александра Васильевна.

В этом же году обильный паводок ранней весной затопил питомник, после чего сильные морозы и спад воды разрушили льдом школу двухлеток, предназначенных к продаже. При этом погибли многие гибриды. Однако, в годы войны И.В. Мичурин нашёл подтверждение ряда своих суждений и взглядов по закону наследования у растений, методики выведения сортов (Бахарев А.Н., с15).

В 1916 году студенческий кружок любителей садоводства при Петровской сельскохозяйственной академии запросил Мичурина, вышел ли из печати его капитальный труд о выведении новых сортов плодовых растений. Мичурин, однако, жаловался на нехватку средств и персонала для научной обработки накопившегося материала.

Условия, в которых протекала научная деятельность Мичурина, были крайне неблагоприятными для осуществления его замечательных идей.

И.В. Мичурин неоднократно отмечал в своих трудах, что в царской России на протяжении целых столетий ничего не делалось для развития садоводства. В теории и практике садоводства царил застой. Отечественных ученых специалистов-садоводов было крайне мало.

Знакомясь с состоянием садоводства царской России, И.В. Мичурин поражался отсталостью этой отрасли, бедностью сортимента. В этой связи он поставил перед собой две задачи: продвинуть границу произрастания плодовых растений далеко на Север и Восток; пополнить сортимент плодовых и ягодных культур средней полосы России новыми зимостойкими, высокопродуктивными, с высоким качеством плодов сортами. Решению этих задач он посвятил 60 лет своей творческой жизни (Бахарев А.Н., с 8).

До 1915 года в России не было ни одного высшего учебного заведения, которое готовило бы кадры квалифицированных садоводов. Кафедра плодоводства была впервые учреждена при Петровской сельскохозяйственной Академии.

Сортимент крестьянских садов средней полосы состоял из большого количества малоценных низкоурожайных сортов. Мичурин не мог остаться равнодушным к судьбам отечественного плодоводства. В 1875 году двадцатилетний юноша Мичурин на скудные личные средства основывает первый в России селекционный питомник, задавшись целью улучшить сорта плодовых растений средней полосы (Мичурин И.В.,Т-1., с90).

Мировоззрение И.В. Мичурина формировалось под влиянием трудов крупнейших русских ученых - биологов А.О. и В.О. Ковалевских, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, а также философов- материалистов и революционеров- демократов А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского.

Совершенно неизвестный в научном мире скромный садовод - селекционер И.В. Мичурин на страницах журналов «Прогрессивное садоводство и огородничество», «Вестник садоводства», «Русский сад и огород», «Садовод», в каталогах своего селекционного питомника, начиная с 1895 года из месяца в месяц, из года в год, упорно, настойчиво, страстно, с поразительной глубиной и последовательностью излагает принципиально новое, прогрессивное учение, утверждающее власть человека над живой природой (Бахарев А.Н., с 5).

В своей творческой деятельности И.В. Мичурин не сразу достиг такого глубокого понимания жизни растений, которое позволило бы ему создать основы науки об управлении наследственностью. В работах И.В. Мичурина, как он сам пишет в своих трудах, следует различать три основных этапа: этап акклиматизации, этап массового отбора и этап гибридизации (Фейгинсон Н.И., с 11).

Первый этап работы И.В. Мичурина связан с акклиматизацией южных плодовых растений, которую он проводил, следуя методам, предложенным А.К. Греллем. А.К. Грелль утверждал, что если правильно выращивать южные хорошие сорта на севере, в частности, путем прививки их на холодостойкие подвои, то эти сорта изменятся, постепенно приспособятся к новым условиям (Сенченкова Е.М., с 30).

В целом первый этап своей работы И.В. Мичурин оценивал как ошибочный и горько сетовал на пропавшие время и труд. Однако не следует забывать, что этот этап имел и свои положительные стороны. Исследователь убедился, что путь, предложенный А.К. Греллем, не может привести к желаемой цели и поэтому не только сам оставил его, но звал и других покончить с ошибками, печатал в садоводческой прессе статьи с изложением своего опыта работы. Именно в течение этого этапа работы И.В. Мичурин накопил первые наблюдения за жизнью и развитием растений, сделал ряд крупных научных открытий, к числу которых относится и важнейшая закономерность - сильное формирующее влияние условий жизни на молодые организмы.

При помощи новых разработанных методов селекции И.В. Мичурин в период 1884 по 1916 год создал 154 новых высокоценных сорта яблони, груши, вишни, сливы, черешни, абрикоса, миндаля, ореха и различных ягодных растений.

Жизнь и научная деятельность И.В. Мичурина представляла собой изумительный образец неустанного труда, борьбы и великой страсти человека-созидателя, смело преодолевшего все препятствия и преграды на пути к осуществлению своей заветной цели - созданию новых высокоурожайных и высококачественных форм различных сельскохозяйственных растений (Бахарев А.Н., 1955, с3).

Таким образом, вся работа И.В. Мичурина в дореволюционный период была направлена на знакомство с проблемами отечественного садоводства, на понимание жизни растений, а также преодоление постоянных финансовых трудностей.

Неоценимый вклад И.В.Мичурин внес в развитие отечественного садоводства. За 17 лет творческой работы в советский период И.В. Мичуриным было достигнуто несравненно больше, чем за 42 года деятельности при царизме.

С 1917 по 1935 год И.В. Мичурин создал около 200 новых сортов плодово-ягодных растений, завершил разработку своего общебиологического учения и обнародовал значительную часть своих трудов (Бахарев А.Н., с 6).

Любовь к избранному деду, преданность ему, глубокое знание природы, добываемое непрерывными наблюдениями и постоянной работой над собой, строжайшая самодисциплина, величайшее трудолюбие - вот те замечательные качества, которые позволили И.В. Мичурину преодолеть все лишения и трудности.

Великое трудолюбие и любовь Мичурина к избранному делу сказались прежде всего в неустанных поисках новых растений для селекции и культуры.

Многочисленные дневники, тетради, записные книжки, каталоги плодовых, декоративных, лесных питомников и ботанических садов испещрены записями, пометками, приписками, содержащими названия, описание хозяйственных, лекарственных или декоративных качеств растений.

Как истинный патриот и новатор, стремящийся обогатить Родину лучшими сортами плодовых растений, он на протяжении целых десятилетий терпеливо, настойчиво собирает по крупице, разбросанные по всему миру, часто пропадающие бесследно ценные сорта и формы плодовых растений (Бахарев А.Н., с 62).

Не всегда было легко доставать нужные растения. Напротив, в большинстве случаев ученому приходилось сталкиваться с непреодолимыми препятствиями, да и на случайно полученных исходных растительных формах нельзя было строить селекционную работу в широком масштабе. Департамент земледелия редко снаряжал экспедиции для поисков новых растений и почти не посылал ботаников и систематиков в другие страны. Экспедиции, организуемые по инициативе отдельных ученых для сбора растений с узко научной целью, к сожалению, не могли обеспечить нужды селекционной практики.

Советское правительство осуществило мечты И.В. Мичурина о специальных государственных экспедициях для сбора новых форм растений в мало исследованных местностях и в особенности в районах Дальнего Востока (Бахарев А.Н., с.66-67). «Получив неограниченный и богатый возможностями простор,- писал Иван Владимирович в своем обращении к комсомольцу в 1932 году, - селекционная мысль сейчас должна настойчиво работать в деле создания высокоурожайных, превосходного качества, рано вступающих в плодоношение и устойчивых к невзгодам сортов плодово-ягодных растений» (Мичурин И.В., Сочинения, Т-4 с. 240-242).

Вся творческая жизнь И.В. Мичурина - замечательный образец патриотического служения Родине (Бахарев А.Н., с.76). Еще в самом начале своей работы И.В. Мичурин поставил перед собой задачу «перенести юг на север» и от решения этой задачи не отступал до последних дней жизни. Он стремился к тому, чтобы в сравнительно суровых условиях средней полосы России можно было возделывать высокого качества сорта и породы плодово-ягодных деревьев и кустарников, которые выращивались только на юге, в более мягких климатических условиях (Фейгинсон Н.И., с 11).

В истории селекционно-генетической науки нет примеров такого глубокого понимания жизни развития растения, какого достиг И.В. Мичурин.

В трудах Мичурина и особенно в книге «Итоги шестидесятилетних работ» обобщено все то, что им познано в результате глубочайшего знания жизни. Особенная ценность книги И.В. Мичурина заключается в том, что все изложенные в ней положения являются результатом многочисленных опытов, проведенных И.В. Мичуриным. Сами же опыты он проводил не просто для опытов, не для удовлетворения праздного любопытства, а всегда для преодоления препятствий, стоящих на пути создания нужных, небывалых еще в природе, сортов и форм растений (И.В.Мичурин Итоги шестидесятилетних работ, с 10).

Выдающиеся достижения И.В. Мичурина получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. Он был награжден высшими правительственными наградами СССР - орденами Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени (1926). В 1934 году и.В. Мичурину было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники». В 1935 году он был избран почетным членом Академии наук ВАСХНИЛ, Академии земледельческих наук Чехословакии.

Большое влияние на развитие селекционной работы по плодовым и другим сельскохозяйственным культурам оказали разработанные И.В.Мичуриным новые подходы по подбору родительских пар для гибридизации и отбору ценных сеянцев. Широкое применение в практической селекции нашел впервые предложенный И.В. Мичуриным метод гибридизации эколого-географически отдаленных форм, а также метод возвратных скрещиваний. Им усовершенствованна методика отбора «культурных» сеянцев в молодом возрасте на основе корреляции между признаками. И.В. Мичурин внес большой вклад в совершенствование сортимента плодовых и ягодных культур нашей страны (Сенченкова Е.М., с 30).

Академик П.П. Лукьяненко считал, что гибридизация географически отдаленных форм - наиболее эффективный метод селекции, позволяющий создавать сорта пшеницы с большим адаптивным потенциалом и широким ареалом распространения в производстве. Классическим и всемирно известным примером тому стал сорт Безостая 1. Характерными особенностями творческой деятельности И.В.Мичурина были постоянная эволюция его взглядов, самокритичное и осторожное отношение к полученным результатам, исключительная настойчивость в решении поставленных задач.
Мичурин никогда не претендовал на безоговорочность своих выводов, понимая, что и его суждения могут быть ошибочными. И это было вполне закономерно, поскольку в тот период, по словам Н.И. Вавилова (1990, с 91), «…методы селекции плодовых не были разработаны и Мичурину самому надо было прокладывать новые пути. Теория селекции плодовых деревьев еще находилась во мраке противоречий».

И.В.Мичурину были также свойственны непреклонный характер, редчайшее упорство в достижении цели, нравственная выносливость. Он, например, благословлял суровую зиму, как самого строгого и беспристрастного браковщика. У него вымерзли сотни сеянцев, а он говорил: «Значит лучше надо работать». Именно об этой черте характера И.В. Мичурина особенно ярко свидетельствует принятое им в1900 г. решение о переносе всего своего питомника с черноземного участка земли на новое место с «наиболее тощей песчаной почвой». Причиной тому стала убежденность в необходимости спартанского воспитания гибридов в первый период их развития - до плодоношения, только после которого следует переход к усиленному питанию. «… Иначе я никогда не достиг бы успеха в выведении новых сортов плодовых растений….»(Жученко А.А., с 2).

Учение И.В. Мичурина о приспособляемости гибридных форм растений связано с особенностями проявления признаков доминантности, играющей важную роль в селекции и агротехнике. При этом сочетание спартанских и благоприятных условий внешней среды на разных стадиях онтогенеза выступает как в качестве фона отбора, позволяющего с большей надежностью распознавать за фасадом фенотипа искомый генотип, так и управлять факторами управления доминантностью хозяйственно-ценных признаков растений (высокой экологической устойчивостью на первом этапе и потенциальной продуктивностью на втором). В этом, соответственно, и состоят особенности и преимущества управления «плавающей доминантностью» у многолетних растений (Жученко А.А., с 2). Благодаря глубокому проникновению в суть явления доминантности, И.В. Мичурин, по мнению академика Н.П. Дубинина (1966), впервые в истории мировой науки и практики (причем задолго до работ известных генетиков в этой области), «…разрабатывает проблему выявления наследственности в развитии в связи с закономерностями онтогенеза,… поднимает проблему о соотношении среды и наследственности…», предлагая конкретные пути практического управления проявления доминантных и рецессивных хозяйственно-ценных признаков. Примечательно, что еще в1911 г. И.В. Мичурин рассматривал свойство доминантности в связи с историей формы, т.е. с эволюционных позиций возникновения явлений наследственности. К такому эволюционному подходу, но значительно позднее, пришел Фишер и другие генетики. Работы И.В.Мичурина по управлению доминированием признаков у гибридов привели его к пониманию огромного значения подбора пар для скрещивания, а также важнейшей роли скрещивания географически удаленных форм (Савельев Н.И., с.66).

Гибридизацию, особенно отдаленную, (или же говоря современным языком - рекомбиногенез) И.В. Мичурин считал «краеугольным камнем» своей теории выведения новых сортов. Отводя первостепенную роль методу гибридизации, особенно отдаленной, И.В. Мичурин неизбежно вторгался в главную проблему зарождавшейся в ту пору генетики, т.е. науки об изменчивости и наследовании признаков. В этой связи важно проследить эволюцию взглядов И.В. Мичурина на законы расщепления гибридов, впервые открытые Грегором Менделем в1865 г., и получившие широкую известность после их вторичного открытия в1900 г. Опираясь на громадное число собственных опытных данных, И.В. Мичурин на первых этапах своей работы отрицал не только количественные закономерности расщеплений, установленные Г. Менделем, но и менделизм как таковой, называя его «гороховым законом» (Жученко А.А., с 7)..

Однако в том и состоит величие, прозорливость и гражданское мужество И.В. Мичурина как ученого, что он был способен признать ошибочность тех или иных своих суждений, и открыто заявить об этом. В1929 г. И.В. Мичурин пишет: «В законе Менделя я нисколько не отвергаю его достоинств…. В гибридах между собой чистых видов ржи, пшеницы, овса, гороха, проса и т.п. явление расщепления на производителей считаю вполне возможным. Здесь, конечно, применимы законы Менделя во всех их деталях». В более ранней статье, опубликованной в1923 г., И.В. Мичурин подчеркивал, что «… вся несогласованность законов Менделя и учения о количествах клеточных хромосом с выводами из моих наблюдений получается лишь от разницы взятых объектов для наблюдений». Следовательно, в отличие от большинства своих современников, в т.ч. многих генетиков, он совершенно правильно трактовал основной принцип закона Менделя (Молчан И.М., с 12). Выдающийся генетик академик Н.П. Дубинин (1966) сказал: «указания И.В.Мичурина о том, что простые, численные соотношения по Менделю неприменимы ко многим случаям гибридизации яблонь и других плодовых… совершенно справедливы и обоснованны». В настоящее время общепризнанно, что сложность наследования признаков у яблони в основном обусловлена гибридностью ее происхождения и сложным полиплоидным составом.

В результате обнаружения сложной наследственности у яблони, считает Н.И. Дубинин (1966), И.В. Мичурин «…сам сделал ряд гениальных догадок о существовании полиплоидии. К ним можно отнести утверждения о том, что «гены, унаследованные в более слабой степени …частью совершенно исчезают, а частью остаются в латентном состоянии, и иногда впоследствии могут передаться потомству в других позднейших генерациях. От взаимного соединения некоторых генов и под влиянием посторонних факторов иногда в гибридах являются совершенно новые небывалые свойства и качества. К числу «гениальных догадок» И.В. Мичурина можно отнести и его положение о том, что разные признаки растений в своем проявлении в разной степени зависят от условий внешней среды и наследственности, что степень доминирования признака может изменяться при перенесении гибрида из одной географической местности в другую, а также в случаях резкой перемены условий выращивания. Именно эти особенности проявления признаков у гетерозигот лежат в основе современных гипотез об экологической природе проявления «гетерозисного эффекта», а также «экологического гетерозиса».

В своих последних работах И.В. Мичурин неоднократно подчеркивал важность изучения и развития менделизма, а также необходимость его преподавания во всех сельскохозяйственных вузах.

В числе других важнейших научных достижений И.В. Мичурина следует также отметить:

Работы по использованию соматических (почковых) мутаций в селекции вегетативно размножаемых растений, а также методов экспериментального мутагенеза (радиационная селекция) (Н.П. Дубинин, 1966);

Еще в конце ХIХ века, т.е. одним из первых, И.В. Мичурин оценил достоинства слаборослых деревьев. Он писал: «Прежде старались выводить могучие, высокорослые плодовые растения. А практика показала, что нужны скороспелые карлики, пригодные для механизации и уборки»;

Научные основы подбора подвоев для различных культур. Подвой И.В. Мичурин называл «фундаментом плодового дерева». Причем если в начале (до1916 г.) он признавал возможность получения «вегетативных гибридов», то в дальнейшем «отходит от такой односторонней и преувеличенной оценки роли подвоя…» (Н.П. Дубинин, 1966);

И.В. Мичурин был одним первых, кто обратил внимание на существование ювенильного периода (периода «молодости») у плодовых как одного из этапов онтогенеза. В настоящее время явление краткого повторения филогенеза в онтогенезе не только у животных, но и у растений является составной частью биогенетического закона;

Крупнейшей заслугой И.В. Мичурина является введение им в селекционную практику методов преодоления нескрещиваемости и бесплодия видов при отдаленной гибридизации (предварительное «вегетативное сближение» и др.), опыления смесью пыльцы (избирательность оплодотворения), использования вегетативного ментора (Жученко А.А., с 6).

Жизнь и творчество И.В. Мичурина были подвигом во имя человечества, направленным на мобилизацию растительных ресурсов, а также управление наследственностью и изменчивостью растений. Оценка деятельности И.В.Мичурина, наиболее ярко выражена в словах Н.И. Вавилова: «Бесконечный труд, постоянная неудовлетворенность, вечное искание нового, вечное стремление идти вперед - таков обычный удел искателя, исследователя. Миг удовлетворенности сменяется днями, годами упорного труда и настойчивости».

Впервые в нашей стране И.В. Мичурин приступил к смелым опытам применения междувидовой гибридизации в плодоводстве. В то время как обычно селекционеры за границей для улучшения своих сортов довольствовались скрещиванием близких форм, дающих быстрые результаты, Иван Владимирович выдвигает метод отдаленной гибридизации, при которой резко изменяются зимостойкость, болезнеустойчивость и качество сортов. Этот решительный метод потребовал упорного труда, многократной повторности скрещивания, умелого подбора исходных форм, многолетней настойчивой работы. Он шел вразрез с господствующими в то время воззрениями (Вавилов Н.И., 1990 с 329).

Как отмечал академик Н.И. Вавилов, «крупнейшая заслуга Мичурина состоит в том, что он, как никто в нашей стране выдвинул идею отдаленной гибридизации в плодоводстве, смелой переделки видов растений путем скрещивания их с другими видами и научно и практически доказал правильность этого пути» (Вавилов Н.И., 1990 с 330).

По словам Н.И. Вавилова, Иван Владимирович выдвинул у нас впервые в плодоводстве идею широкого привлечения исходного видового и сортового материала для скрещивания.

Большим вкладом в науку является учение И.В. Мичурина об управлении наследственностью и о воспитании гибридов. Разработанная им методика воспитания гибридных сеянцев - важный этап селекционного процесса (Сельскохозяйственная энциклопедия, 1972г, с1145).

Идея мобилизации мировых и сортовых плодовых богатств в целях улучшения наших сортов оказалась исключительно плодотворной и ныне поставлена в основу научного плодоводства. Планомерное использование диких и культурных растительных ресурсов Восточной Азии, Кавказа, Средней Азии и поныне является первоочередной задачей плодоводства. Для продвижения плодоводства в северные районы, для коренного улучшения нашего советского ассортимента такое использование восточно-азиатских диких и культурных форм имеет решающее значение.

Огромная заслуга И.В. Мичурина заключается в том, что он воплотил свои идеи в действительность, создав множество новых, по существу, растительных форм. Талант, упорство в труде и железная воля сочетались изумительно в этом ученом-самородке.

Характерными для Мичурина являются искательство, изобретательность. Поражает его многосторонний талант, проявляющийся в конструировании им самим различных инструментов для плодоводства, различных приборов, в умении подойти ко всему по-новому, включительно до врачевания болезней. Суровые условия действительности заставили мысль работать в поисках преодоления трудностей. (Вавилов Н.И., 1990)

Таким образом, в послереволюционный период И.В. Мичурин достиг больших результатов, чем в период работы до 1917 года. Он внес большой вклад в совершенствование сортимента плодовых и ягодных культур СССР. И.В. Мичуриным создано множество новых растительных форм, ранее не существовавших в Природе. Его достижения получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом, разработанные им теоретические положения нашли широкое применение в практической селекции.

Материал подготовлен Аспиранткой Саяпиной А.Г.

Оборудование : таблицы по общей биологии, иллюстрирующие методы селекции растений, методы селекционной работы И.В. Мичурина и достижения селекции растений.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

А. Работа по карточкам

№ 1. Учеными получен пшенично-ржаной гибрид тритикале. Каким образом удалось создать такой гибрид, успешно размножающийся половым путем?

№ 2. Самыми высокоурожайными (до 100 ц/га) сортами пшеницы признаны Безостая 1 (выведена П.П. Лукьяненко) и Мироновская 808 (выведена В.Н. Ремесло). Колосья и зерна у них очень крупные, стебли толстые, прочные. Эти сорта относятся к мягкой, полиплоидной (6n ) пшенице. Самый высокий урожай и крупные плоды у земляники дают также полиплоидные (8n ) растения. Используя эти данные, ответьте на вопросы:

а) как влияет полиплоидия на величину плодов и другие морфологические признаки пшеницы и земляники?
б) как влияет полиплоидия на продуктивность этих растений?
в) какое хозяйственное значение имеет полиплоидия для человека?

№ 3. Подтверждением эволюционной теории явились исследования датского генетика В.Иогансена. Он изучил действие отбора в популяциях и чистых линиях. Оказалось, что в пределах чистой линии отбор по величине, массе семян и другим признакам неэффективен. В то же время отбор в свободноскрещивающихся популяциях результативен. Объясните, какую закономерность эволюционной теории подтверждают результаты этого исследования.

№ 4. В настоящее время широкое распространение в США и Англии имеет гибридный сорт помидоров, устойчивый к двум вирусам. Сорт получен в результате слияния половых клеток дикого помидора и культурного сорта. Объясните, какое значение для селекции имеет сохранение генов диких видов.

Б. Устная проверка знаний

1. Каковы биологические особенности растений, учитываемые в селекции?
2. Что такое инбридинг и межлинейные скрещивания?
3. Что такое межсортовое и межвидовое скрещивание?
4. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?
5. В чем заключается метод Г.Д. Карпеченко по преодолению бесплодия межвидовых гибридов?
6. Что такое массовый и индивидуальный отбор в селекции растений?
7. Что такое индуцированный мутагенез и в чем заключается метод получения полиплоидов в селекции растений.

II. Изучение нового материала

1. Методы селекционной работы И.В. Мичурина

Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) – выдающийся селекционер-практик, автор 300 сортов плодово-ягодных культур. В начале своей деятельности И.В. Мичурин занимался акклиматизацией по методу Грелля, прививая в крону выносливых и холодоустойчивых сортов южные cорта с целью добиться их приспособления к новым условиям. Но изменить генотип южных сортов подобным методом было невозможно. Мичурин убедился в этом, испытав около 200 иностранных сортов: через 35 лет из них не осталось ни одного дерева, хотя Мичурин жил и работал в условиях относительно мягкого климата Черноземной зоны России (г. Козловск, ныне Мичуринск, Тамбовской губернии).
Убедившись в бесплодности попыток простой акклиматизации, И.В. Мичурин приступил к разработке новых методов селекции, основанных на гибридизации, отборе и воспитании (воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды). При их реализации он использовал разнообразные подходы (многие – впервые в мировой селекционной практике), важнейшие из которых следующие.

Биологически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами или скрещивание представителей разных родов. Так, например, Мичурин скрестил вишню Владимирскую с черешней Винклера белой. При дальнейшей работе с гибридами им был выведен сорт вишни Краса севера, обладавший хорошими вкусовыми качествами и зимостойкостью. При скрещивании вишни с черемухой Мичурин получил гибрид, названный церападусом. Им были также получены гибриды ежевики и малины, сливы и терна, рябины и сибирского боярышника и др.

Географически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества. Например, известный сорт груши Бере зимняя Мичурина был получен в результате гибридизации дикой уссурийской груши и южного французского сорта Бере-рояль.

Метод ментора – один из методов «воспитания» гибридов, разработанных И.В. Мичуриным. Он основан на том, что признаки развивающегося гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя. Мичурин применял этот метод в двух вариантах. В первом случае гибридный сеянец служил привоем, и его прививали на взрослое плодоносящее растение (подвой), свойства которого желательно было получить у гибрида. Во втором случае в крону молодого гибридного сеянца (подвоя) прививали черенок сорта, признаки которого хотели бы получить у гибрида.
Этот метод был применен Мичуриным, например, при создании сорта яблони Бельфлёр-китайка. В первый год плодоношения гибридов оказалось, что плоды у них мелкие и кислые. Чтобы направить дальнейшее развитие гибрида в нужную сторону, в крону молодых деревьев были привиты черенки Бельфлёра. Под влиянием черенков плоды гибрида стали приобретать вкусовые качества Бельфлёра.
Влияние ментора следует рассматривать как изменение доминирования в процессе развития гибрида. В данном случае ментор способствовал фенотипическому проявлению (доминированию) генов, полученных от сорта Бельфлёр, не меняя при этом генотипа гибрида.

Метод посредника был применен Мичуриным при отдаленной гибридизации. Он состоит в использовании дикого вида в качестве посредника для преодоления нескрещиваемости. Скрещивая дикий Монгольский миндаль с диким персиком Давида, Мичурин получил миндаль Посредник, который он в дальнейшем использовал для скрещивания с культурным персиком. Полученный им гибридный персик приобрел зимостойкость, благодаря чему был продвинут на север.

Смешение пыльцы применялось Мичуриным для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости). Суть метода заключалась в том, что при опылении смесью собственной пыльцы и пыльцы другого вида собственная пыльца раздражала рыльце пестика, и оно воспринимало чужую пыльцу.

Воздействие условиями среды . При «воспитании» молодых гибридов Мичурин использовал изменения способов хранения семян, характера питания и свойств почвы, воздействие низкими температурами, применял частые пересадки. В результате гибриды закалялись и могли переносить неблагоприятные условия внешней среды.

Отбор – многократный и жесткий отбор растений по размерам, форме, зимостойкости, иммунным свойствам, качеству, вкусу, цвету плодов и т.д.
Большинство сортов, полученных И.В. Мичуриным, представляло собой сложные гетерозиготы. Для сохранения качеств их размножают вегетативным путем: отводками, прививками и т.д.

2. Достижения селекции растений

Селекционная работа имеет огромное народнохозяйственное значение. Замена малоурожайных сортов высокопродуктивными селекционными сортами представляет собой один из основных путей повышения урожайности. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом селекционно-генетическая работа приводит к замечательным результатам.
Познакомимся с некоторыми из последних достижений селекции по основным сельскохозяйственным культурам.

Озимая пшеница . Для России пшеница – основная зерновая культура. Академик Павел Пантелеймонович Лукьяненко (1901–1973) создал ряд высокоурожайных сортов озимой пшеницы, занимающих миллионы гектаров как в России, так и в других странах. Особенной популярностью пользуются сорта Аврора и Кавказ, дающие урожай до 100 ц/га, и Безостая 1 с урожайностью до 50 ц/га. На основе последнего сорта были выведены сорта Краснодарская 57 и Одесская полукарликовая.
Не менее высокоурожайные сорта выведены на Мироновской селекционной опытной станции академиком Василием Николаевичем Ремесло (1907–1983): Мироновская 264, Мироновская 808 и др. За последние 50 лет урожайность сортов озимой пшеницы возросла с 25 до 65 ц/га, т.е. в 2,5 раза. К новым высокоурожайным сортам озимой пшеницы, выведенным на той же станции, относится и Ильичевка. В 1974 г. этот сорт районирован в 15 областях Украины и при надлежащем орошении и высокой агротехнике дает урожаи до 100 ц/га.
Среди новых сортов очень перспективны многолетние пшеницы, выведенные под руководством академика Николая Васильевича Цицина (1898–1980) на основе межвидовой гибридизации пшеницы и пырея. Они высокоурожайны, засухоустойчивы, выдерживают морозы до –35 oС.

Яровая пшеница . Среди яровых наиболее ценен созданный Алексеем Павловичем Шехурдиным (1886–1951) и Валентиной Николаевной Мамонтовой (1895–1982) высокоурожайный сорт Саратовская 29, отличающийся высокими хлебопекарными качествами. Мы уже упоминали о сорте яровой пшеницы Новосибирская 67 с укороченной и утолщенной соломиной, выведенном в Институте цитологии и генетики СО РАН. Урожайность этого сорта в Западной Сибири достигает 40 ц/га.

Подсолнечник . В этой области селекции растений замечательны достижения академика Василия Степановича Пустовойта (1886–1972). До середины XX в. лучшие сорта подсолнечника по масличности не превышали 33%. В настоящее время средняя масличность семян достигает 50%.

Сахарная свекла . За последние годы резко повысились сахаристость и урожайность сахарной свеклы. Большую роль в селекции этой культуры сыграла полиплоидия (работы А.Н. Луткова, В.П. Зосимовича).

Кукуруза . При создании новых перспективных сортов этой культуры применяют самоопыляющиеся гомозиготные линии с их последующей гибридизацией (М.И. Хаджинов и Г.С. Галеев).

III. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

IV. Домашнее задание

Изучить параграф учебника (методы селекционной работы И.В. Мичурина и достижения селекции растений).

Урок 8–9. Селекция животных, ее методы и достижения

Оборудование : таблицы по общей биологии, иллюстрирующие методы селекционной работы И.В. Мичурина, достижения селекции растений, методы селекции животных.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

А. Работа по карточкам

№ 1. Какую важную закономерность доминирования признаков у гибридов установил И.В. Мичурин? Каково значение этой закономерности для селекции? Приведите примеры.

№ 2. Каковы положительные и отрицательные стороны самоопыления при селекции культурных растений?

№ 3. Существует выражение: «Человека кормят и одевают полиплоиды». Как его следует понимать?

№ 4. При подборе родительских пар для гибридизации И.В. Мичурин широко использовал географически удаленные формы. Так, например, был создан сорт яблони Бельфлёр-китайка, полученный в результате гибридизации китайской яблони из Сибири и американского сорта Бельфлёр желтый. Почему Мичурин большое внимание уделял скрещиванию географически удаленных форм?

Б. Устная проверка знаний

1. Какие методы селекционной работы использовал И.В. Мичурин?
2. Каковы последние достижения селекции растений?

II. Изучение нового материала

1. Особенности биологии животных, учитываемые в селекции

При селекции животных необходимо учитывать следующие их особенности:

– малочисленность потомства у пары родителей;
– большая продолжительность жизни;
– невозможность вегетативного размножения высокоорганизованных животных и наличие у них только полового способа размножения;
– раздельнополость;
– часто поздняя половая зрелость;
– более сложные, чем у растений, взаимоотношения с внешней средой благодаря наличию нервной системы;
– трудность изучения генотипа, т.к. он содержит большое количество гетерозигот, а гены находятся в сложном взаимодействии (продуктивность по мясу, молоку, шерсти, плодовитость, густота меха у пушных зверей и другие хозяйственно- ценные признаки наследуются очень сложно).

2. Типы скрещиваний и методы разведения, применяемые в животноводстве

В селекционной работе важно представлять конечную цель, к которой стремится селекционер. Желательно ли увеличить продукцию молока, повысить его жирность или изменить мясные качества скота – все это требует разных направлений отбора и подбора производителей, применения различных систем скрещивания.
При подборе производителей важно учитывать их родословные. В племенных хозяйствах всегда ведутся племенные книги, в которых подробно учитываются экстерьерные особенности и продуктивность родительских форм в течение ряда поколений. По признакам предков можно судить о генотипе производителей.
Типы скрещивания при селекционной работе с животными разнообразны. Применяют в основном два типа скрещивания: неродственное и родственное.

Неродственное скрещивание , или аутбридинг (от англ. out – вне и breeding – разведение), осуществляется между особями одной породы или между особями разных пород животных. При строгом отборе приводит к поддержанию свойств или улучшению их в ряду следующих поколений гибридов, т.к. в потомстве может получиться удачная комбинация генов, обеспечивающая формирование целого ряда хозяйственно-важных признаков.

Близкородственное скрещивание , или инбридинг, проводится между братьями и сестрами или родителями и потомством. Этот тип скрещивания применяют в тех случаях, когда желают перевести большинство генов породы в гомозиготное состояние, т.е. для получения чистых линий, сохранения хозяйственно-важных признаков, повышения стабильности этих признаков для последующего скрещивания и получения эффекта гетерозиса.
Такое скрещивание до известной степени аналогично самоопылению у растений, т.к. приводит к повышению гомозиготности. При близкородственном скрещивании часто наблюдается ослабление животных, потеря устойчивости к действию внешних факторов, к заболеваниям. Все эти отрицательные проявления близкородственного скрещивания называются депрессией .

Межлинейное скрещивание проводится между представителями чистых гомозиготных линий для того, чтобы избежать неблагоприятного действия рецессивных генов, перевести их в гетерозиготное состояние и вызвать эффект гетерозиса. Обычно для скрещивания используются представители нескольких линий.

Отдаленная гибридизация , т.е. межвидовое скрещивание, известно у животных с древнейших времен. Чаще всего межвидовые гибриды стерильны, т.к. у них нарушается мейоз, что приводит к нарушению гаметогенеза. С глубокой древности человек использует гибрид кобылицы с ослом – мула, который отличается выносливостью и большой продолжительностью жизни. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов животных – важная задача селекции.
Иногда гаметогенез у отдаленных гибридов протекает нормально, и это позволило получить новые ценные породы животных. Примером могут служить архаромериносы, которые могут пастись высоко в горах, как архары, и, как мериносы, дают хорошую шерсть. Получены плодовитые гибриды от скрещивания местного крупного рогатого скота с яками и зебу (подвидом крупного рогатого скота, распространенного в Азии и Африке). Продуктивны гибриды белуги и стерляди (бестер), хорька и норки (хонорик), карпа и карася. Также плодовито потомство, полученое при скрещиваниях между одногорбым и двугорбым верблюдами, домашней лошадью и лошадью Пржевальского, зубрами и бизонами.
В животноводстве используют два основных метода разведения: внутрипородное и межпородное .

Внутрипородное разведение , или разведение «в себе» , направлено на сохранение и улучшение породы. Практически оно выражается в отборе лучших производителей, выбраковке особей, не отвечающих требованиям породы.

Межпородное разведение используют для создания новой породы. При этом часто проводят близкородственное скрещивание, что помогает получить большое количество особей, обладающих нужными свойствами.

Продолжение следует


И.В.Мичурин- выдающийся учёный- селекционер, один из основателей науки о селекции плодовых культур. Работа в саду с юных лет была его любимым делам. Он оставил целью своей жизни обогатить сады России новыми сортами и добился осуществления этой мечты, несмотря на невероятный трудности и лишения.


Поставив перед собой задачу продвижения южных сортов плодовых деревьев в среднюю полосу России, Мичурин сначала пытался решить ее путем акклиматизации указанных сортов в новых условиях. Но выращенные им южные сорта зимою вымерзали. Одно лишь изменение условий существования организма не может изменить филогенетически выработавшийся стойкий генотип, притом в определенную сторону.


Гибридизация, т. е. получение сорта с новыми, улучшенными признаками, чаще всего производилась путем скрещивания местного сорта с южным, обладавшим более высокими вкусовыми качествами. При этом наблюдалось отрицательное явлениедоминирование у гибрида признаков местного сорта. Причина этого заключалась в исторической приспособленности местного сорта к определенным условиям существования.


Таким методом был выведен сорт груши Бере зимняя Мичурина. В качестве матери была взята уссурийская дикая груша, отличающаяся мелкими плодами, но зимостойкая, в качестве отца южный сорт Бере рояль с крупными сочными плодами. Для обоих родителей условия средней полосы России были необычными. У гибрида проявились нужные селекционеру качества родителей: плоды были крупные, лежкие, обладали высокими вкусовыми качествами, а само гибридное растение переносило холод до 36°.



В естественных условиях чужеродная пыльца другого вида не воспринимается материнским растением и скрещивания не происходит. Для преодоления нескрещиваемости при отдаленной гибридизации. Мичурин применял несколько методов: 1. Метод предварительного вегетативного сближения. 2. Метод посредника. 3. Метод опыления смесью пыльцы. 4. Метод ментора.






Метод опыления смесью пыльцы. И. В. Мичурин применял различные варианты смеси пыльцы. Смешивалось небольшое количество пыльцы материнского растения с пыльцой отцовского. В этом случае своя пыльца раздражала рыльце пестика, которое становилось способным воспринять и чужеродную пыльцу. При опылении цветков яблони пыльцой груши к последней добавляли немного пыльцы яблони. Часть семяпочек оплодотворялась своей пыльцой, другая часть чужой (грушевой). Результаты работы И. В. Мичурина поразительны. Им были созданы сотни новых сортов растений. Ряд сортов яблонь и ягодных культур продвинут далеко на север. Они обладают высокими вкусовыми качествами и в то же время прекрасно приспособлены к местным условиям. Новый сорт Антоновка шестисотграммовая дает урожай с одного дерева до 350 кг. Мичуринский виноград выдерживал зиму безприсыпки лоз, что делается даже в Крыму, и вместе с тем не снизил своих товарных показателей. Мичурин своими работами показал, что творческие возможности человека безграничны.

Поделиться: