Классный час "путешествие с комнатными растениями". А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участникам мероприятия поведала библиотекарь Рязанцева М.А., а также провела со зрителями игру «Ромашка»

Александра Иванова
Сценарий досуга по познавательному развитию «Путешествие в мир растений»

Сценарий досуга по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир растений »

Цель : формирование у ребёнка богатого внутреннего мира, развитие внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбии, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений .

Задачи :

Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;

развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты ;

обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Подмосковья ;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

способствовать выразительному чтению стихов;

расширить общий кругозор детей.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Досуг проводится на улице .

Герои : Умница, Шалун

УМНИЦА : Здравствуйте, ребята! Мы –Эколята. Я-Умница. А –это Шалун. Мы пришли к вам на праздник. А вы знаете, ребята, какой праздник отмечается сегодня-5 июня?

ШАЛУН : Конечно, знают! Сегодня же такой хороший день, теплый. Значит сегодня-8 Марта!

УМНИЦА : Ну Шалун, ты все перепутал. Сегодня отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ! А еще сегодня отмечают праздник ЭКОЛОГИ! Ребята, а вы знаете, кто такие экологи? (ответы детей) .

ШАЛУН : Экологи- это люди, которые любят, охраняют и защищают природу. Природа-это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Посмотри мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг природа!

УМНИЦА : Ребята, а вы любите природу? (ответы детей) . Я предлагаю вам вступить в детскую организацию «Эколята-дошколята» . Для этого мы дадим сейчас торжественную клятву юных экологов.

КЛЯТВА ЮНОГО ЭКОЛОГА

Я, юный гражданин России клянусь :

Любить и беречь окружающую среду,

Не разводить огонь в лесу ;

Не нарушать покой лесных обитателей;

Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;

Не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.

Вручить детям медали юных экологов.

Ребенок : Стихотворение Клятва юных экологов

Мы – юные экологи,

Плечо к плечу встаём

И клятву нашей Родине

Торжественно даём!

Мы вышли на просторы

И твёрдо говорим :

Леса, поля и горы

В обиду не дадим!

Мы клятвы не забудем,

Как станем вырастать .

Клянемся мы природу

Беречь и защищать!

УМНИЦА : Ребята, я вас поздравляю! Вы теперь- эколята - дошколята! Юные защитники природы!

ШАЛУН : Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Вот сегодня мы и поговорим о растениях .

УМНИЦА : Сегодня мы отправимся с вами в наше первое путешествие , в загадочный «МИР РАСТЕНИЙ » .

1 СТАНЦИЯ «ЦВЕТОЧНАЯ» .

Ребенок : Стихотворение «Цветы» .

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все : и Я, и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

ШАЛУН : На первой станции нам надо разгадать цветочный кроссворд. Все загадки в этом кроссворде о цветах. Отгадав их, вы прочтете слово в красной строке.

1. Он средь снега расцветает,

С нами он весну встречает.

От мороза прячется в валежник

Маленький цветок (подснежник) .

2. На день рожденья к Гене

Спешит он в воскресенье

Несет наш Чебурашка

Ему цветы …. (ромашки)

3. В поле нашем красота,

Всё цветёт как никогда!

Но красивей всех цветок

Наш любимый (василёк) .

4. Длиннонога и стройна,

Вся шипом наделена.

И боится лишь мороза

Гордая такая (роза) .

5. Желтый цветик побелел.

Дунул ветер, улетел.

Кто такой пушистый мальчик?

Он зовётся (одуванчик) .

6. Чей прекрасный аромат

Вдруг наполнил целый сад?

Я искал весь день, и надо ж

Белоснежный это (ландыш) .

7. Легкий дует ветерок,

Просыпается цветок.

Красный, желтый тут и там,

А зовется он (тюльпан) .

Ребенок : Стихотворение «Нам жить в одной семье» .

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюквы на болоте.

2. СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

УМНИЦА : Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В нашей местности очень много таких растений .

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми лекарственными растениями , которые мы встречаем, гуляя в лесу.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку» . Надо отгадать загадки о лекарственных растениях и найти их изображения.

1. ШАЛУН : Это растение вам хорошо известно . Загадка подскажет его название :

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

РОМАШКА– очень целебный цветок. Вот несколько советов :

Поласкай ромашкой рот, и зубная боль пройдёт.

Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар… В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Ребенок : Стихотворение «Маленькое солнце на моей ладошке»

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

2. УМНИЦА : А кто угадает следующее растение ?

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

ШАЛУН : Найдите это растение среди других . Попробуйте догадаться, почему это растение так называется ? Подорожник любит расти вдоль дорог , поэтому и получил свое название. В народе его еще называют порезник и ранник, потому что он заживляет их. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Кто из вас пользовался подорожником? А еще сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве отхаркивающего средства при кашле. Посмотрите, ребята, на фотографию этого растения . Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

Ребенок :

Что за листик - подорожник? Странная трава!

Что лечиться ею можно- знает детвора!

Если вдруг неосторожно пальчик ты поранил,

Каждый знает - Листик можно положить на рану.

На полянке, в огороде, у дороги там и тут –

Потому-то его люди Подорожником зовут!

3. УМНИЦА : Следующее растение

Золотой и молодой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два,

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший… (одуванчик) .

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде :

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к вышине,

Он растет и на дорожке ,

И в ложбинке, и в траве.

Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

4. ШАЛУН : Хоть красива и нежна я раннею весною,

Жарким летом вырастаю сорною травою .

Вдоль заборов и дорог есть мой жгучий стебелек

Кто меня касается-тут же обжигается. (КРАПИВА)

Крапива растет везде : у дорог, рядом с домом, в оврагах. Это растение можно собирать всегда, от ранней весны до поздней осени. Почему крапиву назвали крапивой? Правильно, это связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. Крапива очень полезна. В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут . Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. Крапиву можно применять практически при любом заболевании.

Крапиву с древних времен люди использовали в пищу. На Руси крапива всегда была на столе, ее ели в натуральном виде, подмешивали в хлеб, солили, сушили и добавляли к разным блюдам.

5. УМНИЦА : Дикой розой называют,

Как лекарство применяют. (Шиповник) .

«КТО ШИПОВНИК ПЬЕТ – СТО ЛЕТ ЖИВЕТ» гласит поговорка.

Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха.

Ребенок : Стихотворение «Заданье Айболита»

Вот заданье Айболита,

Врачевания урок :

"И ромашку, и малину

Собирайте летом впрок,

Находите листья мяты,

Валерьяну, иван-чай".

Лечит ландыш, подорожник

От болезней всевозможных.

Потому-то Айболит

Все запомнить нам велит.

3. СТАНЦИЯ «СПОРТИВНАЯ»

1. Разминка «Проказник ветер»

2. Подвижная игра «Собери ромашку»

3. Подвижная игра «Польем дерево»

4. СТАНЦИЯ «Зеленый друг» .

УМНИЦА : На этой станции мы вспомним с вами деревья нашего леса.

1. Задание. «Угадай дерево по листочку» (клен, береза, рябина, тополь, осина, вяз) .

2. Подвижная игра «Найди свое дерево» . 5 обручей,в каждом листочки деревьев из 1 задания. Дети делятся на 5 команд, разбегаются по участку и собираются у своего дерева по команде.

5. СТАНЦИЯ «Охраны природы»

Ребенок :

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы.

ШАЛУН : Ребята, исчезающие виды растений занесены в Красную книгу. Такие растения нуждаются в особой охране и бережном отношении со стороны человека. В ней уже находятся : белая кувшинка. ландыш, подснежник, фиалка, колокольчик, лилия, мак и другие.

УМНИЦА : Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

ШАЛУН : Ребята, наше путешествие в МИР РАСТЕНИЙ закончилось . Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять.

Сценарий КВН "В мире комнатных растений"

  • Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними.
  • Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
  • Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
  • Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
  • Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Звучит музыка. Входит Фея цветов и встречает детей.

Фея: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на цветочный конкурс!

Представление команд

1 команда «Кактусята».

Девиз: Мы - кактуся,

Дружные ребята,

К победе, верно, мы идём,

С дороги этой не свернём!

2 команда « Фиалки»

Девиз: Мы - фиалки скромные,

Но упорные!

Разминка

Вопросы для команд:

1. Назовите лучшее время для пересадки растений. (Весна)

2. Какой водой нужно поливать комнатные растения?

(Тёплой, отстоянной, дождевой.)

3.Когда растения не нуждаются в подкормке? (Зимой)

4. Перечислите правила поливки комнатных растений.

Поливать можно только тогда, когда верхний слой земли подсох. Поливать отстоянной водой.

5. В каком уходе, кроме поливки, нуждаются комнатные растения?

Уборке сухих листьев, рыхлении, опрыскивании, мытье или очистки от пыли, в подкормке.

Игра «Собери цветок из лепестков».

На полу раскладываются лепестки и сердцевинки от разных цветов, вырезанные из цветной бумаги. Дети должны определить цветок и правильно его собрать.

Конкурс «Загадочный.2

  • Командам предстоит разгадать загадки.

Лист горбочком,

С желобочком,

Шипы имеет,

А ранить не умеет.

Зато лечит нас

В любой день и час. АЛОЭ

  • На моём окошке

Поселился ёжик.

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может, он без шапки

От мороза ёжится? КАКТУС….

Конкурс «Художественный»

Фея показывает командам рисунки непонятных растений. Задача детей- определить, из каких растений они составлены.

Музыкальная разминка

Стук в дверь. Заходит Боляка (голова перевязана косынкой, держится за щеку одной рукой, на другой отставил больной палец, хромает, чихает).

Боляка: Ой, ребята, помогите,

Поскорей меня спасите!

Я почти что инвалид-

У меня ведь всё болит.

Фея: Ой, ребята, жалко Боляку?

Дети: Жалко.

Фея: Давайте позовём медсестру, она сделает укол, и всё пройдёт.

Боляка пугается, трясётся. Ой, уколов я боюсь и таблетки горькие.

Фея: Ну хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Боляка: Как это?

1. Вот растение алоэ. Его ещё называют домашним доктором. Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь. Палец болит- приложи алоэ мякотью к пальцу и привяжи - боль утихнет.

2. А чтобы голова не болела, понюхай красную герань, чтобы дёсна не распухали, тебе поможет каланхоэ. Оторви листочек и пожуй.

Боляка. Вот спасибо вам, ребята. Я не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные.

Фея: Вот тебе ещё несколько советов. Каланхоэ лечит ангину, отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки.

Боляка: Ну, спасибо вам ребята. Мне и правда легче стало.

Конкурс капитанов.

Фея называет научное наименование растения, а дети вспоминают его название:

бальзамин- «огонёк», традесканция - «бабьи сплетни», сансевьера - «щучий хвост», фуксия - «фонарики», фикус - « резиновое дерево», алоэ - « столетник», другие.

Домашнее задание

Рассказывание по одной сказке от команды на тему « Если бы я был комнатным растением».

Звучит музыка. Жюри подводит итоги, объявляет победителя.

Игра «Поле чудес» на тему «Мир растений»

Сценарий игры «Поле чудес» для учащихся начальной школы.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Краткое описание:
Данное внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы представлено в виде игры «Поле чудес» на тему "Мир растений". Эту игру можно провести на уроке окружающего мира в 3 классе в конце изучения темы «Растения», при проведении предметной недели по окружающему миру, а также в летнем оздоровительном лагере.

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний детей о растениях

Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор.

Оборудование:
Барабан Поле чудес, две шкатулки, черный ящик, призы, ручки, листки бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с игрой и картинками растений.

Пояснительная записка к работе с презентацией
В начале каждого тура игры, финала и суперигры, когда ведущий читает задание, перед игроками открывается слайд презентации с табло, которое состоит из прямоугольников. Игрок называет букву алфавита, и, если такая буква есть в слове, ведущий или его помощник нажимает на тот прямоугольник, где она расположена (или прямоугольники, если таких букв в слове несколько). буква открывается. После того, как отгадано слово и на табло открыты все буквы, по щелчку мыши в любом месте презентации открывается картинка с изображением растения.

Ход игры
Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей замечательной игре «Поле чудес» на тему «Мир растений».

Слайд 1

Удивительный, загадочный мир растений. Это и золотая осенняя листва, и душистые весенние цветы, и красота лугов, полей. Это многообразие красок и чистый свежий воздух. Растения приносят человеку огромную пользу. Вы знаете, что многие из них обладают лечебными свойствами. Они «заряжают» человека позитивной энергией и поднимают настроение.

Правила игры всем вам знакомы. Давайте я вам их еще раз напомню.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока.
Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв.
Игроки каждой тройки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, или специальные сектора:
Приз (П) - игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или продолжить игру.
Плюс (+) - игрок может открыть любую букву.
Банкрот (Б) - очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Ноль (0) - набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
х2 - набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву.
У каждого из вас будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз. Он может принять участие в суперигре.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Но перед началом каждого тура нам нужно провести отборочный тур и выяснить, кто из вас окажется в тройке игроков.

Первый отборочный тур.
Вопросы:
1. Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (тополь)
2. Какое дерево цветет позже всех? (липа)
3. У какого хвойного растения иголки расположены попарно? (сосна)

Задание первой тройке игроков.
Ягоды этого растения не только вкусны, полезны, богаты витаминами, но и применяются как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Сейчас добавляют в продукты питания, когда хотят придать им такую окраску. Как называется это растение? (черника)

Слайд 2.

Второй отборочный тур.
Загадки:
1. На лугу у реки – золотые огоньки,
Дождь заморосил, огоньки погасил. (одуванчик)
2. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашки)
3. Путник часто ранит ногу.
Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Задание второй тройке игроков.
Эти плоды в сыром виде очень опасны для человека, так как содержат ядовитое вещество, которое совсем безвредно для животных. Если же плоды вымочить или обжарить, то ядовитое вещество разрушится, и они становятся съедобными для человека. Из них делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий. (желуди)

Слайд 3

Третий отборочный тур.
Растения – помощники сказочных героев.
1. Из какого растения Элиза, героиня сказки «Дикие лебеди», сплела кольчуги для своих братьев?
2. Какое дерево помогло спрятаться сестрице Аленушке и братцу Иванушке от гусей? (яблоня)
3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)

Задание третьей тройке игроков.
Красивые цветы и плоды этого растения служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют из них чай, который придает бодрость и здоровье. (шиповник)

Слайд 4

Игра со зрителями.
Это растение, как считают целители, является источником энергии и жизненных сил. О нем сложено много песен, загадок. В старинной русской песне говорится о его «делах»:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
(береза)

Слайд 5

Ведущий:
В старину делали березовые лучины. Они горели без копоти и искр. (мир освещать )
Березовым дегтем смазывали колеса у телег, и они не скрипели. (скрип утишать)
Чистоту наводили березовыми метлами. В бане парились березовыми вениками. (чистоту соблюдать)
А сколько целебных свойств имеет дерево! В лекарственных целях используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага - березовый гриб, а также березовый деготь и активированный уголь, который изготавливают из березы.

Финал.
В 17 веке эта ягода была самым большим лакомством при царском дворе.
Ее подавали к столу как в свежем виде, так и в консервированном: тонкие ломтики без корки хранили в патоке с корицей. (арбуз)

Слайд 6

Суперигра.
Это растение было завезено в Европу из Америки. Называли его, то мексиканским цветком, то перуанской хризантемой. В Россию этот экзотический цветок завез из Голландии Петр I. Растение это долго оставалось украшением. В наши дни из растения получают продукт, который используется для приготовления пищи. (подсолнечник)

Слайд 7

Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем игрокам. Поздравляем победителя! (Проходит награждение)

Использованная литература:
1. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2011
2. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. Внеклассные мероприятия. 4 класс. 3 издание. Москва, ВАКО, 2008



В начале вечера сотрудница ДК Демина Н. И. провела разминку и викторину.


Дети подготовили сценку «Цветочки» и прочли стихи о цветах.

Сценка «Цветочки»

Действующие лица: мальчик - С а д о в н и к, девочка - С о л н ы ш к о, цветы - Колокольчик, Одуванчик, Ромашка, Мак, Маргаритка.



Звучит веселая музыка. На сцену выбегают цветы, рассыпаются по сценической площадке, приседают на корточки, закрывая свои шляпки руками. Выходят Садовник и Солнышко. Мальчик Садовник «поливает» цветы из лейки, девочка Солнышко поправляет у цветочков лепестки на шляпках. Музыка микшируется, Садовник и Солнышко подходят к микрофонам.

Садовник : Посадил я зернышки.

Попрошу я Солнышко:

Ярче, Солнышко, свети,

Чтобы выросли цветы!

Ну же, Солнышко, скорее!

Солнышко : Я стараюсь. Я же грею!

Видишь, я совсем не прочь

Вырасти цветам помочь!

Музыка становится громче. Цветы «растут» - вначале раскрывают руки, открыв свои шляпки, покачивают головами, затем начинают ритмично, в такт музыки подниматься.

Садовник : Ой, смотри! Они растут!

Значит, скоро зацветут!

Солнышко : Распушат свои макушки

И запляшут на опушке!

Цветы исполняют танец, затем подбегают к микрофонам.

Колокольчик : Я - веселый Колокольчик,

Одуванчик : Я - пушистый Одуванчик,

Солнышка любимый мальчик!

Ромашка: Я - Ромашка белая,

Девочка несмелая!

Мак : Я - Мак, красивый самый цвет,

Украшу я любой букет!

Маргаритка : Я - Маргаритка, малышок,

Я нежный розовый цветок!

Колокольчик: Мы цветочки полевые -

Настоящие, живые!

Одуванчик: Для того мы расцвели,

Чтоб вы нас сорвать смогли.

Ромашка : Мы веночком можем ловко

Заплестись вокруг головки!

Мак : Можно нас объединить

И в один букет сложить.

Маргаритка : Что угодно сделать можно,

Только очень осторожно!

Потому добавим строчку…

Цветы (вместе) : Мы же нежные цветочки!

Солнышко (Садовнику) : Что надумал делать ты?

Видишь, ждут тебя цветы.

Садовник: Я в букет их соберу

И всем мамам подарю!

Подходит к цветам, обнимает их.

Солнышко: Завершая свой рассказ,

Вновь добавим строчку.

Цветы (вместе): Мамочки, ведь мы для вас -

Лучшие цветочки!

Звучит веселая музыка. Садовник, Солнышко и Цветы танцуют, затем кланяются и уходят со сцены.


Кратко и содержательно рассказала фельдшер Варнаевского ФАПа Безрукова Л. М. о том, как цветы влияют на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Здоровье и цветы

Комнатные растения и цветы – это не только украшение жилища, но и то, что ощутимо влияет на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Поэтому желательно, что в каждом доме был определённый набор живых цветов, так как они оказывают незаменимое влияние на организм человека. Нет смысла просто купить цветы или лишь бы подешевле, ведь от этого большой пользы они не принесут. Необходимо, чтобы каждое растение было приобретено обдуманно и приносило пользу своим владельцам.

Итак, какие же растения просто необходимо иметь в доме?

Прежде всего, сегодня в каждой квартире и доме должны быть кактусы. Они способны продуктивно бороться и нейтрализовывать радиацию и ее воздействие на организм. Не спроста раньше возле компьютеров ставили кактусы, чтобы они поглощали радиацию. Сейчас техника совершенствуется и становится более безопасной, однако, негативное влияние на человека она все же оказывает.

Наличие кактусов хоть и не спасет от радиоактивного воздействия, тем не менее ослабит его силу, что просто необходимо в современных домах с несколькими компьютерами, телевизорами и прочей подобной техникой. Если же обыкновенные кактусы кажутся слишком простыми, то можно выбрать особые цветущие виды этих растений, необычных форм.

Что касается качества воздуха, то для поддержания естественным образом нормальной влажности в помещении и его очищения следует приобрести алоэ, хризантемы или хлорофитум.

Хорошо очищают воздух от микробов мирт, розмарин и некоторые цитрусовые. Полезно иметь комнатные хвойные растения, к примеру, кипарис, криптомерия и другие. Они также освежают воздух, насыщают его необходимыми ионами, от чего в помещении становится легче дышать.

Для улучшения биополя живущих в доме стоит завести розы. В дополнение к ним можно посадить мяту, базилик или эстрагон. Сочетание этих растений действительно делают воздух намного чище, свежее, улучшают микроклимат.

Однако, кроме комнатных цветов в горшках, не отказывайте себе в удовольствии видеть в своем доме живые букеты. Ведь не только сорт цветка, но и его цвет, форма влияют на настроение, состояние здоровья, выделение в организме определенных полезных гормонов. Так, например, букеты с цветами красного цвета повышают тонус, энергичность человека, работоспособность. Желтые цветы (розы, тюльпаны, каллы) хорошо влияют на настроение, улучшают работу мозга. Чтобы расслабиться, успокоить нервы, подойдет букет из нежно-зеленых цветов, к примеру, цинний. Синий цвет помогает бороться с бессонницей, так как стимулирует выработку гормона сна. Поэтому в спальне лучше ставить букеты из синих цветов, лучше всего колокольчиков. Это также может быть лаванда или фиалки, они сделают сон здоровым и крепким. Всем сидящим на диете можно использовать в помощь сиреневые цветы, так как они помогают бороться с голодом, при этом также снимают напряжение, успокаивают.


Много интересных фактов о цветах привела гостья из Мурманска Артамонова А.И. Выяснилось, что разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память.

"Что мы знаем о цветах? Это – красивые растения, которые сопровождают человека на всех этапах его жизни. Разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память. В дополнение к этому мы подготовили целый список «Интересные факты о цветах» . Узнайте больше о том, какие растения вы дарите, любите получать в подарок, выращиваете дома или видели только по телевизору! Итак,

1. Название «гладиолус» было дано растению писателем Древнего Рима Плинием старшим. В І веке нашей эры он обратил внимание на сходство цветка с оружием гладиаторов. Поэтому в переводе с римского «Gladius» обозначает «меч».

2. В Германии растет самая старая в мире роза. Более 1000 лет она каждый год цветет у собора Хильдесхайме. Куст, практически, сравнялся с крышей здания.

Самая старая в мире роза 1000 лет

3. Знали ли вы, что национальным цветком США в 1986 году решением Конгресса была признана роза?

4. То, что название подсолнуха пошло от особенности цветка поворачивать головку к солнцу, известно еще со школьных времен. Но мало кто знает, что до появления современных технологий именно подсолнух цепляли к спасательным жилетам для определения сторон света.

5. Любите такую пряность, как шафран? Тогда вы должны знать: чтобы получить всего одну ее унцию (чуть более 28 граммов) требуется собрать и переработать около 5 тысяч цветков.

6. Орхидеи – уникальные цветы. В наши дни выведены самые замысловатые ее виды, включая зеленый и черный. Но вот синюю орхидею произвести так и не удалось.

7. 80% тропических австралийских цветов не встречаются нигде на Земной планете, кроме этого континента.

8. Культивировать и выращивать цветы в Египте начали более 4 тысяч лет назад.

9. Голландия – страна тюльпанов. Сотни и даже тысячи видов красивых цветов растут на полях этого государство. А ведь были времена, когда в Голландии тюльпанов не было. Изначально они были завезены из Турции (в XVI веке). Тогда одна луковица данного растения стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.

10. Хризантемы – императорские цветы в Японии. В связи с этим в стране существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.

Большинство любимых цветов японцев – без запаха. В этом государстве принято любоваться красотой растения (даже плодового), нежели вдыхать его аромат.

11. Один из самых быстрорастущих цветов в мире – это тюльпан. Всего за одни сутки он может вырасти на 2 сантиметра.

12. Южноамериканский дикий фикус имеет самые длинные корни. Есть сведения, что корневая система одного из представителей этого растения достигали более 120 метров.

13. Национальным цветком Китая считается пион. В этой стране ему приписывают по истине магические свойства. Китайцы верят, что пион выгоняет из жилья злых духов.

14. В суровом регионе Северного Полярного Круга можно встретить кусты дикой розы.

15. Научное название растения незабудка (не смотря на глубокий смысл слова) означает «мышиное ушко».

16. Плавучая ряска волффиааррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.

17. Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.

18. На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.

19. Георгины названы в честь мореплавателя Георгия. Подарить эти цветы – значит проявить уважение и дружбу.

А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участникам мероприятия поведала библиотекарь Рязанцева М.А. , а также провела со зрителями игру «Ромашка» .



И в дни великих бед они умеют цвесть.

Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.

ВОКРУГ СВЕТА

С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Цели: экологическое, эстетическое, нравственное воспитание

Оформление: заголовок мероприятия, рисунки с комнатными растениями.

Оборудование: горшки с комнатными растениями, литература о цветах, наборы открыток с комнатными растениями, карта мира, пректор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Страница 1. ВВЕДЕНИЕ

О комнатных растениях

В стихах лишь изредка услышишь две – три строчки

Все о деревьях. розах, васильках

Не замечают бледные листочки .

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас принять участие в путешествии «Вокруг света с комнатными растениями», посвященной нашим домашним любимцам.

На моём окошке настоящий сад!

Крупные серёжки фуксии висят.

Лезет финик узкий – листики свежи.

А у пальмы русской листья как ножи.

Е. Благинина «На моём окошке»

Ребята, какие растения мы называем комнатными?

Комнатные растения – растения, которые живут в доме, комнате, рядом с человеком. Они наши большие друзья. Они улучшают состав воздуха, увлажняют его, тем самым облегчают людям дыхание. Когда за окном снег, зима, на окошке – лето, цветущий сад! Становится приятно и поднимается настроение. Некоторые растения содержат целебные вещества и оказывают помощь при различных заболеваниях, поэтому их иногда называют врачами-спасателями.

Чем комнатные растения отличаются от растений, живущих в природе?

За комнатными растениями ухаживает человек. Человек – дитя природы и тянется к природе, иногда не осознавая того. Комнатные растения связывают нас с природой. Среди них большинство травянистых, хотя есть и кустарники и даже древесные, правда, небольшие.

Люди давно пытались приучить к жизни в комнатах различные красивые растения, но не всегда это удавалось. Растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища, погибали. Прижились в комнатах в основном чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь, где очень жарко и сухо; и растения тропических лесов, в которых сумрачно, тепло и влажно, там растения не сбрасывают все листья одновременно, т. е. они вечнозелёные. Растения нашей местности в комнатных условиях жить не могут, так как зимой им в квартире бывает очень жарко и сухо, а они привыкли зимовать в прохладных и более влажных условиях.

Так что, ребята, внимательно рассмотрите свои растения – ведь все они путешественники и прибыли к нам из разных стран мира.

Сегодня мы совершим с вами путешествие на родину этих растений.

Кактусы

Мы на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь поражают размерами и формой. Кактусы по праву можно назвать одним из чудес природы. В этом растении все не обычно: нет листьев, но есть колючки - это видоизмененные листья,. У всех кактусов мощный стебель в 2,5 метров в обхвате, в котором содержится много воды. Почему у кактусов стебель такой толстый и на нём вместо листьев колючки? Чтобы это узнать, надо вспомнить в каких условиях они живут. Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Таким образом, кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой.

Когда эти зеленые уродцы цветут, то превращаются в прекрасных принцев. Цветки некоторых кактусов достигают в диаметре до 25 сантиметров.

Цветение кактусов - необыкновенное зрелище. Некоторые кактусы расцветают ночью. Светлые цветы, сильно пахнущие и наполненные нектаром, ждут поздних гостей - ночных бабочек и летучих мышей. Собрав нектар, визитеры опыляют цветок. Растения с яркими цветами опыляются днем. Над ними кружатся жуки, пчелы, шмели, мухи, муравьи и даже колибри. Плоды большинства кактусов съедобные, их едят засахаренными, как конфеты. Семена кактусов индейцы использовали в пищу, делая из них муку и выпекая лепешки.

Индейская легенда гласит, что люди из племени ацтеков долго странствовали в поисках места, где смогли бы поселиться. Но боги не давали ацтекам доброго знака. И вот, наконец - то они пришли к озеру Тескоко и видели большого орла, сидящего на опунции и разрывающего змею. Найдя это хорошим знамением, индейцы основали город - "Место священной опунции" - Теночтитлан. Через многие столетия на руинах древнего города выросла столица государства - Мехико. А кактус опунция из старинного придания перекочевал на герб Мексики

На своей родине дикорастущие кактусы используются очень многообразно.

Древесина кактусов опунции используется для изготовления изящных изделий и полированных украшений. Используют кактусы также в качестве живой изгороди. Многообразно употбебляют кактусы и для питания: из сока делают вино, сироп, из стеблей - варенье, из семян - муку; плоды тоже употребляют в пищу. Волоски одного вида кактуса используют как волокно. Плоды кактусов с длинными колючками индейцы употребляли как гребни. Некоторые кактусы дают каучук – сырьё для изготовления резины. Местное население Южной Америки использовало кактусы как лечебные средства: мясистыми корнями опунции лечили переломы костей; вытяжку из цветков одного из кактусов употребляли при болезни сердца.

Наши окна украшают зеленые ежики небольших размеров, но при правильном уходе их макушки покрываются цветами различной окраски. Кактусы поглощают вредное излучение телевизоров и компьютеров

Кактус - очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без поливки.

Монстера

Родина монстеры тропические леса Южной Америки В начале XVIII века в Европе ходили легенды о гигантских растениях-убийцах, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказывали, что после нападения этих растений, от людей и животных оставались одни скелеты, буквально пронизанные свисающими со ствола длинными отростками.. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Свисая вниз, корни могли прорасти и сквозь скелет человека, затерявшегося в джунглях. Воображение рисовало совершенно иную картинку убийства несчастного. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни monstrum - чудовище. Ещё более вероятно, что слово монстера восходит к латинскому monstrosus - удивительная, причудливая. Монстера – это лиана.У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Называется это растение Монстера. Монстера – это погодный барометр, а в народе это растение называют «плаксой»..

Декоративное комнатное растение, достигающее в длину 6 и более метров Растение имеет сильную положительную энергетику – помогает справиться с проблемами, не спешить, принимая важные решения, действовать по обстановке.

Страница 3. АЛОЭ (СТОЛЕТНИК)

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Б. Заходер

А теперь отправимся на Южное побережье Африки. Там в пустынях растут странные деревья, придающие местности унылый и мрачный вид. Это алоэ древовидное. Оно, так же как и кактусы, способно запасать воду. У себя на родине алоэ вырастает до 20 м в высоту, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной!

Листья у алоэ даже не похожи на листья: они мясистые, сверху вогнутые, края листьев зазубрены, но без колючек. Если полить лист водой, то вода скатывается шариками, а лист при этом остается сухим. Если отломить лист алоэ и опустить в воду, то он становится блестящим, словно серебряным. Но если его потереть пальцем, то он становится ярко-зеленым, гладким. Оказывается, листья алоэ покрыты воском, который предохраняет растение от излишнего испарения влаги. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус.

В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Столетник имеет целебные свойства. Если вы порезали или обожгли палец, то срежьте кусочек листа, разрежьте его пополам и приложите внутренней частью к ране. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Наши столетники в комнатных условиях растут, но не цветут. Для цветения, а тем более плодоношения, им не хватает тех условий, которые имеются на их родине, в Африке. В комнатных условиях для зимовки алоэ нужен сухой воздух и относительно прохладное помещение.

Хлорофитум

В тропических лесах Африки можно встретить травянистое растение.В переводе с греческого его так и называют – зеленое растение. Это хлорофитум.Он настолько неприхотлив, что им часто пренебрегают – и напрасно: это прекрас ное комнатное растение. Его красиво поникающие ярко – зеленые листья собраны в прикорневую розетку. Летом на длинных, тонких побегах появляются белые цветки. Поникающие листья хлорофитума выигрышнее всего смотрятся в подвесном кашпо или на высокой подставке. У молодых растений листья широкие, у взрослых становятся уже. Хлорофитум прекрасно очищает воздух от вредных примесей. Хлорофитум побывал в космосе.

Сенполия, или узумбарская фиалка

Среди комнатных растений фиалка занимает особое место Символ пробуждения природы. Она олицетворяет невинность, чистоту и скромность. Впервые фиалка была обнаружена в Танзании, в районе Узамбарских гор и описана бароном Вальтером фон Сен-Полем в 1892 году , от имени которого и получила название сенполия. Вскоре она была показана на всемирной цветочной выставке и навсегда завоевала сердца любителей цветов всего мира.

В результате активной работы селекционеров на протяжении многих лет получены тысячи изумительных по красоте сортов сенполии. Огромной популярностью узамбарская фиалка пользуется, прежде всего, из-за своего продолжительного цветения, а также невероятного многообразия сортов.

Фиалку называют цветком мира. Замечено, что в доме, где растут и цветут фиалки, домочадцы очень редко ссорятся. А еще символизирует вечную преданность. Если вы переживаете в жизни сложный период – заведите белую фиалку, она помогает легче перенести душевные страдания.

Сенполия действует на человека успокаивающе, вносит в дом уют.

Страница 4. БЕГОНИЯ

Они происходят из тропических лесов острова Явы.

В тропическом лесу нет солнечных полянок, под пологом листвы громадных деревьев царит сумрак. Воздух насыщен влагой. Деревья пробиваются к свету, иначе им грозит гибель. Лианы, обвивая деревья, также прорываются к свету сквозь листву деревьев.

Название «бегония» происходит от фамилии большого любителя и собирателя цветов М. Бегона, Бегония имеет интересное русское название, свидетельствующее, что это растение было распространено в России ещё в 1812 году. Во время бегства французов из Москвы бегония была названа «ухом Наполеона». И действительно, по очертанию и с нижней красной стороны лист бегонии похож на большое отмороженное ухо.

Цветы у этих листовых бегоний мелкие, с четырьмя розовыми или белыми лепестками, из которых два - больших прямых и два - маленьких загнутых. Мелкие и некрасивые цветы королевской бегонии не радуют наш взгляд, и у себя на родине, в лесу, мало привлекают бабочек и других насекомых.

Цветы многих бегоний оказываются неопыленными, и из них не образуется семян. Бегонии должны были бы погибнуть, но они почти сплошным ковром покрывают многие места тропических лесов. Приглядимся. Вот опали красивые листья на влажную почву. Нежный лист не сохнет. Свежесть листа зависит от хорошей смачиваемости поверхности листа, а также и от наличия водоносной ткани в черешке листа (похожей на водоносную ткань суккулентов).

Из черешка, из трещинок в листе, вы видите, поднимаются маленькие растеньица с миниатюрными листочками, похожими на тот, из которого они вырастают. Это какието бегониилилипутики. Можно насчитать 10, 15 и даже 20 растеньиц, выросших из одного листа.

В семействе бегониевых насчитывается более четырехсот видов, населяющих тропические леса.

Современные сорта клубневых бегоний дают цветы в 20 и даже в 30 сантиметров в диаметре, то есть превышающие размеры цветов крупных хризантем и пионов.

Страница 5. САНСЕВЬЕРА (ЩУЧИЙ ХВОСТ)

Ребята, а вы слышали о таком комнатном растении, как «щучий хвост»? Нет? Тогда послушайте. Это растение довольно широко распространено в комнатной культуре, многие из вас его видели, просто не знали, что оно так называется. А его научное название – сансевиерия. Это многолетнее вечнозеленое растение с растение с твёрдыми, торчащими прямо из земли листьями. Латинское название растение получило в честь князя Сансевьеро, жившего в Италии в 18 веке.

Ни у одного комнатного растения нет такого количества народных названий. У нас его называют «тещин язык», «щучий хвост», в Англии – «леопардовая лилия», «змеиное растение», «язык дьявола», а в Германии – «африканская конопля»,.

Самый распространенный в комнатной культуре вид – сансевиерия трехполосая , с плоскими крупными, до 1,5 м высотой и до 7 см шириной, листьями, украшенными темно-зелеными волнистыми полосами. Чередование темных и светлых полос напоминает раскраску щучьей чешуи. Отсюда и название «щучий хвост».

Родиной сансевиерии считаются тропики и субтропики Африки, но это растение успешно и с давних времен возделывают в Индии как волокнистое растение. Из волокна сансевиерии делают морские канаты, веревки, грубые ткани. Используют сансевиерию и для живых изгородей. Листья у «щучки» очень жесткие, само растение корневищное, поэтому очень быстро после посадки растения образуются заросли, не дающие животным проникать на крестьянские поля и огороды.

У «щучьего хвоста» есть интересная особенность – лист, разрезанный на куски, дает корни. Для этого куски листа длиной 7–10 см надо на две трети воткнуть во влажный песок, накрыть банкой и поставить в теплое место на свет. Через тридцать - сорок дней появятся у нижнего обреза корни, а затем и почки, из которых вырастут небольшие листья. Молодое растение сажают в горшок с землёй.

Цветёт в комнатных условиях это растение очень редко.

Нейтрализует пыль и вредные вещества снижает содержание микробов в воздухе, отвар листьев помогает при кожном зуде, а отвар корневища обладает стимулирующим действием.

Китайская роза

Это растение знают все или почти все По праву китайская роза является символом и достоянием юго- восточной Азии. , Интересно, что ее выращивают в на плантациях в больших мастабах, т.к. цветки этой красиво- цветущей культуры являются источником необычного чая. Которые многие знают под таким названием «Каркадэ» Его также называют цветком прекрасных женщин, цветком страсти и любви.

Согласно философскому учению фэн-шуй, присутствие этого растения помогает укреплению отношений - как с партнерами по бизнесу, так и с близкими людьми.

Страница. ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Загадки о цветах:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

(Алоэ)

Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Розеточки – на веточках,

Цветочки – белый цвет.

Хохлатенький, лохматенький,

Зелёный этот цвет.

(Хлорофитум)

Для чего же нам нужны комнатные растения?

Вот и закончилось наше повествование об удивительном мире комнатных растений. Буду искренне рада, если знания, которые вы смогли почерпнуть, принесут пользу вам и вашим близким.

Помните: растения, которые вы получили из маленького кустика или семечки, будут считать вас своим родителем. Поделитесь с ним теплом и лаской, и они ответят вам тем же. Растения никогда не придадут и всегда будут готовы прийти к вам на помощь в самую трудную минуту. Они наши молчаливые друзья.

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

ЛИТЕРАТУРА

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями / Верзилин Н. - М.; Л.: Детгиз, 1949. - 295 с.: ил., карт.

Поделиться: