Как построить корабль из дерева. Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка

Мастер-класс «Кораблик из дерева своими руками»

«Кораблик детства». Мастер-класс с пошаговыми фото

Нарватов Андрей, ученик 5 класса МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия
Руководитель: Жбанов Александр Семенович, учитель ИЗО и технологии МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия
Цель: Изготовление кораблика – парусника из дерева своими руками.
Задачи: Совершенствовать умения и навыки работы столярными инструментами, получить сведения о видах и основных частях парусных судов, воспитывать трудолюбие, стремление к самостоятельной творческой работе.
Назначение: Изделие выполняется для подарка любимому братику, сестренке или другому близкому человеку, послужит хорошей игрушкой и украшением детской комнаты.
Мастер-класс предназначен для учащихся 5 класса и старше, будет полезен учителям технологии и родителям.
Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель!
Сергей Козлов

Я очень люблю весну и всегда с нетерпением жду ее наступления. И совсем не потому, что не люблю зиму, просто, очень хочется увидеть первую весеннюю капель, порадоваться теплому солнышку, надеть сапоги и пробежаться по весенним лужицам. А еще мы с друзьями любим пускать ручейки, а по ним разные кораблики из бумаги, картона, пенопласта. К сожалению, бумажные кораблики быстро промокают и тонут, а пенопластовые чересчур легкие и часто переворачиваются. Вот мы с друзьями подумали и решили сделать кораблики из дерева. Дерево – материал прочный, легко поддается обработке, а главное - не тонет в воде!
С этим предложением мы обратились к учителю технологии, и он нам с радостью помог. Теперь я хочу, чтобы и другие научились делать такие игрушки. Работа не только не сложная, но и интересная. Прежде чем приступить к практическому изготовлению кораблика, мы по заданию учителя занимались поиском информации о парусниках, просмотрели интернет - картинки. Хочу похвастаться, что теперь я знаю, что основа любого морского судна - это его корпус. Условно корпус можно разделить на две части. Передняя называется носом, а задняя - кормой. Корма и нос по обе стороны по осевой линии соединяются бортами. Отсюда понятие левый борт и правый борт. Горизонтальная поверхность в верхней части корабля называется палубой. На палубах парусных судов устанавливают одну или несколько вертикальных мачт, к которым крепят паруса.
Остается показать выбранный мной вариант парусника и приступить к работе.

Основные материалы и инструменты для работы
1. Полукруглая древесина любой породы (размер по желанию)
В данном случае длина древесины 15 см, ширина плоской поверхности 6 см.
2 Полукруглая и плоская стамески
3. Наждачная бумага
4.Гуашь, лак бесцветный


Полукруглая заготовка получается в результате раскалывания круглой древесины по центру (диаметру)
На плоской поверхности древесины нарисуем фому лодочки.


Вырезаем плоской стамеской.


В целях удобной и безопасной работы заготовку лучше закрепить в столярных, либо слесарных тисках. При работе нельзя отвлекаться и мешать другим. Необходимо следить за качеством работы и соблюдать основное правило безопасной работы: не подставлять руки под режущий инструмент!


Вырежем все стороны.


На борту (боковая часть) нарисуем нос и корму.


Нарисуем палубу. Полоски с точками - это места для крепления мачт.


Вырезаем, используя тиски. Глубина выемки 5-10 мм.


Обработаем наждачной бумагой.


Покрасим. Цвет выбирает каждый сам. Но надо учитывать, что контрастные цвета дают более яркий эффект. Если изделие покрывается лаком, можно использовать обыкновенную гуашь.


Приготовим два деревянных стержня (диаметр 5-7 мм). Форма стержней может быть как цилиндрическая, так и прямоугольная.


Просверлим неглубокие отверстия и «посадим» мачты на клей. При отсутствии дрели для сверления можно использовать шило, либо остронаточенный гвоздь.
Высота мачт 10 и 6 см. от поверхности палубы.


Нанесем декоративные штрихи, пятна и покрасим лаком.


Пока корпус парусника «стоит на причале», можно заняться парусами. Для этого мы из файловой папки вырезаем парус. Размеры парусов зависят от величины корабля и высоты мачты. В данном случае высота малого паруса 5 см, большого-9 см. Используем зубочистки, можно взять кусок пустой пасты от шариковой ручки.


Эти материалы «не боятся» воды, довольно прочные и хорошо приклеиваются друг к другу клеем «Момент». Лишние концы отрезаем.



На мачтах делаем две зарубки. Расстояние между ними должно быть на 7-10 мм меньше высоты паруса.


Для сборки подойдет тот же клей. Кораблик готов.


Остается пройти испытания. И правда не тонет! Лак защищает от промокания, плывет при малейшем ветре и даже при искусственном.



Хочется показать работы моих одноклассников.
Это тоже двухпарусник, только паруса у него картонные


А этот совсем без парусов. Вырезать нос и корму корабля однокласснику помогал его отец. Они решили поставить свой корабль на постамент.


Здесь выбран самый легкий вариант, но он мне не нравится…


Этот добротный, но тоже сделан с участием старших.


Мой парусник легкий в изготовлении и надежный в применении! Только вот стало жалко пускать его в грязный ручей.… Наверное, лучше подарю сестренке, она уже научилась мечтать и верит в чудо, как Ассоль, девочка из романтической повести «Алые паруса».

Деревянная игрушка парусник — наша самодельная оригинальная, хоть и игрушечная, детская, но сделанная своими руками лодочка из бамбука с парусом, которую вы видите на картинке ниже, для дальнего плавания идеально подходит.

Поэтому мышиная семья с радостью путешествует по озеру солнечным летним днем, опустив хвостики в воду для охлаждения.

Мышата плывут по озеру. Но безопасность превыше всего! Поэтому у них такой чудесный стабильный караблик с парусом, который никак не может перевернуться, даже при очень сильном ветре.

Как сделать детскую игрушку парусник своими руками?

Конечно, такую игрушку как парусник можно купить. Не спорю. Есть интересные готовые модели. Но сделанный своими руками будет намного интересней! Согласны? Особенно если ребенок будет мастерить его вместе со взрослыми.

Начнем по-порядку. Последовательно рассмотрим все шаги, которые нам необходимо сделать. К каждому есть по схематичной картинке с порядковым номером. Если что-то осталось неясным из описания, то смотрите на схему — после этого никаких вопросов уже не останется!

Если вы решили смастерить такое плавающее средство для маленьких игрушек-мышек, то обратите внимание на список необходимых инструментов и материалов. Итак, для начала посмотрим, что же за нам понадобится для изготовления такой детской игрушки.

Мастерим простую лодку с парусом. Материалы

  • 1 толстая бамбуковая палка
  • 1 тонкая трубочка бамбука (ее нужно будет разделить на более длинную и короткую части)
  • Кусочки дерева (для носа и других вспомогательный деталей)
  • Гнущаяся веточка
  • 1 винная пробка
  • Белая ткань (приблизительно 20 x 30 сантиметров)
  • Краски для ткани (шелка)
  • Иголка с большим ушком
  • Тонкий шнур
  • Гвозди (шурупы)
  • Молоток
  • Лобзик
  • Ножницы
  • Долото и молоток для дерева
  • Дрель

Описание и порядок работы:

  1. От толстой бамбуковой палки отрезать ножовкой или лобзиком кусочек, так, чтобы с двух сторон сохранились перегородки (помните, ствол бамбука полый внутри, сверху видны узлы — это места, где внутри находится сплошная перегородка). После этого полученную трубочку-цилиндр разделить вдоль посередине.

  2. Пару одинаковых по размеру веточек веревочкой прикрепить к лодке в двух местах — приблизительно посередине передней и задней части (если мысленно разделить «корыто»). Затем кусочки дерева (дощечки, также можно использовать несколько связанных между собой прутиков) привязать этим прутьям.

  3. Поготовить треугольный кусок из дерева. Это будет передняя часть парусника — нос. Закрепим его на одном из концов лодки, которая станет носовой. Для этого понадобится один шуруп, это будет наиболее надежный вариант крепления. Можно при желании в принципе и приклеить. Устанавливаем мачту (длинную часть разделенной нами надвое тонкой бамбуковой веточки) — при помощи небольшой прямоугольной дощечки и пробки, смотрите как показано на детальной схеме.

  4. Ткань для паруса можно подготовить разными способами. Например, сначала сложить как видите на рисунке, а после окунать поочередно разные части в сосуд с краской. Или положить на полиэтилен (чтобы не запачкать стол) и раскрасить вручную. Затем просушить до полного высыхания. Ну и наконец зафиксировать краски проглаживанием горячим утюгом.

  5. Парус с одной стороны прикрепляется (можно приклеить или лучше пришить) на тонком стебле бамбука (тот, который короткий. Помните, мы их разделили на две неравные по длине части?). По углам другой стороны паруса закрепляется шнурочек, так, как показано на картинке ниже.

  6. Мачту закрепить при помощи иголки с большим ушком и шнура закрепить посередине в передней части парусника. Пробку приклеить клеем. Мачта для устойчивости фиксируется с помощью веревочек в носовой части кормы.

Наш кораблик готов. Можно отправляться в дальнее плавание.

Хочу отметить, что при изготовлении детского парусника вы ничем не ограничены, кроме собственной фантазии. Если под рукой нет бамбука — сделайте основу для из обычных сортов дерева. Надо сказать, что из всех «плавсредств» катамаран имеет самую устойчивую конструкцию.

Вот что может получиться (вариантов море!). Без паруса получится просто лодочка. Какой бы у вас не вышел, думаю, что он очень обрадует вашего малыша. Ведь все дети любят в летнюю пору возиться в воде. А тут такая красивая, да еще и развивающая игрушка!

Особенно здорово будет, если ребенок тоже примет посильное участие в работе над созданием кораблика.

Вас может заинтересовать:

Простые игрушки из дерева для детей. Просто несколько примеров. Без схемы и описания, но тут как видно, все просто. Практически каждый мужчина сруками, растущими из нужного места, может сделать подобную забаву своему малышу. Кстати, это тоже парусник — обратите внимание, что им служит обыкновенный (ну не совсем, с пиратским флагом!) надувной резиновый шарик.

Я бы сказала, это уже игрушка для взрослых. Хотя детям конечно же тоже интересно будет. Была свидетельницей того, как такие поделки раскупались — довольно-таки хорошо. По крайней мере интерес они вызывали почти у всех. Человек только этим и занимается, это его бизнес, у него свой магазинчик, а также он ездит по ярмаркам, продает свои собственные творения.

Моделирование судов - интересно и увлекательно. Морская тематика популярна всегда. Истории о кровожадных пиратах, отважных первооткрывателях и военных прошлых веков всегда завораживают. Как из картона сделать кораблик, что потребуется, насколько это сложно? Ответы поможет найти данная статья. Подробный мастер-класс создания изделий, советы и рекомендации.1

Картон - плотный и надежный материал, из которого при желании можно сделать различные поделки. Работа с ним не доставит никаких трудностей, если вы примените данные советы:

  • если картон попался плотный, берите ножницы поострее или - режьте его канцелярским ножом;
  • собираясь согнуть готовые детали изделия по расчерченным пунктирным линиям, обведите их контур тупой стороной своих ножниц или же не пишущей ручкой - картон согнется легко и намного ровнее;
  • клей-пистолет эффективен, но не всегда подходит - если материал попался тонкий, проще заменить сильный клей на ПВА или обычным канцелярским клеем;
  • следите, чтобы в том помещении, где вы будете работать, было не слишком влажно, иначе готовые изделия потом расслоятся или детали нормально не склеятся;
  • регулярно проветривайте свою комнату, настройте свет;
  • если модель сложная, вместо текстовых мастер-классов смотрите видео;
  • работайте поэтапно, когда настроение хорошее.

Новички обычно начинают с простого, постепенно усложняя себе задачу. Сделать из картона корабль по силам любому желающему, даже ребенку. Если следовать всем инструкциям.

Кораблик из коробков спичек

Кто сказал, что нужен специальный картон? Подойдет любой подручный материал. Например, дома скопилось несколько пустых спичечных коробков. Отлично, тогда подойдет данный мастер-класс.

Что потребуется:

  • 3 коробка;
  • лист А4 - белый;
  • лист А4 - цветной;
  • картон;
  • клей.



Изготовление:

  1. Возьмите 2 коробка, соедините их торцевыми сторонами и аккуратно приклейте. Третий приклеиваете поверх них.
  2. Отрежьте от бумаги длинную полоску. Смотрите, чтобы ее ширина соответствовала размерам коробка. Теперь обклейте ею коробочки.
  3. Картона отрежьте тонкую (1-1,5 см) полоску, затем сложите ее пополам. Приклейте плотно к коробочкам, сформировав нос будущего корабля.
  4. На оставшейся части листа картона нарисуйте контуры - обрисовывая дно судна.
  5. Мачта. Отрежьте ¼ листа и плотнее скрутите его по диагонали. У верхней части будущего корабля проделайте небольшое круглое отверстие. Хорошенько обработайте его клеем, затем вставьте туда конец мачты.
  6. Из бумаги (цветной лист) вырежьте паруса, маленький флажок. Обычным дыроколом сделайте по паре круглых отверстий в готовых парусах. Проденьте их поочередно через мачту, а сверху приклейте флажок.

Чтобы корабль из обычного картона своими руками получился ярче, можно раскрасить готовую поделку.

Корабль из коробки от молока

Кончилось дома молоко и осталась коробка? Отлично! Можно сделать настоящий корабль.

Что потребуется:

  • коробка от молока;
  • 2 палочки;
  • резинка;
  • скотч.

Изготовление:

  1. Для молока изготовители используют специальный картон, вдобавок он водонепроницаем, можно даже устраивать «заплывы». Здесь используется длинная коробка 1л.
  2. Сначала надо аккуратно обклеить ее всю непрозрачным скотчем (чтобы корабль не рекламировал молочную фирму).
  3. Отмерить и разметить на коробке все места, которые нужно вырезать. Провести линии фломастером и следуя им, ножницами прорезать коробку, формируя основу катера.
  4. Некоторые детали (как видно на рисунках) вырезаются отдельно.
  5. Две палочки симметрично прикрепить сзади внизу к корме будущего судна. Концы соединить обычной резинкой (подойдет аптечная).
  6. Прикрепить прямоугольник - винт мотора. Судно готово, осталось раскрасить или дополнить другими деталями - фигурками людей, сделать штурвал.

Пиратский корабль

Настоящий пиратский грозный корабль узнаваем по цвету его парусов, флага и другим наглядным признакам. Можно дополнить готовое изделие фигурками с «Лего» - пиратами. К работе стоит привлечь ребенка - процесс увлекательный, заодно познавательный.

Что потребуется:

  • картонная коробка;
  • клеевой пистолет;
  • линейка;
  • карандаш;
  • макетный нож;
  • кусочек пенопласта;
  • бечевка;
  • ветки (собрать небольшие);
  • ткань (на пиратские паруса);
  • шаблоны.








Изготовление:

  1. Можно нарисовать схемы на корабль своими руками из картона, но если навыки рисования невелики, лучше подобрать готовые шаблоны. Выбрать подходящие, распечатать и аккуратно перенести их на картон.
  2. Пошагово вырезать одну сторону будущего судна, потом вторую. Лучше подобрать (или нарисовать) простые шаблоны, без сложных загогулин.
  3. На корабль нужны 2 боковые, дно и 1 задняя части. Линейкой измерять каждую, следя, чтобы они подошли.
  4. Клеевым пистолетом аккуратно соединить 2 боковые с задней частью.
  5. Как высохнет, приклеить дно. Получилась большая картонная лодка.
  6. Заранее найти длинную ровную ветку, срезать лишнее. Прикрепить мачту на маленький квадратик пенопласта, а его приклеить плотнее ко дну.
  7. С картона вырезать небольшой «Г» образный ровный кусочек, формируя корму. Закончив, приклеить его сзади.
  8. Нужны 2 тонкие палочки или шпажки - их надо плотнее прикрепить рядышком к мачте. Это держатели парусов. Для верности дополнительно обмотать их бечевкой.
  9. Парус. Вырезать его (обычный квадрат средних размеров) из ткани. Раскрасить, нарисовав мрачный пиратский череп, сделать романтичные алые паруса или нечто другое, что захочется.
  10. Проделать несколько маленьких отверстий снизу по краю ткани и сверху. Нарезать бечевку на одинаковые небольшие полоски и продеть их через те отверстия. Привязать готовые паруса к двум веткам на мачте.




Вот как сделать кораблик из обычной коробки и других подручных материалов. Кстати, судно дополнить реей (по ней пираты обычно заставляли пройтись своих пленников), рулем, вырезать небольшой якорь.

Плавающий корабль

Зачем ограничиваться простыми поделками, когда можно создать настоящее судно, которое будет плавать? Конечно, усилий нужно приложить больше, зато результат, безусловно, порадует.


Что потребуется:

  • широкий скотч;
  • кусок пенопласта (не тонет);
  • ткань;
  • картон;
  • тонкая проволока;
  • резак;
  • деревянные доски (небольшие);
  • нитки;
  • ножницы.

Изготовление:

  1. Корпус. Пошаговое создание объемного корабля начинается с его корпуса. Резаком аккуратно вырезайте корпус, формируя сначала контуры для палубы, нос. Потом косо срежьте два борта, а дно делайте по возможности плоским.
  2. Возможно, для создания кормы потребуется трафарет или фото примеров. Обводя линии, сразу оставляйте 7 мм, прорисовывайте снова. Как закончите, можно вырезать. Получатся выкройки обшивок будущего судна.
  3. Декорация. Раскрасьте выкройки. Для примера можно взять фото пиратского, военного или старинного корабля викингов. Отдельно на выкройке будущей палубы отметьте все места, где установите мачты. Аккуратно обклейте каждую картонную модель скотчем. Он даст защиту от возможного намокания.
  4. Теперь готовые выкройки поочередно прикрепите к пенопластовому основанию. Для закрепления возьмите клей или же скотч.
  5. Мачты. Их вытачиваете из тонких дощечек. Мачты старайтесь делать острыми у их основания, а сверху суженными. Закрепите ее проволокой к готовым мачтам.
  6. Парус. Помните, если планируете сделать корабль - парусник из картона, то придется уместить несколько мачт и парусов сделать побольше. Ведь парусники двигались благодаря ветру. Вырезав парус, буквально пришейте его к готовой мачте. Иглой проделайте несколько одинаковых проколов, пропустите через них нитку, потом завяжите концы на реях. По форме пару в высоту будет уже. Закончив, воткните мачты их острыми концами в основу корабля.
  7. Руль. Он нужен, чтобы корабль потом плыл прямо. Вырежьте пару одинаковых кусочков из обычного картона, затем симметрично воткните их в области кормы в само основание расположив так, чтобы они доставали воды.
  8. Пробный спуск. Смотрите, если судно вдруг заваливается или качается, прикрепите снизу или внутри дополнительный груз - гайку или большой болт. А лучше подвесить его, обмотав проволоку отступив на 5-8 см вниз от днища корабля.

Мотолодка из коробки - видео

Катер с паровым двигателем - видео

Штурвал из картона

Какое судно будет нормально плыть, если нет руля? На штурвал для корабля своими руками из картона потребуется готовый шаблон. Впрочем, если навыки рисования достаточны, можно создать макет самостоятельно.



Что потребуется:

  • картон плотный;
  • шпажки;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • клей;
  • нитки;
  • краски.






Изготовление:

  1. Нарисуйте два одинаковых круга, затем вырежьте их. Внутри каждого нужно вырезать второй круг, но поменьше, чтобы получились плоские ободки. Помните, размер ободков определяет размер изделия.
  2. Вырежьте несколько маленьких кругов - центр штурвала.
  3. Лучи. Линейкой отмерьте нужную вам длину и подгоняйте шпажки, убрав лишнее ножом.
  4. Концы лучей осторожно заточите. Место соединения тоже следует подточить, так они лучше сложатся вместе.
  5. Сборка штурвала. Соединив лучи и скрепив их, накройте сверху вторым кружком. Скрепите все клеем. Похожие манипуляции повторите со вторым, большим ободком.
  6. Чтобы край получившегося штурвала был ровнее, можно зашкурить его, пройдясь наждачной бумагой.
  7. Кончики лучиков поочередно обмотать ниткой, придавая им нужный объем. Все, осталось раскрасить готовое изделие и прикрепить его к своему кораблю. Кстати, штурвал нужен любой модели судна, будь то современная яхта, пароход или средневековый парусник.

Чтобы штурвал органично вписался, нужно сделать кораблик из картона, который изначально был использован для изготовления руля.

Создать модель старинного корабля можно самостоятельно, не покупая готовую конструкцию для сборки. Чтобы итог получился качественным, придется проявить немало терпения и усидчивости.

Материалы

Для изготовления исторического корабля своими руками, приготовьте:

  • фанеру или пробковое дерево;
  • тонкие полоски дерева, бамбука или ротанга;
  • столярный клей;
  • бумагу;
  • карандаш.
  • В данной модели корабля в качестве основы использовалась не фанера, а пробковое дерево. Выбор был обусловлен простотой работы с материалом. В отличие от фанеры, где нужна пила для обрезки, с пробковым деревом все обошлось простым острым ножом. Тонкие полоски для работы также можете брать из любого материала, они просто должны хорошо гнуться. Столярный клей не стоит заменять ни горячим, ни тем более супер-клеем.

    Шаг 1 . На бумаге нужно начертить основные детали будущего корабля. Их вы можете и распечатать, если найдете подходящие вам макеты на просторах интернета. Учтите, что в ходе работы ваши задумки могут претерпеть небольшие изменения. Это не критично, если вы хотите просто соорудить корабль в старинном стиле, а не повторить точную копию конкретного судна.

    Шаг 2 . Для удобства работа с кораблем была разделена на несколько частей. Также собирался и сам корабль. Основное время заняло изготовление центральной части корабля. Затем были сделаны передняя, задняя части и палубная часть с мачтой.

    Шаг 3 . Первым делом по имеющимся уже наброскам изготовьте скелет корабля. Обязательно убедитесь, что все ребра его симметричны. Если где-то имеется небольшое отклонение – исправьте эти огрехи. Проверьте, чтобы при креплении ребра точно становились под углом 90 градусов.

    Шаг 4 . После того, как скелет готов, начните оформлять его боковые части. Для этого по центральной линии боковой части приклейте длинную рейку. На нее ориентируйтесь и дальше, когда вы будете приклеивать остальные. Рейки лучше приклеивать поэтапно, чтобы облегчить себе работу. Клея наносите достаточно, но убедитесь, что по рейкам он не стекает. Рейки дополнительно крепите при помощи зажимов, оставляя их в таком виде до полного просыхания клея. После того как клей просох, зажимы уберите и продолжайте клеить рейки на следующем участке.

    Шаг 5 . Все места, где образуются зазоры между рейками, проработайте эпоксидной смолой. Все детали корабля по мере готовности покрывайте лаком для дерева.

    Шаг 6 . После основной работы, переходите к отделке. Все возможные эстетические огрехи вы можете скрыть на этом этапе. Для этого поверх мест с явными дефектами аккуратно приклейте рейки, скрывающие их. Из ротанга можете сделать горизонтальную линию, подчеркивающую плавные формы корабля. Основа корабля готова.

    Шаг 7 . Мачты нужно изготовить из деревянных стержней и небольших плоских кусочков дерева. Мачт в корабле будет две. Стержни заранее подгоните под рассчитанные размеры. Для крепления мачт вырежьте два кусочка дерева размером 4 х 2 см. Просверлите в них отверстия под стержни мачты. Из мелких стержней сделайте укрепляющую решетку и соберите полностью всю конструкцию.

    Шаг 8 . Изготовьте шаблон для палубы корабля из бумаги и на его основе соорудите палубную часть из деревянных полосок. Дав ей основательно высохнуть, просверлите отверстия для крепления мачт. Вставьте и приклейте мачты. Из фанеры сделайте боковые поручни корабля.

    Шаг 9 . Аналогичным образом приклеивайте деревянные полоски в передней и задней частях корабля. Их нужно приклеить сбоку и в палубной части, а из кусочков фанеры сделать стержни и поручни. Скрепляются все детали столярным клеем. Заднюю часть корабля не забудьте поднять ступенями.

Изготовление моделей кораблей - древнейшее из "технических хобби" человека: уже почти шесть тысяч лет люди увековечивают в миниатюре свои суда. Древнейшую из найденных при раскопках моделей - ритуальную серебряную ладью с вёслами из гробницы в Месопотамии - археологи относят к началу четвёртого тысячелетия до нашей эры.

Российский профессиональный судомоделизм гораздо моложе, но и ему уже сравнялось три столетия. Изготовление моделей кораблей начиналось с Петровской "модель-каморы", в которой хранились "адмиралтейские" модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой, выполнявшие роль наглядных пособий для корабельных плотников, плохо разбиравшихся в чертежах.

По сути, Пётр I сам и был первым серьёзным российским моделистом. Ещё в семнадцать лет, вернувшись из "Великого посольства" по Европе он построил такую модель фрегата, По указу Петра все модели хранились, как образцы для потомков. С собрания этой самой "каморы", находившейся на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством, в своё время и начиналась коллекция нашего Военно-Морского музея.

Наверное, у многих, а тем более у живущих в Санкт-Петербурге, с его историей и традициями, хоть когда-то, да возникало желание своими руками построить модель какого-нибудь парусного корабля . Однако без необходимых навыков и инструментов, в домашних условиях это едва ли удастся сделать, руководствуясь специальной литературой и судомодельными сайтами. Описанные там технологии зачастую довольно сложны, требуют специального оборудования, материалов и почти всегда уже предполагают наличие определённого опыта, поэтому сделать корабль задача весьма не простая.В результате, у того, чьи навыки ограничиваются школьными уроками труда да складыванием бумажных корабликов, сложности, возникающие при работе, скорее отобьют желание, чем сформируют интерес. Трудно бывает найти рекомендации, позволяющие создать что-либо существенное, взявшись за дело практически с нуля. Но всё же, при желании, вполне можно построить достаточно приличную модель, располагая простейшими инструментами, имеющимися в любом доме, где есть мужчина "с руками", и минимальным набором материала. Надо только изначально настроить себя на то, что всё получится, обязательно(!), но почти никогда - сразу. Что неполучившаяся операция, запоротая деталь (хорошо ещё, если одна!) - норма, необходимый приобретённый опыт, а никак не ЧП.
У серьёзных профессиональных моделистов, чьи работы, стоимостью, порой, десятки тысяч долларов занимают первые места на международных выставках, как правило, достаточно скептическое отношение к моделям, выполненным из папье-маше. Оно и понятно - бумага, даже хорошо проклеенная, всё равно останется бумагой. Но для того, кто первый раз пробует свои силы в моделизме, эта техника работы будет наиболее предпочтительной. Она не требует ни каких-либо дорогих материалов, ни инструментов, а в качестве рабочего места позволяет ограничиться простым столом с положенным на него куском фанеры да решёткой на ванную, что бы не пылить в комнате. Замечательно, если есть электродрель со штативом, которую можно установить на свежем воздухе. Но если нет, то и вышеописанные условия позволят начать, а главное - закончить свою первую модель.Все модели, представленные на этих фотографиях - от римской галеры до броненосного крейсера - построены по этой технологии и именно в таких условиях. Пятнадцать лет назад, после травмы, вдруг оказавшись изолированным от окружающей среды, пришлось вспомнить детское хобби и попытаться превратить его в профессию. Перечитав изрядное количество литературы, понял, что ни одна из приведённых там техник в чистом виде мне не подходит. В результате множества проб и экспериментов за эти годы сложилась технология, позволяющая работать независимо ни от каких внешних обстоятельств. Однако же, при всей доступности метода, обзавестись кое-чем ещё до начала работы всё-таки не помешает. Самое главное, конечно, из чего и чем всё это будет строиться.Итак, что нужно для того, чтобы сделать корабль из дерева своими руками :1.1

МАТЕРИАЛЫ

Массив - т.е. обыкновенная древесина, необходимая прежде всего для изготовления рангоута. Для колонн мачт лучше всего подойдут сосновые рейки соответствующего сечения. Берёза хуже: из неё труднее выбрать ровные отрезки и сложнее обрабатывать. Более тонкие части мачт - стеньги и флагштоки, реи, остальной рангоут прекрасно получаются из берёзовых шпажек для шашлыков, которые иногда можно купить в различных супер-гипер-маркетах. Стоит обратить внимание на то что они бывают разной толщины: попадались и 3,5 и 3 и 1,8 мм. Для самых мелких деталей хорошо использовать деревянные зубочистки. Другие деревянные детали; по идее, и в теории, изготавливаемые из массива, проще и лучше получаются из склеенного "Моментом" в 2-3 слоя шпона соответствующих пород.

Клей. Оптимально - мебельная ПВА. Проверенная - Новгородская ПВА-М "Акрон". Если такой нет, подойдёт и другая. Главное, что бы в назначении было указано "для склеивания" изделий из древесины, а не "для приклеивания" - эта держит гораздо хуже. Покупая, попросите попробовать - склейте, сжав прищепкой, два кусочка шпона, подождите минут 30, пока высохнет и попытайтесь разодрать. Если клей хороший - порвётся шпон, но не клей. Кроме того, нанесите мазок на поверхность - должна образоваться матовая, но абсолютно однородная, прозрачная, без молочного оттенка, плёнка. Хороша эстонская ПВА, но к высохшей нашей она иногда не пристаёт, отваливается. Т.е. начав работать с какой-то одной, лучше с ней и продолжать. Ну и, конечно, незаменим и обыкновенный "Момент".
Лаки, краски. Лак лучше всего подойдёт "Аква" - т.е. на водной основе. Сохнет быстро, не даёт разводов на бумаге и картоне. И, что существенно при работе в квартире, практически не пахнет. Есть смысл приобрести сразу и бесцветный, и тонированный под тёмную древесину. Краски - перепробовав несколько вариантов, я остановился на акриловых. Из них самая необходимая - золотая. Проверенная - "Золото Инка". Где есть возможность, бывает проще вместо окрашивания наклеить упомянутую выше цветную бумагу. Вообще, в традициях русской модельной школы было не очень распространено окрашивание моделей. В отличие от Европы, где стремились к стопроцентному сходству с оригиналом даже в оттенках, в России старались подобрать ценные породы древесины так, что бы их цвет пусть не в точности, приблизительно, но соответствовал цвету окрашенного оригинала.

Ткань и нитки. На паруса годится любая белая хлопчатобумажная ткань. Естественно, чем тоньше нить и плотнее плетение, тем лучше. Главное, чтобы не было примеси синтетики, иначе будет плохо клеиться. То же относится и к ниткам. Чистого хлопка, правда, сейчас найти сложно, но если процент синтетики небольшой, то можно попробовать и их. Для стоячего такелажа нужны чёрные нитки, для бегучего - лучше светло-бежевые. По толщине - пригодятся всех возможных номеров: от максимальной - 10 или даже 0, если удастся найти, до 40 - 50. В литературе иногда рекомендуют для достоверности подкрашивать ткань слабым раствором чая. Я пробовал - мне не понравилось: оно, может, и достовернее, но чисто белые паруса выглядят намного симпатичнее. А вот нитки, если не найдётся нужного цвета, лучше слегка подкрасить морилкой для дерева.

Проволока и фольга - желательно медная или латунная, но пойдёт и любая, хоть от тюбиков. Мелкие гвоздики, пластилин, самоклеящаяся плёнка, и т.д. - далеко не исчерпывающий перечень, новые идей могут придти в голову в любой момент в процессе всей работы.

ИНСТРУМЕНТЫ

Помимо стандартного набора инструментов, не нуждающегося в комментарии, как то - рубанок, плоскогубцы, кусачки, отвёртка, струбцины по паре - побольше и поменьше, молоток, ножовка, стамески и т.п., есть несколько специфических вещей, о которых стоит сказать отдельно.Электродрель. Если есть идея заняться делом всерьёз, не ограничившись одним пробным экземпляром, дрелью стоит обзавестись обязательно. Желательно выбрать помощнее - ватт 500, не меньше. Очень хорошо, если со штативом и с регулируемой частотой вращения.Крайне полезная вещь - шлифовальный диск. Т.е. не точильный (он тоже не помешает), а именно шлифовальный - на плоскость которого можно закрепить шкурку.Пилы. Лобзик - полезная, хотя и не первой необходимости вещь. Ножовка по металлу пригодится скорее (хоть и для работы с деревом). К ней хорошо иметь два полотна: мелкое и крупное.Напильники. Четыре-пять штук разной формы и насечки иметь стоит, но, по своему опыту, - главный и практически незаменимый - плоский, мелкий, самый большой, какой сможете найти. Также неплохо иметь и набор надфилей.Ножи. Свой самый любимый и необходимый нож (на фото) сделал себе лет 25 назад из полотна по металлу. В продаже таких не бывает. Без него работы нет - качественно нарезать шпон на полоски можно только им. Он был длиннее сантиметров на пять(!) - сточился… Так, что если делать аналогичный, то с запасом по длине. Выбирая полотно на лезвие, попробуйте его согнуть: если останется согнутым - слишком мягкое. Если сломается - подойдёт. Из обломка и сделаете. Лезвие возьмите подлиннее: чтобы прошло почти через всю рукоятку. Закругление на конце рукоятки тоже не случайно: им удобно притирать приклеиваемые (особенно на "Момент") детали, да и просто загладить неровности.
Обратите внимание на заточку - она односторонняя, при этом сточена правая сторона лезвия - т.е., если резать им по линейке, ведя как карандаш, то к линейке прижимается плоская сторона, а сточенная фаска обращена от линейки. Угол лезвия - примерно 30, заточки - 15-20. Из того же полотна стоит сделать маленькие тонкие резцы, типа стамесок, разной ширины: 4, 6, 8, 12мм - хоть и не сразу, но постепенно все где-то да пригодятся. Можно найти в продаже наборы для резьбы по дереву с полукруглыми резцами. Они тоже рано или поздно, но обязательно понадобятся.Шило. Обычное сапожное. Но и ещё одно придётся сделать самому - из длинного тонкого гвоздя или из толстой швейной иглы (удобно от машинной) на длинной (15-20см) ручке. Ну, и раз уж тут зашла речь, набор швейных иголок разных размеров тоже будет необходим.Кисточки. Стоит завести сразу десятка полтора - всех размеров: от 2 до 20мм, разной жесткости для разных нужд. Иногда вместо кисточки для клея при мелких работах удобно пользоваться тонкой проволокой, примотанной к палочке.
Ножницы. Стоит иметь минимум две, а лучше три пары: по отдельной для ткани, для фольги, и для бумаги, шпона и картона.Шлифовальная шкурка. Необходима минимум трёх номеров: от самой крупной для выравнивания заготовки корпуса под облицовывание до самой мелкой для шлифования под отделку. Ну и средняя - для промежуточных работ. Точильные бруски для резцов - стоит завести три штуки, включая самый мелкий оселок для окончательной доводки.
Мелочи - необходимые, и просто удобные в работе: чертёжные принадлежности, большой пинцет, маленькие плоскогубцы с длинными тонкими губками, бельевые прищепки, круглые резинки "для денег", вязальный крючок, настольные тиски, прозрачная линейка из оргстекла длиной 50см, несмываемые чёрный и коричневый маркеры, морилка для дерева. Да мало-ли что ещё может придуматься при творческом подходе к делу!
И вперёд. Итак, обзаведясь всем вышеперечисленным, или будучи уверенным, что достанете необходимое в нужный момент, можно, вдохновившись, приступать! Где достать чертежи, советовать не буду - литературы много, Интернет огромен и динамичен - сайты рождаются и умирают. А сам я последнее время не интересовался этим направлением… В любом случае, уж раз Вы попали сюда, то и до чертежей сможете добраться. Изучите несколько проектов разных кораблей, сравнив их конструкции, детали. Зачастую подробности, упущенные в одном комплекте, прекрасно представлены в другом - для аналогичного корабля того же класса, и наоборот. Стоит почитать и их истории. Хорошо, когда дебютом станет не первое, что попадётся на глаза, а то что в результате проведенной селекции понравится больше всех остальных - работать будет гораздо интереснее. У такой модели намного больше шансов быть законченной - её жаль бросить недоделанной… Ну а начнём, конечно, с корпуса.
Автор - Дмитрий Копилов
Эксклюзивно для сайта

Поделиться: