Конспект по опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с картофелем в подготовительной группе

Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу.

Взрыв цвета в молоке

Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?

Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
План работы:

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
  4. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Выращиваем кристаллы

Этот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль.


Суть эксперимента проста - в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно. Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой.

Картошка становится подводной лодкой

Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку!
Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?
Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Батарейка из лимона

Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?

Нам понадобятся:

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта: первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произошло? Лампочка загорелась!

Стакан смеха

Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут!
Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.
Проведение опыта: возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло?
В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку.
Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан - и не надо ходить в комнату смеха.

Вода течет вверх по салфетке

Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.

Чудо-ракета из чайного пакета

Этот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!


Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Живая рыбка

Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ.

Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Фокус «заговор воды»

Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями".
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Башня плотности

Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.
Нам понадобятся:

  • высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
  • 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
  • пищевой краситель любого цвета
  • 1/4 стакана водопроводной воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/4стакана медицинского спирта
  • разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Подготовка:

  • Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
  • Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  • Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
  • Долейте сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

  • Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
  • По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
  • Пусть зрители сами увидят, что получилось.


Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.
Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Подводная лодка из винограда

Еще один трюк для любителей морских приключений!


Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Еще один эксперимент из серии "для девочек".
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила?

В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

"Стой, руки вверх!"

А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Секретное письмо

Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.


Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Разбегающиеся зубочистки

Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Исчезающая монетка


А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!
Реквизит:

  • стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
  • водопроводная вода
  • монетка
  • помощник

Подготовка:

  • Налейте в банку воды и закрой крышку.
  • Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  • Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
  • Поставьте на монетку банку с водой.
  • Скажите волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
  • Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому волшебнику:
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.
Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.


Вконтакте

Цель исследования:

обобщить и расширить знания о картофеле;

узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси;

выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию;

доказать, что картофель – это второй хлеб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гора-Подольская СОШ»

Дошкольные группы «Непоседы»

Исследовательский проект

Тема: «Красавица – картошка»

Руководитель проекта:

Воспитатель Лаврова С.Н.

Участники проекта:

Пинчук Арина,

Шелоханова Татьяна

2015г.

Исследовательский проект по изучению свойств картофеля и крахмала.

Подготовил проект : воспитанницы подготовительной группы »Зайчик».

Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники подготовительной группы «Зайчик», родители детей.

Тип проекта : среднесрочный, исследовательский, творческий.

Предметная секция проекта : познание(живая природа)

Цель исследования:

обобщить и расширить знания о картофеле;

узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси;

выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию;

доказать, что картофель – это второй хлеб.

Задачи:

1.Учить детей познавать,задавать вопросы,высказывать свои мнения.

2.Формировать представления о свойствах картофеля опытным путем и через наблюдения.

3.Развивать любознательность и воображение, творческие способности.

Проблема проекта :

1. Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о картофеле;

2. Осознание детьми значения картофеля в жизни людей.

Гипотезы:

1.Мы допустили,что многим будут интересны наши исследования.

2.Мы думаем, что все должны знать историю картофеля и его свойства.

План исследовательской работы:

  1. Осуществить поиск информации по данной теме.
  2. Организовать эксперимент.
  3. Подвести итоги и сделать вывода.

Вступление

Арина Здравствуйте, друзья, мы прибыли сюда,
Чтоб рассказать сейчас,
О чудо-пище не простой,
Которая, так вкусно кормит нас!

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.


Арина Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.

Таня Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.


В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Арина Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.

  1. Посадка, уход

(Слайды посадки, ухода, уборки)

Арина Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву.

Таня Я всё лето зеленею,
Спрятав ягоды в земле,
Ближе к осени созрею –
Сразу праздник на столе!
Суп и щи, пюре, окрошка –
Вам везде нужна картошка!

2. История

(Слайды из истории картофеля)

Арина Наш воспитатель, Светлана Николаевна рассказала нам много из истории картофеля. Ведь не всегда выращивали картофель для еды.

Родом это растение из Южной Америки. Там картошку употребляли в пищу много тысяч лет подряд.

А вот в Европе картофель стал известен только в 16 веке, когда испанцы привезли его из-за океана.

В начали картофель высаживали в садах, потому что он был незнаком им.

Самое неожиданное применение картофелю придумали во Франции – его использовали как украшение.

В Росси картофель тоже не сразу пришёлся по вкусу. Попал он к нам в 17 веке. Царь Пётр 1 ,путешествовал по Голландии и прислал мешок картофель в Россию. И велел начать разводить картофель, но крестьяне царский указ выполнять не хотели. Они не знали, что делать с ним, как его сажать, как за ним ухаживать.

Новое растение вызывало много вопросов.

Таня Но позже люди так полюбили картофель, что стали называть его «вторым хлебом» .

  1. Эксперимент

Таня. Нам стало очень интересно из чего состоит картофель? И тогда мы в группе провели эксперимент.
Арина . .Сырой, очищенный картофель натерли на терке, смешали с водой, дали отстоятся - на дне образовался слой белого вещества.

Таня. Что это?

Арина . Это крахмал. Если это вещество высушить, то оно будет белое, как мука.

Таня. Для чего нам нужен крахмал?

Арина Заваривать кисель, крахмалить бельё.

  1. Лекарственные свойства картофеля

Арина А ещё, картофель и картофельный крахмал хорошее лекарство.

Таня. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Меня мама всегда так лечит.

5. Поделки из картошки

Арина Мы в детском саду тоже, без неё «никуда»

Из картофеля делаем замечательные поделки.

Даже играем с ней в игры.

Таня. Теперь вы знаете, как много внимания человек уделяет картошке: растит её, заготавливает для еды, пишет о ней стихи, песни и пословицы.

Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.

Таня. Картошку копать, не руками махать

Заключение .

Итак, нам удалось доказать,что картошка- второй хлеб. И она есть в каждом доме, картошка очень вкусная и, как мы узнали, полезная.

Спасибо за внимание.

Игры с картошкой

  • «Посади картошку»
  • «Возьмём ложку – перенесём картошку»
  • «Сумку возьми и за картошкой в магазин сходи»

Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.

Дачное Опытное Дело. Опыты с картофелем за 2012 год.

Предлагаю познакомиться с результатами опытов на дачных участках, которые мы проводили под руководством Крючковой Татьяны в 2012 году. Это подготовленный отчёт в газету "Сады Сибири", но, я думаю, он будет интересен всем, кто занимается выращиванием этой культуры.

Ориентация клубней при посадке
(Не закружится ли голова у картошки, если сажать ее вверх ногами?)

Где проращивать картофель: в темноте или на свету
(Программа ДОД)

В рамках программы Дачное Опытное Дело мы проверяем достоверность давно установившихся взглядов на возделывание картофеля. При этом наша цель - найти приемы, которые позволяют при минимальных затратах труда получать наибольший урожай. В 2012 году нас интересовали два вопроса: где проращивать клубни - на свету или в темноте, и как укладывать их в гнездо - вверх или вниз ростками.

Ориентация клубней при посадке.

При выращивании картофеля на больших площадях никому не приходило в голову следить, каким образом ложится клубень на землю при посадке. Но в поисках способов увеличения урожайности появилась идея сажать клубни вниз ростками.
Сначала было замечено что, если положить непрогретый клубень при посадке на бочок, то на нем просыпаются глазки по всей поверхности, и стеблей образуется больше. Правда, макушечные ростки, как более сильные, выскакивают из земли раньше и первыми захватывают территорию, остальным достаются лишь остатки площади и освещения. А что, если клубень посадить не на бочок, а вверх ногами? Тогда верхушечным росткам придется затратить некоторое время, чтобы обогнуть клубень, а тут, глядишь, и остальные ростки подтянутся, и все вместе дадут дружные всходы. А главное, подземная часть стеблей, из которой вырастают столоны, увеличится, а значит и клубней может вырасти больше.
Сомнения - движущая сила исследователя. Мало выдвинуть гипотезу, надо ее проверить. Действительно ли посадка клубней «вниз головой» даст ощутимую прибавку урожая? И хотя этот прием не однажды проверялся исследователями, появление новых сортов требует новых наблюдений.
Участникам программы ДОД предлагалось часть клубней одного и того же сорта посадить вниз макушкой, а другую часть - вверх макушкой. При этом клубни могут быть непрогретыми или пророщенными, необработанными или обработанными перед посадкой любым способом. Главное, чтобы в опыте участвовали одинаково подготовленные клубни, и уход за растениями также ничем не отличался.
Информация получена от семи участников, проживающих в Красноярском и Пермском краях и Республике Марий Эл. Четверо из них использовали элементы органического земледелия, трое применяли традиционную технологию. Почвы - дерново-подзолистые и черноземы различной мощности и плотности. Погодные условия складывались везде одинаково - наблюдалась сильная засуха с самого начала лета.
Количество опытных растений одного сорта у разных участников колебалось от 6 до 10, общее число опытных растений - 168, совместными усилиями испытаны 24 сорта, из них половина - ранние и среднеранние, другая половина - среднеспелые и среднепоздние. Имеющихся данных достаточно для статистической обработки.
Что же показал анализ полученных результатов? Если сравнивать средние цифры, то разницы между посадкой вверх и вниз ростками нет (0,995 кг/куст и 0,953 кг/куст) . Однако если рассматривать урожайность по сортам, то раннеспелые при посадке вверх макушкой дали урожай в среднем по 1,2 кг с гнезда, посадка вниз головой снизила их урожайность до 0,8 кг/гн.

В то же время сорта более позднего срока созревания сформировали одинаковый урожай в обоих вариантах - 1,3 кг/куст и 1,2 кг/куст.
Еще один интересный момент. При традиционной агротехнике выше оказывался урожай при посадке вверх ростками, а при органической - вниз, причем клубни при этом формировались в два яруса. Оно и понятно, в рыхлом слое перепревшей мульчи и питание лучше, и воздуха больше, и вода всегда в наличии.
Мы, конечно, не можем говорить о выявленной закономерности. Не только потому, что для этого утверждения нужен более масштабный опыт. Но и потому, что в некоторых случаях были получены противоположные данные, которые требуют объяснения: например, среднеранний сорт Зекура при органической технологии наибольший урожай дал при посадке вниз ростками, а среднепоздняя Журавинка, наоборот, максимальный урожай сформировала из клубней, посаженных вверх макушкой. Тем не менее, тенденция все-таки прослеживается.
Но не следует слепо доверять чужому опыту. Не зря говорят, доверяй, но проверяй. Только проверять тоже надо уметь, и не забывать, что для сравнения нужны как минимум два варианта.

1. Где проращивать картофель: в темноте или на свету

Вроде само по себе проращивание, как прием получения раннего урожая, не вызывает сомнений - забег в развитии используется на многих культурах, выращиваемых из рассады. В данном случае проращивание клубней можно тоже рассматривать как способ сдвинуть на более ранний срок начало вегетации. Но вот есть ли разница в том, где проращивать - на свету или в темноте, и влияет ли это на величину урожая? В рекомендациях иногда встречаются указания на то, что пророщенные на свету клубни за неделю-две до посадки надо подержать в темноте. При этом якобы, разрушаются вещества, которые не дают росткам вытягиваться в длину - ингибиторы роста. Но в таком случае, всходы от клубней, пророщенных в темноте, должны появляться раньше, чем от клубней с зелеными ростками. Так ли это на самом деле?
В какой-то мере ответили на этот вопрос члены Назаровского клуба «Росток» - Каблукова Н.М., Алексеева Г.А., Салтыкова Н.И., Донова Г.В. Для исследования были взяты 2 ранних и 2 поздних сорта. Проращивание клубней, как в темноте, так и на свету проводилось не менее месяца. Всходы появились практически одновременно, но первоначальный рост, как заметили самые наблюдательные, в вариантах с проращиванием на свету был несколько замедленным. Эта разница сохранялась вплоть до цветения.
А что же с урожайностью? Оказалось, что однозначного ответа нет. У ранних сортов проращивание в темноте дало больший урожай. Разница была видна даже на глаз - 1,9 кг против 4,5 кг, 3,1 кг против 4,1 кг. Поздние сорта в обоих вариантах сформировали практически одинаковый урожай.
Но одна особенность оказалась характерной для всех сортов - клубни нового урожая в варианте с проращиванием в темноте получились более крупными, мелочи в кустах почти не было.

Подведем итоги.

Сорта картофеля со сроком созревания три и более месяцев (среднеспелые и среднепоздние) меньше реагируют на способы подготовки и посадки клубней. Они имеют достаточно времени, чтобы сформировать генетически обусловленный урожай. Но если вы любите крупные клубни, то проращивайте посадочный картофель в темноте.
Ранние сорта более отзывчивы на методы подготовки и способы посадки. Чаще всего урожайность увеличивается при посадке вверх ростками пророщенных в темноте посадочных клубней. Но прежде чем массово применять эти приемы, не помешает проверить каждый сорт на небольшом количестве клубней.

А теперь мой отчёт. Я немного расширила опыт по ориентации клубней при посадке.
На 25 метровой грядке посадила в 2 ряда среднепоздний сорт Агрия.Один ряд - вниз ростками, другой-вверх. Проращивала в темноте около месяца. Высадила в середине мая. Грядку разгребла граблями от осенней мульчи за несколько дней. Уложила клубни на некопанную землю и сверху граблями же нагребла небольшой гребень из полуперепревшей листвы. После первого дождя, который прошёл 16 июня, подгребла осеннюю(неперепревшую) листву с дорожки к грядке. После второго дождя, 8 июля, засыпала всё сверху опилками, которые пролежали в куче месяц, то есть свежими.Ботва была уже достаточно большой. 20 июля добавила по бокам ещё опилок (ряд ведь двойной). Копала 10 сентября. Никаких опрыскиваний и полива не производила. Ботва здоровая, жука не было, проволочника мало.Клубни, кроме парши, ничем не поражены. Но там где больше всего было опилок, а не листвы, то и парши было мало .Я не успела заснять собранный урожай, но на том ряду, где вниз ростками, на 2 ящика урожая было больше. Это примерно 3 ведра. Может это, конечно, и не сильная прибавка урожая, но с 12 моих гряд было бы около 36 ведер. Соседи, через межу, с 10 соток (участок как у меня) при постоянной вспашке в этом году собрали вообще 35 ведер.
Сейчас картофель хранится хорошо и очень вкусный!


Многие огородники интересуются, какие опыты с картофелем можно проводить при выращивании картофеля из семян, полученных из ягод, испытанию разных сортов, уплотнению посадок и т. д. Ниже приведены некоторые советы для любознательных.

Из образующихся на некоторых сортах после самоопыления ягод развиваются растения, отличающиеся очень низкой урожайностью, поэтому использовать их для получения клубней нецелесообразно. Важно получить гибридные семена скрещиванием разных сортов. При скрещивании пыльцу с цветка растения одного сорта переносят на рыльце пестика цветка другого. Собирают пыльцу вытряхиванием. Для этого из сорванных цветков растений-опылителей (отцовских форм) пыльцу, легко постукивая булавкой или писчим пером по колонке пыльников в период их созревания, выбивают на стекло. Чтобы выбитая пыльца была лучше видна, под стекло подкладывают темную бумагу. Можно пыльцу сразу вытряхивать на глянцевую черную бумагу. Чтобы получить большое количество пыльцы, собранным цветочкам хорошо дать вылежаться россыпью около двух – трех часов в сухом помещении с хорошей вентиляцией.
Далее нужно взять обычную стеклянную пипетку и снять с нее резиновый колпачок. Узкое отверстие в пипетке затыкают ватой или бумагой, а в широкое писчим пером, как совком, насыпают выбитую пыльцу. Заполнять больше половины пипетки и уплотнять пыльцу не нужно, потому что последняя быстро потеряет способность к оплодотворению. Когда пыльцы насыпано достаточно, на пипетку опять натягивают резиновый колпачок.

На материнском растении отбирают хорошо развитые соцветия, оставляют на них пять-шесть молодых цветков или готовых к опылению бутонов, а остальные удаляют. Лучше опылять цветки в день их раскрывания. Рыльце пестика цветка растения картофеля становится способным к опылению несколько раньше созревания пыльцы того же цветка. Поэтому искусственное опыление материнского растения возможно до полного распускания цветка. Во избежание самоопыления скрещивание лучше проводить до созревания пыльников на материнском растении, перед тем как распустится цветок или в тот момент, когда он распускается. В связи с тем что чужая пыльца прорастает на рыльце быстрее, кастрацию и изоляцию пыльников, как правило, не выполняют.
Наилучшие результаты дает скрещивание рано утром или вечером, а также в пасмурную, но не дождливую погоду. Выполняют его так. Из узкого отверстия пипетки вынимают ватку, подносят пипетку к рыльцу опыляемого цветка и слабым надавливанием пальцами на резиновый колпачок заставляют пыльцу вылетать из трубки на рыльце пестика. В небольших количествах пыльцу на рыльце цветка можно переносить обычной канцелярской кисточкой.

После опыления на каждое растение картофеля или соцветие навешивают этикетку из пергаментной бумаги, на которой простым карандашом или шариковой ручкой записывают дату скрещивания, название сортов, участвующих в скрещивании. При удачном опылении через четыре-пять дней опадает венчик цветка и начинает формироваться ягода. Через 15 дней после скрещивания каждое соцветие с ягодами для предотвращения потерь, не отрывая от растения, укладывают в марлевый мешочек и легко привязывают к стеблю.
Через 30...35 дней после скрещивания с усыханием ботвы на материнских растениях ягоды собирают вместе с мешочками и переносят в теплое сухое помещение для полного дозревания. Созревшие ягоды становятся мягкими и приобретают приятный аромат. Их раздавливают и отмывают семена на сите теплой водой. Отмытые семена высушивают до воздушно-сухого состояния, укладывают в пакеты и хранят в сухом помещении до посева. При хранении в обычных комнатных условиях семена картофеля не теряют всхожесть шесть- восемь лет.
Новое растение, полученное из семени, называют сеянцем. Выращивание сеянцев, как и рассады помидоров, начинают обычно за полтора-два месяца до последнего весеннего заморозка. Семена высевают в ящики, наполненные смесью торфа, перепревшего навоза, дерновой почвы и песка. Раскладывают семена на расстоянии 5 х 1...2 см и заделывают на глубину около 0,5 см. Можно раскладывать и через 0,5 см в мелкие бороздки с расстоянием между ними 10 см.
Оптимальная температура для прорастания семян - 18...20 °С. Всходы при такой температуре появляются через 6... 12 дней. Из почвы выходят две небольшие семядоли. Затем развивается первый нерассеченный лист, за ним второй, более рассеченный. Через три-четыре недели рассаду пикируют, т. е. пересаживают в горшки или ящики с площадью питания 5x7; 20 х 10 см. Еще через три-четыре недели пикированную рассаду пересаживают на гряды. На хорошо окультуренной огородной почве семена можно высаживать непосредственно на тщательно разделанные гряды.

Смысл ухаживания за растением состоит в периодических поливах, рыхлении земли и пропалывании участка. Высаженные в грунт сеянцы нормально развиваются, цветут, на них образуются клубни. Наблюдая за формированием сеянцев, можно отметить, что они отличаются друг от друга не только внешним видом, но и многими хозяйственно ценными качествами. При тщательном отборе лучших сеянцев, выделяющихся комплексом таких признаков - короткими столонами, округлыми ровными клубнями, мелкими глазками, высокой урожайностью, картофелевод-любитель может получить собственный сорт картофеля, наиболее приспособленный к местным условиям. В дальнейшем растения отобранных гибридов размножают вегетативно - клубнями. Полученный посадочный материал будет отличаться хорошей урожайностью и высокой сопротивляемостью к вирусным болезням.
При селекции картофеля почти все наиболее ценные сорта получены скрещиванием разных сортов. Так, скрещиванием сорта Смысловский с сортом Свитезь известный картофелевод А. Г. Лорх в 1922 году получил 257 сеянцев. После их испытания, при котором определяли урожайность, вкус, крахмалистость и устойчивость против заболеваний, выделены как самые ценные только два. Из последних получены первые советские сорта картофеля - Лорх и Кореневский.

Испытание сортов при проведении опытов с картофелем , для выбора наиболее урожайного в данной местности проводят следующим образом. Подбирают по литературе ряд лучших сортов картофеля, районированных в той зоне, где расположен участок. Высаживают их на участке по одному-два ряда с двумя-тремя повторениями, т. е. сначала сорта высаживают рядами один за другим, затем повторяют то же самое. При уборке урожая определяют лучший сорт по вкусовым качествам и продуктивности.

Три урожая за сезон – вот до чего довели опыты с картофелем

В средней полосе при интенсивном использовании всего безморозного периода отдельные картофелеводы получают по три урожая с одной площади.

Первый срок посадки делают по возможности раньше - в третьей декаде апреля раннеспелыми сортами. За 12... 15 дней до уборки первого урожая в шахматном порядке сажают проращенные клубни в междурядьях первой посадки – это у нас картофель второго урожая.
Третью посадку выполняют в гнезда первой через 15 дней после уборки первого урожая.
Для этого перед первой посадкой ручным маркером в три-четыре зуба маркируют участок крест-накрест и в места пересечения кладут клубни по схеме 60 Х 60 см. Сажают под лопату клубнями массой 80... 100 г, насыпая на дно лунок по 300...400 г перепревшего навоза или компоста. Клубни кладут верхушечными глазками кверху и закрывают почвой слоем в 3...4 см. При второй посадке (примерно 20...25 июня) клубни закрывают слоем почвы уже не в 3...4 см, а в 5...6 см. В каждую лунку также вносят по 300...400 г компоста и щепотку суперфосфата.
Третью посадка картофеля обычно попадает на 20...25 июля, ее осуществляют внося удобрения, как при обычной посадке. Для подготовки ко второй и третьей посадке клубни вынимают из погреба за две недели и проращивают на свету. Во время ухода рыхлят и окучивают обычными методами.

Вот такие бывают опыты с картофелем.

Крахмал, картошка и йод годятся не только для киселей и соусов. При желании с помощью различных опытов можно целый вечер развлекать любознательного малыша дома или в детском саду.

Затрат - минимум, удовольствия и развития - максимум. Попробуйте повторить что-нибудь из списка ниже, и киселей вам больше не видать - всё будет уходить на фокусы.

Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты.

Крахмал - белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель.

Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода - жидкость станет синей.

Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит.

Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне - нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких.

Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

Как мы знаем, неньютоновская жидкость - это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко.

Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять - она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить - почувствуете, что материал вновь становится твёрже.

Интересно попробовать переливать жидкость - если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.

Крахмал танцует

Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер.

Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40-60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище.

Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное - смогут стать участниками удивительных экспериментов.

«Лизун» из крахмала

Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет.

Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.

Поделиться: