Кито какой нации и религии. Коренные народы Сибири: Кеты

Ке́ты (самоназвание кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) - малочисленный российский коренной народ Сибири, населяющий север Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Численность народа

Из всех кетских населенных пунктов Светлогорск и Курейка подчинены администрации города Игарка, Су ломай находится в Байкитском районе Эвенкии, Сым - в Енисейском районе, все остальные - в пределах Туруханского района Красноярского края. В то же время в эту территорию не включены два поселка Туруханского района - селькупский Фарково и эвенкийский Советская речка. Всего исследование проведено в 21 населенном пункте. На этой территории переписали в 2001 г. 885 кетов.
За годы между исследованиями (1991 и 2001) умерло 141 человек, родилось 142. Естественный прирост всего 1 человек за 10 лет! Иначе говоря, естественный прирост - нулевой.
Уехали за пределы ОЭТ в этот период 62 человека, приехали 43. Отрицательное сальдо (убыль) - 19 человек.
Сменили национальную принадлежность с кетской на иную 32 метиса, с иной на кетскую 62 человека, прирост по этой причине 30 человек.
По всем трем источникам прирост составил 12 человек, то есть 1,4 % за 10 лет.
Численность мужчин и женщин у кетов примерно одинакова (женщин - 50,2 %.
Анализ возрастной структуры указывает на резкое снижение рождаемости в 1990-е гг., в 1991 году дети до 10 лет составляли в числе кетов 27,1 %, а сейчас всего 15,9 %.
О повышенной смертности говорит тот факт, что процент пожилых людей не растет, лиц 60 лет и старше было 6,6 %, стало 5,4 %.
Среди кетов преобладает малая семья, включающая чаще всего супружескую пару и детей. Сложных трехпоколенных семей совсем немного.
Подводя итог, можно сказать, что за последние годы проявились негативные демографические явления, которые привели к сниженной рождаемости, повышенной смертности, в результате чего прирост кетов прекратился, численность стабилизировалась.

Расселение и миграции

Кеты проживают в 21 поселке, что расположены цепочкой в основном по берегам Енисея и некоторых его притоков на расстоянии около 1000 километров с юга на север. На этой, условно говоря, «кетской земле» сами кеты составляют незначительный процент, намного уступая русским.
Анализ расселения показал значительные перемещения кетского населения из одних поселков в другие. Причем в поселках с высокой долей кетского населения их абсолютная численность падает, а в поселках, где кеты составляют небольшой процент, их число быстро увеличивается.
Таким образом, более половины кетов проживают в смешанной среде.

Занятия кетов

С точки зрения изучения современных этнических процессов, важно выяснить, сколько кетов сохраняет приверженность традиционным занятиям, а сколько отошли от них и занялись каким-то другим делом. Сохранение традиционных отраслей хозяйства содействует сохранению и многих других видов традиционной культуры, так как в конкретной действительности этносов, ведущих традиционный образ жизни, все аспекты бытия тесно переплетены.
Женщины по основному месту работы вообще не заняты в традиционных отраслях.
Если учесть имеющих отношение к традиционным занятиям помимо основной работы, то их окажется намного больше.
Даже среди женщин, отошедших от традиционных занятий, не так уж мало знакомых с традиционной женской работой (среди молодых около половины), а среди мужчин традиционными видами труда занимаются почти все.
Из традиционных занятий сохранились рыболовство и охота. Ими хотя бы на любительском уровне занимаются 94,0 % мужчин. В числе 57,1 % женщин встретились такие, которые кроме обработки шкур и другой чисто женской работы еще и охотятся (10,0 %) и рыбачат (51,0 %).
Новшеством последних лет стала массовая безработица, охватившая более трети мужчин и пятую часть женщин. Ее отрицательные последствия понятны. Правда, местная особенность состоит в том, что среди мужчин размеры этого явления больше, чем в целом по стране, - это объясняется слишком узким спектром имеющихся рабочих мест в небольших сельских поселениях. Вместе с тем многие безработные мужчины активно начали (вернее - продолжили) заниматься промыслами (охотой и рыболовством) и фактически стали индивидуальными промысловиками. Но так как они нигде не оформлены, то числятся безработными. Как ни парадоксально это звучит, безработица стимулирует сохранение традиционных занятий, а это можно рассматривать как явление, объективно тормозящее ассимиляцию. Оно приносит слишком много вреда. В частности, наблюдается процесс люмпенизации части кетекого населения. Итак, отход от традиционных занятий у кетов налицо, особенно по основному месту работы, но цифры по занятиям вне основной работы все же убеждают, что не все так плохо. То, что хотя бы на любительском уровне традиционным занятиям отдают должное подавляющее большинство мужчин и более половины женщин, позволяет сделать вывод, что в этой сфере говорить о массовом отходе от традиционных видов деятельности пока преждевременно.

Материальная культура кетов

Зимнее стационарное жилище кетов - полуземлянка - еще в первой половине XX в. заменено русской избой. Летнее - чум - отмечено в 1991 г. у двух семей пенсионеров. Но за прошедшие десять лет старики умерли, и чумов сейчас нет. Так что в 1990-е годы закрылась еще одна страница традиционной культуры кетов. Сейчас кетское население живет в стандартных домах, построенных чаще всего приезжими строителями и не имеющих никаких национальных особенностей.
Национальная одежда продолжает быстро уходить из повседневного использования - динамика наличия элементов национальной одежды по поколениям не оставляет надежд на сохранение ее в обозримом будущем. Особенно мало осталось женской одежды, а полный костюм имеется у 1-2 человек.
Иное положение с традиционной кухней. Сейчас знакомы с ней 89,9 % кетов, употребляют традиционную пищу 76,9 %, в т.ч. регулярно -32,6%.
С занятиями в традиционных отраслях тесно связан такой показатель, как наличие в семьях различных предметов традиционной утвари, инструментов, и других вещей. Они есть в 51,5 % семей. Это связано с приверженностью подавляющего большинства мужчин традиционным промыслам. Среди вещей и предметов отмечены охотничьи лыжи - в 35,3 % семей, долбленая лодка (ветка) - в 24,8 % семей, нарты - в 24,8 % семей, инструменты для обработки шкур - в 19,8 % семей.

Языковые процессы

Быстрый уход из жизни кетов родного языка был зафиксирован всеми предыдущими исследованиями, а также переписями населения.
Родным языком назвали кетский 19,1 % опрошенных, кетский и русский - 3,4 %. Русский язык современные кеты считают своим несравнимо чаще, чем кетский.
С этим показателем связана также степень владения кетским и иными языками региона.
Показатели по основному разговорному языку значительно ниже, чем по родному языку или по степени владения кетским языком, а значит, многие кеты, хорошо владеющие кетским языком, довольно редко его используют. Преимущественно кетский использует всего 1,5 %, два языка - 5,4 %.
Чаще всего кетский язык используется при общении со старшим поколением, с родителями.
Уже более 20 лет в ряде школ региона в начальных классах преподается кетский язык. До этого образование кеты получали исключительно на русском языке.
Кроме обычных трудностей, связанных с введением письменности и языка в программы школ (проблемы с учебниками, книгами для чтения, подготовкой учительских кадров и т.д.), мы видим причину слабого влияния школы на языковую ситуацию в том, что для подавляющего большинства детей кетский язык уже перестал быть родным. Его необходимо преподавать по методике иностранного языка, что влияет на результаты обучения.
Вывод однозначен - кетский язык уходит из живого бытования, сокращается число владеющих им, показатели в младших возрастных группах снизились до нуля, попытки сохранить язык через школьное обучение не увенчались успехом.

Духовная культура кетов

Уход кетского языка сказался в первую очередь на тех областях духовной культуры, которые непосредственно связаны с ним. Все реже можно услышать исполнение народных песен на кетском языке. Лишь 1,1 % кетов старше 7 лет поют песни преимущественно на кетском языке, еще 2,6 % - на двух языках, остальные - исключительно на русском. Лиц, помнящих хотя бы одну песню на кетском языке, оказалось лишь 5,7 %.
Аналогичные результаты получены по такому показателю, как уровень знакомства с национальными сказками. Помнят хотя бы одну сказку на кетском языке 12,7 % опрошенных кетов старше 7 лет, слышали их, но уже не помнят еще 29,1 %.
В такой сфере духовной культуры, как обряды, знакомы с похоронным 23,2 % опрошенных, с родильным обрядом 3,3 %, со свадебным - 9,3 %.
В религиозных пристрастиях кетов существует большое разнообразие.
Среди мужской части кетов значительно больше неверующих, а также приверженцев шаманизма, чем среди женщин, где больше православных и приверженцев протестантских сект.
Таким образом, в мировоззрении кетов причудливым образом переплелись и мирно уживаются доктрины трех зачастую взаимоисключающих мировоззрений - атеистического, православного и языческого. Налицо синкретизм. Исключение составляют приверженцы западного протестантского мировоззрения, которые не приемлют иных идеологий.
В целом можно сказать, что в области духовной культуры происходят трансформации, национальные особенности быстро исчезают, в некоторых областях духовной культуры этническая специфика практически утрачена. Трудно выделить хотя бы одну область духовной культуры, где выводы были бы иными.

кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...
О, как же я ненавидела его!!!.. Всем сердцем, всей душой ненавидела! И знала, что отомщу ему, чего бы мне это ни стоило. За всех, кто так зверски погиб по его приказу... За отца... за Джироламо... за эту добрую, чистую девочку... и за всех остальных, у кого он играючи отнимал возможность прожить их дорогую и единственную в этом теле, земную жизнь.
– Я помогу тебе, девочка... Помогу тебе милая... – ласково баюкая её, тихо шептала я. – Успокойся, солнышко, там не будет больше боли. Мой отец ушёл туда... Я говорила с ним. Там только свет и покой... Расслабься, моя хорошая... Я исполню твоё желание. Сейчас ты будешь уходить – не бойся. Ты ничего не почувствуешь... Я помогу тебе, Дамиана. Я буду с тобой...
Из её изуродованного физического тела вышла удивительно красивая сущность. Она выглядела такой, какой Дамиана была, до того, как появилась в этом проклятом месте.
– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Бездействие убивало, заставляя чувствовать себя всеми забытой, беспомощной и ненужной... И хотя я прекрасно знала, что не права, червь «чёрного сомнения» удачно грыз воспалённый мозг, оставляя там яркий след неуверенности и сожалений...
Я не жалела, что нахожусь у Караффы сама... Но панически боялась за Анну. А также, всё ещё не могла простить себе гибель отца и Джироламо, моих любимых и самых лучших для меня на свете людей... Смогу ли я отомстить за них когда-либо?.. Не правы ли все, говоря, что Караффу не победить? Что я не уничтожу его, а всего лишь глупо погибну сама?.. Неужели прав был Север, приглашая уйти в Мэтэору? И неужели надежда уничтожить Папу всё это время жила только во мне одной?!..

Кеты ке́ты

(прежнее название - енисейские остяки, енисейцы), народ, живущий в Красноярском крае (Россия), по среднему и нижнему течению Енисея. Около 1 тыс. человек (1995). Язык кетский. Верующие - православные.

КЕТЫ

КЕ́ТЫ, народ в Сибири, живущий в Красноярском крае (см. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ) , по среднему и нижнему течению Енисея. Большая часть кетов живет в Туруханском районе, расселены компактными группами по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа кетов (211 чел.) расселена на территории Эвенкийского округа (см. ЭВЕНКИЯ) . Этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км. По данным переписей численность кетов в течение 20 в. колебалась около 1 тысячи человек, по переписи 2002 она составила 1,4 тысячи человек. В прошлом известны как остяки или енисейские остяки. Верующие - православные.
Кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. Они - монголоиды с ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, кеты обнаруживают сходство с соседними народами. Северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам (см. СЕЛЬКУПЫ) , отчасти к хантам (см. ХАНТЫ) и ненцам (см. НЕНЦЫ) , а южная, подкаменнотунгусская группа - к хакасам (см. ХАКАСЫ) и шорцам (см. ШОРЦЫ) .
Кетский язык (см. КЕТСКИЙ ЯЗЫК) занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в 18 в. в верховьях реки Енисей, ныне ассимилированных аринов, асанов, котов. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский и югский. Современные кеты - потомки енисейскоязычных народностей, в прошлом живших в Южной Сибири. Начало переселение предков кетов на север относят к 9-13 вв. На берегах среднего и нижнего Енисея и его притоков в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась кетская народность.
Культура кетов сформировалась на основе хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной и Западной Сибири и имеет много аналогий с селькупами, хантами, северными алтайцами, шорцами. Это и землянка со специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и нарты. У кетов, расселенных по притокам Енисея, большую роль играет рыбная ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в летнее время. На Крайнем Севере кеты освоили транспортное оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов оленеводческого обихода. Южная, подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Вместе с тем у кетов сохранились черты предков-скотоводов. Это распашная длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с южносибирскими образцами, некоторые виды обуви, элементы конструкции чума, ряд пищевых традиций.
У кетов выделяются несколько типов жилищ. Основная разновидность постоянного жилища - полуземлянка. В плане квадратная она имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Полуземлянка отапливалась при помощи разновидности очага - чуваша. На нем же готовилась пища. Кетский чум отличается набором и характером соединения основных шестов. В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до четырех тонн. На илимке из гнутых прутьев сооружали жилое помещение, крытое берестой.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "кеты" в других словарях:

    Кеты … Википедия

    - (самоназвание кет, енисейские остяки, енисейцы) народность общей численностью 1113 чел. Основная страна расселения: Российская Федерация 1084 чел. Язык кетский. Религиозная принадлежность верующих: православные … Современная энциклопедия

    - (прежнее название енисейские остяки енисейцы), народ, живущий в Красноярском кр. (Российская Федерация), по среднему и нижнему течению Енисея. 1,1 тыс. человек (1992). Язык кетский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

    - (прежнее название енисейские остяки, енисейцы), народ в Российской Федерации (ок. 1 тыс. человек). Живут в Красноярском крае, по среднему и нижнему течению Енисея. Язык кетский енисейской группы палеоазиатских языков. Верующие православные.… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (самоназвание кет, буквально человек; старое название енисейские остяки, енисейцы) народ, живущий в районах среднего и нижнего течения Енисея (Красноярский край РСФСР). Численность 1200 человек (1970, перепись). Большинство К. говорит на… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназвание кет, буквально человек, старое назв. енисейские остяки, енисейцы) народность, живущая в р нах среднего и ниж. Енисея (Красноярский край). Числ. К. 1 т. ч. (1959). Язык К. занимает изолированное положение среди языков народов Сибири; … Советская историческая энциклопедия

    Coetae, Κοι̃ται, свободный народ в Понте между мосинэками и тибаренцами. Хеn. Anab. 7, 8, 25 … Реальный словарь классических древностей

    кеты - к еты, ов (народ) … Русский орфографический словарь

    кеты - кет/ы … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Кариология биохимическая генетика и популяционная фенетика лососевых рыб Сибири и Дальнего Востока , Макоедов А. , Представлен обширный материал по кариологии, биохимической генетике и популяционной фенетике лососевых, сиговых и хариусовых рыб Сибири и Дальнего Востока. Проведен сравнительный… Категория:

Общая информация

Кеты - коренной народ, живущий в среднем течении Енисея. Самоназвание – кет («человек»). Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами. Отдельные группы кетов были известны в ХVII веке как инбаки, югунь, земшаки и богденцы.

Язык - кетский. Диалекты – имбатский и сымский, которые значительно отличаются друг от друга в области фонетики, морфологи и лексики. Некоторые исследователи даже считают их отдельными языками. Подавляющая часть современных кетов говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры. Кетский язык относится к числу изолированных среди языков всех других народов Сибири. Лингвисты указывают на общие черты в основных принципах его построения с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Письменности у кетов не было, она формируется в настоящее время на основе русской графики. Все современные кеты говорят на русском языке, некоторые владеют селькупским и эвенкийским языками. Принято считать, что предки современных кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Примерно в 1 тысячелетии новой эры они вступили в контакты с тюркским и самодийско- угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере.

Территория расселения и численность

В начале 17 века кетские племена занимали обширную территорию по рекам Кан (правый приток Енисея), Усолка, Она (левобережье низовий Ангары), по Енисею от современного Красноярска до устья реки Тубы. К первой половине 19 века почти все они утратили свой язык, слившись с русскими, эвенками, с предками современных хакасов. И только самые северные кеты, жившие ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую и Бахте сохранили свои язык и этнические признаки.

В настоящее время основная часть кетов живет в Туруханском, Северо- Енисейском и Енисейском районах Красноярского края, а также в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. Они сосредоточены в основном в 13 селах. Живут здесь совместно с русскими, селькупами, эвенками и другими народами. В селах Келлог, Фарково, Мадуйка и Советская Речка они являются преобладающей частью населения. В поселках Сургутиха, Бакланиха, Горошиха их доля составляет около 30 %. В других селах кеты представлены незначительно: от 5 до 15 %.

Общая численность кетов по переписи 2002 г. составляла 1494 человека.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Традиционный хозяйственный комплекс кетов, характерный для охотничьего населения таежной зоны, сложился задолго до переселения предков современных кетов на Енисейский Север. В результате взаимодействия со своими самодийско-язычными соседями у большинства кетов появилось таежное оленеводство. Основным занятием большинства кетов в XIX веке были охота и рыболовство. Охота давала мясо для пищи и шкуры для одежды и обуви. Большое значение имел промысел копытных – лося и оленя, а также водоплавающей и боровой дичи. С приходом русских выросло значение пушной охоты. У северных (курейских) кетов рыболовство преобладало над охотой. Добывали рыбу круглый год. Оленеводство было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. За последние десятилетия в образе жизни кетов произошли существенные изменения. Хозяйственные реорганизации советских лет (коллективизация, преобразование колхозов в государственные промысловые хозяйства, переселение в крупные многонациональные поселки и др.) привели к сокращению занятости кетов в охоте и рыболовстве. Полностью утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. Значительная часть кетов стала работать в новых отраслях – звероводстве, молочном животноводстве, огородничестве. Появилась собственная интеллигенция. Около 15 % всех кетов является городскими жителями. Однако и поныне важную роль в обеспечении семей кетов продуктами играет таежный промысел. Из-за трудностей со снабжением его значение в жизнеобеспечении даже выросло. Особенно значимым стало рыболовство.

Этно-социальная обстановка

Как и в других северных регионах, этно-социальную обстановку в Туруханском районе определяют проблемы безработицы и связанный с этим низкий уровень жизни коренного населения, состояние здоровья кетов, низкий уровень развития социальной сферы. В ходе рыночных реформ в районе практически разрушена экономическая база сельхозпредприятий, обеспечивавшая наибольшую занятость кетов. К концу 90-х гг. работы не имело 58 % кетов. Не смогли решить проблем занятости коренного населения и появившиеся в последние годы семейно-родовые хозяйства. Большинство из них к концу 90-х гг. из-за экономических трудностей прекратили свою работу. Несколько кетско-эвенкийских семейно-родовых хозяйств работает только в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. В национальных селах Туруханского района в целом удалось сохранить социально-культурные учреждения. В каждом кетском селе имеются фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), школы, клубы, детские сады, однако многие из них не работают из-за отсутствия специалистов. В селе Келлог большинство предметов ведут учителя без специального образования. С большими перебоями работает школа в п. Мадуйка. По этой же причине не работают фельдшерско-акушерские пункты в Сургутихе, Советской Речке, где живет значительная часть кетов. В целом по району из 18 ФАПов заведующие имеются только в 9. Отсутствие медработников на местах ведет к нерациональному расходованию средств на санитарную авиацию. В 1998 г. только на санзадания до Советской Речки администрация района израсходовала почти 1 миллион рублей. У кетов района продолжает сохраняться достаточно высокая рождаемость – 21,4 на 1000 человек (общая по району – 11,7), однако и смертность заметно выше общерайонной – соответственно 12,7 и 10,8 на 1000 человек. В структуре смертности коренного населения преобладает смертность, связанная с травматизмом и несчастными случаями – 59 %. Среди умерших по этим причинам лица в возрасте до 40 лет составляют более 73 %. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья молодежи.

Этно-культурная ситуация

Бытовой уклад кетов в селах ничем не отличается от русского населения. Некоторые черты традиционного быта сохраняются лишь в период нахождения на промысле, которым занимается незначительная часть кетского населения. Из традиционной материальной культуры сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лодки, лыжи, ручные нарты), зимняя обувь, а также некоторые орудия труда. В большей мере сохраняются отдельные элементы традиционной духовной культуры – религиозные воззрения, семейно-родовые и погребальные культы, изобразительное искусство, устное, особенно песенное народное творчество. В 1989 г. кетский язык считали родным 48,8 % кетов. В период между переписями 1979-1989 гг. доля считающих кетский язык родным сократилась почти на 12 %. В настоящее время восстановлено прерванное в конце 30-х гг. преподавание кетского языка в начальных школах, в поселке Келлог его учат в старших классах как факультатив. Созданы букварь и другие пособия на родном языке, учебные кетско-русский и русско-кетский словари. Принятые в этом отношении меры способствовали тому, что темпы сокращения родного языка несколько замедлились. Предпринимаются меры по организации сельских музеев. На средства федерального бюджета ведется строительство двух этнокультурных центров – в поселках Келлог и Фарково.

Органы управление и самоуправление

В структуре Туруханской районной администрации имеется специалист, курирующий проблемы коренных малочисленных народов района. Весьма заметное место занимают их проблемы и в деятельности районной администрации в целом. Кеты возглавляют ряд сельских администраций в национальных поселках. Интересы кетского населения, других коренных народов района в последние годы защищает Ассоциация кетского народа Туруханского района, созданная в начале 90-х гг. Она имеет свои отделения в национальных селах.

Правовые документы и законы

Законодательно-правовая база по кетам отсутствует. В Уставе Красноярского края о кетах даже не упоминается, в нем содержится лишь несколько малозначащих общих фраз о содействии сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край. На краевом уровне не принято пока ни одного документа, гарантирующего права кетского народа на самостоятельное развитие. Но разрабатываются новые проекты региональных законов, в которых будут отражены права коренных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды

Экологическая ситуация ухудшается. В последние годы в Туруханском районе ведутся активные геолого-разведочные работы, открыто ряд перспективных месторождений полезных ископаемых, в связи с чем администрация района уже ставит вопрос о компенсации ущерба неизбежно причиняемого местному населению при разведке и добыче минеральных ресурсов.

Перспективы сохранения кетов как этноса

Кеты, как этническая система, безусловно, находятся в «зоне риска». Невысокая численность, усиление ассимилятивных процессов (более половины семей – смешанные в национальном отношении) делают их этническое будущее трудно предсказуемым. Вместе с тем, этническое самосознание кетов отличается стабильностью. Растет интерес к своему историческому прошлому, национальной культуре. Концентрация кетов в границах одного административного района, статус коренного народа, рост самостоятельности в решении своих внутренних проблем также способствуют этнической стабильности. Представляется, что будущее кетского этноса будет во многом зависеть от успешного решения социально-экономических проблем района.

остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.

Поделиться: