Технические характеристики, физико-механические свойства и другие параметры асфальтобетона. Сколько тонн в кубе песка, асфальта и щебня

Асфальтовое покрытие состоит из множества компонентов, основным из которых является щебень. В зависимости от загруженности дороги для производства асфальта используются различные фракции этого материала, а также разный процент содержания в асфальтной массе. Все это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на плотность асфальтобетона в т/м 3 , которая учитывается при расчете расходов на транспортировку материала, укладку или разборку.

Состав асфальта и его разновидности

Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

  • Для пешеходов - тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
  • Для велосипедистов - прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
  • Для автовладельцев - двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт - с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении - такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

Литой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня - эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

Расчет плотности по таблице

Существует следующая классификация дорожной «одежды» в зависимости от типа покрытия, состава и удельного веса асфальтобетона. Таблицей можно пользоваться при расчетах необходимого количества для ремонта дороги или нового ее строительства.

Вес асфальтобетона в зависимости от типа покрытия

В конструировании будущей дороги обязательно учитывается толщина накладываемого слоя покрытия, а также возможная усадка. Все эти величины контролирует государственный стандарт.

Устройство асфальтобетонных покрытий

При строительстве новой дороги нижний слой обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией для качественного сцепления с верхним покрытием. Его наносят в горячем виде не менее чем через 6 часов на застывший смоляной слой и укатывают при помощи катка.

При ремонте уже существующего дорожного покрытия его основание очищают от пыли обратной воздушной тягой или специальными моечными машинами. Если используется второй способ, то основание должно хорошо просохнуть перед дальнейшей обработкой битумной смесью. Далее производят выравнивание поверхности посредством нанесения слоя крупнозернистого асфальта при выбоинах глубже 6 см. Если требуемая толщина меньше, то используют мелкозернистый асфальтобетон. На мелких по площади повреждениях применяют асфальтораскладчик, а для крупных - асфальтоукладчик.

Часто высчитывают удельный вес асфальтобетонной смеси при разборке для того, чтобы асфальтный лом превратить в крошку различного размера и использовать ее для ремонта дорог. Для качественного исправления дорожных дефектов необходимо знать плотность и вес асфальтобетона в 1 м 3 как того, что используется для вторичного производства, так и основного, который ремонтируют.

Однако повторное применение демонтированного старого асфальта для полного настила дороги еще находится в разработке, пока практикуют только ямочный ремонт с использованием этого материала.

Объемный удельный вес асфальтобетона при разборке условно принимают равным 2,4 г/см 3 , что является довольно высоким показателем. Кроме того, повторное использование старого покрытия обеспечивает значительную экономию средств.

Сегодня транспортная сеть является одним из показателей уровня развития экономики. Качественное дорожное покрытие способствует увеличению грузопотока и снижает транспортные расходы, а в городской инфраструктуре повышает пропускную способность перегруженных улиц. На протяжении более сотни лет в качестве дорожной одежды применяется асфальт.

Состав асфальта

Этот материал может иметь естественное либо искусственное происхождение. В первом случае асфальт представляет собой смесь минеральных материалов с битумом, содержание которого может составлять до 75 %. Материал искусственного происхождения, также называемый асфальтобетон, производится из минеральных либо полимерных добавок, битума. Содержание последнего в нем обычно составляет 5-15 %. В настоящее время при устройстве дорожных покрытий асфальт естественного происхождения практически не используется.

Зачем нужно знать, сколько кубов в тонне асфальта?

При устройстве определяют объем требуемого материала исходя из асфальтируемой площади и толщины слоя. Но асфальтобетонные заводы отпускают смесь в единицах массы - тоннами. Чтобы приобрести нужное количество, необходимо определить, сколько кубов в одной тонне асфальта. Ошибка в расчёте может дорого обойтись. При недостаточном количестве асфальтобетона материал придётся заказывать дополнительно. А это не только лишние транспортные расходы, но и ненужный стык на покрытии. При излишке заказанной смеси избыток материала останется неиспользованным.

Кроме технической стороны вопроса, сколько кубометров в тонне асфальта, необходимо знать и для составления сметных расчётов на строительство.

Классификация асфальтобетонных смесей

Чтобы ответить на вопрос «Сколько кубов в тонне асфальта?», необходимо знать В зависимости от используемого наполнителя и добавок плотность асфальта может существенно различаться. Классификация асфальтобетонных смесей учитывает размер и содержание наполнителя.

В зависимости от размера наполнителя асфальтобетоны подразделяются на:

  • Крупнозернистые, с размером зёрен до 40 мм.
  • Мелкозернистый, фракция до 20 мм.
  • Песчаные, максимальный размер до 10 мм.
  • А - от 50 до 60 % (только щебень);
  • Б - от 40 до 50 % (щебень либо гравий);
  • В - от 30 до 40 % (щебень либо гравий);
  • Г - песок из отсевов дробления;
  • Д - природный песок.

Перевод кубических метров в тонны асфальта

Помимо основных характеристик на удельный влияет содержание и марка битума, состав минеральных или полимерных добавок, температура смеси. Также учитывается и специфика местных материалов, используемых на асфальтобетонных заводах в каждом регионе. Поэтому самое правильное решение - позвонить на ближайший асфальтобетонный завод и спросить «1 куб асфальта - сколько тонн?».

Несмотря на разнообразие марок асфальта, в ВСН 14-95 «Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» приводятся следующие значение плотности.

Мелкозернистая смесь:

  • тип «А» - 2 385 кг/м.куб.;
  • тип «Б» - 2 370 кг/м.куб.;
  • тип «В» - 2 343 кг/м.куб.

Использование старого асфальта

Помимо устройства нового дорожного покрытия зачастую возникает необходимость в демонтаже существующего слоя асфальта. Демонтаж выполняется спецтехникой методом фрезерования. Этот материал может использоваться для отсыпки нижних слоёв дорожной одежды, применяться для приготовления новой асфальтобетонной смеси либо просто вывозиться на полигон для утилизации. В любом случае необходимо знать массу снятого асфальта. К сожалению, точно определить, сколько кубов в тонне асфальта старого покрытия, не получится ввиду разнородности поверхностей и различий в размерах фрезеровочного барабана. В усреднённых расчётах применяют переводной коэффициент 2,2 т/куб.м.

Сколько весит 1 куб асфальтобетонной смеси, холодного асфальта крупнозернистого, вес 1 м3 асфальтобетонной смеси щебня и битума. Количество килограмм в 1 кубическом метре щебеночно-мастичного асфальтобетона, количество тонн в 1 кубометре дорожно-строительного материала ЩМА из щебня и битуминозного вяжущего, кг в 1 м3 асфальтобетона (щебеночно-мастичного асфальта). Объемная плотность асфальтобетонной смеси удельный вес холодного асфальта ЩМА.

Что мы хотим узнать сегодня узнать? Сколько весит 1 куб асфальтобетонной смеси, холодного асфальта, вес 1 м3 асфальтобетонной смеси ЩМА, щебеночно-мастичного асфальтобетона из щебня и битуминозного вяжущего материала? Нет проблем, можно узнать количество килограмм или количество тонн сразу, масса щебеночно-мастичного асфальта (вес одного кубометра дорожного покрытия из крупнозернистого асфальта, вес одного куба асфальтобетона, вес одного кубического метра смеси щебня и битума, вес 1 м3 щебеночно-мастичного асфальтобетона) указаны в таблице 1. Если кому-то интересно, можно пробежать глазами небольшой текст ниже, прочесть некоторые пояснения. Как измеряется нужное нам количество вещества, материала, жидкости или газа? За исключением тех случаев, когда можно свести расчет нужного количества к подсчету товара, изделий, элементов в штуках (поштучный подсчет), нам проще всего определить нужное количество исходя из объема и веса (массы). В бытовом отношении самой привычной единицей измерения объема для нас является 1 литр. Однако, количество литров, пригодное для бытовых расчетов, не всегда применимый способ определения объема для хозяйственной деятельности. Кроме того, литры в нашей стране так и не стали общепринятой "производственной" и торговой единицей измерения объема. Один кубический метр или в сокращенном варианте - один куб, оказался достаточно удобной и популярной для практического использования единицей объема. Практически все вещества, жидкости, материалы и даже газы мы привыкли измерять в кубометрах. Это действительно удобно. Ведь их стоимость, цены, расценки, нормы расхода, тарифы, договора на поставку почти всегда привязаны к кубическим метрам (кубам), гораздо реже к литрам. Не менее важным для практической деятельности оказывается знание не только объема, но и веса (массы) вещества занимающего этот объем: в данном случае речь идет о том сколько весит 1 куб холодного асфальта (1 кубометр асфальтобетона - дорожного материала, 1 метр кубический щебеночно-мастичного асфальтобетона, 1 м3 ЩМА). Знание массы и объема, дают нам довольно полное представление о количестве щебеночно-мастичного асфальта. Посетители сайта, спрашивая сколько весит 1 куб дорожно-строительного материала, часто указывают конкретные единицы массы, в которых им хотелось бы узнать ответ на вопрос. Как мы заметили, чаще всего хотят узнать вес 1 куба холодного асфальта (1 кубометра дорожного покрытия, 1 кубического метра асфальтобетона, 1 м3 щебеночно-мастичного асфальтобетона) в килограммах (кг) или в тоннах (тн). По сути, нужны кг/м3 или тн/м3. Это тесно связанные единицы определяющие количество смеси щебня и битума (ЩМА). В принципе возможен довольно простой самостоятельный пересчет веса (массы) состава щебня и битуминозного вяжущего материала из тонн в килограммы и обратно: из килограммов в тонны. Однако, как показала практика, для большинства посетителей сайта более удобным вариантом было бы сразу узнать сколько килограмм весит 1 куб (1 м3) асфальтобетонной смеси ЩМА или сколько тонн весит 1 куб (1 м3) асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия , без пересчета килограмм в тонны или обратно - количества тонн в килограммы на один метр кубический (один кубометр, один куб, один м3). Поэтому, в таблице 1 мы указали сколько весит 1 куб холодного асфальта (1 кубометр дорожно-строительного материала, 1 метр кубический щебеночно-мастичного асфальтобетона) в килограммах (кг) и в тоннах (тн). Выбирайте тот столбик таблицы, который вам нужен самостоятельно. Кстати, когда мы спрашиваем сколько весит 1 куб (1 м3) асфальтобетонного состава, мы подразумеваем количество килограмм смеси щебня и битума или количество тонн дорожного материала ЩМА. Однако, с физической точки зрения нас интересует плотность щебеночно-мастичного асфальта или удельный вес крупнозернистого асфальта. Масса единицы объема или количество вещества помещающегося в единице объема - это объемная плотность асфальтобетона или удельный вес щебеночно-мастичного асфальтобетона. В данном случае объемная плотность щебеночно-мастичного асфальтобетона и удельный вес асфальтобетонной смеси. Насыпную плотность дорожно-строительного материала и удельный вес дорожного покрытия в физике принято измерять не в кг/м3 или в тн/м3, а в граммах на кубический сантиметр: гр/см3. Поэтому в таблице 1 удельный вес асфальтобетона и плотность дорожного покрытия из щебеночно-мастичного асфальта (синонимы) указаны в граммах на кубический сантиметр (гр/см3)

Таблица 1. Сколько весит 1 куб асфальтобетонной смеси, крупнозернистого холодного асфальта вес 1 м3 асфальтобетонной смеси щебня и битума (ЩМА). Объемная плотность дорожно-строительного материала и удельный вес дорожного покрытия (щебеночно-мастичного асфальта) в гр/см3. Сколько килограмм в кубе асфальтобетона, тонн в 1 кубическом метре холодного асфальта, кг в 1 кубометре смеси щебня и битума, тн в 1 м3 щебеночно-мастичного асфальтобетона.

Сколько весит 1 куб асфальта, вес 1 м3 асфальта. Количество килограмм в 1 кубическом метре, количество тонн в 1 кубометре, кг в 1 м3. Объемная плотность асфальта и удельный вес.

Что мы хотим узнать сегодня узнать? Сколько весит 1 куб асфальта, вес 1 м3 асфальта? Нет проблем, можно узнать количество килограмм или количество тонн сразу, масса (вес одного кубометра, вес одного куба, вес одного кубического метра, вес 1 м3) указаны в таблице 1. Если кому-то интересно, можно пробежать глазами небольшой текст ниже, прочесть некоторые пояснения. Как измеряется нужное нам количество вещества, материала, жидкости или газа? За исключением тех случаев, когда можно свести расчет нужного количества к подсчету товара, изделий, элементов в штуках (поштучный подсчет), нам проще всего определить нужное количество исходя из объема и веса (массы). В бытовом отношении самой привычной единицей измерения объема для нас является 1 литр. Однако, количество литров, пригодное для бытовых расчетов, не всегда применимый способ определения объема для хозяйственной деятельности. Кроме того, литры в нашей стране так и не стали общепринятой "производственной" и торговой единицей измерения объема. Один кубический метр или в сокращенном варианте - один куб, оказался достаточно удобной и популярной для практического использования единицей объема. Практически все вещества, жидкости, материалы и даже газы мы привыкли измерять в кубометрах. Это действительно удобно. Ведь их стоимость, цены, расценки, нормы расхода, тарифы, договора на поставку почти всегда привязаны к кубическим метрам (кубам), гораздо реже к литрам. Не менее важным для практической деятельности оказывается знание не только объема, но и веса (массы) вещества занимающего этот объем: в данном случае речь идет о том сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический, 1 м3). Знание массы и объема, дают нам довольно полное представление о количестве. Посетители сайта, спрашивая сколько весит 1 куб, часто указывают конкретные единицы массы, в которых им хотелось бы узнать ответ на вопрос. Как мы заметили, чаще всего хотят узнать вес 1 куба (1 кубометра, 1 кубического метра, 1 м3) в килограммах (кг) или в тоннах (тн). По сути, нужны кг/м3 или тн/м3. Это тесно связанные единицы определяющие количество. В принципе возможен довольно простой самостоятельный пересчет веса (массы) из тонн в килограммы и обратно: из килограммов в тонны. Однако, как показала практика, для большинства посетителей сайта более удобным вариантом было бы сразу узнать сколько килограмм весит 1 куб (1 м3) асфальта или сколько тонн весит 1 куб (1 м3) асфальта , без пересчета килограмм в тонны или обратно - количества тонн в килограммы на один метр кубический (один кубометр, один куб, один м3). Поэтому, в таблице 1 мы указали сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический) в килограммах (кг) и в тоннах (тн). Выбирайте тот столбик таблицы, который вам нужен самостоятельно. Кстати, когда мы спрашиваем сколько весит 1 куб (1 м3), мы подразумеваем количество килограмм или количество тонн. Однако, с физической точки зрения нас интересует плотность или удельный вес. Масса единицы объема или количество вещества помещающегося в единице объема - это объемная плотность или удельный вес. В данном случае объемная плотность и удельный вес асфальта. Плотность и удельный вес в физике принято измерять не в кг/м3 или в тн/м3, а в граммах на кубический сантиметр: гр/см3. Поэтому в таблице 1 удельный вес и плотность (синонимы) указаны в граммах на кубический сантиметр (гр/см3)

Безвредность готового дорожного покрытия вполне очевидна. Минеральная и органическая составляющие материала не выделяют никаких испарений и не отравляют окружающую среду. Более того, при используют промышленные отходы – минеральный порошок, что повышает уровень экологичности.

Прочность

Этот показатель состоит из нескольких величин.

  • Устойчивость слоя под действием вертикальных и горизонтальных нагрузок. Под вертикальной понимают нагрузку, равновеликую колесу, а под горизонтальной – усилие от торможения.
  • Трещинностокость – определяется в осенне-зимний период, когда повышается осадка покрытия.
  • Прочность на изгиб – оценивается в весенний период. В это время нижние слои в наибольшей степени впитывают воду и возникает опасность накопления микроразрушений – усталостные разрушения. Образуются они под действием многократного неритмичного воздействия. При недостаточной прочности на изгиб такие микроразрушения превращаются в трещины.
  • Для дорожного покрытия важным является не только значение нагрузки , но и ее продолжительность. Однако оценить этот фактор не представляется возможным. Поэтому для характеристики используют величину предельной прочности, то есть, того напряжения, при котором асфальтобетон разрушается.

Срок службы

Длительность эксплуатации дорожного покрытия зависит от чересчур большого количества факторов, включающих не только собственные свойства АБ, но и внешние условия: погода, состояние грунта, интенсивность движения и многое другое. В общем асфальтобетон в зависимости от назначения рассчитан на 10–20 лет службы.

Водостойкость

Вода при излишне длительном воздействии может разрушать структурные связи между каменными частицами, что приводит к их выкрашиванию, и, соответственно, к разрушению покрытия. Постоянное смачивание и высыхание разрушает АБ еще быстрее.

Асфальтобетона определяется как соотношение между величиной прочности для сухого образца и напитавшегося водой. Этот коэффициент после очень длительного водонасыщения – 2 недели, должен быть равен 0,8.

Лучшими показателями отличаются высокоплотные АБ с минимальным количеством пор.

Морозостойкость

Очевидно, связана с числом открытых пор. При попадании и замерзании воды внутрь пор наблюдается растрескивание АБ.

Коэффициент морозостойкости указывает, насколько снижается прочность на растяжении после некоторого числа циклов по замораживанию и размораживанию образцов. Здесь имеет значение характер связи между битумом и минеральной частью.

Так, материал на основе гранитного щебня менее стоек к морозам, так как связь здесь носит чисто физический характер. А вот с известняком битум вступает в химическую реакцию, и такой АБ отличается более высокой морозостойкостью.

Износостойкость

Параметр связан с тем трением, которое возникает при движении колес по поверхности. Износ определяется как выпадение и унос частиц песка и щебня.

Здесь асфальтобетон с гранитным щебнем отличается лучшими показателями, чем материал на известняковой основе. В общем, износ слоя АБ составляет 0,3–1,0 мм в год.

Технические характеристики

Асфальтобетон – материал с так называемыми обратимыми структурными связями. Это означает, что при разной температуре и под действием разной нагрузки он будет проявлять разные качества.

Выделяют 3 состояния АБ:

  • упруго-хрупкий – минеральный остов фиксирован прослойками битума. В этом состоянии АБ наиболее близок к цементам;
  • упруго-пластичный – минеральные зерна соединены прослойками битума, которые при воздействии нагрузки проявляют упругость и эластичность;
  • вязко-пластичный – минеральный остов соединен полужидким битумом, который при нагрузке сразу же деформируется.

Значение имеет степень сохранения присущих АБ свойств во всех трех состояниях.

Общие

К наиболее важным характеристикам относят прочность. Но ее значение успешно демонстрируют физико-механические параметры, которые проиллюстрированы ниже. К другим значимым пользовательским качествам покрытия относят следующие.

  • Деформативность – то есть, относительная к эталону склонность к деформации при растяжении и изгибе. Нормой считается величина относительного удлинения в пределах 0,004–0,008 (при 0 С) и 0,001–0,002 при +20 С.
  • Ползучесть – непрерывная малозаметная деформация, сильно протяженная во времени. Испытания проводят, прикладывая постоянную нагрузку к цилиндрическому образцу.
  • Релаксация – поскольку асфальтобетон состоит из частей, находящиеся в разном агрегатном состоянии, то он способен с течением времени переструктурироваться под действием постоянной нагрузки, и уменьшить ее воздействие на материал.

Релаксационная способность увеличивается при увеличении температуры и снижается при уменьшении. Интенсивность снижения напряжения служит признаком устойчивости АБ к деформации.

  • Шероховатость – важным показателем АБ является сцепление колес автомобиля с поверхностью. Оценивается он с помощью коэффициента сопротивления скольжению. Конечно, мокрый асфальт характеризуется меньшим сопротивлением:
    • на сухом шершавом покрытии он равен 0,7–0,9;
    • на мокром – 0,5–0,7.

Недопустимым является коэффициент менее 0,4 – такая дорога не удовлетворяет требованиям техники безопасности.

Специальные

Характеристики асфальтобетонных смесей являются постоянным объектом изучения. Стоит отметить, что для показатели разные. Более того, отличаются они и в зависимости от предполагаемого места использования – засушливые районы, дождливые, с морозной зимой и так далее.

ГОСТ регламентирует обязательные параметры для АБ. При и изготовлении смеси, ориентируются на стандартные требования.

Специальные требования к асфальтобетонным смесям

Показатели по сцеплению вяжущего с минеральным остовом выдерживаются для любого типа бетона – расслоение не допускается.

ГОСТ регламентирует и дополнительные параметры для АБ для верхних слоев, пористых и так далее. Гранулометрический состав также можно найти в документе.

Асфальтобетон – сложный строительный материал, чьи физико-механические свойства зависят не только от состава и структуры, но и от условий окружающей среды. Задача проектирования смесей: предусмотреть, в каких пределах будут изменяться свойства в тех или иных условиях.

Поделиться: