Беседа насекомые цель. Конспект НОД

Елена Хоруженко
НОД «Беседа о насекомых»

ЦЕЛЬ : дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми , формировать представления о разнообразных насекомых .

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображением разных насекомых , картинки с изображением среды обитания этих насекомых , рабочая тетрадь.

Беседу можно провести в виде игры-путешествия на экологическую тропу : «Познакомимся с нашими соседями» , работа с заданиями в рабочей тетради.

Вопросы к детям :

Каких насекомых вы знаете ? Когда появляются насекомые ? Где живут насекомые ? Чем отличаются насекомые от птиц ? Что случится, если не будет насекомых ?

Игра «Кто, где живет?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых , другие – картинки с изображением насекомых . По сигналу : «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом» .

Игра «Отгадай, какое это насекомое » .

ЦЕЛЬ : описать характерные особенности задуманного насекомого .

ЗАГАДКИ :

«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,

Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)

Медок собирает». (Пчела.)

«Я работа в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)

«На поляне, возле елок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)

«Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит –

Будет плохо». (Оса.)

«Не зверь, не птица – нос как спица» . (Комар.)

«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)

ПОГОВОРКА.

«Одна пчела много меда не наносит» .

«Муравьишко»

«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,

Я бегу к нему скорей : «Дай тебе я помогу!»

Отвечает муравей : «Тяжело, но сам снесу!»

«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит

Муравей живет трудом : Он своей дорогой,

И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,

В свой подземный дом. Ты его не трогай!»

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ :

Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.

Комара нет – овса и трав не будет.

Когда появляются комары – пора сеять рожь.

НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЯМ.

На нашей планете живут два миллиона видов насекомых , более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы . Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,

у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.

Насекомые плохо видят , а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.

Крылья у летающих насекомых очень крепкие . Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых , не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.

МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья : они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.

Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время , когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.

ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.

ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения : особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.

КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии. Личинки комаров живут в воде : в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых .

КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер) . Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.

Правила поведения при встрече с насекомыми .

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого , попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние : пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых . Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.

«Беседа о насекомых» (подготовительная группа)

Подготовила: Колесникова Ольга Петровна

Задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайды (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.

Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно. Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле). (Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим. Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек). А сколько лапок у бабочки? (Шесть) Для чего бабочка летает от одного цветка к другому? Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. А чем - они собирают нектар. Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют

крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки, и нет её! А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов). Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.

Воспитатель: Как рождается бабочка? (Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка). Ребята, вот, сколько мы узнали о бабочках. А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»). А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки). Кто любит шишки? (Белочка) А где живут белки? (в лесу) Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц). Ой, ребята, посмотрите сюда, что это? А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом. (Муравейник)

Где живут муравьи? (в муравейниках) Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева). Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами). Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают. Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).

Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу. Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупляются личинки, и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей, она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых). Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»).

Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.

Жук - рогач - на голове словно рога.

Жук - носорог - вместо носа рога.

Жук - усач - тело меньше, чем усы.

Живет в коре деревьев и разрушает его.

Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам. А теперь пойдемте дальше. На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл) Из каких частей состоит тело пчелы? Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл). Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит? Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд. Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы - работницы. Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).

Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает? Правильно, высиживает яйца. Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и пчёлы улетают на поиски. А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы). Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой? Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его, они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.

Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа. А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ? (У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног). Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему? Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз. Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!

«Внимание! Опасные насекомые!»

Старшая группа

Воспитатели: Голушко О.С.

Яценко Д.А

П.Персиановский

Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры.

Ход занятия:

Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

Показ картинки с изображением пчелы:

Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Показ картинок с изображением различных бабочек:

Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник )

У пчелы - …(улей)

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Динамическая пауза «Гусеница»

(координация речи с движением)

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

Показ картинки клеща

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

(Муравей.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог занятия.

Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей .)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Беседа о насекомых»
Автор: Еникеева Ирина Викторовна, воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Программные задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайд (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Беседа о насекомых»

Описание: Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно.
Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек).
А сколько лапок у бабочки? (Шесть)
Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем - они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки и нет её!
А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов).
Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
(Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка).
Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».
Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Где живут муравьи? (в муравейниках)
Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева).
Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами).
Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.
Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых).
Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук - рогач - на голове словно рога.
Жук - носорог - вместо носа рога.
Жук - усач - тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл)
Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
(У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл).
Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы.
А как это происходит?
Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы.
Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы).
Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!

«Беседа на тему: «Насекомые» (средняя группа) Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать...»

Беседа на тему: «Насекомые»

(средняя группа)

Цель:

Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать

представления о разнообразных насекомых.

Материал:

Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с

изображением среды обитания этих насекомых.

Вопросы к детям:

Каких насекомых вы знаете?

Когда появляются насекомые?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Игра «Кто где живет»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - картинки с изображением насекомых.

По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Игра «Отгадай, какое это насекомые» (описать характерные особенности задуманного насекомого).

Загадки Не птица, а с крыльями. Самого не видно, а песню слышно.

Над цветами летает. (Комар) Медок собирает.

(Пчела.) Я работаю в артели Модница крылатая, У корней лохматой ели. Платье полосатое, По буграм тащу бревно – Ростом хоть и кроха, Больше плотника оно. Укусит - будет плохо.

(Муравей.) (Оса.) На поляне, возле елок. Не зверь, не птица - нос как спица.

Дом построен из иголок. (Комар.) За травой не виден он.

И жильцов в нем миллион.

Кто над нами вверх ногами?

(Муравейник) (Мухи на потолке) Поговорка Одна пчела много меда не наносит.



Стихи Муравьишко Муравьишко на лугу бревна тащит на весу, Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»

Отвечает муравей: «Тяжело, но сам снесу!»

И. Анденко Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

И жучка, и гусеницу тащит В свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит Он своей дорогой, Ты его не обижай, Ты его не трогай!

Али Бобаджан Народные приметы Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.

Комара нет - овса и трав не будет.

Когда появляются комары - пора сеять рожь.

Беседа на тему «Насекомые»

(I младшая группа)

Цель:

закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

воспитывать любознательность.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде.

Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг?

Назовите цветы, которые вы знаете. Кого вы видите рядом с цветами?

(глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают).

Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики.

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых. После игр воспитатель сообщает детям, что на прогулке они будут наблюдать за насекомыми.

Подвижные игры:

Подвижная игра «Поймай комара»

Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями.

Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Подвижная игра «Превращения»

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два - вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

Наблюдение за насекомыми на прогулке Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечает и сообщает детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки, и что если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь, потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца, и они будут болеть.

Воспитатель призывает детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Затем предлагает детям понаблюдать за насекомыми в траве; рассмотреть их внешний вид, как передвигаются. Воспитатель просит детей, которые найдут божью коровку, взять ее на ладошку и прочитать закличку: «Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого!»

–  –  –

Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайды (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Ход занятия Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.

Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно.

Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).

(Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек).

А сколько лапок у бабочки? (Шесть) Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?

Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.

А чем - они собирают нектар.

Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка».

Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки, и нет её!

А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов).

Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.

Воспитатель: Как рождается бабочка?

(Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка).

Ребята, вот, сколько мы узнали о бабочках.

А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).

А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).

Кто любит шишки? (Белочка) А где живут белки? (в лесу) Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы.

(магнитофонная запись пение птиц).

Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?

А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.

Не найдешь у нас пилы, Не рубили мы стволы, Не стучали топором, А под елью вырос дом.

(Муравейник) Где живут муравьи? (в муравейниках) Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева).

Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами).

Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.

Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.

А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).

Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.

Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупляются личинки, и самка помогает каждой из них свить кокон.

Когда внутри кокона появляется молодой муравей, она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых).

Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.

Жук - рогач - на голове словно рога.

Жук - носорог - вместо носа рога.

Жук - усач - тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.

Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.

На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл) Из каких частей состоит тело пчелы?

Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?

(У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл).

Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы.

А как это происходит?

Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.

Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы - работницы.

Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).

Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?

Правильно, высиживает яйца.

Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и пчёлы улетают на поиски.

А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы).

Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?

Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его, они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.

Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.

А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?

(У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).

Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?

Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.

Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд.

Кушайте на здоровье!

Беседа «Что знают дети о насекомых?»

(старшая группа)

Задачи:

Уточнить знания о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании способе передвижения;

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;

Формировать активный интерес к миру насекомых.

Оборудование: картинки с изображением насекомых.

Вопросы и задание:

Насекомые относятся к миру растений или животных?

Чем насекомые отличаются от других животных?

Чем похожи все насекомые?

Почему насекомых так много?

Чем питаются насекомые?

Какие животные питаются насекомыми?

Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?

Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?

Выберите и назовите насекомых на картинке.

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

Каких насекомых дети увидели на участке детского сада?

Сколько ножек у насекомого?

Как насекомые могут передвигаться?

Какие звуки издает насекомое?

Чем оно питается?

Попросить детей описать особенности внешнего вида насекомого (цвет, форма, величина).

Как насекомое маскируется в окружающей среде? Как защищается от врагов?

Какую пользу приносит данное насекомое?

Беседа «В мире насекомых»

(старшая группа)

Задачи:

Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Маленький вертолет Летит назад и вперед. Большие глаза Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает И в саду нам помогает На листах усевшись ловко Это божия….(коровка) (дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

Беседа о насекомых.

(Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что - то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют) Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.) Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья.

Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик: нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы) Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы) А сама как вертолет, (вращение) Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей) Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети: муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.) Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.) А за нею шмель - шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.) Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.) Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

Игра «Запасливый муравей»

Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину) Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть прекрасная клумба. Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте И за мною все шагайте.

Беседа «Какие бывают насекомые».

(подготовительная группа) Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых;

закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику;

воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Оборудование: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", модель "кузнечик в траве", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

ХОД ЗАНЯТИЯ Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

В. Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?

Д. У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.

В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны, чтобы передвигаться.

В. Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро:

стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д. Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

В. Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д. Цветочным нектаром, листьями.

В. Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушкапищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью.

Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций) Д. Потому что они выделяют "молочко".

В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками.

Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Теперь давайте немного отдохнём.

АУТОТРЕНИНГ

Вы закроете глаза, сядете удобно, будите слушать музыку "Танец бабочек" и повторять про себя мои слова. «Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение.»(можно проводить лёжа на ковре) Мы отдохнули. Давайте поиграем в игру "КТО, ГДЕ ЖИВЁТ".

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен).

Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

В. Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре.

Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей) В. Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило, неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так, где же живут насекомые?

Д. В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

В. Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей) Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей) Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.) Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.) В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

В заключении детям предлагается вылепить или нарисовать понравившееся

грязнения допускают поток автотранспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. К сожалению, нынешний уровень развития технологических процессов недостаточен для полного предотвращения выбросов токсических веществ в атм...»

«Сергей Галёнкин МАРКЕТИНГ ИГР МАРКЕТИНГ*ИГР Сергей&Галёнкин версия"1.03 galyonkin.com 2 Сергей Галёнкин МАРКЕТИНГ ИГР Содержание Вместо&вступления 6 Для&кого&эта&книга 7 Об&авторе 8 Глава&1.&С&чего&начать 10 Самый&первый&документ 11 Аудитория 12 Визуальный&стиль 13 Бюджет 14 Не&копируйте...»

«Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 4 (31) ИЗУЧЕНИЕ СУКЦЕССИЙ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ГОРОДИЩА УФА II МЕТОДОМ СПОРОВО-ПЫЛЬЦЕВОГО АНАЛИЗА Р.Г. Курманов Представлены результаты спорово-пыльцевого анализа отложений средневекового городища Уфа II. Удалось реконструировать растительность с момента освоения территории городища...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО "МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ПОЛИВАРИАНТНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ, ПОПУЛЯЦИЙ И СООБЩЕСТВ Научное издание Йошкар-Ола ББК Е 081 УДК 574 П 500 Ответственный редактор: О.Л. Воскресенcкая, канд. биол. наук, доц. Редколлегия: Г.О. Османова, канд. биол. наук, доц.; Е.А. Алябышева, канд....»

«№1 осень–зима 2014 журнал южного Центра изучения современной поэзии стихи из нового цикла Олеси Николаевой переводы из новой белорусской и грузинской поэзии Евгений Рейн: парадоксы сентиментального эксцентрика Содержание Prosdia - латинская калька др.-греч....»

«Ленинградская областная универсальная научная библиотека Отдел краеведения Имена на карте Ленинградской области КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ 2013 Санкт-Петербург ББК 91 ло И-51 Имена на карте Ленинградской области 2013 г.: краеведч. календарь / Отд. краеведения ЛОУНБ; сост. И.А. Воронова, Н.П. Махова; под ред...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Поделиться: