Ремонт в стиле рококо. Характерная черта мебели в стиле рококо – изогнутые ножки

Введение


«Стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства» - одна из интереснейших тем на сегодняшний день.

За стилем барокко следует стиль рококо. Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности,. Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Стиль рококо зарождается во Франции и распространяется в Италии, Германии, России, Чехии и других странах Европы. Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами - галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж.М. Натье, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать рококо как стиль в искусстве.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о средствах воплощения рококо в различных видах искусства

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.


Глава 1. Рококо как стиль в искусстве


1.1 Общее представление о стиле рококо


Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.

Рококо - изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Философия рококо - это мир будуара, игры карнавала. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.

Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.

В интерьерах появляются передвижные ширмы, которые зрительно изменяют пространство, гобелены с изображениями пагод, цветов, людей в китайской одежде, изысканные орхидеи, знаменитый китайский фарфор, аквариумные рыбки, тонкоствольные деревья и изящная лакированная мебель китайских мастеров, словно созданная для рококо.

Основные элементы стиля Рококо:

·эротизм, камерность и уютность помещений, несимметричность композиций, изысканность форм;

·скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты;

·идеал стиля: женщина-подросток;

·материалы: дерево, позолота, текстиль, зеркала, бронза, хрусталь;

·богатая цветовая палитра: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки;

·лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели, зеркала;

·большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

·мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, и рокайля - орнамента в виде ракушек;

·небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, динамичные ассиметричные формы.


2 История стиля рококо


Стиль рококо зародился во времена регентства во Франции (1715-1723) достигнув своего апогея при Людовике XV, перейдя в другие страны Европы и господствуя в них до 1780-х годов. Стиль рококо это продолжение стиля барокко, его видоизменение. Этот стиль не внёс в искусство никаких конструктивных элементов, он пользовался старыми, при этом не стесняя себя при их применении никакими традициями для достижения декоративного эффекта.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Наивысшее своё развитие стиль рококо получил в Баварии.

Стиль рококо зародился во Франции во времена кризиса абсолютизма, отразив тяготение к бегству от действительности в идиллический и иллюзорный мир театральной игры, а также свойственные аристократии гедонистические настроения. Рококо - это порождение исключительно светского двора, культуры, а также французской аристократии. Тем не менее, оно смогло не только оставить свой след в искусстве, но и оказать влияние на дальнейшее её развитие.

Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки.

Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования.

В России влияние рококо, было особенно сильным в середине 18 века, проявляясь главным образом в отделке интерьеров дворцов, лепном декоре зданий, во многих отраслях декоративно-прикладного искусства (художественное фарфор и серебро, резьба по дереву, ювелирное искусство и мебель).

Ветвью стиля рококо стал Шинуазри (от фр. chinois - китайский), использующий мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Мебель изящна и легка. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» - ключевое слово данной эпохи.


Глава 2. Средства воплощения рококо в различных видах искусства


1 Архитектура и живопись


Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).

В архитектуре стиль рококо нашёл самое яркое своё выражение в декоративном украшении интерьеров. Самые сложные асимметричные лепные и резные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали со строгим внешним видом зданий, примером тому может служить Малый Трианон, который выстроен в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.).

Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. За пределами Франции наибольшего расцвета рококо достиг в Австрии и Германии, где он впитал в себя многие традиционные элементы барокко. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.

Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо - способствовал распространению данного стиля в Испании. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

Крупнейшие скульпторы рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием.

Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии - архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.

Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область чистого искусства. Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо - станковые картины, панно, росписи - отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью.

В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре оформление интерьеров в стиле рококо сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760х годов на смену рококо, как ведущему стилистическому направлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейся аристократической культуры идеями просветительства.


2. Музыка и поэзия


Ярчайший представитель музыкального рококо - Франсуа Куперен (1668-1733) родился на 13 лет и умер на 23 года раньше Иоганна Себастьяна Баха - ярчайшего представителя музыкального барокко.

Рококо во всех своих проявлениях - в архитектуре, живописи, музыке - ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо (1683-1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле барокко.

О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем? Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Протест - это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Скорее это каприз - неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати, и в других видах искусства тоже).

Это будет особенно очевидно, если для примера взять такую музыкальную форму, как фуга.

Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер - жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере.

Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.

На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха - произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения - около 20 минут).

В орнаментике искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.

Главным требованием, предъявлявшимся музыке рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая»... Музыка должна была служить для развлечения.

Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки - яркая отличительная особенность именно французской музыки рококо - в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т.п.

Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.

Музыка, литература, театр достигли в эту эпоху своей художественной зрелости, которая пришла в XVI-XVП вв. к живописи, в качестве примера достаточно назвать романы Филдинга, Прево, Смоллета, Гете, Вольтера, музыку Гайдна, Баха, Моцарта.

Излюбленные формы лирики в стиле рококо - это игривые послания, застольные песни, галантные сонеты, мадригалы, рондо, эпиграммы, романсы, стихотворения на случай, которые легкими штрихами фиксируют пёстрое движение великосветской жизни.

Высокопарная классицистическая ода не нашла приверженцев среди поэтов стиля рококо. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Поэты не мыслят о вечности вовсе, о мраморе и бронзе, из которых поэты-классики высекли свои поэтические монументы. Их поэзия - это «поэзия мимолетностей» (poésie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Здесь всё возвращается, ускользает, исчезает и ничто не прочно.

Стихотворения в стиле рококо обретают крайнюю легкость и гибкость. Тяжелоступный александрийский стих вытеснен более короткими и более подвижными размерами. Стихи в восемь, шесть и даже пять слогов занимают господствующее положение. При этом укорачиваются и сами стихотворения. Таким образом, многословие предыдущего века преобразуется в особую изящную сжатость речи, где много недоговоренности, на многое сделан только намек.

Большим успехом пользовались нескромные «сказочки» («Contes et nouvelles en vers») Лафонтена, в которых выдерживался длинный ряд изданий. Большим вниманием также была окружена галантно-пасторальная традиция европейской поэзии.

Иллюзорность - была характерной чертой искусства рококо. И это было вполне закономерным, в связи с тем, что социальное бытие самой феодальной аристократии, которая порождала искусство рококо, все больше становилось в XVIII в. иллюзорным. Власть ещё находилась в её руках, но почва быстро уходила из-под её ног и громы великой буржуазной революции становились всё ближе и ближе.

В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки, из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fées) в повествовательной литературе. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».

Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды; но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта.

Рококо смакует фантастику и экзотику, как пряную приправу к обыденности, наскучившей им, любуется ими, как пышной декорацией, которая соткана из причудливых арабесков. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. Иллюзия торжествует. Остров Цитера обретает космические очертания.

Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В Германии поэзия рококо нашла своих мастеров в лице, Гёца и Якоби, который создал в своей галантно-фантастической поэме «Оберон» шедевр литературы европейского рококо. При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции.

В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. На рубеже XVIII-XIX вв. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.


Для живописи, скульптуры и графики рококо, как уже было упомянуто выше, характерными являются пасторальные и эротико-мифологические сюжеты, камерные по духу галантные сцены, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали статуи и рельефы, которые предназначались для убранства интерьера, небольшие группы, статуэтки, бюсты, в том числе из терракоты, неглазурованного или расписного.

Богатая тонкими переливами и блёклая по колориту живопись в стиле также имела преимущественно декоративный характер. Прихотливое изящество отделки, которые нередко сочетались с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственного произведениям декоративно-прикладного искусства рококо. Мастера стиля рококо умели тонко выявлять выразительные возможности материала.

Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое, идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни; словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Триумфы рококо в процессе одновременной деградации классицизма ясно свидетельствуют о том, что духи былого героизма и величия отлетали от дворянского искусства XVIII в.; оно постепенно превращается в средство развлечения или грациозную безделушку.

Стиль - это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и, без сомнения, уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы, декоративные колонны и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.

Таким образом, стиль рококо наиболее ярко проявился в декоративно-прикладном искусстве и преимущественно связан с убранством дворцовых интерьеров.

Отличительными чертами стиля рококо являлись обильный декор, асимметрия, светлая цветовая палитра. Среди излюбленных орнаментальных мотивов рококо были растительные завитки, стилизованные раковины, псевдокитайские орнаменты, головки амуров и т. п. Рококо отдавл предпочтение дробным, мелким формам. Образцом игривого и изящного стиля рококо является дворец Сан-Суси в Потсдаме.

В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов - золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п.). В изобразительных искусствах - живописи, скульптуре, графике - стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.

Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров.

Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования - вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.

В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанре «каприз», который отличается от барочного «каприччи» большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. cartel - карта, свиток бумаги). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля - рококо.

Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Используются резьба, золоченая бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях.

Новый элемент интерьера в рококо - плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным видом изобразительного искусства рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte - над дверью).

В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной - шинуазери (от фр. chinoiserie - китайщина). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.

Ведущим декоратором того времени был Ж.-О. Мейссонье. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо - использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Фантастические формы рокайля у него причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями, изображениями животных, рыб, потоками воды. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).

В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др.

Выдающимися мастерами-бронзовщиками эпохи рококо были Ж. Каффиери и его сын Филипп, который после смерти отца в 1755 г. продолжил его дело. Это были яркие представители известной с XVII в. династии скульпторов и резчиков. Помимо украшений для мебели Ж. Каффиери делал высокохудожественные бронзовые канделябры, люстры, часы и др. предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. Своеобразный центр рококо, который в это время сложился в придворных кругах Пруссии под сильным влиянием французского рококо, получил название фридерианского рококо - своеобразного историко-регионального стиля. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.

Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. - рококо в его французском варианте, т.е. стиль Людовика XV. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах, и др. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г.

Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора, и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т.п. По заказу императрицы французский ювелир Ф.-Т. Жермен в 1756-1759 гг. выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебра в стиле рококо. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете, и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику

В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др. Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. пустяк, безделушка). Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище. Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства - вычурное, игривое и насмешливое.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Заключение


Рококо - это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом, и логическим результатом его развития. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность; само его название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, вполне подходит почти для всех помещений. Естественно, более органично он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Что из них вы превратите в будуар - решать вам. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль, а какое помещение откажется от таких эпитетов.

Интерьер в стиле рококо - это праздник вечной молодости и беззаботной жизни, где личный комфорт выходит на первое место.

Стиль рококо идеален для утонченных и нежных натур, тяготеющих к сложным вычурным деталям. Ведь именно рококо сочетает в себе легкость, изящество и декоративность.


Список использованной литературы

рококо искусство стиль

Белецкий И.В. Рококо в России. - СПб.: 1975 г.

1.Большой Энциклопедический словарь / ред. Прохоров. - М.: 1998 г.

2.Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры // ХУШ век: литература в контексте культуры. - М.: 1999 г.

Джорджи Р. Эль Греко / пер. с итал. Соколовой. - М.: 2002 г.

Козлов С.Л. Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. - М.: 1985 г.

Михайлов А.Д. Рококо. Заблуждения сердца и ума. - М.: 1974 г.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система рококо. - Днепропетровск: 1996 г.

Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова. - СПБ.: 1988 г.

Ренессанс. Барокко. Рококо. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. - Ответственный редактор Виллер. - М.: 1966 г.

Самин Д.К. Рококо. - М.: 1999 г.

Эскина Н.П. Рококо.- Музыкальная жизнь. - М.: 1991г.

Laufer R. Style rococo, style des Lumieres. - P. - 1963 g.

12.Hatzfeld H. The rococo. - N.Y.: 1972 g.

13.Brady P. The rococo style versus Enleihtenment novel. - Geneve.: 1984 g.

Weisgerber J. Les masques fragiles. Esthetique et formes de la litterature rococo. - Lausanne, 1991 g.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дословный перевод на русский язык некоторых стилей дает вполне четкое представление об их основной философии. Так, во французском языке есть изящное слово «rocaille». Оно дало название целому художественному направлению, которое благополучно дошло до наших дней. Этот термин переводится, как «декоративная ракушка», и отлично характеризует дизайн жилых помещений, который возник на базе этого художественного направления. Стиль рококо в интерьере, действительно, похож на прихотливую и утонченную раковину экзотического моллюска. Как себя чувствуют декоративные образы 18-го столетия в наших городских квартирах и скромных коттеджах?

Стиль рококо в интерьере: основные черты

Родиной художественного стиля рококо стала Франция, а временем рождения - галантный 18 век. В тогдашнем французском обществе главенствовали изысканность и легкость, декоративность и гедонизм. К жизни было принято относится, как к забавной «прогулке в садах наслаждений». Понятно, что такие настроения и образ мыслей потребовал нового подхода к оформлению окружающего пространства. Поэтому помпезность и величественная пышность барокко уступили место новым веяниям. Стиль рококо в интерьере, живописи, скульптуре стремительно завоевывал место под солнцем. Какими чертами характеризовался тогдашний интерьер, и что досталось в наследство нам, по прошествии трех сотен лет?

  • Рококо, по сути, явился продолжением вполне сложившегося на тот момент барокко. В отличие от пышности и пафоса предшественника, рококо сосредоточил усилия не на монументальных архитектурных формах, а на их максимальном украшении. Да-да, именно рококо стал первым декоративным стилем.
  • Не внеся ничего нового в архитектуру пространства, рококо, тем не менее, серьезно изменил подход к его восприятию. Произошло это за счет тяги нового направления к ярким эффектам. Именно театральные подмостки, с их условностями, искажением реальности, иллюзорностью послужили вдохновением для рококо.

  • Этому есть вполне логичное, и даже, исторически закономерное объяснение. Кризис абсолютизма в Европе вообще и во Франции, в частности, вынудил даже верхушку общества искать новое применение своим силам и ресурсам. Некоторые нашли себя в заговорах и придворных интригах, а остальные стремились сбежать в некий выдуманный мир, который больше отвечал их представлением об идеальной жизни. Вот на таком историческом фоне и началось триумфальное шествие рококо, продолжавшееся более полувека. Все это время рококо был настоящим властителем дум, законодателем мод и вершиной вкуса для многих влиятельных и богатых людей континента.
  • Философию стиля определяли женщины, фаворитки короля и знати, влиятельные фигуры своего времени, и просто любительницы чувственных наслаждений. Поэтому неудивительно, что главным помещением для стиля рококо после центрального зала, становится будуар. В домах того времени комнаты располагались не галереей, как обычно, а формировали несимметричную окружность. В центре - парадный зал, а из него могли открываться явные или тайные будуары. Именно так, во множественном числе, ведь в то время было делом чести иметь дома множество уютных и укромных комнат, в которых происходило основное общение.

  • Любовь к романтике, приключениям и извечная женская склонность к театральным эффектам диктовала различные изыски в изменении пространства. Тайные ходы и переходы, искажение восприятия с помощью зеркал, ложных галерей, изменение геометрии комнат с помощью ширм, портьер, занавесей и фальшивых окон - все это находки стиля рококо.
  • Именно в это время пришла мода на небольшие, богато украшенные помещения, обставленные особенно приятно и уютно. В них создается особая атмосфера камерности и даже интимности, с помощью элементов эротической живописи и скульптуры, богато и хитроумно украшенной мебели, изящных декоров и большого числа разнообразных безделушек. Кстати, это понятие тоже возникло именно во времена рококо - маленькая, красивая вещица, которая не имеет практического смысла, зато услаждает восприятие.
  • Форма и образ морской раковины, от которой и пошло название стиля, используется везде - от архитектуры комнаты до мебельной резьбы. Этот чувственный и очень женский образ стал ключевым и для декораторов, и для архитекторов той эпохи.

  • Орнаменты и декоры в рококо становятся гораздо мельче, и в то же время, четче, подробнее. В образах чаще всего используются растительные, флористические, мифологические и эротические мотивы, нередки случаи использования театральной символики.
  • Эпоха рококо - это время пышных платьев, запретных наслаждений, тайн, интриг, иллюзий, изящества и излишеств. Искусственная и избыточная, она не могла существовать долго без изменений. Ближе к концу 18 века рококо вытесняется более гармоничным и практичным классицизмом, а события Французской революции и вовсе предали забвению кокетливый и легкомысленный дизайн.

В 20 веке интерес к этому стилю интерьеров стал проявляться более активно. Сначала в нем стали оформлять музейные и выставочные помещения, затем апартаменты богатых и знаменитых, а во второй половине столетия оборотистые дизайнеры взяли на вооружение многие принципы рококо и весьма успешно продемонстрировали их применения в современных условиях.

Прижился ли этот прихотливый и капризный стиль в царстве типовых планировок и стандартных размеров? Как ни удивительно, но следует констатировать, что вполне. Появились оригинальные стилизации и вполне законченные образы, которые, наверняка, порадуют тех, кто предпочитает богато декорированные дизайны и легкую камерную атмосферу.

  • Приметой современного рококо, как и три столетия назад, можно назвать сглаженные углы и округлую форму. Это распространяется и на общую архитектуру комнаты, и на дизайн отдельных предметов.
  • Не всегда есть возможность полностью изменить архитектуру комнаты по своему вкусу. Закруглить углы помогут конструкции из гипсокартонных плит или пенополиуретана. Дополнительно поспособствуют созданию необходимой атмосферы скругленные навершия оконных и дверных проемов, декоративные арки, с прихотливой резной или лепной отделкой, а также использование орнаментов плавных и закругленных линий.

  • В отделке помещения придется отдавать предпочтение натуральным материалам и природным тканям. Рококо - стиль богатый, даже роскошный, поэтому для него характерна дорогая натуральная отделка, в том числе, позолота, различные виды резьбы, декоративные накладки на мебель и предметы интерьера.
  • Этот стиль отдает предпочтение гладким и блестящим фактурам. Хотя ткани могут быть рыхлыми, мягкими, матовыми, но идеальным образом для них является бархат. Правда, плотный и сияющий атлас, переливающийся шелк или золотистая парча тоже уместны в оформлении данного интерьера.

  • В орнаментальном плане предпочтение лучше отдавать узорам и декорам растительного, фантастического и мифического происхождения. Можно украсить комнату театральными образами купидона, херувима или сатира. Они, как правило, выполняются в виде скульптурных украшений.
  • Интерьер в стиле рококо имеет единую компоновку, а его элементы подбираются в строгом соответствии друг с другом. В большой комнате центров может быть несколько, в таком случае уместно их разделить ширмами или занавесями. Если они будут выполнены в китайских мотивах, тем лучше. Рококо в период своего расцвета охотно включал в интерьеры восточные темы.
  • Невозможно представить этот стиль без большого количества декоров, украшений, безделушек, о которых говорят обычно, что они «очаровательны». В любом случае, комната в стиле рококо - это весьма подробно декорированное помещение, с большим количеством тонких завитушек, изящных переплетенных линий, округлых, плавных форм.

  • Современные интерьеры в стиле рококо часто украшают экзотическими раковинами или их изображениями в виде картин, фресок. Таким образом, обозначают стилистическую принадлежность комнаты.

Как создать стиль рококо в интерьере современной комнаты?

Тех, кто неравнодушен к этому прекрасному и легкомысленному дизайну, волнует вопрос о том, как создать стиль рококо в интерьере? Особенно, если вы не являетесь владельцем родового замка, и ограничены пространством городской квартиры.

  • Выберите яркую цветовую гамму, с преобладанием нежных пастельных тонов и с обязательным присутствием бронзового, золотого или серебряного цвета. Любимые цветовые темы интерьеров рококо - нежно-розовый, винный, кармин, голубой и лазоревый, бирюзовый, цвет мяты и весенней зелени. Обязательным является белый, в качестве оттеняющего и подчеркивающего яркость оформления цвета.
  • Используйте все возможности для того, чтобы зрительно закруглить, сгладить углы помещения. Если нет возможности поставить декоративные конструкции, воспользуйтесь декоративным резными арками, которые укрепите над дверями и окнами, приобретите мебель скругленных, мягких форм. Прямоугольные формы окон и дверей задекорируйте мягкими текстильными композициями с обилием складок, декоров и ламбрекенов.

  • В качестве отделки для пола используйте паркетную доску или плитку, подойдет и искусственный камень. Стены можно оформить тканью, в виде гобеленов или специальных панелей. Можно и просто оклеить обоями. Прекрасно выглядят современные материалы с металлизированными поверхностями и фантастическим, скругленными узорами. Не составляет труда подобрать специальный принт, выполненный в полном соответствии с художественной традицией рококо, например, жанровые французские сценки или сплетение цветов и фантастических существ.
  • Мебель для интерьера в стиле рококо потребуется небольшая, обильно украшенная декоративными накладками, резьбой, с разнообразной и тщательно исполненной фурнитурой. Размеры стульев, диванов, столов и кресел должны быть пропорциональны, лучше поставить несколько маленьких предметов, чем один большой. Не забывайте, что девиз рококо - камерность, возможность уединиться для откровенной беседы и флирта, отсюда и предпочтение пары миниатюрных полукресел одному большому.
  • Для рококо характерно создание ансамблей, поэтому цветовая гамма обивки должна быть едина в одной комнате. Кстати, если не получается приобрести мебель с необходимыми украшениями, их заменит обивка с прихотливыми узорами, например, в виде золотистых цветов и райских птиц.

  • Не стоит бояться переборщить с декорированием. Этот стиль тяготеет к самым разным украшательствам. В последнее время четко оформилась тенденция к явному присутствию в интерьерах рококо явных азиатских мотивов, от китайских до индийских. Так что одна-две восточные безделушки вам не помешают.
  • Что касается освещения, то даже при наличии центрального светильника, он выполнял больше декоративную роль. Основное освещение для комнаты в стиле рококо - точечное, зонированное. Подойдут настольные, напольные и настенные торшеры, бра, светильники в самом замысловатом, изысканном исполнении. Хорошо выглядят осветительные приборы, выполненные из хрусталя, украшенные чеканкой, позолотой, резьбой.
  • В последнее время стало очень модно украшать подобные интерьеры различными вариантами скрытой подсветки, иногда, весьма неожиданно расположенными. Необычно выглядит нижняя подсветка спального места, кресел или пуфа.
  • Учитывая, что главное место в стиле рококо занимал будуар, то нет ничего удивительного в том, что сейчас такой дизайн нашел максимальное применение в спальнях.

  • Центром спальни в стиле рококо, конечно же, является кровать. Она выполняется в самом прихотливом дизайне, на изящных, изогнутых ножках. Часто ее ставят в центр комнаты. Популярны и эксперименты с формой, например, модной тенденцией стала полукруглая кровать без изголовья, которая ориентируется по центру. Недостающая роскошь добирается богатством текстильного оформления, включая ковры на полу.
  • Запланировав интерьер в стиле рококо, не стоит все элементы помещения делать симметричными. Легкий дисбаланс в этом вопросе придает то самое легкое, ироничное, насмешливое настроение, которое так хорошо вписывается в философию рококо. Так что непарные кресла, тумбы, несимметричная арочная резьба или изголовье кровати, приподнятое с одной стороны, еще более приблизят вашу комнату к стилистическому соответствию.
  • Рококо невозможно представить без зеркал. Их блестящая поверхность обрамляется роскошными, прихотливыми рамами, а само зеркало часто выполняет роль визуального разделителя стены. Так что можно воспользоваться опытом, и разграничить плоскость стены зеркалами, оформив каждую часть в своем стиле.

  • Любители каминов могут украсить любую комнаты этим уютным предметом интерьера. Лучше выбирать невысокий, компактный камин, именно такой предпочитали знатные дамы и кавалеры. Нужно еще раз отметить небольшие размеры предметов обстановки. Как правило, интерьерные исторические стили тяготеют к грандиозным или просто большим формам. Рококо же, за счет своей компактности и все той же камерности, отдает предпочтение небольшим предметам.
  • Закончить декорирование помогут живые цветы, в виде букетов или комнатных растений. Можно заменить их композициями из веток и сухих природных элементов причудливой, изогнутой формы. Такая икебана должна быть украшена перьями, позолотой, хрусталем. Она гармонично впишется в прихотливый образ интерьера.
  • Для изменения геометрии помещения можно использовать ширмы, занавеси и декоративные панели. Они должны быть богато украшены, росписью и декоративными накладками.

Стиль рококо в интерьере не так популярен, как три столетия назад. Тем не менее, он не ушел в прошлое, а продолжает использоваться в современных жилых пространствах. Изысканный, прихотливый, чувственный, рококо по-прежнему находит поклонников, украшая самые разные помещения. Но, как и триста лет назад, ярче всего этот стиль раскрывается в спальне, наполняя ее особенной красотой и особым, интимным, уютом.

Рококо. Фаворит в интерьере царственных особ, причудливое направление придворного искусства, изысканный тандем уюта и излишества, рококо возник в эпоху французского короля Людовика XV и благополучно дожил до наших дней. Территория его доминирования - загородные дома, так как заковать грандиозность рококо в ограниченные квартирные рамки практически невозможно.

Вызывающая роскошь

Рококо получил название от французского слова rocaile - ракушка. Его идея - сочетание старинной мебели с декоративными аксессуарами: кораллами, ракушками, мини-деревьями, вьющимися цветами. Стиль рококо в интерьере приветствует любой творческий изыск, любой каприз воображения, в его концепции нет даже намека на симметричность и рациональность. Это дизайн праздника, легкого интима, вызывающей роскоши и комфорта. Его основные элементы - передвижные ширмы, красочные гобелены, китайский фарфор, аквариумы, многослойная лакированная мебель. Предпочтение отдается также причудливым орнаментам и камину в гостиной.

Барокко и рококо: в чем различие?

Стиль рококо в архитектуре и преимущественно в дизайне интерьеров возник в 18-м веке, в качестве дочернего течения барокко (Италия, 17-й век). Стиль барокко существует и сегодня, его основные черты - нелепость, вычурность, тяготение к излишествам. Рококо же унаследовал меньшую помпезность, но сохранил поклонение роскоши и обыкновение ее демонстрировать. Величие и кричащее богатство барокко было смягчено нежной пастельностью тонов, а экспрессивность заменена легкой изысканностью. Вопреки распространенному мнению, барокко и рококо не одно и то же, это, скорее, родственные течения, где второй отошел от стандартов массивности и размаха, отдав предпочтение игривости и изяществу.

Стиль рококо в интерьере: совмещаем несовместимое

Идея рококо в интерьере - это уют и роскошь в одном флаконе. Сделать это не так уж и просто, поэтому прежде чем отдать свои комнаты во власть этого стиля, посоветуйтесь с дизайнерами, дабы не переборщить с вычурными элементами и не превратить свой дом в музей. В формировании стиля участвуют такие материалы, как дерево, хрусталь, текстиль, бронза, позолота. Разнообразна и его цветовая палитра: жемчужные тона, пастельные оттенки, дуэт розового и изумрудного, мраморная, лиловая гамма. Забудьте об острых углах и симметричных линиях! Резные панели, витиеватые рамы, лепнина, всевозможная асимметрия, раковины и позолоченные орнаменты - вот истинная атмосфера стиля.

Мебель в стиле рококо - многослойная, легкая и изящная, с изогнутыми ножками, отполированной поверхностью, украшенная искусной резьбой и позолотой. Особое предпочтение отдается китайской лакированной мебели. Дверные проемы, окна, зеркала обычно овальные или круглые и украшены декоративными карнизами. На стенах размещаются орнаменты из листьев или плодов и красочные панно.

Оформление стен

В дизайне стен применяется художественный орнамент, витиеватые формы, рельефные и резные линии, завитки, цветочные композиции, разорванные узоры, гротески и ракушки. Можно оформить комнаты тканевыми обоями и объемными драпировками. Если же стены выкрашены в однотонный цвет, украсьте их позолоченной лепниной, шелковыми тканями, живописной росписью. На окна повесьте шторы в пол, на двери - плотные, тяжелые портьеры.

Дизайн потолка

Течение рококо предполагает оформление потолка в однотонном цвете, украшение его элементами белой или позолоченной лепнины. Допускается также красочная фреска или роспись. Дизайнеры рекомендуют делать плавные переходы настенных узоров в потолочное оформление, создавая красивое визуальное «перетекание». Завершить изысканный дизайн потолка поможет массивная бронзовая люстра со сверкающими хрустальными подвесками.

Рококо: пол

Пол в концепции рококо может быть выполнен из дерева, керамической плитки, создающей иллюзию мрамора или узорчатого паркета. Особенно эффектно будет выглядеть глянцевая поверхность, оттененная золотым блеском мебели. Вместо тривиальных паласов стиль рококо настаивает на пышных расписных коврах небольшого размера.

Нестандартная мебель

Мебель интерьера рококо, как правило, невелика в размерах, легка, изящна и удобна. Комнаты обставляются креслами, диванами, шезлонгами, пуфиками, кроватями с балдахином. Излюбленные элементы интерьера - пристенный стол-консоль и туалетный столик. На первый устанавливаются вазы, статуэтки, шкатулки, светильники. Он может использоваться и как подставка для компьютера. Широко применяются и трендовые на сегодня шкафчик-картоньерка для бумаг, секретер на высоких ножках, трюмо с откидными зеркалами и множеством выдвижных ящичков. Вся мебель имеет волнистые очертания, изогнутые ножки, причудливые орнаменты с царственным отпечатком доминирующей бронзы.

Камин

Камин - базовый элемент, с которого начинается ремонт в стиле рококо. Именно он воссоединяет в себе одновременно уют и изысканность, дух старины и демонстрацию роскоши. Камин выкладывают обычно в центре гостиной и при оформлении комнаты отталкиваются от его дизайна.

На камин можно положить мраморную плиту и выстроить на ней позолоченные часы, канделябры, изысканные китайские вазы. Стены камина украшают богатыми декоративными узорами, позолотой, лепниной. На стенах над камином развешивают большие круглые зеркала (1-2) в массивных рамах. Рядом ставят миниатюрный журнальный столик, кресла или пуфики. При этом вся обстановка должна дышать легкостью, свободой и уютом старины.

Аксессуары

Стиль рококо требует обязательного наличия в обстановке ретро-элементов декора, антикварных предметов и деталей, стилизованных под старину. Это:

  • фарфоровые статуэтки;
  • бронзовые часы;
  • массивные канделябры;
  • художественные панно;
  • раздвижные расписные ширмы;
  • аквариумы;
  • винтажные шкатулки;
  • шелковые подушки;
  • китайские сервизы из тончайшего фарфора;
  • посуда из стекла или фарфора, украшенная золотыми, серебряными узорами или росписью.

Аксессуары разрешается ставить повсюду: на столиках, камине, секретере, комодах, шкафах. Все эти милые безделушки поспособствуют оживлению интерьера, формированию атмосферы уюта и аристократичной старины.

Освещение

Свет в интерьере рококо имеет чуть ли не первостепенное значение. Он создает тот таинственный полумрак, характерный для интимной и чувственной обстановки, ту игру света и теней, отражающую суть данного стиля. Кроме люстры, установите на стенах бра, торшеры, подсветки по всему периметру. Роскошного эффекта помогут добиться старинные канделябры в виде цельных композиций, свечи возле зеркал, лампы. В спальне можно установить маленькую лампу с кружевным абажуром. Вкупе с хрустальной люстрой в других помещениях обязательно зажгите свечу на позолоченном подсвечнике у зеркала - комната вмиг унесет вас в эпоху позапрошлого столетия.


Роскошное убранство, чувственность и утонченный дух старины, грациозность деталей, асимметричность линий, необычность обстановки - кто из нас не грезит о доме-мечте? Рококо призван рождать иллюзии, демонстрировать роскошь, поражать воображение. Широко применяется стиль рококо в одежде, архитектуре и искусстве, где ему отводится не менее чувственная и женственная роль.

Рококо - стиль неисправимых романтиков, отдающих предпочтение утонченности, изысканности и некоторой женственности в оформлении интерьеров. Стиль рококо прошел долгий путь изменений, начиная с 18 века по наш день, однако основные его черты такие, как элегантность, сочетание большого количества декора с высокой функциональностью, атмосфера уюта и тепла сохранились до сих пор. Интерьер рококо – это феерия праздника, карнавал. Стиль собран из множества различных деталей, которые в свое время заимствовались у других стилей и народностей.

Уникальность стиля рококо

Роскошный и эксклюзивный стиль рококо не особо подходит для оформления квартир, его законное место в большой загородной вилле, с множеством просторных светлых комнат. Уют и комфорт, созданные множеством деталей, а также неимоверная красота и элегантность оформления привлекут в дом гостей, которые обязательно оценят утонченный вкус хозяев и их успешность.

Цветовая гамма

Стиль рококо в интерьере отличается спокойными пастельными тонами. Чаще всего это приглушенные оттенки нежно-розового, бежевого, светло-голубого, мятного и персикового . В основном интерьеры рококо однотонные, контрастные расцветки не используются, хотя в современных вариациях стиля все чаще стали использоваться черно-белые оформления. Яркости интерьерам добавляет позолота, которая используется в декоре практически всех элементов оформления.

Потолки и полы

Потолок в стиле рококо – это, несомненно, произведение искусства. Обычно в рококо стены незаметно переходят в однотонный потолок, который украшают оригинальной лепниной с позолотой или просто белой. Богато и удивительно красиво смотрятся потолочные фрески. Дополняется оформление потолка большой хрустальной люстрой с множеством плафонов.

Для отделки полов в помещениях в стиле рококо обычно используются натуральные деревянные и мраморные материалы, а также плитка и керамика. Отдельное внимание стоит уделить блеску полов, который является одной из характерных деталей стиля рококо. Довольно широко используются напольные ковры ярких и красочных расцветок.

Оформление стен

Интерьер в стиле рококо не имеет углов. Вместо них можно увидеть изощренные закругленные линии, поэтому чаще всего стены отделены от потолка различными горизонтальными орнаментами или элементами лепнины. Для отделки стен используются обои из ткани различной фактуры с цветочными орнаментами. Встречаются и крашеные стены с добавлением шелка и глянца для большего блеска.

Мебель

Мебель в интерьере рококо обязательно с ноткой женственности: округлые формы, волнообразный декор, выгнутые ножки кресел и диванов и нежная расцветка спокойных тонов. Все предметы мебели не очень габаритные, однако, достаточно удобные. Широко используются различные скамейки, маленькие диванчики, кушетки, также интерьер рококо не обходится без передвижных ширм. Они не только играют роль декоративного элемента, но и визуально разграничивают пространство. Также характерны секретеры, комоды, маленькие журнальные столики, предназначенные для одного предмета декора, например, вазы или сувенирной статуэтки (столик-геридон), небольшие шкафчики для хранения бумаг (картоньерки), туалетные столики с откидными крышками.

Нельзя не упомянуть и мебельный декор. Резьба по дереву в рококо не слишком актуальна, здесь используются специальные накладки с различными узорами и резьбой, которые покрываются краской бронзового цвета. Чем больше и богаче украшена мебель, тем лучше.

В качестве обивки используются ткани пастельных тонов с цветочными узорами, в клетку и полоску, с восточными мотивами. Наиболее характерными являются натуральные ткани с глянцевым блеском.

Главным фактором при выборе мебели в интерьер в стиле рококо должен быть комфорт. Не смотря на красоту и оригинальность, она должна помочь расслабиться и отдохнуть.

Элементы декора и аксессуары

Основной материал, из которого изготовлена основная масса декора в рококо, это, несомненно, китайский фарфор: вазы, статуэтки, элементы посуды. Помимо этого оформление в стиле рококо предполагает использование напольных часов, канделябров, покрытых позолотой, больших картин в массивных рамах.

На диванах и креслах всегда много подушек, разных размеров и расцветок. Окна обязательно оформляются шторами из плотных массивных материалов с вышивкой и золотистой бахромой.

В современном стиле рококо популярным стала установка в гостиной или кабинете аквариума с рыбками.

Дом в стиле рококо

Изначально стиль рококо предназначался для больших помещений с высокими потолками и достаточно большими окнами. Однако в современном дизайне он применяется и в квартирах стандартных малогабаритных размеров .

Основными элементами гостиной в стиле рококо является камин, выполненный из мрамора. Обычно его заставляют различными элементами декора: статуэтками, сувенирами, свечами. В интерьере должно быть много мебели: столиков, диванов, кресел, пуфов для приема большого количества гостей. Часто гостиную делят на зоны, сохраняя общую целостность. Особое внимание стоит уделить освещению. Света должно быть много, поэтому помимо большой люстры используются различные бра и настенные светильники. Отличным решением будет установить в гостиной рояль.

Спальня в стиле рококо оформляется исключительно в светлых пастельных и чаще всего теплых тонах. Посередине помещения устанавливается большая кровать с оригинальной спинкой, украшенная красивым массивным балдахином из легких тканей. Здесь также используется множество элементов декора: позолоченная лепнина, роспись, чаще всего мифологическая, множество мелких безделушек. Обязательным в спальне считается присутствие дамского столика с зеркалом.

Особенностью стиля рококо является то, что он может использоваться подетально, что в современном дизайне интерьеров используется достаточно часто. Он гармонично впишется в любой интерьер, поэтому любим многими дизайнерами. Как смотрите на то, чтобы обновить свой дом элементами стиля рококо, возможно, вы уже это сделали? Поделитесь с нами в комментариях.

Поделиться: