Cочинение «Сочинения на свободную тему - Наш город в будущем. Эссе на тему: «Будущее моей малой Родины Иллюстрированное эссе о будущем родного края

МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

План конспект классного часа

Мамадыш, 2016

Классный час: «Каким я вижу наш край в будущем?»

Цель: Самоопределение учащихся в выборе региона, наиболее благоприятного для дальнейшей самореализации (на основе анализа перспектив развития Мамадышского района).

Задачи:

    организовать аналитическую работу с информацией о предпосылках развития Мамадышского района;

    предоставить возможности для проявления позиций учащихся в групповой и коллективной деятельности;

    воспитывать чувство гордости и любви за свою малую родину, патриотизм;

    учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мысли.

Формирование компетентности: коммуникативной, информационной, прогностической.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: совместно – распределенная деятельность, направленная на получение социально-значимого продукта.

Оборудование и основные источники информации : ноутбук (или ПК), экран, акустическая система, мультимедиапроектор, компьютерная презентация.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)

    Учащиеся анализируют и структурируют информацию, выделяют из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи, критически относятся к полученной информации (информационная компетентность);

    Учащиеся осознают (видят) возможности самоопределения (прогностическая компетентность);

    Учащиеся владеют навыком публичной защиты, умеют слушать и слышать собеседника, корректно ведут дискуссию, инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем, согласуют различные мнения в общении и сотрудничестве (коммуникативная компетентность).

    У учащихся формируется позитивное отношение к перспективам развития Мамадышского района.

1. План-конспект классного часа носит примерный, рекомендательный характер. Материал необходимо адаптировать под возрастные особенности учащихся (среднее, старшее звено). В начале урока необходимо пробудить интерес к теме, провести вводную беседу.

2. В основной части представлен большой материал. Классному руководителю необходимо отобрать самое важное и понятное для данной категории учащихся, использовать подходящие, доступные формы и порядок подачи материала, подготовить местную информацию о перспективах развития района вашего села.

3. Мультимедийная презентация предназначена для зрительной поддержки излагаемого учителем материала или в качестве основного материала. Для этого учителю необходимо предварительно просмотреть и определить основные направления развития района.

Ход урока:

1. Вступительная часть (Организационный этап)

    Как называется наша страна, в которой мы родились и живём? (Россия)

    Как называется наша малая родина? (Республика Татарстан. Мамадышский район) (1-2сл)

Многие поэты в своих произведениях воспевали красоту Мамадышского края. Послушаем некоторые поэтические строки. Чтение стихов учащимися. (3 слайд ) (См. приложение№1)

    Изучение нового материала

2.1.Стадия вызова.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о будущем нашей малой Родины, родной стороны, в которой мы живем. Посмотрите, какая красота вокруг! (слайды 4-9)

Во все времена года прекрасна природа нашего края. Каждый её уголок неповторим и незабываем. Интересно, а что же будет на этих местах через двадцать лет? И вообще, каким станет наш город Мамадыш, наш родной край в будущем? Давайте попробуем себе представить.

Мы с вами в конце прошлого учебного года писали конкурсное сочинение, «Каким я вижу свой край через 25 лет». Здесь представлены отрывки из сочинений победителей конкурса. (10-11 слайды) (Приложение № 2)

(13-27 слайды) А на этих слайдах вы видите рисунки ваших ровесников, которые стали победителями районного конкурса «Каким я вижу родной край в будущем», который был объявлен в начале сентября этого года.

Каждый из них видит свою малую родину красивым, благоустроенным, процветающим и перспективным для принятия важных жизненных решений.

А как вы понимаете слово «перспектива»? Попробуйте сами дать определение понятию «перспектива». (30слайд)

Учащиеся предлагают свои варианты определения слову «перспектива».

А теперь посмотрите на определения из словаря Ожегова (31 слайд).

Кто из вас был ближе к этому определению?

32слайд 33 слайд 34 слайд

По каким направлениям должен развиваться наш район, чтобы стать краем молодых и успешных людей? Какими ресурсами, каким потенциалом должен обладать наш край, чтобы быть перспективным?

Учащиеся высказывают свое мнение (1 ученик записывает на доске на ранее подготовленной учителем схеме «Перспектива развития нашего района»), потом ответы учащихся сравниваются с ответами слайда 33

Какую значимость для вас имеет эта информация? Как вы можете использовать эту информацию при принятии жизненно важных решений?

(предполагаемые варианты ответов: для выбора будущего места учебы, для того, чтобы знать, в каких отраслях экономики будут нужны специалисты, понять, стоит ли оставаться жить в нашем крае и т.д.)

Я считаю, что сегодняшний урок поможет вам определить, есть ли в нашем районе возможности для вашей успешной деятельности в будущем.

2.2. Стадия осмысления содержания

Сейчас главным фактором экономики становится интеллект. Человек, способный организовать вокруг себя пространство, выдвигать новые идеи, реализовывать проекты, создавать рабочие места. За таких людей сейчас идет конкуренция во всем мире!

Вы учащиеся ---- класса, уже задумываетесь о том, какую профессию выбрать, где будете получать образование и работать. Поднимите руки те, кто планирует остаться в нашем районе. Прошу подняться тех, кто планирует уехать. Посмотрите, сколько интеллекта потеряет наш край! Как их удержать и привлечь новых молодых и талантливых людей?

Учащиеся высказывают свои предложения.

А сейчас посмотрим, каким видят наши руководители наше будущее. А вы внимательно смотрите, слушайте и отмечайте: строительство, каких объектов, проведение каких мероприятий и по каким направлениям планируются в нашем районе?

После просмотра нам придется заполнить нашу схему (слайд 34 )

(просмотр слайдов 36- 49 и комментарии учителя по перспективным направлениям района.)

    Стадия завершения

Итак, вы готовы к заполнению схемы? (слайд 54)

По подсказкам учащихся заполняются деления основных направлений развития района и проверяются вариантом со слайда 55

4. Рефлексия.

Я хочу вернуться к вопросу о ваших планах. После всего, что мы сегодня узнали, поднимите руки те, кто планирует остаться в Мамадышском районе. А те, кто сейчас не подняли руки – я надеюсь, сегодняшний урок заставит вас задуматься над вопросом, который задан в теме нашего урока «Каким я вижу наш край в будущем?» Вы умные, талантливые, амбициозные! Вы нужны нашему району!

Спасибо за работу!

Приложения.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

перспектива - вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль
» перспектива - перспектива искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения Законы перспективы.
» перспектива - перспектива будущее, ожидаемое, виды на будущее Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди).

Приложение № 1 Стихи о Мамадыш

Әхмәт Гадел

Таулар иле”

Бу якларда – таулар! –

Таулар иле

Мамадыштан гүя башлана.

И, Бер кайтсам,

Көмеш Нократымны

Ятим итеп бүтән ташламам.

Бу якларда – таулар!

Кешеләр дә

Шундый чибәр, шундый мәһәбәт

Нократ өсләрендә ак томан

С.Шәйхи

Нократ өсләредә ак томан,

Җилләр уйный Нократ артында...

Язгы җилләр әрнеп-әрнеп сөйли

Яуда калган җаннар хакында.

Кырык бернең җәе –

Кырык бишнең мае...

Күпме көннәр үтте арада;

Шул көннәрнең авыр хатирәсе –

Исемсез каберләр далада.

Күпме җилләр исте?

Каберләрдә

Күпме гөлләр чәчәк аттылар.

Исемсезләр, мәңге үлмәс өчен,

Сүнмәс утлар булып кайттылар

Нократ өсләрендә ак томан,

Җилләр йөри Нократ артында...

Мәңгелеккә җырлар җырланыр

Җиңеп үлгән җаннар хакында!..

Мамадыш мой милый град.

В. Балякин

Мамадыш - мой милый град
Ты зажат кольцом из гор
Я не стар, а ты не молод
Ты души моей костер
Я люблю твои закаты
И ласкающий восход
Здесь влюблялся я когда-то
Здесь живет мой древний род
Вперемешку старый с новым
Уживаются дома
И березку с добрым словом
Садят люди у окна.
Вдоль излучины на Вятке
В кустах берег у реки,
В них играют дети в прятки
Всем запретам вопреки.
Здесь росли мы и мужали
Берегли себя и честь
Здесь любимых провожали
Постигали жизнь как есть
Город тихий и любимый
Я пока на стороне
Не тобою я гонимый
У меня есть долг - стране.
Я вернусь - наступит время
Встретить свой седой закат
Молодое сменит племя
Нас стареющих солдат.

Ода Мамадышу

На Булгарских песнях замешан,
Мой древний мой гербовый град.
Здесь тысячи солнечных весен
Стояли у сказочных врат.
И брали сердца без осады
И был им Тегре - словно брат
Любви покрывался он садом
Мой древний, мой гербовый град!
Здесь, впрочем, поют и доныне
Тех славных времен соловьи -
Я слышу их в ветре полынном
Их сердцебиенье ловлю
Здесь кладбище ханов - не сказка
И стрелы, что в хлюстов логу.
То, древних сказаний подсказка
И все же,
И все же,
И все же!
Я предков молитвами жив
И нет мне на свете дороже!
Чем памятью их дорожить
На булгарских песнях замешан
Заветный, родной Мамадыш
Он - в тысяча солнечных весен
От тротуаров до крыш.

Приложение № 2 .

Сочинения победителей районного конкурса,

«Каким я вижу свой город через двадцать пять лет»

«И вернусь строителем»

Мне кажется, что строители не очень беспокоятся о внешнем облике домов, его дизайне. Скоро эти постройки будут походить на «хрущевки» 60-70-х годов ХХ века. Многие здания похожи друг на друга, как близнецы-братья. Проектировщикам, строителям, архитектору города нужно смотреть дальше, вперед, быть немного романтиками. Иногда принцип строительства в городе кажется непонятным. Вдруг среди частных домов появилась трехэтажка, следующая опять втиснулась где-то среди частного сектора! Нет стиля! Я думаю, через четверть века я получу образование и вернусь в город строителем, внесу свой вклад в дело его строительства и благоустройства.
Беда нашего города - мусор. Не везде имеются контейнеры для сбора бытовых отходов, и все летит в Ошму, Вятку, сбрасывается в овраги. Я мечтаю о том, что со своими друзьями изобрету сжигатель для отходов, который будет в каждом доме, в каждой квартире, и тогда мы победим мусор!
Уверен, что через четверть века наши дороги будут европейского качества, на них не нужно будет ставить «заплатки» каждую весну. Обочины дорог украшены газонами с цветами и кустарниками, улицы - тенистыми аллеями и клумбами. Особое внимание - улице Советская (название ее тоже пусть не меняется: дань уважения к истории). Моя бабушка вспоминает те времена, когда в Мамадыше был духовой оркестр, который играл на всех праздниках. Вот и я мечтаю, что через 25 лет летними вечерами на улице Советская заиграет оркестр, а горожане будут прогуливаться по улице, сидеть в летних кафе, дети – играть на специальных площадках. Для любителей роликов и скейтборда построят специальные площадки. В настоящее время это – мечта многих мальчишек и девчонок. Кто-то захочет посетить кинотеатр, который незаслуженно предан забвению. А мои родители, к слову сказать, познакомились именно в кино!
И еще я хочу, чтобы выпускники школ возвращались в родной город специалистами, строили свое гнездо здесь, где родились. А для этого необходимо расширять производство. По соседству с нашим районом - свободная экономическая зона «Алабуга». Мамадыш мог бы стать «донором» в плане мелких производств, филиалов. Думаю, что через 25 лет сельское хозяйство станет производить столько разнообразной продукции, что можно будет открыть производства по ее переработке. А это – новые рабочие места.
Мои сверстники из других районов завидуют мне, что в нашем городе для молодежи созданы условия для занятий спортом, художественным творчеством. И это на самом деле так. Только в моем классе учится победитель всероссийских соревнований по национальной борьбе Юнусов Булат, чемпион республики по хоккею Мухутдинов Марс, победители республиканского конкурса «Созвездие» Салимова Руфина и Фахреева Алия. Мамиконян Нанара и Теймина - члены сборной школы по баскетболу, которая занимает призовые места в районе. Мамадыш уже и сейчас является кузницей будущих олимпийских чемпионов. А через четверть века мы услышим их имена!
Еще одна мечта есть у меня! Я хочу, чтобы в недалеком будущем Мамадыш стал туристским центром республики, наряду с Елабугой. У нас есть что показать гостям, как их развлечь, организовать отдых. Для этого необходимо проложить туристские маршруты, можно и водные, предположим, спуск на катамаранах, как это сейчас делает «Голубая шхуна».
И последнее... Я хочу, чтобы ожила Вятка, как это было в пору детства моих родителей. Они сейчас с какой-то грустью вспоминают прогулки по Вятке на трамвайчике до Соколок и обратно. Думаю, что и сейчас прогулочный катер пользовался бы популярностью у горожан. В выходные дни можно было бы вместе с семьей совершить поездку по реке Вятка, полюбоваться ее красотами, отдохнуть где-нибудь на «зеленой» стоянке, поесть ухи и покупаться!
Считаю, что все, о чем я написал, несложно сделать реальностью. Важно, чтобы нашлись люди, которые смогли бы любому сказать: «Это – мой город! Это – лучший город на свете! Здесь моя родина! И я вложил свой труд в то, чтобы город стал таким!».

Роман Мингалев, ученик 10А класса МБОУ “СОШ №4 г.Мамадыш”

В самом названии– слово “Мама”

Сегодня я провожу экскурсию по городу. Вот мы приплыли на белом теплоходе на берег самой чистой реки Европы – Вятки. Туристы восхищаясь красотой Набережной, решили прогуляться пешком по Мамадышу. Свежий воздух, голубой и чистый небосклон, цветы искрятся красотой, улицы, каждая отличающаяся друг от друга своей изюминкой, нередко можно встретить общественные туалеты и мусорные баки, что является залогом чистоты. И вот мы на ипподроме. Большое внимание маленьких туристов притянул детский аттракцион с каруселями, спортивными площадками и уютным кафе. Популярным видом спорта в Мамадыше является катание на велосипедах, поэтому на ипподроме построили велотрек. Дальше мы направились в поселок Дорожников. На левом берегу слияния рек Ошмы и Вятки стоит детский центр, который включает развивающие программы и занятия, услуги почасового ухода за детьми, где работают люди пенсионного возраста за дополнительную плату. Рядом с детским аттракционом находится развлекательный центр с кинотеатром. Молодежь очень интересно проводит здесь время, посещая 3D, 4D, 5D фильмы и не только. Наши экскурсанты были в восторге! Надеемся, это оставит у них положительные и яркие воспоминания.
Печальная статистика говорит о том, что люди часто болеют из-за употребления ГМО-продуктов. Мы, жители нашего города, долго размышляли над этой проблемой, и в результате на левой стороне объездной дороги была построена большая теплица. Она снабжает нас экологически чистыми овощами и фруктами.
…Размышляю, мечтаю, представляю… Вот бы сесть в машину времени и оказаться в 2037 году в своем городе. Хотя… Куда спешить? Он и так прекрасен, комфортен и интересен, потому что он – мой любимый и родной Мамадыш. Город, где живут и трудятся люди, которые желают нам добра, ценят нас и делают все, чтобы жить нам было радостно и уютно.

Назиля Хасанова, ученица 8Б класса МБОУ “Лицей №2 города Мамадыш”

Сочинение на тему: «Мой край (деревня) - через 25 лет» Мальцева Вячеслава ученика 2 класса МБОУ «Мамадыш-совхозская НОШ»

Как заливисты наши птицы,

Как полны этих птиц леса…

Здесь и чувства – не просто чувства,

Здесь волшебной силы любовь,

Если б мог я два раза родиться –

То Пакшин бы я выбрал вновь…

Меня зовут Мальцев Слава, учусь во втором классе. Я хочу рассказать о своей деревне. Моя деревня называется Русский Пакшин. Деревня у нас небольшая, но очень красивая. Летом деревня утопает в зелени, а зимой можно покататься на лыжах и санках. Весной, когда цветут черёмуха, сирень, яблони, стоит такой аромат, что кружится голова, а деревья стоят, как будто их покрасили в белый цвет. Осенью деревня преображается: она становится золотой, а где-то может и гореть, как огонь, от разнообразия осенних красок.

Жителей в нашей деревне не очень много, но зато они все очень дружные, весёлые, приветливые и трудолюбивые. В нашей деревне всего три улицы, и каждая из них по- своему красива. На одной из улиц находятся большие качели. Они очень старые, даже моя бабушка не знает, кто их смастерил. И эти качели всё равно служат, как и прежде. На качелях приходят покачаться взрослые и дети. Всем бывает весело. Даже из соседней деревни приезжают покачаться на качелях.

На северной стороне моей деревни расположена плотина. Плотину с одной стороны окружают небольшие холмы, а с другой стороны растет ольха. Она выглядит как зелёная стена, которая скрывает дамбу. Поэтому плотина выглядит очень красиво. Летом на плотине бывает многолюдно. Приезжают даже из города, чтобы отдохнуть, позагорать, покупаться и половить рыбу. Приезжают семьями, отдыхают, собирают ягоды на близлежащих холмах. Совмещают приятное с полезным, и здоровье укрепляют на свежем воздухе, и варенье на зиму запасают.

С восточной стороны деревни расположен склон, который 10-15 лет назад засадили саженцами берёзы, сосны, ели школьники Мамадыш-совхозской неполной средней школы. Теперь там красуется молодой завораживающий взгляд лес. Несмотря на то, что лес ещё молодой там очень много разных грибов. Мы с мамой собирали и подберёзовики, и маслята, и рыжики.

С южной стороны моей деревни находится деревня Крященный Пакшин. Там тоже живет очень хороший народ.

Вот уже четыре года подряд в деревне празднуется «Сабантуй». Приезжают все: и стар и млад. Собираются в центре большой поляны. С песнями, с плясками, с играми и конкурсами проводят праздник все жители. Этот удивительный праздник стал традиционным, поэтому на него стараются попасть все земляки, покинувшие свою малую Родину и живущие в разных уголках нашей страны.

На западной стороне от моей деревни дорога уходит среди полей, лесов и холмов. По этой дороге я каждый день езжу в школу в соседнюю деревню. В школе у меня много друзей. Учиться мне очень нравится. Мне очень хочется, чтобы в моей деревне снова открыли школу, и мы, красиво одетые, с букетами цветов, 1 сентября шли в свою школу.

В моих мечтах моя деревня через 25 лет. Мечтаю, чтобы в моей деревне построили большую, просторную светлую школу. В ней будет спортзал, игровая площадка. В этой школе будут учиться мои дети. Я вырасту, выучусь на тракториста, буду жить в своей деревне. Моя деревня будет процветать, радовать своей красотой и радушием всех односельчан.

На нашей плотине красуется небольшой лесок, и стоит небольшой особнячок для отдыхающих. Плотина чистая, ухоженная, без мусора. Её убирают специальные люди, следящие за порядком. Все желающие могут посетить этот приятный уголок природы и отдохнуть с удовольствием. В деревне построено много новых домов. Проложена асфальтированная дорога. Качели, как и прежде, стоят на своём месте и встречают людей приятным поскрипыванием. Деревня стала большой и красивой: куда ни глянь, везде у домов пестрят цветы, красуются деревья, которые мы посадили, будучи ещё маленькими. Все мои друзья остались в родной деревне, все работают на родной земле. Механизаторы работают на новых тракторах. Построены новый магазин, медпункт, библиотека. Из леса, что был на склоне, сделали заповедник. Там развелось очень много зверей. Но охотиться можно только во время сезона охоты. А сам лес радует всех жителей своими щедрыми дарами.

Сабантуй теперь у нас принял широкий размах. На него приезжают гости даже из соседних республик. А президент Татарстана -частый и почётный гость на этом празднике плуга.

А ещё я, как в детстве, могу утром босиком пройтись по росе или после дождя пробежаться по лужам. Это такое счастье - жить в родном краю, в любимой деревне и наслаждаться прелестями любимой и до боли родной природы!

Федеральное агентство новостей продолжает публиковать сочинения победителей конкурса «Россия, устремленная в будущее».

Проведение Всероссийского конкурса сочинений инициировал 1 сентября 2017 года президент Владимир Путин . Он предложил школьникам подумать о том, какой они видят Россию на рубеже 2040-2050-х годов. На его предложение откликнулись почти 2 млн человек, жюри отобрало на конкурс 437 тысяч работ, 100 сочинений были признаны лучшими и вошли в итоговый сборник.

На встрече с победителями конкурса глава государства отметил: его особенно порадовало, что школьники писали именно о своей роли в будущем страны. Владимир Путин выразил надежду на активное участие юных граждан в жизни России. В будущем, подчеркнул президент, эти ребята смогут руководить нашей страной.

Азизов Мухаммедали Замирович

Республика Дагестан, г. Махачкала

10-й класс, ГБОУ «Республиканский многопрофильный

лицей-интернат для одаренных детей»

Запах родной земли

Вижу себя маленьким, лет пяти-шести. Я в родном селении. Дома чисто, сухо, тепло, пахнет сушеными яблоками. Бабушка подоила корову, сейчас переливает молоко в банку. Запах парного молока, запах детства и дома. Где мой дом, моя родина? Конечно, в горах.

Ах, горы, горы! Есть ли на земле чудо, которое может сравниться с вами по красоте и величию?! И хотя я могу назвать себя горожанином, вслед за Робертом Бернсом и Расулом Гамзатовым хочу воскликнуть: «В горах мое сердце!» И добавить от себя: «Где клекот орлиный, где эпос былинный».

Мою родину - Дагестан - называют Страной гор. И еще «горой языков». Здесь на небольшой территории уже много веков единой семьей живет множество народов, у каждого свой язык, обычаи и традиции. Но эти различия совершенно не мешают аварцам, кумыкам, даргинцам, лакцам, лезгинам и еще тридцати пяти национальностям радоваться друг за друга или соболезновать, если кого-то постигнет горе. Потому что уже давно мы научились ценить человека не по тому, на каком языке он разговаривает, а по тому, какие у него личностные качества и какие поступки он совершает.

Не только из-за красоты так дороги мне горы и родное селение Курах. Там живет моя бабушка Фазилат, там могилы моих предков, моего любимого дедушки Загидина. Там я бываю часто, обязательно раз в месяц навещаю бабушку.

Поднимаясь по горному серпантину, чувствуешь, как твою голову дурманит пьянящий горный воздух. Вдохните глубже. Ощутили его сладость? Именно он дает горцам силу, лечит и согревает родниковой чистотой их души.

Оглянитесь вокруг. Какое чудо эти горные луга! Божественный запах полевых цветов, стрекот кузнечиков, жужжание диких пчел - как это все чудесно и незабываемо.

С давних времен Кавказские горы привлекали взоры художников и поэтов всего мира. Они очаровывают манящей красотой, первозданностью и необычайным величием. Острые вершины, словно обереги, хранят покой местных жителей, мятежный нрав которых, как свист ветра в ущелье. А горные родники и водопады напоминают танец горянки - скромной, гордой, непокорной.

Поднимемся чуть выше в горы, где с вершин не сходят ледники, где одни только скалы, и мы увидим горных козлов, туров. Это рогатые цари - грациозные, невозмутимые, как и сама природа горных вершин.

Посмотрите в небо. Видите, это парит орел - гордая птица, символ наших гор. Ни одно творение рук человеческих, ни одно изобретение не сравнится с его свободным полетом. Он, словно страж, хранит и оберегает свои владения.

Под стать природе и величие души горцев. Радушие и гостеприимство - главный закон Страны гор.

А вот и мой родной Курах. У порога нас встречает бабушка. Ее память хранит много местных легенд и преданий, например об ужасной женщине, живущей в лесу и поедающей маленьких детей. Теперь-то я понимаю, что нам эти страшные истории рассказывали, чтобы мы не убегали в лес, но ведь мы, дети, хотели проверить, правда ли это, и каждый день отправлялись в лес на поиски этой женщины.

Нас, шестерых братьев и сестер, мой папа все время возит по уникальным уголкам Дагестана. Раньше, когда был жив дедушка Загидин, мы делились с ним впечатлениями от поездок, а он рассказывал нам подробнее об этих местах. Дедушка был учителем литературы и знатоком истории. Особенно запомнилось мне предание о семи братьях и сестре, защищавших родную землю от полчищ Надир-Шаха. В Табасаранском районе сохранилась крепость, которая так и называется: Крепость семи братьев и сестры. Слушая тихий, выразительный голос дедушки, я представлял себе могучих братьев-богатырей, храбро сражающихся с врагами, стройную, хрупкую девушку, их несчастную сестру, аромат сырой земли, перебиваемый запахом дыма и гари. Мои переживания стали складываться в стихотворные строки:

Полынный ветер гор трепал ей косы,

Сраженья жар ей обжигал лицо.

В дыму вставало солнце. Словно слезы,

Роса сверкала на глазах цветов.

В этих легендарных местах я ощутил, что моя земля, кроме аромата цветов, имеет еще стойкий запах крови, которая проливалась нашими предками за свободу родного края. И в эти страшные моменты все народы Дагестана объединялись и давали отпор врагу. Так было двести, сто лет назад, так было в 1999 году. Так будет всегда.

В истории моего селения есть поучительная страница. После разрушительного нашествия монголо-татар в Курахской долине все опустело. Оставшиеся в живых люди спрятались в горах. Птицы и животные исчезли. Родники высохли. Растения погибли. Запах смерти царствовал повсюду. Однако спасшиеся горцы после ухода завоевателей вернулись и заново отстроили село. Нашли здесь приют и люди из других аулов, оказавшихся в самых труднодоступных ущельях Курахских гор: табасаранцы, лакцы, даргинцы, агулы, аварцы, евреи, грузины. С тех пор их потомки живут и здравствуют в Курахе.

Мое родное село может стать примером того, как разные по крови люди стали братьями. Что же их объединяет? Любовь к родному селению, забота о нем и желание сделать его процветающим. Это цементирующая цель. Так разве у нас, россиян, не такая же общая цель - сделать Россию великой?! Для этого, я думаю, нужно забыть о личном и объединить усилия. В моих жилах течет лезгинская, ингушская, русская, еврейская, табасаранская кровь. Так и мой Дагестан - это один организм, единое тело и душа. А душа, как известно, бессмертна.

Мы идем сейчас мимо дома моих соседей. Какой вкусный запах! Это запах свежеиспеченного хлеба, запах уюта и гостеприимства. Давайте зайдем. Нас сразу усадят за стол и будут угощать. И попробуйте отказаться! Более глубокой обиды представить себе трудно.

А если попадете на сельскую свадьбу, получите впечатления на всю жизнь. Собирается все селение, обязательно готовят национальные блюда. Начинается пир, не затихающий несколько дней! Песни поются на лезгинском, аварском языках, но, конечно, больше всего на русском языке. Радость объединяет людей! И здесь, глядя на такие добрые, веселые, родные лица, ты чувствуешь: я частица чего-то большого, значительного, название которому - народ. И гордость, счастье возвышают душу. А вокруг шумит и ликует свадьба.

Я думаю, что краше и величественнее моих родных гор нет ничего на свете. И нет душевнее и мужественнее людей, чем мои земляки. Конечно, хотелось бы, чтобы мы бережнее относились к своим природным богатствам, ценили, сохраняли их и безмерно поклонялись тому, что дала нам природа. А главное, помните, что самый сладкий, дорогой и незабываемый - это запах родной земли! А самое важное и ценное - чистая и верная дружба. Как у народов Дагестана.

Шумилин Владислав Вячеславович

Воронежская область, г. Воронеж

10-й класс, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия

им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Я сегодня и завтра, или Письмо в будущее

Здравствуй, Владислав! Пишу письмо тебе, самому себе через двадцать лет, из далекого 2017 года. Ты - это я, но не совсем я. Ты офицер, много сделавший для Отечества, человек, умудренный жизненным опытом. А я еще ученик 10-го класса, воспитанник кадетского корпуса (инженерной школы) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». И все же без меня не было бы и тебя такого, каким ты стал. Истоки того, что ты сделал для людей, здесь, в моем и нашем настоящем. Каково же оно? Возможно, там, в твоем далеком будущем, ты уже о чем-то забыл, а я хочу напомнить тебе об этом.

Помнишь, как с детства мечтал стать военным, так как мой отец, офицер российской армии, воспитывал меня в духе патриотизма, рассказывал о бесстрашии русского народа и его подвиге во время Великой Отечественной войны, о том, как ему приходилось воевать в «горячих точках», отстаивая интересы Родины за ее пределами? Именно отец передал мне свою любовь к профессии военного, и для того, чтобы убедиться в правильности своего выбора, я решил поступить в кадетский корпус. Это было в июле 2017‑го.

Проверку на прочность я прошел. Было трудно, но интересно. Трудность состояла в том, что пришлось научиться жить по строгому распорядку дня, беспрекословно, по-военному выполнять приказы воспитателей, рационально использовать время и хорошо учиться, чтобы регулярно отпускали в увольнение. Все это организовало меня, полностью перестроило жизнь с «гражданки» на военный лад. Я стал другим человеком.

А еще переносить все трудности помогала моя мечта о поступлении на факультет радиоэлектронной борьбы и информационной безопасности. Для меня это был «факультет мечты», потому что здесь готовят высококвалифицированных специалистов в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и информационной безопасности для войск РЭБ ВС РФ. Это факультет технологий будущего, где сказка воплощается в жизнь. К таким технологиям можно отнести военные комплексы, формирующие «защитное поле», способное отклонить в сторону атакующие ракеты или даже уничтожить их на большом расстоянии от цели.

В качестве примера востребованности комплексов радиоэлектронной борьбы хочу привести события, произошедшие в апреле 2014 года в акватории Черного моря.

Российский самолет Су-24, круживший над американским эсминцем «Дональд Кук», без вооружения, с помощью средств радиоэлектронной борьбы, полностью «ослепил» корабль, в результате чего отказали навигационные системы и системы управления эсминцем. Американцы не просто растерялись, они были морально уничтожены нашим новым секретным «оружием будущего», которое заставило их испытать унизительную беспомощность, поэтому им ничего не оставалось сделать, как быстро уйти из акватории. В этот момент я испытал чувство гордости за нашу армию, за страну. Ради одного этого стоит быть военным!

Также хочется вспомнить о событиях в Сирии и о том, какой вклад вносят комплексы РЭБ в борьбу с международным терроризмом. Самодельные взрывные устройства, для которых в качестве детонатора используется мобильный телефон, являются опаснейшим видом применяемого террористами оружия. Однако современные российские комплексы РЭБ способны глушить не только средства связи, но и вражеские летательные аппараты, тем самым предотвращая взрывы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы. Сами по себе комплексы радиоэлектронной борьбы не несут никакой угрозы, так как не оснащены ракетным, бомбовым и другим вооружением. Однако они способны нейтрализовать системы ПВО противника, навигации и связи. В данных условиях враг оказывается не в состоянии провести военную операцию. Таким военным секретам учат на «пятом факультете»!

Я считаю, что будущее России зависит от мощной армии, благодаря которой она занимает лидирующие позиции на международной политической арене. Наша армия нуждается в молодых, перспективных и талантливых специалистах, одним из которых ты, Влад, и стал. Еще двадцать лет назад, глядя на бравых курсантов, марширующих по территории военно-воздушной академии, ты испытывал чувство гордости оттого, что скоро будешь с ними в одном строю - строю защитников Отечества!

Мое письмо близится к завершению. Заканчивается самоподготовка, сейчас мы отправляемся на плац заниматься строевой. И все же хочу сказать еще вот что. С годами человек становится опытнее, но нередко теряет остроту восприятия мира, свойственную юности. Перечитывай иногда мое письмо из 2017 года, чтобы в твоей жизни были неразделимы мудрость зрелости и романтика юности.

Владислав

Ухватова Ольга Павловна

Пензенская область, г. Сердобск

9-й класс, МОУ «Лицей № 2»

Сделаем мир лучше!

Здравствуй, Оля!

По телефону, сама знаешь, мыслями особо не поделишься, вот и решила письмо тебе отправить.

Я не забыла наш разговор в гостях у твоей бабушки. Тем летом, когда ты приезжала в Сердобск навестить ее, я не поверила, что мы, молодежь, можем принести столько пользы обществу.

Понимаю, как ты занята: и учишься хорошо, и в волонтерском движении участвуешь. Я нашла твою страничку на вашем сайте Волонтерского центра РЭУ имени Г. В. Плеханова. Ты участвовала в организации матча чемпионата России по футболу «Спартак» - ЦСКА? Да! Помогала на Международной научно-практической конференции? Еще как! Общалась с воспитанниками детских домов, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в финале Спартакиады «СемьЯ: веселые старты»? Думаю, твоя добрая улыбка им запомнилась, Оль. Какая интересная у вас, студентов-волонтеров, жизнь!

Прошел год, как мы не виделись, и мне теперь не стыдно и о своих делах рассказать. Я теперь с тобой солидарна: молодые люди с активной жизненной позицией, если они волонтеры, могут сделать мир лучше. И даже школьники. Конечно, они должны быть неравнодушными.

В моем лицее № 2 г. Сердобска есть отряд «Ладошки счастья». Ребята помогают сиротам и пожилым людям. Лицеисты-волонтеры оказывают не только физическую помощь нуждающимся людям, но и психологическую поддержку, организуя для них развлекательные мероприятия.

Я принимала участие в празднике, посвященном Дню пожилого человека, новогодних торжествах, устраиваемых для детей-сирот и детей-инвалидов. Всем запомнилась акция «Лето в подарок»: и территорию Сердобского Дома ветеранов благоустраивали, и гуляли с пожилыми людьми на свежем воздухе, и беседовали с ними, и книги читали тем, кто не может выходить из помещения. Осенью мы обрезали там яблони, смазывали деревья садовым варом, убирали листья. Представляешь, Оля, каким красивым будет сад весной! Сколько радости и счастья можно было увидеть в глазах пожилых людей! Это очень воодушевляет.

Наш отряд недавно отмечал свое пятилетие. Традиционно состоялось посвящение новеньких в волонтеры (а у вас в универе такое мероприятие проводится?). Ура! У меня теперь есть галстук члена отряда «Ладошки счастья»! Уверена, ты меня понимаешь: быть волонтером очень почетно.

Помогая людям, «Ладошки счастья» приносят добро, а значит, и мир делают лучше. На мой взгляд, помощь окружающим - это одно из самых благородных стремлений человека, и тот, кто вовлечен в добровольческую работу, учится прощать людей, быть снисходительным и милосердным.

В твоем университете, Оля, сейчас 1140 волонтеров. У нас, в маленьком провинциальном городке, их более 3000 человек, среди них не только школьники, но и студенты, рабочая молодежь. В волонтерском полку постоянно прибывает, а реализованных проектов становится все больше и больше.

Так, ребята активно участвуют в акции «Помоги ветерану»: помогают в благоустройстве придомовой территории, работают в огороде, убирают помещения.

К 9 Мая были проведены масштабные акции «Вы не одни», «Спасибо деду за Победу», «Поклонимся великим тем годам…». Я всегда во флешмобе участвую и в акции «Георгиевская ленточка».

Летом волонтеры контролируют пляжные зоны, ремонтируют ледовые площадки, принимают участие в работе «социальных поездов».

В рамках акций «Протяни руку помощи», «Твори добро», «Поделись с друзьями» были собраны игрушки, канцтовары, одежда для ребят из малоимущих семей.

Помимо социального волонтерства, есть еще информационное - пропаганда здорового и безопасного образа жизни и других замечательных идей. Как ты думаешь, Оль, информационное волонтерство перспективно?

Это направление меня очень привлекает: мне нравится оформлять стенды и плакаты, выступать перед младшими ребятами или одноклассниками. Оно дает возможность донести до школьников и студентов, взрослых идею о необходимости создания новых подобных организаций и участия в них. Как хорошо ощущать причастность к важному общему делу, помогать людям. Может, так мир станет лучше?

Пока, Оль!

P. S. Желаю успехов в передаче опыта новым добровольцам! Скоро и я к ним присоединюсь (вот закончу лицей…).

Фирсова Дарья Александровна

Республика Татарстан, г. Казань

11-й класс, МБОУ «Гимназия № 122 имени Ж. А. Зайцевой»

Лицо России, устремленной в будущее

Его глаза горят огнем, а жизнь бьет ключом; ему все нипочем, он молод, силен и открыт миру всей душой; однажды он понял, что ему мало того, что он имеет - ему захотелось целый мир. Тогда он твердо решил, что его призвание - быть волонтером.

Поначалу он не знал, куда направить неисчерпаемую энергию юности и неутолимую жажду жить не только лишь для себя, но и для других. Судьба привела его в центр подготовки волонтеров. Они - миссионеры XXI века, ребята с горящим сердцем, выбравшие важное дело, где нет места корысти и материализму: их главная награда за труд - улыбки и благодарности от тех, кому так необходима их помощь. Волонтеры вездесущи: они едут на край земли, будь это город их родной страны, иное государство, другой конец света; они всегда окажутся там, где нужны.

Наверное, именно желание быть нужным людям - главное для волонтера. Мы ощутили это на себе. В Казани, моем родном городе, в 2013 году прошло крупнейшее спортивное событие - Летняя Универсиада (всемирная олимпиада студентов). Искреннее желание помочь, стремление оказаться причастным к истории, которая пишется на глазах, проявились именно в волонтерстве. Конечно, Россия, устремленная в будущее, - это и технологии, строительство, новые методики в обучении… Но для меня лицо моей России - лицо волонтера. В 2013 году я еще по возрасту никак не могла работать вместе с волонтерами, но запомнила этих ребят, и эта память сливается с ощущением праздника.

Вот он, счастливый и окрыленный, в яркой форме, с новеньким бейджем. Теперь он - участник грандиозного события, к которому готовилась вся страна. Были построены спортивные комплексы (а из шестидесяти четырех объектов Универсиады-2013 тридцать четыре были новыми!), отремонтированы дороги, и город, где пройдет спортивный праздник, преобразился: вокруг цветы, лужайки, уютные скверы и парки, на каждом шагу многочисленные указатели - все приветствует гостей из разных городов и стран огромной Земли. А Волонтер готов встретить прибывающих, помочь и подсказать. Здесь пригодилось и знание иностранного языка, без него как без рук; с пониманием людей из других стран приходит и понимание культуры и ценностей, что меняет мировоззрение навсегда.

Это я понимаю сейчас, став старше, а тогда просто наслаждалась: яркие информационные палатки в самых посещаемых местах города, громкие объявления в мегафон о сегодняшних соревнованиях и, главное, много улыбок.

Волонтер вышел на свою первую смену. Он полон нетерпения наконец применить свои знания, которые с усердием добывал. Энергия, которая свойственна лишь молодости, помогает Волонтеру не унывать. Его задача - помогать людям и дарить им частичку нескончаемой радости. Он берется за любое поручение, может рассказать об истории города, с легкостью поведать о том, как добраться до спортивных объектов, а с организационными вопросами справляется за считанные секунды.

Особенно меня поразила карта мира, висевшая в информационной палатке около торгового центра: на нее были наклеены маленькие, со спичечный коробок, фотографии людей, приехавших на Универсиаду из разных уголков Земли. Людей фотографировали волонтеры. Прикреплены были фото только с одной стороны, будто странички книги, которую можно листать. Целый мир смотрел на меня, улыбаясь, с этой карты! А парнишка-волонтер, заметивший мое изумление, стал рассказывать о китайцах, говоривших по-английски с таким акцентом, что понять его было практически невозможно, о паре молодоженов из Канады, приехавшей в Казань на Универсиаду в свое свадебное путешествие, о семье с Байкала, стремившейся поддержать старшего из пятерых детей - он должен был «взять золото», как сказала его мама. И столько гордости за свой город и свое дело было в глазах дружелюбного парня! Он так радостно улыбался. Именно его открытое, дружелюбное лицо для меня - лицо России, устремленной в будущее.

Конечно, были моменты, которые, казалось бы, могли омрачить волонтерские будни: грубые прохожие, большие нагрузки, неблагодарность и пренебрежение к такой работе, бескорыстной и безвозмездной. Но каждый день те, кому Волонтер так самоотверженно помогал, дарили ему улыбки и теплоту, которые стали его батарейкой, и вот он снова готов дарить себя этому миру.

Праздник спорта завершился. На роскошной церемонии закрытия вместе с тысячами таких же молодых и окрыленных юношей и девушек вышел он. Волонтер чувствовал: овации адресованы и ему, и его команде, он чувствовал единение со своими товарищами, восторг молодости, теплоту дружбы. Его переполняли эмоции. В этот момент он осознал, что в нем проснулась вера в будущее, ведь пока есть те, кого зов сердца привел туда, где их помощь так необходима, человечество не станет малодушным и безразличным. Он знал, что нужен; он готов отправиться на край света за своей мечтой. И повсюду его будут встречать с распростертыми объятиями, на него равняться. Верю, что его пример заразителен: он станет героем для сотен молодых людей, вдохновит их стать частью светлого будущего.

Он - лицо новой России. России будущего. Он - Волонтер.

Фролова Полина Сергеевна

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард

11-й класс, МБОУ СОШ № 2

Настоящее - путь в будущее

Будущее любой страны зависит от людей, живущих в ней. Именно они развивают различные отрасли производства, улучшая ее экономическое и политическое положение: строят дома, учат детей, покоряют космос, создают новые технологии, борются за мирное существование всех наций и народностей... В любом деле особенно ценятся профессионалы. Для меня пример таких людей - мой папа, Шилов Сергей Анатольевич. Уже 33 года он несет свою вахту в Заполярье, на Ямале, в суровом и холодном крае, где основным средством передвижения и людей, и грузов является самолет. Отец прошел путь от простого авиадиспетчера до руководителя полетами. Как мне кажется, люди его профессии часто остаются в тени. Пассажиры даже не догадываются, кто обеспечивает им безопасность полета. Авиадиспетчер - это…

- Пап, почему ты захотел работать именно авиадиспетчером?

С самого детства я мечтал связать свою жизнь с авиацией. Мы с другом поехали поступать в Омское училище. Не поступили. Нам посоветовали попытать удачу в Риге - подали документы на авиадиспетчера. Поступили. Я не жалею о том, что пошел в эту профессию. Я получаю удовольствие. Опыт постоянно накапливается. Начинал я простым диспетчером, а сейчас уже работаю руководителем полетов.

- Что входит в функциональные обязанности авиадиспетчера?

Я обслуживаю воздушные суда: предупреждаю о возможном столкновении на земле и в воздухе, упорядочиваю движение, оповещаю их о состоянии полосы, о возможности возникновения нестандартных ситуаций. Например, о вынужденной посадке, технических неисправностях. Диспетчер должен знать порядок действий при внезапном закрытии аэродрома из-за метеорологических условий.

- Какие трудности встречаются в работе диспетчера?

Диспетчер работает в пиковые часы, у него на связи может находиться одновременно до 15 воздушных судов. Все они летают под определенными позывными, которые состоят из комбинации цифр или букв. Необходимо контролировать очень большой поток информации. Сложность представляют и частые ночные смены. Предъявляются высокие требования к состоянию здоровья, знанию английского языка.

- Были ли чрезвычайные ситуации во время дежурства?

Конечно, были. Много. Например, мы обслуживали воздушное судно, которое пролетало зону Салехарда. У него отказало два двигателя из четырех. Обеспечивали ему посадку на аэродроме. Отказывала и радиосвязь. Тогда мы разводили судно с другими воздушными судами. Другой случай: на борту находились больные люди, экипаж принимал решение об экстренной посадке в целях оказания больным необходимой медицинской помощи. Третий случай: несколько лет назад в наш город прилетал борт № 1 с Президентом России. Посадка осуществлялась в сложных метеорологических условиях, но мы с коллегами справились и с этим.

Такие ситуации требуют от диспетчера знания всех нормативных документов, инструкций, процедур обслуживания. Личностные качества авиадиспетчера тоже немаловажны. Надо быть внимательным и собранным, уметь быстро принимать решения. У командира воздушного судна находится порой до 400 человек за спиной, а у авиадиспетчера 15 таких бортов. Это колоссальная ответственность.

- А бывали ли у тебя на работе смешные случаи, курьезы?

Наша работа очень серьезная. Диспетчер не должен отвлекаться ни на какие внешние факторы. Вне рабочего времени - да. Однажды была сильная метель, никакой общественный транспорт не мог добраться до аэропорта. Мы были на работе целые сутки, скупили и съели всю еду в буфете. На аэродроме, кроме нас, базировался экипаж Л-410 из Чехословакии. Они проводили испытания самолета на лыжных шасси в северных широтах. Поздно вечером они, голодные, подошли к нам, попросили кипяток. Мы их усадили за стол, накормили и напоили. Потом за нами приехали вездеходы.

Когда начались первые полеты иностранных авиакомпаний, для их обслуживания подготовили несколько диспетчеров, владеющих английским языком. В их числе был и я. Полеты производились французской авиакомпанией «AirFrance». В субботу их рейс вылетал из Парижа в Токио, а в воскресенье возвращался обратно. В субботу была моя смена, я отработал ее, в воскресенье сдал дежурство, пошел домой. Стоя на остановке, вспомнил, что у новой смены нет специалиста, владеющего английским языком. Я заметил руководителя полетов, он стоял у окна и курил. Спросил его, кто же будет обслуживать французский рейс. Он изменился в лице, изо рта выпала сигарета, он начал махать руками и кричать: «Возвращайся обратно!» Иногда вспоминаем эти ситуации на разборе и смеемся.

- Что ты можешь пожелать молодым людям, желающим освоить профессию авиадиспетчера?

Тщательно взвесить свое решение. Я убежден, что человек должен любить свою работу, получать удовольствие от того, что он делает. Только тогда он станет классным специалистом, полезным и нужным своей стране. Не надо бояться трудностей, ответственности, необходимо хорошо учиться, чтобы овладеть профессиональными навыками и умениями.

Даже в повседневной жизни мой папа увлечен работой. С ним всегда интересно. Любой пролетающий мимо самолет не остается без его внимания: он называет модели и маршруты их следования. В свободное время наблюдает за самолетами на «Воздушном радаре», слушает переговоры авиадиспетчеров и летчиков, постоянно совершенствуется. Когда мы летим в отпуск, то всегда уступаем ему место у окна. Папа весь полет смотрит в иллюминатор. Он замечает ошибки пилота, следит за курсом движения в специальной программе. Смотрит за передвигающейся на экране точкой весь полет! У него целая коллекция одежды с рисунками самолетов. Самолеты - это его ЖИЗНЬ!

Именно такие специалисты, увлеченные своей работой, обеспечивают будущее страны. Я бы хотела стать таким же профессионалом своего дела, как мой папа. Он мечтает, чтобы я продолжила семейную династию - стала авиадиспетчером. До окончания 11-го класса остались считанные месяцы, и я сделала свой выбор: я буду авиадиспетчером!

Козляев Константин Павлович

Калужская область, г. Козельск

11-й класс, МКОУ СОШ № 1

Природа России, сохраненная для потомков (Письмо правнуку)

Я сижу у раскрытого окна. Легкий осенний ветер ворошит опавшую листву, вот он подхватывает сорвавшийся с ветки дубовый листок и плавно опускает мне на раскрытую книгу…

Он упал с дуба, посаженного в честь рождения моего деда. Я люблю помечтать, поразмышлять в сени этого еще молодого дерева. Вот и сейчас я смотрю на этот листок и думаю: смогут ли мои дети, внуки, правнуки любоваться этим дубом, его резными листьями.

Смогут ли мои потомки и через сто лет видеть все то, что вижу вокруг себя я, любоваться чудесными творениями природы, которыми восхищаюсь я?

В голове созрело твердое решение написать письмо.

Кому? Тебе, мой дорогой правнук. То самое письмо, которое ты сейчас и читаешь.

Ну что, привет, дружище!

(Интересно, какое письмо ты читаешь? То, которое я спрятал в дупле дуба - стоит наш красавец? - или то, которое я записал на флешку - для тебя «столетний электронный динозавр»?)

О чем мы будем говорить? О нас, о нашем прекрасном мире, о нашей России.

Я уверен, что природа нашей Родины и по прошествии многих лет все так же потрясающе красива.

Запомнились мне слова Блаженного Августина: «Мир - это книга. И кто не путешествовал по нему - прочитал в ней только одну страницу». Близится мое совершеннолетие, и я скоро смогу приоткрыть эту книгу, начать самостоятельно путешествовать по всему миру, но начну я обязательно с бескрайних просторов России: ее цветущих полей, величественных гор, могучих рек и необъятных лесов. Столько мест стоит посетить! Но, к сожалению, одного письма не хватит, чтобы описать все чудеса природы. Поэтому я расскажу тебе лишь о нескольких.

Многие из таких чудес находятся в самых потаенных уголках России. Ярким тому примером является водопад Илья Муромец. Находится он на полуострове Медвежий острова Итуруп (Курильские острова). Говорят, он особенно красив зимой, когда его огромные застывшие каскады в сочетании с живыми потоками создают картину неописуемой красоты. Раз я начал рассказывать о чудесах Дальнего Востока, то обязательно стоит сказать о Ленских столбах. Но чтобы оценить их красоту, тебе также придется дождаться нужного момента. На рассвете скалы, освещенные лучами восходящего солнца, напоминают величавый средневековый замок. А вот на закате, наоборот, вид скал несколько зловещ, и похожи они на дворец злого колдуна.

Но все эти чудеса природа искусно прячет. Защищает? От человека?..

Сохранилось в моих родных козельских землях чудесное место с таинственным названием «Чертово городище». Легенда гласит, что это необычное место с огромными валунами, с непролазными кущами - владения самого черта, который так закрутит, так запутает, одним словом, заведет тебя туда, откуда дороги не найти. Мало кто отваживался раньше и отваживается сейчас вторгнуться в них. И может, именно благодаря этой «защите» уцелели реликтовые растения: папоротник многоножка и светящийся мох схистостега, сохранившиеся с доледникового периода! Разве это не чудо?! Соприкоснуться в двадцать первом веке с первозданной красотой… А в двадцать втором веке? Хочется верить - да!

Есть на нашей родной земле еще одно чудо природы - знаменитые Козельские Засеки. Долгое время они были границей Руси, служили ее крепким оплотом. Эти места не только исторически, стратегически важны, но и очень красивы. Древние величественные дубравы, заливные луга, открывающие отличные виды на реку Жиздру, все манят и манят. Как только я попадаю в Засеки, я ощущаю свободу и чувствую гордость, которыми пропитан каждый метр этих уникальных и по-настоящему исторических мест.

Когда-то для защиты южных границ Московского государства наши предки вырубали величественные широколиственные леса, делая засеки - оборонительные линии, сложенные из поваленных деревьев, - сама природа защищала нас. А сегодня на козельской земле, на территории национального парка «Угра», в рамках проекта «Восстанавливаем леса - возвращаем зубров» благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире» мы восстанавливаем популяции дуба черешчатого, главной породы европейских широколиственных лесов. (Такой же дуб-красавец растет и в нашем дворе.) На территории нашего Березического лесничества живут и зубры! Их уже тридцать! Тридцать краснокнижных зубров!

И делаем мы это, чтобы защитить природу, когда она в этом нуждается; чтобы и вы, наши внуки и правнуки, могли жить в дивном мире. Своеобразная связь времен, связь природы и человека…

Я уверен, что и ты любишь помечтать в тени нашего семейного дуба, который стал настоящим богатырем.

Я уверен, что у тебя есть возможность любоваться кронами еще молодых - столетних - дубов, посаженных в начале двадцать первого века.

Я уверен, что и через сто лет природа России удивляет своей величественной красотой, заставляя исследовать каждый свой уголок.

Мой милый правнук, когда захочешь познать всю красоту окружающего тебя мира, не забудь о тех чудесах природы, что я описал в своем письме.

Твой прадед Константин

Чужая земля. Безлюдный берег Аральского моря. Куда не брось глазом — пески, пески, пески... На березе- одинокая фигура. Склоненная глава, опущенные плечи свидетельствуют о том, что человек охвачен отчаянием, тоской. Кто это? Тарас Шевченко, оторванный от родной Украины. До боли в сердце грезил он вишневыми садиками, певучим родным языком, широким разливом могущественного Днепра. Мыслями он там, на Родине, среди родных и близких, знакомых и незнакомых, среди своего народа, за лучшую судьбу которого он принимает мучения, но не раскаивается. Нет поетови жизни без Украины. Она- Его судьба, песня, разлука и надежда, его найгирки - шей боль и пресвятейшая мечта. «Судьба не жалела ему страданий, — пишет и. Я. Франко, — но не жалела и утех, которые били из здорового источника жизни». А самой большой утехой для поэта была мысль о светлом будущем его Украины. Поэт твердо верил, что придет время, когда на него многострадальной родине


Раскуются закованные люди...


Врага не будет супостата,


А будет сын, и будет маты


и будут люди на земле


Тому и не удивительно, что Т. Шевченко всей душой стремился гибели прогнившего крепостнического порядка


А отсюда — непоколебимая убежденность поэта: в скором времени «дни беззакония и зла» отойдут в прошлое, станут здобуткомисторий.


Будущее представляет поэту как замечательная, цветущая нива, преисполненная солнечного тепла и человеческого счастья. «Пусть рожью-пшеницей, как золотом, покрытая, не - разграниченной останется навеки от моря и к морю — славянская земля», — писал поэт в предисловии к «Гайдамакам». Идея освобождения родины была всегда центральным мотивом творчества Т. Шевченко. Он постоянно раздумывал над будущей судьбой Украины и приходил к выводу: только вооруженная борьба принесет желанную победу. Поэтому й революцию, на которую так горячо надеялся, Кобзарь воспринимал как замечательную весну. А весна. - это прежде всего засив доброго зерна. В стихе «исаия. Глава 35» весна является символом всего нового, светлого, что придет в Украину:


На землю правда прилетит...


Невидящие прозрять, а кривие,


Будто серна из рощи, помайнують.


Немым отверзутся уста...


Тарас Григорьевич предусматривал, что с установлением нового порядка в него родной стране родятся новые люди — смелые, творческие, истинные великаны. Потому что только в новом, свободном обществе настанет счастливая жизнь для добра и красоты, для счастья и мира, для того, чтобы радостно жил украинский народ и росли дети, пели птички, расцветали цветы, красовалась земля:


Оживут степи, озера,


и не верствовий,


А вольний, широкий


Сквозь пути святий


Простелются...


Все человечное и правдивое, убежденный Шевченко, наконец найдет путь к обновленной Украине. Он глубоко понимал, что истинное человеческое счастье немыслимое без создания общественных условий для него утверждения. Победа революции — это победа свободной, творческой работы:


Работящим умам,


Работящим рукам


Судорога орать,


Думать, сиять, не ждать.


и посеянное жать


Работящим рукам


Художник мечтал о таком новом общественном отношении, где работа принесет людям радость, удовлетворение


В своих поэзиях Кобзарь рисовал картины, пронизанные духом гениального прозрения. Направленность в имей


Бутне — это, собственно, один из руководящих мотивов его творчества. Строками своих стихов Шевченко провозглашал, что придет время и на него Родине, когда


Отдохнут невольничи


Уставшие руки,


и колена одпочинуть,


Кандалами кутьи!


Упоминая Украину, поэт мечтал о замечательной, уквитчану землю, теплую и ласковую. Такой сделают ее свободные трудари, хозяине своей судьбы. Представляя себе счастливыми людей будущего, Кобзарь видел их жизнь полнокровной, а их самых-духовно богатыми. Он считал, что только в работе заложенная истинная возможность свободы людей нового поколения. Ничто не может противостоять трудовой творческой силе украинского народа. Шевченко радовался, что труженик грядущего дня будет способен создавать истинные чудеса на земле:


и дебр — пустыня неполита,


Целительной водой умытая,


Проснется...


В будущем на Украине, думал поэт, не будет преград для безграничного развития науки, человеческого ума, способностей. В «Подражаний 11 псалму» автор отмечал:


Возвеличим на чудо


и ум наш и нашязик.


Патриотизм — характерная особенность Т. Г. Шевченко. Его сердце было по венцы переполненное любовью к Родины, народа, будущую судьбу которого он не представлял без уважения к ее прошлому. Великий Кобзарь мечтал о том времени, когда историю Украины будет писать не немец, а самые украинцы. И на родной земле зазвучит в полный голос материнский язык. Женщина, маты, сестра — они всегда занимали в душе поэта особое место. Им принадлежало его искреннее увлечение и сочувствия. В новой Украине поэт хотел видеть женщину счастливой и радостной в своем материнстве


Перечитывая вдохновенные страницы поэзий Т. Шевченко, посвященные его мечтам о будущем нашей страны, ощущаешь их свежесть, страстность, жизненную взволнованность. Как и предусматривал поэт, независимой стала теперь Украина, а когда-то станет такой же цветущей, которой хотел видеть ее бессмертный Кобзарь. Горячее сердце художника, будто обращаясь к нам сегодня со страниц своих произведений, волнует и трогает безграничной верой в человека, в светлый грядущий день. И не надо забывать, что завтра начинается сегодня. И мы должны работать так, чтобы сделать Украину большим и могущественным государством

Сочинение.

Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

Подготовила:

Чесебий Заира Заурбиевна

ученица 7 класса

МБОУ «СОШ №5» а.Кунчукохабль

Теучежского района Республики Адыгея

Руководитель:

Чесебий Зулих Ибрагимовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5» а.Кунчукохабль

У реки бурливой мой аул стоит,

Ветер шаловливый вербами шумит.

Ой, аул, аул мой, милая моя,

Как тебя люблю я,

Родина моя.

На нашей планете проживают миллионы людей. И каждый из нас не понаслышке знаком со словом Родина. Родина - это место, в котором человек рождается, растёт и, нако-нец, взрослеет. С самого детства на Родине человека окружает много разных людей, много люби мых местечек, где за ручку гулял с мамой, где катался на лыжах, где впервые встре-чал рассвет. Каждый подразумевает под словом «родина» своё: кто-то город, кто-то аул или село, кто-то видит длинные и широкие луга, а кто-то - высокие и пушистые деревья. И никто не жалуется на свою Родину, ведь для каждого человека - это святое, родное, частичка души.

Родина начинается на пороге своего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна - как мама. Родина-мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Роди-ну - значит жить с ней одной жизнью, дышать чистым воздухом своего аула, ходить по

родным улицам, слушать пение птиц, любоваться окружающим миром.

Что такое малая родина - вот вопрос, над которым рассуждает Е.И. Носов. Русский советский писатель пишет, что у каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: улица, на которой ты жил, родительский дом, школа, в которой учился, родные просторы. Малая родина - это, по Е.И.Носову, «о коем нашего детства», где юная душа «впервые удивилась, обрадовалась, и возликовала от нах-лынувшего восторга». Именно она, родина, одаривает нас «крыльями вдохновения».
Авторскую позицию определить не сложно: малая родина-это все то, что западает в душу с раннего детства, что заставляет и позже радоваться, ликовать и познавать вдох-новение.
Я разделяю точку зрения Е. И.Носова. Слово Родина, на мой взгляд, однокоренное слову родить, то есть это земля, которая нас родила и воспитала, это место, где мы выросли, где живут наши родители, друзья. Об этом не раз писали русские писатели и публицисты.
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Таким образом, могу сделать вывод, что малая родина-это все то, что живет в нашей душе с раннего детства, что заставляет и позже радоваться, ликовать и познавать вдохновение. Я хочу рассказать о своей малой родине, которая хоть и не очень велика, но очень дорога мне
- аул Кунчукохабль . Где бы я не был, спешу возвращаться обратно в свой любимый аул. Основан мой аул в 1830 году. Здесь я родилась, здесь мой дом, моя се-мья, мои друзья, моя школа, моё всё самое родное. Аул расположен в нижнем течении реки Пшиш, на берегу залива Краснодарского водохранилища, в 8 км к востоку от центра сельского поселения - аула Джиджихабль. «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя», - говорил римский философ Сенека. Я люблю свой аул и горжусь им. Он выделяется среди многих других аулов благодаря своей природной красоте и необыкновен-ному ландшафту. В нём есть места, которые восхищают немало людей своей особеннос-тью, неповторимостью и индивидуальностью. Мой аул не очень большой, но красивый. Во-круг аула расположен лес. Природа нашего леса сказочно разнообразна и богата. Войдёшь летом в лес и залюбуешься его великолепием. Вот стоят белые кудрявые берёзы, заросли черёмухи. А какой здесь чудесный воздух! Подует ветерок и обдаст тебя запахом хвои или берёзового веника, и если присядешь на полянке, то вдохнёшь аромат луговых цветов. Сре-ди цветов порхают бабочки и жужжат пчёлы, собирают мёд. Тишину и лесной покой бу-дит кукушка, угадывая, сколько вам лет, и белобокая сорока следит за непрошеными гос-тями. А сколько здесь грибов! Убери листву, и ты увидишь белого груздя, по пенькам рас-сыпались опята, радуют глаз разноцветные сыроежки. Лес полон жизни. Рядом с нашим аулом есть река Пшиш, куда мы с семьёй летом ходим купаться. О красоте этой реки сложены стихи.

Пшиш – голубоглазая река

Не мелка она, не глубока.

Ветви верб - её густые брови,

Мелкие камешки - её блестящие зубы.

Как и все малыши, в детстве я была очень любопытна и много наблюдала за людьми, проживающими в ауле. Так я заметила, что большинство жителей аула - это люди с доброй душой и приятными манерами, которые помогут в трудный момент. Ещё наш аул славится своими спортсменами, которые становятся чемпионами не только в районе и области, но и в России, писателями, учёными, кандидатами.

Ещё одна достопримечательность - это наш парк, где устремили в небо свои верхушки сосны-великаны, тополя, берёзы. Эти деревья посадили наши учителя со своими учениками 35 лет назад. Рядом с парком находятся Дом культуры и сельская библиотека.

Нельзя не написать о моей первой учительнице Зуле Ибрагимовне, которая привила лю-бовь к своей Родине и объяснила смысл и значение слова Родина. Провела она утренники, класссные часы, беседы, открытые уроки на тему «Моя Родина». Всё это осталось в на-шей памяти с начального класса и я люблю свою учительницу, так как она для меня самая лучшая.

Я могу любоваться всей красотой, что меня окружает. А вот сможет ли увидеть эту красоту наше будущее поколение? Я задумалась, а что же будет через 30-50 лет? Ведь уже сейчас я могу наблюдать за тем, как истребляется лес, заброшены поля, загрязняются реки, сваливается мусор. Что останется после нас? И что могу сделать я для процветания своего края? Чем я могу помочь? Как говорится в известной поговорке: «Где родился, там и пригодился».

Хочу привести в пример слова нашей учительницы начальных классов Чесебий Зулих Иб-рагимовны, которая призывает задуматься, осмотреться вокруг, решить, что важнее: ли-чное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. Нужно начинать действовать разумно. К этому же призывают учёные всего мира. Об этом пишут не толь-ко экологи, но и специалисты самых разных областей знаний. Я верю в наш народ и надеюсь на то, что ещё не всё потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погиб-ла, не перестала родить. «Разогреется солнышко - и опять… вынесет она своё хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов». Земля пока прощает человека. Но всё- таки не стоит испытывать её терпение…

«Мы в ответе за родной край, в котором живём, за то место, где родились, выросли». Надо посмотреть и сказать: пора действовать! И для начала взять в руки грабли, лопату и убрать мусор во дворе своего дома, школы, посадить цветы - и мир станет чуточку чище и прекраснее. А если это сделает каждый из нас, мы почувствуем радость в душе и увидим,что принесли какую-то пользу. Маленький принц был ещё ребёнком, но и он пони-мал, если не убирать свою планету, она погибнет. Так неужели мы с вами не понимаем то-го, что не от новых технологий, не от больших спонсорских вливаний зависит наше буду-щее - оно зависит только от нас с вами!!!

Каждый из нас уже тысячи раз слышал от своих учителей выражение: молодёжь - это наше будущее. Именно в наших руках лежит судьба аула, а значит и наше будущее. Мы не должны подвести тех, кто дал нам эту возможность и должны стараться делать всё то, что будет помогать развиваться. Я ещё подросток, но тоже могу помочь своему ау-лу… Я могу не мусорить, могу помогать пожилым людям. Могу разбить клумбу рядом с домом, чтобы яркие цветочки радовали глаз, чтобы мой двор был красивым и уютным.

Прошлой весной я посадила дома очень много красивых цветов… Посаженные мной цве-ты- это мой первый вклад в экологическое будущее. Я так хочу, чтобы моя родная Земля приносила радость не только мне, но и всем, всем, кто меня окружает и кому ещё только предстоит познакомиться с этим прекрасным, мною любимым краем - моей маленькой, но дорогой сердцу родиной.

А что могут взрослые люди для своего аула, для его дальнейшего процветания? Самые большие надежды, связанные с развитием нашей территории, я всё-таки возлагаю на воз-рождение и развитие сельского хозяйства. Было бы прекрасно, если бы в нашей замеча-тельной местности был построен современный агропромышленный комплекс, появились рабочие места.

Так же необходимо, как можно чаще, проводить конкурсы на тему «чистый двор», «чи-стая улица». Мне кажется, каждый житель села должен понять: чистота родного края - дело каждого из нас. Я уверена, у нас есть возможности и перспективы, чтобы мой кра-сивый аул развивался, а люди стали жить интереснее и богаче. Только сначала надо зало-жить в нас, мальчишек и девчонок, любовь к родным местам, уважение традиций и исто-рии наших предков. Для этого в ауле у нас есть любимая школа, где каждый день мы полу-чаем знания и учимся жить достойно, шагая в ногу со временем, а наши дорогие учителя делают для этого всё возможное.

Хочу освобожденья светлых душ!!! Хочу, чтобы те, кто уже пришёл для преобразова-нья мира, смогли расправить крылья, наконец, и не уединяться в редких школах или «нор-ках», чтобы просто выжить. Этот мир принадлежит созидающим по праву! Хочу, чтоб те, кто спит ещё, проснулись, увидели, какой кошмар творится, как будущее наше отби-рают всего лишь с молчаливого согласья, как можно изменить всё очень быстро, без за--трат почти, лишь волю применив. Хочу, чтоб каждый человек максимально ощущал свою значимость в этом мире, чтоб каждый ребёнок был нужен своим родителям. Чтоб свобода чувствовалась во всём, но была обратной стороной ответственности. Чтоб не только дети не страдали, но и каждое животное и растение находились под заботливой опекой человека!
Помните, чистый звенящий голос – «Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда»? Это то, что МОЖНО ВЗЯТЬ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ!
В заключение хочу предложить всем, пусть каждый, кто как может для себя «в стол» пишет потихоньку «Зеркало» своей ДУШИ. То, что можно делать уже сегодня для своих потом-ков. В каждом таком «Зеркале» отразится не только эпоха, но и вы сами, такие, какими вас, возможно никто и не знает. Среди нас много не услышанных и непонятых когда-то. У каждого есть то, что сокровенно и дорого сердцу, вот и пишите это на бумаге, как можете. В будущем обязательно найдутся те, кому это будет интересно. У многих они уже есть. Поддержи-те в детях и внуках эту способность – слышать друго-го! Это залог счастливого будущего.
И куда бы в будущем не занесла меня судьба, па-мять о малой родине останется в моей памяти на протяжении всей жизни. И всегда останется то огромное желание вернуться в дом, где прошло мое детство, где я выросла, познавала мир, где живут мои родители, друзья. И где бы я не находилась меня всегда будут согревать мысли о родном доме. То место где мы рождаемся, может быть каким угодно, но для меня малая Родина будет самым родным и прекрасным, дорогим и близким.

Так же я бы хотела, чтобы у каждого человека было чувство юмора и много доброты и справедливости, чтобы злые и плохие люди изменились в хорошую сторону. Моя мечта, чтобы не было одиноких людей: ни молодых, ни старых. Чтобы все были счастливы. Когда один дарит улыбку другому, в ответ получит ещё больше тепла и нежности. Хотела бы я, чтобы люди любили друг друга. И моя самая заветная мечта - чтобы все люди на Земле поняли, зачем они здесь, не губили бы ничего, что за такой срок создала природа. Надеюсь, со временем мои мечты сбудутся, и настанет счастливое время!!!

Нужно сохранить Россию, каждый её аул, каждый клочок земли. Этому нас учили пра-деды и отцы. А начать возрождение нужно с себя. И не стоит винить правительство, ругать олигархов и уповать на безденежье. Пусть каждый оглянется вокруг, протянет руку помощи страдающему, улыбнется солнечному дню, и будет жить так, как будто это последний день его жизни. Я думаю, возродится мой аул, если молодежь объединит свои силы, не побоится трудной работы и не скажет: «Вот еще».

Мой вклад в развитие аула пока невелик: я учусь «на отлично», принимаю участие во всех школьных и сельских мероприятиях, помогаю родителям и друзьям. Я живу, радуясь жизни, и мечтаю о том, чтобы каждому жилось по его труду. Я обязательно хочу получить высшее образование, научиться трудиться и приносить пользу стране.

Обязаны родине малой

Мы доброй округлостью слов.

Привязаны к речкам, увалам.

В густой оторочке лесов.

А.М. Виноградов.

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении Регионального конкурса сочинений

среди учащихся школ на тему: «Туған жерім»

Общие положения

1. В рамках работы по продвижению и разъяснению основных положений программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» с целью укрепления казахстанской государственности и патриотизма среди населения проводится Региональный конкурс сочинений среди учащихся школ на тему «Туған жерім» (далее – конкурс).

2. Задачи Конкурса:

Воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к Родине, чувства гордости за свою страну, свой народ, свой район (село, ауыл);

Выявление одарённых детей, умеющих грамотно и образно излагать мысли и чувства, раскрывающие отношение к родной стране и её будущему;

Формирование восприятия Родины как единого целого: дом, семья, «малая Родина», Казахстан;

Развитие творческого потенциала учащихся в деле воспитания патриотического отношения к малой Родине;

Формирование у молодежи нравственной и гражданской позиции;

Развитие у учащихся школ воображения, познавательного интереса и кругозора.

3. Конкурс проводится повсеместно, на региональном уровне, в общеобразовательных учреждениях страны в период с 5 сентября по 1 декабря т.г.

4. Определение победителей осуществляется решением региональных конкурсных комиссий.

5. Составы региональных конкурсных комиссий формируются региональным филиалом партии из числа ответственных работников региональных филиалов партии, МК «Жас Отан», сотрудников региональных управлений образования, депутатов маслихатов всех уровней, видных общественных деятелей региона, известных писателей, журналистов, председателей первичных партийных организаций, учителей школ, преподавателей вузов и колледжей и утверждаются первым заместителем председателя соответствующего регионального филиала партии до 5 сентября 2017 года.

6. Количество членов региональных конкурсных комиссий – нечетное.

7. Организация и общая координация проведения конкурса возлагается на отделы организационно-контрольной работы региональных филиалов партии и региональных председателей МК «Жас Отан».

8. Настоящее Положение предоставляется для ознакомления всем заинтересованным лицам, претендующим на участие в конкурсе. Настоящее Положение публикуется в СМИ.

Условия участия в конкурсе

9. В Конкурсе принимают участие учащиеся 5-11 классов общеобразовательных организаций.

10. К участию в конкурсе принимаются сочинения, посвященные памятным историям родного края; природным достояниям Родины; выдающимся личностям Родины; культурному наследию родного края по следующим номинациям:

- «С чего начинается малая Родина?»;

- «Герои родного края»;

- «Моя мечта о будущем родного края»;

- «Достояние родного края».

11. В каждой номинации работы оцениваются в следующих категориях:

Сочинение на государственном языке среди учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ;

Сочинениена русском языке среди учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ;

Сочинениена государственном языке среди учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ;

Сочинениена русском языке среди учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ;

Сочинениена государственном языке среди учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ;

Сочинениена русском языке среди учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Всего 6 победителей в каждой номинации.

12. Конкурсные работы выполняются индивидуально. Коллективные работы не принимаются.

13. Конкурсные работы предоставляются в электронной форме (объем работы – от 2 до 4 страниц формата А4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 14, межстрочный интервал – 1,0).

14. К предоставляемым материалам прилагаются: краткая биографическая информация об участнике конкурса, фотография 3х4 (в печатном и электронном виде), контактные данные (адрес проживания, телефоны).

15. Не допускаются конкурсные материалы, которые:

‒ нарушают законодательство Республики Казахстан;

Этапы проведения конкурса

16. Формирование региональных конкурсных комиссий и утрвеждение составов первыми заместителями председателей региональных филиалов партии «Нұр Отан».

17. Анонсирование проведения Конкурса в региональных и территориальных печатных и электронных СМИ.

19. 5 сентября - 25 октября 2017 года - прием и отбор лучших работ для конкурса в общеобразовательных заведениях регионов.

20. 25 - 31 октября 2017 года - направление лучших сочинений в адрес региональной конкурсной комиссии (не более 3 работ с одного общеобразовательного учреждения). Работы предоставляются не позднее указанного срока. Сочинения, не соответствующие тематике конкурса, предъявляемым требованиям, поступившие после окончания сроков предоставления, к конкурсу не допускаются. Материалы, предоставленные на конкурс, не возвращаются.

Поделиться: