Конспект занятия по лексической теме насекомые. Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с онр
Чаплыгина Е., логопед.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.
Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.
Ход занятия
Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание)
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Насекомые
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.
Дети. Насекомые.
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?
Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
3. Лексико-грамматические игры и упражнения
А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.
Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Жук какой?
Ребенок. Большой, рогатый и т.д.
В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.
4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”
6. Игра “ Куда спрятались насекомые”
На доске помещена картина с изображением поляны.
Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети. Гусеница под яблоком.
Бабочка укрылась под ромашкой.
Усатый жук заполз под куст. И т.д.
7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.
Логопед. Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Посмотрите, к вам в альбом прилетела
красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.
МАДОУ «Детский сад №242»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
Лексическая тема «Насекомые».
Старшая группа.
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна.
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?
- Это птицы поют.
Правильно. А чем питаются птицы?
- Птицы питаются семенами и зернышками.
- Птицы питаются насекомыми.
II Развитие неречевого дыхания.
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
- На моей лужайке спрятался муравей.
- На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
Как назвать одним словом?
- Это насекомые .
Кто такие насекомые?
- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.
Из каких частей состоит тело насекомых?
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
Почему некоторые насекомые ярко окрашены?
- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .
Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?
- На поляне две стрекозы.
Сколько на поляне муравьев?
- На поляне три муравья.
Сколько на поляне мотыльков?
- На поляне пять мотыльков.
Сколько на поляне кузнечиков?
- На поляне один кузнечик.
Сколько на поляне жуков?
- На поляне два жука.
Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).
Как вы думаете, кто к нам прилетел?
- Я думаю, что прилетел комар.
- Я думаю, что прилетел шмель.
- Я думаю, что прилетела муха.
А комар какой?
- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.
А шмель какой?
- Шмель большой, полосатый.
А муха какая?
- Муха вредная, назойливая, надоедливая.
А пчела какая?
- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.
Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Прилетела к нам вчера (дети
Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?
- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).
Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?
- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
VI Итог занятия.
Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Мы совершили путешествие на лесную полянку .
В кого превратилась гусеница?
- Гусеница превратилась в бабочку.
Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?
- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.
Приложение. Презентация к занятию.
Валерия Дубенцова
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».
комбинированного вида № 87»Кораблик» Дубенцова В. В.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; употребление предлогов «на, под, между».
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и зрительного внимания, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, правильного дыхания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оснащение: конверты, сухой бассейн, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; д/игра «Волшебная тропинка», изготовленная своими руками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед (Л.): Здравствуйте, ребята! У каждого из вас на столах лежат конверты, внутри которых спрятались бабочки. Давайте поскорей посмотрим на них и подуем на бабочек, чтобы они полетели!
2. Дыхательная гимнастика.
(В конвертах разложены бабочки, сделанные своими руками из фантиков конфет, и закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку, делая вдох через нос, и выдувая воздух ртом, не надувая щек.
3. Введение в тему занятия.
Л. : Посмотрите за окном весна в самом разгаре, всё просыпается, оживает вокруг – травка, листья на деревьях, поют птички, проснулись и маленькие букашки (мухи, мошки, жуки, пауки, стрекозы, бабочки, комары). Как вы думаете, кто они?
Дети (Д.): Это насекомые.
Л. : Правильно, ребята, молодцы. Сегодня мы с вами узнаем о насекомых, какие они бывают, как они живут.
4. «Бассейн для пальчиков» или найди отгадку.
Л. : Для этого мы с вами будем отгадывать загадки о насекомых необычным способом: Я буду вам загадывать загадки, а вы будете искать отгадки в «бассейне для пальчиков» и назвать чётко и громко свою отгадку. (В «бассейне для пальчиков» насыпаны – горох, фасоль, мелкие пуговицы; логопед заранее прячет маленьких насекомых из-под киндер-сюрпризов в бассейн). Итак, слушаем внимательно, проверяем на ощупь и называем:
1 загадка:
Я жу-жу, я жу-жу,
Я летаю и жужжу.
2 загадка:
По листикам проползает,
Дырки всюду оставляет.
Ох, прожорливая штучка,
И свернулась закорючкой.
Д. : Гусеница.
3 загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Е. Серова)
Д. : Бабочка.
4 загадка:
Шустрый, маленький трудяга,
Всё бежит скорей, скорей…
Кто же это?
Ну конечно (муравей)
(В. Дубенцова)
Д. :Муравей.
Л. : Молодцы, ребята. Теперь давайте поиграем еще в одну игру. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
5. Д/и «Какой, какая, или подбери признак». Игра с мячом (образование относительных прилагательных).
Л. : Дети, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете мне отвечать и бросать мяч обратно мне. Бабочка какая? Жук какой? и т. д.
Д. : Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…
6. Д\и «Обвести пунктирные линии» (развитие мелкой моторики пальцев рук).
7. Д/и «Назови ласково».
Жук – жучок. Пчела – пчелка. Комар - комарик. Муравей - муравьишка. Муравейник – муравейничек. Муха – мушка. Стрекоза – стрекозка.
8. Д/и «Один - много»:
Один жук- много жуков
Один паук- много
Один муравей- много …
Одна бабочка- много …
Одна оса- много …
Один червяк- много …
Одна улитка- много …
Одна гусеница- много …
9. Д/и «Волшебная тропинка».
Задания:
Помоги жукам и божьим коровкам добраться до своего домика (проведи пальчиком по тропинке);
Посчитай, сколько бабочек и жуков бегут по тропинке?
Посчитай, сколько летает бабочек (синих, зелёных, красных?
Найди самую большую (маленькую) бабочку? Какого они цвета?
Подул сильный ветер и насекомые спрятались кто куда.
Найди, кто куда спрятался?
/- красная бабочка спряталась под ёлочку;
Жучок спрятался под мячик;
Зелёная бабочка на ёлочке/.
10. «Раскрасить и выполнить штриховку».
Логопед раздаёт детям листы формата А-4, с контурным изображением различных насекомых (жук, бабочка, гусеница и т. д.). Дети выбирают рисунок, разукрашивают и выполняют штриховку.
11. Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Л. : Ребята! Какие вы молодцы! Все старались сегодня на занятии! Давайте посмотрим ваши рисунки. (Победители получают наклейки с насекомыми).
Цель: развитие связной речи.Задачи: 1)Закрепить названия насекомых, их строение, внешние признаки; учить детей различать насекомых по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
2)Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
3)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Картинки насекомых(разрезанные на 4 части),схема рассказа.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед:Я буду называть одно насекомое.А вы много.Например-бабочка-бабочки.
Логопед:Жук.
Дети:Жуки.
Логопед:Муравей.
Дети:Муравьи.
Логопед:Божья коровка.
Дети:Божьи коровки.
Логопед:Кузнечик.
Дети:Кузнечики.
Логопед:Оса.
Дети:Осы.
2.Логопед:К нам прилетела бобочка и привела своих друзей.Она хочет,чтобы мы про них рассказали.Расскажем?
Дети:Да.
Логопед:У нас есть картинки.Но они сломались,давайте их собирем и посмотрим,что получится.
3.Логопед:Сейчас я вам расскажу про бабочку,по схеме.
Это насекомое.Это бабочка.Она бывает разных цветов.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает в поле,в городе и в саду.
4.Логопед: А теперь каждый из вас попробует мне рассказать про то насекомое,которое у него получилось.
Дети:Это насекомое.Это пчела.Она имеет черные и желтые полоски.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает по полю и собирает пыльцу,а потом делает мед.Она может ужалить человека.
Дети:Это насекомое.Это муравей.Он коричневого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается тлей на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу и собирает мусоринки для муравейника.
Дети: Это насекомое.Это жук.Он серого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается листьями на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу.
Дети: Это насекомое.Это божья коровка.Она красного цвета с черными пятнышками.Она состоит из головки,усиков,брюшка,крылышек и шести ножек.Она ползает и летает.Она питается листочками на деревьях.Она ползает и летает в поле и в лесу.
Логопед:Молодцы дети.Бабочке очень понравильсь ваши рассказы.
5.Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась(тянем ручки вверх)
Улыбнулась,потянулась(улыбаемся друг другу)
Раз-росой она умылась(показываем как она умывается)
Два-изящно покружилась(делаем круг вокруг своей оси)
Три-нагнулась и присела(нагибаемся и присядаем)
На четыре-улетела(машем ручками,показывая ка бабочка летит).
6.Сейчас бабочка вам будет загадывать загадки,а вы должны угадать,про кого она говорит.
Логопед:Над цветком порхает,пляшет,
Веером узорным машет.
Дети:Бабочка.
Логопед:Красненькие крылышки,черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Дети:Божья коровка.
Логопед:Моница крылатая,платье полосатое.
Ростом-просто кроха,а укусит-будет плохо.
Дети:Пчела.
Логопед:Два рога-небык,шесть ног без копыт.
Летит-так воет,сядет-землю роет.
Дети:Жук.
Логопед:Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
Дети:Муравей.
7.Итог.
Логопед:Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили.
Дети:О насекомых.О бабочке,муравье,жуке,пчеле и божьей коровке.
Логопед:Что мы учились делать?
Дети:Мы рассказывали о насекомых по схеме.
Логопед:Вы все молодцы.Бабочка со своими друзьями от нас улетает.Но чтобы мы их не забыли,она дарит каждому по картинке с изображением насекомого.До свидания.
Дети:Спасибо.До свидания.
Лексическая тема: Насекомые
Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.
1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.
2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ценность: воспитание любви к родной природе.
Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.
Методические приемы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные - демонстрация картинок, презентации.
Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».
Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Организация занятия: на ковре, за столами.
Структура занятия:
- Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
- Физкультминутка «Бабочки».
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.
- Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)
Черен, да не ворон,
Рогач, да не бык,
Шесть ног без копыт. Летит - воет,
Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела-пчелка)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар-комарик)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха-мушка)
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )
Это что за сеточка
На зелёных веточках?
Кто без ниток и без рук
Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )
- Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)
Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)
Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.
Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».
Д/у «Божья коровка».
Прилетела божья коровка. Вопросы детям:
Божья коровка спряталась где?(в траве).
Божья коровка села на что?(на цветок).
Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).
Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).
Ответы детей полным предложением.
- Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)
Я веселый майский жук, Сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести
В стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить усами.
А зовут меня Жужу!
- Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Вопросы:
Почему насекомых так назвали?
Что едят насекомые?
Сколько они живут?
Когда они появляются?
Кто поедает насекомых?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой от насекомых бывает вред?
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.