Презентация на тему "Строение растений. Кроссворды"

Пояснительная записка

Ученье без размышления

есть потеря времени,

размышление без учения опасно.
Конфуций (551 - 479 г. до н.э.)

Кроссворд - это задача-головоломка (англ. Crossword - пересечение слов) - «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем - по вертикали.

Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.

Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти. Кроссворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство их заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, сознательный поиск в изучаемой области.

Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.

Кроссворд можно разгадывать всем классом, а можно организовать работу в малых и больших группах, в парах.

Разгаданные кроссвордов поднимает настроение, помогает повторить домашнее задание перед фронтальным опросом или тестом, либо проверить усвоение материала в конце урока.

Детям нравится и самим составлять кроссворды. Но больше нравится придумывать вопросы к моим словам из кроссворда.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что он позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени, а так же умение продуктивно работать в группе.

Групповая работа нравится ученикам начальной школы. Но практика показывает, первые итоги её организации не совсем удачны (шум на уроке, медленный темп работы, неумение действовать совместно, слушать и слышать друг друга, не точное понимание задания и многое другое). Но это только на первых порах пока дети не запомнят, не поймут правила работы в группах, в паре. «Ведь групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы это самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми;

укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей».

Для создания разнообразных кроссвордов я использую программу сайта .

На его странице надо ввести через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд. И компьютер предлагает множество вариантов кроссворда (с пустыми клетками и заполненными клетками). И мне остается придумать вопросы или подобрать загадки к словам.

Познание мира (2 класс, 19 урок)

Тема: Органы растений и их назначение. Корень. Стебель.

По горизонтали.

1. Елки - иголочки, а у березки…?

4.Часть растения, в котором хранятся семена.

5.Часть растения, которой мы любуемся.

6.С помощью, какой части растения получают питательные вещества из почвы?

По вертикали.

2.На какой части растения крепятся листья?

3.У травянистых растений стебель, а у дерева…?

Кроссворд на тему растения , как правило, используется в 6 классе, когда дети начинают изучать биологию. Однако иногда такие кроссворды также предлагают детям младшего возраста с целью расширения знаний об окружающем мире либо старшеклассникам в качестве материала для повторения материала, изученного в предыдущих классах.

Кроссворд на тему «Растения» может предложить педагог, чтобы проверить знания учащихся по пройденной теме. Однако можно предложить составить такой кроссворд детям, чтобы они систематизировали свои знания. Ученикам также можно поучаствовать в конкурсе кроссвордов. Все подготовленные кроссворды обязательно используйте в дальнейшей работе.

Кроссворды на тему растения для детей

«Побеги и почки».

1. При этом листорасположении в узле развивается 3 и больше листочков.
2. Стебель вместе с листочками и почками.
3. При этом листорасположении в узле развивается один листочек напротив другого.
4. Назовите почку, которая развивается в пазухе побега.
5. Назовите почку, которая развивается на верхушке побега.
6. При этом расположении листочки расположены по одному друг над другом.
7. Почка, которая содержит в себе зачаточное соцветие.


Детские кроссворды на тему растения

«Семейство злаки».

1. Кормовое ценное растения с узкими, цилиндрическими соцветиями.
2. Как по-другому называются злаки?
3. Одно из самых древних культурных растений. Муку из него используют для приготовления белого хлеба.
4. Из этой крупяной культуры изготавливают пшено.
5. Как называется плод растений семейства злаковых?
6. Количество тычинок у цветка.
7. Название расстояния между узлами у стебля злаковых.
8. Как называется стебель злаковых?
9. Корневищный сорняк.
10. Важное с/х растение семейства. Из этого растения добывают «темную муку», из которой потом выпекают «черный хлеб».
11. Этот вид кормовой культуры используется для корма домашних животных. Используется для производства геркулеса, крупы, толокна.
12. Крупное с/х растение. Его семена собираются в початок.

«Экологические группы растений, экологические факторы».

1. Растение с крупными и красивыми цветами и круглыми плавающими листочками. Обитает в водных местах.
2. Назовите экологические факторы неживой природы.
3. Назовите экологические факторы живой природы.
4. Важный фактор неживой природы. Его недостаток оказывает сильнейшее влияние на формы растений из пустынь.
5. Название главного источника энергии для растений.
6. Как называется наука, которая изучает взаимоотношение организмов с неживой природой, а также друг с другом.
7. Название особых образований на листочках некоторых видов растений, через которые испаряются излишки влаги.
8. Участник фотосинтеза, важный фактор неживой природы.
9. Данная группа растений может существовать только на открытых участках, освещенных солнцем.
10. Группа растений, которая может мириться с затенением, но все же лучше растет на солнце.

Кроссворды на тему растения без ответов

«Систематика растений».

1. Самая небольшая систематическая категория. Редька дикая, тополь дрожащий.
2. Самая большая систематическая категория. Бактерии, грибы, животные, растений.
3. Данная наука позволяет классифицировать любой организм живой природы.
4. Название определенной группы растений с хозяйственно ценными признаками. Дюшес, Антоновка…
5. Название систематической категории, которая состоит только из двудольных и однодольных.
6. Крупнейшая систематическая категория. Красные водоросли, голосеменные, цветковые.
7. Назовите категорию, которая объединяет родственные виды. Тополь, редька…
8. Эта категория объединяет группы родственных групп растений по сходству их цветков. Бобовые, злаковые, крестоцветные.

«Размножение растений».

1. Название половых клеток.
2. Зеленая пластинка небольшого размера, которая развивается из проросшей споры папоротника.
3. Название женской половой клетки.
4. Название неподвижной мужской клетки.
5. Как называется размножение, в котором участвуют половые клетки.
6. В процессе этого вида размножения новый организм рождается из группы клеток материнского организма.
7. «Кукушкин лен», верхняя часть мха.
8. Название органа полового размножения покрытосеменных.
9. Как называется размножение, в котором половые клетки не принимают участия?
10. С помощью этих мелких клеток размножаются растения без плодов.
11. Название органа размножения голосеменных.
12. Первая клетка нового организма с двойным набором хромосом, оплодотворенная яйцеклетка.
13. Образования небольшого размера на внутренней стороне папоротника.

Вегетативное размножение.

1. Побег с видоизменением, имеющий мясистые чешуи. К примеру, у лука, нарцисса, тюльпана.
2. Как называется «дикое» растение, к которому прививают черенок культурного растения.
3. Глазок или черенок культурного растения, который берут для прививки «дички».
4. Название прививки почкой.
5. Название видоизмененного побега, который развивается под землей.
6. Название ползучих побегов земляники, хлорофитума.
7. Ветка смородины, крыжовника, которая прижимается к земле, чтобы укоренить, а потом получить новые растения.
8. Название любого отрезка вегетативного органа, который используется для получения нового живого растения.
9. При этом виде размножения к срезу одного растения присоединяется срез другого черенка растения этого же вида, но уже другого сорта.
10. Название видоизмененного подземного побега топинамбура, картофеля.

Кроссворды на тему растения с ответами

«Плоды».

1. Плод ржи, пшеницы, ячменя.
2. Название плода дуба.
3. Плод рябины, яблока, груши.
4. Название плода подсолнечника.
5. Плод табака, льна, мака.
6. Плод черемухи, вишни, сливы.
7. Плод редиса, репы, капусты.
8. Плод дыни, огурца, тыквы, арбуза.
9. Плоды лещины, фундука.
10. Плод смородины, клюквы, черники.
11. Плод акации, фасоли, гороха.
12. Часть плода, видоизменившаяся и разросшаяся стенка завязи.


Кроссворды на тему растения - цветы

1. При опылении эта часть пестика принимает пыльцу.
2. Название расширенной, верхней части цветоножки.
3. Название составной части чашечки.
4. Название органа прикрепления цветка к побегу.
5. Двойной околоцветник, нижняя его составляющая.
6. Часть завязи, которая представляет собой мешочек с центральной клеткой и яйцеклеткой.
7. Название средней части пестика.
8. Расширенная, нижняя часть пестика.
9. «Женская» часть цветочка.
10. Образование из листочков или лепесточков, которое находится вокруг главных частей цветка.
11. У цветка однодольного растения - листик, а у цветка двудольного растения
12. Название «мужской» части цветка.
13. Часть тычинки, которая содержит в себе пыльцу.

«Передвижение веществ в растении».

1. Название процесса образование на свету органических веществ из воды и углекислого газа.
2. Как называется внесение удобрения при росте растения.
3. Название процесса получения энергии и питательных веществ из окружающей среды.
4. Название типа дыхания насекомого.
5. Через какой орган растения осуществляют в листьях газообмен?
6. Как называются двоядерные организмы?
7. Как называется сожительство организмов на взаимовыгодных условиях?
8. Название зеленого пигмента растений.
9. Организмы, которые любят «поживиться» растениями.
10. На эту часть пестика попадает пыльца.
11. Газообмен в стеблях осуществляется через эти органы растений.
12. В этой части пестика образуются плоды с семенами.

«Водоросли».

1. Название светочувствительного тельца, которое присутствует у некоторых видов водорослей.
2. Еще одно название красных водорослей.
3. Название тела многоклеточной водоросли.
4. Нитчатая водоросль, которая имеет хроматофору в форме спирали.
5. Хроматофора этой водоросли имеет вид полукольца.
6. По вертикали. Название одноклеточной водоросли в форме шара, которая обитает в пресных водоемах.

По горизонтали. Это образование происходит внутри клеток водорослей. Оно выполняет функцию фотосинтеза и содержит хлорофилл.
7. Название органа прикрепления водоросли к грунту.
8. Название органоидов передвижения некоторых водорослей «одноклеточников».
9. Эта одноклеточная водоросль имеет глазок и 2 жгутика.
10. Морская бурая водоросль, содержащая много йода и используемая в пищу.

«Лишайники».

1. Эти части тела лишайников поглощают воду, также минеральные соли, которые в ней растворились.
2. Как называются лишайники, которые плотно прирастают к твердому телу?
3. Название тела лишайников.
4. Этот лишайник можно встретить на коре осин, он имеет золотисто-желтый цвет.
5. Взаимовыгодное существование двух организмов. К примеру, грибницы и одноклеточных водорослей.
6. Зеленые клетки этой части лишайника снабжают водоросли органическими веществами и выполняют функцию фотосинтеза.
7. Группа лишайников, тела которых образуются пластинками разной окраски.
8. Эти вещества выделяются лишайниками и разрушают горные породы.
9. Ветвистые белые, серые или розовые лишайники.
10. Что такое «олений мох»?

Большой популярностью также пользуются кроссворды на тему растения онлайн . Найти их можно на специальных ресурсах.

Слайд 2

Впишите названия частей прибора, чтобы в выделенных клеточках получилось его название.

Слайд 3

Строение растительной клетки

Вопрос …

  • Вопрос 1: Внешний каркас клетки состоящий из целлюлозы (клетчатки).
  • Вопрос 2: Внутрення среда клетки, бесцветное вязкое вещество.
  • Вопрос 3: Важнейшая часть клетки, хранит наследственную информацию о данной клетке и об организме в целом.
  • Вопрос 4: Органоид клетки, представленный крупной полостью заполненной клеточным соком.
  • Вопрос 5: Небольшие округлые тельца в которых происходит сборка сложных молекул белков.
  • Вопрос 6: Зеленые пластиды в которых при помощи солнечного света образуются органические вещества.
  • Вопрос 7: Особые структуры в клеточном ядре, состоящие из ДНК.

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 4

Ткани растений

Вопрос …

Нажми номер. Вопрос появится. Нажми еще раз. Вопрос исчезнет.

  • Вопрос 1: Ткань которая участвует в образовании других тканей, состоит из постоянно делящихся клеток. Обеспечивает рост органов.
  • Вопрос 2: Тип ткани, из которой состоит пробка и кожица.
  • Вопрос 3: Ткань, клетки которой образуют луб и древесину.
  • Вопрос 4: Ткань, которая придает органам растения прочность, обеспечивает опору и защиту. Клетки этой ткани часто одревесневают, а живое содержимое отсутствует.
  • Вопрос 5: Ткань, главная функция которой – образование органических веществ. Входит в состав мякоти листьев, стеблей.
  • Вопрос 6: Вид растительной ткани из которой состоят клубни и плод

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 5

Строение семян

  • Вопрос 1: Часть семени, из которой вырастают листочки.
  • Вопрос 2: Часть семени которая выносит листочки наверх, к свету.
  • Вопрос 3: Первые листья зародыша, содержат запас питательных веществ.
  • Вопрос 4: Маленькое будущее растение внутри семени.

Чтобы открыть текст вопроса щелкните по номеру слова.

Если правильно ответить на все вопросы в выделенных ячейках вы прочтете название запасающей ткани семени.

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 6

корней

Вопрос …

Нажми номер. Вопрос появится. Нажми еще раз. Вопрос исчезнет.

  • Вопрос 1: Придаточные корни, с помощью которых растение прикрепляется к опоре.
  • Вопрос 2: Виды утолщенных боковых корней у чистяка.
  • Вопрос 3: Утолщенные боковые или придаточные корни, запасающие питательные вещества у георгина.
  • Вопрос 4: Корни растения, поглощающие воду из воздуха, например у орхидеи.
  • Вопрос 5: Корни болотного кипариса.
  • Вопрос 6: Утолщения главного корня у свеклы и моркови.

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 7

ЛИСТЬЯ

Вопрос …

Нажми номер. Вопрос появится. Нажми еще раз. Вопрос исчезнет.

  • Вопрос 1: Тип расположения листьев друг против друга.
  • Вопрос 2: Состоит из двух замыкающих клеток и щели между ними. Обеспечивает газообмен.
  • Вопрос 3: Участок стебля между узлами.
  • Вопрос 4: Осеннее явление в жизни растений.
  • Вопрос 5: Орган растения, обеспечивающий фотосинтез, дыхание, испарение.
  • Вопрос 6: Зеленый пигмент в клетках растения.
  • Вопрос 7: Часть листа, с помощью которой он прикрепляется к стеблю.
  • Вопрос 8: Расположение листьев по одному.

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 8

Строение стебля

Напишите по горизонтали слои стебля (1-5), и часть стебля обеспечивающую газообмен (6).

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 9

Побег

Вопрос …

Нажми номер. Вопрос появится. Нажми еще раз. Вопрос исчезнет.

  • Вопрос 1: Видоизменения листьев у кактуса.
  • Вопрос 2: Видоизменение стебля у одуванчика, пырея.
  • Вопрос 3: Видоизменение стебля у картофеля и топинамбура.
  • Вопрос 4: Видоизменение стебля у нарцисса, лилии, тюльпана.

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

Слайд 10

Впишите названия соцветий

Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009

  • Слайд 11

    Литература

    Сонин Н.И. Биология 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 7-е изд., -М.: Дрофа, 2002

    • Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Биология 6 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «О тех, кто растет, но не бегает». – М.: Баланс, 2005
    • Шмарина И.А. Тесты по биологии: 6 класс, к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» - М.: издательство «Экзамен», 2008
    • Порфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» - М.: издательство «Экзамен», 2005
    • Багоцкий С.В., Рубачева Л.И., Шурхал Л.И., Биология. Живой организма. 6 класс: Тестовые задания. – М.: Дрофа, 2003
    • Программные продукты:
    • Иллюстрации анимации и флеш - объекты скопированы с электронных учебных пособий:
    • СД «Ботаника. 6-7 классы, Новый Диск. «ЧеРо. Интерактивная линия», 2004
    • СД Ахлебинин А.К., Сивоглазов В.И., Кракосевич А.С. «Биология. 6 класс. Живой организм», 1С. Образовательная коллекция, ООО «Дрофа», 2005
    • СД «Уровни организации живой природы. Практическая биология» Ерхова Н.В., Пичугина Г.В., Сорокина Н.В. – М.: Центр Планетариум, 2008
    • Тесты и анимированные кроссворды сделаны с использованием программ:
    • Testmaker VVZ, разработчик В.Захаркина, к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках филологического факультета СПбГУ, 2004
    • Клевцова Е.В., Питляр, ЯНАО, 2009
  • Посмотреть все слайды

    Поделиться: