Стабилизаторы грунтов в отечественном дорожном и аэродромном строительстве. Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве Грунтовые стабилизаторы

Нашел в интернете без подписи автора:
"В дорожном строительстве жидкое стекло не получило широкого распространения, за исключением постройки опытных участков, а также силикатирования щебёночных шоссе по методу пропитки и поверхностной обработки. Причина - низкая морозостойкость силикатированных , а также неудобство в работе в связи с быстрым схватыванием и твердением смеси грунта с силикатом. Вместе с тем, опыт инженерных войск наступающей Советской армии в 1944 году показал преимущества силикатирования временных грунтовых и щебневых дорог: при устройстве обходов заминированных и взорванных отступающими немецко-фашистскими войсками дорог быстрое укрепление грунта при помощи лопат и садовых леек давало прекрасные результаты. "

Из книги В. Д. Глуховского "Грунтосиликаты":
"Строительство шоссейных дорог на жидкостекольном вяжущем с инертными заполнителями (известняк, доломит, кварцит, песчаник, гранит) основано на способности жидкого стекла образовывать твердые монолитные массы с заполнителями.

Работы, проводимые в этом направлении в различных странах, в одних случаях дали положительные результаты, а в других-отрицательные. В Италии и особенно во Франции построено тысячи километров силикатированных шоссейных дорог. Германией в этом вопросе не достигнуто положительных результатов.

В нашей стране работы по силикатированию дорог проводились В. М. Шалфеевым и дали удовлетворительные результаты.

Строительство таких дорог может производиться способом силикатного бетона или способом пропитки.

При строительстве способом силикатного бетона рабочая смесь, состоящая из крупного заполнителя, высевок и жидкого стекла, после тщательного перемешивания укладывается слоем 10 см и уплотняется катками. Через 24 часа масса приобретает достаточную прочность и по ней может двигаться транспорт."

Из своего опыта работы с жидким стеклом скажу, что видимо одного жидкого стекла недостаточно. Я делал краски на основе жидкого стекла. С фасадов их смывало примерно десятым дождем. Не хватает в этом описании какого-то компонента, повышающего влагостойкость.

У того-же Глуховского при укреплении грунтов дополнительно (не дорог) используется раствор соли. Какая нужно соль он не говорит. В других источниках говорят о калийной соли, но не указывают какое применяется жидкое стекло калиевое или натриевое. Тоже у Глуховского для повышения водостойкости строительных блоков из грунтосиликата рекомендуется после формования пропитка в соляном растворе. Отвратительно написана книга, информацию приходится по крупицам собирать из разных глав и все равно остается многое непонятным. Такое ощущение, что авто специально пытается все запутать.

Вместе с тем Глуховский утверждает: "Такие дороги более дешевые, чем бетонные и дороги с другими видами щебеночных покрытий. Они в полтора-два раза долговечнее, чем асфальтовые и бетонные, а также более износо-, водо- и морозостойкие."

Почему я так озабочен темой? После того как я облажался с краской на жидком стекле, я перестал его использовать в производстве и у меня на складе зависло около тонны жидкого натриевого стекла. Стоит уже лет семь.

А на даче есть много мест, где я с удовольствием укрепил бы подъездные пути. Может кто-то подскажет технологию. Буду очень признателен. А то эксперименты могут затянуться. Сразу же результат не оценишь, нужно выждать год-другой.

Может быть грунт смешивается с жидким стеклом, укладывается, а потом поливается раствором соли. Из садовых леек красноармейцы чем-то поливали дороги в 1944. Если жидкое стекло натриевое, то, видимо и соль натриевая NaCl - обычная поваренная.

Вот еще из Глуховского: "Жидкое стекло применяется для ремонта поверхностных частей бетонных сооружений. В этом случае на смоченное водой поврежденное место накладывают слой жидкого стекла с модулем 3,3- 3,4, который посыпают порошком цемента. В результате химического взаимодействия между цементом и щелочным силикатом происходит быстрое твердение смеси."

Навесное оборудование для экскаваторов Навесное оборудование для фронтальных погрузчиков Навесное и прицепное оборудование для тракторов Оборудование для тракторов МТЗ Навесное оборудование на автомобили

ООО "ГРИНКОМ" в качестве подрядчика совместно с партнерами выполняет работы по стабилизации грунта в ходе дорожного строительства, при строительстве логистических и складских площадок, а также при оборудовании фундаментов под быстровозводимые сборные (каркасные) сооружения. Имеем возможность выполнения работ в любой точке Российский Федерации. Цены на выполнение работ "демократичные", т.к. работы выполняются с применением вяжущих материалов, производимых на предприятиях нашего партнера.

Для оформления заказа и предварительного расчета стоимости работ вам необходимо указать предполагаемый регион выполнения работ, условия выполнения работ (грунтовые условия или характеристики дорожного покрытия - при планируемом выполнении работ по ремонту старых дорог; планируемая площадь стабилизации, а также основные требования проекта, в частности: глубина (толщина) слоя стабилизируемого (уполотняемого) грунта; необходимые физико-механические свойства слоя участка после проведения стабилизации.

Что такое стабилизация?

Процесс улучшения инженерных свойств природных грунтов (таких как несущая способность, сопротивление одноосному сжатию, фильтрационных свойств и т.д.) путём добавления небольшого количества ингредиентов


Как добиться стабилизации?

  • Обычно осуществляется непосредственно на площадке
  • Иногда в стабилизационном центре.

Достоинства метода

  • Минимальное использование химических добавок
  • Эффективная и быстрая конструкция грунтового основания и дорожного полотна
  • Сокращение энергозатрат
  • Сохранение окружающей среды
  • Возможность использования местного природного материала и вторсырья
  • Уменьшение чувствительности к изменению влажности (потенциала набухания устойчивости к эрозии и т.п.)
  • Высокая изученность технологического процесса

ПOЛИМЕР

Что такое полимерная эмульсия?

  • Растворимая в воде молочно белая густая жидкость, нетоксичная и нейтральная к окружающей среде
  • Х имически полимерная эмульсия изготовлена на базе полимеров и сополимеров различного состава

Использование полимера

  • Полимерная смесь используется как стабилизатор грунта
  • Стабилизация грунта достигается посредством изменения его природных свойств
  • Даёт возможность проектирования модулей эластичности и пластичности, прочностных характеристик
  • Опыт и новые разработки подтверждают преимущества модификатора стабилизации грунта перед использованием искусственных грунтов

Как Полимер осуществляет стабилизацию грунтов?

  • Повышается модуль эластичности благодаря соединению покрытых цементом частиц грунта с многочисленными полимерными цепочками
  • Во время процесса используется свойство удерживать влагу
  • Защищает грунтовый скелет от вредного влияния химических компонентов грунта, например сульфатов
  • Предотвращает фильтрацию и перемещение капиллярных вод
  • Уменьшает эффект миграции воды – одной из основных причин изнашивания дорожных покрытий.

Стабилизация верхнего слоя земляного полотна, стабилизация основания грунтов

Стабилизация грунта - это введение в грунт добавок для улучшения механических свойств грунта. В качестве добавок в зависимости от типа грунта могут использоваться извести, цементы, битумные вяжущие, химические связующие вещества или недостающие компоненты грунта.

Стабилизация грунта может потребоваться для строительства дорог, путей сообщения, промышленных складских комплексов, таможенных терминалов и дорожной одежды других транспортных поверхностей. Грунт, используемый на других строительных объектах, также часто нуждается в улучшении.

Стабилизация грунтов в зависимости от конечного результата, разделяется на улучшение грунтов и укрепление грунтов. При улучшении грунтов имеется возможность улучшить условия уплотнения местных грунтов, в том числе переувлажненных и пучинистых. Стабилизация основания позволяет обеспечить надежный морозозащитный слой и увеличить его несущую способность.

При укреплении грунтов происходит существенное увеличение физико-механических характеристик местных грунтов. Метод применяется для устройства как морозозащитных слоев, так и несущих слоев оснований.

В настоящее время требования к укрепленным материалам регламентируются ГОСТ 30491-97. "Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия". ГОСТ 23558-94. "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия".

Область применения

При отсутствии в районе строительства месторождений прочных каменных материалов, а так же песчаных грунтов пригодных для строительства оснований, как показывает отечественный опыт, можно эффективно использовать имеющиеся местные грунты, улучшенные или укрепленные различными вяжущими материалами. Технология улучшения/укрепления грунтов по методу смешения на месте может быть использована при строительстве конструктивных слоев основания: верхнего и нижнего слоя.

Стабилизация грунтов применяется в таких областях:

1. Укрепление транспортных поверхностей

    • автобаны, дороги
    • проселочные и промышленные дороги
    • автостоянки, склады, производственные территории

2. Транспортные пути на строительных объектах

3. Гидротехнические сооружения

    • дамбы
    • каналы

4. Строительство свалок

    • минеральные уплотнения

5. Строительство оснований

    • фундаменты под стройку

ОПИСАНИЕ

Использование вяжущих материалов при улучшении/укреплении местных грунтов позволяет увеличить плотность, повысить водостойкость и морозостойкость. Стабилизация оснований играет важную роль при возведении объектов на нестабильных природных грунтах.

Современное оборудование позволяет эффективно проводить улучшение/укрепление местных грунтов непосредственно на месте на большую глубину (до 40 см) за один рабочий проход с большой точностью дозировки вяжущих материалов. Существующее однопроходное смесительное оборудование позволяет получать однородную смесь даже при работе с грунтами повышенной влажности.

Вяжущие материалы и добавки

Основными и доступными минеральными вяжущими материалами являются цемент и известь. Обычно, дозировка составляет от 3 до 10% от массы укрепляемого грунта.

При использовании извести или цемента для улучшения или укрепления грунтов практически всегда удается обеспечить требуемый коэффициент уплотнения грунта на основе лабораторных подборов дозировки вяжущих материалов.

Для укрепления цементом наиболее пригодны пылеватые супеси и песчано-глинистые грунты оптимального состав.

Оборудование для стабилизации грунтов

При строительстве и капитальном ремонте дорог, аэродромов, стоянок, фундаментных оснований и др. с применением технологии стабилизации грунтов применяются различные виды стабилизационного оборудования, как специализированные самоходные комплексы так и прицепные или навесные устройства.

В любом случае комплекс оборудования для стабилизации грунта обеспечивает выполнение основных операций технологического процесса стабилизации грунта - фрезерование (рыхление) грунта на различную глубину (в соответствии с проектной документацией), внесение вяжущих материалов и перемешивание вяжущих материалов с грунтом.

Для уплотнения грунтовой смеси применяются традиционные грунтовые катки или трамбовочные плиты (в последнее время навесные на фронтальные погрузчики трамбовочные плиты находят все более широкое применение, как наиболее эффективное и экономически выгодное оборудование).

Самоходные специализированные комплексы для стабилизационных работ обладают высокой производительностью. Но в последние годы такие комплексы постепенно начинают вытесняться навесными (прицепными) агрегатами, обладающими практически такой же производительностью по выполнению работ по стабилизации грунтов, но более дешевые, удобные в эксплуатации и не требующие выполнения огромного объема мероприятий при подготовке и осуществлении доставки оборудования к месту выполнения работ.


Результаты использования технологии в России:

1. Снижение стоимости строительства автодорог различных категорий на 15-25%.

2. Ускорение сроков строительства.

3. Продление сроков службы дорог без капитального ремонта.

4. Решение вопросов использования местных грунтов вместо дорогих и дефицитных привозных материалов (песок, гравий и щебень).

5. Использование сочетания двухкомпонентных добавок для достижения искомой степени стабилизации грунта, задавая требуемые параметры на стадии обработки образцов грунта в лабораторных условиях.

6. Возможность использования пылеватых грунтов для стабильных слоев.

7. Возможность смешивания с добавками и подготовки грунта в стационарных условиях с последующим вывозом на объект строительства.

8. Необратимый эффект увеличения плотности обработанного грунта ведет к постоянному увеличению плотности и снижению набухаемости и пучинистости.

9. Уменьшение водонасыщения обработанного грунта вплоть до полной водонепроницаемости ведет к увеличению допустимых нагрузок на дорогу.

10. В связи с практически неизменным водонасыщением стабилизированного грунта допустимая прочность конструктивных слоев может сохраняться во влажные периоды года.

11. В связи с тем, что стабилизированный грунт становится «мостом» дороги, слой износа может быть сокращен до 5-6 см асфальтобетона.

12. Использование строящейся дороги для движения автотранспорта немедленно после необходимого по технологии уплотнения грунта тяжелым виброкатком.

Стабилизация дорожного покрытия - качественный и экономный способ строительства дорог

Компания "Национальные Ресурсы" более 10 лет работает в сфере строительства и оборудования дорожного основания.

Занимается полным комплексом работ по строительству дорожного покрытия и оснований дорог, также промышленных и складских площадок, методом укрепления и стабилизации грунта с применением различных материалов.

Гарантией качественно спроектированного и выполненного проекта является многолетний опыт работы компании - одно из главных наших преимуществ.

Команда профессионалов готова к выполнению работ в самых сложных погодных условиях с практически любым типом грунта. Благодаря большому практическому опыту и накопленной базе знаний по анализу грунтов, используя современное оборудование, компания "NR" обеспечивает подбор оптимального состава стабилизирующей смеси, что является залогом и гарантией качества дорожного основания до 15 лет.

За качеством проектов, работ и материалов стоит тесное научное сотрудничество с профильными институтами России и стран СНГ, которое дает нам еще больше уверенности как в применяемых технологиях, так и в их высоких показателях. Каждый образец грунта и дорожного покрытия проходят лабораторные исследования в специально смоделированных условиях, что позволяет не допустить ошибок при строительстве дорог.

Отзывы о выполненных заказах и профессиональном, а также научном сотрудничестве, резюме реализованных проектов и наша гарантия обеспечивают Вашу уверенность при строительстве либо ремонте дорог компанией "Национальные Ресурсы".

Компания "NR" обладает эффективным и производительным оборудованием для выполнения полного комплекса услуг по стабилизации и ресайклингу дорог.

В автопарке компании используются самые большие и производительные ресайклеры Wirtgen WR250. Производительность одного ресайклера составляет 8000 м2 за смену. Глубина уплотнения достигает 560мм.

Автопарк ресайклеров Wirtgen WR250 в количестве 10шт. позволяет выполнять самые сложные работы в крадчайшие сроки.

Также, в наличии компании используются: цементораспределители, катки, автогрейдеры и навесные стабилизаторы (для исользования на небольших площадях).

Зачем нужна стабилизация грунта при строительстве дорог? Прежде всего, это вариант сделать дорогу качественно и экономно. Технически это улучшение инженерных свойств природных грунтов через смешивание с ними специальных ингредиентов, добавок и стабилизирующих присадок.


Работы по стабилизации и укреплению дорог

Грунты, применяемые в дорожном строительстве, имеют определенные предельные показатели прочности, т. е. способны нести определенной величины нагрузки от движущегося транспорта. Технология стабилизации и укрепления грунта позволяет добиться укрепленного основания дороги, по прочности не уступающего асфальтобетонному покрытию.

По сути метод стабилизация грунта неорганическими вяжущими материалами, заключается во внесении компонентов - цемента, извести, битума, и т.д. Укрепленные по этому методу грунты применяют для сооружения дорожных оснований под капитальные покрытия из асфальтобетона и для строительства облегченных покрытий вместо асфальтобетонных.

Стоимость строительства оснований и покрытий из стабилизированного грунта в 3,5-5 раз дешевле, чем строительство щебеночных оснований или асфальтобетонных покрытий. Слой основания из стабилизированного грунта толщиной 30 см равнопрочен слою из щебенки толщиной 18-20 см; легкое покрытие из стабилизированного грунта толщиной 15-20 см равнопрочно асфальтобетонному покрытию толщиной 6-10 см.


Метод стабилизации грунтов цементом

Вести работы по укреплению грунта с помощью данной технологии возможно как на местных, так и на привозных грунтах. Для стабилизации наиболее подходящими являются супеси и суглинки. При использовании неорганических вяжущих не допускается применять грунты, содержащие гумусовые вещества в количестве 2% по массе.

Стабилизация грунтов состоит из следующих основных операций:

  • подготовки полосы грунта (профилирование автогрейдером);
  • разрыхления и измельчения грунта;
  • распределения вяжущего материала;
  • перемешивания измельченного грунта с вяжущим материалом (с помощью дорожного ресайклера);
  • поливки и окончательного перемешивания с водой измельченного грунта, смешанного с порошкообразным вяжущим при стабилизации цементом или известью;
  • уплотнения полосы, стабилизированного грунта.

Важным фактором при применении технологии стабилизации и укрепления грунта , является контроль над качественным выполнением всех этапов строительства. Чем интенсивнее измельчается грунт, тем лучше и равномернее он смешивается с вяжущим материалом и тем прочнее получается стабилизированный слой. В нормально измельченном грунте количество частиц размером 3-5 мм не должно превышать 3-5% по весу, что проверяют специальными пробами.

Технологий укрепления грунта, равно как и специального оборудования - множество, это направление разрабатывается с 80-х годов прошлого века. Но прогрессивность и эффективность представленной технологии на сегодняшний день, по сравнению со стандартными методами строительства, невозможно недооценивать.

Действует гибкая система скидок! Индивидуальный подход в формировании ценовой политики к каждому клиенту!

СТАБИЛИЗАТОРЫ

Модификаторы или ионнообменные стабилизаторы делятся на органические, химические и синтетические, но принцип воздействия на грунт у всех одинаков, это моллекулярное воздействие на частицы грунта - основан на замещении ионов в гидратированной оболочке на поверхности глинистых частиц грунта. В обычном состоянии частицы грунта удерживаются силами химического и электростатического взаимодействия, связующей электростатической водой. Силы электростатического взаимодействия на поверхности частиц грунта постоянно образуется слой из отрицательно заряженных ионов, определяющих ее способность к смачиванию. Принцип: замещение анионов OH на поверхности частиц грунта, путем диссоциации молекулами стабилизатора в результате слой стабилизированного грунта приобретает повышенную плотность, дополнительную прочность, что делает возможным улучшение несущей способности всех плотных и полуплотных грунтов.

Методика производства работ, сводится к обработке модификатором или стабилизатором имеющегося (существующего) грунта основания в предпологаемом месте строительства (реконструкции, капитального ремонта) дороги, т.е. без дополнительных издержек и затрат на грунты и материалы основания дороги по классическим технологиям (песок, щебень).

В сравнении с необработанным грунтом, уплотнение грунта стабилизированного в 3-5 раз выше! Появляется возможность получить дорожное основание, желаемой несущей способности при использовании 75-100% имеющегося на месте строительства дороги грунта.

ВНЕСЕНИЕ СТАБИЛИЗАТОРОВ

  • Улучшение свойств грунта и его НС остается постоянным продолжительное время и улучшается под воздействием движущегося на поверхности транспорта. Благодаря прочности и повышению стабильности обработанного грунта становится возможной долговечность, что также сокращает дальнейшие расходы по содержанию сооружения.
  • Стабилизаторы могут использоваться со всеми типами грунтов. Она активирует связующую силу любого вида грунта и сразу сокращает вредное воздействие воды на длительный период времени.
  • Надолго модифицирует грунт и поэтому может использоваться как на строительной площадке (на месте), так и на специально оборудованной для этого площади. Обработанный один раз грунт надолго сохраняет эффект.
  • Более высокая НС обработанного грунта достигается за счет улучшенной связующей функции грунта, что также ведет к понижению риска износа поверхностного слоя грунта. При использовании обработки грунта в строительных целях сокращаются и другие расходы, в среднем на 15-20%. И это только экономия непосредственно при строительстве, не говоря об экономии средств благодаря долговечности.
  • Использовать очень просто, так как главную роль при этом играет сам грунт. В большинстве случаев используются одинаковые количества добавок, чтобы достичь желаемого результата. Это означает простоту в использовании уже имеющихся технических средств, достижение желаемого результата и безопасность для окружающего мира, а эффективность исследуется при лабораторных тестах.

Система прошла многочисленные тестирования и проверки. В большинстве случаев даже стандартные количества показывают лучшую плотность грунта, слабое проникновение воды и редуцированное разрушение под воздействием воды. Заложенный уровень НС в 3 – 5 раз больше в сравнении с неулучшенным грунтом, с учетом того, что тестируемые блоки были высушены перед контролем.


Обработанный ею грунт имеет следующие преимущества:

  • более эластичный в сравнении со смешанным с цементом или известью слоем грунта;
  • может использоваться повторно;
  • сокращает проникновение воды и сохраняет плотность грунта;
  • увеличивает прочность материала;
  • сокращает эрозию и проницаемость;
  • может легко быть использован при строительстве;
  • сможет быть использован на имеющемся материале либо смешиваться заранее на специальном предприятии и храниться до использования.

Глубина улучшаемого слоя

В основном стабилизатор смешивается с грунтом на глубину 20-25 см, и стандартное рекомендуемое количество – 0,2 литра на 1 м. Фактическая глубина, так же, как и горизонт, где начинается улучшение, определяется качествами грунта. Однако следует принимать во внимание, что реальная плотность улучшенного грунта намного выше, чем у неулучшенного, что может значительно отразиться на экономии расходов.


В каком месте нужно начинать уплотнение

Правила, пригодные для обычных земляных работ, используются и здесь, то есть уплотнение должно быть проведено до оптимального уровня содержания влаги либо быть немного выше (или, например, в случае надвигающегося ливня, сразу после конструкции). Если уплотнение по каким-либо причинам не может быть проведено сразу, так что грунт слишком сильно высыхает, недостающая влажность должна быть восполнена с помощью воды из цистерны и затем грунт должен быть уплотнен.


Преимущества системы в сравнении с бетонной стабилизацией

Цемент может использоваться с целью осушения слишком влажного грунта и с целью уплотнения. Также он подходит для стабилизации некоторых видов рыхлого грунта. Однако, имея дело с плотным грунтом, который также может содержать органические загрязнения, возможно возникновение проблем при использовании цемента. С другой стороны, при соединении слишком больших количеств цемента хрупкий слой слабого цемента может вздыбиться, что ведет к разлому на куски, причиной всему этому служат динамические колебания транспорта (вибрация). Это может привести к очень неприятным ситуациям в поверхностном слое грунта, как только трещины проявятся в слое покрытия. Со стабилищаторами эти недостатки могут быть полностью проигнорированы. Добавки надолго изменяют грунт и придают ему такие свойства, которых у него не было и которые он уже не потеряет.


Где еще применяют стабилизаторы

Во всех случаях, где используется грунт в качестве материала, рекомендуется применять стабилизаторы, например:

  • производство высококачественных кирпичей из грунта;
  • защита склонов от почвенной эрозии;
  • защита прудов и озер от просачивания воды и т.п.

Технологии укрепления грунта с использованием связующих ферментов, стабилизаторов, химических добавок

В 2007 году будут испытаны четыре способа строительства сельских дорог с использованием стабилизаторов грунта – компонентов, придающих плотность и твердость дорожному покрытию. Первые два – это препараты (энзимы) растительного происхождения производства США и Украины, получаемые путём ферментативного расщепления свёклы: «Пермо-зум» с украинским аналогом «Дарзин» и «Экороудс». Следующие два – синтетические продукты производства США и Швейцарии (американский двухкомпонентный жидкий кремний – полимерный гидрофобизатор грунта и «милитари» акрило – полимерная эмульсия для укрепления грунта и химический стабилизатор грунта Консолид швейцарской компании CONSOLID AD).

Несмотря на разный механизм действия, все представленные нестандартные стабилизаторы грунта подразумевают одинаковый порядок выполнения работ:

Планировка дороги;

Рыхление грунта или завоз нового, после взятия анализа грунта производится расчет необходимых добавок в грунт, как то, цемент (1-4%), зола и песок;

Внесение стабилизатора;

Трамбовка, укатка.

Последние годы технологии стабилизаторы грунта широко используются в различных климатических районах мира. В России нестандартные стабилизаторы грунта были применены при строительстве автомобильных дорог на Урале, в Московской области.. В Нижегородской области в качестве экспериментального участка было выбрано место строительства межпоселковой дороги в селе Каменки, протяженностью 1 км. В ходе эксперимента осуществляется постоянный лабораторный контроль производства работ и сравнение результатов испытаний. По результатам тестирования будет выбрана технология строительства с наилучшими показателями.

Новая технология позволит удешевить строительство проселочных дорог в зависимости от типов грунта от 2-х до 5 раз.

При применении жидких стабилизаторов (энзимов) средний расход стабилизатора составляет 30-50 л концентрата препарата на 1 км дороги. Препарат разводится в пропорции от 1 к 200 до 1 к 10 тыс. в зависимости от операции (этапа выполнения работ). Ориентировочная стоимость концентрата «Солидрай» 100 – 200 долларов в зависимости от марки стабилизатора.

При применении системы СОЛИДРАЙ (полимеров) средний расход стабилизатора составляет около 7 кг на кв.м дорожного покрытия и около 170 кг жидкого состава на 1 кв.м. Данный расход предполагает затраты в пределах 1,5 млн.руб. на 1 км. дороги.

При применении жидкого кремний – полимерного гидрофобизатора средний расход стабилизатора составляет 2,5 -3,5 литра на 1 куб.м. дороги, что в денежном эквиваленте составляет порядка 1-1,5 млн. руб. на 1 км.

Стабилизация грунта - является наиболее выгодным и оперативным способом строительства грунтовых дорог внутри поселений, населенных пунктов, поселков, коттеджных поселков в случае, когда финансово не эффективно применение полноценных асфальтовых дорог или магистралей.

Технология стабилизации грунта заключается в следующем:

Шаг 1.

Планировка дороги. Необходимо выполнить мероприятия связанные с обеспечением надлежащего водоотвода с устройством водоотводных канав и кюветов.Устранения возможных застоев воды у земляного полотна, снижая ее проникновение в осенний период; понижение уровня грунтовых вод путем устройства дренажей.

Шаг 2.

Определение состава грунта. Для устройства конструктивных слоев дорожной одежды и укрепления обочин допускается применять как грунты естественного залегания, так и привозные грунты. Завоз грунта выполняется при использовании привозных грунтов. В этом случае необходимо перед началом работ по стабилизации грунта выполнить следующие требования:

  • завоз грунта в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя дорожной одежды или укрепленний обочины;
  • распределение грунта и его разравнивание на всю ширину подготовленного земляного полотна или обочины
  • прикатку разровненного слоя до плотности 0,85-0,90 от максимальной по методу стандартного уплотнения.

Подбор грунта и расхода стабилизатора.

  • определение гранулометрического состава грунта, предполагаемого к использованию;
  • в случае необходимости корректировка гранулометрического состава грунтовой смеси смешением имеющегося грунта с грунтом другого гранулометрического состава;
  • определение максимальной плотности и оптимальной влажности грунта обработанного стабилизатором;
  • определение прочностных характеристик в соответствии с требованиями ГОСТ 12801-98;
  • определение влагостойкости и водостойкости;
  • определение потребности стабилизатора на 1 м2 и в целом на участок с одинаковым грунтом.

Шаг 3.

Смешивание композитов.

Приготовление раствора стабилизатора . Раствор получают путем разведения стабилизатора в рабочей емкости, с перемешиванием полученного раствора в течении 10…15 мин. Концентрация раствора стабилизатора задается в зависимости от текущей влажности грунта и его оптимальной влажности, определенной модифицированным методом Проктора для образцов грунта, обработанного стабилизатором.

Размельчение грунта осуществляется различными видами дорожных машин с целью получения однородного зернового состава смеси в соответствии с требованиями п.6.4.СНиП. 3.06.03-85 Наилучшее размельчение грунта достигается при его влажности на 3-5% меньше оптимальной и плотности равной 0,85-0,90 от максимальной, определенной методом стандартного уплотнения. При низкой естественной влажности грунта увлажнение до указанной степени производят за 6-12 ч до начала размельчения. При высокой естественной влажности производят высушивание грунта неоднократным перемешиванием в сухую ветреную или солнечную погоду до влажности на 2-4% меньше оптимальной. Грунт считается размельченным, если в нем содержится не более 25% комков размером более 5,0 мм. При этом содержание комков крупнее 10,0 мм не должно превышать 10,0%.

Шаг 4.

Укатка и уплотнение.

Профилирование поверхности стабилизированного слоя производят за два прохода автогрейдера по одному следу с созданием поперечного уклона конструктивного слоя дорожной одежды из стабилизированного грунта равного поперечному уклону проезжей части. Поперечный уклон обочины должен превышать на 1-2% поперечный уклон проезжей части.

Уплотнение обработанного и спрофилированного грунта. Производится самоходными вибрационными или осцилляционными катками массой не менее 10 тонн. Нижние слои конструктивного слоя дорожной одежды можно уплотнять самоходными вибрационными кулачковыми катками, но верхний слой необходимо укатывать гладковальцовыми вибрационными или осцилляционными катками массой не менее 15 тонн.

Примечания.

  1. Скорость движения катка при уплотнении должна составлять 3,5-6,5 м/мин (первые два прохода), для остальных проходов назначается максимальное значение рабочей скорости. Первые два прохода осуществляются при отключенном режиме вибрации (осцилляции).
  2. Число проходов катка и скорость его движения устанавливают по результатам пробного уплотнения. Ориентировочно для уплотнения требуется 12-18 проходов катка по одному следу.
  3. Степень плотности стабилизированного слоя должна быть не менее максимальной стандартной по методу Проктора модифицированному в соответствии с ГОСТ 22733-2002.
Поделиться: