Акустическая обработка помещений. Как найти и вылечить проблемные места вашей комнаты прослушивания

Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания

Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.

В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши , чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, вы или просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.

Передние левый и правый каналы

Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.

Получите настоящее удовольствие от прослушивания!
Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.

Размещение сабвуфера возле стены усиливает басовое звучание. Размещение в углу позволит еще больше усилить этот эффект.

Добавление второго сабвуфера для лучшего баса

Использование двух сабвуферов улучшает распределение низких частот, заполняя пробелы, в тех местах, где воспроизведение низких частот может быть слабым. Второй сабвуфер также обеспечивает более впечатляющую динамику и сильнее наполняет комнату низкими частотами.

Место нахождения второго сабвуфера в вашей комнате можно определить с использованием специального макета. В некоторых помещениях можно получить лучшие результаты, установив сабвуфер в каждом из передних углов комнаты. В других случаях более равномерное распределение низких частот достигается за счет того, что один сабвуфер устанавливают в передней части комнаты, а другой сзади. Попробуйте несколько различных вариантов, чтобы увидеть, при каком из них вы получите лучший бас в вашей комнате.

После того как вы разместили ваш сабвуфер (ы) в подходящем месте, следует проверить домашний кинотеатр на предмет настроек сабвуфера. Прочтите наши советы которые помогут вам

Добавьте второй сабвуфер для более равномерного распределения басового тембра в вашей комнате.

Советы по установке АС в комнатах нестандартной формы

Не каждая комната может быть легко приспособлена под систему объемного звучания. Идеальным местом для акустических систем могут стать свободные пространства у дверей, окон или мебели. Для того чтобы получить лучший звук в этих, сложных по своей форме, помещениях используйте наши макеты.

У вас L-образная комната? Организуйте систему с использованием стандартных принципов размещения кинотеатра 5.1.Отодвинув диван от стены, вы улучшите качество звука.

Телевизор в углу

Телевизор в углу? Такая компоновка позволяет наилучшим образом использовать свое пространство. Диван вдоль обеих стен? Тогда звуковой проектор или система 3.1 является лучшим вариантом, так как в данном случае нет подходящих вариантов размещения для колонок объемного звучания.

У вас комната студия? Рассмотрите встраиваемые потолочные колонки в качестве тыловых каналов. Поместите их немного позади дивана для захватывающих спецэффектов.

Если у вас есть комната, которая, естественно, не поддается для размещения динамиков объемного звука, то в этом случае можно рассмотреть возможность использования или системы 3.1.
Система 3.1 использует правые и левые динамики и центральный канал, а также активный сабвуфер для создания динамической передней звуковой сцены. Эти системы зачастую могут быть более предпочтительными вариантами, чем размещение в таких помещениях динамиков объемного звучания, где они выглядят достаточно странно и не дают нужного звукового эффекта.

Dolby Atmos® и DTS:X

Вы можете настроить Dolby Atmos или DTS: X систему с или специальными с направленными вверх динамиками. Начинать создание системы Atmos следует с обычной настройки звука акустической системы объемного звучания 5.1 или 7.1. Затем добавьте два или четыре динамика для проецирования звука, который обрушивается сверху на слушателя.

DTS: X работает с любой традиционной системой объемного звучания. Простая настройка ваших акустических систем позволит наилучшим образом организовать ваше пространство. Затем используйте автокалибровку вашего AV- ресивера для лучшей настройки звучания. Она определит, куда лучше всего направлять диалоги и звуковые эффекты.

Учитывая специфику акустических систем Dolby Atmos необходимо тщательно проверить их настройки, пользуясь пошаговым руководством компании Dolby.

Не беспокойтесь о настройках наилучшего звучания - все будет сделано в автоматическом режиме

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно, искать "идеальное место" для каждого громкоговорителя. Почти все АВ-ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают автоматическую калибровку звучания, которая обеспечит оптимальную настройку вашей системы.

Прикрепите микрофон для калибровки звука к прилагаемой подставке для микрофона или собственному штативу и установите его на основной позиции прослушивания. При установке микрофона для калибровки звука направьте наконечник микрофона к потолку и отрегулируйте высоту в соответствии с высотой ушей слушателя в сидячем положении.

Позвольте нам помочь в выборе оборудования для домашнего кинотеатра

Если вы по-прежнему озадачены поиском качественного оборудования, используйте наш . Наш эксперт может помочь вам разработать систему объемного звука, которая оптимально подойдет для вашего дома.

Звоните или общайтесь с нами онлайн для получения полезных персонализированных советов. В каждую покупку входит бесплатная техническая поддержка на протяжении всего срока службы устройства.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ни для кого не секрет что на качество звука наибольшее влияние оказывает именно помещение прослушивания (КДП), какие бы акустические системы, усилитель или источник вы не использовали, все старания, и вложения не оправдаются из-за акустически не подготовленной комнаты прослушивания!

Новые уникальные диффузионные панели 3D-Diffuser разработанные немецким инженером Alexander Schubert - эксклюзивным партнером команды STEREOTEST. Данные панели по своим акустическим свойствам превосходят все существующие на сегодняшний день на рынке диффузионные панели. Пример, аналогичные по размерам диффузионные панели Vicoustic имеют нижнюю частоту 500 Гц, тогда как 3D-Diffuser работают от 200 Гц! Это достигается благодаря сложной конструкции полых треугольников - резонаторов, которые повышают эффективность и понижают нижнюю частоту работы панели.

Акустическая Панель Поглотитель. Панель с высоким коэффициентом поглощения, при грамотном использовании работает от басового спектра (80-150 Гц)до максимальной верхней границы звукового спектра

Самая первая задача акустического дизайнера -это уменьшить время реверберации помещения, ограниченного кирпичными и бетонными поверхностями, которые отражают практически всю звуковую энергию обратно в помещение. Это возможно сделать только одним способом, внести сильно поглощающие материалы, такие как например поглощающие панели которые при грамотном расположении и оптимальном количестве могут уменьшить время реверберации до необходимых стандартов THX или Dolby . Отделка панелей из экологичной прочной ткани любых расцветок. Возможно нанесение картин методом высококачественной цифровой печати.

Для начала нужно сказать, что акустически подготовленная комната для прослушивания музыки, это никак не безэховая камера, и не комната завешанная коврами! Акустическая обработка всегда подбирается оптимально для каждого конкретного помещения, важно также не переглушить комнату иначе в ней будет просто не комфортно находиться, а звук «привяжется» к акустическим системам.

Идеальная комната для прослушивания музыки, это комната, сочетающая в себе оптимальную комбинацию звукопоглощающих, рассеивающих и отражающих поверхностей. В нужных местах комнаты, важно чтобы звук рассеивался или отражался, что делает музыкальную сцену создаваемую вашими акустическими системами наиболее глубокой, широкой и воздушной, а звучание в целом наполненное эмоциями и реализмом.

Один из объектов реализованных компанией STEREOTEST. Дача, каркасный дом. Проблемы с басом и привязанностью звука к колонкам. Деревянные стены легко пропускали бас в соседние помещения, а СЧ и ВЧ отражали, из-за этого наблюдались искажения фазы, резонансы, а также из -за неправильных пропорций помещения возникали нежелательные стоячие волны.


После акустических измерений был сделан акустический проект и предложено клиенту несколько вариантов дизайна его новой комнаты прослушивания. Также были выполнены тех чертежи и инструкции по монтажу.


Была произведена полная разборка стен, внутрь были заложены нужные для данного проекта материалы.


В итоге в помещении были применены "зашитые в стены" бас удерживающие материалы, щелевые басловушки, 3D диффузионные панели, абсорбирующие панели и тд.


Все панели и конструкции разрабатываются и изготавливаются специально под конкретное помещение! Но фото щелевой поглотитель настроенный на проблемные в данном помещении 400 Гц, кластер диффузионных панелей имеет нужные геометрические параметры и расположен в местах первых отражений с направлением рассеивания в точку прослушивания, а она в данном случае рассчитана на два ряда зрителей (макс 6-7 чел).

В данном дизайн-проекте интерьера звукорассеивающие акустические панели встроены в стены, проведена звукоизоляция помещения, найдено оптимальное место расстановки акустических систем.

Этот интерьер, несмотря на то что имеет каменный пол обладает хорошими акустическими свойствами, это достигнуто благодаря тому, что пол имеет "ступеньку" где стоят акустические системы, данная "ступенька" уменьшает количество резонансов на низких частотах, а поглощение баса здесь обеспечивается минеральной ватой, которая находится внутри стен. Также в данном дизайне интерьера применены встраиваемые в стены акустические панели. Даже стена расположенная сзади колонок обладает хорошим рассеиванием на средних частотах и это несмотря на то что она обложена камнем!

На фото, примеры звукорассеивающих акустических панелей (они могут быть встраиваемые в стены и мобильные). Цвет, форма дизайн могут подбираться по желанию заказчика. Используемые материалы: дерево (разных пород), бамбук, ППУ с открытыми порами, магнезитные плиты, гипс, фанера и другие материалы. Конструкция возможна на колесиках (для легкого передвижения, смены места дислокации) и складной (для экономии места).



Звукорассеивающие и звукопоглощающие акустические панели могут изготавливаться разного дизайна и формы, а также могут затягиваться тканью любого цвета, так чтобы их было не видно.


Мы умеем профессионально создавать комнаты для прослушивания как с нуля, на этапе проектирования, так и работать с уже имеющимися помещениями.


Мы соблюдаем все модные тенденции в дизайне современных интерьеров, сотрудничаем с ведущими дизайнерами и строительными компаниями.

Мы можем выполнить комплекс работ по акустической подготовке помещения под ключ от этапа проектирования помещений, до сдачи объекта, а можем осуществить шеф монтаж (контроль работ вашей бригады) или консультации.

Наши преимущества:

– огромный опыт не только в проектировании комнат для прослушивания, домашних кинотеатров, студий звукозаписи, концертных залов, кинотеатров, клубов, но и в проектировании акустических систем (АС), что позволяет рассматривать комнату и АС как единое целое для достижения потрясающего результата.

Уникальные собственные разработки комбинаций материалов, звуконепроницаемые сэндвичи, звукорассеивающие панели, панели имеющие уникальные свойства: 30% отражения, 30% поглощения, 40% рассеивания звука (параметры могут, изменяются!), собственная виброгасящая система подвесных потолков, превышающая по акустическим свойствам на 20% лучшие промышленные образцы и на 20-30% ниже стоимостью.

Мы можем не только создать помещение для акустических систем, но и акустические системы для помещения! Большой опыт в разработке и производстве акустических систем позволяет нашей команде создать уникальные колонки, рассчитанные под акустические свойства вашего помещения, под любой дизайн и бюджет! Это особенно ценно, когда нет возможности работать с помещением, и уже кардинально нельзя изменить интерьер, тогда мы делаем уникальные (в единственном экземпляре, только для Вас) акустические системы, которые идеально впишутся в ваш существующий интерьер.

Напротив, с другой стороны, когда клиент обращается к нам на этапе проектирования помещения, мы можем заложить в проект акустические системы в элементы интерьера или стены. Такие акустические системы также разрабатываются с нуля, мы не используем готовые производственные решения, а изготавливаем акустику под пожелания клиента и исходя из акустических свойств помещения!


Звукорассеивающие акустические панели могут изготавливаться с колесиками, это позволит эксперементировать и применять их в зависимости от вкуса заказчика или выставлять их тогда когда в комнате наступает время прослушивания музыки.


Комната для прослушивания музыки и домашний кинотеатр. Специалисты STEREOTEST провели все работы под ключ:

Пол - стяжка, заполнение керамзитом, рулонный звукопоглотитель, паркетная доска (было принципиально, чтобы звуком не беспокоить соседей снизу).

Стены – штукатурка и дерево, между ними специальное звукопоглощающие многослойное наполнение настроенное на поглощение частот ниже 350Гц и обеспечивающие хорошую звукоизоляцию от соседей (в обе стороны). На стенах в «нужных местах» расположены звукорассеивающие панели (для придания масштаба и ширины сцены). Фронтальная часть (на фото) закрывается тяжелыми занавесями, за занавесями расположены басовые ловушки, настроенные на 65Гц (клиент не захотел их прятать в стены). При просмотре фильмов, данная стена почти полностью закрывается моторизованным экраном.

Потолок подвесной - подвесы собственной разработки STEREOTEST , они полностью развязывают бетонное перекрытие от вибраций и мощных низкочастотных колебаний. Сам потолок выполнен в виде сэндвича из гипсокартона и минеральной ваты разной плотности, сверху отделан специальными рельефными панелями.

Освещение и электропроводка – в щитке на звуковую аппаратуру выделана отдельная линия, установлен модернизированный автоматический выключатель, проводка выполнена без соединений, только прямое подключение: щиток- розетка. Из освещения убраны все импульсные блоки питания (встраиваемые в современные лампочки) дающие в сеть помехи, управление освещением осуществляется с пульта ДУ.



Если у вас комната 7-12 м2, а хочется высококачественного звука, то профессионалы Stereotest "сотрут границы" вашего помещения, разработают и изготовят звукорассеивающие акустические панели специально для Вас. Данный на фото пример - 10 м2, высота потолков 2.8м, стены - кирпич оштукатуренный. Звук, по масштабу и сцене соответствует помещению около 30 м2!

Комната 28 м2, высота потолка 2.8м. В данном случае клиента не устраивал гудяще- бубнящий бас, и быстрая утомляемость при прослушивании. Клиент менял акустику и компоненты на протяжении нескольких лет, но так и не смог добиться результата, при этом потратил много средств на эксперименты, покупая разные акустические системы и усилители.

Специалисты STEREOTEST избавили хозяина навсегда от вечных поисков, утомительных прослушиваний и сравнений! Теперь можно не заниматься сравнениями и тасканием колонок, теперь можно слушать музыку и наслаждаться!

Был проведен расчет мест первых отражений, выявлены места образования стоячих волн и произведена небольшая обработка звукопоглощающими материалами и герметиками. Для потолка были изготовлены акустические пенопластовые декоративные накладки. Для стен изготовили универсальные акустические панели, которые в себе сочетают рассеивание и поглощение звука, а так же функции бас ловушки и резонансной панели.

Теперь хозяин комнаты "смог себе позволить" акустику, которая ему нравится! B&W 802 имеют фазоинвертор, очень большой ход 300 мм НЧ диффузора на резиновом подвесе, и дают очень мощный и глубокий бас. Теперь даже эта акустика не имеет намека на бубнение, гудение или затягивания баса. Утомляемость также, исчезла, звучание стало мягким и приятным, музыку можно слушать часами! наконец, появилась масштабная и глубокая сцена.

В качестве усиления были выбраны моноблоки LUXMAN B-10 японского производства с питанием 100 Вольт (средняя потребляемая мощность одного моноблока LUXMAN B-10 составляет 750ВА, пиковая 2000ВА). Специалисты STEREOTEST установили мощный понижающий трансформатор (5кВа, 48А) с гальванической развязкой и фильтром от помех в нише в стене и провели от него проводку к стойке с аппаратурой. Вся проводка была выполнена высококачественным медным моножильным кабелем 3х4 мм2, все соединения пропаивались и был применен модернизированный автоматический выключатель в распределительном щитке.


R ey A udio RM-6V смогли великолепно играть в малогабаритной квартире, только после установки рассеивающих акустических панелей STEREOTEST , также (слева и справа от колонок) были применены специальные резонансные панели которые настроены на частоты гудения и бубнения данного помещения.

Все вопросы по проектированию комнат для прослушивания музыки, звукорассеивающих акустических панелей, резонансных панелей и вообще акустики помещения задавайте на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону:

На весь товар и работы заключаются договора, предоставляется гарантия.

Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы - звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым - вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» - лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван - в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна - лично видел такое не один раз.


Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему - понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща - потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.


О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.


Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени - среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена - воплощённый кошмар любого меломана с ушами.


Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале - тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот .


Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок - метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина - на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы - наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.


Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом - главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно - лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением - и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам - больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ - громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй - борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.


Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением - размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек - цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Секреты и фишки для максимального аудиофильского удовольствия.

В жизни каждого человека есть дни, когда хочется послать все к черту, налить бокал крепкого виски, удобно устроиться в кресле и включить диск с любимой группой, получив настоящий экстаз.

Ради этой слабости мы готовы потратить заработанные кровью и потом деньги. Словно золотоносный муравей обустраиваем будущий «домашний храм музыки», добросовестно расставляя усилитель, ресивер, виниловый или CD-проигрыватель; терпеливо ждем, пока появится избранная модель акустической системы. Наконец, настает тот долгожданный миг, когда можно нажать на Play и отправится в мир грез и мечтаний…

И тут нас подстерегает страшное слово – ОБЛОМ…

Ну не звучит вся эта связка дорогостоящего оборудования так, как вы слышали в шоуруме! Не замечаете вы той красоты восторженных отзывов с Яндекс.Маркета, не чувствуете «бархатного баса» и «обволакивающей середины с хрустальными обертонами в области верхних частот». Что, собственно не так?

Вы будете удивлены, но ответ банален и прост. Комната… Вся проблема в комнате.

Примечание: Данный материал осознанно не перегружен тяжелыми терминами из области акустики и рассчитан на неискушенных слушателей, которые хотят улучшить свой мультимедийный уголок.

Почти как у Гарри Поттера

При чем же тут комната? Если вам приходилось когда-то разбирать старые советские колонки, наверняка вы обращали внимание на наличие внутри внушительного комка ваты. Она там не случайно.

Все дело в том, что традиционная форма любой колонки – прямоугольный параллелепипед – шестигранник с равными противоположными гранями и прямыми углами. И именно угол – злейший враг хорошего звука . Именно углы работают как отражатели для коротких волн, но при этом существенно увеличивают и без того длинные волны – басы. Таким образом, весь «сочный бас» концентрируется в углах колонки, а та самая вата позволяет препятствовать такой концентрации.

Возвращаемся к нашей комнате. По сути, это все тот же параллелепипед, что и колонка. Место излучателя здесь занимает полноценная приобретенная вами АС, а роль стенок колонки – стены вашей комнаты. И если при построении акустики инженеры уделяют максимум внимания материалам из которым будет изготавливаться конкретная колонка, то попадая в наши квартиры даже идеальная АС не сможет продемонстрировать свой совершенный внутренний мир из-за проблемного помещения.

Где скрываются враги

Говорить об «идеальной акустической комнате» не имеет смысла. Вряд ли рядовой слушатель готов к революции в собственной квартире и убеждении домочадцев в том, что «в гостиной мы будем только слушать концерты AC/DC и поражаться широте души Cesaria Evora». В рамках данного материала мы лишь попробуем уличить злоумышленников, уничтожающих красоту звука и дать определенные практические советы.

Мало/много мягкой мебели . Любая мягкая мебель в вашей квартире выполняет роль поглотителя звука. Вам приходилось обращать внимание на то, что во время ремонта ваша речь превращается в неразборчивый гул, а громкий оклик еще несколько секунд отдается эхом. Если подобный эффект эха повторяется и в комнате, в которой вы планируете слушать музыку – от эха нужно избавиться.

Что делать : Главное – соблюдать чувство меры и не превратить «живую» комнату (комнату, где есть эхо) в абсолютно «мертвую» (полное отсутствие реверберации). Установка звукопоглощающих панелей, применение акустической пены или использование навесных панелей из звукопрозрачной ткани, натянутой на деревянный брус, может помочь в заглушении реверберации. Но будьте осторожны – не «пересушите звук»: мягкая мебель и обилие поглощающих материалов сделают звук слишком резким, лишенным легкости и объема.

Стены . Один из ключевых факторов, напрямую влияющих на звук. И, зачастую, самый проблемный в большинстве квартир среднестатистического жителя любого мегаполиса и крупного города.


Что делать : При установке панелей из гипсокартона постарайтесь обеспечить минимальный шаг между несущими профилями и зафиксировать лист таким образом, чтобы он исключал какие либо произвольные вибрации. Если вы любите хороший звук – ни в коем случае не экономьте на саморезах и профилях.

Углы . Мы уже говорили о том, что углы приносят ощутимый вред «правильной» акустике. В углах вашей комнаты (разумеется, если они не заставлены предметами интерьера) возникает существенное звуковое давление, которое приводит к возникновению характерного резонанса – вы слышите его в виде гула определенных частот.

Размещение колонок . От того, как вы установите колонки, зависит многое. Не будем останавливаться на типичных ошибках, а сразу поговорим о том «как надо».

Расстояние от источника звука до стены (с фронтальной стороны излучателя) – определяющий фактор качества звучания. Удаленность от стены напрямую влияет на глубину баса: чем ближе к стене – тем больше баса. Ваше «посадочное место» должно быть у противоположной АС стены и ни в коем случае не по центру комнаты.

Расстояние между колонками влияет на распределение басовой линии. Установленные слишком близко колонки будут подчеркивать верхнюю часть диапазона низких частот. Чем дальше акустическая пара будет друг от друга, тем «глубже» будет бас.

Для правильного восприятия акустической картинки, при размещении АС соблюдайте симметрию.

К размещению сабвуфера придется подойти творчески. Включите композицию, в которой характерно прослеживается басовая линия. Идеальное место зависит от конкретной комнаты, но, как правило, сабвуфер размещается на определенном расстоянии от противоположной стены с явным смешением в ее сторону.

Кто с нами?

Весь материал с нами был тайный гость – детище премиальной линейки компании iRiver, медийный комбайн Astell&Kern AK T1 . К нам он попал не случайно и, в первую очередь, за свою универсальность.

Astell&Kern AK T1 – это универсальная аудиосистема, включающая и плеер, и усилитель, и, собственно, саму АС. Такой вариант наиболее предпочтителен при акустическом проектировании помещения, ведь без лишней волокиты вы можете самостоятельно найти идеальные точки для размещения сабвуфера или фронтальных колонок; разобраться с уровнем разборчивости музыкального материала и понять какую «работу над ошибками» предстоит проделать.

В Astell&Kern AK T1 установлена трехполосная акустика, состоящая из 6 динамиков – по два на каждый частотный диапазон: до 250 Гц, от 250 до 6 000 Гц и свыше 6 000 Гц. AK T1 – верный акустический камертон, который может подарить обывателю не только универсальный мультимедийный инструмент, но и достойную альтернативу громоздким АС.

И главное, с AK T1 всегда можно экспериментировать.

Лирическое отступление

Нас часто ругают за то, что ресурс, главным профилем которого, в первую очередь, считается продукция Apple, слишком много внимания уделяет звуковому оборудованию: наушникам, колонкам, звуковым проблемам и методам их устранения.

Друзья, давайте на чистоту. Многим достижениям в области мобильных технологий мы обязаны старине Стиву Джобсу – поистине гениальному человеку, опередившему свое время и создавшему настоящую империю устройств и гаджетов, которыми сегодня пользуются миллионы человек. Так вот, будучи человеком, который действительно «думал иначе», Джобс немало внимания уделял звуку:

  • В планах Джобса был выпуск новой линейки плееров iPod, предназначенных для воспроизведения «идеального звука». Увы, проект был свернут еще в 2012 году.
  • Будучи признанным «пионером цифрового звука», сам Стив отдавал предпочтение винилу. Дома он слушал исключительно пластинки, а формат MP3 называл «мертвым, хотя и универсальным».
  • Вся продукция компании Apple пропитана звуком и, если присмотреться, можно увидеть весьма чуткое отношение к нему как программистов, так и инженеров: от звука приветствия до выхода Garage Band и Logic; от возможности стать музыкантом-любителем, имея под рукой лишь компьютер Mac, до создания собственных мультимедийных интерфейсов и кодеков, обеспечивающих минимальные потери аудиопотока.

Поверьте, имея в распоряжении iPhone, iPad, iPod или Mac, вы, так или иначе, смотрите на мир аудио несколько иначе. Вы отличаетесь от пользователей, отдавших предпочтение другим устройствам. И, в первую очередь потому, что умеете слышать… И с этим нужно жить.

Как правило, мы думаем о звуке нашей стерео-системы или домашнем кинотеатре в качестве заключительного звена звуковой цепи – но этот звук дает большое различие для наших ушей. Вы можете даже не осознавать этого, но ваша комната играет довольно большую роль в звуке, который вы слышите из вашей системы. И как с любым другим компонентом, существуют шаги, которые можно предпринять для повышения производительности именно вашей комнаты.

Почему ваша комната имеет такую важную роль в ?

Звук, который вы слышите в комнате представляет собой сочетание прямого звука, который идет прямо из динамиков в ваши уши, и косвенно-отраженного звука — из динамиков, который отскакивает от стены, пола, потолка, и мебели, достигая ваших ушей. Отраженные звуки могут быть хорошими и плохими. Если вы когда-либо слышали как воспроизводит звук акустика на открытом воздухе, где нет стен, то вы, вероятно, заметили, что они не звучат так же хорошо, как в комнате — звук простой и скучный, с очень небольшим количеством баса. Отраженный звук может дать приятное удовольствие для вашего слуха .

Плохая часть звука является тем, что эти же самые отражения могут также привести к искажению звука в комнате, сделав определенные ноты звука громче, чем другие. Результат может быть таков, что средние и высокие частоты, будут слишком яркими и четкими, а басовые ноты, гулкими, и заглушающе-глубокими. Причем трехмерная «звуковая сцена», созданная акустическими системами и образами инструментов и певцов могут стать нечеткими или смазанными.

Основные советы по приручению отражения вашей комнаты прослушивания

Как мы уже обсуждали выше, отраженный звук необходим для музыки и кино, чтобы звучал естественно. Два основных способа управления отраженным звуком это, поглощение и диффузия (рассеивание). Мы же пойдем в некоторые более углубленные решения немного позже в этой статье, а пока, вот несколько простых советов для получения лучшего звука в вашей комнате:

Один из самых простых способов улучшить , это переместить свой стул или диван от вашей стены в середину вашей комнаты. Вы также можете попробовать двигать его ближе или дальше от колонок, и слушать, для того чтобы услышать, где ваш звук звучит лучше в вашей комнате.

Если у вас есть много стекла в комнате для прослушивания, например панорамное окно или стеклянные двери, попробуйте повесить шторы над ними, чтобы поглотить отражения .

Также, если у вас есть деревянные или виниловые напольные покрытия, попробуйте положить коврик , чтобы как то помочь поглотить некоторые из этих вредных отражений.

Книжные полки могут помочь разрушить диффузные отражения. Попробуйте разместить книжный шкаф или два, наполненный книгами по бокам или в задней части комнаты для прослушивания, и вы услышите как ваш звук улучшится .

Наконец, для компонентов, таких как активные сабвуферы, для них хороши встроенный «выравниваниватель» баса для с приемником и автоматической калибровкой звука. Они могут помочь в цифровом правильном выборе оптимального места для сабвуфера и вашей комнаты.

Если эти простые правила не исправляются, и вы все еще хотите улучшить звук в вашей комнате, то читайте дальше. Мы будем рассматривать все это через науку отражения, поглощения и диффузии, а также дадим вам несколько советов, как найти и исправить проблемные места вашей комнаты. Разные звуки добавляют различные звуковые эффекты в зависимости от их объема и как долго они задерживаются:

1) Некоторые привносят легкую смесь вместе с прямым звуком.

2) Некоторые добавляют простор и увеличение размера звука.

3) Возможно, наиболее серьезное слышимое это эхо.

Одна из причин, последствия воздействия на помещения настолько заметна, что наши уши — фактически, вся наша слуховая система, которая также включает мозг — удивительно чувствительны в локализации источника звука. Даже с закрытыми глазами, вы можете обычно найти позицию кого-то говорящего с вами в комнате . Ваш мозг использует временные различия между оригиналом и отраженным звуком для обнаружения источника.

Звукопоглощающая эффективность некоторых распространенных поверхностей вашего помещения

Волокнистые материалы, такие как ковер и шторы обеспечивают значительное поглощение выше 500 Гц, но мало влияют на более низкие частоты. И наоборот, оконное стекло и гипсокартон может поглотить низкие частоты, но очень плохо справляется с 500 Гц. Вот несколько советов и идей, которые нужно иметь в виду, насчет звукопоглощения: Прежде чем перейти к профессиональной обработке комнаты для поглощения, попытайтесь получить максимальную отдачу от обычных комнатных материалов. Большие стекла, такие как окна или французские двери должны быть закрыты шторами. Поглощение и звукоизоляция является важным компонентом комнаты прослушивания, и особенно эффективны при таких методах побочные отражения стен. Но не единственный ответ, и во многих ситуациях, и не самый лучший выбор. В небольшой комнате для прослушивания, чрезмерное использование абсорбирующих материалов для контроля отражения может привести комнату, которая станет акустически «мертвой». И хотя некоторые любители музыки мечтают о профессиональных студиях звукозаписи, — которые были сильно обработанны материалами, поглощающими — такими как акустический поролон, там стоит другая цель. Например, если ваша аудио-система находится в комнате с толстым ковром на полу, акустической плиткой на потолке, и тяжелыми шторами, охватывающими большую часть поверхности стен, это хорошо, но почти все басовые звуки будут отражаться. Или совсем другое, комната с окрашенным гипсокартоном на стенах, гипсокартон или штукатурка на потолке, линолеум над бетонном полу, и никаких звукопоглощающих штор, ковров, будет звучать слишком ярко, тонко. Будет слишком много эхо, и оно может негативно повлиять на диалоги фильма, что делает его более трудным для понимания.

Диффузия

Диффузия является рассеяние или распространение акустической энергии. Преимущество диффузии является то, что, так как звуковая энергия рассеивается, а не поглощается, так что энергия не теряется, тем самым сохраняя более «живой» звук в вашей комнате. Трудно описать этот тип эффекта, потому что он полностью описан в высшей математике. Концертные залы, студии звукозаписи, которые используют диффузию полагаются на на профессиональный продукт , основанный на математической теории чисел. И хотя диффузные материалы более трудно реализовать во внутреннем помещении прослушивания, чем поглощающие материалы, но это возможно.

Диффузионные продукты могут быть использованы для многих проблем. Опять же, диффузия избавить свой зал от
отражений эхо. Вот некоторые ситуации, в которых диффузия работает особенно хорошо: Книжный шкаф заполнять разными размерами книг, это делает очень эффективным звук. Если ваша комната уже имеет поглощение в виде ковров, драпировки или акустической плитки на потолке, диффузия может контролировать побочные отражения стен лучшим образом.

Как исправить проблемные места вашей комнаты

Панно из 1 «стекловолокна или пены (полиуретан или меламина), установленных на стенах делают превосходную
работу по поглощению. Стена позади зоны прослушивания также могут помочь. Это задняя стенка является поверхностью, которая принесет наибольшую пользу диффузии . На данную стену также можете попробовать использовать более толстый материал (ковер), или сделать воздушное пространство между материалом и стеной, чтобы получить улучшенную абсорбцию низких частот. Пол в месте прослушивания также может быть источником отраженного звука. Простой, красивый способ это густой натуральный коврик. И если вы нашли любые отражающие точки на потолке, то Вам необходимо прикрепить акустический поролон в этих горячих точках.

Подводя итоги

В следующий раз, когда вы садитесь смотреть кино 5.1 или слушать музыку, думайте о влиянии частот на общее звучание вашей системы. Базовое понимание акустики помещения (и размещения громкоговорителей) может помочь вам максимально увеличить производительность звука любого стерео или системы домашнего кинотеатра.

Купон-скидка - 5% только для читателей Звукомания , ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ при заказе указать кодовое слово: ЗВУКОМАНИЯ 2016

Вы заинтересованы в покупке акустического поролона? Рекомендую обратиться к отличному продавцу!!!ЗДЕСЬ !!! или!!!ЗДЕСЬ !!!

Я надеюсь, что это объяснение, хоть немного помогло.

Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в

Поделиться: