Развитие речи для взрослых. Какие упражнения для развития речи существуют

Умение красиво и связно говорить прививается человеку с детства. Но иногда случается, что во взрослом возрасте речевые проблемы дают о себе знать. А между тем, поставленная речь нужна во всех сферах жизни: на работе, в межличностных отношениях, во время похода в магазин, кино, театр, салон красоты и в других бытовых ситуациях. От нашего умения говорить зависит отношение к нам. Итак, как развить речь и научиться говорить красиво?

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — и более подробно.

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Упражнения и методики

Для взрослого человека важно красиво и связно говорить. И чтобы выработать это умение, улучшить свою речь, нужно постоянно работать над собой. В постижении навыка помогут следующие упражнения:

  1. Расширяем словарный запас. Выберите небольшой прозаический текст, который придется вам по душе. Вооружитесь словарем русского языка и словарем синонимов. Ваша задача – заменять слова в тексте синонимами. Можно вместо слов подбирать словосочетания, крылатые фразы. Сначала попробуйте заменять только прилагательные, со временем переходите и на другие части речи.
  2. Чтобы развить логику и сообразительность, поработайте с ключевыми словами. Для этого выберите небольшой текст и не глядя укажите пальцем на какое-то слово в нем. Это может быть абсолютно любая часть речи, которая несет смысловую нагрузку. Таким способом определите для себя 5 ключевых слов. Включите воображение и логику и придумайте историю или рассказ по ключевым словам. На более позднем сроке обучения можно выбирать больше ключевых слов.
  3. Чтобы развить уверенную речь и придать ей правильную эмоциональную окраску, поработайте с текстом из предыдущего упражнения. Встаньте перед зеркалом. Прочтите ваш текст без эмоций. Потом придайте ему эмоциональную окраску, какая кажется вам уместной. При этом наблюдайте за вашим выражением лица. Уместно ли оно, если бы вы рассказывали текст кому-то? Работайте с несколькими эмоциями. Прочтите историю с радостью, грустью, стеснением, разочарованием и другими чувствами, какие сможете вспомнить.
  4. Воспользуйтесь диктофоном. Вам нужно записать свой голос четырежды. Первые два раза вы должны прочитать стихотворение и прозаическое произведение с выражением. Третий и четвертый раз читать нельзя, нужно рассказывать те же произведения наизусть. Оцените свою речь по двум критериям: нравится ли она вам и понравилась ли бы окружающим. Вы должны рассказывать по памяти также уверенно и с тем же выражением, как и читая. Работайте с этим упражнением, пока речь не покажется вам идеальной. Если вы испытываете проблемы с запоминанием стихотворение, то читайте нашу статью — .
  5. Это упражнение эффективно поставит речь взрослому человеку. Но для его выполнения вам понадобится напарник. Как в одном из предыдущих упражнений, выберите из любимого текста 10 ключевых слов. По этим словам вам предстоит вести диалог с собеседником. Задание считается выполненным, если реплики взрослых людей не натянуты, разговор идет легко и непринужденно, у обоих партнеров получается связно и красиво говорить. Вы должны прочувствовать, что разговор вам интересен.

Это советы о том, как сделать речь красивой и научиться поддерживать любой разговор. Чтобы эти упражнения приносили еще больший эффект и легко выполнялись желательно перед ними предварительно произвести действия для разминки мышц языка, лица и постановки дыхания. В этом нам помогут Ниже также описаны очень эффективные занятия.

Ставим сценическую речь

Часто поставить речь взрослому человеку сложно из-за слабых мышц языка. Чтобы устранить эту проблему, нужно выполнять упражнения до тех пор, пока корень языка не почувствует усталость. Соответственно мышцы будут укрепляться.

  • Представьте, что вы держите во рту кусочек любимого фрукта или ягоду. Начинайте языком силой вдавливать лакомство в небо. Представляйте при этом, какой вы испытываете вкус.
  • Плотно сомкните губы. Облизывайте языком зубы с внешней стороны, пока не почувствуете усталость.
  • Откройте рот, высуньте язык. Начинайте постепенно слегка покусывать его зубами по всей длине. Делайте так около минуты.

Следующие упражнения для развития речи у взрослых людей направлены на разминку мышц лица:

  • Вытяните губы трубочкой, затем сразу улыбнитесь как можно шире. Сделайте 10-15 повторений.
  • Вытяните губы трубочкой и вращайте ими сначала по часовой, потом – против часовой стрелки. Сделайте 15-20 повторений в каждую сторону.
  • Мысленно разделите лицо на 2 половины, проведя вертикальную линию. Сначала старайтесь двигать мышцами одной части лица, пока она полностью не устанет. Затем переходите ко второй половине.

Теперь вы должны понять, как правильно дышать. Для этого встаньте ровно, положите руку на живот. Медленно вдыхайте воздух. Живот должен при этом выпячиваться. Если вы дышите грудью, живот будет оставаться на месте. Вам необходимо научиться дышать с помощью диафрагмы, и живот при этом обязательно должен двигаться.

Впредь, когда будете развивать речь с помощью упражнений, всегда следите, чтобы ваше дыхание было правильным.

Скороговорки как помощь оратору

Как улучшить речь без дикции? Ни один актер или оратор еще не смог этого сделать. Поэтому нужно поработать над дикцией. Для этого подойдет чтение или произношение наизусть скороговорок. Подойдут любые скороговорки, которые вы сможете найти, можете использовать популярную скороговорку « ». Вот также для примера одна из самых сложных:

«На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.»

Желательно заучивать скороговорки наизусть, чтобы была возможность практиковаться в любое время суток и в любом месте.

Мы поговорили о том, как развить грамотную речь. Будьте уверены в себе, тренируйтесь самостоятельно, сколько сможете, и уже через месяц вы начнете пожинать плоды своих усилий. Развивать свою речь и учиться ораторскому мастерству не только приятно, но и необходимо для повседневной жизни.

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".

Марина Киселева учитель-логопед

Обсуждение

У, моей дочки тоже не совсем хорошо с пересказыванием текстов и так далее... Но, единственное, что память у нее просто отличная на запоминание стихов, а вот пересказ, как то не удается.

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(

Приличная статья и по делу, что приятно

Комментировать статью "Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?"

Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Абсолютно правильно вам сказали до 4 (а то и Элле П. - Развитие речи ребенка 2-х лет. Что касается развития речи, то это еще не переход к предложениям в речевом смысле, а как бы в...

Обсуждение

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа - надо учить правильно просить - мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ - это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

С точки зрения психологии и логики он выражается правильнее, чем Вы от него ожидаете.
Наверно просто разные подходы в воспитании.
Речь, конечно, можно развивать разными методиками. Если есть цель.

У нас инициатором развития речи у детей был мой муж, он считает очень важным для достижения А куда мама планирует засунуть развивающие речь упражнения или курсы ИМХО, разговорная речь в 14 лет - ни разу не показатель. Это пик подростковости, когда...

Обсуждение

Нужно писать 2 типа текстов:
1. где нужно будет четко выражать мысли. история или даже естественные науки. Это проще и дано многим. Кроме совсем безнадежных гуманитариев, которые неспособны мыслить логичесли.
2. Где нужно четко выражать мысль художественно. Дано не всем. Но гуанитариям от этого отталкиваться проще.

15.12.2015 10:47:03, __nevazhno___

Не зависит одно от другого совершенно.

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями про лекарства "для речи ". Были мы сегодня у нервопатолога - как я и думала, написала задержка речевого развития.

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Обсуждение

Юрий Каплан

Родная речь

Стихи о русском языке. Стихи Родная речь. Как школьник, нараспев Твержу родную речь. Юрий Каплан.

От счастья оробев
(Сумею ли сберечь?),
Как школьник, нараспев
Твержу родную речь,

Как школьник в сентябре,
Пронзённый новизной.
Как птицы на заре,
Согласные со мной.

Причудлив путь корней,
Ведь ими вскормлен вихрь.
Что может быть родней
Созвучий корневых?

Причастья сладкий груз,
В стене сиротства брешь,
Пленительный союз,
Родительный падеж…

В спиралях часа пик,
В кругу случайных встреч,
Как верный ученик,
Твержу прямую речь:

– Глагола колыбель,
Наречья отчий дом,
Тебе, одной тебе, –
В склонении любом.

Моей любви залог,
Моей вины рубеж.
Страдательный залог.
Винительный падеж.
***

20.09.2011 14:05:10, ллл

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
***
Анна Ахматова

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
***
Николай Заболоцкий

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

20.09.2011 14:01:19, ллл

Инструкция

Начните тренировку на развитие речи с выполнения артикуляционных упражнений. Тренировка речевого аппарата поможет вам добиться четкости произношения. Если вы будете говорить быстро, но глотать при этом половину , то вас никто не . Вы же, скорее всего, хотите добиться не только высокой скорости, но и качества речи. Следовательно, пренебрегать упражнениями по артикуляции не стоит.

Встаньте или сядьте перед зеркалом, плечи расправьте и опустите вниз, спина прямая. Вытяните губы вперед трубочкой и растяните их в широкой, открытой улыбке. Выполните упражнение 10 раз в среднем темпе и 10 раз в быстром.

На вдохе надуйте щеки, как воздушный шарик. На выдохе резко сдуйте их, выдыхая через рот и вытягивая вперед губы. Повторите 8 раз.

После тренировки артикуляционного аппарата переходите к произношению скороговорок. Выбирайте скороговорки с таким сочетанием звуков, которые даются вам труднее всего. Сначала произносите их , четко проговаривая каждый слог. Когда выучите скороговорку наизусть и освоите , повышайте скорость проговаривания. Заучите наизусть несколько стихов и читайте их быстро и с выражением.

Пополняйте свой словарный запас и общий уровень знаний. Чем большим арсеналом слов вы будете владеть, тем легче вам будет подбирать нужные для быстрой речи. А кладезь знаний позволит вам говорить свободно и уверенно. Каждый день тренируйтесь перед зеркалом, произнося речь на заданную тему. Запишите речь на диктофон и оцените скорость и качество произношения. Отметьте допущенные ошибки и постарайтесь их исправить в следующий раз. При регулярных занятиях вы обязательно добьетесь успеха.

Нарушения речи и дефекты дикции встречаются у подавляющего большинства детей. Вовремя исправленный прикус, а иногда и подрезание уздечки, занятия с логопедом творят чудеса. Однако не всем удается в юном возрасте избавиться от речевых проблем. Неудивительно, что многие взрослые, недовольные своим выговором, обращаются к услугам специалистов. Профессионал сразу скажет, как скоро можно человеку надеяться на улучшение развития речи, поскольку некоторые недостатки устраняются сложнее. Тем не менее, развить речь можно в любом возрасте, если запастись терпением и усидчивостью.

Инструкция

Если вы занимаетесь с логопедом, он, скорее всего, сам определит для вас оптимальные способы развития речи. Однако есть и несколько универсальных , которые подходят всем, кто улучшить свое произношение. Например, правильное речевое дыхание. Чтобы его разработать, нужно ежедневно выполнять несколько простых упражнений. Произносите на выдохе распевно звуки а, о, у, и, ы, пробуйте их различные сочетания, например, ау, ои и так далее. Чередуйте произношение звуков с короткими вдохами. Так же, на выдохе, считайте вслух до десяти, стараясь, чтобы звуки не прерывались.

Учите скороговорки. Произносите их каждый день перед зеркалом, следя, чтобы ваша артикуляция была четкой. Начните медленно, шепотом, акцентируя каждый рычащий, шипящий звук. С каждым разом читайте скороговорки все быстрее и громче, но делайте это, не «зажевывая» и не «проглатывая» звуки. Скороговорки могут быть любыми, в том числе и теми, что знакомы вам : «Шла Саша по шоссе», «Три корабля лавировали, лавировали». Но все же, подбирая их, старайтесь чаще произносить те, в которых есть проблемные для вас звуки.

Один из развитой речи – правильное интонирование. То есть расстановка ударений в словах, паузы, громкости во время рассказа. Интонационной выразительности речи взрослый может научиться . Для этого пишите на листочке простые предложения или детские , например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…». Читайте их вслух, с различной интонацией, каждый раз меняя ударения в предложении так, чтобы менялся и . Делайте логические паузы. Приучайте себя не выпаливать весь текст одним махом.

Развитие мелкой моторики - важная составляющая общего детского развития. Благодаря увеличению ловкости пальчиков ребенка происходит правильное формирование речевого аппарата, малыш быстрее начинает говорить, легче усваивает знания и овладевает ручными умениями. Какие способы помогают быстро и незаметно развивать мелкую моторику?

Полезные игры

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Когда ребенку исполняется два года, процесс активного речевого развития убыстряется. Но у каждого малыша это происходит по-разному. Одни дети сразу говорят связными небольшими предложениями, другие произносят лишь отдельные слова. В любом случае родителям следует помогать ребенку в дальнейшем формировании правильной речи.

Особенности произношения некоторых звуков детьми двух лет

К двухлетнему возрасту ребенок зачастую не способен произносить все звуки. Возрастной нормой в два года считается четкое произношение гласных «а», «у», «и», «о». А вот звуки «ы»,«э» дети часто заменяют звуком «и». Что касается согласных, то большинство из них еще очень труднопроизносимы для малышей. Поэтому некоторые твердые согласные они заменяют на мягкие, которые более просты в произношении. Это касается и переднеязычных звуков «г», «д», «с», «з». Тогда вместо «дай» говорят «дяй» и т.д. В речи могут отсутствовать шипящие звуки и звуки «л», «рь», «р».

Большинство детей в два года должны уметь правильно произносить следующие звуки: «п», «пь», «б», «бь», «м»,«мь», «ф», «п», «пь», «в», «вь», «т», «ть», «д», «дь», «н», «нь», «сь», «ль», «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь». Не стоит в панике бежать к логопеду, если ребенок с трудом осваивает свистящие и шипящие, а так же «р», «рь», «л». Он может заменять их более простыми или вовсе пропускать.

Какие занятия полезны для развития детской речи в 2 года

Стоит начать с совместного рассматривания картинок. Можно попросить ребенка назвать изображенные предметы. Нужно как можно чаще обсуждать с ним все, что находится вокруг. На прогулке можно показывать ему окружающие предметы или явления. А в дальнейшем просить ребенка назвать их самостоятельно. Таким образом будет пополняться пассивный словарный запас. Ребенок начнет различать предлоги (у, за, в, около и т.д.), наречия (далеко, близко, высоко, низко и т.п.), местоимения (там, тут).

Обязательно нужно читать ребенку книги. Это одно из первых правил успешного развития речи. После прочтения книги обсудите прочитанное. Ребенку полезно самому восстановить по памяти сюжет. Для этого родителям нужно задавать уточняющие вопросы. Самые простые сказки («Теремок», «Репка») можно еще и разыгрывать: открывать и закрывать дверь воображаемого домика, подражать звукам сказочных персонажей.

Стихи, песенки и считалки полезно заучивать не только для развития памяти. Это положительно влияет и на развитие речи. Необходимо как можно чаще стимулировать самостоятельный детский монолог. Пусть малыш сам отвечает на вопрос «какой?», описывая вещи или явления. Полезно уделять внимание подробному описанию окружающих предметов. Например, цветок состоит из стебля, листьев, лепестков. Лепестки различаются по цвету и форме и т.д. За счет этого ребенок быстро пополнит лексикон.

Помогут развить речь двухлетнего ребенка пазлы. Он может попытаться описать получившуюся картинку. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики. А она положительно влияет на развитие речи. Поэтому польза от двойная.

Можно заняться артикуляционной гимнастикой. Это облегчит дальнейшее произношение многих звуков. Двух минут в день достаточно, чтобы вместе с малышом перед зеркалом складывать губы трубочкой. Эти и другие занятия, а также усилия родителей помогут сделать речь ребенка правильной и грамотной.

Развитие техники быстрого чтения позволяет улучшить внимание, память, воображение. А также активизировать творческие способности и мышление. Для достижения хороших результатов необходимо выполнять несколько упражнений, описанных ниже.

Инструкция

Сожмите плотнее зубы и повторяйте про себя: «Один, два, три...». И так далее, не проговаривайте слова шепотом. Избавьтесь от артикуляции при чтении текста (мысленное слов или проговаривание их шепотом). В этом вам поможет упражнение «Выстукивание ритма». Когда вы читаете какой-либо текст «про себя», выстукивайте ритм рукой, но он не должен соответствовать обычной ритмике речи. Это может быть двухтактное постукивание с ударными элементами в 1 такте и двумя во 2, причем первый элемент каждого такта выстукивайте со значительным усилением. Достаточно будет двадцати академических с выстукиванием ритма, чтобы была «запрограммирована» новая мозга, обеспечивающая обработку информации, которая поступает в мозг по зрительному каналу.

При чтении водите глазами по странице не слева направо, а сверху вниз. Охватывайте одним взглядом не одно или два слова, а группу. Не останавливайтесь и не возвращайтесь взглядом к прочитанным кускам текста.

Тренируйте периферическое , при этом стараясь охватить взглядом как можно больше слов. Для развития периферического зрения используют таблицы Шульте. Каждая представляет собой разделенный на 25 ячеек квадрат величиной 20 х 20 с числами от 1 до 25, которые вписаны в ячейки в произвольном порядке. Расположение цифр не должно повторяться.
Для тренировки нужно использовать 8 таблиц. Перед началом зафиксируйте взгляд в центре, вы должны видеть таблицу целиком. Далее ищите взглядом цифры по

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней», а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это неуверенностьв себе, низкая самооценка и закомплексованность. Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, застенчивость и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство страха и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос, если Вы хотите развить дикцию, если Вы хотите развить речь, Вам необходимо провести огромную работу над собой. Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов». Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь». Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь». Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть». Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться, а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, книги. И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

В чем разница между научным сотрудником и детским аниматором? Ученый разговаривает четко, кратко, правильно, но сухо и скучно. У аниматора же лексика насыщенная, яркая, образная, зато часто неграмотная. Куча слов с уменьшительными суффиксами, неверными окончаниями веселят детей, но неприемлемы для взрослых. Однако если взять из языка обоих работников только лучшее, получится идеальный слог. Как улучшить речь так, чтобы в ней отображалось все — и эрудиция ученого, и яркость аниматора?

Как улучшить свою речь технически

Изучать орфоэпию

Произношение звуков напрасно недооценивают. Вместе они складываются в слоги, те — в слова, а последние — уже во фразы. Если всего одна деталь будет проговариваться неправильно, она может исковеркать все предложение. Это чревато искажением смысла, недоразумениями.

К счастью, в интернете хватает учебников, доступно объясняющих орфоэпические нормы. Вот, к примеру, несколько правил русской орфоэпии:

  • если в слове есть буква “ё”, ударение всегда будет падать на нее;
  • “ч”, “щ”, “сч” и “зч” в любых позициях звучат мягко (в отличие от украинского языка, где они твёрдые);
  • прилагательные в родительном падеже, заканчивающиеся на “-ого”, “-его”, читаются как [-ова], [-ива] или [-ава];
  • безударная буква “о” в первом слоге читается как [а] ([∧]);
  • звонкие “б”, “в”, “г”, “д”, “ж” и “з” в конце слов превращаются в глухие “п”, “ф”, “к/х”, “т”, “ш” и “с” соответственно.

Подробно изучив эту тему, можно избавиться от акцента и признаков диалекта. Если есть желание говорить красиво на иностранном языке, придется изучить его орфоэпические правила.

Заглянуть в учебники по грамматике

Грамматика — это раздел языкознания, включающий в себя морфологию и синтаксис. Эта дисциплина — ядро любого языка, так как она объясняет большинство языковых закономерностей. Открыв пособие по грамматике, можно узнать о том, как:

  • правильно спрягать глаголы по лицам и числам;
  • корректно склонять существительные по падежам;
  • использовать модальные, вспомогательные части речи;
  • видоизменять глагольные формы для передачи времени;
  • сочетать разные языковые единицы;
  • грамотно составлять предложения.

Как человеку понять, что в его речи не хватает грамотности? Если фразы “играть на пианине”, “более красивее”, “изучая инструкцию, возникло ощущение…” не вызывают никакого дискомфорта или подозрений, — пора срочно браться за грамматику русского языка.

Поработать над лексикой

Грамматика — это ядро технической части речи, лексика — ее оболочка. Самые вкусные конфеты никто не купит, если они будут упакованы в грязные, порванные или невзрачные фантики. Человек может знать правила языка, но быть не в состоянии передать суть мысли из-за скудного словарного запаса. И к нему потеряют интерес — точно так же, как и к сладости с неприметной оберткой.

Однако мало просто заучить несколько новых слов. Лучше также поинтересоваться их:

  • прямыми значениями;
  • переносными смыслами;
  • эмоциональной окраской;
  • частотностью, востребованностью;
  • сферой использования;
  • степенью понятности для окружающих.

Если же копнуть глубже, углубиться еще и в историю лексем, можно научиться каламбуру — забавной игре слов.

Богатый лексикон позволяет общаться без запинок и неловких пауз. Он дает возможность передавать мысли более точно, ярко, избегая недопониманий. Такие преимущества помогают в карьерном продвижении и других восхождениях.

Научиться правильно выражать мысли

В таком деле понадобятся уже не просто знания, а навыки, помогающие эту теорию использовать. Необходима логика, которая развивает:

  • последовательность;
  • способности к анализу, синтезу, индукции, дедукции;
  • конкретизацию (отсутствие “воды”, выделение главного);
  • склонность к лаконизму;
  • кругозор, его широту и многогранность;
  • исчерпывающее информирование;
  • умение избегать лингвистических и смысловых тавтологий (повторов).

Логичность информации делает ее полезной для слушателей. Они начинают прислушиваться к мнению собеседника, советоваться с ним. Логика вызывает доверие, ощущение надежности и уверенности. При этом не обязательно становиться Шерлоком Холмсом или частным детективом и показывать тончайшие проявления дедукции. Достаточно развить свои навыки до того уровня, при котором они будут помогать в общении.

А вот как “оживить” свою речь, вдохнуть в нее душу, можно узнать уже в следующем разделе статьи.

Как развивать речь художественно

Использовать эпитеты

Эпитеты выражаются преимущественно прилагательными. Они делают речь более выразительной, но использовать их лучше с умом. Несколько советов:

  • не использовать более 2 (в крайнем случае 3) тропов подряд;
  • избегать слишком преувеличенных, “театральных” слов (“прекраснейший снег”, “вселенская благодарность”);
  • следить за тем, чтобы прилагательные согласовывались с существительными;
  • не допускать повторов (“на красивой скатерти красовалась красивая ваза”);
  • к главным предметам или личностям рассказа подбирать наиболее яркие эпитеты.

Так как эти тропы образны, с ними можно экспериментировать. Их использование сочетаемо с авторским домыслом и творческим полетом мысли. Однако логика в подборе эпитетов все же важна. Еще одно доказательство того, что связь между технической и художественной частями — нерушима.

Выстраивать яркие образы

Эпитеты — не единственные средства, наполняющие речь выразительностью. К часто употребляемым фигурам также относятся:

  • метафора — образное, чаще скрытое сравнение, перенесение смысла (“змеиный взгляд”, “солнце смеется”, “вышитое облачным узором небо”);
  • оксюморон — противоречивость (“голос тишины”, “горячая льдина”, “добрый злодей”);
  • антитеза — противопоставление (“на нашей земле чужие бродят”, “любовь и ненависть”, “на белом платье вились черные кружева”);
  • гипербола — преувеличение (“всесильный человек”, “она — не просто проблема, она — стихийное бедствие”, “перерыл тонну бумаг”);
  • литота — уменьшение или смягчение (“легкая, как пушинка, балерина”, “осиная талия”, “огромный пес вдруг показался щенком”).

Прямые по смыслу сравнения менее выразительны, чем перечисленные тропы. Однако они заставляют слушателей представлять конкретные образы, что облегчает понимание информации.

Развивать чувство юмора

Практически в каждом кругу друзей есть человек, у которого в запасе всегда найдется пара анекдотов или житейских историй на все случаи. Если при этом у него наблюдается харизма, — он обречен быть душой компании.

Адекватное чувство юмора позволяет подбирать уместные шутки для любого мероприятия. Оно не приемлет пошлости, цинизма, сарказма там, где все это может навредить. Даже “черный юмор” имеет право на существование, если он используется среди понимающих людей и не затрагивает чьи-либо интересы или чувства. Для такого уровня придется поработать над обаянием, остроумием и легкой самоиронией.

Полюбить психологию

Чтобы обнаружить в себе психолога, не понадобится лезть кому-то в голову или развивать потомственную экстрасенсорику. Достаточно подключить внимательность, смекалку и немного воображения. Как проявить приемы психологии в беседе:

  • умело создать интригу (подготовить сюрприз или описать что-то, не называя сам предмет);
  • упомянуть в разговоре факты из темы, интересующей собеседника;
  • установить контакт (поймать взгляд, убедиться, что слушатель следит за выражением лица, жестами рассказчика);
  • ненавязчиво направить ход беседы в нужное русло (“Его проект хорош. Он логичен и прост. Правда… Не хватает запоминающейся детали. Кстати, на примере своей работы могу продемонстрировать, как создать и использовать такую «изюминку»”);
  • проверить степень интереса, проследив, повторяет ли собеседник движения говорящего (неосознанно).

Рекомендации о том, как улучшить речь, задают направление. Их выполнение займет далеко не один день. Это колоссальная работа, требующая постоянного развития. Наверняка по началу как минимум один совет будет даваться тяжело или вовсе казаться невыполнимым. Однако, если зажать волю в кулак и не останавливаться на середине пути, успех не заставит себя ждать.

Поделиться: