Зона отчуждения аэс. Чернобыльская зона

Уникальная полная карта всей Чернобыльской зоны отчуждения. Размер карты 113х80 см , масштаб 1:100 000 ("километровка"), изготовленная на базе рассекреченных советских военных карт. Будучи изготовленной на плотной бумаге, карта имеет подробнейшую топооснову и отображает текущее состояние всех зон, из которых состоит Чернобыльская зона.

Карта двухсторонняя и имеет два языка - украинский (оригинал) и английский (транслитерация названий с оригинала KMU2010), доступна как в настенном, так и в складном варианте.

Первый ограниченный тираж, изготовленный на Киевской военно-картографической фабрике. Каждый экземпляр имеет свой серийный номер и специальное поле для указания владельца экземпляра.

Свидетельство Государственной службы интеллектуальной собственности №63103 .

Как купить?

Вы можете купить карту в поездке , либо заказать по почте , связавшись с отделом продаж по емейлу
Стоимость отправки карты в пределах Украины составляет 3 USD ( , , ) , отправка другие страны стоит 8 USD ( , , ) .

Легенда карты и достопримечательности

Карта Чернобыльской зоны содержит специальные обозначения объектов, принятые в советской картографии, расшифровку которых мы приводим ниже:

бр. брод (через реку, болото) насос. ст. насосная станция
вдкч. водокачка ПТФ птице-товарная ферма
вод. водонапорная вышка піщан. укр.: піщаний кар"єр; рус.: песчаный карьер
клг. дв. укр.: колгоспний двір; рус.: колхозный двор сар. сарай, амбар
МТМ машинно-тракторная мастерская СТФ свино-товарная ферма
МТФ молоко-товарная ферма ур. урочище

Также, на карте Чернобыльской зоны значками обозначены достопримечательности . Их список:

1.лагерь 25-й бригады химзащиты (памятка ликвидации аварии)

2.стела "Чернобыльский район”

3.въезд в Зону (КПП "Дитятки”)

4.кладбище техники "(ПУСО) Рассоха"

5.пионерлагерь(?) "Сказочный"

6.автотрасса на Зеленый Мыс (памятка ликвидации)

7.объездная дорога вокруг г. Чернобыль (памятка ликвидации)

8.Свято-Ильинская православная церковь (188_ г.);

9.г. Чернобыль: мемориал "Звезда Полынь”, Администрация Зоны (место работы Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии и Оперативной группы МинОбороны СССР, до аварии - Чернобыльский райисполком и райком Компартии Украины), Дом культуры (место суда над обвиняемыми в аварии), почта, еврейское кладбище с братской могилой жертв Холокоста, бывшая синагога, место захоронения хасидского цадика раввина Менахема Нахума Тверского, основателя династии чернобыльских хасидов.

10. Памятник Героям ликвидации Чернобыльской аварии "Тем, кто спас мир"; пожарная часть города Чернобыль.

11. кладбище речных судов, залив р. Припять

12. выставка техники и роботов, участвовавших в ликвидации аварии

13. КПП "Лелёв” 10-километровой зоны

14. "Чернобыль-2” – памятка техники и "Холодной войны”: антенны комплекса "Дуга-1” обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет, военный городок

15. "Круг” - вспомогательный радарный комплекс для антенн "Дуги”

16. Руины зенитно-ракетного комплекса ЗРК С-75 "Волхов", защищавшего "Дугу” и ЧАЭС

17. Копачи, захороненное село

18. Чистогаловка, захороненное село

19. бетоноперегрузочный узел строительства Саркофага (объекта "Укрытие")

20. 5-й и 6-й энергоблоки ЧАЭС (недостроенные)

21. Полевая база отдела радиоэкологии и радиобиологии животных

22. ЧАЭС (Чернобыльская атомная электростанция) – комплекс объектов: "Саркофаг” над взорвавшимся 4-м энергоблоком, "Арка” (новый безопасный конфайнмент” над "Саркофагом”), энергоблоки 1, 2, 3, здание турбинного (машинного) зала, мемориал погибшим работникам АЭС и пожарным, административный корпус, канал с сомами

23. Открытое распределительное устройство (ОРУ) 750 кВ. Предназначалось для выдачи в энергосистему мощностей 3 и 4 блоков Чернобыльской АЭС.

24. "Рыжий Лес” (сосновый лес, погибший от радиации; выкорчеванный)

25. стела "Припять 1970”

26. разрушающийся г. Припять: пожарная часть, городская больница, первое место работы Правительственной комиссии, отель "Полісся", ДК "Энергетик", колесо обозрения, речной вокзал

27. грузовой порт, располагавшийся на р. Припять, портовые краны

28. полузатонувший паровой буксир "Таллин"

29. Старинная деревянная православная церковь в с. Красне

30. Зеленый Мыс - вахтовый поселок работников Чернобыльской зоны на период ликвидации последствий аварии.

Несколько дней нелегальной жизни в Зоне Отчуждения Чернобыльской АЭС. Сотня километров своим ходом по этому уникальному месту. С фотографиями и видео.

По понятным причинам я не буду указывать места входа в Зону и названия некоторых населенных пунктов.
Я не поддерживаю нелегальный экстремальный туризм по Чернобыльской Зоне и не вожу туда людей.

Наступила долгожданная весна. Всю зиму с нетерпением ждал ее, потому что только в теплую погоду можно поехать в многодневное путешествие с ночевками на природе.

Одиночное путешествие в Чернобыльскую Зону отчуждения и город Припять я планировал еще с прошлого года. И вот билет на поезд куплен, и мне пора собирать рюкзак.

Вариант путешествия я выбрал довольно экзотический: я, как гражданин России, пересекаю на поезде российско-украинскую границу, после в одиночку нелегально проникаю в Зону, за два дня пересекаю ее, по пути посещая мертвые, эвакуированные поселки, вхожу в город Припять и живу там несколько дней, осматривая Город и окрестности. Для остроты ощущений не беру с собой мобильный телефон и топографическую карту (она у меня в голове).

Как обычно, рано утром приезжаю на поезде в Киев и еду на автостанцию. Сажусь на автобус Киев-****** и доезжаю до одного населенного пункта. Выхожу в небольшой деревеньке в нескольких километрах от границы Чернобыльской Зоны. Проходящая через нее железная дорога ведет прямо в Припять. По этой дороге мне идти два дня. Через несколько километров подхожу к деревне В. Это и есть начало Зоны. Запретная, охраняемая территория. Зона безусловного отселения. Теперь надо быть очень осторожным, так как встреча с любым человеком там — это уже опасность быть пойманным.

Неожиданно из-за поворота, закрытого деревьями, навстречу мне выходит человек в камуфляжном костюме, везущий в руках велосипед. Прятаться уже бесполезно (он меня увидел), поэтому спокойно продолжаю идти вперед. Поравнявшись с ним, здороваюсь. Завязывается примерно следующий разговор:

— Куда путь держишь?
— Я турист, иду из Овруча («чистая» территория), хочу посмотреть деревню В*******.
— Так это же Зона!
— Я знаю, поэтому хочу посмотреть издалека.
— А чего издалека? Зайди в деревню, погуляй.
— А милиция?
— Да она только на КПП в паре километрах отсюда. Иногда патруль ездит, но если документы в порядке, то все нормально будет.
— А на железнодорожной станции если меня заметят и спросят что я тут делаю?
— Скажи, что в институте пишешь проектную работу.
— А поезда здесь часто ездят?
— Да каждую ночь, тут лесобаза.

Я не стал спрашивать у этого человека, кем он работает работает в Зоне отчуждения. Прощаюсь с ним и иду дальше. Теперь надо незамеченным пройти через действующую станцию В., на которой работают люди. Сворачиваю с железной дороги и иду по асфальту невдалеке от станции. Возле нее замечаю двух людей. Спрятавшись за одной из построек, пережидаю минут 15, выглядываю – никого.

Быстро прохожу участок, который просматривается от станции, и двигаюсь дальше, скрываясь в зарослях природы. В. — это первая на моем пути отселенная деревня. Она очень заросла, большинство домов сгорели, от них остались только руины с кирпичными печными трубами, одиноко смотрящими в небо, будто ждущие своих бывших хозяев. Это типичный пейзаж Зоны, к которому трудно привыкнуть. Где-то в этой деревне еще теплится жизнь – там доживают свой век несколько местных стариков — коренных жителей В., которые не захотели переезжать из этого зараженного места на чистую территорию – в одноименный поселок, специально построенный для переселенцев в Харьковской области. Шесть лет после аварии они жили на радиоактивной земле, пока Полесье не признали опасной зоной, а местным жителям не предложили переехать. А в отселенной В., так же как и в других немногочисленных обитаемых населенных пунктах Зоны, местных жителей с каждым годом становится все меньше и меньше…

Гамма-фон в Вильче около 40 мкР/ч.

Я выхожу из деревни и делаю небольшой привал. Уже больше полудня, а пройти надо большое расстояние. Теперь два дня идти по безлюдной территории к сердцу Чернобыльской Зоны – в город Припять. Беру рюкзак и направляюсь вдоль по железной дороге. Идти по ней тяжело: шаг человека заметно больше расстояния между шпалами. Если наступать на каждую – шаги становятся короткие, а это сильно изматывает. А с тяжелым рюкзаком делать шаг через шпалу – тоже трудно.

Эта железнодорожная ветка почти не используется. Об этом свидетельствуют ржавые рельсы и могучий кустарник, растущий между шпал и на насыпи. Кое-где между шпал встречаются даже невысокие деревья. Повалившееся лесное дерево наклонилось над рельсами, перекрыв путь для возможного поезда:

Природа отвоевывает свои территории, занятые когда-то человеком…

Через несколько километров подхожу к станции П. Издалека не сразу можно заметить платформу, состоящую из бетонных блоков – там тоже все заросло кустарником. С 1986 года уже никто с нее не уезжал на поезде.

Часы в Зоне не нужны — путешествие корректируется по взгляду на положение солнца. Световой день в апреле не слишком длинный, как летом, а пройти надо еще большое расстояние.

Время близится к вечеру, поэтому я ускоряю шаг. Заканчивается чистая вода, купленная в Киеве. Запас воды пополняю из небольшого водоема, образовавшегося в лесу после таяния снега. Вода настолько прозрачная, что пью ее, даже не фильтруя. Это только весной таких водоемов на пути много. Летом они пересыхают и на протяжении 55 километров встречаются только несколько грязных болот и две реки с водой сомнительного качества.

Солнце опускается к горизонту, надо выбирать место для ночлега. На пути станция К. Это единственная постройка рядом со станцией с заросшей платформой. Выросшее в асфальте дерево упирается в крышу здания станции. Место для ночлега не очень хорошее: от диких зверей эта открытая постройка, конечно, не спасет, зато есть крыша над головой на случай дождя. Оставляю на станции уже порядком надоевший рюкзак и иду осматривать окрестности, пока солнце еще не совсем опустилось за горизонт. Недалеко железнодорожную линию пересекает песчаная дорога со свежими следами от колес автомобиля. Это настораживает, но не настолько сильно, как многочисленные следы от животных на дороге и рядом с местом ночлега.

Темнеет еще больше.

Возвращаюсь на станцию, распаковываю спальный мешок, надеваю теплые вещи. После легкий ужин при свете фонаря (сильно стемнело). Вокруг меня на десятки километров безлюдный радиоактивный лес. Это место официально называется «Полесский радиационно-экологический заповедник».
Уровень гамма-фона 30-40 мкР/ч.
Через пару часов перестают петь птицы, и наступает полная тишина, изредка нарушаемая покачивающимися от ветра деревьями…
Я засыпаю в спальном мешке чутким сном.

На рассвете нехотя вылезаю из спального мешка и собираю рюкзак.

Поднимающееся ввысь солнце своими теплыми лучами освещает недавно лежавшую в полной ночной темноте железную дорогу и станцию К. Утренняя свежесть бодрит лучше крепкого кофе. Я продолжаю свое путешествие дальше. До Припяти 30 километров, которые обязательно надо пройти до заката солнца. Эта цифра, легко укладывающаяся в сознании городского жителя, в данный момент кажется слишком большой: здесь нет машин – никто не подвезет, нет магазинов – негде купить воды, нет электричества и мобильной связи. Это пустыня. Зеленая, красивая, с поющими птицами, с лесными лужицами, но пустыня.
Через пару километров под железнодорожным мостом протекает река Илья.

Над рекой второй мост – для машин. После аварии на ЧАЭС для ликвидации последствий потребовалась переправа через реку. Военные привезли этот раскладной металлический мост, который так и не забрали.

В реке пополняю запас воды и иду дальше. На одежду цепляются лесные клещи, их приходится скидывать через каждые 10-15 минут.
Радиационный фон постепенно повышается до 60-80 мкР/ч.
До этого времени я шел в 30-километровой Зоне отчуждения. После открытых ворот с колючей проволокой, когда-то закрывавших железную дорогу, начинается 10-километровая Зона (ее еще называют «десятка»).

Вообще существуют три чернобыльские Зоны: 30-километровая, 10-километровая и Припять с промплощадкой ЧАЭС. Есть анекдот на эту тему: «В 30-километровой зоне принято обращаться друг к другу с приставкой «фон», в 10-километровой – «Ваша светлость», а около ЧАЭС – «Ваше сиятельство».
Однополосная железнодорожная линия разветвляется на три колеи – впереди следующая станция — Толстый Лес. Слева большое кирпичное здание вокзала с ржавой вывеской «ТОЛСТЫЙ ЛЕС юго-западная ордена Ленина железная дорога».

Пробираясь сквозь заросли, подхожу к двери станции. Вход туда преградило растущее на ступеньках дерево. С трудом протискиваюсь через его ветки и вхожу внутрь вокзала. Справа окошко кассы, в которой до 1986 года продавали билеты, рядом – ржавый металлический котел для обогрева помещения. На нем еще различимы надписи, сделанные в советские времена, до аварии на ЧАЭС.

Это здание вокзала, по сравнению с другими, очень хорошо сохранилось: почти все стекла в окнах целы, есть двери, на потолке висит лампочка, только уже много лет нет электричества.
В других помещениях на полу лежат советские плакаты и горы бухгалтерских документов этой станции. В правом крыле здания раньше находился магазин для пассажиров, ожидающих свой поезд. Там наверняка в то время продавались всякие вкусности. Теперь остались пыльные пустые витрины и сломанные весы:

Рядом с вокзалом – небольшой пристанционный поселок. Он находится в очень живописном лесу вековых дубов. Там действительно очень красивые места. Это заповедник, о чем и указывает табличка:

Другие здания этого поселка в полуразрушенном состоянии. Недалеко находится непонятное подземное сооружение:

Внутри еще более непонятные емкости с надписью «Заражено»

Измеряю рядом радиационный фон, но он оказывается не выше, чем в окрестностях.

Время близится к полудню. Надо идти дальше. За станцией радиационный фон заметно увеличивается. На радиометре показания уже легко достигают сначала 100, после 200 и 300 мкР/ч. Это не удивительно: здесь прошел западный радиоактивный след после аварии на атомной станции.
Через 7 километров к железнодорожной линии примыкает большое село Толстый Лес.

У этого населенного пункта большая история. Первое упоминание в исторических документах относится к 1447 году. До революции 1917 года в селе проживало больше 1000 человек. В 1970-х годах – около 800. До чернобыльской катастрофы в селе работала средняя школа и уникальная Свято-Воскресенская церковь, освященная в 1860 году. Она была построена из дерева без единого гвоздя. В 1996 году в этих местах были сильные пожары. В них сгорела не только эта церковь, но и местное кладбище.
Гамма-фон в Толстом Лесу во многих местах превышает 1000 мкР/ч. Жителей отселили в 1986 году в Макаровский район Киевской области.
Недалеко от Толстого Леса село Новая Красница. Там же и станция Красница, по строению идентичная станции Кливины.

Радует то, что там есть лавка со столиком. Ненадолго присаживаюсь отдохнуть и снова в путь. До Припяти еще 20 километров, а уже больше полудня.
Гамма-фон – больше 300-400 мкР/ч.
Через пару километров радиация заметно снижается – я прошел полосу сильного заражения. Железная дорога улучшается: прогнившие и заросшие деревянные шпалы cменяются на бетонные, засыпанные свежим гравием. На склоне вырублены деревья, чтобы не мешать проезду поезда.

Недалеко станция с названием Буряковка. Вообще, «буряковка» — это украинское название водки, произведенной по особому рецепту. Так называется и село, образовавшееся в средине 19 века. После аварии на ЧАЭС всех жителей отселили в Макаровский район Киевской области.

Опять заканчивается вода. В пристанционном колодце она непригодна для питья. Значит пополнять запасы воды буду опять из открытых источников.
Рядом с селом Буряковка расположен радиоактивный могильник зараженной техники и единственное цивилизованное в Зоне хранилище радиоактивных отходов «Вектор», построенный совместно с немецкой компанией «NUKEM». Там скопились не только «чернобыльские» отходы: в 2003 году в условиях повышенной секретности в Буряковку были ввезены для захоронения 16 кубометров радиоактивного происхождения с бывшего Макаровского военного полигона.
До трубы 4-го блока ЧАЭС — 12 километров. Радиационный фон на железнодорожной линии около 100 мкР/ч.
Через три километра от станции Буряковка – станция Шепеличи.

Это последняя станция перед Припятью. Я выхожу на финишную прямую. Через несколько километров я войду в Город – главный уровень Чернобыльской Зоны.
Лось!
Впереди меня вдалеке появляется движущийся силуэт. Неужели люди?! Сразу смотрю по сторонам, на случай отхода, чтобы спрятаться в глубине леса. Но рядом заболоченная местность, хотя это не должно останавливать. В бинокль наблюдаю за силуэтом на моем пути. Это оказывается лось, вышедший на железнодорожную линию. Через бинокль удается сфотографировать этого зверя:

Лосей в Зоне много, я встречал их и в прошлых поездках. Лоси не нападают на людей, они их боятся и убегают. Я продолжаю идти вперед.
Заметно темнеет, а до Припяти идти еще несколько километров. Возле леса на земле стоят два ржавых вагона:

В бинокль уже различимы столбы станции Янов.

Машина!
Справа от дороги метрах в 200 слышу звук проезжающей машины! Быстро кидаюсь с насыпи в заросли и наблюдаю: микроавтобус проехал в сторону Припяти и скрылся за деревьями. Это местные рабочие ездят в Буряковку. Чтобы не рисковать, осторожно иду дальше по тропинке рядом с железной дорогой.
Припять рядом, но чтобы выйти в Город, надо еще найти место, где можно пролезть через колючую проволоку, которой опоясана Припять. Но сильно стемнело, поэтому решаю заночевать где-нибудь на окраине, чтобы рано утром при свете солнца спокойно войти в закрытый Город.

Ближайшие здания припятьского предприятия огорожены забором с колючей проволокой. Иду вдоль забора и через некоторое время нахожу место, где можно пройти через него: там колючая проволока свисает до земли, и я спокойно перешагиваю через нее, направляясь вглубь предприятия. Рядом заброшенные гаражи и учреждения с уровнем гамма-фона 700-900 мкР/ч, а это нездоровая обстановка. Иду дальше искать другое место. 200-300 мкр/ч по гамме уже лучше, тем более, что времени на поиски подходящего места для ночлега уже не осталось. Вхожу в длинное одноэтажное здание, выбираю комнату, и при свете фонаря распаковываю рюкзак. Теперь можно поужинать и отдохнуть после многокилометрового перехода.

Ночью поднимается сильный ветер. В полной темноте старые двери и рамы окон скрипят, не давая уснуть. Залетающий в помещение ветер шелестит многочисленными бухгалтерскими бланками, разбросанными на полу. Но усталость берет свое, и я постепенно засыпаю.

Проснувшись рано утром, собираю рюкзак и осторожно направляюсь в центр Припяти. Погода ухудшается: солнце спряталось за тучами, дует прохладный ветер, но настроение это не портит – я дошел до Города!

Подойдя к известной 16-этажке с гербом СССР на крыше (ул. Лазарева, дом 1), слышу звук машины. Бегу к этому дому и прячусь. Машина проезжает где-то рядом и уезжает (я не выглядывал и не видел что это за авто). Вхожу в это здание и залезаю на крышу, откуда хорошо виден весь город и реактор.

Смотря на опустевший закрытый Город, возникает особенное чувство, которое нельзя передать словами. Припять совсем не кажется «прокаженным» местом. Напротив, возникает чувство уютности и спокойствия. Здесь теперь нет городской суеты, нет спешащих на работу людей, с причала не отходят «ракеты», в парках не отдыхают люди. Тишина и спокойствие. Город погас юным, в 16 лет, когда 27 апреля 1986 года эвакуировали 48 тысяч его жителей. В тот день людям сказали, что город эвакуируют временно, на три дня. Никто из них не знал, что это навсегда.

Если впервые взглянуть с высоты на Город, то сразу и не скажешь, что он мертв: жилые кварталы с виду неплохо сохранились. Но если приглядеться – замечаешь, что сила растительной жизни в Припяти настолько велика, что заросли деревьев подступили к домам и подъездам. Деревья растут даже на балконах, из открытых люков, на крышах зданий, из асфальта, покрытого мхом и кустарником. Футбольное поле городского стадиона превратилось в рощу.

Но это только с высоты кажется хорошая сохранность зданий. На самом деле Припять разрушается. Первой обвалилась часть здания школы № 1. Подземная инфраструктура затоплена, много зданий в аварийном состоянии. В некоторые из них заходить уже опасно. Вот почему я против нелегальных поездок, когда неопытные и незнающие люди приезжают туда и подвергают опасности свое здоровье и жизнь. Еще больше огорчает то, что посетители Города оставляют после себя мусор: в одном только подъезде этого дома я увидел недавно оставленные пустые бутылки, пачки из-под сигарет и т.д. Я ничего в Зоне отчуждения не оставляю: весь свой мусор забираю с собой и выбрасываю в урну, вернувшись в Киев.
Ветер усиливается и становится очень прохладно. Я спускаюсь с крыши в пустую квартиру на 16 этаже. Уже решаю пойти в город, как через окно вижу автобус, подъехавший по проспекту Ленина от КПП «Припять». Он остановился на улице Курчатова около магазина «Радуга» (где желтая телефонная будка).

Из него вышли несколько человек и направились в это здание. Минут через 15 они вышли, неся с собой что-то наподобие стенда, и занесли его в автобус. После развернулись и уехали обратно к КПП. За это время проехал еще один автобус, тоже через проспект Ленина, но направился в другую сторону – к улице Леси Украинки.

Через несколько минут тем же маршрутом проехал грузовик.

Проехавший вскоре милицейский патруль окончательно привел меня к мысли, что Припять — как проходной двор.
Но вот Город на некоторое время становится пустым. Осторожно выхожу из подъезда и иду дворами в парк.
Открытие парка аттракционов планировали на 1 мая 1986 года. Но в целях предотвращения паники и отвлечения жителей от ситуации на 4-м энергоблоке, колесо обозрения запустили 26 апреля. Один день оно находилось в эксплуатации. Всего 1 день. Застывший 23 года назад аттракцион больше никогда не дождется своих посетителей.

В этом парке легло радиоактивное пятно. Мой радиометр показывает значения, заметно превышающие гамма-фон: 300-400-600 мкР/ч. Есть там места и с более высокими уровнями.

Начинается дождь. Я направляюсь в центр города. Здесь уже давно знакомые мне Торговый центр, ДК «Энергетик», гостиница «Полесье», музыкальная школа, кинотеатр «Прометей».

Дождь усиливается, и я скрываюсь от него в музыкальной школе. Здание в плохом состоянии: мозаика из цветных камешков перед главным входом обваливается на радость несознательным туристам; внутри школы прогнивший пол зарос мхом, повсюду сломанная мебель; потолок протекает и заливает водой пианино с оторванными клавишами. Интересно, кому потребовалось их отрывать? В другом помещении деревянный ящик со знаком радиоактивности.

Дождь прекращается, и я направляюсь через заросли Припяти вдоль улицы Курчатова к речному причалу.
Подождем автобус?

Чтобы пройти к реке Припяти, надо найти место в заборе с колючей проволокой. Причал находится за кафе «Припять».

На пристани легло радиоактивное пятно. Но загрязнение радионуклидами там очень неравномерное. Я долго на пристани проводил контроль радиационной обстановки, чтобы найти самое «грязное» место, сантиметр за сантиметром исследуя местность.
Уровень фона различается в десятки раз на расстоянии всего пол метра. Например, на предпоследнем пролете лестницы при спуске к пристани на ступеньках около 4000 мкР/ч, а на земле за лестницей в 50 сантиметрах не больше 800 мкР/ч. В нескольких метрах от лестницы – на асфальте пристани – от 100 до 400 мкР/ч.
Ловись на ужин, рыбка, большая и маленькая, двухвостая и двуглавая =))

В нескольких сотнях метров от асфальтовой пристани находится частично затопленная плавучая пристань.

По пути к ней еще одно локальное радиоактивное пятно.

За плавучей пристанью – спасательная станция.

Через несколько сотен метров от выхода из Припяти находится село Новые Шепеличи. Это село намного старше Припяти, и раньше было районным центром Киевской области.
Еще до поездки, планируя посетить Новые Шепеличи, я в интернете узнал, что в селе действует АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) – такая будка с оборудованием, автоматически делающим замеры радиационного фона и передающим данные в Чернобыль. Такая же система есть и в Припяти около стадиона. Особенность АСКРО в том, что эта система работает без участия людей.
Еще есть данные, что после аварии на ЧАЭС в Новых Шепеличах организовали ферму, на которой изучали влияние радиации на быков и коров. По каким-то причинам эту ферму закрыли.

Слава от дороги – предприятие ПМК, на его территории продовольственный магазин и несколько 4-этажных домов. Справа от дороги – автобусная остановка, пустующая 23 года. В центре села – магазин «Товары для детей».
Сельские одноэтажные деревянные домики заросли и полуразрушены. Прохожу до конца села и спускаюсь к реке. На берегу прогнившие лодки, «съедаемые» растительностью в тени подступивших к реке деревьев.

Немного отдохнув у реки, возвращаюсь в село. Тишину заброшенной местности нарушает звук автомобиля, выехавшего сзади меня из переулка. Оборачиваюсь и осознаю, что прятаться уже бесполезно – на прямой дороге меня уже увидели (кстати, никто не продает шапку-невидимку?). Спокойно продолжаю идти вперед, отойдя к левой обочине, уже смирившись с тем, что мое путешествие заканчивается. Мимо меня проезжает красный «жигуленок». Единственный в машине человек – водитель – взглянув на меня, не останавливаясь поехал дальше. Удивительно! Я нахожусь в 10-километровой Зоне, один, с рюкзаком, без сопровождающих, а меня не то что не останавливают, так еще и не интересуются что я тут делаю! Машина скрылась за поворотом. Там живут единственные в 10-километровой Зоне местные жители — дед Савва с женой Еленой. Вот их дом:

Припять окружена колючей проволокой.

Продолжение следует.

Эта зона манит не только туристов, которые приезжают сюда на непродолжительные экскурсии, но и сталкеров, проводящих здесь немало времени и путешествующих по заброшенным городам и селам.
Как проводят свое время сталкеры в зоне отчуждения, расскажет фотоотчет с рассказом одного из сталкеров.
Под убывающей луной мы шли сквозь густой, настоявшийся ароматами полевых трав летний воздух. В ночной прохладе шагается легко. Периодически стремают разнообразные хоботящиеся в кустах ночные твари.
После короткого привала и восполнения запасов воды из ближайшего болота мы форсировали в брод реку Уж.


После петляния в полях вышли к руинам церкви и решили заночевать в заброшенном селе, силы после ночных полей были на исходе.


Нашли отлично сохранившуюся хатку в селе и решили что она приютит нас. Утром разложили манатки и принялись завтракать под мирно потрескивающий дозиметр.




В светлое время суток идти было нельзя. Мы использовали день, чтобы хорошо отдохнуть и пополнить запасы воды. Вдоволь нагулялись по красивейшей природе и заброшенному селу. В селе есть руины православной церкви, местные священники типа за ней приглядывают и в помещении с алтарем поставили металлопластиковые окна(!), смотрится в здешних краях дико.








Ночью был долгий и сложный переход. Мы ломились сквозь леса по тропам диких животных, чесали под высоковольтными линиями и к рассвету вышли на окраины Припяти.




КПП заброшенного города со следами сталкерской стоянки. Лес между КПП и заводом Юпитер произвел на меня очень гнетущее впечатление. Среди деревьев разбросаны остатки радиоактивной техники, которые светятся настолько, что даже мародеры не стали их резать на металл.


Завтракаем на крыше с видом на ЧАЭС и ложимся спать. Днем гулять не безопасно, можно нарваться на милицейский патруль.


Утром и ночью мы видели еще одну сталкерскую группу а позже встретили друзей с которыми периодически пересекались вплоть до самого выхода из зоны. Познакомились, выпили самогона с салом и чесноком в роскошных апартаментах и погнали гулять по ночному городу.
Витраж кафе «Припять» возле пруда.


На дальнем берегу пруда стоят огромные 30-метровой высоты заброшенные портовые краны. На фоне звездного неба они были похожи на технику из звездных войн.









В лучах рассвета мы незаметно пробрались сквозь какие-то радиоактивные могильники к нефтебазе, чтобы сфотографировать ИСУ-152 - самоходную артиллерийскую установку времен прошлой мировой войны, которая покоится за забором жилой части нефтебазы. Запах радиоактивной помойки я теперь не с чем не спутаю.




126 медсанчасть в подвале которой одно из самых грязных мест в зоне. В небольшой комнатке лежат вещи пожарников, которые получили дозы радиации превышающие смертельные в несколько раз и дико светящиеся до сих пор. Я не раз думал о самоотдаче людей, разгребавших последствия радиоактивной катастрофы. Смотрел много старых видео, и там люди реально осознавали что они делают, что они жертвуют собой ради других – это очень… Важно, когда условия в которых выросли люди делают их способными на такие поступки ради других.







Журнал абортария. В советском союзе секса небыло, но аборты были.


Обувь на полке в детском садике. Мрачнее места и представить сложно.


Традиционный закат на крыше 16-этажки с кальяном и нашими новыми друзьями. Отсюда открывается прекрасный вид на город.






Вид на на пятый микрорайон ночью. Призрачные панельные девятиэтажки, как обглоданные кости животного отражают бледный лунный свет.


Одно из самых сильных мест – это два кресла на крыше, которые туда вынес кто-то из сталкеров. Мы влипали там по многу часов, курили кальян, смотрели на ЧАЭС, в густоту звездного неба и на город-призрак по заросшим улицам которого шарятся ночные животные.


Чертово колесо в парке аттракционов.


Чертово колесо в центре Припяти. На фоне звездного неба его можно увидеть только не легально.


Рассвет мы встречали на крыше шестнадцатиэтажки с гербом. Герб меня очень заинтересовал, я такого нигде больше не видел.


Заснул не дожидаясь рассвета.


Говорят, иногда эти буквы на крыше здания переставляют местами сталкеры и местная милиция устраивает по этому поводу дикий шмон всего города.




Бассейн школы №3.


Некоторые места в городе специально очень качественно обставлены для экскурсионной фото работы, как эта комната с противогазами.


Фреска на почте, зашли сделать пару кадров, впереди нас ждет долгая дорога через ночные леса.




Войдя в темную полосу после рыжего леса, где-то совсем рядом мы услышали многоголосный волчий вой большой стаи. Было страшно, ведь выли прямо по курсу, собрав очко в кулак и приготовившись прорываться мы двинули вперед. Я держал при себе петарды – в надежде, что в критической ситуации громкие хлопки отпугнут хищников. Все обошлось и ближе к утру мы пришли в брошенный кем-то среди поля троллейбус. Это популярная сталкерская база, здесь мы выпили чаю и перекусили. Это место чем-то показалось мне похожим на автобус из фильма «В диких условиях», где провел свои последние дни главный герой.




Сталкерская ночлежка. Мы догнали наших друзей не далеко от Чернобыля-2.


Длинный и мрачный коридор между антеннами и военным городком.


Ближе к закату мы полезли на ЗРЛС «Дуга-1», заброшенную громадную антенну, на 150 метров возвышающуюся над лесами зоны. Обиван полез на резонатор. Стоял ветер, его качало и шатало, но он просто собрал яйца в кулак и прошелся по трубе на высоте ста метров.


Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер а вместе с ним и особый почти ультразвуковой «Звон». Ветер свистел в миллионах стальных тросов и резонаторов антенны, напевая выжигающую мозги песню.


С вершины мы смотрели вслед заходящему солнцу и наблюдали столбы дыма. Где-то далеко горел лес. Сталкеры говорят, что нынешние власти специально выжигают леса, проталкивают какой-то законопроект чтобы раздерибанить зону и ужать ее уже в будущем году с 30 до 10 километров.


Еще одна жуткая история. В заброшенном военном городке есть комната с мертвыми волками. Не понятно как они туда попали, но стены комнаты исцарапаны изнутри лапами а на полу лежат две мумии.


А потом была долгая дорога домой. Зона для меня – это бесконечное звездное небо, открытый космос.


Проходя под ЛЭП мы увидели, что на провода упало дерево. Оно тлело, оттягивало провода и могло вызвать пожар. Зайдя в домик к лесникам мы выпили чаю и оставили им записку с точными координатами аварии.



Владимир Яворивский, народный депутат, глава Временной депутатской комиссии по расследованию причин и последствий аварии на ЧАЭС:

Чернобыльская АЭС остается опасной, даже очень опасной. Объясняю почему. Во-первых, в Чернобыльской зоне до сих пор остается около 800 незахороненных временных хранилищ, которые уже существуют 28 лет. Это техника, зараженная высоким уровнем радиации, покинутые песчаные или болотные ямы. Они излучают высокий уровень радиации.

Второе. Есть проблема так называемого "рыжего леса", который рос вблизи самого реактора. Его называют рыжим, потому что все эти сосны изменили цвет под воздействием радиации после катастрофы.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков

Ну и третья проблема - это сам конфайнмент, который закрывает четвертый реактор. Он рассчитан на тот период, который уже давно закончился. Сейчас готовят вторую обшивку вокруг этого спрятанного реактора. Он очень тяжелый, это колоссальный вес, тысячи тонн бетона, а сама атомная станция построена в исключительно преступном месте, на болотистых грунтах Полесья, очень близко к грунтовым водам. И это возможное проседание очень опасно, ведь поверхностные воды могут проникнуть в основные подземные слои воды.

Я уже не говорю о самоселах, которые там живут, о самой этой тридцатикилометровой зоне с загрязненными лугами и водами.

Конечно, сохраняется опасность. Вы знаете, что даже был разгон реактора. Про него мало тогда говорили, это было еще в советские времена. То есть начиналась цепная реакция в четвертом реакторе, когда туда попадала вода. Сам же этот саркофаг негерметичный. Туда попадали вода, снег и так далее, и начался разгон цепной реакции. Хорошо, что его вовремя заметили и просто погасили.

Ну и сам по себе саркофаг является опасным, излучает радиацию все-таки. И там не установлено количество ядерного топлива, которое осталось.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков.

Я не являюсь специалистом в ядерной отрасли, но мне кажется, что построить хранилище для отходов было бы самым лучшим вариантом. Мы уже потеряли Припять, туда никто не вернется в ближайшие столетья. Потому логично хранилище строить там, а не загрязнять какое-то другое место. Но это уже пусть решают ученые.

Но хранилище нужно делать обязательно. У нас столько ядерных отходов! Все те капсулы с топливом, которые были в четвертом реакторе, и которые остались, - их же оттуда изъяли, и поставили их в хранилище ядерных отходов. Точно так же и от других реакторов, все это нужно где-то прятать.

Где расположены непосредственно электростанция, города Чернобыль и Припять , север Полесского района Киевской области (в том числе пгт. Полесское и пгт. Вильча), а также часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией . Народичский район в Житомирской области с июня 2010 года вынесен за пределы чернобыльской зоны отчуждения.

История

Зона отчуждения была установлена вскоре после Чернобыльской катастрофы в 1986 году . На территории Зоны было определено три контролируемых территории:

  • Особая зона (непосредственно промплощадка ЧАЭС),
  • 10-километровая зона.
  • 30-километровая зона.

Население с загрязненных территорий было эвакуировано. Для рабочих, оставшихся обслуживать электростанцию и Зону отчуждения, был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, развернуты пункты дезактивации . На границах зон была организована пересадка работающих людей из одних транспортных средств в другие для уменьшения переноса радиоактивных веществ .

Однако, большие площади загрязненных территорий оставались за пределами 30-километровой зоны, и начиная с 1990-х годов проводилось постепенное отселение населенных пунктов Полесского района , в которых доаварийный уровень загрязнения радионуклидами превышал установленные законом нормы. Так, к 1996 году были окончательно отселены пгт. Полесское , пгт. Вильча , с. Диброва, с. Новый Мир и многие другие. С 1997 года эта территория вошла в состав чернобыльской зоны, была передана под управление МЧС и включена в охранный периметр.

К 2011 году в Белоруссии было введено в хозяйственный оборот более трети земель, ранее входивших в зону отчуждения. Общая площадь таких территорий составила 16,35 тыс. км² из 46,45 тыс. км² выведенных из хозяйственного оборота в 1986 году.

Описание

Зона отчуждения сегодня - это поверхностный открытый радиоактивный источник. В пределах радиоактивно-загрязненных территорий осуществляется ряд работ по недопущению распространения радиоактивных загрязнений за пределы зоны отчуждения и поступления радионуклидов в основные водоемы Украины (Киевское водохранилище , река Днепр и т. д.).

Украинская часть зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения имеет площадь около 2598 км 2 . Административный центр зоны отчуждения - город Чернобыль. В Чернобыле располагается Администрация зоны отчуждения (АЗО), являющаяся отделом Министерства по чрезвычайным ситуациям. В самой зоне отчуждения находится персонал предприятий АЗО, персонал ГСП Чернобыльская АЭС и небольшое количество гражданского населения (самосёлы). Гражданское население проживает в 11 заброшенных населенных пунктах. Общее количество гражданского населения не превышает 300 человек. Количество персонала работающего в зоне отчуждения и на ЧАЭС составляет примерно 5000 человек, из которых около 3000 проживает в Славутиче .

На территории зоны находятся 11 объектов природно-заповедного фонда Украины. Современная зона отчуждения постепенно превращается в резерват для жизни редких животных. Установлено присутствие таких редких видов как медведь , выдра , барсук , ондатра , рысь , олень , лошадь Пржевальского . Также в огромном количестве водятся лоси , косули , волки , лисы , зайцы , дикие кабаны и летучие мыши . По словам Сергея Гащака из Чернобыльского центра проблем ядерной безопасности, организмы диких животных сами справляются и с повышенным фоном, и с химическим загрязнением территории, и другими негативными факторами. Таким образом, снятие антропогенного воздействия оказало положительный эффект, в сотни раз превышающий негативное влияние техногенной катастрофы .

Современная территория зоны отчуждения является местом нелегального туризма - сталкерства . Проблема нелегальных проникновений в зону отчуждения послужила причиной ужесточения административных наказаний, а вынос предметов из зоны влечет уголовную ответственность (статья 267-1 Уголовного кодекса Украины).

Радионуклиды

В декабре 2010 года глава МЧС Виктор Балога организовал экскурсию в зону отчуждения для администратора Программы развития ООН Хелен Кларк .

20 апреля 2011 года в рамках мероприятий, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, президент Украины Виктор Янукович вместе с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором МАГАТЭ Юкиа Амано посетили промышленную площадку Чернобыльской АЭС.

26 апреля 2011 года, в день 25-й годовщины катастрофы на Чернобыльской АЭС, президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев возложили цветы к подножию памятного знака ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС и почтили ликвидаторов минутой молчания. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил заупокойную литургию возле памятника, а позже совершил короткий пасхальный молебен в Свято-Ильинском Чернобыльском храме.

6 сентября 2011 года в рамках официального визита на Украину Чернобыльскую АЭС посетила парламентская делегация Японии во главе со спикером Палаты представителей Парламента Японии господином Такахиро Йокомичи.

Текущее состояние

По утверждению Юрия Андреева, одного из операторов второго блочного щита Чернобыльской АЭС в период её активности и ликвидатора последствий аварии, в интервью Би-би-си, зона продолжает обживаться самосёлами , некоторые из которых - безземельные фермеры, которые приехали туда, взяли заброшенные дома, завели там свое хозяйство, живут и работают. Согласно словам ликвидатора, «реэвакуация уже идет сама по себе» . Кроме того, в зоне по прежнему ходят «мародеры, которые до сих пор грабят брошенные дома, металл, шифер оттуда вывозят, и наркоманы, которые выращивают в этой зоне наркотики».

См. также

  • Полесский государственный радиационно-экологический заповедник - продолжение Зоны на территории Белоруссии

Примечания

  1. Закон СССР от 12.05.1991 N2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" . economics.kiev.ua (12 мая 1991 года). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 30 марта 2012.
  2. Первый Доклад в МАГАТЭ. 1986 г. Глава 5.8. Дезактивация 30-километровой зоны.
  3. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=791%E0-12 Закон Украины «Про правовий режим території…»
  4. В Белоруссии проведут инвентаризацию "чернобыльских" земель . Росбалт (03/08/2011). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 20 сентября 2011.
  5. Котляр, Павел . Природа прибрала Чернобыль к рукам (рус.) , Infox.ru (26 апреля 2010 года). Проверено 9 декабря 2010.
  6. Сталкеры и посещение Чернобыля и зону отчуждения Чернобыльской АЭС
  7. Журналистское расследование проблемы чернобыльского сталкерства в зоне отчуждения
  8. Уголовный кодекс Украины. (укр.)
  9. Леся Головата Чорнобильські сталкери (укр.) . zaxid.net (26-04-10). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 21 ноября 2011. Перевод статьи на русский язык . inoforum.ru
  10. Татьяна Ивженко Украина приглашает сталкеров . Независимая газета (17 декабря 2010).
Поделиться: