Материальный мир (материя). Материальный мир



Материальный

Материа́льный

прил. , употр. сравн. часто

Морфология: материа́лен , материа́льна , материа́льно , материа́льны ; материа́льнее ; нар. материа́льно

1. Материальным миром является окружающий мир, который человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В материальном мире ничто не исчезает.

2. Материальным является предмет, который существует в реальности и сделан из определённого вещества, материала и т. п. и который можно воспринимать при помощи органов чувств.

Предметы материальной культуры. | Байкальская темень настолько очаровательна, что её буквально можно ощупать, как материальный предмет, бархатистый и нежный.

3. Материальными благами являются деньги, имущество, которые вы имеете или которыми пользуетесь.

Он трудился под открытым небом, не ища материальных благ, не мучась честолюбивыми желаниями. | Счастье не зависит от материальных благ.

4. Материальным благополучием или благосостоянием является хорошее финансовое положение человека или общества.

Он считал, что человек без диплома - это просто никто, у него нет шансов ни на карьеру, ни на достижение материального благополучия.

5. Материальным положением человека является его обеспеченность деньгами и имуществом.

Тяжёлое материальное положение. | Он решил поправить своё материальное положение.

6. Материальным интересом или материальной заинтересованностью является ожидание от чего-либо, например, работы, хорошего дохода.

Заботы людей о своих материальных интересах и пренебрежение к миру духовному всегда возмущали его.

7. Если кто-либо наносит кому-либо или чему-либо материальный ущерб , значит, он приносит этому человеку или предприятию убытки.

Андрей поник, всем своим видом угрожая нанести «Восточному ресторану» материальный ущерб.

8. Материальной помощью является финансовая (продовольственная и т. п.) помощь, которая обычно выделяется малообеспеченным людям.

Учащиеся получали материальную помощь от местных властей.

9. Материальной ответственностью является ответственность работника за денежные средства предприятия или организации.

Я нёс материальную ответственность за мероприятие.

10. Если вы материально обеспечены , значит, у вас есть достаточно денег, чтобы вести безбедную жизнь.

Я могу сказать, что материально я обеспечен.

11. Если вы материально зависите (зависимы ) от кого-либо, значит, вы живёте на средства этого человека.

Дети всегда материально зависимы от взрослых. | Ей не хотелось материально зависеть от богатого отчима.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "материальный" в других словарях:

    1) вещественный, грубый, чувственный, плотской в противоположность идеальному; 2) содержательный (касающийся самого существа предмета) в противоположность формальному (относящемуся к внешности, форме предмета). Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    Вещественный, реальный, телесный, физический; предметный, овеществленный, облеченный плотью, облеченный в плоть, имущественный, приземленный, финансовый, денежный. Ant. идеальный, нереальный Словарь русских синонимов. материальный 1. вещественный … Словарь синонимов

    И матерьяльный, матерьяльная, матерьяльное; матерьялен, матерьяльна, матерьяльно. 1. только полн. формы. Прил. к материал в 1 знач. Заведующий материальной частью. Материальные склады. 2. только полн. формы. Прил., по знач. связанное с заработком … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. material) телесный, вещественный в противоположность имматериальному; акцентированный момент содержания (и, значит, описываемой им реальности) как противоположный формальному. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под… … Философская энциклопедия

    материальный - МАТЕРИАЛЬНЫЙ, вещественный, физический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - [рья ], ая, ое; лен, льна. 1. см. материал. 2. Вещественный, реальный, в противоп. духовному. М. мир. 3. полн. Относящийся к уровню жизни, к доходу, к заработку. Материальное положение. Материальное стимулирование. Материальная часть (спец.)… … Толковый словарь Ожегова

    Материальный - вещественный, физический, реальный; например, материальный мир … Начала современного естествознания

    материальный - ▲ связанный (с) материя материальность. материальный связанный с материей. физический. вещественный. ↓ наследственный, материальная культура, награда … Идеографический словарь русского языка

    Материальный - м., в знач. сущ. Служащий, выполняющий обязанности заведующего материальной частью золотого прииска или рудника. Материальный приказчик, заведующий приисковыми амбарами и складами и производящий из них выдачу, а также прием припасов и всякого… … Словарь золотого промысла Российской Империи

    материальный - материал, материальный. Произносится [матерьял], [матерьяльный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Мать Земля. Ведическое учение о жизни , Усанин Александр Евгеньевич. Материальный мир - это духовная школа. Те души, которые сосредоточены только лишь на себе, находятся в телах минералов, кристаллов и драгоценных камней. По мере расширения круга ее интересов…

Материальный мир составляет ¼ часть полного творения Господа. Он состоит из 14 миров (планетных систем) и называется Деви-дхамой , то есть обителью, где правит Деви , или Дурга – олицетворенная материальная природа.

Небольшая часть брахмаджъоти (духовного сияния, излучаемого Голокой Вриндаваной ) (ШБ 2.5.11) покрывается невежеством (где нет памяти о Кришне). Там Господь в форме пуруша-аватар проявляет материальную энергию и бесчисленные вселенные (ШБ 2.5.21; 4.17.21).

Каждая вселенная управляется Господом Брахмой, и он же проявляет все многообразие материальных форм во вселенной.

Диаметр ядра нашей вселенной составляет 6 миллиардов километров. (ШБ 5.20.43). Снаружи вселенная покрыта многослойной оболочкой, создающей внутри полную темноту. Поэтому в каждой вселенной есть лучезарная планета – Солнце, которая светит отраженным светом брахмаджъоти , сиянием духовного мира (ШБ 3.26.3; 4.12.37) Оболочка вселенной состоит из 7 слоев, каждый из которых толще предыдущего в 10 раз. Первый слой представляет собой изначальную воду. Следующие слои: огонь, воздух, эфир, ум, ложное эго и самый толстый, внешний, слой – слой не проявленной, не дифференцированной материальной природы (прадханы ) (ШБ 2.1.25; 2.2.28; 3.26.52; 3.26.10; 3.32.9.1.6.31). (В других местах, например, ШБ 3.32.9 и 4.20.35-36 первой оболочкой приводится слой земли)

Адские планеты (Наракалока )

Они расположены между Паталалокой и океаном Гарбходака . На них живые существа отбывают наказания за греховные поступки (ШБ 5.26. 5).

Там же неподалеку находится планетная система Питрилока , где обитают Питы , или предки, которой правит бог смерти Ямарадж , присуждающий наказания грешникам после смерти. В Бхагаватам описывается, что все Питы являются преданными Господа.

В центре вселенной располагаются 14 планетных систем (ШБ 2.5.38-39; 2.5.40-42), разделенных на 3 уровня существования: низшие, средние и высшие, или райские (ШБ 3.10.7-9; 3.11.26; 4.20.35-36). Понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры. Чем более оно утонченно, тем выше считается расположенной планетная система.

Низшие планетные системы:

1. Патала или Нагалока . Под этой планетной системой в своей обители живет Господь Ананта – тысячеглавый змей, воплощение Господа Вишну, который поддерживает все 14 миров. Он всегда пребывает в сердце Господа Шивы и помогает ему разрушать вселенную.

Во время разрушения вселенной пламя вырывается из Его ртов и сжигает все творение (ШБ 5.гл.25). Паталу населяют очень злобные демонические змеи – Наги (ШБ 5.24.31).

2. Расатала . Следующая планетная система, которую также населяют змееподобные живые существа. Они владеют мистическими совершенствами, и единственно чего они боятся – это Сударшана-чакры – могущественного оружия Господа Вишну.


3. Махатала . Эту планетную систему населяют также змеи, включая Такшаку – крылатого змея, укусившего царя Парикшита . Они тоже наслаждаются жизнью за исключением случаев, когда их навещает сильнокрылый Гаруда , который питается змеями.

4. Талатала – планетная система, где обитают демоны во главе с Майей Данавой . Он знаменит как самый выдающийся механик и иллюзионист этой вселенной.

5. Сутала . Этой планетной системой правит знаменитый Бали Махарадж , который отдал Господу Вамане все, включая самого себя, и получил взамен чистую любовь и преданность. Более того, Сам Господь Ваманадев подарил ему Суталалоку и занял роль привратника, охраняя царство Своего дорого преданного.

6. Витала . В этой планетной системе обитает Господь Шива со своей супругой Бхавани.

7. Атала . А эта планетная система заселена материалистами, которые полностью опьянены плотскими наслаждениями.

Все эти планетные системы (7 уровней ниже Земли) называют била-сварга , подземным райским царством, их населяют змеи и змееподобные существа, Наги , материалисты и демоны. В самые низшие уровни этих планет не проникают солнечные лучи, и освещаются они сиянием драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов (ШБ 5.24.31). В материальном отношении все эти планеты находятся на высоком уровне развития цивилизации, предназначение которой одно – удовлетворение чувств. «Даже полубоги и те не всегда могут свободно предаваться чувственным наслаждениям, однако обитателям этих планет ничто не мешает наслаждаться жизнью. Поэтому все они очень привязаны к иллюзорному счастью» (ШБ 5.24.8) Однако обитатели этих планет не знают о преданном служении и обладают материалистическим и даже демоническим сознанием (ШБ 4.29.28).

Средние планетные системы:

8. Следующая планетная система – Бхурлока . С точки зрения полубогов она представляет собой гигантскую плоскость, разделенную семью океанами на семь островов, имеющих форму концентрических колец. Небольшой участок центрального острова в нашем трехмерном восприятии – это знакомый нам земной шар. В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» подробно описываются все эти острова и их обитатели. Все жители этих островов являются преданными и поклоняются различным воплощениям Господа. Также, за исключением Земли, все эти острова являются райскими планетами – то есть местами «отработки» хорошей кармы . И лишь Земля, или Бхарата-варша – это место «зарабатывания» новой кармы – плохой или хорошей. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия (карму ) за свои действия. В то же время, это самое благоприятное место для практики преданного служения, поскольку оно свободно от излишней роскоши для удовлетворения чувств и излишних страданий, которые отвлекают ум живого существа (ШБ 5 Гл.19).

Высшие планетные системы:

9. Планеты системы Бхуварлока населяют такие живые существа, как сиддхи , чанары , видьядхары, кимпуруши , духи, привидения и другие. Все они обладают мистическими силами и могут совершать чудеса.

10. Следующая планетная система – Сваргалока , знаменитые «райские кущи». Сваргалокой правит Царь Индра . Все обитатели этих планет являются преданными, хотя они и привязаны к роскоши и чувственным наслаждениям.

11. За ней располагается Махарлока , которую населят великие мудрецы и риши , такие как Бхригу Муни . Когда во время частичного разрушения вселенной Махарлока заливается водой, они поднимаются на

12. Джаналоку .

13. На Таполоке живут погруженные в медитацию на Господа в своем сердце четверо Кумаров и другие аскеты, давшие обет безбрачия.

14. И, наконец, четырнадцатая планетная система – это Сатьялока (Брахмалока) , на которой несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. Наш Господь Брахма – замечательный преданный Шри Кришны, который после окончательного уничтожения вселенной, вместе с другими обитателями Сатьялоки , вернется в духовный мир, на Голоку Вриндавана .

На всех высших планетных системах есть неограниченные возможности для преданного служения Господу в этом материальном творении, а также и для тонкого удовлетворения чувств. Все обитатели этих планет преданы Господу, хотя и в разной степени (ШБ 3.25.37; 3.10.27-28; 3.5.49; 4.18.19).

На этих планетах существуют бесчисленные тонкие объекты материальных привязанностей. Например, Господь Брахма потому и находится в материальном мире, что у него есть вкус к материальному творению – ему хочется служить Кришне именно таким образом.

Поэтому преданному необходимо полностью очиститься от материальных желаний, чтобы не привлечься и не застрять на этих тонких планах материального существования. Для этого нужно иметь вкус к чистому преданному служению Господу Кришне.

За пределами Сатьялоки начинаются оболочки вселенной.

На границе духовного мира находится Махеш-дхама . Это вечная обитель Господа Садашивы. Господь Шива , или Шамбху , – это особая экспансия Кришны, в которой Он непосредственно соприкасается с материальным миром, порождая бесчисленные формы обусловленных живых существ. В образе Садашивы Господь Шива свободен от своих материальных обязанностей. Он с энтузиазмом служит Господу, а также принимает поклонение от своих преданных. Поскольку Господь Садашива , даже будучи экспансией Кришны, не находится с Ним на одном уровне, его обитель находится ниже Вайкунтхи , или духовного мира.

Итак, наша материальная вселенная представляет собой лишь крошечную часть совокупного творения Господа. В ней расположено множество различных планетных систем, населяемых живыми существами с различными уровнями духовного сознания. Очистив свое сознание до соответствующего уровня, мы можем перенестись на желанную планетную систему – или после оставления тела, или в медитации. Однако чистого преданного не интересуют все эти материальные миры. Его назначение – духовные планеты Вайкунтхи , лежащие выше всего этого материального проявления.

С незапамятных времен душа странствует по материальной Вселенной, пытаясь наслаждаться в различных телах. Однако, если ей выпадет удача встретить истинного святого, она покинет мир рождения и смерти и достигнет мира вечности.

Прежде всего, необходимо понять, что душа подлинная реальность, а материальный мир иллюзорная. Мы живем в мире ложной реальности. Все, что нас окружает, ложно, этот мир часть иллюзии. Но это не пустота, он наполнен разнообразными формами. Тот, кто соприкоснулся с истинной реальностью, понимает, что все происходящее здесь похоже на сон. Что же такое истина? О предмете судят, реален он или нет, по тому, насколько он связан с реальным миром. Видение истины открывается в обществе святых, которые имеют живую связь с духовной реальностью.

Что реально, а что нет? Ответ прост. Реально все, что имеет отношение к истинному я, душе. Душа частица сознания в мире чистого сознания. Все, что связано с умом, который является частью психического мира, ложно. Часть ложного еще более ложна, чем целое, хотя и может приводить к вполне реальным и ощутимым последствиям.

Кто-то может сказать: Как же так? Окружающий меня мир вполне реален! Но речь идет не о том, что этот мир не существует в реальности. Ведическое знание открывает нам, что мы находимся в иллюзии, потому что пребываем в мире ложных понятий. Что значит быть в иллюзии? Это думать: мне что-то принадлежит, хотя моего здесь ничего нет. Все принадлежит Абсолюту. Но живые существа полагают, что владеют чем-то и ссорятся из-за этого друг с другом. На самом деле, все в этом мире чужая собственность. Но из-за ложного восприятия реальности мы воюем друг с другом, а потом пожинаем плоды этой войны. Мы увязли в бессмысленной борьбе. Именно в этом смысле материальный мир иллюзорен это арена столкновений заблудших душ. Крошечная частица духовной реальности, душа, запуталась в иллюзорном мире и поглощена иллюзорной борьбой… Но без духовной энергии мир не мог бы существовать. Так, используя ловкость рук, фокусник вводит наблюдателя в иллюзию. Для наблюдателя она истинна. Фокусник или гипнотизер выдают нереальное за реальное, и пока наблюдатель находится под их чарами, он не сомневается в истинности увиденного.

Все, включая нас самих, принадлежит Господу. Трудности возникают, когда мы смотрим на что-либо как отдельное от Него. Так появляется частный интерес. Сознание, зараженное частным интересом, корень всех зол. Мы едины с Богом, но когда в нас прорастает семя эгоизма, когда мы думаем, что наши собственные интересы не совпадают с Его интересами, тогда мы оказываемся в плену иллюзии.

Материальный мир существует в сознании души, как сон в сознании спящего. Внешний мир не влияет на душу, поскольку он ею создан. Если душа возвращается в царство духа, если сознание покидает этот план бытия, мир перестает существовать. Без сознания мир погружается во тьму, так как не может существовать сам по себе. Материальная действительность порождение больного бунтарского сознания души.

Когда больной в приступе белой горячки видит галлюцинации, все понимают, что они следствие его больного воображения. Они не существуют сами по себе, вне его сознания. Чтобы избавить человека от галлюцинаций, нужно его вылечить. Когда он придет в сознание, галлюцинации исчезнут. Точно так же больная эгоизмом душа пребывает в мире галлюцинаций. А когда таких больных становится много, этот мир превращается для них в реальность.

Все исходит из Господа. Он источник всего: и духовных, и материальных миров. Бренный мир, в котором мы живем, создается, поддерживается и разрушается Им через уполномоченных на то представителей. Это так называемые гуна-аватары Господа: Брахма создатель материальной вселенной; Вишну тот, кто поддерживает материальное творение; и Шива разрушитель всех миров в положенный срок. Каждая из этих гуна-аватар отвечает за проявления определенных качеств (гун) материальной природы: Брахма за проявление гуны страсти, Вишну проявление гуны благости, а Шива проявление гуны невежества. Все в материальном мире осуществляется под их контролем, благодаря разнообразным энергиям всемогущего Господа.

Гуны атрибут исключительно материального мира. Слово гуна в переводе с санскрита значит качество, а также веревка. Смешение гун материальной природы наделяет объекты бренного мира разнообразными характеристиками. Эти качества материальной природы, или режимы, в которых она действует, сковывают, связывают все живые существа, пребывающие в материальном мире, обусловливают их. Так, гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья. Когда человек совершает благочестивые поступки, выполняет предписанные обязанности из чувства долга и не привязывается к плодам своего труда это признак влияния на него гуны благости. Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное в теле живое существо узами корыстной деятельности. Такая материалистическая деятельность, требующая огромных усилий и направленная на исполнение разнообразных желаний с целью материальных обогащений и благополучия, признак влияния гуны страсти. Деятельность в гуне невежества лишает человека разума. Отказ от выполнения предписанных обязанностей, пребывание во сне, иллюзиях, страхе и унынии признак воздействия на живое существо гуны невежества.

Обладая ведическим знанием о гунах материальной природы, мы можем видеть, что все мирские начинания и проекты создаются под воздействием гуны страсти, поддержание уже созданного признак гуны благости, а разрушение осуществляется в невежестве. Сам принцип воздействия гун на материальный мир и живых существ в нем достаточно прост и понятен, но их сочетания в действии очень сложны и запутаны.

Ранее говорилось, что гуны действуют только в материальном мире. Что же такое материя по своей сути? По каким признакам Веды разделяют духовную и материальную энергию? Материальная энергия то, что существует временно, подвержено смерти и исчезновению. В Бхагавад-гите (7.4) Господь так определяет материальную энергию: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию.

Из этих восьми первоэлементов первые пять называются грубыми элементами. В них заключены пять объектов чувственного восприятия: звук, осязательное ощущение, форма, вкус и запах. Для их восприятия живым существам даются слух, органы осязания и зрения, язык и нос. Кроме того, для осуществления разнообразной деятельности в пределах материального мира душа, воплощенная в теле, получает набор деятельных чувств: голосовой аппарат, ноги, руки, анус и половые органы.

Остальные три элемента ум, разум и ложное эго это проявления искаженного представления души о себе и своем источнике. Ложное эго это иллюзорное восприятие себя как центра мироздания, когда в основе разнообразной деятельности души лежат понятия я и мое, а в качестве источника ее бытия ложно принимается грубая материя, то есть взаимодействие пяти грубых элементов. Причина такого ложного восприятия заключается в возникновении отделенного, частного интереса, разрыв связей с целым. Подобное состояние неестественно для души. Чтобы осуществить свои разнообразные желания, души вынуждены воплощаться в материальном мире, на периферии реальности, где центр мироздания смещен в их сознании в круг собственных корыстных интересов. Существование бесконечного количества подобных отделенных друг от друга центров возможно только в материальном мире, и это иллюзия, заблуждение его обитателей.

Один из вайшнавских святых Шрила Шридхар Махарадж говорил, что материальный мир это всего лишь вершина айсберга в бескрайнем океане мира сознания. Этот мир отражение совершенной реальности, идея, которую мы находим привлекательной. Одержимые желанием наслаждаться, души оккупируют иллюзорное творение Господа. Каждый из нас обладает духовным видением, но мы предпочитаем смотреть на мир сквозь очки предрассудков, и, как следствие, видим все в искаженном свете. Виноват в этом не Господь, а мы со своими очками. Господь создал всю реальность для Своего наслаждения, просто мы не видим ее таковой, поскольку смотрим на нее сквозь разноцветные стекла разнообразных эгоистических желаний. Материальный мир делится на разные планетные системы, соответствующие разным уровням наслаждения и эксплуатации. В зависимости от окрашенности сознания мы воспринимаем окружающий мир в том или ином цвете.

Веды разделяют все материальное творение на четырнадцать планетных систем. Эти четырнадцать планетных систем делятся на три уровня. Существуют планеты саттва-гуны урдхва-локи. Это высшие планеты, или планеты райского типа. Ниже уровнем находятся планеты раджа-гуны бхур-локи. Это планеты среднего уровня, планеты типа Земли. И самый низший уровень планеты тама-гуны адхо-локи адские планеты. Все материальное творение это обитель страданий. Материальный мир это мир смерти. Конечно, на райских планетах страданий меньше, там продолжительней жизнь, но никому в материальном мире не избежать рождений, страданий и смерти.

Веды утверждают, что неотъемлемым свойством души, ее дхармой, является служение. В соответствии с тем, кому или чему служит душа, ее называют обусловленной или освобожденной. В обусловленном состоянии душа служит своим чувствам, а в освобожденном Господу. В обусловленном состоянии душа вынуждена проходить через болезненный цикл повторяющихся рождений и смертей, сансару, тогда как в освобожденном состоянии она свободна от этого. В обусловленном состоянии душа ощущает на себе влияние майи, иллюзии, тогда как в освобожденном состоянии иллюзия рассеивается.

В обусловленном состоянии душа скована материальными оболочками тела, ума, разума и ложного эго, и она бездействует. Все изменения во внешнем мире, фиксируемые органами чувств, происходят благодаря материальной природе. Так, человек находится под влиянием ложного эго, которое заставляет его думать, что он сам действует. Он не сознает, что его тело лишь механизм, созданный материальной природой, действующей под наблюдением Господа. Но когда человек понимает, что кроме трех гун материальной природы в этом бренном мире нет иной причины деятельности, и когда он начинает познавать Повелителя этих трех гун, трансцендентного к ним, он достигает духовной природы (Бхагавад-гита, 14.19).

Но пока души пребывают в материальном мире, их физические тела проходят через шесть видов изменений: они появляются на свет (рождаются), существуют определенное время, растут, производят себе подобных, постепенно стареют и, наконец, умирают, распадаются. Однако душа не подвержена подобным изменениям. Душа не умирает вместе с гибелью тела. Та смерть, с которой мы сталкиваемся в материальном мире, это ни что иное, как оставление душой материальной оболочки. В Бхагавад-гите (2.22) сказано: Подобно человеку, снимающему старые, изношенные одежды и надевающему новые, душа принимает новое тело, оставив старое и пришедшее в негодность. Таким образом, все души меняют тела в соответствии с законом реинкарнации, или перевоплощения. Этот закон удерживает души в материальном творении, пока они обусловлены материалистическими представлениями о себе и окружающем мире и заражены эгоистическими интересами, которые и толкают их в материальный мир для осуществления этих желаний.

Хотя живое существо постоянно стремится обрести счастье и избежать страданий, тем не менее, приход и уход счастья и несчастий не зависят от его усилий предотвратить или приблизить их, а наступают как бы сами собой, подобно приходу и уходу времен года. Так, каждое обусловленная душа вынуждена испытывать на себе три вида страданий. Все в материальном мире страдают из-за воздействий на тело природных стихий (жара, холод, наводнения, землетрясения и прочее). Нас заставляют страдать другие живые существа. И, наконец, страдания приносят нам собственные тело и ум. Страдания неизбежны. В Бхагавад-гите (8.16) говорится: От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей все они юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть.

Но какое бы счастье или страдания не приходили к живым существам, это плоды действий, совершенных ими в прошлом. Наделяется этими плодами живое существо в соответствии с законом кармы.

Карма означает действие. Но каждое действие причина другого действия. Каждое действие имеет последствие дурное или хорошее в зависимости от совершенного поступка. Карма в мировом масштабе это всеобщий принцип причинности, в соответствии с которым судьбы всех живых существ связаны между собой, а также с их деяниями в прошлом.

Закон кармы учитывает действие не просто как поступок, но и его этическую сторону. В соответствии с дхармой, предписывающей человеку моральные нормы поведения, а также его долг по отношению к Богу и другим живым существам, существуют нравственные оценки поступков. Наши действия помимо непосредственного результата несут то, что не проявляется сразу, но из посаженного семени вызревает и позже приносит плод в виде отсроченного последствия. Это может оказаться полной неожиданностью для совершившего поступок в прошлом и может быть даже забывшего о нем. Такие плоды прошлых деяний накладываются на непосредственные результаты поступков и могут либо усиливать их, либо полностью сводить на нет и даже приводить к противоположному результату, тем самым внося хаос в планы человека и разрушая его чаяния. Таким образом, прошлые поступки создают то, что мы называем судьбой.

Согласно закону кармы каждый получает по заслугам за совершенные поступки. Наша жизнь не начинается рождением в этом теле и не кончается с его смертью, поэтому на протяжении одной жизни мы постоянно сталкиваемся с явными последствиями деяний, совершенных в прошлых воплощениях, и нас не настигают результаты многих поступков, совершенных в этом.

Что же ведет к освобождению от цикла рождений и смертей, от всех видов кармы? На санскрите это называется акармой, что значит бездействие. Но в Бхагавад-гите (3.5) мы можем прочесть: Никто не в силах прекратить деятельность, даже на мгновение. Каждый вынужден действовать, полностью управляемый гунами материальной природы. Как же так? Что же такое бездействие? Даже великие мудрецы не в силах понять природу деятельности и бездействия (Бхагавад-гита, 4.16). Акарма это действия, которые не влекут за собой последствий. Следовательно, это действия, которые не связаны с этим бренным миром, мысли, слова и поступки, посвященные Господу.

Хотя нами рассматриваются благоприятные и неблагоприятные последствия, но в абсолютном смысле нет благоприятных последствий. Пока есть последствия это и есть неблагоприятное состояние, карма. Счастье всегда сменяется страданиями.

Пояснить принцип акармы можно следующим примером. В Бхагавад-гите (3.9) Господь Кришна наставляет Своего друга Арджуну такими словами: Бескорыстное совершение обязанностей как подношение Господу, именуется жертвоприношением. Арджуна, вся деятельность, совершаемая ради каких-то других целей, причина рабства в мире повторяющихся рождений и смертей. Поэтому, оставаясь непривязанным к результатам деятельности, совершай все свои обязанности в духе такого жертвоприношения. С пробуждением истинного духовного восприятия ты вступишь на путь чистой преданности Мне, свободной от всех материальных качеств.

Господь Кришна также говорит Арджуне: Полностью отказавшись от всех видов долга, предайся исключительно Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков (Бхагавад-гита, 18.66).

Таким образом, полное предание себя на волю Господа на пути служения Ему (бхакти-йога) и есть метод избавления от кармы и достижение состояния акармы.

В ведической терминологии материальный мир это мир , находящийся под управление Майа Дэви. Часто можно встретить выражения «мир Майи» или просто Майа. Материальный мир можно сравнить с клиникой для душевно больных. Здесь проходят реабилитацию души пожелавшие достичь и обрести самостоятельно, не принимая во внимание и главный принцип его творения. Конечно, многие из этих заблудших душ понимают, что существует и что всё подчинено его воле, но отношение их к нему остаться неизменно потребительским. Они просят исполнить их желания и беспокоятся лишь о собственном существовании и наслаждении. Ибо всю их жизнь пронизывает от «любить себя и жить только ради себя» до расширенного, «любить только свою семью, любить только свой город, только свою нацию, или только людей». Им дано в управление материальное тело и мир безжизненных вещей. Ум и разум в совокупности с ложным самоопределением () являются их проводниками в мире где все временно.

Всё в материальном мире управляется тремя ( -притупление, -страсть, -благость) и . Майа все время подбрасывает пищу для ума в виде различных мирских целей или объектов наслаждения, уводя нас в новые . Основной принцип мира материи это или . Мир майи сравнивают со сном, так как душа не прибывает тут, а как бы мнит себя деятелем по средствам ложного эго, видит сон в котором ей кажется, что она человек или полубог или ворона и что она обязательно добьется здесь счастья. Материальный мир напоминает компьютерную игру, из которой невозможно вытащить заигравшегося ребенка. Ребенок полностью отождествляет себя с персонажем игры и испытывает весь спектр эмоций от позитивных до негативных. Забыв на время, кто он на самом деле, он испытывает счастье и впадает в гнев находясь в илюзорном мире игры.

15.1 «Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен баньяновому дереву, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья - ведические изречения. Зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл священных писаний.»

Шридхар Махарадж: Корни окружающего мира берут начало в , в обители Всевышнего. Это дерево произрастает от Всевышнего, а следовательно, удаляется от Него. Ветви, растущие вниз, означают: чем больше душа действует из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни она опускается. В это дерево называется Ашваттха - эфемерное или, буквально, «то, что не доживет до завтра». При этом оно вечно, поскольку вырастает всякий раз, когда души (частицы сознания) начинают действовать ради собственной выгоды - заново выстраивать цепь причин и следствий (). Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия деятельности, описанной в разделе вед под названием Карма-канда. В Ведах также объясняется, что до тех пор, пока живые существа действуют из корыстных побуждений, дерево будет расти и плодоносить. Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии майи, он недолговечен. И хотя живые существа растят и питают этот мир своей деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью вед, срубить дерево под корень и вырваться из его цепких ветвей.

Материальный мир

Сознание Кришны - это наука о познании реальности и нашего истинного «Я». Как устроена Вселенная? Как возникла Вселенная? Брахма – творец Вселенной. Как течет время в других планетарных системах? Почему рождение в эпоху Кали-юги самое удачное?

Философия – наука постижения себя

Философия – наука постижения себя. Как можно довериться тому, кого нельзя даже ощутить? Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Является ли целью слияния «Я» с Абсолютом? Служение физическое (формальное) – интеллектуальное – сердечное (не формальное). Вера – это личность. Должен ли человек подражать Богу? Непостижимость науки служения. Мотивации обращения к Господу.

Как действовать в материальном мире с духовной позиции?

Откуда приходят силы следовать духовным принципам? Притча о царе Пуранджане [ШБ 4-26] Образовательные проекты Владимира Слепцова. Вопросы-ответы: Зашлакованность в ногах; Если выбрали традицию, гуру уже есть; Не ломайте стереотипы своей жизни сразу; Невозможно отодвинуть момент смерти; Летние и осенние туры в Гималаи с Владимиром Слепцовым; Как Прабхупада смог отодвинуть момент смерти; Карма смягчается, если вы занимаетесь духовной практикой; Приезд Прабхупады в Россию; Дети уходят в духовный мир только тогда, когда родители находятся на духовном уровне;

Позитивное отношение к миру

Мышление - продукт деятельности сознания. Почему окружающий нас мир один, но воспринимается он всеми по-разному? Жизнь в режим ожидания счастья. Понимание смысла долга. Материальная жизнь - это трудности. Жизнь в материальном мире - это бесконечная борьба. Как преодолеть трудности материальной жизни? Взлеты и падения в материальном мире - это норма. Для постижения каких духовных ценностей нам дана жизнь? Как духовное знание помогает преодолеть трудности материального мира? Нужно ли разубеждать в идее о материальном счастье? Если в духовном мире царит абсолютное счастье, то почему мы захотели в материальный мир? Методика принятия правильного решения в жизни.

Почему душа рождается на Земле

Два типа мантр. Почему души попадают в материальный мир? Духовная природа души. Тонкое тело. Ум. Самскары. Отличие ума и разума. Ложное эго. Действие звука на разум. Как уничтожать самскары? Какие самскары можно очистить мантрами? Сила мантр. Мантра ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ. Притча о Субари Муни. Главная аскеза. Различные виды освобождений. Счастье в Духовном мире. Три уровня понимания Бога. Мантра ОМ ХАРИР ВИДАДЬЯН. Притча о материальных желаниях. Качества души. Притча о переплетениях кармы. Притча о ракшасе Хираньякашипу, святом Прахладе и Господе Нарисимхе. Мантра Нрисимхи.

Воображаемый мир

Иллюзия и Реальность. Материализм и имперсонализм. Сознание Кришны и сознание Майадеви. Религия - это правильный угол восприятия. Система ценностей Рупы Госвами - самопожертвование. Искренний поиск Истины. Идеал Махапрабху- быть слугой слуги слуги... Школа сахаджии - псевдовайшнавов. Многоликое проявление Майадеви. Зоны стяжательства. Стоит ли стремиться избавиться от иллюзии? Обращение к Господу с просьбами. Милость выше оскорблений и справедливости. Наше положение в служении вайшавов. Милость не имеет причины. Ценность человеческой жизни. Цели и идеалы последователей разных религий. Высочайший идеал теистической мысли - самозабвенное служение.

Жизнь после смерти

Концепция рабства - высочайшая сфера. Жизнь после смерти. Сатанинская доктрина Бытия. Материальный мир - мир труда и наслаждений. Опасный плод Древа Познания. Передача Шримад Бхагаватам человечеству. 3 стиха Вьясадева (вступление к Ш.Б.). Природа зависти - главного препятствия духовного прогресса. Реальность более странная, чем сон. Негативная жертва (оставление тела). Позитивная жертва (влечение служить). Единственный критерий - удовлетворение Кришны. Кришна-концепция Бога. Как распознать и покончить с завистью.

Время и пространство

Что такое прасад? Определение и характеристика времени. Как соотносятся духовный и материальный миры? Для кого существует пространство? По какому образу возник материальный мир? Для чего был создан материальный мир? Открываются ли гениям энергии изначального мира? Как увидеть изначальный мир? Секта ли Матх и какая? Для чего искать то, чего не существует в этом мире? Для чего люди следуют религии?

Причина действия

Свобода воли и сознание. Рождение души. Что такое благочестие? Как динамика развития общества сказывается на форме знания? Буддизм, материализм и Сознание Кришны. Устройство мира на примере песочных часов. Отношения с Господом в Сознании Кришны. Буддизм - это грубый материализм. Лицемерие на пути духовного роста. Духовная система ценностей. Принцип передачи знаний по линии ученической преемственности. Что такое вайшнавизм? Принципы гаудия-вайшнавизма. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Духовный путь в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Путь корысти и бескорыстия в духовном развитии. Почему смерть тела - это еще не конец? Что значит переводить не язык писаний, а линию мысли? Вера - это шаг в неизвестность. Принцип «Умереть, чтобы жить». Закон причинно-следственной связи в вайшнавизме. Возможности и способности в разных формах тела. Чем отличается духовность от благочестия? Концепция дьявола в вайшнавизме. Четыре регулирующих принципа Шри Чайтанья Сарасват Матха. Природа Абсолюта. Вера первична, доказательства веры вторичны. Требует ли вера доказательств? Чем отличается религия от науки? Доказательство существования Бога. Добро и зло. Что такое зло и как оно появилось?

Отношения души с Богом

Природа смерти и страха смерти. Вопрос о справедливости устройства мира. В чем заключается Любовь Бога? Что такое смерть? Чувство собственности. Этот мир - временная гостиница. Материальный мир с точки зрения физики. Милость, а не справедливость, между Богом и душой. Вопрос жизни и смерти младенцев. Законы физического и метафизического миров. Что такое сварупа? Физический закон преобразования Лоренца. Общепринятые знания. Относительность познания. Милосердный дар Бога - свобода. Физическая и этическая (моральная) точки зрения. Отношение Творца и сотворца. Материальный и реальный миры. Честный поиск Счастья.

Как выйти из матрицы?

Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.

Чаяния наших сердец устремлены к Красоте

Служение Радхарани. Сокровенный смысл служения в линии Рупануги. Гуру тождественен Радхарани. Что такое «лила-упакаран»? Душа порождает мир материи. Наступление эпохи Кали. В предверии конца света. Нынешняя цивилизация самоубийственна. В фокусе нашего внимания должен находиться Абсолютный Центр. Зов сердца.

Флейта Кришны, звук Ом и Иисус

Преданность Ханумана. Слуга слуги. Можем ли мы услышать или воспроизвести звук флейты Кришны? Ом – словесное воплощение звука флейты Кришны. История об Иисусе Христе и Иуде, рассказанная вайшнавом. Как научиться не привязываться к результатам своего труда? Господство и служение – две стороны Божественного начала. Почему мы оказались в материальном мире?

Поиск Истины

Из чего вышел материальный мир? Начала мира и пограничные энергии. Каков человек с точки зрения вселенной? Как приобрести шуддха саттву? Быстрый способ - самостоятельный. Медленный способ - под руководством вайшнава. В каком виде отречение разрушительно? Что такое справедливость с разных точек зрения? Когда искренне произносится имя Бога? Как достичь идеала любви? Подробнее о карма-йоге. Почему Бог вынужден следовать законам творенья? Почему невозможно улучшить концентрацию на объекте любви? Как улучшить концентрацию в служении?

О природе иллюзии

Объяснение иллюзорности материального мира на примере дерева баньян. Чтение и разъяснения 15 главы Бхагавад-Гиты. Существует ли объективный мир без наблюдателя? Раскрытие понятий «вера», «объект веры». Суетная вера и ее плод. Почему всякая вера исходит от Кришны? Как избавиться от иллюзии? Ради чего мы живем? Зачем нам счастье? Что нас связывает с этим миром? Каковы ставки в игре? Господь не несет ответственности за наши иллюзии.

Внутренний поиск

Принадлежит ли нам что нибудь в этом мире? Чувство собственности. Корыстные отношения и отношения жертвенные. В чем отличие между внутренним и внешним действием? Есть ли разница между хорошими и плохими поступками? Притча о продолжительности жизни. Можно ли чувствами понять, что душа бессмертна? Логическая теорема, доказывающая существование Бога. Как увидеть Господа? Как сдаться на волю Всевышнему? Что нам мешает услышать зов Господа? Разочарование в иллюзии. Как погрузиться во внутреннюю реальность? Подлинные святые и лжеучителя.

Радости и печали духовного пути

Может ли материальный мир быть миром исполнения духовных желаний? Как понять, что Кришна счастлив? Внешние и внутренние достижения на пути к Кришне. Какое должно быть отношение к процветанию? Йога разума. Миссия - явление духовного мира. Посвящение себя невозможному. В чем интерес нашего движения? Что делать, если я еще не готов сам стать миссионером? Принцип практичности. Как правильно повторять мантру? Вопросы

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Голос сердца

Критерии святости. Почему возникают эпидемии? Ведическая точка зрения. Естественное положение души, сварупа. Чем секты отличаются от сообщества вайшнавов? История разрушения Гаудия-матха. Завуалированные идеи наслаждения и отречения. Что такое «провинциальный интерес» в среде преданных? Главное богатство любой организации - это идея! Причины самообмана. Виноват ли в своем обмане обманутый? Рассмотрение теорий творения. Ложность теории эволюции Дарвина. Почему мы выбрали мир эксплуатации? Почему мы выбрали мир эксплуатации? Четыре типа служения.

О природе Всевышнего

Отличие вайшнавского от христианского понимания Бога. С чего начать духовную практику? Что такое прасадам? Отношение вайшнавов к смерти. Относительное и абсолютное знание. Этапы развития взаимоотношений с Богом. Непредсказуемость Бога. Путь сердца. Природа сознания, его признаки. Смерть с точки зрения химии. Духовный и материальный мир. Разумная критика научного мировоззрения. Вайшнавские идеи в культуре. Универсальная ценность Шримад-Бхагаватам.

Что такое реальность?

Относительная и абсолютная реальность. Признаки иллюзии и истины. Стоит ли жить ради самой жизни? Важность общения с близкими по духу вайшнавами. Как отдаваться игре? Чем отличается игра от работы? Кришна - существительное, все остальное - прилагательные. Чем души занимаются в материальном мире? Обмен менее ценного на более ценное. Можно ли отдаться игре без Бога? Можно ли заключить идеал вайшнавизма в рамках атеизма и материализма? Можно ли изменить идею? Почему Всевышний не судья и не надзиратель? Лила Господа. Исполнитель и действующие лица. Документальный и художественный фильм жизни. Мысленное представление однажды прожитой жизни. Что такое сила сознания, чит-шакти? Материя не может существовать без сознания. Правда ли, что любое сознание ищет счастье? Никчемность материальных ценностей. Служение Харе Кришна мантре. Эффективность воспевания различных мантр. Какова задача маха-мантры?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Почему Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе? Навадвип тождественен Вриндавану. Природа Говинда-кунды. Сознание Кришны культивируется в состоянии разлуки. Как Госвами Махарадж попал на даршан Шридхара Махараджа. Шри Чайтанья Чаритамрита - это величайшее произведение, которое когда-либо появлялось в этом мире. «Дживы являются частью сияния Радхарани, частицами Её света, Её сиянием». Боль разлуки в сердцах великих преданных. Почему Кришна становится Гаурангой Махапрабху? Почему имя Радхарани не упоминается в Шримад Бхагаватам? Вход в Кришна-лилу находится в Гоура-лиле. Какова природа Гоура-лилы? Виза в духовный мир. Бхакти Ракшак значит хранитель преданности. Лучше скромный естественный духовный рост, чем искусственная зрелость. В действительности, всё исходит из мадхура-расы, всё прорастает из этого измерения бытия. Вриндаван источник всего мира. Мир нашего опыта - это всего лишь поверхностная оболочка. Татастха-вичар - объективная, беспристрастная точка зрения. Природа измерения Вриндавана. Высочайшее положение Мадхавендры Пури. Что нам следует делать со всеми этими явлениями, реалиями? Смысл посвящения в Харе Кришна Махамантру. Для духовных людей верить - значит видеть. Почему в Кришна-лиле жены брахманов более удачливы чем сами брахманы? Сознание Кришны - это нечто столь пркрасное!

О строении мира

Иллюзорность мира с точки зрения физики. Кришна - иллюзионист. Три вида энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Каким образом святые приходят в этот мир? Природа времени и сознания на основе физических представлений о свете. Как сознание попадает в мир наваждения? Эволюция сознания с разных точек зрения. Что такое ложное эго? Какое влияние оказывает материальный мир на наше сознание? Чем отличаются души друг от друга? Три вида отношений к Абсолютной Красоте. Идеальный и реальный мир. Любовь с хорошим видом из окна. Для кого предназначены Счастье и Любовь? Бесы отречения (мукти) и потребления (бхукти). Что такое подлинное отчаяние? Место обитания сознания. Волнообразная природа мира. Мир таков, какую позицию мы занимаем по отношению к нему. У святых нет ложного эго. Инструменты эксплуатации.

Материя и сознание

Прошлое, настоящее и будущее. Почему не стоит дорожить ощущениями. Подлинное и научное знание, откуда каждое происходит. Можно ли считать материю иллюзией, а сознание реальностью? Как нужно относиться к своему прошлому и будущему? Для чего и как люди осуществляют свои мечты? В чём причина того, что мы хотим внимания окружающих? От кого или от чего уходят в скит монахи? Как стоит воспринимать свои внешние роли, и кто такой успешный человек? Что такое бхакти? Почему, когда наслаждается тело, душа страдает? Должна ли женщина обязательно становиться матерью? Как женщина может получить связь с Богом? Совместимы ли деньги и духовность? Какие качества души дороги Богу? О прекрасном невозможно спорить. Почему человек страдает? Важность красоты. В чём смысл жизни? Что такое радость? Если легко – делай, если трудно – говори, невозможно – молись. Что является показателем деятельности? Как руководить людьми, не увеличивая гордыню? Эффективно ли покаяние и в каком случае?

Милость выше справедливости

Является ли справедливость абсолютным понятием? Милость выше справедливости. Иерархия ценностей. От злости до Красоты. Бог - это Красота. Мирская и божественная мораль. Почему Любовь выше милосердия? Почему в этом мире добро всегда сопряжено со злом? Чем отличаются боги от демонов? Почему вайшнавам более симпатичны демоны нежели боги? Кто такой святой человек? Расширение сознания. Закон кармы. Философское объяснение понятий «добра и зла». Ложный поиск своего предназначения. Просветленная душа целомудренна. Что такое материальный успех? Как следует жить, не вживаясь в роль? Круг рождения и смерти. Колесо самсары. Абсурдность теории эволюции. Чем мотивированы ученые, говоря о том, что Бога нет? Теория инволюции. Почему людям выгодно верить в теорию происхождения мира в результате взрыва? Как развить в себе чувство Любви и преданности? Проявление Подлинной Любви и Красоты. Как мы губим Любовь? Ценность души. Почему понятия «любовь к детям» нет? Каким образом души воплощаются в материальном мире? Почему в нашей похожести на родителей гены не причём? Индивидуальность, неделимость души.

Первичной и главной формой существования всех творений, о которых можно говорить, как о нечто сущем отдельно от Всевышнего, являются сфирот миров Бриа , Йецира и Асия . К категории сотворенного относится и свет, наполняющий эти сфирот и несущий им жизненную энергию.

Духовные образования, представляющие собой «тела» ангелов в мире Ацилут , тоже подобны сотворенным сущностям. Написано: «...Даже ангелов Своих Он не озарил сиянием Его собственного света» , – а потому они не осознают своей абсолютной связи с Б-жественным источником.

Однако «души» ангелов и людей до своего воплощения в мирах Бриа-Йецира-Асия пребывают на ином уровне бытия и не являются отдельными независимыми объектами, представляя собой сущности, сохранившие природу, свойственную Б-жественной эманации, которая претерпела сильное сокращение, чтобы сформировать их из самой себя.

Однако даже после того, как души людей спустились из мира Ацилут в физический мир и облеклись в тела первых праведников, природа их не изменилась и они не превратились в независимые объекты. Поэтому в тот момент, когда эти люди намеревались согрешить, их души покидали тела и тем самым предотвращали грех .

Но несмотря на то, что природа человеческих душ и душ ангелов аналогична природе Б-жественной эманации, их суть не является точной копией сути Б-жественного, так как они не наделены способностью превращать «ничто» в «нечто». Лишь Всевышний в состоянии перевести «ничто» в «нечто», при этом связь между этими категориями не будет носить причинно-следственный характер.

В дополнение можно сказать, что действие творческой силы Всевышнего особенно заметно в физическом мире, и все факторы, позволяющие раскрыться творческой силе Всевышнего, действуют главным образом тогда, когда ее потенциал и возможности раскрываются в физическом мире в основе «земля», – и раскрываются гораздо полнее, нежели в остальных трех , более близких к духовному миру, элементах, полнее даже, чем в мире ангелов. Ибо в отличие от основы «земля», благодаря которой постоянно обновляется растительный покров нашей планеты, когда как бы «ничто» превращается в «нечто», – все прочие основы не способны и не в состоянии после сотворения мира превращать «ничто» в «нечто».

Словом «ничто» мы называем потенциальную способность, которой Всевышний наделил землю, обновлять растительный мир . Способность эта имеет духовную природу и не является реалией физического мира, в то время как природа растений материальна; превратить же духовное в материальное способна лишь бесконечная творческая сила Всевышнего, для которой не существует никаких преград.

Несмотря на то, что животные созданы и существуют как представители более высокоорганизованной по сравнению с растениями формы бытия, человек, обладающий даром речи, – еще более совершенное создание, чем животное, тем не менее, животный мир существует и питается благодаря миру растительному, а человек получает жизненную силу от двух следующих за ним уровней, что верно и в отношении той энергии, которая питает его разум и сознание.

Все это происходит потому, что духовная энергия, которую несут в себе флора и фауна, передается им светом, обладающим могучей силой, позволяющей ему возвратиться с низшего уровня бытия в высший (свой источник); он начинает путь от низшего уровня мира Асия , где отсвет от отсвета безграничного света – Эйн Соф , – объемлющего мироздание, раскрывается в большей степени, нежели в высших мирах. На том же уровне раскрывается свет луча ограниченного света Всевышнего, отраженный от дна мироздания, об этом упоминалось выше.

Теперь станет понятным глубокий смысл жертвоприношений, практиковавшихся в Храме. Высшие ангелы получают «питание» от душ крупного и мелкого рогатого скота и птиц, испытывая удовлетворение и великое наслаждение. В мир ангелов эти души возносятся после того, как тела, в которых они были заключены, подняли на жертвенник для жертвоприношения.

Не случайно святая книга «Зогар» описывает такое наслаждение ангелов следующими словами: «И наслаждаются они основой и корнем душ животных и птиц, связанными с высшими мирами, недоступными ангелам» .

Эти слова помогут разумному, если только он в них вникнет, осознать, насколько велико значение деятельности человека, связанной с реалиями физического мира, ведь в этом и заключается конечная цель нисхождения в мир душ людей. Как сказано: «Один час покаяния и добрых дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю»

Поделиться: