Что создал павлов. Академик Павлов: биография, научные труды

Павлов Иван Петрович (1849-1936), физиолог, автор учения об условных рефлексах.

В 1860- 1869 гг. Павлов учился в Рязанском духовном училище, затем в семинарии.

Под впечатлением от книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» он добился у отца позволения сдавать экзамены в Петербургский университет и в 1870 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета.

В 1875 г. Павлов удостоился золотой медали за работу «О нервах, заведующих работою в поджелудочной железе».

Получив степень кандидата естественных наук, поступил на третий курс Медико-хирургической академии и окончил её с отличием. В 1883 г. защитил диссертацию «Центробежные нервы сердца» (одна из нервных ветвей, идущая к сердцу, ныне усиливающий нерв Павлова).

Став в 1888 г. профессором, Павлов получил собственную лабораторию. Это позволило ему без помех заняться исследованиями нервной регуляции при выделении желудочного сока. В 1891 г. Павлов возглавил физиологический отдел в новом Институте экспериментальной медицины.

В 1895 г. он сделал доклад о деятельности слюнных желёз собаки. «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» вскоре были переведены на немецкий, французский и английский языки и опубликованы в Европе. Труд принёс Павлову большую известность.

Впервые понятие «условный рефлекс» учёный ввёл в докладе на Конгрессе естествоиспытателей и врачей стран Северной Европы в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) в 1901 г. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению Павлов получил Нобелевскую премию.

В 1907 г. Иван Петрович стал академиком. Он начал исследовать роль различных отделов головного мозга в условно-рефлекторной деятельности. В 1910 г. увидел свет его труд «Естествознание и мозг».

Революционные потрясения 1917 г. Павлов пережил очень тяжело. В наступившей разрухе силы его уходили на сохранение дела всей жизни. В 1920 г. физиолог направил в Совнарком письмо «О свободном оставлении России ввиду невозможности вести научную работу и неприятия производимого в стране социального эксперимента». Совет народных комиссаров принял постановление за подписью В. И. Ленина - «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников».

В 1923 г. после выхода в свет знаменитого труда «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» Павлов предпринял длительную заграничную поездку. Он посетил научные центры Англии, Франции и США.

В 1925 г. основанная им в посёлке Колтуши Физиологическая лаборатория при Институте экспериментальной медицины АН СССР была преобразована в Институт физиологии. Павлов до конца жизни оставался его директором.

Зимой 1936 г., возвращаясь из Колтушей, учёный заболел воспалением бронхов.
Умер 27 февраля в Ленинграде.

Выдающийся русский физиолог, первооткрыватель условного рефлекса. Первый отечественный ученый, удостоенный Нобелевской премии (1904). Член-корреспондент (1901), академик (1907) Петербургской Академии наук, Российской Академии наук (1917), АН СССР(1925).

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в семье Петра Дмитриевича Павлова (1823-1899), священника Николо-Высоковской церкви в .

В 1860-1864 годах И. П. Павлов учился в Рязанском духовном училище, в 1864-1870 годах - в Рязанской духовной семинарии. В 1870 году переехал в и до 1875 года учился в Санкт-Петербургском университете (сначала на юридическом факультете, потом - на естественном отделении физико-математического факультета). Окончил университет со степенью кандидата естественных наук.

После окончания университета в 1875 году И. П. Павлов поступил на 3-й курс Медико-Хирургической Академии (с 1881 года - Военно-Медицинская Академия), которую закончил в 1879 году с золотой медалью и начал работать в физиологической лаборатории клиники С. П. Боткина, проводя исследования по физиологии кровообращения.

В 1883 году И. П. Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». 1884-1886 годы ученый повел в заграничной командировке для совершенствования знаний в Бреслау (ныне Вроцлав в Польше) и Лейпциге (Германия), где стажировался в лабораториях ведущих немецких физиологов того времени Р. Гейденгайна и К. Людвига.

В 1890 году И. П. Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-Медицинской Академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Одновременно (с 1890 года) И. П. Павлов заведовал физиологической лабораторией при организованном тогда Императорском Институте экспериментальной медицины.

В 1901 году И. П. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 году действительным членом Петербургской Академии наук.

В 1904 году И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.

С 1925 года и до конца жизни И. П. Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

И. П. Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 году на XV Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу он был удостоен почетного звания «Старейшины физиологов мира» (ни до, ни после И. П. Павлова, ни один ученый такой чести не удостаивался).

И. П. Павлов скончался в 27 февраля 1936 года. Он был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

В ходе своей научно-исследовательской деятельности И. П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов ему удалось установить, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павлова в области физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.


Павлов, Иван Петрович – русский психолог, физиолог, исследователь процессов регуляции пищеварения, лауреат Нобелевской премии. Создатель науки о высшей нервной деятельности.

Биография

Иван Петрович Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в Рязани. Отец, Петр Дмитриевич Павлов, был приходским священником. Мать, Варвара Ивановна, занималась ведением домашнего хозяйства.

Обучался Иван в рязанском духовном училище. В 1864 году, окончив училище, Павлов поступает в духовную семинарию в Рязани. Позже он вспоминал этот период с теплотой, отмечал работу замечательных преподавателей. На последнем курсе Павлов познакомился с книгой И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта книга и определила дальнейшую судьбу Павлова.

В 1870 году он поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Правда, проучился он здесь всего 17 дней, а затем перевелся на физико-математический факультет, естественное отделение. Учился у профессоров Ф. В. Овсянникова, И. Ф. Циона, особенно интересовался физиологией животных. Много внимания уделял нервной регуляции, как и положено истинному последователю Сеченова.

После окончания университета Павлов поступает в Медико-хирургическую академию, сразу на третий курс. В 1879 году он заканчивает академию и начинает работать в клинике Боткина, где возглавляет лабораторию физиологии.

С 1884 по 1886 год Павлов стажируется во Франции и Германии, а затем вновь возвращается на работу к Боткину.

В 1890 году Павлова назначают профессором фармакологии в Военно-медицинской академии, спустя шесть лет возглавил здесь кафедру физиологии, которую покинул только в 1926 году.

В то же время Иван Петрович исследует физиологию пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности. В 1890 году он проводит свой знаменитый опыт с мнимым кормлением и устанавливает, какую роль играет нервная система в процессах пищеварения.

Так, было установлено, что процесс сокоотделения делится на две фазы: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую.

Затем Павлов приступил к изучению высшей нервной деятельности, добился значительных успехов в исследовании рефлексов.

В 1903 году Павлов, которому к тому времени было уже 54 года, выступил с докладом на Международном медицинском конгрессе, который проходил в Мадриде. В следующем году за исследование процессов пищеварения Ивану Павлову была вручена Нобелевская премия.

В 1907 году ученый становится членом Российской Академии наук. В 1915 году Лондонское королевское общество преподносит ему медаль Копли.

Революцию Павлов воспринял в целом негативно. Во время гражданской войны он бедствовал, поэтому обращался к советской власти с просьбой выпустить его из страны. Власть же обещала улучшить положение, но делала в этом направлении очень мало. В конце концов, в 1925 году о создании Института физиологии в Колтушах, который возглавил Павлов. Он работал здесь до самой смерти.

Основные достижения Павлова

  • Установил, что работа сердца регулируется не только задерживающими и ускоряющими нервами, но и усиливающим нервом. Кроме того, предположил существование ослабляющих нервов.
  • Впервые осуществил операцию по соединению воротной вены с нижней полой. Объяснил значение печени как органа, который очищает кровь от вредных продуктов.
  • Сделал целый ряд открытий, касающихся рефлексии выделения желудочного сока.
  • Павловым были сформулированы принципы физиологии высшей нервной деятельности.

Важные даты биографии Павлова

  • 26 сентября 1849 года – рождение в Рязани.
  • 1864 год – поступление в духовную семинарию в Рязани.
  • 1870 год – поступление в Петербургский университет.
  • 1875 год – Павлов награждается золотой медалью и оканчивает университет. Поступление в Медико-хирургическую академию.
  • 1879 год – окончание академии. Работа заведующим лабораторией в клинике Боткина.
  • 1883 год – защита докторской диссертации на тему «О центробежных нервах сердца».
  • 1884-1886 годы – стажировка во Франции и Германии.
  • 1890 год – заведующий кафедрой фармакологии Медико-хирургической академии.
  • 1897 год – публикация работы «Лекции о работе главных пищеварительных желез».
  • 1901 год – член-корреспондент Петербургской Академии наук.
  • 1904 год – присуждение Нобелевской премии.
  • 1907 год – действительный член Петербургской Академии наук.
  • 1925 год – начало работы на посту руководителя Института физиологии.
  • 27 февраля 1936 — Иван Петрович Павлов умер.
  • Первый житель России, получивший Нобелевскую премию.
  • Однажды признался, что без очков не смог бы провести на собаках ни одного опыта. Просто потому, что не увидел бы собак.
  • Предтечей собственных исследований Павлов считал Декарта, за что поставил ему бюст рядом с лабораторией в Колтушах.
  • Увлекался коллекционированием бабочек и игрой в городки.
  • Ученый был левшой, но упорно разрабатывал правую руку. В результате он даже научился ею делать операции.
  • Негативно относился к советской власти и утверждал, что у нее нет никакого будущего, а СССР обречен на погибель. Поэтому не попал в лагерь лишь благодаря огромному авторитету не только в России, но и во всем мире.

Павлов, Иван Петрович



(род. в 1849 г.) - физиолог, сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медико-хирургической акад. в 1879 г., в 1884 г. назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью; в 1890 г. назначен экстраординарным профессором в Томский унив. по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Имп. военно-медицинскую акад. экстраординарным профессором, а с 1897 г. ординарный профессор академии.

Выдающиеся ученые труды проф. П. можно разделить на 3 группы: 1) работы, касающиеся иннервации сердца; 2) работы, связанные с Экковской операцией; 3) работы, относительно секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. При оценке его научной деятельности нужно принимать во внимание всю совокупность научных результатов, достигнутых его лaбopaтopиeй, в которой работали его ученики при участии его самого. В 1-й группе работ, касающихся иннервации сердца, проф. П. экспериментально показал, что при работе своей сердце регулируется, кроме уже известных задерживающих и ускоряющих нервов, также усиливающим нервом, а вместе с тем он дает факты, дающие право думать о существовании еще и ослабляющих нервов. Во 2-й группе работ П., осуществив на деле задуманную раньше д-ром Экком операцию соединения воротной вены с нижней полой и устроив таким образом обход печени кровью, несущейся от пищеварительного тракта, указал на значение печени, как очистителя от вредных продуктов, несущихся с кровью от пищеварительного канала, а вместе с проф. Ненским он указал и назначение печени в переработке карбаминокислого аммиака; благодаря указанной операции, по всей вероятности, удастся выяснить еще очень много важных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью печени. Наконец, 3 группа работ и самая обширная, выясняет регуляцию отделения желез желудокишечного канала, что стало возможным лишь только после исполнения ряда операций, задуманных и осуществленных П. Из них на первом плане нужно поставить эзофаготомию, т. е. перерезки пищевода на шeе и приживление концов его врознь по углам раны, давшей возможность точно выяснить все значение аппетита и наблюдать выделяющийся чистый желудочный сок (из желудочной фистулы) вследствие психического влияния (аппетита). Не менее важное значение имеет и его операция образования двойного желудка с сохраненной иннервацией; последняя дала возможность следить за отделением желудочного сока и выяснить весь механизм этого отделения при нормально идущем пищеварении в другом желудке. Затем ему принадлежит способ образования постоянной фистулы протока поджелудочной железы: именно, пришивая его с куском слизистой оболочки, он получил фистулу, остающуюся на неопределенное время. Применяя как эти операции, так равно и другие, он выяснил, что слизистая оболочка желудокишечного канала обладает, подобно коже, специфической возбудимостью - она, как бы, понимает, что ей дают хлеб, мясо, воду и т. д. и в ответ на данную пищу посылает уже тот или другой сок и того или другого состава. При одной пище выделяется больше желудочного сока и с большим или меньшим содержанием кислоты или фермента, при другой выступает усиленная деятельность поджелудочной железы, при третьей печени, при четвертой можем наблюдать тормоз для одной железы, а вместе усиленную деятельность другой и т. д. Указав на эту спицифическую возбудимость слизистой оболочки, он указал вместе с тем и нервные пути, по которым мозг посылает импульсы для этой деятельности - он указал на значение блуждающего и симпатического нерва для отделений желудка и поджелудочной железы. Из трудов упомянем: из 1-й группы - "Усиливающий нерв сердца" ("Еженедельная Клиническая Газета", 1888 г.); 2-й группы: "Экковский свищ вен нижней полой и воротной и его последствия для организма" ("Архив биологических наук Имп. института экспериментальной медицины" (1892 т., I); из 3-ей "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897 г.; здесь указаны и все относящиеся сюда работы самого П. и его учеников). Ему же принадлежит исследование: "Центробежные нервы сердца" (СПб., 1883).

{Брокгауз}

Павлов, Иван Петрович

Рус. ученый-физиолог, создатель материалистич. учения о высшей нервной деятельности животных и человека, акад. (с 1907, чл.-корр. с 1901). П. разработал новые принципы физиологич. исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Изучая высшее проявление жизни - высшую нервную деятельность животных и человека, П. заложил основы материалистической психологии.

П. родился в Рязани в семье священника. Окончив рязанское духовное училище, поступил в 1864 в рязанскую духовную семинарию. Годы учебы в семинарии совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение П. оказали идеи великих русских мыслителей, революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и др. и особенно труд "отца русской физиологии" И. М. Сеченова - "Рефлексы головного мозга" (1863). Увлекшись естественными науками, П. в 1870 поступил в Петербург. ун-т. Занимаясь на естественном отделении физико-математич. фак-та, II. работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований; за работу "О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе" (совм. с M. M. Афанасьевым) совет ун-та наградил его в 1875 золотой медалью. По окончании ун-та (1875) II. поступил на третий курс Медико-хирургич. академии и одновременно работал (1876-78) в лаборатории проф. физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 окончил Медико-хирургич. академию (реорганизованную в 1881 в Военно-мед. академию) и был оставлен при ней для усовершенствования. Еще в 1879 П. по приглашению С. П. Боткина начал работать в физиологич. лаборатории при его клинике (позже заведовал этой лабораторией); в ней П. проработал ок. 10 лет, фактически руководя всеми фармакологич. и физиологич. исследованиями.

В 1883 П. защитил дисс. на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента Военно-мед. академии; с 1890 был проф. там же по кафедре фармакологии, а с 1895 - по кафедре физиологии, на к-рой проработал до 1925. С 1891 одновременно заведовал физиологич. отделом Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии. Работая 45 лет в стенах этого ин-та, П. выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах. В 1913 для исследований высшей нервной деятельности по инициативе П. в Ин-те экспериментальной медицины было выстроено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры для изучения условных рефлексов (т. н. башня молчания).

Наибольшего расцвета творчество П. достигло после Великой Окт. социалистич. революции. Коммунистич. партия и Советское правительство всегда оказывали П. неизменную поддержку, окружая его вниманием и заботой. В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу П. Позже для П. по его планам была организована Биологич. станция в с. Колтуши (ныне с. Павлово) под Ленинградом, ставшая, по выражению П., "столицей условных рефлексов".

Труды П. получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, ун-тов и различных об-в. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград - Москва) он был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира".

Умер И. П. Павлов на 87-м году жизни в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

В течение первого периода научной деятельности (1874-88) П. преимущественно занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. К этому времени относится его дисс. "Центробежные нервы сердца" (1883), в к-рой впервые на сердце теплокровного животного было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. На основании своих исследований П. высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, П. в дальнейшем создал учение о трофич. функции нервной системы ("О трофической иннервации", 1922).

Ряд работ П., относящихся к этому периоду, посвящен исследованию нервных механизмов регуляции кровяного давления. В исключительных по тщательности и точности опытах им было установлено, что любое изменение кровяного давления рефлекторно вызывает такие изменения в сердечно-сосудистой системе, к-рые приводят к возвращению кровяного давления к исходному уровню. П. считал, что подобная рефлекторная саморегуляция сердечно-сосудистой системы оказывается возможной только благодаря наличию в стенках кровеносных сосудов рецепторов, обладающих специфич. чувствительностью к колебаниям кровяного давления и др. раздражителям (физич. или химич.). Дальнейшими исследованиями П. и его сотрудники доказали, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом функционирования не только сердечно-сосудистой, но и всех др. систем организма.

Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокое мастерство и новаторский подход П. в проведении эксперимента. Поставив перед собой задачу изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяное давление собаки, П. смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Он приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, что без наркоза представляется возможным отпрепаровать тонкую артериальную веточку на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кровяное давление после различных воздействий. Методич. подход к решению поставленной задачи в этой (одной из первых) работе весьма важен, т. к. в нем можно видеть как бы зарождение замечательного метода хронического опыта, разработанного П. в период его исследований по физиологии пищеварения. Другим крупным экспериментальным достижением явилось, создание П. нового способа изучения деятельности сердца с помощью т. н. сердечно-легочного препарата (1886); только спустя несколько лет в весьма близкой форме подобный сердечно-легочный препарат был описан англ. физиологом Э. Старлингом, именем к-рого этот препарат неправильно назван.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы П. в течение первого периода своей деятельности занимался изучением нек-рых вопросов физиологии пищеварения. Но систематич. исследования в этой области он начал проводить только в 1891 в лаборатории Ин-та экспериментальной медицины. Руководящей идеей в этих работах, так же как и в исследованиях по кровообращению, была воспринятая П. от Боткина и Сеченова идея нервизма, под к-рым он понимал "физиологическое направление", стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма" (Павлов И. П., Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 197). Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового нормального животного не могло быть осуществлено при методич. возможностях, к-рыми располагала физиология того времени.

Созданию новых методов, новых приемов "физиологического мышления" П. посвятил ряд лет. Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод хронич. эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1879 П. впервые в истории физиологии наложил хронич. фистулу протока поджелудочной железы. Позднее им была предложена операция хронич. фистулы желчного протока. Под руководством П. в 1895 Д. Л. Глинский разработал методику наложения простой и удобной фистулы протоков слюнных желез, имевшую впоследствии исключительное значение в создании учения о высшей нервной деятельности. Одним из самых замечательных достижений физиологич. эксперимента был созданный П. в 1894 метод наблюдения за деятельностью желудочных желез путем отделения от желудка части его в виде изолированного (уединенного) желудочка, полностью сохраняющего нервные связи с центральной нервной системой (малый желудочек по Павлову). В 1889 П. совместно с Е. О. Шумовой-Симановской разработал на собаках операцию эзофаготомии в сочетании с гастростомией. На эзофаготомированных животных, имеющих фистулу желудка, был поставлен опыт с мнимым кормлением - наиболее выдающийся опыт в физиологии 19 в. Впоследствии эта операция была использована П. с целью добывания чистого желудочного сока для лечебного применения.

Владея всеми этими методами, П. фактически заново создал физиологию пищеварения; впервые с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции деятельности всего пищеварительного процесса. П. изучил динамику секреторного процесса желудочной, поджелудочной и слюнных желез и работу печени при употреблении различных пищевых веществ и доказал способность их приспосабливаться к характеру применяющихся возбудителей секреции.

В 1897 П. опубл. знаменитый труд - "Лекции о работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 ему была присуждена Нобелевская премия.

Подобно Боткину, он стремился объединить интересы физиологии и медицины. Это выразилось, в частности, в обосновании и разработке им принципа экспериментальной терапии. П. занимался изысканием научно обоснованных методов излечения экспериментально созданных патологич. состояний. В непосредственной связи с работами по экспериментальной терапии находятся и его исследования фармакологич. проблем. П. рассматривал фармакологию как теоретич. мед. дисциплину, пути развития к-рой тесно связаны с экспериментальной терапией.

Изучение связей организма с окружающей его средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловили переход П. к исследованию функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили его наблюдения т. н. психич. секреции слюны у животных, наступающей при виде или запахе пищи, при действии различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Рассматривая сущность этого явления, П. сумел, опираясь на высказывания Сеченова о рефлекторной природе всех проявлений деятельности головного мозга, понять, что феномен психич. секреции дает возможность физиологу объективно изучать т. н. душевную деятельность.

"После настойчивого обдумывания предмета, после нелегкой умственной борьбы я решил, наконец, - писал Павлов, - и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роли чистого физиолога, т. е. объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имеющего дело исключительно с внешними явлениями и их отношениями" (Полное собр. соч., т. 3, кн. 1, 2 изд., 1951, стр. 14). П. назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, в то время как связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни, - условным рефлексом.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различных раздражителей. Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения; открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению П., "центральным явлением", пользуясь к-рым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологич. деятельность больших полушарий. Впервые об условных рефлексах П. сообщил в 1903 в докладе "Экспериментальная психология и психопатология на животных" на 14-м Международном мед. конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет П. вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся друг с другом в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по П., вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры большие полушарий. Этими представлениями была создана физиологич. основа для изучения деятельности органов чувств, к-рое до П. было построено в значительной мере на субъективном методе исследования.

Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило П. показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможения, широко иррадиировавший по коре мозга и спустившийся на подкорковые образования. Многолетнее изучение особенностей условно-рефлекторной деятельности различных животных позволило П. дать классификацию типов нервной системы. Важным разделом исследований П. и его учеников явилось изучение патологич. отклонений в деятельности высшей нервной системы, наступающих как вследствие различных оперативных воздействий на большие полушария, так и в результате функциональных изменений, т. н. срывов, сшибок, приводящих к развитию "экспериментальных неврозов". На основе изучения экспериментально воспроизводимых невротич. состояний II. наметил новые пути их лечения, дал физиологич. обоснование терапевтич. действия брома и кофеина.

В последние годы жизни внимание П. было привлечено к исследованию высшей нервной деятельности человека. Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животным, он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой - общей у человека и животных, и второй - свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечивает у человека образование слов - "произносимых, слышимых и видимых". Слово является для человека сигналом сигналов и допускает отвлечение и образование понятий. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление. Совокупность проведенных исследований позволила П. прийти к выводу о том, что кора больших полушарий головного мозга у высших животных и у человека является "распорядителем и распределителем всей деятельности организма", "держит в своем ведении все явления, происходящие в теле", и тем самым обеспечивает наиболее тонкое и совершенное уравновешивание живого организма во внешней среде.

В трудах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1927) П. подвел итоги многолетним исследованиям и дал полное систематич. изложение учения о высшей нервной деятельности.

Учение П. полностью подтверждает осн. положения диалектич. материализма о том, что материя является источником ощущений, что сознание, мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой ступени совершенства, а именно продукт мозга. П. впервые ясно показал, что все процессы жизнедеятельности животных и человека находятся в неразрывной связи и взаимозависимости, в движении и развитии, что они подчинены строгим объективным законам. П. постоянно подчеркивал необходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управлять ими.

С непоколебимой верой в силы науки и практики связана неутомимая и страстная деятельность П., его непримиримая борьба против идеализма и метафизики. Учение П. о высшей нервной деятельности имеет большое теоретич. и практич. значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектич. материализма, подтверждает правильность положений ленинской теории отражения и служит острым оружием в идеологич. борьбе со всеми и всякими проявлениями идеализма.

П. был великим сыном своего народа. Любовь к отечеству, гордость за свою Родину пронизывали все его мысли и действия. "Что ни делаю, - писал он, - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение" (Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 12). Отмечая заботу Советского правительства о поощрении научных исследований, П. на приеме правительством делегации 15-го Международного конгресса физиологов в Москве в 1935 сказал "...мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство". О высоком чувстве ответственности перед Родиной говорил П. и в своем известном письме к молодежи, написанном им незадолго до кончины (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 1, 1951, стр. 22-23).

Многочисленные ученики и последователи П. успешно развивают его учение. На объединенной сессии АН СССР и Академии мед. наук СССР (1950), посвященной проблеме физиологич. учения П., были намечены дальнейшие пути развития этого учения.

Имя П. присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений (Ин-т физиологии АН СССР, 1-й Лен. мед. ин-т, Рязан. мед. ин-т и др.). АН СССР учреждены: в 1934 - премия имени Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и в 1949 - золотая медаль его имени, за совокупность работ по развитию учения П.

Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-6, 2 изд., М., 1951-52; Избранные труды, под ред. Э. А. Асратяна, М., 1951.

Лит.: Ухтомский А. А., Великий физиолог [Некролог], "Природа", 1936, № 3; Быков К. М., И. П. Павлов - старейшина физиологов мира, Л., 1948; его же, Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова. Доклад... М.-Л., 1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.-Л., 1949; Иван Петрович Павлов. , Вступ. статья Э. Ш. Айрапетьянца и К. М. Быкова, М.-Л., 1949 (Акад. наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Физиология, вып. 3); Бабский Е. Б., И. П. Павлов. 1849-1936; М., 1949; Бирюков Д. А., Иван Петрович Павлов. Жизнь и деятельность, М., 1949; Анохин П. К., Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа, М.-Л., 1949; Коштоянц X. С., Рассказ о работах И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, 4 изд., М.-Л., 1950; Библиография трудов И. П. Павлова и литература о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М.-Л., 1954.

Па влов, Иван Петрович

Род. 1849, ум. 1936. Физиолог-новатор, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. Автор метода условных рефлексов. Первым установил и доказал связь между психической деятельностью и физиологическими процессами в коре головного мозга. Внес неоценимый вклад в развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Автор фундаментальных классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Внедрил в практику исследований хронический эксперимент, тем самым обусловив возможность изучать деятельность практически здорового организма. Лауреат Нобелевской премии (1904). С 1907 г. действительный член Петербургской академии наук. Академик РАН (1917), академик АН СССР (1925).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Павлов, Иван Петрович" в других словарях:

    Советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы;… … Большая советская энциклопедия

Проф. Х. С. Коштоянц

Иван Петрович Павлов за длительный путь своей научной работы оставил глубочайший след во многих областях теории и практики. Он создал заново ряд глав современной физиологии, новое направление экспериментальной терапии, он страстно боролся за объективные методы исследования в одной из труднейших областей знания - психологии. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине. Анализ научного творчества и облика Павлова как гражданина Советского союза, гордого сознанием принадлежности к великой семье народов СССР, должен явиться задачей многих исследователей. В настоящей статье мы попытаемся дать очерк основной линии научной деятельности Павлова.

И. П. Павлов.

У «памятники собаке», открытого во дворе Института экспериментальной медицины.

Подопытные животные физиологической лаборатории.

Собаки с желудочной фистулой: I - оперированная по методу акад. И. П. Павлова («пустой желудок»), а - место перерезки пищевода, b - фистульная трубка, через которую вытекает сок; I I - оперированная по методу Гейденгайна («малый желудок»), с - отделенная часть желудка с фистульной трубкой.

Подопытное животное в станке.

Физиологическая лаборатория.

Павлов - яркий представитель экспериментального естествознания. Физиологический эксперимент, «наблюдение и наблюдение», факты являются тем воздухом, которым дышал Павлов, исследователь природы. Ему органически были чужды рассуждения о явлениях природы, не опирающиеся на достоверный опыт.

Павлов ярко показал, что вновь созданные пути и способы опытного изучения природы раскрывают новые стороны явлений, которые не могли быть показаны при предшествующих способах исследования. Работа Павлова в этом отношении может быть классическим примером того, как создание новых подходов к изучению явлений ставит наши знания на новую, высшую ступень. Павлов так оценивал существовавшие до него и разработанные им методы исследования пищеварения (в лекциях о работе главных пищеварительных желез в 1897 г.).

«Помехой раннего исследования являлась недостаточная методика. Часто говорится, и недаром, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами. Посему нашей первой задачей была выработка методики».

Верно решив проблему новых методических подходов, создав наиболее близкие к условиям целого организма методы исследования, Павлов с своими сотрудниками быстро сделал ряд крупнейших научных открытий. Группа работ Павлова и его учеников в области физиологии главных пищеварительных желез внесла порядок в тот «хаос» представлений, который был в учении о пищеварении до Павлова.

Для устранения абсолютной недостаточности всех предшествовавших исследований, о которой свидетельствовала многовековая история изучения пищеварения от опытов над пищеварением птиц итальянской Academia del Cimento и до разработки метода искусственного желудочного свища у собаки (Басов, 1842), Павлов требовал выполнения ряда условий получения желудочного сока во всякое время, в совершенно чистом виде, точного определения его количества, правильной работы пищеварительного канала и наблюдения за сохранением животного в здоровом состоянии. Выполнению всех этих условий и были посвящены работы по разработке метода изолированного (уединенного) желудочка, который был выполнен Павловым (1879) и независимо от него немецким ученым Гейденгайном (1880).

В дальнейшем были разработаны методы хронической поджелудочной фистулы, метод мнимого кормления и др. Все это вместе взятое позволило Павлову и его ученикам сделать ряд крупных открытий: они доказали основные закономерности количественной и качественной реакции железистых клеток на тот или иной вид пищевого раздражения, нашедшие свое выражение в классических павловских кривых сокращений; они показали стройность и последовательность в работе различных отделов пищеварительного тракта; они открыли роль нервной системы в регуляции работы пищеварительных желез, что являлось началом великих работ в области условных рефлексов; они сделали ряд крупных наблюдений и открытий, которые легли в основу современных воззрений на природу ферментативных процессов (открытие энтерокиназы); наконец, эти работы показали огромное значение оперативно-хирургического метода. Книга Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала классическим произведением, завоевавшим всемирную известность, и Павлов получил за эту группу работ премию Нобеля (1904).

Результаты, достигнутые Павловым в разработке методов изучения пищеварительных желез и прочно вошедшие в обиход современных физиологических учреждений, важны в смысле утверждения огромного значения целостного изучения организма животных. Именно в этом огромное преимущество Павлова перед его предшественниками (Гельм, Бомои, Басов, Блондло, Гейденгайн), занимавшимися вопросами разработки так называемой фистульной методики. Величие Павлова не в том, что он усовершенствовал уже существовавшие приемы фистульной методики, а в том, что он видел в этом основание для целостного изучения физиологических процессов. Эта исключительно важная биологическая тенденция целостного изучения организма характеризует не только период работы над пищеварительными железами, но и весь огромный отрезок времени работы школы Павлова над сложнейшей проблемой условных рефлексов.

Многолетняя разработка физиологии больших полушарий в учении об условных рефлексах явилась развитием и завершением учения о целостности организма. Большие полушария представлялись Павлову органами, регулирующими отношения животного с внешним миром в интересах сохранения целостности этого животного. В опытах с условными рефлексами Павлов больше всего обращал внимание именно на целостность организма. Разбирая сложный вопрос о тормозных влияниях внешней среды на выработку условных рефлексов животного, Павлов особенно подчеркивал значение целостности системы.

Для Павлова разработка оперативно-хирургического приема исследования была, по его выражению, «приемом физиологического мышления». Именно благодаря этому приему физиологического мышления Павлов сумел в конце XIX и в начале XX столетия стать одним из немногих представителей целостного изучения физиологических процессов в эпоху расцвета аналитического метода физиологии. И не случайно поэтому судьбы синтетической физиологии он связал с разработкой приемов целостного изучения физиологических процессов.

Итак, Павлов представил в своей работе яркий образец применения опытного исследования жизненных явлений, создал новые пути в этом направлении и дал в руки физиологов метод целостного изучения физиологических процессов. Но этим не исчерпывается характеристика Павлова как экспериментатора. Важнейшей чертой его является то, что он связывал пути теоретического анализа вопроса с непосредственной практикой; он связывал вопросы физиологии с вопросами медицины.

Убедившись в огромном значении эксперимента для изучения процессов в нормальном организме, Павлов стал подлинным проповедником экспериментального метода в области медицины. «Только пройдя через огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем должна быть, т. е. сознательной, а следовательно, всегда и вполне целесообразнодействующей... И потому я осмеливаюсь предсказать, что прогресс медицины в той или другой стране, в том или другом ученом или учебном медицинском учреждении будет измеряться тем вниманием, той заботливостью, которыми окружается там экспериментальный отдел медицины». И не случайно поэтому лаборатория Павлова стала подлинной Меккой для наиболее передовых представителей медицинской науки, которые шли в эту лабораторию делать свои диссертации. Из числа учеников Павлова росли руководящие работники не только в области теоретической физиологии, но и в области клиники. А его мечта о создании экспериментальной базы для медицины в целях обеспечения лучших условий «страстному стремлению людей к здоровью и жизни» (Павлов) претворилась в действительность в наши дни созданием гигантского Всесоюзного института экспериментальной медицины, одним из активных деятелей которого был до самой смерти Павлов.

Для понимания Павловым соотношения физиологической теории и клинической практики характерна органическая связь этих двух научных линий как линий взаимно оплодотворяющих. Не только физиологический эксперимент и выводы из него являются основой для понимания патологического процесса и воздействия на него, но и патологический процесс со своей стороны является основанием для понимания физиологических процессов. Приход к экспериментальной теории от физиологического эксперимента у Павлова является естественным актом.

Для Павлова патологический процесс и нормальный процесс являются не разорванными явлениями, а явлениями одного порядка.

На протяжении всей научной деятельности Павлова неисчерпываемым источником для его строго научных построений в области физиологии служили наблюдения не только над нормальными животными, но и над больными животными и человеком. Сначала над случайными больными, затем систематически в больницах Павлов вел наблюдения так же последовательно и упорно, как он это делал в физиологической лаборатории. Клинические случаи служили ему указанием и толчком для разработки таких методов исследования физиологических процессов в нормальном организме, которые в последующем стали классическими. Мы имеем в виду факт открытия Павловым метода мнимого кормления, на который его натолкнули клинические случаи больных с зарощенным пищеводом.

Павлов вместе со своей сотрудницей Шумовой-Симоновской дали метод мнимого кормления, который позволил показать факт отделительной деятельности желудочных желез под влиянием нервной системы без соприкосновения с пищей, метод, ставший классическим. Он вырос из опыта, накопленного клиникой.

Получив в начале XX в. нобелевскую премию за классические работы в области пищеварения, И. П. Павлов развернул новый цикл исследований, органически связанный с первым циклом и принесший ему еще большую славу великого исследователя и мирового ученого. Мы имеем в виду его гениальную работу в области условных рефлексов.

Теория условных рефлексов как биологическая теория была впервые формулирована Павловым и именно как таковая получила свое завершение в последних исследованиях Павлова в области генетического анализа условно-рефлекторной деятельности. Для Павлова выработка условного рефлекса есть прежде всего биологический акт, создающий предпосылки для правильного обмена веществ и энергии между организмом и внешней средой. К этому он пришел на основании своих классических исследований по физиологии пищеварительного процесса, процесса восприятия и переработки питательных веществ извне, а также на основании своих, также классических, работ в деле выяснения трофической роли нервной системы.

Многочисленные экспериментальные данные показали Павлову ту огромную роль, которую играет нервная система в основном биологическом процессе - процессе обмена веществ. Он и его ученики с большей, чем кто бы то ни было, убедительностью сумели показать, что в актах восприятия и переработки пищи, в актах добычи ее, а также в тончайших актах химических превращений этих питательных веществ в клетках многоклеточного организма ведущую роль играет нервная система. Формулированное Павловым учение о трофической роли нервной системы развертывается в настоящее время в исключительно важный раздел физиологии.

Гениальное открытие Павлова заключается в том, что этот процесс непрерывного обмена веществ и энергии между организмом и внешней средой не только осуществляется комплексом врожденных нервно-рефлекторных актов, но что в индивидуальном развитии животного в каждом конкретном случае, в каждой конкретной обстановке, создаются новые, приобретенные, обусловленные средой нервные связи (условные рефлексы), делающие наиболее оптимальными взаимоотношения между животными и внешней средой в данных условиях. В речи «Естествознание и мозг» Павлов предельно ясно определяет это биологическое значение открытых им условных рефлексов:

«Существеннейшею связью животного организма с окружающей природой является связь через известные химические вещества, которые должны постоянно поступать в состав данного организма, т. е. связь через пищу. На низших ступенях животного мира только непосредственное прикосновение пищи к животному организму или, наоборот, организма к пище главнейшим образом ведет к пищевому обмену. На более высших ступенях эти отношения становятся многочисленнее и отдаленнее. Теперь запахи, звуки и картины направляют животных, уже в широких районах окружающего мира, на пищевое вещество. А на высочайшей ступени звуки речи и значки письма к печати рассыпают человеческую массу по всей поверхности земного шара в поисках за насущным хлебом. Таким образом бесчисленные, разнообразные и отдаленные внешние агенты являются как бы сигналами пищевого вещества, направляют высших животных на захватывание его, двигают их на осуществление пищевой связи с внешним миром».

Более чем тридцатилетняя работа Павлова и его учеников отчетливо показала, что, помимо врожденных рефлексов, покоящихся на анатомической связи центральной нервной системы и ее проводников с периферическими органами (мышцы, железы), существуют еще добавочные рефлексы, которые могут возникать в течение индивидуальной жизни животного в результате совпадения действия различных, до того индифферентных, раздражителей внешнего мира с такими раздражителями, которые являются безусловными возбудителями той или другой реакции (секреторной, двигательной и др.). В этом лежит и основная теоретическая предпосылка выработки методических приемов, лежащий в основе павловской методики условных рефлексов, при которой такие индифферентные раздражители пищевой реакции, как свет, звук, покалывание и т. д., становятся условными раздражителями пищеварительных желез, если они совпадают с действием безусловного пищевого раздражителя - самой пищи. С общебиологической точки зрения особенно ценными являются опыты с новорожденными животными, проделанные в лаборатории Павлова, при которых удалось показать, что если выращивать новорожденных щенят на пище, лишенной мяса (молочно-хлебный режим), то вид и запах мяса не являются возбудителями пищеварительных желез названных щенков. Но уже после однократной дачи щенкам мяса в дальнейшем вид и запах мяса становятся мощными возбудителями, например, слюнной железы. Все это привело Павлова к заключению, что организм животного располагает двумя типами рефлексов: постоянными, или врожденными, и временными, или приобретенными.

Сумма фактов, полученных в отношении характеристики функций клеток коры головного мозга методом условных рефлексов, по праву может считаться основой для настоящей физиологии больших полушарий головного мозга. Эти факты дали исключительно ценный материал для понимания сложных проблем органов чувств, локализации их; они раскрыли физиологическую природу процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Сама методика слюнных условных рефлексов, помимо огромного общебиологического значения, имеет существенное значение для анализа вопроса о природе нервного процесса, в особенности для процессов возникновения и проведения естественных нервных импульсов. Можно без преувеличения сказать, что методика условных рефлексов даст еще очень многое для анализа сложных вопросов реакции периферических клеток в ответ на естественное раздражение.

Капитальные работы павловской школы по условным рефлексам являются одной из ведущих глав физиологии нервной системы. Здесь не лишне упомянуть, как волновал этот вопрос Павлова. Еще недавно он писал о своем негодовании по поводу того, что один из германских физиологов заявил проф. Фольборту в Харькове: условные рефлексы - это «не физиология». Глубоко затронутый этим Павлов, показывая свои опыты нашему гостю проф. Иордану (Голландия), взволнованно спросил его: «Но разве это не физиология?» На что проф. Иордан ответил: «Ну, конечно, именно это является подлинной физиологией». Так ответил Павлову один из наиболее крупных представителей современного биологического направления в области физиологии, ставящий своей целью изучение целостного организма.

Павлов пытался осмыслить естественно-исторический огромный опыт и наблюдения по выработке условных рефлексов в индивидуальной жизни животного. Как естествоиспытатель он оценивал значение условных рефлексов с точки зрения общебиологической. Он говорил, что врожденные рефлексы - это рефлексы видовые, в то время как приобретенные рефлексы - индивидуальные. И далее он сообщал: «Мы назвали, так сказать, с чисто практической точки зрения, первый рефлекс безусловным, а второй условным. В высшей степени вероятно (и на это уже имеются отдельные фактические указания), что новые возникающие рефлексы при сохранении одних и тех же условий жизни в ряде последовательных поколений непрерывно переходят в постоянные. Это было бы, таким образом, одним из постоянно действующих механизмов развития животного мира». И к этому вопросу Павлов возвратился в своей последней сводной статье, написанной для Большой медицинской энциклопедии в 1935 г., когда он писал, что условные рефлексы обеспечивают все то, что необходимо как для благосостояния организма, так и для благосостояния вида. В речи на Международном конгрессе физиологов в 1913 г. Павлов по этому поводу решительно заявил: «Можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственно превращаются в безусловные».

В дальнейшем под руководством Павлова Студенцовым были предприняты специальные исследования для проверки этой мысли, причем выступление Павлова на основании этих опытов встретило огромный интерес со стороны биологов, ибо оно касалось такого важного вопроса, как вопрос о наследовании приобретенных признаков. Это послужило предметом специальной дискуссии и критики со стороны генетиков. Против этих опытов и их трактовки выступил крупный американский генетик Морган, и Павлов должен был согласиться с основными доводами названной дискуссии. Но разработку вопроса именно в этом биологическом направлении Павлов не только не оставил, но развил дальше. Здесь открывается новая огромная полоса деятельности Павлова по изучению генетики высшей нервной деятельности. Эта новая область исследования, которая легла в основу работы вновь созданной биологической станции в Колтушах, должна была увенчать здание мыслей Павлова о биологическом значении условных рефлексов. Самой постановкой вопроса о генетике высшей нервной деятельности, конкретной разработкой учения о различных типах нервной системы у различных животных были сняты приведенные выше высказывания Павлова о наследовании приобретенных признаков как высказывания, не оправданные достоверным опытом.

Павлов и его ученики чрезвычайно подробно разработали типологию поведения различных собак, сделав это биологической основой для постановки опытов над различными животными и возможных выводов в каждом отдельном случае. В сводной статье об условных рефлексах, написанной в 1935 г., Павлов указывает на то, что «изучение условных рефлексов у массы собак постепенно выдвинуло вопрос о разных нервных системах отдельных животных и что, наконец, получились основания систематизировать нервные системы по некоторым их основным чертам».

Что касается типов нервной системы, то по этому поводу Павлов дает исчерпывающую характеристику их, полностью совпадающую с современными общебиологическими представлениями. Эти мысли Павлова явились подлинно грандиозным планом новой области исследования высшей нервной деятельности животных методами генетики и физиологии, которые открывают совершенно новый путь исследования вопроса. На этот раз смерть помещала Павлову исчерпать вопрос таким образом, как это было выполнено им при создании трех новых глав физиологии - пищеварения, условных рефлексов и трофической роли нервной системы. Эта работа явится предметом исследований нового поколения физиологов.

В последний период своей научной работы Павлов исключительно последовательно пропагандировал необходимость изучения физиологами генетики, применения генетики к анализу типов функционирования нервной системы у животных. Это нашло символическое выражение в том художественном оформлении, которое, по идее Павлова, было дано Колтушской биологической станции: перед павловской лабораторией в Колтушах были воздвигнуты три скульптуры - создателя понятия рефлекса Рене Декарта, основоположника строго научной физиологии центральной нервной системы Ивана Михайловича Сеченова и, наконец, основателя современной генетики Грегора Менделя.

Как глубокий натуралист Павлов проявил огромный интерес к проблемам поведения близких к человеку животных, и в последние годы в его лаборатории велись исследования над обезьянами. Постоянно интересуясь вопросами переноса данных, полученных в опытах с лабораторными животными, на человека и специально ставя вопрос об особенностях физиологии человека, Павлов сумел придти к одному из наиболее глубоких выводов в отношении физиологии человека. Мы имеем в виду постановку Павловым вопроса о специальной, только человеку свойственной, второй сигнальной системе действительности в виде слова. По этому поводу приведем исключительно яркую и сжатую формулировку, которую Павлов дал в своей сводной статье в 1935 г. «В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приводящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатление, ощущение и представление от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - нервная сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специальную нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».

Специальная работа над вопросами об особенностях высшей нервной деятельности человека привела Павлова к изучению психопатологии человека, к психиатрической клинике, где он оставался экспериментатором, пытавшимся подойти к анализу нарушений психики человека и лечению их на основе данных экспериментальной физиологии.

Открытая Павловым новая глава физиологии человека о слове как сигнальной системе начала получать экспериментальное подтверждение в работах школы Павлова и явится одним из плодотворных путей исследования наряду с генетикой высшей нервной деятельности, оставшейся неразработанной в научном наследстве Павлова.

Учение Павлова об условных рефлексах все более получает права гражданства за пределами Советского союза и, вопреки замечанию крупнейшего английского физиолога Шерингтона о том, что оно не будет иметь распространения за границей, пробивает себе дорогу в ряде стран Европы и Америки. Это особенно наглядно показал последний Международный физиологический конгресс, на котором проф. Сорбонны Люи Ляпик заявил, что основные проблемы физиологии центральной нервной системы будут решены при применении метода, «созданного гением Павлова». Учение об условных рефлексах начинает приобретать большое значение в анализе многих биологических процессов как простейших, так и сложных организмов, и этим подтверждается уверенный взгляд Павлова, что условные рефлексы являются универсальным для живой системы процессом.

Та реакция, которая существовала против условных рефлексов в буржуазных странах и продолжает еще там отчасти существовать, покоится на глубоко принципиальных основах и поэтому раскрывает огромное принципиальное значение учения Павлова. Павлов рассказывал, как более 10 лет тому назад на юбилее Лондонского королевского общества знаменитый английский физиолог-невролог Шерингтон заявил ему: «А знаете, ваши условные рефлексы в Англии едва ли будут иметь успех, потому что они пахнут материализмом». Именно материализму была посвящена до конца жизнь Павлова как естествоиспытателя. Наблюдая природу в «крупном масштабе и в общих чертах», опираясь постоянно на «посох опыта», Павлов видел перед собой «грандиозный факт развития природы от первоначального состояния в виде туманностей в бесконечном пространстве до человеческого существа на нашей планете» (Павлов) и как естествоиспытатель не нуждался для толкований явлений окружающей природы в силах, которые лежат вне этой природы. Все классическое наследство этого великого исследователя и мирового ученого будет использовано в построении здания строго научного, единственно правильного материалистического познания мира.

Гениальный исследователь природы Павлов сумел своим глубоким умом понять ту конкретную историческую действительность, свидетелем которой он был на склоне лет. И. П. Павлова глубоко волновали судьбы культуры человечества, судьбы его родины. В этом смысле он выше многих из тех классиков естествознания, которые в вопросах естественно-политических не поднимались над обывательским уровнем своей эпохи.

Бесспорной заслугой гениального физиолога Павлова перед человечеством всегда будет то, что он с трибуны мирового конгресса поднял голос протеста против войны и фашизма. Этот протест встретил широкий отклик среди выдающихся ученых всего мира, делегатов XV Международного конгресса физиологов в Ленинграде. Перед лицом воинствующего фашизма Павлов безоговорочно стал на защиту своей великой социалистической родины, оставив о себе память гражданина СССР, гордого сознанием принадлежности к великой семье народов СССР, строящих новое общество. Он, выдающийся представитель умственного труда, понял и оценил историческое значение стахановского движения как ступени к преодолению противоречий между физическим и умственным трудом. Он - почетный член многих академий и университетов мира, признанный официально на мировых конгрессах «глава физиологов мира» - с великим волнением принял извещение об избрании его слетом донецких шахтеров «почетным шахтером».

Умирая в подлинном смысле этого слова на научном посту, Павлов, невзирая на свой возраст (86 лет), непрерывно беспокоился о судьбе советской родины и незадолго до смерти написал свое знаменитое послание молодежи СССР, среди которой будет всегда жить облик великого гражданина СССР Ивана Петровича Павлова.

Поделиться: