Контрольная работа по биологии на тему "Высшая нервная деятельность" (8 класс). Тесты по разделу высшая нервная деятельность Высшая нервная система тест

Ян Стреляу не основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова (теория темперамента) разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности:

Уровня процессов возбуждения;
Уровня процессов торможения;
Уровня подвижности нервных процессов (STL)

Тест Стреляу об особенностях высшей нервной деятельности содержит три шкалы, состоящие из 134 вопросов.

Тест Стреляу: шкалы.

1. уровень процессов возбуждения

2. уровень процессов торможения

3. уровень подвижности нервных процессов

Определение основных свойств высшей нервной деятельности

Инструкция по тесту Стреляу:

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности.

На вопросы следует отвечать: «ДА», «НЕТ», «Затрудняюсь ответить»

Текст опросника свойств высшей нервной деятельности.

1. Относитесь ли Вы к людям, которые легко завязывают знакомства?

2. Можете ли Вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение (получено разрешение)?

3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло Ваше утомление, вызванное работой?

4. Можете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

6. Легко ли Вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

7. Забываете ли Вы о своем утомлении, когда поглощены работой?

8. Можете ли Вы терпеливо ждать завершения работы, которую Вы поручили кому-либо?

9. Одинаково ли легко Вы засыпаете, если ложитесь в разное время?

10. Умеете ли Вы хранить секрет, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возобновить работу, которую Вы не выполняли в течении нескольких недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли ВЫ работу, требующую умственных усилий?

14. Испытываете ли Вы чувство сонливости или скуки при выполнении монотонной работы?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, в случае необходимости, воздержаться от демонстрации своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

18. Легко ли Вам сдержать злость или гнев?

19. Сохраняете ли Вы присутствие духа в случае неудач?

20. Можете ли Вы в случае необходимости приспособить свою манеру поведения к особенностям поведения окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных функций?

22. Меняется ли Ваше настроение под влиянием окружающей обстановки?

23. Сохраняете ли Вы веру в себя в трудные минуты?

24. Говорите ли Вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для Вас важно?

25. Возникает ли у Вас раздражение в случае изменений в распорядке дня?

26. Быстро ли Вы находите нужный ответ?

27. Можете ли Вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя события (прием у учебное заведение, поездка за границу и т.п.)?

28. Легко ли у Вас проходят первые дни отпуска, каникул?

29. Вы находчивы?

30. С легкостью ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к тем, кто это делает медленней?

31. Быстро ли Вы засыпаете, ложась отдохнуть?
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, занятиях, т.е. публично?

33. Легко ли у Вас портится настроение?

34. Легко ли Вам прервать работу, которой Вы заняты?

35. Можете ли Вы помолчать, чтобы не мешать другим?

36. Можете ли Вы не поддаваться на провокацию?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с другими людьми?

38. Всегда ли Вы взвешиваете все «за и против» перед принятием важного решения?

39. Можете ли Вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-либо книгу?

40. Легко ли Вам завязать разговор со случайными попутчиками?

41. Можете ли Вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему хорошему не приведет?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?

43. Можете ли Вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с Вашим?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой организации труда?

45. Можете ли Вы поработать ночью, если днем тоже работали?

46. Быстро ли Вы читаете художественную литературу?

47. Быстро ли Вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?

48. Можете ли Вы держать себя в руках, в тех ситуациях, которые этого требуют?

49. Легко ли Вы просыпаетесь?

50. Можете ли Вы сдержать немедленную импульсивную реакцию?

51. Можете ли Вы работать в условиях шума?

52. Можете ли Вы в случае необходимости не говорить всей правды в глаза?

53. Умеете ли Вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.д.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новому окружению?

55. Любите ли Вы разнообразие и частую смену обстановки?

56. Достаточно ли Вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем Вы выполняли тяжелую работу?

57. Избегаете ли Вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течении короткого времени?

58. Справляетесь ли Вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?

59. Ожидаете ли Вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

60. Бросились ли Вы в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умели плавать?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учению?

62. Можете ли Вы удержаться от замечаний, если они неуместны?

63. Придаете ли Вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

64. Легко ли Вы переключаетесь с одной деятельности на другую?

65. Всегда ли Вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

66. Легко ли Вы справляетесь с трудностями на своем пути?

67. Легко ли Вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

68. Скучно ли Вам выполнять однообразные стереотипные действия?

69. Придерживаетесь ли Вы правил поведения в общественных местах?

70. Умеете ли Вы сдерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживление вокруг себя?

72. Любите ли Вы выполнять работу требующую больших усилий?

73. В состоянии ли Вы в течении длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?

74. Любите ли Вы работу (занятия), которые требуют быстрых движений?

75. Владеете ли Вы собой в трудные минуты жизни?

76. Сразу ли Вы встаете после того, как проснулись?

77. Можете ли Вы, выполнив порученную Вам работу, терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы также уверенно, как обычно, после того, как увидели что-то неприятное, досадное, обидное?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневную прессу?

80. Случается ли, что Вы говорите настолько быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать, если не выспались?

82. Можете ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы и т.п.?

84. Можете ли довести свою работу до конца, когда знаете, что Ваши товарищи ждут Вас или развлекаются?

85. Быстро ли отвечаете на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите?

87. Можете ли Вы спокойно работать, когда ожидаете прихода гостей?

88. Легко ли Вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли Вы приспособится к темпу работы человека, который работает гораздо медленней Вас?

91. Можете ли Вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

92. Меняется ли Ваше мрачное настроение в веселой компании?

93. Можете ли Вы без особого напряжения делать одновременно несколько дел?

94. Сохраняете ли Вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?

96. Сохраняете ли Вы присутствие духа, если страдает близкий Вам человек?

97. Полагаетесь ли Вы на себя в трудных ситуациях?

98. Чувствуете ли Вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если того требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?

101. Любите ли Вы часто менять вид занятий?

102. Стремитесь ли Вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

103. Сдерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящий момент?

104. Сразу ли Вы полностью включаетесь в работу?

105. Выступаете ли Вы против того, с кем не согласны?

106. Можете ли Вы справиться с состоянием временной депрессии?

107. Засыпаете ли Вы как обычно, если сильно утомлены работой?

108. Можете ли долго ждать не раздражаясь?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему хорошему не приведет?

110. Можете ли Вы хладнокровно подыскивать аргументы в ходе бурного спора?

111. Сразу ли Вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

112. Можете ли Вы не шуметь, если Вас об этом попросят?

113. Без особых ли уговоров Вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?

114. Можете ли Вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?

115. Охотно ли Вы меняете место отдыха, развлечений?

116. Трудно ли Вам приспособится к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы с помощью в случае неожиданных происшествий?

118. Воздерживаетесь ли Вы от ненужных жестов, возгласов, наблюдая соревнования, выступления в цирке и т.п.?

119. Любите ли Вы работу, занятия, где приходится разговаривать со многими людьми?

120. Контролируете ли Вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т.п.)?

121. Нравится ли Вам работа, требующая активных физических движений?

122. Считаете ли Вы себя отважным человеком?

124. Умеете ли Вы справится с желанием все бросить в случае неудачи?

125. Умеете ли Вы в течении длительного времени стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом попросят?

126. В состоянии ли Вы сдерживать свой смех, если знаете, что это может кого-то обидеть, задеть?

127. Легко ли Ваше грустное настроение сменяется радостным?

128. Трудно ли вывести Вас из равновесия?

129. Легко ли Вам соблюдать все принятые в Вашем окружении условности?

130. Любите ли Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе сразу, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

Ключ к тесту Стреляу: свойства высшей нервной деятельности

Возбуждение
За ответы «ДА»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 47, 51, 107, 123 – плюс 2 балла.

Торможение
За ответы «ДА»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 18, 34, 36, 128 – плюс 2 балла.

Средний уровень – 40 -42 балла.

Подвижность
За ответы «ДА»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 25, 57, 63, 116 – плюс 2 балла.

Средний уровень 40 – 42 балла.

Желаю всем психологического благополучия!

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?



2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…




3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?



В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко

9.



В. Не меняется вовсе

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь

12. Первая сигнальная система



13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций

14.

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками
Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни
20. От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип

Высшая нервная деятельность

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

    приспособление организма к постоянным условиям среды,

    приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,

    освоение организмом новых двигательных умений,

    различение животными команд дрессировщика.

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

    коре больших полушарий,

    продолговатом мозге,

    мозжечке,

    среднем мозге.

А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

    врождённый,

    приобретённый,

    безусловный,

    наследуемый.

А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

    условный,

    безусловный,

    защитный,

    ориентировочный.

А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

    безусловное торможение,

    условное торможение,

    рассудочное действие,

    осознанный поступок.

А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

    постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,

    нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,

    не подкрепляется безусловным раздражителем,

    подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.

А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:

    тональность звуков,

    направление слуховой волны,

    интенсивность звукового сигнала,

    его смысл.

А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

    безусловного рефлекса,

    рассудочной деятельности,

    процесса возбуждения,

    процесса торможения.

А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:

    может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,

    не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,

    не способен полноценно освоить речь и "человеческое" поведение,

    продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.

А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:

    его расовой принадлежностью,

    качеством питания,

А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:

    безусловными пищевыми рефлексами,

    условными пищевыми рефлексами,

    ориентировочными рефлексами,

    рассудочной деятельностью.

А12. Внешнее торможение возникает:

    при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,

    при постепенном угасании существующего условного рефлекса,

    вне зависимости от действия внешнего раздражителя,

    по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.

А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:

    продолговатого мозга,

    мозжечка,

    среднего мозга,

    коры мозга.

А14. Основной признак безусловных рефлексов:

    индивидуальные,

    кратковременные,

    наследственные,

    приобретённые.

А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:

    продолговатого мозга,

    среднего мозга,

    промежуточного мозга,

    мозжечка.

Задания с выбором нескольких правильных ответов .

В1. На звонок с урока:

А) реагирую дети любого возраста одинаково,

Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни,

Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым,

Е) рефлекс не передаётся по наследству.

В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого,

Б) приобретённого в течение жизни,

В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству,

Е) не передающегося по наследству.

В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

А) реализуются безусловные рефлексы,

Б) способность к абстрактному мышлению,

В) способность к обучению,

Д) общение знаками, символами, понятиями,

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

    передаются по наследству, А) условные,

    не передаются по наследству, Б) безусловные.

    приобретаются в течение жизни,

    врождённые,

    характерны для всех особей вида,

    индивидуальны для каждой особи.

В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ

    условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,

    в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

    условный раздражитель не подкрепляется безусловным,

    временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

    учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

    быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

    падение ЧСС,

    релаксация мышц,

    сновидения,

    активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание на установление правильной последовательности .

В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задания со свободным ответом.

С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?

С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

Ответы к заданиям части А

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких верных ответов

№ задания

Ответы к заданиям части В на установление соответствия

№ задания

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

№ задания

ЕБЗГВАЖД

Ответы к заданиям части С

С1. Осуществляется приспособление организма к конкретным условиям существования.

Транскрипт

1 Тесты по разделу ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Впервые экспериментально обосновал рефлекторный характер деятельности спинного и головного мозга: а) И.М.Сеченов б) П.К.Анохин в) И.П.Павлов 2. Экспериментальна обосновал и сформулировал основные принципы условнорефлекторной деятельности полушарий большого мозга: а) Декарт б) И. Прохаска в) И.М. Сеченов г) И.П. Павлов 3. Закрывание глаз при вспышке света является рефлексом: а) безусловным б) искусственным в) условным 4. Рефлекс выделения слюны у голодного человека при воспоминании о пище является: а) безусловным б) искусственным в) рефлексом второго порядка г) условным 5. Глазосердечный рефлекс (рефлекс Даниньи-Ашнера) является: а) безусловным б) рефлексом второго порядка в) условным 6. У бегуна перед стартом учащается дыхание за счет формирования рефлекса: а) безусловного б) ориентировочного в) условного 7. Цепь безусловных рефлексов, активирующаяся при изменении параметров внутренней среды, - это а) динамический стереотип б) инстинкт в) рефлекс четвертого или пятого порядка г) уравновешенность 8. Инстинкты у человека а) вырабатываются в течение всей жизни б) отсутствуют в) существуют с момента рождения 9. Условный рефлекс является безусловным подкреплением при выработке: а) динамического стереотипа б) ориентировочного рефлекса в) условного рефлекса второго, третьего и др. порядков г) условного рефлекса первого порядка 10. Безусловный рефлекс является безусловным подкреплением при выработке: а) динамического стереотипа б) ориентировочного рефлекса в) условного рефлекса второго, третьего и др. порядков г) условного рефлекса первого порядка

2 11. Работа мочевого пузыря условнорефлекторно может измениться: а) да б) нет 12. Кровяное давление условнорефлекторно может измениться: а) да б) нет 13. У декортицированного животного кровяное давление: а) может изменяться безусловно-рефлекторно б) может изменяться условно-рефлекторно в) не может изменяться 14. Участие новой коры большого мозга необходимо для формирования: а) инстинкта б) ориентировочной реакции в) пищевого, полового рефлекса г) условного рефлекса 15. Биологическая значимость условного раздражителя по сравнению с безусловными при выработке условного рефлекса должна быть: а) больше б) меньше 16. Большинство безусловных рефлексов проявляются: а) сразу после рождения б) в школьном возрасте в) в 20 - летнем возрасте 17. У человека в возрасте 20 лет безусловные рефлексы: а) проявиться не могут б) могут образоваться вновь в) проявляются в полном объёме 18. Связь между центрами условного и безусловного рефлексов называются: а) временной б) доминирующей в) обратной 19. Торможение, вырабатываемое в течение индивидуальной жизни, возникающее в ответ на любые раздражители с любого рецептивного поля: а) запредельное б) ориентировочно-исследовательская реакция в) реципрокное г) условное 20. К безусловному торможению относятся: а) запаздывающее, запредельное б) запредельное, гаснущий тормоз, постоянный тормоз в) угасательное, дифференцировочное, постоянный тормоз 21. К условному торможению относятся: а) запредельное, гаснущий тормоз, постоянный тормоз б) реципрокное, латеральное, возвратное, поступательное в) угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее 22. Торможение, возникающее под влиянием посторонних для осуществляющегося рефлекса раздражителей, называется: а) внешним б) внутренним в) дифференцировочным г) запредельным

3 23. Запредельное торможение: а) охраняет нервные центры от избытка информации б) позволяет различать близкие по характеру раздражители в) позволяет экономить энергоресурсы г) способствует исчезновению непрочно заученных навыков 24. Угасательное торможение: а) охраняет нервные центры от избытка информации б) позволяет различать близкие по характеру раздражители в) позволяет экономить энергоресурсы г) способствует исчезновению непрочно заученных навыков 25. Торможение, обеспечивающее приуроченность ответной реакции к определенному времени, это: а) гаснущий тормоз б) дифференцировочное в) запаздывающее г) угасательное 26. Торможение, способствующее выработке социальных навыков, носящих характер запрета: а) гаснущий тормоз б) дифференцировочное в) угасательное г) условный тормоз 27. Торможение, позволяющее различать близкие по параметрам свойства раздражителей: а) внешнее б) дифференцировочное в) запаздывающее г) реципрокное д) условный тормоз 28. Дифференцировочное торможение: а) охраняет нервные центры от избытка информации б) позволяет различать близкие по характеру раздражители в) позволяет экономить энергоресурсы г) способствует исчезновению непрочно заученных навыков 29. При очень значительном увеличении силы условного раздражителя ответная рефлекторная реакция: а) возникает быстрее б) возникает медленнее в) возникает с такой же скоростью г) не возникает 30. Сторожевая собака прекращает прием пищи при виде постороннего человека вследствие торможения: а) внешнего б) дифференцировочного в) угасательное г) условного тормоза 31. Высокая подвижность нервных процессов характерна для: а) безудержного типа ВНД (по П.И.Павлову) б) спокойного типа ВНД (по П.И.Павлову) в) оранжерейного типа ВНД (по П.И.Павлову)

4 32. Способность быстро и прочно вырабатывать условные рефлексы наблюдается у: а) живого типа ВНД (по П.И.Павлову) б) спокойного типа ВНД (по П.И.Павлову) в) безудержного типа ВНД (по П.И.Павлову) г) оранжерейного типа ВНД (по П.И.Павлову) 33. Живой тип ВНД (по П.И.Павлову) отличается от спокойный типа ВНД (по П.И.Павлову) свойством нервных процессов: а) уравновешенностью б) силой в) подвижностью 34. Для человека с безудержным типом ВНД (по П.И.Павлову) характерно: а) большая сила нервных процессов, высокая подвижность, уравновешенность б) большая сила нервных процессов, низкая подвижность, уравновешенность в) большая сила нервных процессов, неуравновешенность 35. При анализе и синтезе сигналов от конкретных предметов доминирует: а) гипоталамус б) левое полушарие в) правое полушарие г) ретикулярная формация среднего мозга 36. Левое полушарие головного мозга доминирует при: а) анализе и синтезе сигналов первой сигнальной системы б) регуляции функций всей левой половины тела в) речи и письме 37. Правое полушарие головного мозга доминирует при: а) анализе словесных сигналов б) восприятии, переработке, анализе и синтезе сигналов первой сигнальной системы в) регуляции функций всей правой половины тела 38. Левое полушарие в целом осуществляет формирование: а) Музыкальных способностей б) Отрицательных эмоций в) Речевых функций, логического и математического мышления г) Художественных способностей 39. Правое полушарие в целом осуществляет формирование: а) Логического и математического мышления б) Музыкальных, художественных способностей в) Положительных эмоций г) Речевых функций 40. Высшая психическая функция, свойственная только человеку, являющаяся средством общения и механизмом интеллектуальной деятельности, это: а) долговременная память б) обучение в) речь г) социальная мотивация 41. Моторный центр речи (центр П. Брока) находится в: а) Височной доле б) Затылочной доле в) Лобной доле г) Теменной доле

5 42. Сенсорный центр речи (центр К. Вернике) расположен в: а) Височной доле б) Затылочной доле в) Лобной доле г) Теменной доле 43. Центр письменной (зрительной) речи находится в: а) Височной доле б) Затылочной доле в) Лобной доле г) Теменной доле Тесты по разделу ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 44. Какие функции не характерны для лимбической системы? а) Формирование памяти и эмоций б) Регуляция гомеостаза в) Участие в образовании условных рефлексов г) Регуляция вегетативных процессов 45. Силу эмоции можно объективно оценить по: а) поведению б) мимике в) выраженности мотивации г) частоте дыхания и частоте сердечных сокращений 46. Секреция катехоламинов при эмоциональном возбуждении: а) не меняется б) увеличивается в) уменьшается 47. Эмоции выполняют функции: а) информационную, сигнальную, регуляторную, компенсаторную б) пищевую, половую, оборонительную в) социальную и биологическую 48. Реакции, отражающие ярко выраженное субъективное отношение к раздражителям, называют: а) потребностями б) представлениями в) сознанием г) эмоциями 49. Отрицательные эмоции человека возникают, когда: а) есть мотивация, но информации, энергии, сил и времени меньше, чем необходимо для достижения цели б) мышление стереотипно и шаблонно в) отношение к воздействию раздражителей индифферентно г) средств и времени для достижения цели достаточно, но отсутствует мотивация 50. Напряжение, сопровождающееся состоянием гнева, значительным повышением активности органов и систем, возрастанием концентрации внимания, это: а) астеническая отрицательная эмоция б) невроз в) стеническая отрицательная эмоция 51. Для астенических отрицательных эмоций характерно: а) повышение мобилизации памяти, внимания, активности б) резкое снижение энергетических и иммунологических ресурсов; появление страха, тоски; отмена текущей деятельности

6 в) состояние гнева, ярости и др., повышающее ресурсы организма, способствующее решению поставленной задачи 52. Для стенических эмоций характерны: а) падение тонуса симпатической нервной системы и увеличение тонуса парасимпатической нервной системы б) рост работоспособности, концентрации внимания; усиление работы сердца, легких; усиление текущей деятельности в) снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов, возникновение страха, тоски, печали 53. При формировании эмоции необходимо возбуждение: а) гипоталамуса, лимбического мозга б) коры больших полушарий, спинного мозга, таламуса в) ретикулярной формации ствола, гипоталамуса, таламуса 54. Субъективное состояние, формирующееся на базе потребностей организма, называется: а) афферентный синтез б) мотивация в) память г)эмоция 55. Мотивация формируется на базе: а) внимания б) потребности в) представлений г) эмоций 56. Главной причиной возникновения биологических мотиваций является: а) память б) сдвиги констант крови в)торможение в ЦНС г) эмоции 57. У человека могут существовать одновременно мотиваций: а) не более двух б) несколько 58. Большинство биологических мотивации формируется при обязательном участии: а) гипоталамуса б) коры большого мозга в) спинного мозга г) таламуса 59. Состояние организма, способствующее его активной мобилизации для удовлетворения ведущей потребности, это: а) доминирующая мотивация б) мышление в) память г) речь д) эмоция 60. В основе долговременной памяти лежит: а) активация синтеза РНК и белков б) возникновение доминантного очага в коре в) реципрокное торможение г) циркуляция импульсных потоков по замкнутым цепям нейронов

7 61. В основе кратковременной памяти лежит: а) активация синтеза мрнк и белков б) возникновение доминантного очага в коре больших полушарий в) реципрокное торможение г) циркуляция импульсных потоков по замкнутым цепям нейронов 62. Свойство организма запечатлевать события, имевшие место в его жизни, называется: а) памятью б) представлением в) сознанием г) эмоцией 63. Механизмы памяти реализуются при участии нейромедиаторов: а) ацетилхолина, глутамата б) глицина, ГАМК в) дофамина, АТФ 64. Для формирования произвольного внимания необходимо участие: а) гипоталамуса, продолговатого мозга б) затылочной и височной долей коры, спинного мозга в) лобных долей коры, ретикулярной формации мозга г) ретикулярной формации среднего мозга, специфических ядер таламуса 65. Для формирования непроизвольного внимания необходимо участие: а) гипоталамуса, продолговатого мозга б) затылочной и височной долей коры, спинного мозга в) лобных долей коры, ретикулярной формации мозга г) ретикулярной формации среднего мозга, специфических ядер таламуса 66. Различают следующие формы внимания: а) произвольное и непроизвольное б) социальное и биологическое в) стеническое и астеническое г) эмоциональное и индифферентное 67. Для мышления в наибольшей степени необходимы следующие участки коры большого мозга: а) височные б) затылочные в) лобные г) теменные 68. Мышление выполняет функции: а) анализа и синтеза сигналов первой сигнальной системы б) отражения окружающего мира в понятиях, суждения, умозаключениях в) потребности и мотивации г) формирования кратковременной памяти 69. Роль звена обратной афферентации заключается в обеспечении: а) оценки результата действия б) проведения возбуждения от рецепторов к ЦНС в) распространения возбуждения от афферентного звена к эфферентному г) формировании акцептора результата действия

8 70. Состояние активности и бодрствования отражает на электроэнцефалограмме: а) альфа-ритм б) бета-ритм в) гамма-ритм 71. Для медленной фазы сна характерен а) альфа-ритм б) бета-ритм в) дельта-ритм 72. На какие структуры ЦНС действуют снотворные средства? а) На ядра мозжечка б) На восходящую активирующую систему ретикулярной формации в) На нисходящую активирующую систему ретикулярной формации 73. Впервые электроэнцефалограмма была зарегистрирована у животных в 1913 году врачом: а) Г. Бергером б) И.П. Павловым в) А.Ф. Самойловым г) В.В. Правдич-Неминским 74. У человека регистрацию ЭЭГ впервые осуществил в 1929 году врач: а) А.Ф. Самойлов б) ИЛ. Павлов в) Г. Бергер г) В.В. Правдич-Неминский 75. Альфа-ритм ЭЭГ имеет частоту колебаний в 1 с: а) 0,5-3 б) 4-7 в) 8-13 г) Бета-ритм ЭЭГ имеет частоту колебаний в 1 с: а) 0,5-3 б) 4-7 в) 8-13 г) Тета-ритм ЭЭГ имеет частоту колебаний в 1 с: а) 0,5-3 б) 4-7 в) 8-13 г) Дельта-ритм ЭЭГ имеет частоту колебаний в 1 с: а) 0,5-3 б) 4-7 в) 8-13 г) 14-35


ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

Тесты текущего контроля по теме Частная физиология нервной системы 1. В каких рогах спинного мозга расположены тела альфа-мотонейронов? а) В задних б) В боковых в) В передних 2. В спинном мозге замыкаются

Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА (6 часов). Общий обзор нервной системы. Строение и функция нервной системы. Классификация по топографическому и функциональному признакам. Нейрон основная структурно-функциональная

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 8 класс 1 вариант 1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным? А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

Оглавление Список сокращений...3 Предисловие...6 Введение...8 Часть I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ... 15 Глава 1. Физиология клетки... 15 1.1. Основные механизмы деятельности клетки... 15 1.2. Биологические мембраны,

Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) «Нормальная физиология» по направлению 14.03.02 Ядерные физика и технологии (профиль Радиационная безопасность человека и окружающей среды) 1. Цели и задачи

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ» Реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста обучающего по направлению подготовки (специалиста) ФГОС 37.05.01./ клиническая психология

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление

Возрастные особенности высшей нервной деятельности Иван Михайлович Сеченов 1829-1905 Иван Петрович Павлов 1849 1936 Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность

Оглавление Предисловие - 3-бс. Глава 1 История физиологии. Методы физиологических исследований - 7-14с. Глава 2 Физиология возбудимых тканей -15-42с. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Природа

ТЕМА «Высшая нервная деятельность. Рефлекс» 1. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает 1) высоту составляющих его звуков 2) направление звуковой волны 3) степень громкости звука 4)

Золотько Анна, 452 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Вопросы: Определение эмоций Классификации эмоций Субстрат эмоций Межполушарная ассиметрия и ее роль Теории эмоций Выводы ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ эмоции

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 10 Тема: Головной мозг Задачи: Изучить строение и функции головного мозга Пименов А.В. Задний мозг Головной мозг принято делить на

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ ЭМОЦИИ Субъективные реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Отражают

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по теме «РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА» 1. Батмотропный эффект на деятельность на деятельность сердца это изменение 2. Инотропный эффект на деятельность сердца это изменение 3. Дромотропный

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997-2000 ГОДЫ» Т. В. АЛЕЙНИКОВА ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов

Формирование психических функций в онтогенезе. Интегративные процессы в КБП. Восприятие Сложный активный процесс, обеспечивающий контакт человека с внешней средой, формирующий познавательную деятельность

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 20 1. Из чего построена нервная ткань? а) из нейронов; б) из эпителиальных клеток; в) из эритроцитов; г) из межклеточного вещества. 2. Где наиболее полно описываются основные свойства

ФИЗИОЛОГИЯ Лекция 4 ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ. РЕФЛЕКТОРНІЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС. План лекции 1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС. 2. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Место учебной дисциплины в реализации ФГОС ВПО и учебного плана 1. Дисциплина является частью математического и естественнонаучного цикла 2. Является базовой

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН САМАРКАНДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ РЕФЕРАТ ТЕМА: СПИННОЙ МОЗГ Выполнил: Вохидов У. САМАРКАНД-2016 СПИННОЙ МОЗГ Значение нервной системы Нервная система

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОВЕДЕНИЕ) Из анатомии известно, что большие полушария покрыты корой головного мозга, которая состоит из бесчисленного множества нервных клеток (12-14 млрд.) самой различной

1. ФИЗИОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ (ВНД) 1.1. Безусловные и условные рефлексы БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (БР) одна из форм врожденного поведения. Особенности безусловных рефлексов: 1) врожденные, генетически заданные,

ПРИМЕР РАБОТЫ СО СХЕМАМИ И ДЕФИНИЦИЯМИ 1.1. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ Психология труда Социальная психология Возрастная психология Юридическая психология Медицинская психология Ощущения Восприятие Память Мышление

Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 37.03.01 Психология Квалификация Бакалавр Профиль

Эндокринная система МАТЕРИАЛЫ Для подготовки по биологии 8.1 класс Модуль 3 Учитель: З.Ю. Соболева Раздел/Тема Знать Уметь -типы желез - определять тип желез - основные гормоны и их - соотносить железу

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по теме «РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА» 1. Установите соответствие. Регуляторный эффект. проявляется в изменении 1. Хронотропный эффект а) возбудимости 2. Инотропный эффект б) проводимости

Основные свойства возбудимых клеток. Электрическиуправляемые ионные каналы. Порог возбуждения. Изменения возбудимости в ходе развития ПД. Рефрактерность. Аккомодация. Строение клеточной мембраны. Механизмы

НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Учебно-методический комплекс Специальность 030301.65 «Психология» Специализация «Клиническая

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое)

Волжский ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Кафедра

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Березина А.С. Екатеринбург, РГППУ, ГМУ-104 Руководитель: доктор. биол. наук, профессор Селиверстова Г.П. Отец русской физиологии академик

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» И.В. Семченко (подпись) (дата утверждения) Регистрационный

Тесты текущего контроля по теме Физиология автономной нервной системы 1. Высшим подкорковым центром вегетативной нервной системы является: а) Мост б) Средний мозг в) Таламус г) Гипоталамус 2. В гипоталамусе,

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 1.ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 1. Общее представление о физиологии, общей биологии и морфологии, их место

ТЕМА «Нервная система» 1. Какую функцию в организме человека и животного выполняет нервная клетка 1) двигательную 2) защитную 3) транспорта веществ 4) проведения возбуждения 2. В каком отделе мозга расположен

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

I. Аннотация 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является: - получение физиологических основ профессионального профильного образования и формирование общепрофессиональных компетенций

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» УТВЕРЖДА Ю Проректор по учебно-методической работ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева» Естественно-географический факультет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кемеровский

Роль ретикулярной формации, ядер ствола и мозжечка в регуляции физиологических функций Частная физиология ЦНС Роль образований ствола головного мозга и мозжечка в регуляции физиологических функций Надсегментарный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ 01 сентября 2011г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Письменная контрольная работа по теме 2 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психофизиологическая проблема это проблема а) взаимоотношения психического и биологического; б) взаимоотношения

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема «Характеристика безусловных рефлексов» 1. Гуляя в лесу, человек вдруг увидел змею. От страха его зрачки расширились. Дайте характеристику рефлекса, его биологическое значение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрация биотоков мозга. Основными ритмами ЭЭГ здорового взрослого человека в состоянии покоя и бодрствования являются альфа- и бета- ритмы. Частота альфа-волн 8-13 колебаний

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра

ИППОКРАТ Т.А.,КУВАЕВ Т. В. Алейникова, В. Н. Думбай, Г. А. Кураев, Г. Л. Фельдман ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Учебное пособие Издание второе, дополненное и исправленное Научный редактор доктор

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ 1 Общая организация мозга 2 Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (Лурия А. Р.) 3 Конечный мозг образован двумя полушариями, которые

ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС Лекция 7 РОЛЬ СТВОЛА МОЗГА В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ План лекции 1. Роль заднего мозга в регуляции двигательной функции. Бульбарное животное. 2. Участие структур среднего

История изучения рефлекторного поведения Рефлекторная теория поведения И. П. Павлова Классификация форм поведения Поведение - система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 8 Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам Пименов А.В. Рефлексом называется ответная

История метода Теоретические основы Практика применения ООО «Биоэнергетические техногии» МИП «Телебиомет» МТУСИ К методикам, направленным на тренировку психофизиологической регуляции можно отнести множество

Биология. 8 класс. Учитель Булгакова Н.П. Урок «Головной мозг. Строение и функции». Цели и задачи урока: Образовательная: дать общие представления о строении и функциях головного мозга; раскрыть роль отделов

Крисевич Т. О. старший преподаватель кафедры общей биологии и ботаники РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЧАСТЬ 3) Строение и функции головного мозга. Значение коры больших полушарий. Головной

1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА Предмет физиологии. История развития физиологии. Методы физиологических исследований. Связь физиологии со смежными науками. Основные разделы физиологии. 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РЕФЕРАТ Тема:«Высшая нервная деятельность» 304-Группа:Хамракулова Бахора Проверила:Рахматова Н.Б Создание учения о ВНД. Рефлексы Высшая нервная деятельность еще одна, важнейшая, функция нервной системы.

Крисевич Т. О. старший преподаватель кафедры общей биологии и ботаники РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА НЕРВНАЯ СИСТЕМА (часть 1) Значение нервной системы. Нейрон. Синапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Высшая

Тест по биологии Строение и функции нервной системы 8 класс 1 вариант 1. Какие клетки составляют нервную ткань? А. Клетки эпителиальной ткани Б. Клетки-спутники В. Клетки соединительной ткани Г. Дендриты

Б1.В.ДВ.6.2 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Цель изучения Содержание Формирование представлений об особенностях структуры и закономерностях жизнедеятельности развивающегося организма на каждом возрастном

Лекция 36 Психическая деятельность человека Психическая деятельность человека развертывается по общим законам построения функциональных систем организма. Она включает процессы восприятия, ощущения, мышления,

1. Цели и задачи дисциплины. 1.1. Целью данной учебной дисциплины является знакомство студентов с основными механизмами функционирования центральной нервной системы и физиологическими основами психических

Цель работы: Определение преобладающего типаВНД.

Ход работы: 1.Испытуемые пишут столбцом числа от 1 до 57.



1. На каждый вопрос дается только один ответ «да» или «нет» .

2. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет). Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли вам находиться среди людей?

11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли вы иногда?

13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?

22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?


26. Часто ли вы думаете о своей работе?

27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли вы иногда?

31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?

35. Бывают ли у вас головокружения?

36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности?

53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?

54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента) При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия: больше 19 - яркий экстраверт, больше 15 - экстраверт, больше 12 - склонность к экстраверсии, 12 - среднее значение, меньше 12 - склонность к интроверсии, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм: больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, больше 13 - высокий уровень нейротизма, 9 - 13 - среднее значение, меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.

Описание шкал Экстраверсия - интроверсия Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

4. Затем находим сумму букв (Э, Н, Л) по отдельности и разность между числом 24 и каждой группой букв.

5. Если знак Э обозначает соответствие экстраверсии, то 24-Э означает степень интраверсии, то 24-Н – степень антиневротизма.

6. На данной координатной сетке, на сторонах откладывается по 12 одинаковых делений. Сетка обозначается, и на нее наносятся данные исследования, затем строится четырехугольник.

Максимальная площадь сектора, указывает на преобладание соответствующего темперамента.

Поделиться: