Социальные проблемы современного семейного воспитания. Неполная семья: социально-экономические проблемы Сроки реализации программы

Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаим­ной ответственностью. Семья – это не только супружеские отношения. При анали­зе семьи необходимо рассматривать и вертикальные свя­зи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т.е. отношения между братьями, сестра­ми, зятьями, невестками, деверями, золовками, шурина­ми, сватами. Не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого оби­хода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.

В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра­щаются в личностные характеристики, формируют даль­нейшие жизненные поступки и поведение. Каждая семья создает собственную куль­турную среду в рамках общей культуры определенного на­рода, конфессии, государства. И потому «войти в семью» – означает принять и усвоить ее субкуль­туру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще все­го отторгает.

Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельно­му человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от вы­полнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в свою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации.

К основным функциям семьи относятся:

· поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жи­лища, одежды);

· создание культурной непрерывности, пе­редача новым поколениям общественного культурного на­следия;

· стабилизирование социальной структуры.

Благодаря реализации семейных функ­ций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, со­храняет свой социальный, биологический и культурный смысл. Бессмысленно отрицать, что современная семья испытывает глубочайший кризис. Первый при­шелся на 1920 – 1930 годы – это был кризис традиционной семьи, обусловленный модернизацией общества, но в боль­шей степени спровоцированный политикой коммунисти­ческого государства. Идеологи Октябрьской революции назвали семью пережитком прошлого. Новый кри­зис не ведет к отмиранию институ­та семьи. Все социологические опросы свиде­тельствуют о том, что семья признается высшей человече­ской ценностью.

Семья по своей природе – наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склон­ный к радикальным изменениям и переменам. Тоталитар­ный режим, взявший под свой контроль все социальные институты, лишивший их какой-либо автономии, не оста­вил вне своего внимания и семью, стараясь стереть ее уни­кальность и индивидуальность. Постижение сущности современной се­мьи, всех аспектов ее изучения (демографического, юри­дического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и др.) представляет главную цель семьеведения.

В Российской Федерации наиболее распространена нуклеарная семья , состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной . Семьи могут различаться также по наличию и отсутствию де­тей, по их количеству.

Комплекс проблем всех типов семей обу­словлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Воз­никнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию че­ловеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными инсти­тутами, в последнее время трудно выделить специфический вид дея­тельности, присущий только семье. В сущности, все ее прежние функции сегодня могут быть осуществлены вне семьи. В связи с этим возникает вопрос, что же такое семья – исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно?

Этот теоретический вопрос актуализируется все более усили­вающейся нестабильностью семейного образа жизни , нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социаль­но-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. В экономически благополучных странах, не испытавших такого резкого падения уровня жизни своего населения, наблюдаются аналогичные трудности в функционировании.

Нестабильность семейного образа жизни выражается прежде всего в возрастании числа разводов. Количество разводов в год на 1000 жителей нашей страны в последние годы достигло прибли­зительно 6,3 – это один из самых высоких показателей в мире. Нестабильность семейной жизни проявляется также в посто­янном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практи­чески каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, пере­живает так называемый первый демографический переход от нере­гулируемой к регулируемой рождаемости.

В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимуществен­но однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а, в первую очередь, социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т.д.) отошли в прошлое. Имея одного ребенка, родители осознают необ­ходимость вложить в него максимум средств и сил.

На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений.

Существует еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительное количе­ство людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания. Одинокие люди могут тратить на собственное развлечение гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью. Подобное существование, допуская возможность наличия ус­тойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, решительно исклю­чает только один компонент семейной жизни – наличие детей.

Анализ положения семьи в современном обществе имеет не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ­ной помощи обусловлены ее типом.


Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является, в первую очередь, малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). До­ход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Еще сложнее разрешить социаль­но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей. Самая большая сложность – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Социально-психологический стереотип пред­писывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Но в неполной се­мье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социали­зации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение. Это может привести к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, к распаду семьи.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспи­тывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ори­ентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов соз­дать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком и новой женой отца.

Стала распространенной новая категория неполных се­мей – неполные расширенные семьи , которые образуются в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство. Это вынужда­ет поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи имеют низкий уровень доходов. Ряд слож­ностей в этих семьях объясняются плохим состоянием здоровья пожилых людей, их бо­лее слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности. Порой пожилые люди не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи , наиболее распространенные в России прежде, в настоящее время устойчиво со­ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории :

1) семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей, состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

2) семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

3) неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, ассоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное зако­нодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени со­циальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про­блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се­мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет­них братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального воз­раста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле­женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от иму­щественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение – одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь­ко способ улучшить материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов , вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи­ей в специализированный интернат. Подобное решение заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики. Учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало, уход за ребенком – инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара­ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и не­зыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей, иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность. В противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Социальные работники в настоящее время могут ока­зывать помощь семьям преимущественно на этапе их кризиса, в момент конфликта или распада. Заниматься профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в пред­кризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии.

1

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно - исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www. school - science. ru/2017/9/27699

Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принимаемых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения, в том числе на муниципальном уровне. Однако, большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи.

Граждане, которые в первую очередь имеют право на получение государственной поддержки - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

Актуальность исследования обусловлена тем, что социальная политика является сферой осуществления важнейших функций органов государственной власти по созданию условий, обеспечивающих реализацию потребностей незащищенных слоев населения. В настоящее время можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны органов власти.

Объектом исследования является социальная политика на муниципальном уровне.

Предметом исследования выступают механизмы реализации социальной политики в городе Костроме на муниципальном уровне.

Целью исследовательского проекта является изучение социальной защиты населения и разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации социальной политики на уровне муниципального образования.

Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:

Исследовать содержание и структуру управления социальной сферы на уровне муниципального образования город Кострома;

Раскрыть содержание социальных проблем семей на муниципальном уровне;

Проанализировать роль муниципальных административных органов в социальном благополучии семьи и мероприятия, проводимые Администрацией города Костромы для повышения социального благополучия семей;

Дать предложения по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы.

Способами и методами написания данной работы выступают: использование федеральных, региональных и муниципальных законодательных правовых актов, научной литературы.

Научная новизна проекта обусловлена постановкой проблемы и попыткой объективно и комплексно проанализировать механизмы реализации социальной политики на муниципальном уровне в целях внесения предложений и практических рекомендаций, направленных на их совершенствование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке правовых актов на муниципальном уровне.

В ходе проведенного исследования социально - экономического положения семей города Костромы, был выявлен широкий круг проблем.

Основной и самой распространенной проблемой среди этих семей является отсутствие достойного жилья, второй по значимости можно назвать проблему экономической обеспеченности.

Большая часть семей не полноценно осведомлены о своих правах, то есть не являются юридически подкованными людьми (хотя это можно сказать о большинстве населения нашей страны в целом). И это тоже является очень значимой проблемой.

Также наблюдалась значительная неудовлетворенность деятельностью органов социальной защиты города Костромы.

Все эти проблемы в той или иной степени схожи с проблемами семей не только в Костроме, но и по всей России.

Основной причиной, на наш взгляд, неразрешимости проблем в изучаемой сфере является то, что отсутствует четкая и продуманная система поддержки семей как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В связи с этим предлагается для внедрения Муниципальная целевая программа, которая получила такое название как «Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании» на 2016 - 2021 год. (Приложение 1)

В настоящее время в городе Костромы установилась тенденция развития системы адресной социальной помощи для отдельных категорий граждан, направленная на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения: старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка - инвалида, граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Одной из стратегических целей социальной политики остается усиление адресности социальной помощи.

Администрация города Костромы старается охватить все сферы жизнедеятельности жителей города, выделяя денежные средства из муниципального бюджета на эти цели. (Приложение 2)

Сфера социальной защиты семей и малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т. д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты и органы местного самоуправления в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.

Однако, несмотря на все трудности, в целом по городу Костроме удалось не только сохранить сеть учреждений, но и в определенной мере расширить ее.

Рассмотрев работу органов социальной защиты населения и органов местного самоуправления города Костромы, можно сделать следующие выводы: основные направления работы соответствуют направлениям государственной политики.

Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

Несмотря на оказываемую материальную и другую помощь незащищенным категориям населения, потребность в помощи остается не просто востребованной, а необходимой. Большинство нуждается в адресной помощи и ждет её.

Для усовершенствования социальной защиты населения предлагается разработка и внедрение в работу муниципальной целевой программы: «Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании» на 2016 - 2021 год. Программа должна рассчитываться на каждого гражданина, которому требуется социальная помощь и поддержка.

Данная муниципальная программа включает социально - значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание муниципальной программы позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо усовершенствовать меры поддержки изученной категории семей.

В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: была изучена деятельность органов местного самоуправления по поддержке семей, проанализирована сложившаяся ситуация в данной области, и, на основании собранного материала, разработана программа мероприятий в области социальной поддержки семей в муниципальном образовании города Костромы.

Кроме того, были выполнены поставленные задачи:

Исследовано содержание и структура управления социальной сферы на уровне муниципального образования город Кострома;

Раскрыто содержание социальных проблем семей на муниципальном уровне;

Проанализирована роль муниципальных административных органов в социальном благополучии семьи и мероприятий, проводимых Администрацией города Костромы для повышения социального благополучия семей;

Даны предложения по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы.

В качестве итога работы необходимо отметить, что внедрение муниципальной программы и практическая реализация данных предложений, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону.

Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения.

Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни семей города Костромы, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого - возрастет стабильность в обществе.

Библиографическая ссылка

Белякова К.Д. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 4. – С. 51-53;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=112 (дата обращения: 20.03.2020).

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ-ной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол-ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль-но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз-вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи -- это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им доста-точно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вы-мещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность -- затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует сте-реотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изу-чено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип пред-писывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, ко-торые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жест-кая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воз-действие, если человек слаб, а стереотип требует от него домини-рования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной се-мье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социали-зации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в раз-личных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собствен-ной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Ос-новная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родите-лей одного из молодых супругов (или обоих супругов) -- их неаде-кватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает де-тей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспи-тывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ори-ентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов соз-дать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (деть-ми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных се-мей -- неполные расширенные семьи, которые образуются, как пра-вило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель роди-телей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство -- чаще всего именно это вынужда-ет поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд слож-ностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их бо-лее слабыми адаптационными способностями, неумением приспосо-биться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи , наиболее распространенные в России в преж-ние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво со-ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а слу-чайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состоя-ния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три кате-гории:

Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предпи-саниями, культурно-идеологическими позициями, традиция-ми семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обу-словленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загружен-ностью родителей (особенно матери), состоянием их здоро-вья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже -- отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в резуль-тате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асо-циального образа жизни. Дети из таких многодетных семей осо-бенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попе-чения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное зако-нодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3--7 детей разного возраста и разной степени со-циальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про-блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се-мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет-них братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального воз-раста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле-женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от иму-щественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические труд-ности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятель-ности. Внедрению программ, направленных на приспособле-ние общества к потребностям и возможностям инвалидов, пре-пятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение -- одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь-ко способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования по-казывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетво-ренность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет ра-боту и хочет работать (эти две категории испытывают большую удов-летворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации ин-валидов как части их социальной реабилитации включает в себя со-циально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотива-ции к занятию трудом.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ог-раничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают доб-ровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи-ей в специализированный интернат. Подобное решение, разуме-ется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспи-танием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказы-вающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком -- инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает выну-ждена оставить работу или перейти на другую работу, более сво-бодную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше -- отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реаби-литирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудо-вом самообеспечении.

Грачевым Л.К. автором "Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов" замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реа-билитации, уровень разводов ниже среднего для такой катего-рии семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.-М.,1992.-С.10.

Полная малодетная семья , находящаяся в состоянии социаль-ного или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара-ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может по-, мочь ей сохранить стабильность -- в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер-ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара-ботка -- нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла-чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер-жания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса-ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не-редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка-ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су-ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш-него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего -- малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо-сти жизни, тем более от специфических потребностей существо-вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на-личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра-бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не-значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се-мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст-вия.

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуа-ции в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на зад-ний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стаби-лизации семейных отношений займут первое место.

Среди них -- проблема семейной (домашней) жестокости , кото-рая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием пси-хотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и без-защитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также тра-дициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в ре-гулировании своих психологических состояний, отсутствием навы-ков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположен-ность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, не-редко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Ис-пользуя технологии стабилизации семейных отношений, социаль-ный работник должен учитывать факторы личностного риска, а так-же варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

Научная статья-публикация

«Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии»

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн – дети и подростки. Число детей-инвалидов в РФ на начало 2019 года – 670 тыс. человек. В то время, как в 2018 году их было 655000 человек, в 2017 году – 636000, в 2016 году – 617000 и т.д. Как видим, статистика печальная. Число детей-инвалидов в стране растет.

По мнению М.Д.Огаркова, семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и взаимоотношениями между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Также, ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, в совокупности с другими факторами, может сократить возможности семьи для заработка, отдыха и социальной активности.

Больной ребенок - тяжелое испытание для семьи. М.А. Галагузова пишет, что около половины семей, имеющих детей-инвалидов, неполные. Каждая четвертая мать, имеющая ребенка-инвалида, не работает. Около 40% этих семей имеют двоих детей. Постоянно растет число семей, имеющих двоих детей-инвалидов. Многодетные семьи, имеющие ребенка-инвалида, составляют примерно 10%. Анализируя такие данные, стоит еще раз подчеркнуть, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У трети родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы повторного замужества и вынуждена всю жизнь воспитывать ребенка в одиночку (иногда с помощью близких родственников – сестер, бабушек, дедушек и т.д.). Поэтому к проблемам семьи ребенка – инвалида прибавляются проблемы неполной семьи.

Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о спектре проблем (материальные, жилищные, бытовые, психологические, педагогические, социальные, медицинские), с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами, необходимо отдельно рассмотреть каждое его направление.

На первое место среди экономических, социальных, психолого-педагогических, медицинских, этических проблем семей, имеющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное и жилищно-бытовые проблемы.

Ю.В. Василькова пишет, что жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 кв.м. полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Все это составляет значительную часть бытовых затруднений, с которыми сталкиваются такие семьи в своей ежедневной жизнедеятельности.

Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждений с дневным пребыванием для детей-инвалидов практически отсутствуют, их мало и недостаточно. В каждой пятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день матери ребенка-инвалида.

Психологические проблемы . Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

С.П. Чижов, опираясь на данные психологических исследований, проведенных в семьях, имеющих детей – инвалидов, выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. Логично предположить, что наиболее оптимальным из существующих вариантов является третий подход, поэтому для достижения желаемого результата в своей работе социальный работник должен опираться на позиции именно третьего типа семьи.

М.А. Галагузова отмечает, что отец в семье с больным ребенком, как правило, единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей- инвалидов. Как следствие сложившейся ситуации – частое ослабление семейных отношений, постоянная, непрерывная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности. Все это в конечном итоге может явиться причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка-инвалида, с точки зрения Ф.И. Кевля, отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Такое положение вещей видится вполне закономерным, так как далеко не все дети, в силу своего возраста, в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

В.А. Горелов подчеркивает, что нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети-инвалиды практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах. Продолжая мысль автора, необходимо сказать, что общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. Однако, в последнее время стала проявляться новая практика, следуя которой родители с аналогичными проблемами стали налаживать контакты между собой, расширяя тем самым свой круг общения и компенсируя частично ту социальную изоляцию, в которой находились до этого.

Медико-социальные проблемы . Общеизвестно, что медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

На сегодняшний день не существует достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Продолжая данную мысль, отметим, что вся современная практика реабилитации, как и социальная работа в целом ориентирована на ребенка в большей степени и почти не учитывает особенности семей, в то время как участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. В.Г. Сухих пишет, что чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9,3%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Анализируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что нерешенными по-прежнему остаются многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психологосоциальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; существуют сложности в получении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов; значительной проблемой является отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями до недавнего времени носили разрозненный, малоэффективный характер и не учитывали семей в комплексе.

Д.М. Павленок считает, что важнейшим направлением развития работ по оказанию психолого-социальной помощи детям-инвалидам является проведение информационной работы. Как правило, информация, имеющаяся в лечебно-профилактических учреждениях, носит медицинский характер и не затрагивает социально-психологических аспектов жизни этих детей. Имея ограничения жизнедеятельности, связанные с текущим заболеванием, эти дети при современных условиях могут адаптироваться к социальной среде, учиться, используя дистанционные системы образования, а также быть профессионально востребованными. Соглашаясь с приведенным мнением, стоит отметить еще одно важное направление, такое как развитие помощи семьям детей - инвалидов, создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка.

Таким образом, все приведенные выше направления работы играют огромную роль в решении широкого круга проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение. Поэтому, дальнейшее развитие психокоррекционной работы, совершенствование законодательной базы, расширение спектра услуг, предоставляемых семьям детей-инвалидов социальными службами, увеличение количества специализированных реабилитационных учреждений и квалифицированных специалистов, работающих в данной сфере позволят эффективно решать все рассмотренные в данной работе проблемы и формировать благоприятную среду, позволяющую людям с ограниченными возможностями полноценно жить в нашем обществе.

Можно сделать вывод, что дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с большим количеством проблем, которые надо обязательно решать, чтобы наше общество можно было бы действительно назвать цивилизованным, чтобы в детстве дети с ограниченными возможностями могли прекрасно адаптироваться к взрослой жизни, чтобы такие ребята чувствовали себя комфортно в обществе, особенно среди сверстников. А это значит, что надо принять следующие меры:

1. Оказывать существенную помощь детям и семьям с детьми-инвалидами.

Так, государство должно принять поправки в законы об обеспечении детей с ограниченными возможностями, которые обеспечивали бы их успешную социально-экономическую адаптацию, а также предусматривали бы сохранение экономической активности их родителей. При этом расширение льгот и услуг должно, в первую очередь, касаться детей-инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Также очень важно помогать родителям и детям с ограниченными возможностями справится со стрессом, с которым они постоянно сталкиваются. А самое главное, чтобы помощь была не только со стороны государства, но и со стороны общества.

2. Создавать учреждения интегрированного типа и помогать в получении образования детям с сильными психическими нарушениями.

Государство должно готовить больше хороших специалистов, обучающих детей-инвалидов со сложными нарушениями. Включать в ещё большее количество школ программу инклюзивного образования, чтобы дети могли получить быструю адаптацию и развивать общество в плане общения и помощи людям с ограниченными возможностями.

3. Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы.

4. Адаптировать общество к инвалидам и начинать это делать ещё с детского возраста, проводя занятия в школах, на которых дети получат представление о жизни человека-инвалида, как это делается в других странах.

Также, надо постоянно поднимать эту тему в средствах массовой информации, рассказывая о бездушном и антицивилизованном обращении к ним, чтобы люди смогли прочувствовать и понять, каково же инвалидам жить на свете, если на них идёт постоянно такое негативное воздействие, что их надо не только жалеть и сочувствовать им, но и помогать.

Список литературы:

1. Антонов, А. И. Семья - какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. - 2005.- № 1-2.- С. 30-53

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Книга, 2015. – 297 с.

3. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Ф.И. Кевля // Семья в России. - 2014. - №2.- С. 78 - 90.

4. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2011.- №11. - С.15-17.

5. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. - М.: Книга, 2012. – 186 с.

6. Павленок, Д.М. Теория и методика социальной работы / Д.М. Павленок. - М.: Инфра-М, 2014. – 418 с.

7. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов / Под ред. В.Г.Сухих. - Красноярск: Красноярский писатель, 2018. - 108 с.

8. Проблемы семьи и детства в современной России: материалы научно-практической конференции. - Ульяновск: Практика. - 2018, ч. 2. - 41 с.

9. Семья в новых социально-экономических условиях: материалы научно - практической конференции. - Н.Новгород: Издательство «Город», 2017. -53 с.

10. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов / Под ред. Г.Е. Пашиновой. – Красноярск: ООО «Издательская группа «Всем, всем, всем!», 2019. – 32 с.

11. Чижов, С.П. Социальная работа / С.П. Чижов- Ростов н/Д.: Ростов-пресс, 2017. – 218 с.

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами. Еттянова Н.Г., Макарова А.П., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

Актуальность исследования обусловлена тем, что семья с ребёнком инвалидом, это семья с особым статусом. Статус семьи определяется не только личностными особенностями ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка-инвалида, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка инвалида, которое обусловлено его болезнью.

В настоящее время общая численность детей-инвалидов в Якутии по данным Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) составляет 6227. За последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей инвалидов. Уровень инвалидности среди детей является показателем состояния здоровья детского населения и напрямую связано с экономическим и социальным благополучием региона. Болезни, которые обуславливают детскую инвалидность в регионе, это болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), психические расстройства и расстройства поведения, болезни уха, болезни глаз, болезни органов дыхания и т.д.

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты». Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Основными причинами детской инвалидности являюятся: ухудшение экологической обстановки; детский травматизм; ослабленное здоровье родителей; отсутствие культуры здорового образа жизни; недостаточное развитие сети реабилитационных учреждений; алкоголизм родителей; экономические показатели и т.д. .

В работе предпринята попытка выявить социальные проблемы семей с детьми инвалидами, проживающих в г. Якутске.

Всего в опросе приняли участие 50 семей. Социальный паспорт семей:

Возраст родителей: от 30-39 л. (40 %), от 40-49 л. (36 %), от 50-59 л. (15 %) и от 60 л. и свыше (9 %);

Уровень образования родителей: большинство имеют высшее образование (50 %), средне – специальное (38 %), среднее (12 %). Американская исследовательница Дж. Мерсер отмечает, что чем ниже уровень образования, тем позже диагностируется болезнь ребенка.

По социальному статусу, 6 % семей относит свою семью к семьям с рабочей профессией, 31 % – к служащим, 21 % – к интеллигенции, 4 % – предприниматели, 4 % указали, что их семья относится к категории «безработных семей», 15 % – пенсионеры, 15 % – это матери-одиночки и 4 % респондентов не указали социальную принадлежность своей семьи.

43 % семей с ребёнком-инвалидом – это неполная семья, 31 % полная семья и 26 % семей, из категории многодетных семей.

В качестве основных проблем, большинство семей назвали потребность в психологической помощи. Но к психологической службе обращались только 12 % из опрошенных семей, 21 % семей, указали, что даже если нуждаются, то они сами пытаются решить свои проблемы. Льготы, которые предоставляет государство, семьи, оценивают как недостаточные. Большинство семей хотят улучшить обеспечение лекарствами, получать путевки на санаторно-курортное лечение, проходить реабилитацию в специализированных учреждениях. Одним из главных проблем семей с ребёнком-инвалидом является нехватка денежных средств. Большинство семей указали, что их доходы ниже прожиточного минимума по городу (37 %).

В анкете был вопрос: «Сталкивались ли вы с нарушением законных прав ребенка-инвалида?». Только 40 % семей ответили, что не сталкивались, тогда как большинство (60 %) отметили, что очень часто сталкиваются с нарушением прав ребёнка-инвалида. Родители отмечают, что сталкиваются с нарушением прав ребёнка в медицинских учреждениях, при оказании медицинской помощи (56 %), при устройстве в реабилитационные центры (28 %) и в общеобразовательную школу (9 %).

Таким образом, основными проблемами семей с ребёнком-инвалидом являются психологические, материальные проблемы, а также нарушение законных прав ребёнка, именно со стороны медицинских и образовательных учреждений. Среди семей с ребёнком-инвалидом, много больше неполных семей, в основном это матери-одиночки. Семья, попав в трудную жизненную ситуацию, возможно, в силу своей не осведомлённости, либо «закрытости», пытается сама решать свои психологические проблемы, практически не обращаясь к помощи специалиста – психолога, социального работника.

Основываясь на полученных данных можно дать следующие рекомендации:

– обеспечить психологическую поддержку родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, которая будет способствовать разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов;

– организовать помощь малообеспеченным семьям в виде привлечения средств через благотворительные организации, фонды помощи, обеспечить информационно-консультационную поддержку по получению субсидий, льгот предоставляемых государством, территориальными или районными центрами социального обслуживания или социальной защиты населения;

– обеспечить информацией о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям и их семьям;

– проводить индивидуальную и групповую психосоциальную работу с семьями, проводить просветительские лекции и тренинги для родителей;

– проводить мероприятия, направленные на объединение семей, имеющих детей инвалидов в виде групп-встреч, круглых столов и т.д.;

– необходимо регулярно мониторить потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;

– усилить работу социальных работников с семьями с детьми-инвалидами, разработать индивидуальную программу поддержки семей.

Литература

1. Курбатов В.И. Социальная работа. – Р/ на Д: Феникс, 2005.

2. Нестерева Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4. Технологии социальной работы / Под общей ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами

Поделиться: