Игры для развития стратегического мышления. Задавайте сложные вопросы

Стратегическое мышление часто описывают как процесс размышления о будущем состоянии дел, о том, как избежать промахов и просчетов, а также как использовать возможности имеющегося преимущества. Это процесс, в ходе которого вы планируете, как превратить ваши желания в реальность, путем использования способностей эффективно разрешать проблемы, умения работать с командой, а также используя критический взгляд при рассмотрении дел. Ваше стратегическое мышление должно быть направлено на то, чтобы вы вообразили себе вашу компанию в будущем, в более далекой перспективе такой, какой вы бы ее хотели видеть, и уже потом приступить к размышлению, как этого добиться.

Стратегическое мышление - это способность думать системно, т.е. принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для нашей компании.

Стратегия

Слово стратегия имеет греческие корни. Оно происходит от слова «strategia», что означает умелое руководство. Ваша стратегия - это то, что вы делаете, во многих отношениях это то, куда вы вкладываете свой капитал и ресурсы. Стратегия - это долгосрочный план действий, разработанный для того, чтобы достичь определенной цели, в основном победы. Понятие стратегия отличается от понятия тактики и немедленных действий. Стратегия рассчитана на то, чтобы сделать существующую проблему более легкой для понимания с целью её конечного разрешения.

Стратегия - это во многом выбор, который приводит к последствиям. Многие компании успешно работают в периоды относительной стабильности, спокойствия окружающих природных условий, низкого уровня конкуренции за ресурсами. Всё меняется, и подобные условия не будут вечными. В современном мире изменения происходят очень быстро, поэтому для компании, действительно желающей существовать долгое время, необходимо постоянно задумываться о её будущем.

Стратегическое управление - это деятельность высшего руководства организации по определению долгосрочных целей организации, разработке принципов, планированию основных мероприятий и распределениею ресурсов для достижения поставленных целей. Стратегическое управление просто необходимо в моменты, когда конкурент перекрывает доступ к достижению ваших целей. Это управление отрезает ваш якорь, который держал вас доселе в подобном постоянном состоянии, позволявшем вам выживать. Стратегическое мышление заставляет вас задумываться об основной движущей силе, которая приведёт вас к успешному планированию своих будущих действий.

Стратегия должна быть легко приспосабливаема, нежели она должна быть строгим и суровым алгоритмом действий, именно поэтому умение оперативно управлять столь важно.

Мышление

Мышление - это умственный процесс, позволяющий человеку представлять себе картину мира и эффективно работать с ним в соответствии со своими целями, планами и желаниями. Стратегически мыслить - это нескучное и нужное размышление, это хорошее умение человека, позволяющее ему обезопасить себя от неизвестности будущего путем принятия определенных решений и действий.

Во время размышления над своей стратегией необходимо принимать во внимание следующие точки зрения:

Рассмотрите обстановку, связанную с окружающей средой;

Рассмотрите рынок;

Проецируйте;

Измеряйте.

С другой стороны стратегическое мышление означает умение синтезировать, использовать свою интуицию и креативность для разработки своего взгляда на будущее организации.

Планирование

Планирование - это организационный процесс создания и поддержания своего плана. Он включает в себя процесс обдумывания и поиска способов достижения поставленных целей. Данный процесс очень важен для создания и усовершенствования плана, или же для его использования и внедрения в другие планы.

Стратегическое планирование с другой стороны - это целая дисциплина, включающая в себя инновационные методы, важные для четкого фокусирования над главной задачей. Она используется для того чтобы показать компании, как перейти из одной позиции в другую, более выгодную, не рискуя при этом своим существованием.

Стратегическое планирование в чем-то схоже с анализированием. Иными словами, разбивка цели на этапы, определение путей достижения каждого из отрезков и способов его осуществления, и, наконец, определение возможных последствий от его выполнения. Многие люди воспринимают стратегическое планирование, стратегическое мышление и стратегическое исполнение как синонимы. Наоборот, стратегическое мышление - это добавочный, хотя и очень важный компонент процесса стратегического планирования, внедрения и управления.

К сожалению, мало стратегических решений принимаются во время обычных процессов. Во многом это происходит в силу того, что самые важные решения принимаются в ключе общего развития. Использование формального процесса для стратегического мышления и эффективное исполнения очень существенно для улучшения обстановки и повышения производительности. Поддерживание своей конкурентоспособности требует плана действия, распределение ответственности над людьми, кто особенно активно желает действовать, а также развитее подходящих инициатив, для того чтобы мотивировать правильное поведение.

Эффективное выполнение намеченной стратегии требует понимания разницы между планированием и стратегическим развитием. Для этого необходимо собрать большое количество полезной информации, прояснить поставленную задачу, изучить и развить альтернативные стратегии, и найти место применения для внедрения принятых решений.

Самая лучшая информация исходит из самой организации, которая способна повлиять на достижение компанией успеха. Использование SWOT анализа жизненно необходимо при составлении вашей стратегии. Это такая система структурирования и последующего анализа информации о событии, ситуации и т.п., базирующаяся на четырех критериях: определение преимуществ, недостатков, возможностей и рисков.

Для создания стратегии компании необходимо также определить промежуточные и кратковременные цели. Ваши цели - это ваши долгосрочные результаты, которые вы хотите достичь. Ваши стремления должны естественно вытекать из целей.

Ясно представьте себе цели и исход. Проведите SWOT анализ ваших целей:

Особенность;

Умеренность;

Согласованность;

Реалистичность;

Временные особенности.

Вдобавок:

Спросите себя, что является важным для вашей организации.

Какие перспективы намечают ее руководители для своей компании и в особенности для вашей команды.

Какие из ваших приоритетов и целей могут быть достигнуты в наибольшей степени.

Важно спросить себя, правильно ли то, что вы сейчас делаете, не противоречит ли это основной стратегии компании, ее ценностям, задачам и ожиданиям.

Заключение

Стратегически мысля, подобно просмотру фильма, вы можете просмотреть его от начала до конца. Стратегическое мышление - это попытка обдумать все результаты, которые последуют от наших действий, что направлены на достижение наших целей.

Стратегическое размышление - это постоянный процесс, нежели единичное явление. Это отнюдь не легкое занятие, по сути, оно и не должно быть таковым. Стратегическое мышление включает в себя синтезирование, использование интуиции, творческого подхода, а также разделяемого всеми мнения о том, где и на каком уровне должна находиться компания сейчас и в далекой перспективе.

Сценарное мышление по сути своей является стратегическим в том смысле, что оно имеет дело с перспективой. Поэтому все, что раньше говорилось о принципах сценарного мышления, применимо и к стратегическому мышлению. Однако переход от сценариев, то есть от представления будущей деловой среды, к стратегиям требует чего-то большего. И это нечто имеет отношение к процессам, происходящим в организации, и ее связям с внешним миром.

Список принципов стратегического мышления весьма обширен. В связи с этим мы решили сократить его до минимума, включив туда те из них, которые наиболее важны для стратегии с точки зрения сценарного планирования. Таким образом, возникло «волшебное число семь» — священнейшее из всех священных чисел (семь дней недели, семь смертных грехов, семь нот, семь чудес света, семь основных цветов и т. д.).

ПРИНЦИП 1. МЫСЛИТЕ ПАРАДОКСАМИ

Мир полон парадоксов и всегда был таким. В мире бизнеса их тоже немало. Стратегический менеджмент — это прежде всего искусство управления парадоксами: ростом и доходностью; инновациями и эффективностью.

Одно из самых больших заблуждений среди менеджеров — нежелание признавать существование парадоксов или, по крайней мере, недооценка необходимости управления ими. Профессор Генри Минцберг недавно указал на эту ошибку в статье, посвященной искусству и развитию стратегического менеджмента. Он заметил, что менеджеры и консультанты склонны фокусировать внимание на каком-то одном аспекте стратегического менеджмента, пренебрегая всеми остальными.

    Консультанты похожи на охотников на крупную дичь, выезжающих на сафари ради бивней и других охотничьих трофеев, тогда как теоретики предпочитают фотосафари, оставаясь на безопасном расстоянии от животных, за которыми они якобы наблюдают. Менеджеры выбирают одно узкое направление или другое: славу планирования или чудеса обучения, требования внешнего анализа конкурентов или императивы взгляда изнутри, основанного на наличии ресурсов. Многие из этих работ и советов были абсолютно бесполезны по той простой причине, что менеджерам не остается ничего другого, как иметь дело с проблемами во всем их объеме.

    Минцберг и Лэмпел (1999: 21)

На протяжении всей нашей книги мы неоднократно указывали на необходимость подходов «и... и». Позвольте вкратце напомнить наиболее важные из них в контексте сценарного планирования. Мы еще раз вернемся к ним позже.

Прошлое и будущее. Хорошие стратегии должны корнями уходить в историю организации, ее традиции, компетенции и культуру. В то же время они должны быть составлены так, чтобы успешно справляться с их реализацией, бросать вызовы будущему и быть достаточно перспективными, чтобы генерировать в людях необходимую энергию.

Постоянство и изменение. Хорошие стратегии даже во времена потрясений должны содержать элементы постоянства в сочетании с достаточным числом элементов изменения, позволяющих организации предпринимать необходимые действия.

Структура и гибкость. Организационная структура должна быть достаточно свободной, чтобы дать событиям возможность произойти, и достаточно жесткой, чтобы вызывать определенные события.

Принципы и нарушение правил. Для достижения необходимой стабильности следует разработать некоторые неоспоримые принципы коммуникации, ключевые стратегии, организационную структуру и т. д. В то же время для создания культуры мышления и действия нужно поощрять поведение, нарушающее принятые правила.

Вариативность (разнообразие) и простота. Чтобы справиться с проблемами сложного современного мира, вы должны иметь обширный арсенал. В то же время чтобы добиться качества, необходимо сосредоточиться на нескольких конкретных факторах, строить стратегию на нескольких четко сформулированных принципах.

Эксперимент и концентрация. В раплексных условиях приходится экспериментировать и искать собственный путь в будущее. Но для того чтобы получить импульс движения, надо сконцентрировать усилия на нескольких тщательно выбранных областях.

ПРИНЦИП 2. МЫСЛИТЕ КАТЕГОРИЯМИ ВИДЕНИЯ

В каждой отрасли и в периоды бума, и в периоды кризисов есть быстро растущие компании, отличающиеся от обычных организаций тем, что имеют иные контрольные точки. В то время как подобные «акселераты» считают нормальным ежегодный темп роста 25%, для других отличным показателем служат 5-10%. Быстро растущие компании рассчитывают на более высокие темпы роста.

На протяжении всей истории человечества видение возникало в разных формах и под разными названиями. Практически во всех социальных науках видение, называемое своими терминами, считается свойством, присущим людям, организациям и обществам. С точки зрения современной спортивной психологии, мы все знаем о последствиях неправильного мышления. Победителей от обычных спортсменов отличает не столько мышечная сила, сколько ум. Когда Анника Сёренстам установила новый стандарт в женском гольфе, он основывался на новом мышлении, новых контрольных точках. «Зачем обязательно делать четыре удара в четырехпаровую лунку, когда можно обойтись тремя?» — подумала она и сделала это.

По мнению исследователей стратегии Фигенбаума, Харта и Шенделя (1996), то, что применимо к отдельным личностям, годится и для организаций. Как отдельные индивиды, предприятие нуждается в постоянно изменяющихся точках отсчета — тогда оно не отстанет от развивающейся бизнес-среды.

В таблице 5.1 представлены выводы этих ученых, основанные на анализе литературных данных. Вкратце скажем: исследователи обнаружили, что поведение организаций меняется, когда те переступают через свои контрольные точки, иными словами, когда они выходят за пределы своих целей или видения. Ниже контрольной точки предприятие напористо движется вперед; выше нее оно ведет себя как защитник прошлых успехов. Таким образом, мы должны мыслить категориями видения и постоянно корректировать действующее видение — не только как отдельные личности, но и как организации.

Таблица 5.1. Стратегический выбор стиля поведения по данным Фигенбаума c соавт.

Выше контрольной точки Ниже контрольной точки
Восприятие новых проблем Угроза
Главенствующее положение
Потенциальный ущерб
Негативное
Возможность
Взгляд снизу верх
Потенциальная выгода
Позитивное
Организационные процессы Ограниченные
Жесткие
Открытые
Гибкие
Сущность реакции или поведения Несклонность к риску
Консервативность
Оборонительная позиция
Принятие рисков
Бесстрашие Агрессивность

В истории можно найти много примеров того, как великолепные организации и отдельные личности, ориентированные на осуществление видения, действующие за пределами своих контрольных точек, стали посредственностями и неудачниками. Вы можете оказаться среди них, если не будете корректировать контрольные точки.

ПРИНЦИП 3. МЫСЛИТЕ НЕСТАНДАРТНО

В главе 1 мы пришли к выводу, что главной проблемой, с которой сталкиваются сегодня лидеры предпринимательства, является создание устойчивых, не поддающихся копированию бизнес-концепций и стратегий с учетом необходимости проявлять реактивность. Мы также сделали вывод о том, что совместная джазовая импровизация («джэм») является великолепной метафорой, чтобы показать, какое поведение необходимо организации для достижения этой цели.

«Джэм» основан на нескольких главных принципах: равномерном ритме, импровизации и прагматизме. Нестандартное мышление означает умение отделять то, что можно контролировать, от того, что не поддается контролю, то есть делать акцент на гибкость, необходимую для будущего успеха, и стабильность, обеспечивающую надежность основы организации. Например, обычно гораздо важнее контролировать язык, ценности и способы коммуникации, то есть культуру, чем регулировать действия отдельных сотрудников.

Применительно к организациям «джэм» означает «разрезание на лоскуты», то есть деление организации на логически внутренне непротиворечивые части, контроль языка и правил общения между ними и в результате возможность (способность) организации действовать (играть).

Что касается стратегических действий, «совместная джазовая импровизация» — это правильное понимание общей ситуации, психологическая готовность к действиям и сама деятельность в стиле импровизации с учетом складывающихся обстоятельств.

«Джэм» также может служить руководящим принципом для рабочих и проектных групп. Во время подобных процессов необходимо определить правила, выбрать мелодию, решить, кто задает ритм (выполняет роль басиста) и т. д.

ПРИНЦИП 4. МЫСЛИТЕ В СООТВЕТСТВИИ СО ВРЕМЕНЕМ

Мышление в соответствии со временем связано с нетрадиционным, импровизационным мышлением. Подход «джэма» в значительной степени основан на времени, которое становится все более важным стратегическим фактором. Международные компании, занимающиеся выпуском товаров широкого потребления, такие как Nokia, часто получают единственный шанс выпустить на рынок новый продукт. Если кампания окажется неудачной, другого шанса уже не будет — жизненный цикл продукта слишком короток. Таким образом, расчет времени стал критическим критерием.

Однако мышление в соответствии со временем касается не только расчета сроков, но и темпов организации. Компании вроде Nokia и Intel используют время как стратегическое оружие. В своей книге 1997 года «Competing on the Edge» («Конкуренция на грани: стратегия как организованный хаос») Шона Браун и Кетлин Ейзенхардт заметили, что Intel контролирует свой рынок с помощью 18-месячных циклов. Предлагая новые поколения чипсов каждые 18 месяцев, она установила темп развития всей отрасли. Другие компании, например ЗМ, используют темп как организационный принцип, мотивирующий к инновациям. Так, требуя, чтобы определенный процент продаж в каждой бизнес-единице составляли продукты, запущенные в производство не больше трех лет назад, корпоративное руководство стимулирует инновации на всех уровнях.

Чтобы использовать скорость как стратегическое оружие, компания должна добиться доставки в срок. Предприятия с внутренне структурированными процессами, успевающие все делать вовремя, обычно действуют гораздо успешнее, чем те, кто постоянно превышает установленные сроки22.

Четвертый ключевой аспект времени — это скорость, и прежде всего скорость внедрения инноваций. Об инновациях и инновационных процессах написаны тонны литературы. Применительно к продуктам и рынкам инновации можно рассматривать как процесс, сочетающий систематическую перестройку и спонтанное обновление. Биологической параллелью этих двух видов деятельности являются рекомбинация ДНК и мутация. Мутация — это спонтанный или вынужденный процесс, ведущий к перекодировке генетического материала. Рекомбинация, в результате которой появляется гибридная ДНК, означает, что к существующему набору генов намеренно добавляется новый генетический материал. С помощью приемов создания гибридной ДНК (генной инженерии) процесс генетического обновления был значительно ускорен, и то, что некогда представлялось невозможным, сейчас превращается в стандартную процедуру. Когда на существующие продукты, рынки и бизнес-концепции смотрят глазами инженера-генетика, появляется возможность усовершенствовать существующие инновационные процессы с точки зрения скорости и точности.

ПРИНЦИП 5. МЫСЛИТЕ РЕСУРСАМИ

В 1990-е годы подход, основанный на всевозможных исследованиях, во многих случаях стал доминирующим и в стратегии. Мышление категориями ресурсов, навыков и трудно воспроизводимых ключевых компетенций стало стандартом в большинстве организаций.

Как мы упоминали в главе 3, ресурсное мышление — фундаментальная основа для стратегии, поскольку каждая стратегия должна соответствовать имеющимся ресурсам. Однако мышление ресурсами — это не только рассуждения о том, что «мы имеем» и что «нам нужно». Оно требует инерционности и эффективности.

По мере роста и взросления организаций в них вырабатываются определенный стиль поведения, навыки и традиции в ответ на возникающие трудности. Они собирают и объединяют материальные и нематериальные ресурсы в расчете на определенное время и место. С течением времени организация сталкивается с проблемами, и в ряде случаев сильные стороны превращаются в недостатки, препятствия на пути вперед. Реальные ресурсы трансформируются в инерцию организации, мертвые идеи, неработающий материал или контрпродуктивное поведение. Ресурсное мышление требует, чтобы мы учитывали и подобные «негативные» ресурсы. Иногда, хотя и не всегда, инерцию удается преобразовать в актуальные сильные стороны. Порой старая политика оказывается недостаточно хорошей и нуждается в смене.

Недостаток ресурсов можно компенсировать за счет искусства мыслить и действовать. Существует ряд приемов, позволяющих максимально использовать ресурсы, например, концентрация — пространственная или в смысле целенаправленности. Пространственная концентрация означает, что рассеянные ресурсы собирают в одном месте. Часто такая стратегия оказывается эффективной, особенно когда вопрос стоит о большей отдаче от отделов исследований и разработок или работников умственного труда. Еще одна стратегия, почти всегда успешная, — концентрация ресурсов для определенных целей.

Накопление ресурсов — еще одна стратегия, и она требует, чтобы знания и стили поведения были приведены в систему и «сохранены». Ресурсы можно увеличить за счет заимствования сильных сторон у других: компаний-партнеров, поставщиков или потребителей. Дополнение ресурсов — еще одна стратегия максимального их использования, суть которой заключается в том, что вы просто добавляете то, чего недостает, следуя правилу синергии, согласно которому 1 + 1 > 2. Перераспределение ресурсов также часто используется, но, к сожалению, не всегда умело. Сохранение и восстановление ресурсов — примеры стратегии максимального их использования.

ПРИНЦИП 6. МЫСЛИТЕ ЖИЗНЕННЫМИ ЦИКЛАМИ

Базовые технологии, так же как продукты, рынки и даже организации, следуют определенной модели, которую можно охарактеризовать термином «жизненный цикл». Ранее мы уже говорили, что сценарное планирование особенно полезно в периоды нестабильности, отличающиеся появлением новых технологий и бизнес-концепций.

Концепция жизненных циклов применима к ряду ситуаций и является ключевой для осмысления всех проблем, стоящих перед организациями. На несформировавшихся рынках (как и в незрелых организациях) лидеры должны обеспечивать стабильность, предпринимая стратегические шаги, заставляющие последователей действовать в едином направлении. Аналогично, менеджеры должны создавать структуру, способную функционировать, как позвоночник растущего организма. Во времена стабильного роста трудности связаны с использованием растущего потенциала, а в периоды зрелой стагнации главные рыночные проблемы — эффективность затрат и спокойный выход с рынка. Однако обычно с точки зрения предприятия сложности выглядят гораздо значительнее. В этот момент люди и организации должны приготовиться к гигантскому скачку на следующий этап. Старые парадигмы будут перепрограммированы, а старые привычки изменены.

Кривые роста или графики жизненных циклов можно использовать и как инструмент оценки. Проецируйте на кривую свои проекты, продукты, технологии или новые идеи, чтобы выяснить, на какой ступени развития какие из них находятся и что с ними делать. У каких продуктов будущее позади, а у каких впереди? Такой анализ, разумеется, не даст вам исчерпывающего ответа, однако поставит на место еще один кусочек головоломки.

ПРИНЦИП 7. МЫСЛИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАМИ И ПАРИ

Вообразите затянутый дымкой горный пейзаж. Вы ведете свои войска вперед и вверх, не зная точно, где находитесь. Ваша задача — забраться на самую высокую вершину, но вы даже не знаете, на той ли горе находитесь. Что же делать? Единственный способ справиться с ситуацией — выслать разведчиков в разных направлениях, надеясь, что кто-нибудь из них найдет нужный вам пик.

Компании на несформировавшихся рынках сталкиваются с чем-то подобным такой альпинистской задаче. Данный пример иллюстрирует то, с чем главным образом связано будущее. Чем выше скорость и неопределенность, тем туманнее и гористее становится пейзаж.

Ведение разведки похоже на попытки исследовать будущее. Применительно к развитию продукта или рынка разведку можно описать как экспериментирование с сокращением затрат. Полководец делает ставку на разные направления и высылает разведчиков, надеясь, что кто-нибудь из них каким-либо образом вернется. Однако хороший генерал не будет рисковать всей армией.

Если применить этот образ к бизнес-стратегиям, лидер обращается с будущим, как с портфелем возможностей, проектов или экспериментальных программ. Руководители делают ставку на разные сценарии или даже на разные концепции, но, повторяем, делается это, не подвергая опасности ключевые элементы. С помощью данной отчасти консервативной стратегии распределения рисков они могут медленно нащупывать свой путь в будущее. Каждый раз, находя многообещающий путь, лидеры могут поднимать ставки. Вот что означает мышление экспериментами и пари.

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Стратегическое мышление помогает предвидеть результаты наших решений. Конечно, это невозможно сделать со 100-процентной точностью из-за присутствия элемента случайности в жизни. Но чем опытнее стратег, тем реже у него происходит что-то «вдруг» и «внезапно». Как этому научиться? В Издательстве МИФ вышла книга «Стратегические игры» , которая преподает нам азы этого мастерства. Разбираемся.

По сути, это учебник по развитию мышления. Игрой в книге называется не то, что мы обычно имеем в виду. Вот как объясняют этот термин авторы:

«При слове игра у вас может создаваться впечатление, что речь идет о поверхностном, малозначащем предмете в масштабной картине мира, изучающем такие тривиальные занятия, как азартные игры и спорт, тогда как в мире масса более важных вопросов - война, бизнес, образование, карьера и отношения. На самом деле стратегическая игра н е просто игра; все вышеперечисленные вопросы и есть примеры игр, и теория игр помогает нам понять их суть… Способность распознавать эти игры углубит ваше понимание окружающего мира и позволит более эффективно участвовать в происходящих в нем событиях » .

В книге почти 900 страниц. Авторы учебника строят объяснение теории игр, опираясь на примеры. Построение стратегии слишком индивидуальное дело, поэтому в книге разбирается так много игр. Вот некоторые принципы, которые помогут сделать первый шаг к стратегическому мышлению.

Думайте об интерпретации

Ложная интерпретация - вот корень наших проблем. Стратегическое мышление автоматически выявляет ситуации, когда наше действие могут неправильно понять.

Вот пример на любовную тему. Женщина предлагает мужчине переехать к нему (оба игрока снимают квартиру, но у женщины площадь больше). Мужчина соглашается и при этом не хочет разрывать договор аренды. Он работает экономистом, и, просчитав ситуацию с математической точки зрения, мужчина понял, что такого выгодного варианта в случае разрыва отношений он не найдет. Как на это отреагировала женщина? Читательница наверняка правильно угадает ее реакцию: она бросила ухажера, так как для нее это был сигнал — мужчина не уверен в своих чувствах и относится ко мне легкомысленно. В свою очередь, читатели мужского пола наверняка подумают, что женщина погорячилась, так как ее кавалер не имел в виду ничего такого. Экономика, ничего личного!

К сожалению, в подобные ситуации мы попадаем слишком часто. Наши поступки воспринимаются другими по-иному. Как этого избежать? Как не попасться на удочку стереотипного мышления?

Есть простая стратегия, которая поможет свести к минимуму такие ситуации. Почаще себя спрашивайте, а правильно ли будет воспринят мой поступок? И что еще важнее: объясняйте свои действия. Мужчины часто не считают нужным вдаваться в подробности, а женщины эти самые подробности додумывают. Стратегическое мышление позволяет предвидеть такие ситуации: не попадать и не попадаться в ловушку неправильных интерпретаций.

Углубляемся:

Постройте дерево решений

Представим, что перед вами проблема. Вы думаете, как поступить. Попробуйте нарисовать дерево. Его ствол - это проблема, ветви - решения, на конце финальных веток - ваш выигрыш. Если ваше решение зависит от действий других игроков, тогда ветвей станет больше. Вот пример такого дерева.

Игра «Уличный сад»

Суть игры «уличный сад»: три игрока (Эмили, Нина и Талия) решают, вносить вклад для строительства местного парка или нет. Решение они должны принять по очереди, поэтому развитие событий зависит от ответа предыдущего игрока. Давайте пройдемся по дереву слева направо. К примеру, Эмили принимает решение не тратить деньги (идем по соответствующей стрелочке, выделенной жирным - не вносить вклад). Нина понимает, что создание сада под угрозой, поэтому решает инвестировать в строительство (идем далее по жирной стрелочке). Талия решает поддержать подругу и тоже вносит деньги.

Таким образом, мы оказываемся в пункте, с цифрами 4, 3, 3. Что они значат? Это и есть выигрыш (первое число относится к первому игроку, последнее - к третьему). Каждому варианту мы присудили очки. Самое выигрышное положение - это получить сад, но при этом не потратить денег (4 балла, этот вариант выбрала Эмили). Менее предпочтительно принять участие всем вместе или наряду с кем-то другим - это 3 балла (ты тратишь деньги и получаешь сад, при этом или никто не экономит, или экономит кто-то другой). Если же один человек участвует в строительстве сада, то парк получится довольно бедным. Если девушка при этом не потратилась, то это ей все-таки выгоднее (2 балла), чем потратиться и все равно заиметь неказистый сад (1 балл).

К чему такие долгие рассуждения? Если вы хорошенько разберетесь в этом дереве, то сможете строить такие рассуждения для собственных ситуаций. Представьте, что вы будете точно знать, сколько «стоит» то или иное решение и как поступать в зависимости от решений остальных.

Резюмируем рассуждения о дереве решений. Для его построения вам нужно определить состав участников (от кого еще зависит ход событий?), сделать список возможных ходов, дать каждому результату оценку (исходя из лучшего для вас результата и худшего). Тогда станет понятно, какое решение выгоднее принять, исходя из долгосрочной перспективы!

Стратегическое мышление — это способность осознавать промежуточные задачи на пути к цели. К этим задачам могут относиться: достижение промежуточных целей, осознание необходимых ресурсов, помощь других людей и так далее.

Если упростить, то это похоже на компьютерную игру, где для достижения цели(прохождения игры), нужно сначала пройти множество уровней. Только в жизни человек сам формулирует те уровни, которые он должен пройти. В жизни человек не просто игрок, но и автор игры.

Например, стратегической целью может быть строительство дома. Первой целью будет заработать денег. Второй — купить землю. Третьей — сделать проект. Четвертой — найти хороших строителей. Пятой — начать строить дом. Шестой — осуществлять контроль над строительством. Седьмой и финальной — переехать в дом.

Каждый их этих пунктов сам состоит из множества подпунктов. Способность всё это осознать, спланировать и реализовать и обеспечивается стратегическим мышлением.

Из каких навыков состоит стратегическое мышление?

Стратегическое мышление — это не какая-то данность, которая у одних есть с рождения, а другим недоступна. Это конкретный сложный навык, который люди вырабатывают с течением жизни. Этот навык состоит из более мелких, которые мы сейчас и рассмотрим.

Умение ставить конкретную цель

Навык кажется очевидным, но это не совсем так. Многие люди не знают, чего они конкретно хотят добиться, предпочитая мыслить какими-то абстрактными категориями. Их сознание просто к этому не приучено. А между тем, этот навык является наиглавнейшей составляющей в любом деле.

Многие люди совсем не склонны задумываться о том, чего они хотят и по этой причине остаются всегда неудовлетворенными. Даже если им попадаются просто золотые возможности, они их просто не видят, ведь их внимание не настроено должным образом.

Вернусь к примеру с домом. Абстрактной целью является просто желание — “Хочу построить дом”. Это не слишком конкретная цель. Конкретная цель — это “Хочу дом вот по этому проекту, расположенный вот в этом месте за такую-то стоимость.”

Такая цель уже позволяет что-то оценивать и планировать. Пока же человек не конкретизирует чего он хочет, он будет находиться в зоне фантазий. Которые так и останутся фантазиями.

На этом этапе человек отвечает на вопросы: “Зачем мне это?”, “Для кого это делается?”, “Стоит ли оно того?, “Чего конкретно я хочу добиться?”. Ответы на эти вопросы позволят отсечь всё лишнее на следующих этапах. Позволит делать только самое необходимое и сэкономить ресурсы.

Сбор информации о цели

Невозможно разрабатывать какую-то стратегию без сбора информации. Полководец не может составить план войны против того соперника о котором он ничего не знает. Так и в любом деле.

Это нужно для того, чтобы как можно более точно представить себе промежуточные этапы, оценить необходимые ресурсы, оценить вероятность успеха и многое другое.

Умение собирать информацию — это комплексный навык, в который входит умение общаться с людьми, работать с источниками, анализировать информацию, либо умение поручить данную часть работы другому человеку или организации.

На этом этапе стратегически мыслящие люди отметают те цели, которых невозможно добиться с имеющимися ресурсами.

Планирование

На основе полученных сведений разрабатываются промежуточные цели, которые затем анализируются таким же образом.

На данном этапе человек уже может четко видеть слабые места своего плана. Это последний шанс отказаться от затеи с минимальными потерями.

На данном этапе человек планирует график по которому он будет действовать, формулирует сроки, разрабатывает возможные действия на случай затруднений.

Это самый объемный компонент стратегического мышления. Требует от человека способности мысленно моделировать развитие событий.

Действие.

Стратегически мыслящего человека отличает от остальных быстрый переход от планирования к делу. Он постоянно проверяет свои мысли на практике. Некоторые тестируют свой план на какой-то маленькой модели.

Даже самый лучший план не делает из человека стратега, если он этот план не реализовал. После того, как человека понял чего он хочет, он принимает решение.

Это отдельный и сложный навык. Многие люди вообще не способны принимать самостоятельные решения. Для этого у человека должен быть навык совладания со стрессом, чтобы он мог действовать в условиях неопределенности

Корректировка плана

Чем опытней человек, тем точнее он представляет себе ресурсы которые нужно будет затратить, промежуточные цели, которых нужно будет достигнуть и так далее. Однако невозможно всё предусмотреть.

По этой причине необходимо постоянно вносить коррективы в план. Это довольно сложно. Для того, чтобы не уйти совсем в другую сторону, необходимо постоянно держать мысленно конечную цель, ради которой всё делается. Это позволяет отделять главное от второстепенного.

Здесь от человека требуется навык самокритики, умение подвергать сомнению ранее принятые решения, но при этом способность держать внимание не цели.

Иные составляющие стратегического мышления

То, что я описал выше является необходимым, но недостаточным в достижении цели. Требуются кое-какие дополнительные качества личности, которые я сейчас опишу.

Умение делегировать полномочия

Большинство дел невозможно сделать в одиночку. Нам всегда не хватает ресурсов: навыков, знаний, времени, денег. Тот человек, который хочет добиться успеха в каком-то значительном проекте, понимает, что необязательно делать всё самому. Часть этапов можно поручить другим людям, часть ресурсов можно занять.

Навык видеть свои слабые места, умение понять, что легче поручить что-то другому — необходим стратегически мыслящему человеку.

Ведь стратегическое мышление это не только умение достигать цели, но и умение делать это наиболее оптимальным путем. Для этого человек должен объективно оценивать границы своих возможностей.

Разумеется в каком-то маленьком деле можно обойтись своими силами. Но от таких проектов и прибыль меньше.

Например, даже такое маленькое дело, как организация ведения этого блога, потребовала обратиться к нескольким специалистам.

Открытость новому.

В основной массе люди предпочитают действовать по старинке. Эта «болезнь» характерна для всех людей. Однако успешные люди имеют в своем арсенале навык иногда преодолевать свою инертность и пробовать новое.

Достигнуть результата можно совершенно различными способами. Глупо и губительно для дела не рассматривать новые варианты действий.

Стратегическое мышление подразумевает поиск всё более эффективных способов действовать. Но без навыка иногда преодолевать свою инертность, невозможно искать новые пути решения задач.

Широта мышления.

Широта мышления — это способность охватить максимальное количество областей действительности при решении проблемы. Для этого нужно обладать широким кругозором и опытом.

Такое качество личности позволяет видеть новые возможности, связи между явлениями. является прекрасным бонусом, который позволяет поднять стратегическое мышление человека на новый уровень.

Данное качество должно быть выражено хотя бы в слабой степени, иначе человек неизбежно будет совершать массу ошибок и неправильно оценивать обстановку.

Без умения мыслить стратегически невозможно добиться чего-то значительного. Стратегическое мышление не дается от рождения, но к счастью каждый может этому научиться, если будет дисциплинированно развивать в себе необходимые навыки.

Поделиться: