Что такое Социальное познание? Психология социального познания.

Тема №14. Общество как объект познания

Раздел IV. Социальная философия

Тема №13. Познание, его возможности и границы

Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя:

1) процесс отражения действительности в мозгу человека;

2) ее дальнейшее объяснение .

Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).

Объект познания – то, что познается.

Объекты познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.

Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.

Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).

Научные методы познания : сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.

Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.

Однако, человеческий разум в познании не всесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: «Критика чистого разума» - рационализма).

Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.

Формы познания:

1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

2) Формы рациональной , более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.

Уровень познания , опирающийся на повседневный жизненный опыт человека - обыденный .

Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.

Виды истины:

Абсолютная истина – полное, законченное знание.

Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.

Критерий истины , считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносеологии) - практика.

Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность .

Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.

Темы №14-18

№14. Общество как объект познания

№15. Историческое развитие социальной философии

№16. Общество как целостная саморазвивающаяся система

№17. Основные сферы жизни общества

№18. Духовная жизнь общества

Социальное познание - есть приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).


2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.

Все это определяет специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

§ 2. Предмет, функции и роль социальной философии
в познании общественных явлений

Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.

У нее свой особый объект и предмет познания.

Объект познания социальной философии: человеческое общество.

Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, это социальная реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.

Предмет социальной философии - изучение наиболее общихпроблем возникновения, существования и развития общества и человека как члена общества.

Основные направления исследований социальной философии:

1. Закономерности существования и развития человеческого общества;

2. Структура общества, его модели и способы функционирования;

3. Человек как субъект и объект исторического процесса.

Понятие «социальное познание»

Социальное познание изучается в различных областях научного знания, таких как: педагогика, философия, социология, психология.

Замечание 1

Несмотря на большое количество определений данного понятия, авторы пришли к общему выводу, что социальное познание – это процесс, который направлен на изучение явлений, происходящих в обществе. также немаловажным представляется интерпретация закономерностей и особенностей социальных процессов, причин и источников их развития.

Сфера социального познания – это деятельность человека, которая представлена во всех ее проявлениях и формах. Ежедневно мы можем быть участниками процессов сразу в нескольких сферах: на бытовой уровне, в трудовой коллективе, в брачно-семейных отношениях. Каждая сфера обладает своими особенностями и, что немаловажно, позволяет человеку по-новому смотреть не только на окружающий мир, но и вглубь самого себя. Это и есть процесс познания – получение информации через практическую деятельность. Только будучи участником какого-либо процесса, человек способен полностью или частично окунуться в его особенности и стать частью чего-то большего.

Конечно же, в связи с такой многоаспектностью, социальное познание выступает в качестве сложного и комплексного явления. В процессе познания участвуют две стороны: субъект познания и объект познания.

Замечание 2

Субъектом познания выступает человек или социальная группа, которая стремиться получить информацию об интересующем объекте. В широком смысле слова субъектом может быть все общество. Объект же – это либо познаваемый предмет (в узком смысле), либо весь окружающий мир в тех границах, в которых человек взаимодействует с ним (определение объекта в более широком смысле этого слова).

Особенности социального познания

Социальное познание – это очень интересное явление, поскольку авторы, изучающие его, выделили сразу несколько основных особенностей данного процесса:

  1. В социальном познании объект и субъект познания могут совпадать. Ранее мы уже говорили о том, что через познание окружающего мира и других людей человек познает сам себя и свое внутреннее «Я». Иными словами, изучая общество и закономерности его развития, человек одновременно и сам является частью общества и развивается вместе с ним;
  2. Методы социального познания весьма специфичны. Например, многие методы, которые в основном характерны конкретно научному знанию, могут быть неприемлемы, если дело касается социального познания. В иных ситуациях они могут использоваться, но крайне редко, и с согласия самих людей, которые являются объектами познания. К таким методам относится наблюдение (включенное и не включенное), а также социальный эксперимент, где создается искусственная среда для получения более точной социологической информации;
  3. В социальном познании исследователь в особой степени зависит от общества. Такой эффект может привести к тому, что результаты исследования будут необъективно интерпретированы, а выводы будут или бесполезны, или вредны для общества. Особо это касается политической ситуации: во многих странах режимом недовольны, но средства массовой информации сознательно приукрашают его, что ведет к формированию неверного, искаженного мировоззрения у жителей;
  4. Предмет исследования рассматривается во всем многообразии его взаимоотношений и взаимосвязей. Это отличает социальное познание от других методов, где предмет исследования изучается достаточно обособленно и изолированно.

Психологический аспект социального познания

Как мы уже отметили ранее, социальное познание является объектом не только социологических исследований, но и психологической науки. Психологический аспект позволяет выявить несколько основных характеристик феномена психологии социального познания:

  1. Как и каким образом люди вступают во взаимодействия и формируют выводы о них, о себе и о других людях, о возможностях дальнейших взаимоотношений;
  2. Как человек формулирует выводы о взаимоотношениях, получая социальную информацию из окружающей среды;
  3. Почему люди обращают внимание на одни типы поведения индивидов, на их действия, но при этом игнорируют другие;
  4. В чем заключается специфика социального познания, которое направлено на особенности восприятия и кодирования социальной информации.

Таким образом, социальное познание через призму психологии акцентирует внимание на анализ поведенческих интенций индивида. Очень важно учитывать реальный исторический процесс, который содержит в себе как социальную стабильность, так и этапы острой дестабилизации. Эти процессы также оказали влияние на формирование интересов и мотиваций личности. В период стабильности человек стремиться познавать окружающий мир, самого себя, получать новую информацию об интересующих его явлениях и процессах. Но если общество находится в состоянии кризиса, то человек сталкивается с проблемой отсутствия мотивации к новым действиям. Несогласованность социальных преобразований ведет к образованию мозаичной культуры, которая затем становится причиной обрывочных знаний человека, его представлений о каком-либо явлении или процессе.

Таким образом, в условиях социальной нестабильности процесс социального познания модифицируется. Социальный мир и реальность предстают как враждебные силы, которые оказывают психологическое давление на личность. Человек становится более апатичным, аполитичным, отчужденным. Его поведение носит деструктивный характер, отличается девиантными проявлениями. Именно поэтому в социальной психологии на сегодняшний день существует немало исследований, в которых обосновывается необходимость в повышении компетентности человека, который познает социальный мир именно в нестабильные, кризисные времена. Это ведет к улучшению коммуникации, восприятию норм и ценностей, а также исторически сложившихся правил поведения, которые оказывают влияние на социальное познание индивида.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, в широком смысле - всё общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных факторов. Различают три вида таких факторов:

действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

продукты материальной или духовной деятельности людей;

словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

О чем исследователям труднее добывать истинное знание: о природе или об обществе? Может ученый, изучающий общество, быть абсолютно беспристрастным в оценке событий? Может ли наука узнать, о чем думал тот или иной деятель прошлого?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Истина и ее критерии, научное познание.

Выше мы говорили о познании любых объектов реальной действительности, и природных, и социальных (общественных). Однако познание общества, социальных процессов, протекающих в нем, имеет наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами также и существенные отличия от познания природы.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познает самое себя. Иными словами, субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди создателями общественной жизни и его изменений, они же познают социальную действительность, ее историю. Включение человека как социального существа в социальную жизнь, которую она же изучает, не может не сказаться на процессе познания.

Сравним: один ученый изучает физические явления, например, электричество, другой - жизнь общества. Первый смотрит на объект изучения со стороны, второй является частью изучаемого объекта. Вы согласитесь, что тот, кто включен в изучаемый процесс, видит его как бы изнутри, имеет преимущества перед тем, кто пытается проникнуть в сущность природных процессов, протекающих независимо от человека. Но, с другой стороны, будучи участником социального развития, человек не может быть равнодушным к тому, что происходит. Одни явления вызывают в ней положительные чувства, другие - антипатию. Одним социальным силам, партиям, деятелям она сочувствует, другие осуждает. И это накладывает отпечаток на процесс познания.

Но дело не только в личностной оценке общественных явлений. Поскольку интересы больших групп людей (классов, демографических и профессиональных групп и т.п.) не совпадают, а в ряде случаев противоположны, выводы ученых, изучающих общество, затрагивают интересы тех или иных групп. Поэтому от них требуется максимальная сдержанность в выводах.

Такое бывает и в естественных науках. Если бы идеи Джордано Бруно не трогал ничьих интересов, его не отправили бы на костер. Но в большинстве случаев открытия физиков | химиков, биологов и геологов не затрагивают положение социальных сил. Это различие естественно-научного и социального познания заметил еще в XVII в. английский философ Том ас Гоббс. "Я не сомневаюсь, писал он, - что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему праву на власть или интересам тех, кто уже владеет властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой Истиной, изучение геометрии было бы если не забронировано, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено ».

Понятно, что, например, сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим, в то время, как монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы и достоинств монархической. Беспристрастными в изучении этого вопроса они быть не могут, и чем больше исследователь включен в социально-политическую борьбу, тем сильнее будут сказываться его субъективные позиции, его пристрастия, потребности, настроения на процессы познания социального объекта. Совпадение субъекта и объекта социального познания во многом объясняет наличие многих выводов и оценок, возникающих при изучении того же общественного явления.

Еще одна особенность социального познания состоит в сложности изучаемого объекта - общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются различные экономические, политические, духовные причины, в них пересекаются интересы, ожидания и воля, действия множества людей.

Связи в природе - это связи между неодушевленными предметами или неразумными живыми существами. Сложность познания социальных связей в том, что здесь приходится разбираться в отношениях людей, наделенных сознанием, чьи стремления, желания, цели зачастую скрыты, замаскированы заявлениями, обещаниями, саморекламой. Каждое событие в социальной жизни неповторима по своим "рисунком". В природе закономерные связи более очевидны. День сменяет ночь, осенью природа засыпает, а весной пробуждается, вода при температуре ниже нуля замерзает. В жизни общества события и явления не похожи друг на друга. Даже аналогичные по характеру процессы разительно отличаются. Сравните несколько революций в Европе XVII-XIX в. или несколько крестьянских восстаний, и вы согласитесь, что каждая отдельная событие имеет свое собственное «лицо». Поэтому в общественной жизни найти закономерность нелегко, разобраться в ее многочисленных зигзагах, прыжках, движениях труднее, чем в природных процессах.

Наконец, еще одна отличительная особенность социального познания. Если в изучении природы большое место занимают непосредственное наблюдение (например, извержение вулкана, жизнь животных и т.п.) и эксперимент, то в социальном познании возможности наблюдения и эксперимента ограничены. В первую очередь, это относится к исторической науке. В жизни нельзя наблюдать восстание Спартака, в научной лаборатории невозможно провести эксперимент с освободительной войной Богдана Хмельницкого. Возможен лишь ограниченный социальный эксперимент (например, эксперимент в одном регионе по новому принципу организации парламентских выборов или же эксперимент на нескольких фабриках по новой системе управления предприятием). Главное же источник знаний - это окружающая нас социальная действительность, исторический опыт, разносторонняя общественная практика.

Трудности социального познания, как мы видим, большие. Они стали основой для вывода некоторых ученых о том, что общество не поддается научному изучению. Возможен, считают они, только описание общественных явлений. Однако большинство ученых не отказываются и от объяснения социальных процессов.

Курс лекций

по «Социальной философии»

Все права защищены законом

Коммерческое использование

2006 г.

Тема №8

Общество как объект познания

Тема №8. Общество как объект познания

1. Социальное познание и его особенности

Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания : человеческие чувства, разум, интуиция.

(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)

Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.

См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании .

Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

    В качестве объекта выступает:

- деятельность самих субъектов познания (людей);

- взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий , объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее)касается объяснения бытия (существования) общества , закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества .

Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.

Например : Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:

Платон: идея справедливости;

Августин Блаженный – божественный замысел;

Гегель – абсолютный разум;

Маркс – экономический фактор;

Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;

Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.

Задача социальной науки – найти объективные закономерности , тенденции функционирования и развития общественной жизни.

Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.

Например:

1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.

2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.

Однако, все-таки (?) существуют

Объективные основы существования человеческого общества:

1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.

2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.

2. Гносеологическая сторона социального познания

Связана с особенностями самого социального познания:

    Роль общественной практики в социальном познании

    Личный опыт познающего субъекта ; (возраст и опыт. Но: Лермонтов – в 15 лет написал пророческое стихотворение «Предсказание» - «Настанет год, России страшный год…»)

    Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;

    Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).

    Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;

    Каким образом осуществляется познание общественных явлений;

    Каковы возможности их познания и каковы границы познания;

3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания

(гр. Аксиос – ценный)

Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.

Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.

Выводы:

Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.

Поделиться: