Волевые качества личности психология научная статья. Развитие волевых качеств личности

Согласитесь, нередко мы задумываемся о том, как здорово бы нам жилось, если бы все получалось само собой, но день за днем сталкиваемся с различными трудностями. Они поджидают нас на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в ближайший магазин за хлебом, нам нужно уговорить себя встать с дивана, одеться и выйти на холод. Что уж говорить о серьезных начинаниях, связанных с трудовой деятельностью или самосовершенствованием. Тем не менее, мы идем вперед, только свой путь каждый выбирает сам. Его длина и скорость движения по нему во многом зависят от того, как человек относится к трудностям, сколько он готов преодолеть, чтобы достичь цели. То есть, в игру вступает воля и волевые качества личности, которым и посвящена наша статья.

Волевые качества личности и их характеристика

К волевым качествам личности относятся:

  • решительность – способность быстро выбрать цель и способ ее достижения даже в сложной ситуации выбора, когда дело связано с риском;
  • целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения;
  • настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий;
  • смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей;
  • дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам;
  • выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного;
  • самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений.

Формирование волевых качеств личности

Психология волевых качеств личности утверждает, что они не являются врожденными. Но очень важно понимать, что они все же зависят от темперамента, который определяется физиологическими особенностями нервной системы. То как люди реагируют на сложности в определенной степени связано со скоростью и силой психических реакций, но вообще развитие волевых качеств личности происходит в процессе деятельности и приобретения личного опыта.

Первые волевые акты можно наблюдать в достаточно раннем возрасте, когда ребенок учится контролировать себя, то есть не требует удовлетворения потребностей непосредственно в момент их проявления. В процессе общения и познания окружающего мира формируется характер, и волевые качества личности впоследствии займут одно из ведущих мест в личностной структуре.

Сделать что-то без участия воли можно только испытывая физиологическую потребность или сильное желание. О каком развитии в такой ситуации может идти речь? Но нас с детства приучают, что кроме слова «хочу» есть слово «надо», и что зачастую второе гораздо важнее первого. Так мы приобретаем способность учиться и работать, каждый день выполнять определенные обязанности, а также взаимодействовать с другими людьми в определенных рамках.

Диагностика волевых качеств личности может проходить как в рамках психологического обследования, так и с помощью оценки достижений и способов реакций субъекта. Иногда для проверки уровня их развития специально создаются проблемные ситуации, например, стрессовое интервью при устройстве на работу или специальные испытания.

Личностное развитие возможно только в процессе преодоления препятствий. Обычно, чем сильнее проявляются волевые качества, тем успешнее трудовая деятельность человека, уровень жизни и удовлетворенность от нее в целом.

В работе рассматриваются механизмы формирования волевых качеств юных спортсменов в процессе занятий дзюдо. На основе анализа научно-методической литературы предпринимается попытка проранжировать различные волевые качества по степени значимости для младших школьников, занимающихся дзюдо. Материалы статьи раскрывают механизмы положительного влияния занятий дзюдо на формирование значимых для детей младшего школьного возраста волевых качеств, позволяющих добиться спортивных успехов.

Короткий адрес: https://сайт/140125362

IDR: 140125362

Список литературы Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов

  • Бабаян, К.Л. Об относительной значимости волевых качеств для представителей различных видов спорта/K.Л. Бабаян//Психология физического воспитания и спорта. Тезисы докладов к VIII Всесоюзной конференции. Часть I. Ленинград 14-17 марта 1973 г. -М., 1973. -С. 24-26.
  • Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов/К.П. Жаров. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -151 с.
  • Колешао, А.А. Борьба/А.А. Колешао//Эмоционально-волевая подготовка спортсменов/Под ред. А.Т. Филатова. -Киев: Здоровья, 1982. -С. 96-110.
  • Мартыненко, А.Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Н. Мартыненко; СГАФК. -Омск, 2002. -24 с.
  • Ого, Махито. Дзюдо. (Основы. Методика)/Махито Ого. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -208 с.
  • Пуни, А.Ц. Психология формирования личности в физическом воспитании и спорте/А.Ц. Пуни/Психология физического воспитания и спорта/Под ред. Т.Т, Джамгарова. А.Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -С. 82-91.
  • Семёнов, А.Г. Спортивная борьба. Основные направления научных исследований/А.Г. Семёнов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 2003. -С. 136-141.
  • Скрябин, Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости/Н.Д. Скрябин//Спортивная и возрастная психофизиология./Под ред. Е.П. Ильина. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. -С. 98-109.
  • Шумилин, А.Г. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Г. Шумилин; КГПУ. -Красноярск, 2003. -19 с.
  • Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли/Е.П. Щербаков. -Омск: изд-во «Омская правда», 1990. -255 с.

Подобные документы

    Воля как важный фактор морального развития личности. Упрямство, главные особенности воспитания дисциплинированности у детей. Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств учеников.

    реферат, добавлен 18.01.2015

    Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

    курсовая работа, добавлен 07.10.2009

    Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к цели. Структурная единица действий. Овладение человеком собственными процессами. Совокупность условий вызывающих активность субъекта.

    курсовая работа, добавлен 16.11.2014

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

    реферат, добавлен 13.04.2009

    Адекватность самооценки личностных качеств у мужчин и женщин. Половые различия в определении значимости качеств личности. Результаты исследования оценки своей внешности студентами. Психологические факторы, влияющие на самооценку субъективного возраста.

    реферат, добавлен 29.11.2009

    Теоретические подходы к изучению воли. Произвольные и волевые действия. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия. Нарушение волевого контроля. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремлённостью и их развитие.

    реферат, добавлен 30.11.2010

    Исследование философско-литературного, клинического и экспериментального исторических периодов в изучении личности. Анализ составляющих структуры личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

    контрольная работа, добавлен 11.03.2011

    Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).

    контрольная работа, добавлен 24.11.2009

    Значение особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте. Частота встречаемости уровней развития силы воли среди студентов.

    статья, добавлен 15.05.2017

    Исследование предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента рождения до глубокой старости. Описания динамики развития познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Анализ основных свойств формирования качеств личности.

1

Статья посвящена рассмотрению урока в школе как одной из форм развития волевых качеств у подростков на протяжении экспериментальной части диссертационного исследования. Автор утверждает, что урок в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с другими формами применения средств физической культуры, имеет ряд преимуществ, заключающихся в: систематической форме занятий физическими упражнениями, проводимыми в единстве с другими средствами физической культуры, осуществлении педагогического процесса под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых, индивидуальных возможностей учащихся и др. В целях достижения цели, на всем протяжении эксперимента учебный год был разделен на три этапа, позволившим детям адаптироваться и адекватно воспринять нагрузку: исходный, основной и коррекционно-контрольный. Автор также отмечает, что в процессе эксперимента урок выступал как одна из основных форм применения средств физической культуры по решению данной проблемы, выполняя поставленные задачи по развитию таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность и целеустремленность, посредством выполнения учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Сущность изложенного в статье сводится к тому, что волевые качества у подростков развиваются через выполнение физических упражнений, а урок в этом контексте выполняет важнейшую роль по их развитию. Следовательно, лишь при соблюдении всех условий авторской программы по развитию волевых качеств у подростков средствами физической культуры, мы смогли достичь запланированного результата.

приемы активизации механизмов включения волевых усилий подростков на уроках физической культуры

волевые качества подростков

урок физической культуры

1. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с.

2. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко и др. – Череповец, ЧГУ, 2012. – 152 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1977. – 349 с.

4. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. – Т. 19. – № 4. – 1998. – С. 27-40.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 268 с.

6. Горбунов, Ю.Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности: монография / Ю.Я. Горбунов. – Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2011. – 123 с.

7. Горшков, А.Г. Физкультурно-оздоровительная технология: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: НОУ ВПО МИФКиС, 2013. – 100 с.

8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 376 с.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, любого типа и вида, развитие волевых качеств у подростков - одна из приоритетных задач. И это не случайно, поскольку их развитие одновременно сколь «вечная», столь и «актуальная» педагогическая проблема.

«Вечная» потому, что, во-первых, ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного, «раз и навсегда», решения, поскольку каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения.

«Актуальная» в силу того, что для каждого подростка, родителей и учителей, это значимая, практическая задача. От ее результативного решения во многом зависит настоящее и будущее подростка, его способность преодолеть трудности и вызовы переходного периода, его успешность вступления во взрослую жизнь. Волевые качества - это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности.

В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как «вечностью» и «актуальностью» практической задачи развития волевых качеств, так и особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств физической культуры. Средства физической культуры позволяют удовлетворить стремление подростков к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, желанию выделиться, самоутвердиться, добиться авторитета, усилить интерес к себе, занять достойное место в кругу сверстников.

Средства физической культуры применяются в работе с подростками в разных формах: урок физической культуры, физкультурные ме-роприятия в режиме учебного дня, спортивные сорев-нования, физкультурные праздники, занятия в спор-тивных кружках и секциях и т.п. Вместе с тем основной формой применения средств физической культуры для решения конкретных учебно-воспитательных задач является урок.

Урок по сравнению с другими формами применения средств физической культуры имеет ряд преимуществ. Он является систематической формой занятий физическими упражнениями, проводится в единстве с другими средствами физической культуры, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых и индивидуальных возможностей учащихся . В теории и методике физической культуры к уроку предъявляются достаточно жесткие требования, от выполнения которых зависит результативность решения любых задач урока .

  1. Четкость определения задач урока. На каждый урок может быть определено по 2-3 задачи, одна из них должна быть связана с развитием конкретного волевого качества, в зависимости от того конкретного упражнения, который будет на уроке основным.
  2. Целесообразный отбор средств и методов обучения на уроке, соответствующих поставленным задачам. Никакая задача урока не может быть достигнута без заранее обдуманного отбора учебного материала, без учета подготовленности класса, возрастно-половых особенностей.
  3. Обеспечение тесной связи урока с предыдущими и последующими по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности физических нагрузок.
  4. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Любой урок только тогда будет способствовать развитию волевых качеств, когда учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
  5. Постоянное видоизменение содержания уроков, методики их проведения и организации. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения уроков способствует формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, а значит, оказывает более интенсивное влияние на развитие волевых качеств.
  6. Обеспечение безопасности занятий на уроках. Повышенная травмоопасность уроков физической культуры обусловлена характером его содержания - работой на спортивных площадках, гимнастических снарядах, с различными предметами, которые при неправильной организации урока могут привести к травмам у отдельных учеников. В этом случае о развитии волевых качеств можно будет и забыть.
  7. Постоянный контроль над ходом и результатами деятельности на уроках. Он позволяет осуществлять оперативное управление деятельности учащихся на уроках, оперативно вносить необходимые корректировки, индивидуально помогать в освоении физического упражнения.

Каждое из этих требований не является каким-то специальным для решения задачи развития волевых качеств у подростков. В то же время их выполнение является обязательным, без учета этих требований решение любой конкретной воспитательной задачи урока, в том числе и по развитию волевых качеств, просто невозможно.

Исходя из этого, в ходе экспериментальной работы по развитию волевых качеств у подростков, проведенной нами в 2011/12 - 2012/13 учебных годах на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 36» и Свято-Покровской классической православной гимназии г. Саратова, мы предложили преподавателям физической культуры реализовывать эти требования, условно разделив учебный год на три этапа: исходный (первая четверть), основной (вторая и третья четверти) и контрольно-коррекционный (четвертая четверть).

На «исходном» этапе в ходе уроков мы исходили из того, что подростки за время летних каникул соскучились по коллективу одноклассников, воспринимают уроки физической культуры в большей степени как такую «форму учебы», которая представляет собой возможность в полной мере удовлетворить естественную потребность в двигательной активности в составе коллектива одноклассников. Они не утратили пока желания общаться и играть в коллективе, «жить» в нем. Поэтому большое внимание уделялось обеспечению и научению их этой активной деятельности, через активное использование спортивных игр по упрощенным правилам, как правило, на свежем воздухе, занятий по легкой атлетике, с активным использованием приема проведения различных эстафет. На данном этапе большое внимание уделялось и созданию условий для самопознания подростком самого себя, через оценку его поведения и деятельности преподавателем и сверстниками. Поощрение в виде похвалы, справедливые замечания со стороны преподавателя, одноклассников, объективная оценка достигнутых результатов оказывают ему реальную помощь в самопознании и развитии настойчивости, выдержки, целеустремленности. С целью самопознания и развития волевых качеств на данном этапе активно практиковались проведение бесед по таким темам «Почему мы такие разные?», «Коллектив, в котором я живу», «Как победить неуверенность в себе» и т.п.

На втором этапе основное внимание уделялось процессам самоутверждения подростков в коллективе. Как отмечают большинство детских психологов, в этом возрасте самоутверждение чаще всего происходит через агрессивное поведение и редко через интеллект подростка . Поэтому задача состояла в том, чтобы оптимальным для развития волевых качеств образом направить «агрессивность» подростков в русло активной физической (спортивной) состязательности. Важным моментом на данном этапе является развитие у них привычек заботы о своих товарищах в ходе занятий по физической культуре, об успехах коллектива в спортивной деятельности, об оказании помощи отстающим, о согласовании своей деятельности с потребностями коллектива. Развитие волевых качеств настойчивости и выдержки на этом этапе активно идет через развитие терпеливости в выполнении учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Повышению решительности способствует уверенность в своих силах, для чего задания каждому ученику должны быть «достижимо трудны». То есть они должны быть достижимы для каждого и вместе с тем достаточно трудны, настолько, насколько необходимо включения волевых усилий для их выполнения. Большое внимание на этом этапе уделялось развитию волевых качеств в коллективе и через коллектив. Для этого активно использовались спортивные игры, в ходе которых подросток с необходимостью должен проявлять ответственность перед коллективом, чувство товарищества, взаимопомощи, что достаточно активно развивает целеустремленность, решительность, выдержку.

На третьем, коррекционно-контрольном этапе осуществлялся мониторинг достигнутых уровней развития волевых качеств у подростков по методике, выбранной и адаптированной нами для проведения работы по развитию волевых качеств. На основании анализа полученных результатов в содержательную часть программы развития волевых качеств вносились необходимые коррективы, которые были обязательны для учета в следующем цикле развития волевых качеств (учебном годе). Большое внимание в ходе этого этапа уделяется контрольным занятиям, на которых проверяется уровень развития физических качеств. Для того чтобы получить максимальную отметку, подросток должен мобилизоваться и проявить имеющиеся волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность, без этого получение хорошего результата невозможно. На этом этапе ярко проявляется осознанный подход к занятиям физической культурой. Подростки активно отстаивают свое право на известную самостоятельность, свободу в действиях. Они не переносят назойливого назидания, чрезмерной опеки, у них активно проявляется общественная инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, принятие на себя ответственности в ее достижении. Все это поощрялось и направлялось преподавателями в разумное русло.

Одним из эффективных приемов развития волевых качеств в ходе уроков физической культуры стало ведение «Дневника саморазвития» каждым подростком. В таком «Дневнике» подросток должен был самостоятельно наметить цели по развитию у себя основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости на четверть, обозначив, каких результатов он хотел бы достичь по каждому из этих качеств. При помощи преподавателей и родителей наметить способы и приемы их достижения, как в учебное, так и внеучебное время. Ежедневно отмечать в дневнике, что удалось выполнить, а что нет, и почему не удалось выполнить. Вносить коррективы на каждый последующий день с учетом того, чего не выполнил ранее. Для более успешного выполнения того, чего сам же и спланировал, подростку рекомендовались индивидуальные приемы стимуляции волевых усилий: самоубеждение, обращение к чувству долга, самоодобрение, самоприказание, самозапрещение и т.п. Важную роль играли и рекомендованные подросткам обязательные для выполнения правила: поставил цель - иди к ней неуклонно; выполнение запланированного - залог успеха; окончил день - подведи итоги (целеустремленность); делай не то, что нравится, а то что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать (настойчивость); сначала пойми - потом решай; если решил - делай (решительность); прежде чем ответить - подумай; прежде чем сделать - подумай дважды; удовлетворяя свои интересы - учитывай интересы других (выдержка); не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственной инициативе; будь судьей самому себе; больше полагайся на себя, чем на других (самостоятельность).

Экспериментальная работа показала, что ведение подобных дневников для большинства подростков, особенно в начале эксперимента, было очень не простым делом. Понадобилось активное участие родителей в этом процессе. Для этого с ними на одном из родительских собраний были проведены инструктажи по контролю над ведением таких дневников. Дневники стали обязательными для ежедневной проверки родителями. Главной целью таких дневников было не достижения в развитии физических качеств (хотя на это они изначально направлены, и это в учебном плане важно), а активизация механизмов включения волевых усилий для их развития. Так как полученные результаты свидетельствуют, что прямой корреляции между физическими и волевыми качествами нет. Быть сильным, выносливым, быстрым - не значит быть самостоятельным, целеустремленным, решительным, выдержанным. А вот добиться предельно возможных для себя на данный момент времени уровней развития физических качеств, включив для этого все свои волевые усилия, очень важно в подростковом возрасте. Такая работа объективно способствует развитию всех актуальных для подростка волевых качеств.

Таким образом, главное назначение урока физической культуры - это создание условий для развития волевых качеств. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свои силы и самостоятельность, подростки охотно, с большим желанием участвуют в физкультурно-спортивной деятельности, максимально проявляя свои волевые качества. Кроме того, у них активно формируются навыки ответственности, самоконтроля.

Экспериментальная работа показала, что конкретная мера педагогического руководства развитием волевых качеств на уроках зависит: от опыта коллективных и самостоятельных действий подростков, от уровней развития ученического коллектива, характера отношений в нем; эффективности продуманных стимулов, вызывающих у подростков стремление к активной, целенаправленной физической деятельности; от содержания физкультурной и спортивной деятельности в классе, школе, районе, городе. Поэтому урок и является основной формой применения средств физической культуры для развития волевых качеств.

Однако у него в плане развития волевых качеств есть и отрицательные стороны. И прежде всего, это строгость рекомендуемой программы. Как бы учитель не пытался разнообразить уроки, искать какие-то интересные приемы его проведения, он всегда должен помнить о том, что в конце любой четверти оценивать учеников он будет не по степени развития волевых качеств, а по выполнению ими конкретных нормативов, предусмотренных программой. Поэтому основную часть времени он уделяет и всегда будет уделять именно этому. Именно на минимизацию этого объективного обстоятельства были и направлены наши предложения по этапам уроков физической культуры, их содержанию, внедрению дневников саморазвития. В конечном счете, задача заключается в том, чтобы физические и волевые качества у подростков развивать в единстве: акцентируя внимание на развитии физических качеств, не забывать про волевые и, наоборот, акцентируя внимание на развитии волевых качеств, не забывать про физические.

Рецензенты:

Железовская Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Тимушкин А.В., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов.

Библиографическая ссылка

Маторин Д.О. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13633 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.

Сила воли

На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели. Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

В русском языке словом "воля" обозначается еще и свобода (пример: "Выпустить животное на волю... Дать волю рукам..."). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий. Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием - в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды.

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность - способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не "перегорит" на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное - эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений. У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это - наиболее оптимальное время. Решительность - это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется.

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек - можно сказать - предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости - в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова "Тяжело в учении - легко в бою". В самом "бою" (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на "авось" или свою интуицию.

Качество самоконтроля

Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты - между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку. Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он "заразится" этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется. Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством...), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому - Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного "Я", принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

Поделиться: