Античные города Крыма. История, описание древних городов Крыма

Античные города Крыма

В глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II - начале I тысячелетия до н.э. возникла великая цивилизация Греции. От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель.

Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма - Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI-V вв. до н.э. древние греки основали соответственно города Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи них - Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие. Каждый из них был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах располагались храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.

Удобное географическое положение способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен - скифов, меотов, синдов. В обмен из городов Балканского полуострова и Малой Азии привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.

Херсонес был основан в 421 г. до н.э. на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.

Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись народное собрание и совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи и монеты.

Археологические раскопки, начатые еще в 1827 г., показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений - массивные башни, крепости, части каменных стен - сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители. Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны.

Как подтвердили археологические исследования, город имел правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки. На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами.

От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н.э. по IV в. н.э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тыс. зрителей.

Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла - металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.

Крупнейшим античным государством Причерноморья было Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского - современного Керченского пролива. Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н.э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов.

В конце V - начале IV вв. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н.э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес.

Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь - центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно- или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда.

Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.

На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, - храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, - боспорское военное поселение первых веков н.э., охранявшее подступы к столице.

Рядом с каждым античным городом находился его некрополь - город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим клали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н.э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.

Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами.

Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н.э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см - рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а также других.

Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры.

Когда на Южном берегу утвердились римляне, они создали на побережье для защиты Херсонеса укрепленные пункты. Из римских укреплений самым большим был Харакс на мысе Ай-Тодоре (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть «огороженное место») было основано в 70-х гг. I в. при римском императоре Веспасиане. В конце века здесь находился гарнизон, во II в. размещались солдаты I Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины XI Клавдиева легиона (конец II - первая половина III в.). Об этих трех периодах истории Харакса свидетельствуют клейма на кирпичах и черепице.

Н.И. Шейко

Фото красивых мест Крыма

В шестом веке до н. э. на Крымском полуострове было основано первое поселение древних греков, так было положено начало Великой греческой колонизации на Северном Причерноморье. Древних греков влекли сюда плодородные земли, благоприятные условия для скотоводства и торговли, их не пугали ни холодный климат, ни враждебность скифов и тавров, которые населяли в то время территорию Крыма. Сегодня на месте некоторых древнегреческих городов располагаются руины крепостных стен, остатки жилых и подсобных помещений, музеи с античными предметами, которые бережно хранятся и являются достопримечательностями Крымского полуострова.

Керкинитида – античность под куполом

Одним из первых древнегреческих городов, основанных на западном берегу Крымского полуострова, была . Основан город был на территории современной Евпатории на рубеже VI-V веков до нашей эры и вплоть до конца четвёртого столетия существовал как отдельное государство, которое активно вело торговлю, занималось земледелием, различными ремёслами и чеканило свои монеты. В период IV-II веков до н. э. Керкинитида входила в состав Херсонеса и занималась поставкой хлеба, после чего в результате греко-скифских войн Керкинитида была разрушена.

Остатки древнегреческой колонии хранятся под стеклянным куполом в Евпатории на улице Дувановской, на набережной Горького и в краеведческом музее города. Здесь туристы и жители Евпатории могут увидеть основания жилых построек Керкинитиды и предметы быта древних греков.

Калос Лимен – историческая достопримечательность п. Черноморское

В IV столетии до нашей эры на территории современного посёлка Черноморское был основан древнегреческий город . Жители города занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Из-за благоприятного географического положения и удобной бухты Калос Лимен часто подвергался набегам более сильных соседей и к концу IV века стал частью Херсонеса. Во II веке до н. э полис находился под властью скифов, но спустя несколько десятилетий вновь стал греческим городом. В начале нашей эры Калос Лимен был окончательно разрушен.

Сегодня на месте античного города находится исторический памятник и «Калос Лимен», где можно увидеть руины древнегреческой крепости, жилых домов, остатки центральных ворот города и плиты главной улицы, на которой сохранились следы колесниц.

Калос Лимен

Херсонес Таврический – памятник мирового значения в Симферополе

В середине первого столетия до н. э. на юго-западном берегу Крымского полуострова был заложен . Около двух тысяч лет этот древнегреческий город являлся политическим и культурным центром близлежащих греческих колоний, он вошёл в историю Древней Греции, Римской Империи и Византии. Именно здесь Великий князь Владимир принял крещение, в честь этого события на бывшей площади Херсонеса был воздвигнут Владимирский собор.

На сегодняшний день руины этого античного города являются историческим памятником мирового значения и находятся под охраной ЮНЕСКО. «Херсонес Таврический» включается в себя несколько экспозиций и крупный научно-исследовательский центр.

Пантикапей – археологический музей в Керчи

В первой половине VI столетия до нашей эры в восточной части Крыма на территории города Керчь был основан древнегреческий полис . Город быстро развивался и уже в V веке стал столицей Боспорского государства, объединив ближайшие города. Пантикапей являлся ремесленным, торговым и культурным центром Боспора здесь чеканились золотые, серебренные и медные монеты, а общая площадь полиса составляла около 100 гектар.

Руины Пантикапея располагаются в центре Керчи на склонах и вершине горы Митридат, здесь же находится историко-археологический музей, экспонатами которого являются амфоры расписные керамические изделия, монеты, эпиграфические документы и другие археологические находки с раскопок Пантикапея.

Харакс – крепость и дворец в Гаспре

В I веке нашей эры после победы римской армии над тавро-скифским войском, которое держало в осаде Херсонес, римляне строят крепость-город на мысе Ай-Тодор. Крепость являлась не только пристанищем римского гарнизона, но и центром, где сходились основные морские и сухопутные пути. Сегодня от неё остались только руины из камня и кирпича и украшенный мозаикой водоём.

Остатки крепости Харакс располагаются на территории санатория Днепр, где также сохранился знаменитый дворец Харакс, построенный для Георгия Михайловича Романова в начале XX века. На территории санатория проводятся экскурсии, а во дворце находится главный корпус для проживания гостей.

Неаполь Скифский – археологический заповедник в Симферополе

В III веке до нашей эры на юго-восточном берегу Крымского полуострова был основан город Неаполь – столица Позднескифского государства. Основательные сооружения в греческом стиле, каменные жилые и подсобные помещения, ремесленные мастерские, зерновые ямы, найденные археологами, дают понять, что поздние скифы уже не являлись кочевым народом, а активно занимались земледелием скотоводством и ремёслами.

В археологическом заповеднике « » можно увидеть остатки крепостной стены города, посетить мавзолеи древнескифских царей и узнать про культуру и быт скифов.

Если Вы планируете путешествие в Крым, то обязательно включите в свой маршрут античные достопримечательности. Здесь Вы не только сможете прикоснуться к настоящей древности, но и послушать интересные рассказы экскурсоводов и расширить свой кругозор. Путешествуйте и познавайте!

Благоприятные природные условия Крымского полуострова и его удобное местоположение способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества. Здесь, на оживленном перекрестке международных путей, переплелись дороги и судьбы многих племен и народов.

Кроме тавров и киммерийцев, полуостров в разные периоды населяли скифы и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны - в античную эпоху; южные славяне и армяне, печенеги и половцы, хазары и праболгары, венецианцы и генуэзцы, татары и турки - в средние века. Во все времена население полуострова было очень пестрым.

Самыми первыми же здесь появились неандертальцы примерно 100 тысяч лет до нашей эры.

В 1924 году во время раскопок в гроте Киик-Коба (“Дикая пещера”), (в верховьях реки Зуя, в 25-ти километрах к востоку от Симферополя) обнаружили погребение неандертальского человека в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. В метре от могильной ямы были найдены остатки скелета годовалого ребенка. Это была первая находка погребения неандертальского человека на территории бывшего Союза и одно из немногих в мире.

После неандертальцев, древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII век до нашей эры). Пребывание их в Крыму подтверждается древними и средневековыми историками и дошедшими до нас географическими названиями восточной части Крыма: Киммерийский Боспор (Керченский пролив), Киммерийские стены, Киммерийский брод.

В «Илиаде» и «Одиссее», Гомер так описывает Киммерию:

"Там киммериян печальная область,
покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет
Оку людей лица лучезарного
Гелиос..."

Кроме киммерийцев, в это же время полуостров заселяют тавры. Происхождение племен тавров, населявших Крым на рубеже тысячелетий, до сих пор остается не выясненным. Кто они такие и откуда пришли в Крымские горы, не понятно. Может быть они были коренными жителями полуострова, а может быть это племена сродни киммерийским, в свое время вынужденные прийти в Крым с Кавказа под давлением скифских орд. Также не известно и как называли себя эти люди, ведь слово "тавр" является греческим словом, и назвали так греки просто уроженцев гор, живших, по их мнению, в горах Тавра (Крым для них был продолжением гор Южной Турции). Соответственно и называлась земля здешняя Тавридой.

По мнению историков, тавры поселились здесь в начале первого тысячелетия приблизительно в восьмом девятом веках. Большая часть из них жила на южном берегу, населяя территорию от Куш Каи до Феодосии. Но встречались поселения и севернее, вплоть до Симферополя. Археологи обнаружили остатки оборонительной стены толщиной в два метра, протянувшейся от Эклизи до реки Альмы, выложенной из крупных камней, выстроенной представителями этих племен.

Многие выдающиеся исторические деятели упоминают в своих трудах о племенах тавров.

“Отец истории” Геродот, который впервые поведал о них, писал, что это было воинственное, мужественное и жестокое племя. По словам Геродота: “тавры приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море...

Еще одно интересное сообщение о таврах историка Полиена (II век нашей эры): “Тавры, предприняв войну, всегда перекапывают дороги у себя в тылу; сделав их непроходимыми вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, - победить, или умереть”.

Другие греческие историки, такие как Диодор, Тацит, Аммиан не отступают от тогдашнего штампа, и также характеризуют их как убийц и пиратов. Историк Страбон, описывая Тавриду в своей Географии, пишет, что собираются они в бухте Симболон (Балаклава), ходят в набеги морские вдоль берега и нападают на суда. Хотя, по правде сказать, археологами не было найдено никаких подтверждений пиратской деятельности тавров, лишь свидетельства занятий обычными поселенческими делами.

Тавры селились по берегам рек, создавая небольшие укрепленные, обнесенные стеной поселения. Кроме этого племена тавров также любили проживать в естественных пещерах, вроде Таш Аира и пещеры Кизил Коба.

В пятом веке до нашей эры на полуостров пришли греческие колонисты и основали Херсонес. Помимо этого в седьмом веке до нашей эры в Крым пришли скифы, облюбовавшие северное Причерноморье. И те и другие часто пересекались с таврами, контактируя и даже селясь вместе.

Периодически тавров пытались подчинить себе попеременно то Боспор, то Херсонес, то киммерийцы и более поздние римляне. В свою очередь тавры изредка совершали набеги на греческие и скифские поселения. С первого века нашей эры, тавры попадают под влияние скифов, в большинстве случаев племена в эти времена называют тавроскифами. Чуть позднее, в третьем веке, скифы отстроили столицу государства – Неаполь скифский, прочно захватив контроль над северным Причерноморьем. Начинается ассимиляция крымского населения тавров и скифов. Совместно они воюют против воиск Диафанта, понтийского военачальника. К пятому веку тавры исчезают как самостоятельные племена, став частью населения Скифии.

Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до нашей эры из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма новое государство - Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная.

Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы - скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них - скифы-кочевники, между Днепром и Доном - царские скифы. Крым также явился территорией расселения самого сильного племени скифов - царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия - это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути.

Не раз судьба сталкивала скифов с греками Причерноморских городов и с Эгейскими греками. Особенно часто это случалось при великих греческих полководцах Филиппе II и его сыне Александре Македонском. При них греческие армии вплотную подошли к границам Скифии.

В одном из сражений с войсками Филиппа II Македонского в 339 году до нашей эры самый могущественный царь скифов - Атей погиб в возрасте 90 лет.

В 331 году греческий полководец Зопирион вторгся в Причерноморье и осадил Ольвию. Скифы союзники ольвиополитов встали на их защиту. Греки потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были вернуться во Фракию.

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III века нашей эры и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию) из Скандинавии.

Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры они были вынуждены уйти в Крымские горы за спасительные перевалы , где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные в Бахчисарайском районе и в районе Севастополя.

Таким образом, население Крыма в начале нашей эры составляли потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов и готов.

Древнейшая история Крыма основывается на большом количестве находок, которые были обнаружены на полуострове случайно и при проведении раскопок. Две с половиной тысячи лет тому назад жил в Греции человек, любивший мудрость, иначе говоря – философ. Звали его Платон. Платон сочинял стихи и рисовал, но главное, он наблюдал за окружающим миром и объяснял его, как умели немногие. До наших дней дошла невероятная история, которую он рассказывал.

Древнейшая история полуострова полна тайн и загадок

Много тысяч лет тому назад в Атлантическом океане существовал чудесный остров, полный невиданных природных богатств и населенный людьми, ведущими род от богов. Остров этот, называемый Атлантидой, погрузился в пучину в результате ужасной катастрофы. Удивительный и загадочный рассказ, подумаете вы, но какое отношение имеет к Крыму? Не торопитесь.

Современные ученые выдвигают предположение, что почти 14 тысяч лет тому назад в результате падения на Землю огромного космического тела, наша планета пережила страшнейшие бедствия – извержения вулканов, землетрясения, смерчи, ураганы и т. д. При этом опускалась и поднималась суша, изменились очертания континентов. По мнению многих ученых Атлантида находилась в Черном море, а полуостров Крым есть его продолжение. Тогда загазованность глубин моря сероводородом можно объяснить распадом остатков органической жизни Атлантиды.

Крым в Ледниковый период

Сотни тысяч лет назад иным был не только человек, но и мир который его окружал. Значительная часть северного полушария была покрыта слоем льда в несколько километров толщиной. Ледник то таял, то увеличивался снова. Для образования такой массы льда потребовалось много воды. Поэтому уровень Мирового океана был намного ниже, чем сейчас. На месте нынешнего Черного Моря было сравнительно небольшое Эвксинское озеро.

Когда ледник начал таять, полноводные реки заполнили озеро и уровень воды в нем значительно повысился. Под водой оказались многие места обитания первобытных людей. Они вынуждены были уходить в горы. Поэтому именно в горах археологи обнаруживают древнейшие следы пребывания человека на территории полуострова. От той эпохи дошли до нас древнейшие орудия труда.

Археологические находки в Крыму

О крымских неандертальцах известно намного больше. Десятки их стоянок открыты археологами в горах и долинах рек Альмы, Качи, Бельбека и других. В 1924 году была обнаружена первая стоянка неандертальцев в Крыму. Она располагалась в 25 км от современного Симферополя. Местные жители называют это место Киик-Коба. В углублении шириной 13 метров неандертальцы жили на протяжении 40 тысяч лет. В ходе раскопок было обнаружено множество орудий труда из кремня.

Жившие в пещере люди собирали съедобные корни и плоды, охотились на мамонтов, бизонов, пещерных медведей, оленей, кабанов и других животных. У самого дна грота пещеры был найден скелет ребенка 6-7 месяцев, а рядом в специальном углублении – останки женщины. Жизнь древних людей не была легкой, о чем свидетельствуют следы обморожения на конечностях. Также деформированы коленные чашечки, что говорит о том, что приходилось много работать, стоя на коленях. Положение тела при захоронении говорит о том, что у обитателей пещеры существовали представления о загробной жизни (о чем говорит погребальный обряд).

Примерно 40 тыс лет назад началось последнее оледенение. Примерно в это время в Крыму появляются первые кроманьонцы. Наиболее известный памятник их нахождения – стоянка кроманьонцев Сюрень – 1, в гроте на правом берегу реки Бельбек. В эпоху палеолита люди объединялись для совместной жизни уже не в стада, а в общины. Главой рода в те времена была женщина.

После таяния ледника изменился растительный и животный мир. Место крупных и медлительных животных заняли олени, косули, кабаны, лисы, зайцы и другие животные. Водоёмы наполнились рыбой, а леса – птицей. Дары природы древние люди начали заготавливать впрок. Так, например, на стоянке Шан-Коба, археологами был обнаружен целый склад улиток. Их укладывали слоями в углубление в скале. Нужное для питания количество моллюсков доставали обломком рога оленя и затем запекали в небольших ямках. Находки археологов в Крыму позволяют говорить о том, что в 6-5 тысячелетии до н. э. сложились различия между жителями гор и степи. Люди по разному изготавливали посуду и орудия труда.

Люди каменного века воспринимали окружающий их мир не так как мы. Они не отделяли себя от природы. Им казалось, что так же, как у человека, у животных и растений, камней и рек есть некая душа. С ними можно разговаривать, надо только понимать их язык. Обращаясь к природе, человек давал всему имена, которые становились символами.

Совершая специальные обряды, первобытный человек стремился найти себе покровителей, умилостивить их и заручиться поддержкой. Таким покровителем часто становилось какое-либо животное или растение – тотем. Перед его изображением приносили жертву и совершали магические обряды. Искусство древних людей представлено в Крыму находками на стоянке Чокурча близ Симферополя. Здесь найдены поразительные по мастерству исполнения скульптурные портреты мужские и женские, сохранились изображения животных и птиц на кости и роге.

К концу палеолита относят появление в Крыму мегалитических сооружений. Один из таких памятников прошлого представляют менгиры – обработанные прямоугольные камни длинной несколько метров, вертикально врытые в землю. В Байдарской долине, у села Родниковое стоят два менгира. Линия, которая их соединяет, сориентирована точно в направлении север-юг. В урочище Богаз-Сал близ Бахчисарая менгир стоит на одном из склонов балки. В скале на противоположной стороне пробито отверстие. Если смотреть через него на менгир, то обнаружится удивительное. Один раз в году, утром 22 июня, самого длинного дня, солнце встаёт точно по центру верхней, ровной кромки мегалита.

С поклонением Солнцу связаны и другие сооружения, обнаруженные в Крыму – кромлехи. Они представляют собой круги из каменных глыб. Крупнейший в Крыму кромлех был найден близ Алушты. 24 валуна из диорита образуют окружность диаметром около 8 м. В центре его стоит четырехугольный камень, грани которого сориентированы по сторонам света Линия, проведенная через центр в направлении запад-восток, делит кромлех на 2 части по 12 камней в каждой. Это удивительное сооружение ученые считают древней обсерваторией, которая свидетельствует о наличии знаний по астрономии у наших далеких предков. В 15-12 веках до н. э. на территории Крыма поселились племена киммерийцев.

В 1475 г. османы за три дня отвоевали Каффу и дали ей имя Кефе, чуть дольше стояла Солдайя, но и она перешла к туркам, став Судаком. Керчь в составе Османской империи именовалась городом Черзети, который быстро пришел в упадок, часто подвергаясь казацким набегам.

Тем временем Крымский полуостров заинтересовал Российское государство. Османская империя понимала, что надо укреплять свои позиции и в начале XVIII в. инициировала строительство крепости Ени-Кале . Но в 1774 г. крепость и Керчь стали собственностью Российской империи, а с 1783 г. весь Крым принадлежал России .

Быт и мировоззрение народов Восточного Крыма

Как видим, история Восточного Крыма буквально переполнена событиями. Вместе с тем не стоит забывать, что прошлое - это прежде всего жизнь и деятельность конкретных людей, которые что-то производили и оставляли после себя следы своего существования.

Первые обитатели Восточного Крыма питались благодаря охоте и собирательству. Неандертальцы жили в пещерах, облачались в одежду, сделанную из шкур убитых животных, ели мясо, поджаренное на костре. В эпоху мезолита древние жители Крыма уже имели лук и стрелы, но также пользовались копьями и дротиками, изобретенными ранее. В низовьях крымских рек, которые впадали в Азовское море, всегда было много дичи, поэтому эта часть востока полуострова была особенно привлекательна для первых охотников.

Кроманьонцы уже жили родовыми матриархальными общинами, они начали строить дома в виде шатров из костей и веток. Кроме того, на этом этапе истории зародились первые религиозные представления и примитивное искусство.

Появление земледелия в период неолита привело к быстрому заселению отдельных территорий. Но, даже в эпоху бронзы были такие обитатели Восточного Крыма, которые вели полуоседлый образ жизни. Представители ямной культуры, следы которых обнаружены в захоронениях, расположенных на окраине Феодосии, были скотоводами. В погребениях этих людей ученые нашли повозки на четырех колесах, которые, скорее всего, одновременно были и средствами передвижения, и жилищами.

В эпоху ранних металлов жители Восточного Крыма поклонялись Солнцу, богу плодородия, у них возник культ быка.

В первой половине 2 тыс. до н. э. значительная часть обитателей востока полуострова имела жилье в виде землянки или полуземлянки. В конце эпохи бронзы кочевников осталось мало, но в связи с ухудшением климата в XI-X вв. до н. э. оседлые жители степных районов покинули родные места. Тот, кто остался, вынужден был вернуться к занятию своих предков - к кочевничеству.

Киммерийцы жили в начале эпохи железа. Их внешний вид и конская сбруя полностью соответствовали времени. Киммериец ходил в кафтане, подвязанном широким поясом. К такой одежде крепилось оружие. Семьи воинов-скотоводов двигалась за своими кормильцами на повозках. Они оставили немного захоронений, умерших сородичей чаще предавали земле в курганах бронзового века. Редкие погребения этого народа украшены изваяниями в форме человеческого тела с оружием. Интересно, что черты лица на таких каменных статуях не изображались. Видимо, из-за каких-то религиозных соображений.

Та часть людей, которая жила в Восточном Крыму в эпоху поздней бронзы и не смогла или не захотела вернуться к кочевничеству, отошла в Горный Крым и в предгорные районы полуострова. Там переселенцы строили землянки и полуземлянки, а со временем начали возводить наземные сооружения с каменными стенами. Возле таких жилищ найдены ямы для хранения зерна. Данную культуру ученые называют кизил-кобинской и почти сходятся к мнению о том, что ее представители были таврами.

Обитатели горных районов Восточного Крыма селились коллективно, по несколько больших семей, использовали лепную посуду, а с приходом греков познакомились с гончарными изделиями. Усопших кизил-кобинцы хоронили в ящиках из камня, которые возвышались над поверхностью земли.

В отличие от большинства местного населения скифы были воинами-кочевниками, поэтому понадобилось время, чтобы они научились обрабатывать землю и сумели осесть. Даже их женщины могли выступить против врага в случае надвигающейся опасности, поэтому неудивительно, что представители этих племен поклонялись богу войны. Со временем часть скифов перешла к оседлому образу жизни. Вокруг населенных пунктов Восточного Крыма тогда появились многослойные курганы, в которых находились склепы членов конкретной семьи.

Первые восточнокрымские греки жили в землянках и полуземлянках. Города с большими домами они построили не сразу. О возникновении античных полисов Крыма и характерных чертах быта их жителей, детально рассказано в отдельном цикле статей нашего сайта, поэтому предложим читателю самостоятельно ознакомиться с этой информацией. В III в. до н. э. грекам надо было думать о безопасности собственных жилищ, поскольку варвары начали активизироваться. В то время эллины укрепляли ранее существовавшие поселения, например, на землях поселка Береговое; строили новые твердыни (в том числе на Биюк-Янышаре). Однако подобные действия не смогли спасти многие поселения вокруг Феодосии, где в конце II - в I в. до н. э. уже никого не было. Что тогда произошло точно неизвестно, но есть предположение, что боспоряне пострадали в результате набега сарматов. В I в. до н. э. Асандр возобновил строительство крепостей. При нем выросли Кутлакская твердыня и укрепления Солхатской долины.

Что касается религии эллинов Восточного Крыма, то они традиционно почитали богов Олимпа. В Феодосии верховным божеством был Аполлон. Мертвых эллины предавали кремации. Христианство начало проникать в эту часть полуострова в III-IV вв., а чуть раньше, в начале нашей эры, ее население познакомилось с гностическими учениями.

Готы Восточного Крыма в отличие от эллинов, изначально были воинами, Боспорское царство даже предоставляло им свои суда. С помощью таких кораблей германцы занимались пиратством. Постепенно все изменилось: почувствовав вкус мирной жизни, готы забыли о способе существования предков, начали обустраивать собственные поселения. Крымская природа таким же образом повлияла и на аланов. Это дикое сарматское племя надолго поселилось в Крыму. Как уже упоминалось, его представители в ІІІ в. были основателями Сугдеи, которая в VIII в. стала центром христианского епископата. Аланы также жили на территории Феодосии.

В той части Восточного Крыма, где с XIII в. осели монголо-татары, жизнь также стабилизировалась. Столица улуса Солхат превратилась в город с развитой инфраструктурой. Там обитали представители различных национальностей, которые селились отдельными общинами. Почти всем известно, что татары, обитавшие в Крыму, издавна были приверженцами ислама. Однако мало кто знает, что мусульманство распространилось именно из Солхата. При этом в тех районах, где монголо-татар было немного, пришлые язычники часто принимали христианство.

О способе жизни венецианцев и генуэзцев написано достаточно. На нашем сайте также есть статья, в которой детально рассказано об этих жителях Восточного Крыма. Поскольку население факторий было многонациональным, оно исповедовало разные религии. Среди обитателей крепостей встречались православные и католики, представители армянской христианской общины и иудеи. После того как итальянские крепости Крыма оккупировали османы, там резко возросло количество мечетей. Эти и другие земли полуострова стали важным придатком Османской империи, Стамбул много делал для того, чтобы в Крыму преобладал ислам и распространялась турецкая культура.

С конца XVIII в. мусульмане постепенно покидали Крым, многие татары тогда отправились жить в Турцию. Власти очередной собственницы полуострова, Российской империи, немедля принялись заселять опустевшие земли. В Восточный Крым приехали русские помещики с собственными крестьянами и европейские переселенцы. Так в те времена в Судаке появились немцы, а в Коктебеле - болгары. Особенности быта народов, которые проживали в Восточном Крыму в разные периоды его истории, частично сохранились до наших дней. Мировоззрение современных крымчан - это также симбиоз различных представлений о вселенной и роли человека в ней.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, промышленности
и торговли в Восточном Крыму

Археологам удалось найти мезолитические стоянки возле Нового света и севернее Судака, в которых рядом с жилищами людей уже содержались выловленные жеребята, дикие поросята и горные козлята. Земледелие и настоящее скотоводство появились в неолите. В тот период прошлого происходило активное заселение просторов вокруг современной Феодосии и территорий Керченского полуострова. Одна из таких стоянок располагалась у поселка Приморский.

Жители Восточного Крыма, которые выбрали для себя оседлый образ жизни, отдавали предпочтение выращиванию крупного рогатого скота. Люди, не успевшие распрощаться с кочевничеством, чаще разводили мелкую живность. В бронзовом веке человечество уже приручило коз, овец, коров и лошадей, сеяло пшеницу и ячмень.

Памятников катакомбной культуры здесь меньше, но они также есть. Данная культура характеризуется переходом к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству. Возле жилищ ее представителей обнаружены каменные округлые постройки, которые могут быть загонами для домашних животных. Земледельческо-скотоводческие хозяйства существовали и у представителей кизил-кобинской культуры.

Киммерийцы были кочевниками-скотоводами, поэтому землю они не обрабатывали, а в основном воевали и выращивали лошадей. Что касается следующих обитателей Восточного Крыма - скифов, то с V-IV вв. до н. э. значительная их часть занялась обработкой грунта и разведением домашнего скота. Сегодня известно, что первые земледельческие села скифов располагались на Ак-Монайском перешейке (Фронтовое) и на территории Керченского полуострова (Андреевка). В IV в. до н. э. вокруг Феодосии образовался большой сельскохозяйственный район, границы которого проходили у низовья Салгира, возле рек Кучук-Кара-Су и Биюк-Кара-Су, шли по Керченскому полуострову до Казантипа, а на юге Восточного Крыма заканчивались у Черного моря. Скифы-земледельцы жили в густо расположенных каменных домах, которые стояли в селах и хуторах. Зерновые культуры, которые выращивались скифами на востоке Крымского полуострова, продавались в Грецию.

Внешний вид скифа вначале мало чем отличался от облика киммерийца, но со временем изменилось оружие, стали появляться новые украшения. Археологами найдены иные наконечники стрел, длинные мечи и шлемы, выполненные из бронзы. До V в. до н. э. в Восточном Крыму делали украшения в зверином стиле. Позже на смену им пришли греческие украшения.

Во времена античной колонизации Восточного Крыма, где-то в середине VI в. до н. э., начала расти Феодосия. Ей было суждено стать крупным портом и главным торговым центром полуострова. В этом городе даже чеканили собственные деньги. Товары из Восточного Крыма попадали в Балканскую Грецию, в города Причерноморья, и на Эгейские острова. Многие страны мира доставляли свою продукцию в Крым. Однако греки не только торговали, они были хорошими рыболовами, умели охотиться, занимались соляным промыслом, изготовлением тканей, посуды и украшений, выделывали кожу. Эллины в Восточном Крыму выращивали виноград, зерновые культуры, фрукты и овощи, разводили домашний скот. Кроме того, жизнь заставила их научиться столярному делу, строительному ремеслу и плотничеству. Крымские греки также имели собственные суда.

При половцах усилилась роль Сугдеи (Судак). В X-XIII в. этот город был крупнейшим торговым центром Крыма. В его порт привозили товары из Руси, Восточной Европы и евразийских степей, туда заплывали средиземноморские суда и корабли, на борту которых были купцы из Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и других уголков света.

При монголо-татарах большое торговое значение имел Солхат. Там можно было приобрести заморские пряности, ткани, кожи, продать воск, мех, мед и многое другое. При этом город особенно славился невольничьими рынками. Среди проданных рабов Солхата был египетский султан Бейбарс. В столице Крыма обитали хорошие гончары, строители и ювелиры. Там стоял монетный двор, услугами которого пользовалась даже генуэзская Каффа.

Соседи монголо-татар - итальянцы - были талантливыми ремесленниками. Чужеземцев особенно удивляли замечательные изделия генуэзских камнерезов. Кроме того, жители факторий умели обрабатывать металлы, шили одежду и головные уборы, делали украшения, которые пользовались спросом далеко за пределами Газарии. За период пребывания итальянцев на востоке Крыма вновь возросла экономическая роль Феодосии. Она снова процветала: принимала торговые суда чуть ли не со всего света и отправляла за море местный товар. В османский период истории Крыма Каффа оставалась таким же важным торговым центром Северного Причерноморья, продолжала расти и развиваться.

При османах Восточный Крым прославился ароматными яблоками и белой черешней из садов Судака. Крестьяне всего восточного побережья занимались виноградарством и огородничеством, сеяли зерновые и бобовые культуры. По ту сторону Черного моря ценилась рыба, выловленная жителями Восточного Крыма. Далеко за пределами полуострова знали местных башмачников, ткачей, ювелиров. Их изделия продавались в многочисленных лавках Кефе и Судака, где также можно было приобрести мед, масло и другие продукты. Там же располагались невольничьи рынки.

В Восточном Крыму во времена владычества Российской империи выращивали виноград и ловили рыбу. Еще в конце XVIII века в Старом Крыму посадили шелковицы, лимонные деревья и другие культуры, но местный климат понравился лишь грецким орехам, миндалю и табаку. В Феодосии и в Керчи занимались добычей поваренной соли. На рубеже XIX и XX вв. Феодосия вновь стала большим торговым портом.

Курорты Восточного Крыма, памятники истории и архитектуры

То, что Восточный Крым может быть курортной зоной, россиянам стало понятно лишь во второй половине XIX века. Татары же ездили в Солхат (Старый Крым), чтобы оздоровиться, еще во времена существования Крымского улуса. Сохранились воспоминания доминиканского монаха д"Асколи, который гостил в столице Крыма в первой половине XVII века. Он писал, что каждый год с весны до середины лета в Солхат прибывают татары, которые принимают там оздоровительные горячие ванны с травами и цветами. Д"Асколи утверждал, что такие ванны могут исцелить от многих болезней. В 60-е гг. XIX в. вспомнили традиции предков и Старый Крым вновь прославился, как место для оздоровления. С тех пор в город приезжали люди, страдающие болезнями легких и нервными заболеваниями. В то время вновь стали делать ванны с лечебной травой, собранной за пределами населенного пункта.

Курортная история Коктебеля началась в конце XIX в., после того, как наследники Э. А. Юнге решили распродать часть ранее принадлежавших ему земель. Люди скупали участки и строили на них дачи. Данную местность знали, как место отдыха интеллигенции. Перед Великой Отечественной войной в Коктебеле уже сдавались номера и комнаты для туристов, в поселке существовало кафе «Бубны».

Параллельно разрастался Судак. Г. Москвич в 1910 г. писал, что туристы Судака имеют возможность купаться, кататься верхом и на лодках, совершать экипажные прогулки. В 1880 г. туда уже массово приезжали отдыхающие, в основном студенты и интеллигенция, поэтому было принято решение возвести земскую больницу. Впрочем, в XIX веке в восточной части полуострова объекты здравоохранения уже не были диковинкой. Например, с 1813 г. работала городская больница в Феодосии, а с 1829 г. - в Керчи, с 1864 г. существовала старокрымская врачебная амбулатория.

История медицины Восточного Крыма берет свое начало еще во времена античности. Тогда местное население использовало целебные грязи и морскую воду для борьбы с различными заболеваниями. После варварских набегов медицина возродилась в конце XIII века. Тогда, уже при генуэзцах, в Феодосии (Каффе) открылась больница святого Иоанна.

В начале XX в. было принято решение построить курорт Александрида в урочище Канакская балка, но работы шли долго, а дальнейшие революционные действия не позволили закончить задуманное. Во времена Первой мировой войны, чтобы оздоровиться, на восток полуострова начали приезжать раненые бойцы. В том же Старом Крыму открыли небольшой санаторий. Но Гражданская война прервала процесс формирования здешних курортов.

Туристы приезжают в Восточный Крым не только для того, чтобы подлечиться. В этом регионе полуострова расположено немало памятников истории и архитектуры.

В Феодосии, например, до наших дней сохранились мечеть Муфтий-Джами, возведенная при османах в 1623 г., храм Св. Сергия (XIV в.), церковь во имя святой великомученицы Екатерины (1875), фонтан Айвазовского и многие другие здания и архитектурные объекты, среди которых на первом месте руины крепости Каффа и башня Константина .

Среди самых интересных построек Судака - генуэзская башня Чобан-Куле и Лютеранская кирха (1887).

В Коктебеле туристов всегда привлекает Завод марочных вин и коньяков, строительство которого началось в 1879 г. Годом раньше Л.С. Голицын открыл винодельню в Новом свете, которой было суждено стать Заводом шампанских вин - еще одной достопримечательностью Восточного Крыма.

В Старом Крыму также есть несколько интересных мест - монастырский комплекс Сурб-Хач (середина XIV в.) и мечеть Узбека (1314).

На Керченском полуострове располагаются не менее дивные туристические объекты: останки античных городов Пантикапей и Нимфей, Царский курган (IV в. до н. э.), турецкая крепость Ени-Кале (начало XVIII в.) и российская твердыня Керчь (вторая половина XVIII в.), а также Большая Митридатская лестница (1832-1840), на первом ярусе которой можно посмотреть на копию Склепа Деметры.

Основные тенденции развития культуры и
образования Восточного Крыма

Культура Восточного Крыма - это традиции, архитектура, литература, музыка, живопись, фотография, кинематография… Не секрет, что все это формировалось веками, благодаря стараниям и талантам представителей многих народов.

Что касается архитектуры, то в этой части полуострова представлены образцы древнегреческого зодчества, памятники венецианско-генуэзского периода истории, татарские, армянские, русские постройки. Впрочем, в XV-XVIII вв. в Крыму образовалось единое архитектурное направление, которое можно охарактеризовать, как симбиоз деталей, принесенных османами, армянами и представителями крымско-татарского народа.

Талантливые архитекторы, так же, как философы и поэты, жили в Восточном Крыму еще во времена существования Боспорского царства. Греки познакомили местное население с качественно новыми материальными и культурными ценностями, в результате чего появилась греко-скифо-меотская культура. И эти ценности смогли пережить даже истинно скифскую кочевую культуру, которую принимали пришлые народы. Правда, есть информация и о том, что сарматы со временем все же варваризировали боспорян, но греческая культура не исчезла бесследно.

Активная застройка античных городов Крыма привела к развитию живописи и скульптуры. Рисунки в вышеупомянутом склепе Деметры позволяют сделать вывод о том, что во времена строительства данного памятника архитектуры живопись уже была сюжетной.

В византийский период истории полуострова, а также при итальянцах, христианская культура уверенно проникла и в Восточный Крым. В это время храмы украшались фресками. Такие образцы церковного искусства сохранились до сегодняшнего дня, их можно увидеть в городах Восточного берега и в юго-западной части Крыма.

О монументально-декоративном искусстве Восточного Крыма периода Средневековья известно мало. То, что уцелело, появилось в XIV в. И уже тогда был заметен сельджукский архитектурный стиль. Есть мнение, что в XII-XIII вв. церковную утварь и предметы, которые использовались во время богослужений, доставляли из Малой Азии.

Со временем в культуру Восточного Крыма влились армянские веяния, а с возникновением Крымского ханства они укрепляются вместе с сельджукскими. Вместо церковного строительства начинается период возведения мечетей и мавзолеев.

Во второй половине XIX в. христианство возвратилось в Крым в облике православия. Русская культура, элементы которой просматриваются еще во времена существования Тмутараканского княжества, теперь уже плотно укоренилась на полуострове. Восточный Крым стал местом работы и отдыха для многих талантливых личностей, подданных Российской империи.

В начале XX века возникла Киммерийская школа живописи, представители которой изображали неповторимые пейзажи Восточного Крыма. Среди талантливых художников, которые работали в этом направлении, .

На берегах Восточного Крыма снимали киноленты «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Спортлото-82», «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «9 рота», «Отдамся в хорошие руки», «Обитаемый остров» и другие.

Край, где развивается культура в современном понятии этого слова, трудно представить без учебных заведений. Информация о школах и гимнасиях в античных полисах есть в статье «Греческие города-государства Крыма» . Генуэзцы также не были безграмотными, как и жители Крымского ханства, которые получали знания в медресе, и восточнокрымские армяне, имевшие свои школы. Особенное место в то время занимала духовная школа при Сурб-Хаче. Современное образование в Восточном Крыму началось с приходом россиян.

В августе 1811 г. в Феодосии открыли уездное училище. Вначале оно было двухклассным, но с 1836 г. стало трехклассным. При уездном училище работало нижнее отделение, по окончании которого дети свободно читали, писали, умели считать и знали основы Закона Божьего. В 1868 г. его преобразовали в приходское училище. С 1860 г. в городе существовал частный женский пансион, а с 1866 г. работало женское училище, позже ставшее гимназией. В 1885 г. уездное училище переименовали в городское, вскоре длительность обучения там увеличилась до шести лет. С 1912 г. оно было четырехклассным высшим начальным училищем. С 1873 г. действовала Феодосийская казенная мужская прогимназия. После установления советской власти в ее здании располагался техникум народов Востока, позже там был учительский институт. С XIX в. в Феодосии также работали приватные школы. В 1902 и 1915 гг. в городе появилось два частных реальных училища, которые вскоре прекратили свое существование, поэтому в 1913 г. местные власти открыли казенное учебное заведение такого типа. Кроме того, спустя некоторое время, в городе появились Учительский институт, ремесленные классы, женская профессиональная, мореходная школы, армянское училище.

Благодаря быстрому росту количества учебных заведений, высокому уровню преподавания Феодосия стала культурно-образовательным центром Восточного Крыма. В этот древний город стремились творческие люди, любители истории и просто романтики. С 1880 г. существует феодосийская Национальная картинная галерея Ивана Айвазовского, а через год появился первый крымский музей - музей Древностей. В начале XX в. Феодосия, как никакой другой город Крыма, привлекала литераторов.

Но не только в Феодосии развивалось образование. Керчь в конце XIX-в начале XX ст. считалась одним из образовательных центров Таврической губернии, в городе работали народные, мореходное и ремесленные училища, женская и мужская гимназии, действовал Кушниковский девичий институт. В 1919-1921 гг. в Керчи существовал Боспорский университет. В 1804 г. приняли решение о строительстве училища виноделия в Судаке. В Старом Крыму, к примеру, в 1842 г. открыли четырехклассную земскую школу. Согласно данным А. А. Шелягова в 1914-1915 гг. в Феодосийском уезде, в который входило и Керчь-Еникальское градоначальство, было 304 учебных заведения (из них 8 средних или I разряда и 3, относящихся к II разряду и прогимназиям).

Известные личности, которые жили и творили в Восточном Крыму

Крымский полуостров всегда привлекал богему и людей, которые искали идеальное место для творчества. В Восточном Крыму побывали известные политики, художники, поэты, писатели, певцы и люди других публичных профессий. Поскольку этот регион достаточно большой, рассмотрим связь известных личностей с отдельными городами и поселками побережья.

Начнем с Керчи. В разные времена в этом населенном пункте с древней историей бывали императоры Петр Первый и Александр Первый. В 1820 г. в Керчь выслали А. Пушкина, а в 1888 г. этот город посещал молодой А. Чехов. В 1914 г. керчане имели возможность послушать стихи В. Маяковского, но, если верить, газетным заметкам того времени, творчество футуриста им не понравилось. В Керчи жил и писал картины Ж. Матрунецкий. В 1942 г. там на свет появился аккордеонист и вокалист В. Ковтун, во второй половине XX в. родились журналист С. Доренко и певица А. Свиридова.

В Феодосию приезжала Екатерина II. «Богом данный» город поражал своей историей и природой А. Пушкина, К. Паустовского. Там жили творческие люди: И. Айвазовский, К. Богаевский, М. Цветаева, В. Мухина, М. Волошин, Л. Лагорио, А. Фесслер, А. Грин, С. Балухатый, В. Закруткин, А. Барсак и другие.

С XIX в. и по сегодняшний день знаменитости едут в Коктебель. В этом поселке первыми появились участки Э. Юнге, П. фон Теша, Е. Кириенко-Волошиной, оперной солистки М. Дейша-Сионицкой. Среди известных людей, которые творили и обитали там позже, можно назвать публициста Г. Петрова, М. Волошина, Н. Гумилева, сестер Цветаевых, Л. Дмитриеву, Ф. Раневскую, В. Алейникова, Л. Полищук, и многих других. Даже Ленин приезжал в Коктебель.

В Старом Крыму похоронена графиня де Ля Мот (Миледи из романа А. Дюма). В этом поселке жил А. Грин и надолго останавливался К. Паустовский.

Известные гости Судака: Екатерина Вторая, императрица Мария Александровна, будущий монарх Александр Третий, Николай Второй, исследователь К. Габлиц, академик П. Паллас, поэт и драматург В. Капнист, историк П. Кеппен, ботаник Х. Стевен. В Судаке бывали А. Грибоедов, художники И. Айвазовский и К. Богаевский, композиторы А. Глазунов и Н. Черепнин, а также А. Толстой, М. Волошин, М. Булгаков и другие знаменитые личности.

С поселком Новый свет связано имя Л. С. Голицина, который выкупил имение у дворянина де Галере и начал заниматься виноделием. Этот почти крайний уголок Восточного Крыма вдохновлял Н. Левина и М. Волошина.

Вот такой он Восточный Крым. Земля, овеянная легендами и древней славой, место встречи талантливых людей, стратегически важный уголок полуострова и просто курортная зона, подходящая для отдыха романтических натур. Восточный Крым пережил многое и немало событий еще впереди. Но трагические моменты прошлого и перипетии настоящего только укрепляют дух местного населения, учат радоваться каждому мгновению, еще больше любить милые сердцу море, горы, степь и ценить гостей полуострова, которые давно уже воспринимаются, как неотъемлемая часть жизни крымчан.

INLIGHT

Поделиться: