А.И. Тарасов: «Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения

В конце 90-х гг. XX в., согласно данным исследований, проведенных в 1997-2002 гг. под руководством Кестонского института (Великобритания) группой российских и английских ученых в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», в нашей стране существовали следующие старообрядческие согласия:

I. Беспоповцы, то есть не приемлющие священства, к которым относятся:

Древлеправославная Поморская церковь (поморцы) (ДПЦ) – самое многочисленное из беспоповских согласий (всего на постсоветской территории без Прибалтики – около 1 млн человек, в Прибалтике – около 250 тысяч, в России – примерно 800 тысяч). Сюда относятся староверы, приемлющие институт «бессвященнословного брака» и не имеющие церковной иерархии. Крупнейшие центры – Рига, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск;

христиане старопоморского безбрачного согласия (федосеевцы) . Сюда относятся староверы, не приемлющие института брака. Долгое время (до революции) были крупнейшим беспоповским согласием (2-2,5 млн человек), однако процесс массового перехода в поморское брачное согласие и отделение от России ряда регионов (Польша, страны Балтии и Белоруссия) привели к тому, что в настоящее время по экспертным оценкам количество их в РФ составляет порядка 10 тысяч человек. Крупнейшие общины – Московская и Казанская;

христиане соловецкого и старопоморского потомства (филипповцы) . Крайне малочисленное согласие (не более 200-300 человек). Как и федосеевцы, безбрачники, но в настоящее время отличаются от них прежде всего практикой исключительно ночных (обычно после полуночи) богослужений, абсолютно закрытых для любых посторонних лиц. Основные центры: Южная Вятка, Кимры (Тверская обл.), район Каргополя (Архангельская обл.);

спасово согласие (устаревшее название – «нетовщина»). Поначалу отрицали необходимость богослужения и даже икон, надеясь только на Спаса. Впоследствии приняли богослужение поморского типа (т. е. бессвященнословное). Главное отличие Спасова согласия от других беспоповцев – отсутствие практики перекрещивания вновь приходящих из других деноминаций. Общины спасовцев в основном существуют в Поволжье. К этому согласию в настоящее время в России принадлежат порядка 30-40 тысяч человек;

часовенные . По происхождению – бывшие беглопоповцы, утратившие свое духовенство со времени гонений Николая I и вынужденно перешедшие к практике богослужений без священников по чину, принятому в часовнях, а не в церквах. С течением времени фактически стали беспоповцами, мало чем отличаясь по организации общин и богослужения от поморцев. Традиционные регионы – Северный Урал и Сибирь. Общая численность – до 300 тысяч человек;

истинно-православные христиане странствующие (странники, «бегуны» и «скрытники») . Практиковали перекрещивание и отказ от общения с миром (для «крыющихся», которые переходили с места на место, проповедуя и отказываясь от паспортов; пристанище им обеспечивали «жиловые» странники, оседло жившие в домах). В настоящее время наиболее заметны в Томской и Пермской областях;

мелхиседеки . Признавая себя священниками «по чину Мелхиседекову», сами совершают ряд действий, дозволенных по православному вероучению совершать лишь священникам. В настоящее время существуют две общины в Башкирии.

II. Поповцы, то есть приемлющие священство, к которым относятся:

Русская православная старообрядческая церковь (белокриницкой иерархии) – самое многочисленное из поповских согласий (около 1 млн человек). Возникло в 1846 г., когда после присоединения к старообрядчеству через чин проклятия ересей Босно-Сараевский митрополит Амвросий (Андрей Попович) возглавил старообрядцев-поповцев, долго искавших возможности воссоздать свою церковную иерархию;

Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (беглопоповцы новозыбковской иерархии) – от 100 до 500 тысяч человек. После возникновения белокриницкого согласия часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала принимать «беглых» священников из господствующей церкви. В 1923 г. к ним перешел из господствующей церкви «беглый» архиепископ Саратовский и Петровский Никола (Позднев), а в 1929 г. – епископ Свердловский Стефан (Расторгуев), которые воссоздали у них церковную иерархию.

III. единоверие . Не представляет из себя самостоятельную церковь, но существует как единоверческое движение в виде общин различной юрисдикции – Московской патриархии, Русской зарубежной церкви (карловацкой), либо ИПЦ (Истинно-православная церковь, катакомбная), – практикующих дониконовский богослужебный чин. В настоящее время в России существует 8 приходов (крупнейшие – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область), приблизительная численность единоверцев – 6-12 тысяч человек.

Как видим, количество старообрядческих согласий на нынешний момент весьма сократилось, а некоторые из них находятся уже почти на грани исчезновения. Однако несмотря на продолжающееся разделение среди старообрядцев, можно отметить удивительное духовное и культурное единство представителей различных старообрядческих согласий, обеспечиваемое как общностью образа жизни, так и общностью исторической судьбы.


Гонения ревнителей древнего благочестия побуждали их переселяться в отдаленные, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу XVIII в. они твердо обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Образованные ими селения Сосновый Остров (сейчас Хвалынск), Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Самодуровка (Белогорное Вольского района) постепенно становились центрами старообрядчества. В 1765 г. они выстроили моленную в Сосновой Мазе, около 1780 г. - в Апалихе и Ершовке, немного позже - в Елшанке и Селитьбе. В Хвалынске, Апалихе и Сосновой Мазе служили старообрядческие священники, разъезжавшие с требами по всему уезду.
Первые 25 лет XIX в. были временем относительной свободы и расцвета старообрядчества в Хвалынском уезде. Число беглопоповцев стремительно росло. Они в 1814 г. построили часовню в Хвалынске, между 1824-1825 гг. открыли моленные в Акатной Мазе и Широком Буераке. В приходе их часовни в Сосновой Мазе в 1824 г. уже числилось 542 человека. Даже в храмах господствующей церкви многие священники отправляли требы по-старообрядчески. Многочисленным было и поморское согласие. В 1826 г. в Хвалынске из господствующей церкви в него перешло 26 семей, а в Самодуровке из примерно 1800 жителей села около 100 человек принадлежали к господствующей церкви, 18 - к беглопоповцам, а остальные - к поморцам, имевшим 2 моленные. Поморское согласие стремительно распространялось по уезду: в 1827 г. в него перешло 3173 человека.
Нравственный и материальный подъем старообрядчества в Хвалынском уезде показался опасным для власти, и в конце 1820-х гг. она начала систематическую борьбу против него, увенчавшуюся около 1838 г. обращением в единоверие беглопоповского священника и часовни в Хвалынске. В 1840 г. старообрядцы построили в городе новую церковь и стали проводить в ней службы тайно, но вскоре новый священник был схвачен и посажен в тюрьму. После 1841 г. началось усиленное обращение старообрядцев в единоверие. Из-за закрытия их часовен в Хвалынске, Апалихе и Селитьбе приняли единоверие 2640 человек, но спустя 3-4 г. подавляющее большинство из них вернулось в старообрядчество. Продолжался переход в старообрядчество и из господствующей церкви: к 1836 г. 255 человек в Апалихе и Демкине, к началу 1850-х гг. 120 человек в Поповке.
После закрытия Иргизских монастырей жившие там иноки переселились главным образом в Хвалынский уезд, дав новый всплеск развития старообрядчества. Вблизи Хвалынска, на Черемшане, стали возникать старообрядческие монастыри. В это время в Хвалынске появились первые белокриничники (Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице - Буковина, на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название - Австрийское согласие). В 1858 г. у них уже была тайная церковь. Больше половины хвалынских беглопоповцев и многие единоверцы перешли в это согласие. В 1880 г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде - 12928 старообрядцев разных согласий.
В начале XX в. численный рост старообрядчества немного замедлился но старообрядцы по-прежнему составляли значительную часть общества. На Черемшане в 1909 г. было 8 монастырей: 1 мужской белокриницкий (он имел храм и 60 монахов, в нем проходили епархиальные соборы, с 1911 г. он стал резиденцией епископа саратовского и астраханского), 5 женских белокриницких (к 1911 г. в них было 2 храма и более 350 сестер), 1 женский беглопоповский и 1 женский федосеевский (в них храмов не было, обитало по 10-12 сестер). В 1911 г. в уезде насчитывалось 43648 старообрядцев и 59 моленных. В Хвалынске из 15000 жителей более половины придерживалось старой веры. В 1914 г. здесь стояли белокриницкий храм, беглопоповская церковь и поморская моленная.

BBCode Тулупов Т.С.. Спасовцы. Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия

ID: tulupov-netovcy_spasovcy

Создан: 2017.12.01 12:04

Безпоповцы Нетовцы они же Спасовцы, как известно, по вопросу о еретическом крещении держатся такого убеждения, что крещение, где бы оно не совершалось, т. е. в каком бы то ни было еретическом обществе, но коль-скоро формою православной церкви, т. е. в три погружения и три божественных ипостаси, то считают такое крещение крещением истинно законным и его не повторяют.

Такая характеристика учения Нетовцев, по вопросу еретическаго крещения и разделяет их с остальными безпоповщинскими согласиями, как-то: Поморцами, Федосеевцами и др. В виду того, что Нетовцы или Спасовцы, считают себя, как и другия в отдельности старообрядческия согласия, старообрядцами, последователями учения благочестивых первоостальцев староверцев: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и других, то поэтому я и намерен в настоящей статье выяснить на основании исторических данных: что имеет ли действительно нетовское или спасовское безпоповщинское общество, какую либо связь или преемственность учения по вопросу о еретическом крещении с остальцами - староверцами? Остальцы древняго благочестия, начиная с епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др. в вопросе о еретическо-никонианском крещении и других таинствах, как это видно по историческим данным, держались совершенно не того учения, котораго держатся современные нетовцы или спасовцы. Священно-страдалец епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум и др. остальцы православнаго до-никоновскаго рукоположения священники учили не принимать от церкви никонианской ни крещения, ни священства. Чтобы не быть в этом вопросе голословным, я приведу историческую справку, относительно того, как вообще держались остальцы древняго благочестия по отношению еретическо-никонианскаго крещения. "Яже услышавше мы, - говорится в соборном деянии 1666 г., - и прочетше абие богонаставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащие: яко нынешняя церковь, несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна" .

Так говорили остальцы древняго до-никоновскаго благочестия; таково было мнение по отношению еретическаго крещения.

По вопросу еретическаго крещения и хиротонии, у остальцев древняго благочестия был созван собор, на котором и было постановлено не принимать от никонианской церкви ни крещения, ни хиротонии: "Около этого времени, - говорится у Александра Б. в книге. "В пользу раскола", - Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца: Спиридон архимандрит Покровский, от убогих, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское нынешнее крещение за крещение не вменяти" .

"Первые старообрядческие попы, - говорится в истории Андреева, - высказывали дух нетерпимости. Каждый, перешедший к ним из еретиков (никониан), был перекрещеваем" .

"Они (раскольники), - говорится в книге Елеонскаго, - не признавали ничего святого в церкви православной" .

"Приходящих убо, - говорится в сочинении Ивана Алексеева, - от Великороссии новокрещенных повторяху своим крещением" .

Имея в виду часть приведенных выше исторических данных об отношении древле-остальцев до-никоновскаго благочестия к еретическо-никонианскому крещению и сопоставляя с этим современное учение безпоповцев нетовцев или спасовцев, то отсюда и ясно, что вышепоименованное безпоповское общество, как не имеющее преемственнаго учения о еретическом крещении, не может считать себя последователями остальцев. Далее необходимо ко всему этому выяснить также и тот корень откуда произошло нетовское или спасовское безпоповское согласие. "Нетовское направление, - говорится в истории русскаго раскола П. С. Смирнова, - зародилось очень рано, не позже перваго десятилетия XVIII века, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался козминщиною, по имени основателя мужика Козьмы"

"Согласие нетовщина или спасово, - пишет Н. Попов, - зародилось в XVIII веке, основателем онаго был крестьянин Павел, по другим сказаниям безграмотный мужик Кузьма" .

"Спасово согласие (нетовщина), - говорится у В. В. Андреева, - основателем его был крестьянин Кузьма, отчего и само согласие называется иногда козьминщиною" .

"Основателем нетовщины или спасова согласия, - пишется в книге протоиерея Андрея Иоаннова, был некто Кузьма" .

"Безграмотный селянин Козьма, - говорится в "Истории раскола", - первый начал запрещать перекрещивание и его последователи назвались сперва по его имени козьминщинаю" .

Небезъинтересно также выяснить и ту характеристику учения козьминщины (нетовщины), которой первоначально держалось в своем целом это согласие. В истории русскаго раскола П. С. Смирнова, говорится по этому поводу следующее: "с течением времени нетовщина (козьминщина) подразделилась на отдельныя отрасли. Исходной точкой в данном случае послужил вопрос о крещении. Отвергнуть таинство крещения значило навлечь на себя нарекание в том, можно-ли им даже именоваться христианами (Иоан. 3:5). И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении труднаго вопроса избрали своебразный, и притом не все один и тот же путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви (никонианской) они толкуют так: "хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик". Однакоже, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять неусвояя венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретическою. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины, так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, а не пред своими стариками, и вечерни, утрени, часов по уставу не поют" .

"Отвергают совершение таинств и богослужения мирянином, - говорится у того же Смирнова, - потому что благодать взята на небо. А как спастись без всего этого - это один Спас знает, необходимо уповать на его милость и молиться" .

"Спасовцами называются потому: как де нет на земли никакой святыни, то желающие содержать старую веру, долженствуют с нами прибегать ко Спасу, который Сам ведает как нас бедных спасти. Нетовщиною же потому, что говорят: нет православнаго священства и таинств в мире" .

"Любимая поговорка спасовцев, - говорится в историческом очерке, Н. Аристова, - следующая: "у милостиваго Спаса много милости: он всех прокормит... Милостивый Спас Сам знает, как спасти нас". Оттого они и получили свое название (спасовцы). Вступающий в общество спасово проходит искус и кается в грехах прямо Господу по скитскому покаянию, стоя пред иконою Спаса. Спасовцы принимают крещение от православнаго священства и обличают поморян за то, что они перекрещивают к ним приходящих. Они принимают к себе приходскаго священника, но зовут не батюшкой, как обыкновенно, а величают по имени и отечеству. Над умершим читают скитское покаяние" .

"Кузьминщина, - говорится в "Истории раскола", - сделалась в последствии более видным под именем нетовщины, ибо утверждали, что нет в мире благодати и истиннаго священства; назывались еще и спасовым согласием, от их учения: что, так как наступило время последнее, антихрист уже в мире, то желающие содержать старую веру, должны прибегать к Спасу, который Сам ведает, как нас бедных спасти" .

"Кузьминщина, - пишет В. В. Андреев, - стала называться нетовщиною от того, что по учению этого согласия нет ныне в мире ни православнаго священства, ни таинств, ни благодати. Отвергая все, нетовщина учит возлагать всю надежду на Спаса, который Сам ведает как спасти нас бедных. Отсюда другое название - спасово согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не крестят иногда и собственных детей: по их учению Спас и без крещения может спасти. Они отвергают также исповедь" .

Позднее, нетовское или спасовское согласие, - как это видно из истории, - поделилось на два между собою враждебных лагеря, т. е. глухая нетовщина и нетовщина открытая. Глухая нетовщина, как это видно из вышеприведенных исторических свидетельств в своем обществе ни совершает ни крещения, ни венчания, но за всем этим обращаются к господствующей церкви. Нетовщина же открытая, наоборот, сама у себя в обществе совершает крещение, брак и все богослужение простолюдинами. Так что в этом случае открытую нетовщину едва-ли можно отличить от других безпоповщинских согласий, в особенности от поморцев. Разница между теми и другими лишь та, что новоспасовцы приходящих к ним еретиков имеющих крещение формою православной церкви, т. е. в три погружения и три ипостаси, вновь не перекрещивают. "Из всего этого (т. е. нетовщины или спасовщины), - говорится в истории П. С. Смирнова, - выродился новый как бы толк - ново-спасовцы, он образовался в 40-х годах 19-го столетия. Основатель был главный наставник нетовщины Симбирский мещанин Светов. Отличительным учением ново-спасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют стариковскую исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или попы. Они совершают богослужение, вечерни, утрени, часы, поют, отчего и согласие названо "поющей нетовщиной". Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают их чрез 7-ми поклонный начал" .

Из приведенной исторической справки видно, что нетовское или спасовское безпоповское общество появилось на свет Божий от неграмотнаго мужика Козьмы и затем в последствии от этого же согласия выродилось и еще новое согласие чрез Симбирскаго мещанина Светова, под названием хотя и тем же, но совершенно с другим уже вероучением. Таким образом ясно, что первоначальное появление нетовщины в лице мужика Козьмы, есть явление совершенно самостоятельное, не имеющее в себе корня истиннаго старообрядчества. Нетовцы или спасовцы того и другого согласия, как известно, считают великороссийскую церковь еретической, даже антихристовой. Но когда случится крестить, венчать и т. п., то первые из них, т. е. нетовщина глухая, идет за совершением таинств к этой по их же суждению антихристовой церкви. Это-ли еще не заблуждение? Признавая церковь еретической - антихристовой и в тоже время, обращаются к ней за совершением таинств. Следовательно, имея надежду получить освящение чрез еретических служителей, служителей церкви антихриста. Несчастные люди! Обратите ваше внимание на свою явную слепоту. Обращаться к еретикам для совершения таинств, это не святоотеческое установление, а установление самоизмышленное. Святоотеческое учение в данном случае совершенно расходится с учением глухой нетовщины. Отцы ІV-го вселенскаго собора 14 прав. положительно воспретили обращение к еретикам для совершения там таинств. Это правило, - поясняет Зонара, - предписывает не крестить у еретиков. "Не должны обращаться к еретикам, чтобы крестить детей". Повторяет, и другой толкователь правил Аристин (см. Кормчую полн. перев.) св. Феодор Студит пишет: "не крещенному полезнее, если не найдется православный (иерей), для совершения крещения, креститься от монаха, или за неимением и этого, от мирянина" .

Точно также незаконно поступает и второе нетовское общество, т. е. ново-спасовцы. Если в настоящее время оно того и не делает, т. е. не обращается за совершением таинств к церкви еретиков, как это делает и сейчас их корень, то это еще не значит, что они встали этим на путь истины. Заблуждение ново-спасовцев то, что они принимают в свое общество еретиков, имеющих форму крещения православной церкви, без повторения крещения. Они совершенно не входят в существо содержимой ереси. Они говорят, что "для нас безразлично, кто-бы не крестил, хотя бы и сам диавол, но коль-скоро формою правильною, то оно действительно". Имея такую аргументацию, они по этому, нисколько несумняшеся, принимают крещение и от великороссийской церкви, которую они-же сами считают антихристовой. Скажи безпристрастно, любезный читатель, может-ли быть что-либо законное или благодатне-спасительное в той церкви, которая "находится во власти антихриста"? Имея такое суждение по отношению церкви великороссийской, ново-спасовское безпоповское общество, тем самым само себе подрубает тот сук, на котором само-же сидит, считая от антихриста крещение за истинно-законное. Нелепость сама собою ясна.

Таинства, по изъяснению отцов карфагенскаго собора, спасительны, вечны и животворящи, только в церкви православно-Христовой, в еретической же церкви (а тем паче в церкви антихриста по суждению самих же нетов), они подвергают только "великому осуждению и казни". Что во истинне, - говорят сказанные отцы, - светлее препровождало бы их (запечатлевающихся таинствами) к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим" .

"Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, - пишет великое светило церкви св. Иоанн Златоуст, - потому что у них крещение не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как Симон был крещен, но не просвещен, равно таким же оказываются и они" .

Имея в виду все вышеизложенное по отношению всего вообще нетовскаго или спасовскаго согласия, то отсюда и ясно становится, что Нетовское или Спасовское безпоповщинское общество того и другого толка, как не имеющее ничего общаго по своему вероучению, а также и по историческому происхождению, с теми первоостальцами древняго до-никоновскаго благочестия, которых они к сожалению считают своими предками, а поэтому нетовцы или спасовцы не только не могут считать себя последователями вышеуказанных столпов староверчества, но даже не имеют права и именовать себя старообрядцами.

После всего вышеизложеннаго, обращаюсь к вам, братья нетовцы, того и другого упования, оставьте свое лжемудрование, пока не поздно, обратитесь к истине, к той самой истине, которую по Евангельскому изречению и врата Ада одолеть не могут. Истину эту именно и содержит церковь безпоповско-Поморская. На этой истине вы станете твердо, как на камени; никакой ветер и даже буря вас не поколеблет, ибо вы будете иметь тогда, своим краеугольным камнем учение действительное, учение св. православно-Христовой Церкви. И вот тогда-то вы и можете называть себя прямыми последователями вышеуказанных ревнителей древняго благочестия, как-то: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др.; до этого же вы есть чуждая отрасль, не имеющая ничего общаго с ними, а в лице их и с Церковью Православною Христовою.

Нетовцы (Спасово согласие) - безпоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточно-христианских исповеданий. Так как они строго придерживаются правила о том, что человека не крестят дважды, и не имеют святого мира, то приходящих принимают в общение через проклятие ересей (нетовцы-отрицанцы) или даже только через семипоклонный начал (т. н. «подначальники »). Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают «мирским » или «полумирским ». Вступивших в брак принимают в общение только после того, как у супругов перестают рождаться дети. Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище.

В конце прошлого века (по данным исследователей, работавших в Томской губернии) нетовцы (как, впрочем, и представители других безпоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. Нетовское, или спасовское, медное литье можно отличить по тому, что на оглавье они непременно помещали Нерукотворенный Образ Спасителя и отливали всего два вида икон - образы Спасителя и Богородицы. Название согласия происходит от слова «нет » - так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что «надеются на одного Спаса », также они называют свое согласие «по Спасовой милости ».

Спасово согласие появилось на Керженце в XVIII веке. Противостарообрядческий писатель Василий Фролов писал в 1737 году: «вторая безпоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминщина, она же Нетовщина… Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки ». По сохранившимся документам Преображенского приказа было установлено, что на Керженце в конце XVII - начале XVIII вв. жили «расколоучитель » Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов . По его учению, «благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении, ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо ». Однако сами спасовцы основателем спасова согласия чаще называют соловецкого инока Арсения , основавшего на Керженце два скита. Во второй половине XIX века П. И. Мельников (1819–1883 гг.) определял численность нетовцев в 700000 человек, в предреволюционные годы их было, вероятно, от 1 до 2 млн. Согласие было распространено в основном среди крестьян и отчасти мещан среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратова и Астрахани. Из Поволжья они распространились на Урал, на Юг и в Сибирь, в конце прошлого века были многочисленны в Томской губернии.

Самым известным начетчиком нетовцев был Андрей Афанасьевич Коновалов (1861г. – ?). Необыкновенная память позволяла ему на равных выступать в прениях о вере с миссионерами господствующей церкви. На собеседованиях ему помогал молодой человек, который по его просьбе открывал указанную книгу на указанной странице и зачитывал нужную цитату. Личность Коновалова производила на слушателей глубочайшее впечатление. В 1909 году он издал в Вольске книгу о первоначальном устройстве Церкви, о вечности ее и о прекращении в ней священства. Книга была написана на основе множества собеседований с миссионерами в форме беседы старообрядца с миссионером. По приговору саратовского окружного суда книга была конфискована, автор арестован и выпущен под залог 10.000 руб., внесенных за него старообрядцами белокриницкого согласия. Впоследствии суд присяжных оправдал его. Известны также беседа его с И. К. Перетрухиным (1905 г.) «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия», опубликованная в составе «Святоотеческого сборника» епископа Антония пермского и тобольского, а также беседа с Л. Ф. Пичугиным в Саратове «О крещении еретиков трех-погруженцев», изданная приложением к ж. «Щит Веры» за 1914 г.

Отсутствие объединяющей нетовцев церковной иерархии стало причиной разделения их на многочисленные толки:

  • Нетовщина глухая (Спасово согласие, или староспасовцы) - они не считают возможным совершать таинства и и обращаются для этого к священникам. совершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние. , и не отправляют, считая это делом священническим, а читают Псалтырь и каноны. Название «глухая нетовщина » дано за то, что они службу совершают без пения. Сохранились доныне: их общины в 1990-х гг. были зарегистрированы, например, на Южном Урале, в гг. Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Моленная в Салавате была построена при содействии местной администрации.
  • Нетовщина поющая (новоспасовцы) - нетовцы, дозволяющие совершать крещение и брак мирянам. Согласие образовалось в 1840-х гг. У истоков учения стоял безпоповский наставник, симбирский мещанин Светов. Исповедуются перед стариками, службу совершают по уставу с пением, за что и названы «поющими ». Принимают приходящих к ним новообрядцев через отречение от ересей. Были распространены в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях. Ныне общины новоспасовцев имеются в Саратове и в Башкирии.
  • Нетовцы-отрицанцы (также называемые малоначальными спасовцами) - разновидность поющих нетовцев, принимающих переходящих в их согласие через отрицание ересей. Были распространены в тех же местах.
  • Нетовцы, не приемлющие водного крещения , - последователи этого малочисленного толка отрицали водное крещение. Вместо него повивальная бабка нарицала новорожденному имя и при чтении 50 псалма надевала на младенца крест. По их мнению, слова псалма «окропиши мя иссопом » заключают в себе тайнодейственную силу крещения.
  • Немоляки - нетовцы, которые не признают даже , а общие молитвы у них ограничены до крайности, как дело без священства невозможное. В литературе известно одно из первых описаний общины немоляк, сделанное чиновником и этнографом Владимиром Толстым в его докладе «О великороссийских безпоповских расколах в Закавказье», опубликованном в «Чтениях в Имп. Обществе истории и древностей российских» за 1864 г. (кн. 4, 123–131). По сведениям Толстого в Закавказье это учение принес донской казак-безпоповец Гавриил Зимин, высланный сюда начальством в 1837 г. Вслед за Толстым немоляк центральной России описал М. Пришвин в книге « » (в некоторых изданиях под названием «Светлое озеро»).

В настоящее время старообрядцев спасова согласия насчитывается около 3.000 человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Общины зарегистрированы в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся как региональные заседания, так и областного уровня. Эти заседания способствуют интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера. Летом 2016 года было проведено духовное заседание в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченное к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось именно там в 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия. Последний Всероссийский съезд спасовцев состоялся в 1927 году в Самаре, в котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели свыше 30 приходов, представители общин, а также присутствовали и иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний, о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Наставником спасовцев А. И. Тарасовым была выпущена книга под названием «Догматические основы спасова согласия большого начала ».

Поделиться: