Проблемы организации самостоятельной работа первокурсников. К проблеме самостоятельной работы студента в учебном процессе

Ссылка на источник: Кудрявцева, Т.А. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения/ Т.А. Кудрявцева, Т.И. Пуртова, М.Г. Соколова/ Инновационное развитие ПО, 2015.- № 2. –С.39-43.

Т.А.Кудрявцева , методист Чебаркульского

г. Чебаркуль, e - mail :

Т.И. Пуртова , преп. Чебаркульского профессионального

техникума, Челябинская область,

г. Чебаркуль, e - mail : Chptt 2012@ gmail.com

М.Г. Соколова , зам. директора Чебаркульского

профессионального техникума, Челябинская область,

г. Чебаркуль, e - mail : Sokolovamargen 1@ rambler . ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье показаны проблемы организации самостоятельной работы студентов в ПОО СПО, возникающие в условиях реализации ФГОС СПО – 3, предложены пути их решения на примере Чебаркульского профессионального техникума.

Ключевые слова : самостоятельная работа студентов , проблемы, этапы, условия организации самостоятельной работы студентов.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения (далее ФГОС СПО -3) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента. Таким образом, в концепции ФГОС СПО - 3 самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса , в которой более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества . Мы согласны с мнением И.А. Зимней, что самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе .

Для рассмотрения процесса организации самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования (далее - ПОО СПО) необходимо определить содержание понятия «самостоятельная работа». Исследователи, занимающиеся данной проблемой в профессиональном образовании (С.И. Архангельский, М.Г. Гарунов, И.И. Ильясов, Б.Г. Иоганзен, В.Я. Ляудис, А.Г. Молибог, П.И. Пидкасистый и др.), вкладывают различное содержание в термин "самостоятельная работа", определяя его как :

Поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач ;

Многоаспектную деятельность, складывающуюся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых, дипломных работ и т.д. ;

- "выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства";

Систему организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя ;

Работу, организуемую самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую им в наиболее удобное время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, которая осуществляется на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера” .

Многообразие подходов к определению самостоятельной работы говорит не только об ее многоаспектности, но и о возрастающей роли такого вида работы в обучении.

Вместе с тем множественность толкований данного понятия и наличие разных подходов к выбору базовых критериев оценки эффективности ее организации вызывают трудности в проведении как со стороны преподавателей, так и студентов. Анализ научно-методической литературы и наш педагогический опыт позволили выделить ряд общих проблем и некоторые причины неэффективности существующих технологий организации и контроля самостоятельной работы студентов, с которыми столкнулись преподаватели Чебаркульского профессионального техникума при реализации ФГОС СПО 3. Это такие, как:

1. неразработанность подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов для достижения оптимального результата;

2. отсутствие прямой связи содержания самостоятельной работы, реализуемой разными преподавателями в рамках читаемых курсов, с новыми целями - формированием компетенций ;

3. недостаточное количество учебных и методических пособий для организации самостоятельной работы;

4. недостаток заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.

В свою очередь студенты испытали трудности, к которым можно отнести:

1. неумение планировать самостоятельную работу;

2. несформированность них психологической готовности к выполнению самостоятельной работы;

3. низкую сознательность, самостоятельность и активность в процессе решения поставленных задач, отсутствие личностного смысла;

4. отсутствие сформированных навыков самостоятельной работы: они не умеют (а часто и не хотят) работать самостоятельно, потому что их не научили этому в школе;

5. неспособность самостоятельно организовывать распределение учебных действий во времени и контролировать их выполнение;

6. недостаточный уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, в том числе физике, химии, математике и т.д.;

7. слабые навыки в оформлении самостоятельной работы (обучающиеся не умеют кратко и рационально оформить выписки, тезисы, план, конспект, аннотация, рецензия, реферат и т.д. ) и поиске информации (работа с каталогами, словарями, энциклопедиями, сетевыми ресурсами).

Кроме того, в организации самостоятельной работ студентов, как достаточно сложной и трудоемкой работы, выявились проблемы, связанные с недостаточной подготовленностью к ее проведению самими педагогическими работниками, а именно:

1. недостаточное знание технологий, способствующих развитию самостоятельности студентов, активизирующих саморазвитие личности ;

2. использование видов самостоятельных работ, которые сформулированы не диагностично, не связаны с каким-либо образовательным результатом, которые можно оценить, когда виды этих работ указывают на процессы, а не на результаты, например: подготовка к лабораторным и практическим работам, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы и т.д.;

4. неумение четко конструировать учебно-познавательные и практические задания для организации самостоятельной работы, когда задания не носят деятельностного характера и обучающимся в качестве заданий предлагается просто прочитать и пересказать учебный материал;

5. поверхностное знание инструментов оценивания, учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся, сроков ее предоставления.

Главный путь преодоления этих трудностей - грамотная организация самостоятельной работы студентов, создание условий для успешной организации самостоятельной работы в ПОО СПО.

Для реализации нормативных требований выстраивания аудиторной и внеаудиторной работы в Чебаркульском техникуме введена система эффективной организации самостоятельной работы студентов техникума, которую мы разделили на этапы:

1. подготовительный - составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы, определение уровня подготовки студентов и разработка учебно-методических материалов;

2. организационный - определение целей индивидуально-групповой работы обучающихся, проведение индивидуальных и групповых установочных консультаций, установление сроков и форм представления промежуточных результатов;

3. мотивационно-деятельностный – создание преподавателем положительной мотивации деятельности студентов, контроль промежуточных результатов, организация самоконтроля и самокоррекции, взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью;

4. контрольно-оценочный - отчеты обучающихся в индивидуальной или групповой формах и их оценка, письменные контрольные работы, коллоквиумы, промежуточные и итоговые тестирования, проводимые в аудитории, и др.

Разработанная нами система по организации самостоятельной работы студентов техникума в условиях внедрения ФГОС СПО – 3 позволяет повысить успешность обучения студентов и их мотивацию.

Анализ научной литературы и педагогический опыт позволили нам также определить условия, способствующие более рациональной организации самостоятельной работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности техникума, к которым мы отнесли : нормативные, организационные , материально–технические, учебно-методические и информационные, кадровые, содержательные , технологические .

1. Нормативные, регламентирующие самостоятельную работу студентов. Для реализации этих условий наряду с использованием документов федерального уровня в техникуме разработаны локальные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы реализации самостоятельной работы студентов а именно: «Положение о самостоятельной работе студентов», определяющее сущность их самостоятельной работы, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; «Положение о журнале учета самостоятельной работы студентов», определяющее порядок оформления и ведения журналов учета данной работы.

2. Организационные - все те педагогические условия, которые способствует саморазвитию, самообразованию, самоопределению студентов . Это институты тьюторов, кураторов, службы психологической поддержки студентов техникума. Задача педагогов-тьюторов – создание условий для построения и реализации индивидуальных студентов, осуществления их психолого-педагогической поддержки и сопровождения по формированию субъектной позиции. С первого дня учебы в техникуме деятельность каждого студента находится под контролем преподавателя: совместно они составляют индивидуальный план аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, подготавливают и реализуют учебные и социальные проекты, решают учебные и социально-бытовые проблемы, занимаются учебно-исследовательской работой. Тьютор помогает начинающему студенту адаптироваться в условиях техникума, объясняет особенности самостоятельной работы в открытой образовательной среде образовательной организации, раскрывает возможности получения дополнительного и т. п.

Первостепенная цель службы психологов техникума - психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содействие их личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию, а также создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья всех участников образовательного процесса.

3. Материально–технические, предполагающие наличие необходимого аудиторного фонда, включая профильные кабинеты, читальные залы, высокий уровень оснащенности аудиторий мультимедийным оборудованием, организацию свободного дня для работы в библиотеке . Для самостоятельной работы студентов техникума имеется необходимая материальная база: кабинет дипломного и курсового проектирования, библиотека с читальным залом, в котором есть возможность воспользоваться электронными ресурсами в сети Интернет , кабинет социально-экономических дисциплин. Студентам техникума разрешается в рабочее время использовать свободные от аудиторных занятий помещения для самостоятельной работы. Компьютерные классы для самоподготовки выделяются в соответствии с отдельным расписанием .

4. Учебно-методические и информационные, включающие необходимое количество учебной литературы, учебно-методических комплексов, учебных материалов на электронных носителях, большой набор вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению в режиме индивидуальной самостоятельной работы, наличие периодических изданий.

Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой техникум располагает необходимыми учебно-методическими материалами и литературой, в полной мере отражающими содержание программ по дисциплинам, а также учебными пособиями по изучаемым дисциплинам, методическими указаниями по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарские, практические, лабораторные и т.п.) с учетом специальности, особенностей контингента группы, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п. В библиотеке и на сайте организации имеются учебные, учебно-методические материалы, которые знакомят обучающихся с правилами оформления конспектов уроков, контрольных, курсовых и дипломных работ по действующим стандартам. В библиотеке и учебно-методическом кабинете постоянно действуют тематические выставки.

5. Кадровые, выражающиеся в наличие высококвалифицированных преподавателей, а также в организации курсов повышения квалификации преподавательского состава в разных формах, в том числе в виде «круглых столов», семинаров по вопросам организации самостоятельной работы студентов . При проектировании самостоятельной работы каждый педагог техникума имеет возможность воспользоваться методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов, которые разработаны методической службой техникума. Рекомендации содержат вопросы планирования, организации самостоятельной работы, контроля за качеством её выполнения, конструктор учебно-познавательных заданий, материал по классификации видов самостоятельной работы и примерные нормы времени для реализации этих видов. В техникуме проводятся «круглые столы», семинары – дискуссии, семинары- диспуты, обучающие семинары для педагогов, направленные на изучение позитивного опыта работы , повышение качества организации самостоятельной работы, например: «Технология организации самостоятельной работы», «Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в ПОО», «Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов в системе управляемого самостоятельного обучения» и т.д.

6. Содержательные, предполагающее разработку программ курсов и консультаций для студентов. В техникуме проводятся курсы, которые помогают обучающимся в организации своей учебной и внеучебной самостоятельной работы, направленной на профессиональное становление личности, например: «Методика самостоятельной работы студента», «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» и др. Преподавателями техникума проводятся консультации: групповые, индивидуальные, письменные, устные, интерактивные .

7. Технологические, выражающееся в использование инновационных технологий, интерактивных форм обучения: деловых игр, телекоммуникационных проектов, предполагающих работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Среди современных технологий в контексте ФГОС СПО - 3 педагоги техникума при организации самостоятельной работы студентов в первую очередь используют технологии развития критического мышления, кейс-метод, метод проектов, технологию «портфолио» и др. Современные педагогические технологии дают возможность кардинально реформировать мотивационную, деятельностную и оценочную составляющие самостоятельной работы.

Таким образом, опыт организации самостоятельной работы студентов в нашем техникуме показал, что грамотно организованная самостоятельная работа студентов при соблюдении указанных условий способствует повышению уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов и качества выполнения самостоятельных работ, что влечет за собой и повышение качества обучения.

Библиографический список

1.Зимняя, И. А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя / – М.: Логос, 2003.

2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе / С.И. Архангельский / – М., 1980.

3. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [Текст]/ А. Г. Молибог/ - Минск: Высшая школа, 1975.

4. Гарунов, М. Г. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов [Текст] / М. Г. Гарунов / Материалы всесоюзного совещания-семинара. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1979.

5. Иоганзен, Б. Г. Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении [Текст] / Б. Г. Иоганзен / – М., 2005.

6. Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. В. Ананьина / Образование. Карьера. Общество. - 2014. №4-1(40). - С.51 - 55.

7. Затеева, Т. Г. - Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Т. Г. Затеева / Дискуссия- 2014. №2 . - С 85 - 89.

8. Соколова, М. Г. Внеаудиторная самостоятельная работа по химии как важный элемент формирования профессиональной компетентности будущего специалиста лесного хозяйства в ССУЗе [Текст] / М. Г. Соколова, С. В. Митрофанов / Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. № 1. – С. 97 - 101.

Ботузова Юлия Владимировна,аспирант Кировоградскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени Владимира Винниченка, г. Кировоград, Украина[email protected]

Организация самостоятельной работы студентов

с использованием технологий дистанционного образования

Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации в дистанционном курсе на базе Moodle.Ключевые слова: самостоятельная работа,процесс обучения, дистанционное образование, Moodle.

Использование кредитномодульной системы обучения при организации учебного процесса предполагает последовательную и основательную проработку студентами учебного материала, разбитого на отдельные модули как логически завершенные части теоретических знаний и практических умений по определенной учебной дисциплине. На каждый модуль отведено определенное количество кредитов, в которых измеряется объем учебной работы. Студенты, готовясь к различным видам занятий должны быстро ориентироваться в современном потоке учебной, научной и методической информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать, выделять основные аспекты, логически структурировать, и тем самым демонстрировать умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания.Новые тенденции в образовании направлены на использование новейших технологий обучения, в частности дистанционного, начиная со школы. Дистанционное обучение целиком базируется на самостоятельной работе студентов и целенаправленном руководстве ею преподавателем.Целью статьи является исследование возможностей использования технологий дистанционного образования при организации результативной самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин и ее постоянного эффективного контроля в высших учебных заведениях.Современные исследования теории и практики развития самостоятельности студентов в процессе обучения В.Буряка, Н.Солдатенко, В.Ужика и др., организации самостоятельной работы студентов В.Андрущенко, Т.Лысянской, В.Лугового, О.Скрыпченка и др. свидетельствуют об актуальности темы.Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. В структуре учебной деятельности она занимает от трети до двух третей общего учебного времени. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения студентов. С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы студентов, выступают не только средством информирования студентов о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет правильно распределить учебное время и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата.Самостоятельная учебная деятельность рассматривается как целенаправленная специфическая деятельность субъекта, в которой без посторонней помощи усваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, и способствующая его саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любая деятельность, самостоятельная учебная деятельность имеет свою структуру, которая включает: мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценку, которая переходит в самооценку. Такая деятельность побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования . Важным аспектом самостоятельной работы является то, что она решает не только учебные задачи, но и решает проблему саморазвития и самосовершенствования студента.К формам самостоятельной работы, предлагаемой студентам в традиционном обучении относятся: рефераты; конспектирование первоисточников, составление тезисов, плана обработанного материала; рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм и пр.; расчетные, графические, расчетнографические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельныеконтрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы, которые соответствуют специфике факультета. В связи с тенденциями компьютеризации всех сфер деятельности человека также сегодня еще добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программнопедагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет.В современном учебном процессе студент выступает не простым потребителем информации, а творческим соискателем знаний. При этом задача преподавателя состоит не только в передаче информации в готовом виде, но и в поощрении студента к самостоятельной познавательной деятельности, в формировании у него навыков самостоятельности при получении знаний .Новыеподходы к организации обучения, а именно использование дистанционных технологий требуют существенного переосмысления и корректировки традиционных форм, и перевод их в дистанционные формы.Дидактические возможности и условия использования информационнообразовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видео информации, способствующие лучшему усвоению материала .Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы студентов можно реализовать в дистанционном курсе, например, на основе модульной объектноориентированной динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему вуза. При этом следует начать с составления индивидуального учебного плана работы студента, который легко реализовать в электронном виде, разбив объем учебной материала на содержательные блоки по темам или по неделям. Наличие таких учебных планов, позволяет студентам, самостоятельно выполняя работу, выявлять способности организовывать, планировать, регулировать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку ее результатов и собственных действий. Все в комплексе позволяет осуществлять самоуправление своей деятельностью. Самостоятельно управляя своей учебной деятельностью, студент выступает как самоуправляемая система.Механизм самоуправления действует таким образом, что студент как субъект управления сам себя рассматривает в качестве объекта. Он регулирует свои учебные действия, организовывает деятельность, рефлексивно относится к собственным действиям.Но стоит заметить, что, независимо от вида самостоятельной работы, которую выполняют студенты, как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, определенная роль остается и за преподавателем, т. е.осуществляется при наличии учителя (тьютора). Преподаватель должен ознакомить студентов с целью выполнения самостоятельных работ, трудоемкостью, сроками выполнения, методикой выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества выполненной самостоятельной работы. Предварительно преподавателю необходимо осуществить мониторинг уровня подготовки студентов, их умений и навыков, желания и потребности работать самостоятельно в процессе обучения в вузе (в случае дистанционной организации такой работы, также исследовать уровень развития навыков работы с компьютером, умений пользоваться сетью Интернет для учебных целей).Изучение теоретического материала в дистанционном курсе можно представить в виде электронной книги с удобной системой навигации: гиперссылками на отдельные разделы или параграфы книги, на термины и их толкование в словаре, на биографические данные ученых, имена которых встречаются в тексте книги и т. д.Кроме того, теоретический материал возможно представить в виде яркой презентабельной Интернетстраницы или презентации с использованием звукового сопровождения, с демонстрацией учебных анимационных или видеоматериалов. Ведь современные психологопедагогические исследованиях теории восприятия и усвоения различных видов информации и сторон влияния информационных технологий на эффективность учебного процесса (Л.Выготский, А.Леонтьев, В.Безпалько, И.Якиманскаяи др.) открывают огромный дидактический потенциал мультимедийных технологий, показывают, что компьютер имеет возможности развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. При разработке такого теоретического материала, преподаватель может поставить перед студентами задачи, как и в традиционном обучении, написать реферат, законспектировать, составить тезисы или план обработанногоматериала, написать аннотацию или отзыв. При такой постановке задачи, необходимо проконтролировать её выполнение. В традиционном обучении преподаватель в таком случае лично встречается и общается со студентами, или проверяет наличие записей, конспектов. Вдистанционном обучении также достаточно возможностей для осуществления такого контроля. Это может быть требование: принять участие в форумеобсуждении, общаться в чате, или в условиях видеоконференции; прислать электронный вариант реферата, конспекта, тезисов, отзыва или аннотации на проверку учителю и др.Контроль результатов предполагает предоставление свободы субъекта учебной деятельности, которая обусловливается необходимостью вовремя представить результаты самостоятельной работы и, таким образом, отчитаться перед преподавателем. Такой контроль осуществляется в конце деятельности, когда сделанные студентом ошибки в ее процессе не исправлялись, а сам ход самостоятельной деятельности не корректировался. Это является недостатком такого контроля, хотя с другой стороны –существует материальный результат работы: ответ, реферат, конспект и т. д. Поэтому важно, чтобы во время обработки задания студент мог себя проверить и проконтролировать. В этом случае, дистанционные технологии имеют преимущество, ведь в структуру теоретического материала можно включить вопросы для самоконтроля, тесты для самоконтроля, которые работали в учебном режиме, т. е. давали бы возможность пройти тест еще раз, разобравшись и исправив свои ошибки, а также давали бы возможность учителю проследить за ходом выполнения задания студентами, проанализировать типичные ошибки, выявить пробелы в знаниях и т. п., и в конечном итоге объективно оценить результаты работы конкретного студента.После получения новых знаний, следующим шагом в обучении является формирование новых умений и навыков с использованием теоретического материала.В учебном процессе такая деятельность осуществляется на практических, семинарских, лабораторных занятиях, т.е. аудиторных занятиях. Дистанционные технологии также позволяют осуществить такие виды работы, но обычно в присущей им форме. В частности, это может быть урок, который студент должен пройти самостоятельно, с подсказками преподавателя, или даже без них. Это также может быть видеоурок в onlineрежиме, когда задействованы все участники курса и учитель, или запись урока, когда каждый участник собственноручно выбирает удобное для изучения материала время. Семинарское занятие может быть организовано в виде чата, семинара, вебинара, видеоконференции. При этом можно предоставить возможность участникам оценивать ответы и результаты работы друг друга. Также можно выбрать и асинхронную форму семинарского занятия в виде форума, где тематические сообщения и ответы не очень ограничены во времени.Для работы с использованием приобретенных знаний, умений и навыков очень часто преподаватели предлагают творческие задания, ведь они способствуют формированию умений использования знаний для решения соответствующих практических задач. К каждому творческому заданию преподавателю необходимо разработать нормативные требования, а для отдельных групп студентов, еще и учесть уровень творческой активности . При необходимости преподаватель должен провести консультацию по вопросам выполнения этих задач.Такая самостоятельная работа вызывает интерес, если заданиям присуща новизна, когда предлагается исследование с использованием новых методов исследования или измерения, она предполагает активную мыслительную или практическую деятельность, связанную с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, анализом результатов работы и написанием отчета.Таким образом, организация самостоятельной работы является эффективным средством активизации творческой самостоятельности студентов. Самостоятельность и активность студентов тесно связаны, поскольку самостоятельность –высшая форма активности, которая определяется характером и способом деятельности студентов. Основа самостоятельной работы студентов –сознательный подход студента к процессу обучения, то есть высшая степень мышления.На каждом этапе самостоятельной работы студентов необходимы четкий своевременный и эффективный контроль и проверка усвоения знаний, а также уровня сформированности умений и навыков, развития способностей. Контрольные мероприятия позволяют определить, насколько студенту удались попытки самостоятельно решать определенные учебные задачи.По завершению изучения содержательного модуля преподаватель должен осуществлять итоговый контроль и оценку результатов деятельности студентов. Это обычно проводится в форме:собеседования, проверки конспектов, защиты рефератов, проверки письменных индивидуальных заданий, коллоквиума, научнопрактической конференции, защиты проектов и презентаций, комплексного тестирования, контрольной работы и т. п.Эти формы работы актуальныкак в традиционном, так и в дистанционном обучении.Но исследования показывают, что осуществление контроля преподавателем не всегда решает проблемы оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов. Только контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку, обеспечивают эффективность самостоятельной работы.Необходимо, обратить внимание на то, что контроль, осуществляемый в дистанционном курсе, является более объективным и справедливым, потому, что тьютор (преподаватель, который общается со студентами в курсе) очень часто лично не знаком с пользователями учебных ресурсов курса. Для обеспечения глубокой мотивации к самостоятельной работе, необходимо включить в итоговую оценку по дисциплине модуль самостоятельной работы, при условии, что только положительная оценка по этому модулю будет необходимым условием допуска к семестровому контролю по данной дисциплине.Итак, самостоятельная работа студентов –это особая форма учебной деятельности, направленная на формирование самостоятельности студентов и усвоения ими совокупности знаний, умений, навыков, осуществляемых по условиям введения соответствующей системы организации всех видов учебных занятий. Она дает возможность приблизить учебную деятельность к будущей профессии через системы типовых заданий по специальности и по конкретной дисциплине, то есть реализовать профессионализацию обучения.Проанализировав возможности осуществления организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений в форме дистанционного курса, можно сделать выводы, что такая форма самостоятельной работы способствует более углубленному изучению студентами теоретического материала учебной дисциплины, формирует умение поиска оптимальных вариантов ответа, решений, навыки научного исследования; развивает навыки работы с электронными учебниками, первоисточниками, формирует умение пользоваться современными средствами получения информации; позволяет студентам осуществлять самоконтроль на каждом шаге изучения материала, получать консультацию преподавателя, или услышать мнение другого участника курса. Преподавателям это позволяет осуществлять систематический контроль за ходом выполнения студентами графика самостоятельной работы, осуществлять анализ допущенных ошибок, выполненных работ и давать им предварительную и итоговую оценку, видеть и объективно оценивать активность и результативность студентов в курсе.

Ссылки на источники1.Клочек Л.В. Психологічні аспекти організації самостійної роботи студентів // Самостійна робота студентів та її інформаційнометодичне забезпечення: проблеми, досвід, методика: Методичний вісник. –Випуск 2. –Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2009. –С. 18–26.2.СтепкоМ.Ф., БолюбашЯ.Я., ЛевківськийК.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес // Освіта України. –2004. –10 серпня. –С. 60–61. 3.ПолатЕ.С., БухаркинаМ.Ю., Моисеева М.В.Теория и практика дистанционного обучения. –М.: Академия, 2004. –416 с.4.Клочек Л.В.Указ. соч.5.Биков В.Ю., Кухаренко В.М., Сиротенко Н.Г., Рибалко О.В., Богачков Ю.М. Технологія створення дистанційного курсу. –К.: Міленіум, 2008. –324 с.

Botuzova Yulia,PhD Student, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University, [email protected] of independent students’ work with the use of the distance education technologiesAnnotation. The author carries out the analysis of problems, connected with the organization ofindependentstudents’ work with the use of distance education. The author views the different forms of independent work and possibility of their realization in the distance course on the base Moodle.Keywords: independent work, learning, distance education, Moodle.

Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся, которая освещается в литературе. В статье проведен анализ основных материалов, касающихся этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

Выполнил учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №447 Курортного р-на СПб

Корогодина Е.А.

Проблемы самостоятельной работы учащихся поднимаются в педагогической литературе достаточно давно. Из истории педагогики известно, что уже древнегреческие ученые занимались этой проблемой (Сократ, Платон, Аристотель). Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Их исследования получают свое дальнейшее развитие в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. В трудах Я.А. Коменского впервые были разработаны организационно-практических вопросы вовлечения школьников в самостоятельную деятельность.

На уровне научных исследований эта тема в отечественной науке начинает активно разрабатываться в советский период.

Основой для исследований послужила общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Ее исходной идеей является то, что формирование всех основных психических процессов и функций личности происходит в деятельности и посредством деятельности . Поэтому процесс обучения также следует рассматривать как организацию процесса познавательной деятельности школьников, важнейшим условием эффективности которого является развитие способности учеников к самостоятельной деятельности.

Советскими учеными были разработаны вопросы о сущности самостоятельной деятельности, ее виды, структура, описание, условия организации.

Ученый-дидакт П.И. Пидкасистый выделил несколько направлений изучения проблем самостоятельной работы в психолого-педагогических исследованиях. Одно направление – разрабатывает общие подходы к проблеме. Эти исследования были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. В частности, Б.П. Есипов (60-е гг. ХХ в.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. Ученый отмечал, что роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование способности к творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией .

Другое направление связано с исследованиями видов самостоятельной работы и способов ее организации. В рамках этого направления ставится и в значительной степени решается проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании .

Термин «самостоятельная работа» по-разному трактовался и трактуется в психолого-педагогической литературе. Наиболее распространенной является трактовка понятия «самостоятельности» как характеристики деятельности ученика, данная В.Н. Орловым: «Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи» .

Представляется, что в данном исследовании наиболее приемлемы подходы к понятию самостоятельной работы школьников А.И. Зимней, так как они позволяют лучше проследить проблему организации самостоятельной работы средствами УМК.

По определению ученого самостоятельная работа является целенаправленной, внутренне мотивированной, структурированной самим учеником видом деятельности. Её «выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» .

В данном подходе принимаются во внимание единство следующих составляющих самостоятельной деятельности: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Под самой «самостоятельной деятельностью» понимается субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность. Ее компоненты – цель, ведущая потребность, мотивация и способы реализации личностно обусловлены.

Под «самоактивацией» понимается внутренняя мотивация деятельности.

Под «самоорганизацией» – понимается свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Необходимым компонентом деятельности, без которого невозможна эффективность самостоятельной работы, автор считает также «самоконтроль».

А.И. Зимняя акцентирует внимание на том, что самостоятельная работа связана с процессом обучения и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности в школе. А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке . Это мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Аналогичным образом подходит к пониманию сущности самостоятельной работы П.И. Пидкасистый. Ученый пишет: «Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» .

Следовательно, эффективность решения задач, формирование способности учеников к самостоятельной работе во многом определяется качеством организации управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников. И важное место в этом процессе отводится такому методическому обеспечению деятельности учителя и учеников, которое позволит максимально развивать способность школьников работать самостоятельно.

В методической литературе проблема самостоятельной работы учащихся в обучении истории рассматривается в общих трудах и отдельных публикациях.

Первым ученым, начавшим специальные исследования в области самостоятельной работы учащихся в обучении истории, был Н.Г. Дайри. Он же первым ввел понятие проблемного обучения. Автор ставил задачей своего исследования разработку «целесообразных форм и содержания самостоятельной работы, которые повышают активность познавательных процессов и эффективности обучения» . Ученый трактовал самостоятельность в широком смысле слова – как свойства характера, мышления, побуждения, человека в целом» .

Н.Г. Дайри исходил из того, что сущность самостоятельной работы определяется не структурой урока, а характером заданий, выполняемых учащимися. При этом наиболее ценными являются те из них, которые ставятся самими учащимися» .

Н.Г. Дайри, в первую очередь, рассматривал самостоятельную деятельность в широком смысле, как самостоятельность мышления школьников в решении задач. Путь развития мыслительной самостоятельности он видел в проблемном уровне обучения. Эти идеи продолжил развивать И.Я Лернер, который дал классификацию методов по этапам мыслительной деятельности учащихся: объяснительно - иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод .

Проблемы самостоятельной работы в процессе уроков нашли свое отражения в общих трудах, например в учебном пособии «Методика преподавания истории в средней школе» . Его авторы указывают на возможность организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении во время работы с текстом учебника, историческим или государственным документом, наглядными пособиями, материалами периодической печати и т.д. Они отмечают, что благодаря такой организации обучения у учащихся формируются и закрепляются умения анализировать и выделять главное, обобщать и сравнивать, делать вывод, вырабатываются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников .

Проблемы самостоятельной работы также рассматривались в пособии «Методика преподавания истории в школе». Автор ставит там проблему управления самостоятельной работой учеников на уроках путем постановки соответствующих заданий школьникам , а также ставит задачи введения в методический аппарат учебника вопросов и заданий, которые были бы направлены на самостоятельную мыслительную деятельность учащихся .

Студеникин М.Т. предложил следующее понятие самостоятельности: «деятельность, имеющая цель, конкретное задание, с четким определением формы выражения и проверкой результата, обязательную для выполнения каждым учеником, получившим задание». Самостоятельная работа, по словам, автора возможно только в случае коллективной организации труда, необходимо вводить дифференциацию обучения. «Это – группировка учащихся на основании таких сходных индивидуальных особенностей, как способности, интересы и т.д.» . Здесь также не обойтись без учета уже имеющихся умений у учащихся, без учета их исторических знаний, познавательных возможностей.

В последнее десятилетие в методической литературе стали рассматриваться проблемы использования деятельностного подхода в историческом образовании Н.Н. Лазукова дает краткое определение деятельностному подходу в исследуемой области. Автор отмечает, что «деятельностный подход предполагает такую организацию обучения, при которой ученик осваивает учебное содержание в процессе своей непосредственной работы с различными источниками знаний о прошлом» .

Переход на эту модель обучения предполагает принципиальные изменения в отборе предметного содержания; в планировании учебного процесса; в формах и методах обучения; в средствах обучения; в способах оценки достижений учащихся» . Ставится задача создания методического сопровождения деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

При изучении методической литературы мы выяснили, какие вопросы по вопросу организации самостоятельной деятельности учащихся могут служить основой данного исследования:

Разработка форм и содержания самостоятельной работы для повышения активности познавательного процесса и эффективности обучения. Достигается это путем разработки определенных вопросов и заданий;

Для организации эффективной самостоятельной деятельности учащихся необходимо организовывать работу с текстом учебника, историческими и государственными документами, наглядными пособиями;

Для правильной организации самостоятельной работы необходимо ставить перед учащимися вопросы и задания, которые будут помогать управлять самостоятельной деятельностью;

Для развития самостоятельной деятельности учащихся необходимо привлекать художественное творчество, исследовательскую работу учащихся;

Понятие деятельностного подхода – это освоение учебного содержания в процессе работы учащихся с источниками.

Параллельно с разработкой общих подходов к проблеме организации самостоятельной деятельности учащихся разрабатывался вопрос о типах уроков и видах их деятельности. Ниже приводится классификация уроков по видам деятельности:

Лабораторный урок – это тип занятия, который предполагает освоение учащимися определенной учебной темы в процессе самостоятельной практической (исследовательской) работы с историческими источниками.

Лабораторный урок преследует в качестве главной цели развитие способности учащихся к самостоятельной работе с различного вида источниками исторических знаний. Данный тип урока содержит существенный потенциал для расширения знаний об источниках исторической информации и о способах работы с ними, для развития умений анализа исторических источников, их критики, оценки, а также извлечения и обработки информации, ее систематизации, обобщения, фиксации и воспроизведения.

В современной практике сложились многообразные виды лабораторных уроков. Данный урок может различаться по степени дифференциации самостоятельной работы (работа всего класса, по группам, парам, индивидуально), по видам источников для организации познавательной деятельности (текстовые первичные и вторичные источники знаний, изобразительные источники - видео (кино)- фото-, фоно - материалы, включая банки данных сети Интернет и т.д.).

Школьный лабораторный урок предполагает не столько применение в ходе занятия готовых способов учебной работы с источниками, сколько процесс поэтапного освоения умений работы с ними. Поэтому целесообразно говорить о создании учителем системы уроков, позволяющих постепенно осваивать необходимые способы работы с историческими источниками.

Проведению лабораторных уроков, полностью основанного на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, должны предшествовать занятия, на которых ученики осваивают общие способы работы с историческими источниками, специфику приобретения информации из разных видов источников и т.д.

Лабораторный урок эффективен при следующих условиях:

Изучаемый материал должен быть доступен для самостоятельного освоения школьниками;

Источники информации должны быть адаптированы для работы учеников как по объему (их можно изучить в рамках одного урока), так и по сложности содержания;

У учеников должны быть сформированы необходимые умения работы с источниками;

Урок должен быть обеспечен необходимыми средствами обучения (наличие раздаточного материала рабочих тетрадей, хрестоматий, памяток и т.д.);

Учитель управляет процессом самостоятельной деятельности школьников, корректирует усвоение достоверной информации и способы работы учеников, организует выделение опорных знаний изученной темы, их закрепление, обсуждает с учащимися результаты работы, подводит их к формулировке новых знаний о способах работы с источниками.

Семинар - это тип урока истории, который предполагает освоение заданной темы учащимися, на основе предварительного индивидуального ее изучения, как правило, с привлечением дополнительных источников информации, с последующим изложением и обсуждением на уроке результатов самостоятельной работы.

В отличие от урока конференции к семинару каждый ученик самостоятельно изучает все вопросы заданной темы и определяет свое отношение к ним.

Семинарский тип урока содержит существенный потенциал для углубленного изучения истории, для реализации индивидуальных способностей учащихся по ее самостоятельному освоению. Семинар может стимулировать познавательный интерес к чтению дополнительной исторической литературы, становление собственной позиции учеников по рассматриваемым вопросам. Семинар является эффективным средством для диагностики учителем и самими учащимися готовности к самостоятельной деятельности по изучению прошлого.

Семинар может проводиться для освоения нового материала, а может быть посвящен обобщению материалов уже изученного раздела. Эффективны семинары, которые строятся на интегративной основе с курсами обществознания, географии, литературы и т.д.

Семинар одна из самых сложных форм проведения урока, предполагает наибольшую степень готовности учащихся к самостоятельному познанию истории в процессе учебной деятельности. Семинар может проводиться эффективно при следующих условиях.

Тема урока должна вызывать интерес у школьников и быть возможной для самостоятельного освоения каждым учеником. Первые семинарские занятия рекомендуется проводить по темам, которые требуют преимущественно воспроизведения самостоятельно освоенного учебного содержания. В дальнейшем можно вводить темы проблемного содержания, предполагающие способность учеников к критическому восприятию альтернативных оценок прошлого.

У учеников должен быть определенный объем знаний, позволяющий им ориентироваться в проблемах семинарского занятия.

У учеников должны быть сформированы как минимум умения анализа, сравнения, систематизации обобщения нескольких источников и аудиторного изложения их содержания, рецензирования ответов одноклассников. Наиболее эффективно проведение с., когда у учеников уже имеется многократный опыт коллективной и групповой работы с источниками, на лабораторных уроках.

Источники информации к семинару должны быть легко доступными в приобретении, по сложности содержащейся в них информации -соответствовать познавательным возможностям учеников, по своему объему они не должны приводить к перегрузке школьников. В семинарских занятиях могут быть задействованы справочная литература, первоисточники (включая периодическую печать) научная и научно-популярная литература (в том числе, по краеведению), материалы музеев, результаты самостоятельных (в том числе социологических) исследований школьников.

Конференция - это тип урока истории и форма внеклассной работы. Конференция как тип урока истории, предполагает изучение программной темы школьного курса в процессе прослушивания ученических докладов с их обсуждением. В основе выступлений на конференции могут лежать ученические сообщения по результатам реферативных исследований учащихся. В отличие от урока семинара, требует только от учащихся-докладчиков индивидуального углубленного самостоятельного исследования достаточно узкой проблемы, изучаемой в школьном курсе, при этом обязательно на основе дополнительных исторических источников.

Главная цель конференции - способствовать развитию интереса учащихся к самостоятельным научным исследованиям, расширить исторический кругозор школьников по изучаемой теме, обеспечить реализацию индивидуального творческого исследовательского потенциала учащихся в обучении истории.

Тема конференции должна быть интересной для добровольного участия в ней учеников, доступной, как для подготовки докладов силами учащихся, так и для освоения содержания урока остальными школьниками на основе восприятия выступлений одноклассников.

Подготовка к уроку конференции предполагает:

Заблаговременное (не менее чем за месяц) определение его темы, распределение докладов;

Промежуточный контроль за подготовкой докладов, консультации для докладчиков;

Подготовку рецензентов докладчиков (оппонентов, содокладчиков), группы разработчиков проблемных вопросов докладчикам, группы оформителей;

Разработку познавательных заданий для слушателей докладов.

В процессе конференции учитель делает вступление, ставит познавательные задания классу, управляет процессом выступлений докладчиков и их обсуждением, организует деятельность класса по фиксации основного материала конференции, по закреплению опорных знаний урока, по подведению итогов конференции.

Также присутствуют игровые технологии для развития самостоятельности учащихся – источниковедческие игры:

Способ организации учебного процесса при помощи создания условных ситуаций, в рамках которых ученики приобретают опыт познавательной деятельности по изучению исторических источников.

Данный вид игр преследует цели стимуляции интереса и ценностного отношения учащихся к самому процессу изучения прошлого на основе письменных исторических источников, формирований умений их критического анализа.

Игра «Подготовка к экспедиции в прошлое» предназначена для учащихся5-6 классов. Она преследует цель развития умений работать с вещественными источниками. Условия игры: учащимся разбившемся на группы, предлагается принять участие в отборочном конкурсе команд для путешествия на машине времени в прошлое. Они должны так подготовиться к путешествию, чтобы оказавшись в прошлом, местные жители не могли их отличить от своих современников. Задается время и место, куда планируется путешествие. Выигрывает та команда, которая лучше всех предусмотрела все необходимое, чтобы вписаться в жизнь людей прошлого.

Игра «Архивариус» преследует цель развития умений по тексту атрибутировать источник. Ее рекомендуется проводить, начиная с7-9 классов, когда у учеников умений будут сформированы умения определять вид источника и время его создания. Условия игры в архиве переезде « выпали» из папок документы без даты и имени автора. Пустые папки с указанием авторов и названий документов стоят, расположенные по видам источника и времени их создания. Ученикам необходимо по группам помочь разложить документы по папкам. Группа, которая лучше всех и быстрее других справится с заданием, получает приз Архивариуса.

Ученикам даются тексты (двух или более) источников и предлагается определить их вид (мемуары, правительственные документы, законы, художественная литература, репортажи и т.д.), при верном определении вида источника количество папок, которые могут подойти ученикам сокращается. Далее школьникам предлагается выбрать папки, относящиеся к предполагаемому времени создания текста. При верном определении времени источника, ученикам остается всего несколько папок, одна из которых непременно относится к их тексту. Документы, предлагаемые ученикам, должны быть близки по виду, иметь ключевые слова, которые позволят школьникам выполнить все задания (например, фрагменты программ декабристов, петрашевцев, народовольцев).

Игра «Вотум доверия к источнику» она может проводиться в соревновательной форме по группам. Преследует цель закрепления умений осуществлять внутреннюю критику источника. Ученикам даются тексты источников.

В 5-6 классах – это текст с ошибками, в 7-8 классах это могут быть взаимоисключающие тексты, один из которых верен (например, один из них содержит мифологические факты).

В старших классах это могут быть два текста, в которых чередуются верные и ошибочные сведения.

Тексты могут быть подлинными историческими документами или составленными учителем.

Игра «Исторический комментарий» преследует цель отработки умений актуализации исторических знаний, анализа художественных произведений исторического жанра. Ученики в соревновательной форме дают исторический комментарий к художественной литературе или к произведению изобразительного искусства исторического жанра.

Для работы учащимся предлагают источники, которые содержат известную ученикам (или приобретаемую в процессе игры) информацию. Эта информация может подтверждаться достоверными источниками, либо произведения исторического жанра основываются на версионных, мифологических фактах или придуманных автором произведения.

При создании комментария к произведению исторического жанра ученики должны воссоздать его сюжет, определить сущность трактовки исторических фактов автором, оценить историческую достоверность того, что изображено на картине.

Игра «Круглый стол историков» преследует цель закрепления умений анализа альтернативных подходов к изучению исторического материала Она предназначена для старшеклассников. Ученики излагают альтернативные позиции ученых по дискуссионным проблемам истории, воспроизводят их основные идеи и аргументы, а также свои доводы в защиту предпочитаемых авторов. Экспериментальные исследования показывают, что при обучении истории на базовом уровне ученики самостоятельно могут рассматривать альтернативные версии и оценки конкретных исторических фактов, оценки исторических деятелей, но затрудняются при самостоятельном анализе альтернативных оценок исторических процессов, теорий.

В методической литературе разрабатывался вопрос о самих видах самостоятельной деятельности учеников, таких как художественное творчество (рисунки, стихи по истории и т.д.) и исследовательской работы, которая находила отражение в сообщениях, докладах, рефератах и т.д.

В литературе определены виды самостоятельной работы и изложены требования к их организации. Информацию об этих видах самостоятельной работы мы можем почерпнуть в словаре-справочнике «Теория и практика обучения истории» под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.

Сообщение - это устное краткое выступление ученика, подготовленное самостоятельно по заданной (или избранной учеником) теме, связанной с содержанием урока. Сообщение является наиболее простым видом индивидуальной самостоятельной работы, которое может использоваться уже в основной школе. Сообщение предполагает изложение исторических сведений из дополнительных исторических источников. Оно способствует формированию у выступающего ученика умений самостоятельно извлекать сведения из исторических источников, по заданной теме, группировать отобранный материал в определенной последовательности и излагать его перед аудиторией. У учеников слушателей сообщения формируются умения восприятия исторической информации, излагаемой одноклассником.

Тема сообщения должна быть посильной для самостоятельного освоения учениками

Доклад – это развернутое выступление ученика перед слушателями по определенному вопросу, изученному самостоятельно, по широкому кругу дополнительных источников, с собственными суждениями и выводами. Используется в основном в старших классах школы. Тема доклада должна соответствовать содержанию занятия, раскрывать или углублять изучаемый материал в оптимальных размерах, не перегружая объем урока второстепенными сведениями. Она должна быть посильна для самостоятельной разработки учеником-докладчиком и для усвоения остальными учениками при предъявлении ее содержания в форме доклада одноклассника. Тема доклада должна соответствовать индивидуальным познавательным интересам ученика в области истории или стимулировать их развитие. Доклад должен базироваться на доступных школьнику исторических источниках. Тематика докладов перспективно планируется учителем и предлагается ученикам заблаговременно перед изучением всего курса истории или перед изучением его разделов.

Реферат вид индивидуальной самостоятельной работы учащихся, предполагающий письменное последовательное раскрытие определенной исторической темы на основе содержания исторических источников.

Реферирование – сложный по свой структуре вид учебной деятельности. Оно включает в себя умения: планировать и самостоятельно организовывать свою исследовательскую деятельность; осуществлять поиск необходимой литературы; анализировать исторические источники, оценивать их информационную значимость; отбирать, систематизировать и обобщать материал по теме; письменно излагать тему в соответствии с логикой и стелем, принятыми в историческом познании, с отсылками к источникам исторической информации; высказывать свои суждения об интерпретациях и оценке исторических фактов учеными; осуществлять самоанализ результатов реферирования.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер .

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу о проблемах самостоятельной работы учащихся в школе, можно сделать следующие выводы.

В психолого-педагогической литературе ученые пытались выявить сущность, цели и задачи, предмет самостоятельной работы учащихся.

Одной из главнейших проблем в психолого-педагогической литературе ученые называют проблему соотношения педагогического руководства и самостоятельной деятельности школьника.

В методической литературе ученые также пытались выявить сущность самостоятельной деятельности.

Основной проблемой в методической литературе является правильная постановка заданий и вопросов; для самостоятельной деятельности учащихся необходима их постоянная работа с текстом учебника, текстом документов, наглядными пособиями.

В методической литературе также говорится об использовании деятельностного подхода, то есть непосредственной работы школьников с различными источниками.

Исходя из вышеперечисленного, необходимо изменять отбор предметного содержания уроков, формы и методы обучения, средства обучения.

Список используемой литературы:

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках – М.: Учпедгиз, 1961

Теория и практика обучения истории / Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой -М.: Высшая школа, 2007, С. 150-315.


Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». В основном встречаются три значения этого понятия:

  • - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
  • - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;
  • - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. В этом же значении рассматриваемое понятие использовал М.С. Кашкин, который в конце 50-х годов выдвинул проблему самостоятельной работы в центр внимания педагогической общественности .

Для второго значения понятия «самостоятельный» важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, причем неважно, осуществляется учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. Самостоятельная подготовка считается возможной и необходимой даже при слушании лекций. Такая трактовка особенно характерна для методики преподавания истории.

В третьем значении самостоятельности как незначительности регламентации или ее отсутствии выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая деятельность, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, находя цели и средства деятельности самостоятельно.

В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы используется ряд терминов, подчеркивающих различные аспекты самостоятельной работы. В Германии используется выражение «косвенное (опосредованное) обучение», что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством учителя. В педагогической литературе Австрии и Швейцарии применяется термин «тихая работа», который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин «индивидуальная работа». В США введен термин «независимое обучение», при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.

Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести определения, которые даются в отечественной педагогической литературе.

В учебном пособии «Педагогика и психология высшей школы» самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия .

Автор В.М. Рогинский в своей работе «Азбука педагогического труда» характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата .

В учебнике Т.А. Ильиной «Педагогика» самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний .

По мнению А.Г. Казаковой , основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:

  • - наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
  • - проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
  • - проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;
  • - владение навыками самостоятельной работы;
  • - осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.

Основной смысл дидактических целей, считает И.В. Горлинский , состоит в том, чтобы:

  • 1) научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
  • 2) способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
  • 3) повысить ответственность, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;
  • 4) формировать у слушателей профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по курсам и учебным дисциплинам.

По частно-дидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ :

  • - формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания - работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
  • - формирование знаний - копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т.д.
  • - создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Бессонова Ю.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Орловский филиал

Основные проблемы организации самостоятельной работы студентов-заочников и возможности их решения

Заочное обучение – одна из форм организации учебного процесса, предназначенная для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Такое обучение предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом.
Специфика заочного обучения изначально предполагала возможность для студентов получить высококачественное высшее образование. Для этого при обучении без отрыва от производства использовался метод избирательного, углубленного изучения основных учебных дисциплин, связанных с их будущей практической деятельностью. Заочное обучение первоначально вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать обычные учебные заведения. В последние годы в связи с все усиливающимися социальными, экономическими и политическими проблемами в российском обществе, с одной стороны, а с другой, в связи со стремлением молодых и среднего возраста людей к материальной независимости, заочное получение высшего профессионального образования стало рассматриваться самим студентом-заочником как достижение некоего социального и личностного статуса, показатель профессионализма, конкурентноспособности, самостоятельности, возможности карьерного роста.
Однако наличие диплома о высшем профессиональном образовании по заочной форме обучения - далеко не всегда свидетельство состоятельности выпускника вуза. Такая форма обучения, несмотря на наличие многих привлекательных черт (достаточной дешевизны, возможности постоянного заработка, периодического обучения, учебной подготовки в удобном для студента режиме и пр.), обладает рядом проблемных черт, безусловно, влияющих на ухудшение его качества.
Остановимся на наиболее значимых проблемах заочного обучения на примере специальностей "Технолог СКД. Преподаватель" и "Руководитель этнокультурного центра, преподаватель". Думается, что к ним можно отнести следующие:
Слабая посещаемость аудиторных занятий. Занятость студентов-заочников по основной работе, порой нежелание или непонимание работодателя их проблем, связанных с обучением, подготовкой письменных работ, обязательным присутствием на лекционных и семинарских занятиях (работодатель не отпускает на сессию), приводят к их пропуску, неподготовкам и вследствие этого несдаче экзаменов и зачетов.
Слабая подготовленность студентов-заочников к аудиторным сессионным занятиям (семинарам и практикумам). Эта проблема, на наш взгляд, коррелирует с проблемой обеспеченности учебного процесса методическими средствами обучения (учебной, учебно-методической литературой, пакетом заданий для самостоятельной подготовки т.д.).
Слабая обеспеченность учебной литературой (о чем было сказано ранее), особенно по дисциплинам блока СД.
Отсутствие целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период со стороны самого студента-заочника. Профессиональная деятельность студента по основному месту работы зачастую затрудняет или препятствует планированию и осуществлению самостоятельной учебной работы, подготовке к зачетам и экзаменам.
Отсутствие целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры.

Отметим возможности решения обозначенных проблем в вузе.
Так, слабая посещаемость студентов, обусловленная объективной невозможностью попасть на занятия и связанная впоследствии с этим неподготовленность может быть решена путем внедрения специализированными подразделениями вуза в учебный процесс интернет-технологий. Думается, можно предложить следующее:
Предоставление возможности студентам-заочникам общения с преподавателем в режимах видеоконференций (их график должен заранее быть спланирован и сообщен);
Организация на сайте вуза раздела "Заочное обучение", где возможно разместить странички преподавателей, читающих курсы на заочном отделении с предоставлением возможности общения по принципу "вопрос-ответ" в режиме чата и т.д.
Организация промежуточных контрольных форм аттестации по предметам студентов-заочников в режимах он-лайн и оф-лайн в тестовой или иной форме.
Проблемы слабой подготовленности студентов и слабой обеспеченности учебного процесса методическими средствами возможно решить путем разработки по читаемым курсам полных учебно-методических комплексов и их наличия в библиотеке вуза, на кафедрах, распространения среди студентов. Для полной ориентации студентов в объеме учебного предмета, его глубине, сложности и т.д., думается, такие комплексы дисциплин должны включать в себя следующие структурные элементы:
Методические указания по изучению курса
Лекции по курсу;
Практикум;
Задания для самостоятельной подготовки во внесессионный период;
Учебно-методическое пособие, содержащее материалы для работы в период сессии;
Тестовые материалы и ключи к ним;
Контрольные работы и их нормы оценки;
Список вопросов к экзамену или зачету;
Список тем курсовых работ;
Список литературы к курсу;
Электронные материалы (лекции, учебники, презентации).

Проблема отсутствия целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период студентов-заочников может быть решена путем разработки четких методических рекомендаций по подготовке учебного материала, в которых должно быть прописано следующее:
разработан график ежедневных занятий (в нем указывается очередность дисциплин, количество недель, отводимое на их изучение, и часов по каждой из них);
2) определена возможность одновременно изучать не более 2-3 дисциплин, при этом необходимо придерживаться типового учебного графика, разработанного деканатом, представления контрольных и курсовых работ.
Контроль за выполнением индивидуальных графиков осуществляется методистами деканата по журналу регистрации контрольных и курсовых работ;
3) рекомендовано по каждой дисциплине ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями, изучить материал по учебникам и учебным пособиям, составить конспект изучаемой литературы, проверить свои знания по вопросам для самопроверки, необходимо также пользоваться дополнительной литературой;
4) определена возможность оказания помощи студентам в выполнении учебного плана и программ; с этой целью кафедры вуза должны проводить групповые консультации, расписание которых своевременно доводятся до сведения каждого студента через деканат посредством обычной или электронной почты и других телекоммуникационных средств. Для этой цели возможно один раз в месяц организовывать "День заочника" (возможно, по субботам). При проведении консультаций преподаватели должны рассказывать о типичных ошибках, которые допускают студенты при решении некоторых задач, разъяснять все вопросы, вызвавшие затруднения из-за сложности материала, методических недостатков учебника или слабого усвоения предшествующего материала.
Для решения проблемы отсутствия целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры, думается, также необходимо разработать ряд рекомендаций, в которых были бы прописаны следующие положения:
1. Проведение квалифицированного инструктажа, который бы включал конкретное определение объема выполнения работы и ориентировка студентов на ее выполнение;
2. Выдача студентам графика выполнения заданий;
3. Создание условий для успешной работы студентов (наличие необходимой литературы в библиотеке, дежурство консультантов - преподавателей и лаборантов).
Вероятно, что вышеперечисленные проблемы свойственны всему заочному обучению в целом вузов разной направленности, в том числе вузу искусств и культуры и его названным специальностям. К специфическим же его проблемам можно было бы отнести непрозрачность технологических и педагогических практик студентов, невозможность объективно контролировать их ход вследствие разобщенности баз практик, их большой удаленности от вуза. В этом смысле в качестве одного из вариантов решения проблемы можно было бы предложить предоставление в отчете (как его обязательной части) видеоматериалов практик, их дальнейший разбор и анализ с руководителем практики от вуза.
Безусловно, от того насколько ясны были цели и задачи для студента, насколько верно спланирована самостоятельная работа в период сессии и особенно во внесессионный период, насколько она грамотно управлялась преподавателем и администрацией вуза и кафедры, зависит качество подготовки студента-заочника и эффективность учебного процесса в целом.

Поделиться: