Как покрыть крышу железом. Установка кровли из стальных листов

Принимая решение построить собственное жилище, хозяину будущего дома придется принять немало непростых решений – от размеров дома и его архитектурных особенностей, до внутренней планировки и дизайна. Долговечность строению может обеспечить надежная и качественная крыша, для перекрытия которой довольно часто используются листы металлопрофиля. В данном материале мы расскажем о том, как правильно стыковать профнастил на крышу, и какие еще работы потребуется выполнить, чтобы получить качественное и долговечное покрытие.

Предварительная подготовка

Перед тем, как стыковать профнастил на крыше, необходимо позаботиться о сооружении надежной системы стропильных элементов, которые смогут выдержать массу кровельного материала. Стропила и рейки обрешетки должны быть расположены так, чтобы на них приходились швы между отдельными элементами кровельного покрытия. Важно также грамотно подобрать разновидность самого металлопрофиля, поскольку от этого зависит количество расходов и эффективность будущего покрытия.

На выбор типа профнастила в большой степени влияет регион расположения дома и погодные условия. Если ожидаются существенные снеговые нагрузки, то необходим несущий тип материала с высотой швов в 2 см. При этом стыковка профлиста выполняется в волну. В регионах со снежным климатом необходимо также придавать кровле уклон не менее 20º, иначе, стыки профнастила на крыше будут непрочными, а материала потребуется намного больше.

Так как стыковать металлопрофиль необходимо с нахлестом с обеих сторон, величину таких напусков стоит учесть при расчете количества материала, чтобы его хватило для перекрытия кровли. При этом дополнительный расход металлопрофиля потребуется и для организации кровельных свесов. Так что к расчетам следует подойти очень внимательно и взвешенно.


Ширина волны кровельного покрытия в зависимости от его разновидности может существенно изменяться. Однако общее правило соединения профнастила гласит, что соседние листы стыкуются методом нахлеста на последней волне.

В горизонтальной плоскости ширина нахлеста будет зависеть от величины уклона:

  • на крышах с уклоном в пределах 15º стыковка профнастила выполняется с перекрытием до 20 см, без учета стыков;
  • если угол наклона крыши составляет до 30º, то укладку листов можно делать с нахлестом в 15 см и расстоянием на стыковку;
  • конструкции с уклоном более 30º можно перекрывать профнастилом, делая нахлест элементов в пределах 10 см.

Обратите внимание, что перед тем как стыковать профнастил, необходимо определиться с величиной уклона и размерами свесов кровли, исходя из выбранного типа материала. По мере увеличения высоты волны должна возрастать и крутизна скатов, чтобы под покрытием не скапливалась лишняя влага. Это значит, что, прежде всего, следует выбрать разновидность материала, и только после этого проводить расчеты.

Укладка гидроизоляции на крышу

Чтобы стропильный каркас крыши и чердачное помещение было надежно защищено от влаги и прослужило достаточно долго, нужно уложить изоляционный слой. И сделать это нужно до того, как стыковать профлист. Зачастую для этого используется специальная мембрана, которая крепится под обрешетку к стропильным ногам. Дополнительно слоем изоляционной пленки необходимо покрыть нижнюю часть каркаса. Тогда область конька будет надежно защищена.

Обратите внимание, что крепление обрешетки необходимо выполнять с шагом, чтобы размещение реек совпадало с местами стыковки профлиста между собой. Сплошная обрешетка может потребоваться в тех случаях, когда используется слишком тонкий лист профнастила, который не может самостоятельно удерживать форму, не говоря уже о воздействии атмосферных осадков.


Как правило, шаг между планками обрешетки для крепления популярных разновидностей профлиста делается в пределах 50-100 см. Поскольку любые деревянные конструкции подвержены гниению и плесени, их нужно в обязательном порядке обработать антисептической пропиткой, чтобы максимально продлить срок эксплуатации.

Монтаж кровельного покрытия

Укладку кровельного покрытия всегда начинают снизу вверх, причем обязательно оставляют определенное расстояние для свеса крыши. Так как стыкуется профнастил методом крепления к рейкам обрешетки, для его монтажа требуется набор специальных саморезов, у которых шляпки окрашены в тот же цвет, что и кровельное покрытие. Как правило, такие крепления поставляются вместе кровельным материалом. Одной из особенностей является наличие на саморезах специальной резиновой шайбы. Она позволяет надежно загерметизировать отверстия и предотвратить попадание влаги под кровельный материал. Обычно для фиксации одного квадратного метра профлиста требуется порядка 7-10 шурупов.


По окончании работ по укладке настила из металлопрофиля, необходимо позаботиться о ветровой защите фронтонов. Ветровые планки можно сделать из аналогичного материала. Таким образом можно предотвратить накапливание влаги и застаивание воздуха на чердаке под кровлей. Обустройство конька выполняется в самую последнюю очередь.

Техника безопасности

Даже отлично зная, как правильно стыковать профнастил, не стоит забывать об элементарных правилах безопасности, которые позволят не только сберечь ваше здоровье, но и сохранить в целости кровельный материал.

Переместить листы металлопрофиля на крышу намного проще, если предварительно установить направляющие из досок, по которым его можно будет затащить наверх. Кроме того, при транспортировке до места строительства важно надежно закрепить материал, чтобы он не болтался и не деформировался. Во время погрузочных и разгрузочных работ с листами металлопрофиля следует использовать защитные перчатки, чтобы не повредить руки, а также не испортить полимерный слой материала.


Обратите внимание, что самостоятельно выполнить подъем профлиста на высоту у вас не получится. Такую работу нужно выполнять как минимум втроем. Чтобы не повредить и не поцарапать полимерный слой на свежеуложенном профнастиле, ходить по нему можно исключительно в мягкой обуви. Так как соединить профнастил между собой, не поцарапав его при этом, не всегда возможно, любые изъяны и повреждения нужно будет обработать полимерным составом, чтобы металл не начал ржаветь.

Особенности укладки профнастила - как стыковать листы между собой

Методика, как правильно стыковать профлист, предполагает, что саморезы должны быть расположены в тех местах, где волна плотно прилегает к обрешетке. Эта методика кардинально отличается от укладки обычного шифера. Так, фиксировать металлопрофиль следует в каждой второй волне, а стартовый лист профнастила прикрепляют к обрешетке в каждом углублении. Такой подход связан с тем, что нижняя часть крыши будет испытывать максимальную ветровую и снеговую нагрузку. Вертикальные швы должны располагаться не реже, чем через каждые 50 см, иначе, эффективность кровельного покрытия будет весьма сомнительной.

В целом, на количество швов между листами металлопрофиля будет влиять общая площадь крыши и величина скатов. Очень важно соблюсти все технологические требования по обустройству кровельного материала, поскольку от их грамотного выполнения будет зависеть защита крыши от влаги и ее долговечность. Ни в коем случае нельзя пренебрегать предварительными работами по герметизации кровли.


Как уже было сказано выше, без должной гидроизоляции, деревянные стропильные конструкции крыши будут подвержены подобному влиянию влаги. Для их защиты укладывается специальная мембрана, которая препятствует проникновению воды в пространство под кровлей и одновременно позволяет пару выходить наружу.

Стоит заметить, что надежное уплотнение швов, а также хорошая гидроизоляция кровли может привести к ухудшению вентиляции на чердаке или в мансарде. В результате, конденсат будет накапливаться на внутренней стороне профнастила. Поэтому желательно обустроить грамотную систему вентиляции пространства под крышей без ущерба надежности швов между листами профнастила.

Нюансы правильной стыковки профлиста

Еще один немаловажный нюанс касается использования расходников, то есть саморезов, которыми крепится профнастил в местах стыка. Ускорить работу позволит наличие шуруповерта со сменным аккумулятором. Если вкручивать саморезы вручную, это займет очень долгое время.

Обратите внимание, что завинчивать в один стык по несколько саморезов просто не имеет смысла, это в конечном итоге приведет к тому, что крепежей просто не хватит. А докупить их отдельно, причем так, чтобы они полностью совпали по цвету с остальными креплениями и кровельным материалом, будет достаточно проблематично. Так, идеально, если число саморезов точно совпадет с количеством швов на профнастиле, или расходников будет немного больше.


Если вы обнаружили какие-либо неровности на стыках, то исправлять их всевозможными подкладками нельзя. В противном случае, в таких местах под кровельный материал может затекать влага. Чтобы не пришлось впоследствии что-либо выравнивать, нужно позаботиться о монтаже ровной обрешетки без перепадов уровня. Тогда волны металлопрофиля будут идеально стыковаться с рейками обрешетки.

Дополнительно улучшить герметичность кровли из профнастила можно, если в процессе монтажа обработать каждый шов специальным силиконовым герметиком. Поскольку со временем такой герметик теряет свои свойства, то защитную обработку следует повторять через каждые несколько лет. Однако эта процедура не является обязательной, так что ее можно выполнять по желанию.

На протяжении длительного времени крыши покрывали листовым металлом благодаря относительной простоте монтажа, низкой себестоимости, возможности монтирования покрытия самых сложных форм и под минимальным углом уклона к горизонту вплоть до 15 градусов. Кроме того, они незаменимы в тех случаях, когда требуется перекрыть крышу объекта со слабым фундаментом, а другой кровельный материал не годится для использования из-за веса.

Этот материал не потерял свою актуальность и сегодня: наряду с обычным стальным листом используется также оцинкованный и профилированный. Современные технологии позволяют наносить на них защитные покрытия, значительно увеличивающие срок эксплуатации, а также окрашивать красками в разные цвета. Благодаря этому изделия имеют достаточно привлекательный вид и могут украсить любой дом или коттедж.

Какой листовой металл выбрать

Перед тем как покрыть крышу железом своими руками, необходимо определиться с материалом листа. Существуют следующие типы листового металла:

  1. Сталь , представляющая собой листовой металл, выпускаемый в рулонах, либо в виде прямых полосок длиной до 5 м, без нанесения каких-либо покрытий. Она устойчива к механическим воздействиям, но не переносит влияния окружающей среды и поэтому требует нанесения антикоррозионного слоя и при необходимости покраски. Из всех видов кровельных материалов является самым дешевым.
  2. более предпочтительны по сравнению с обычными, так как они полностью защищены от воздействия внешней среды и не подвержены коррозии. Внешне изделия имеют металлический блеск и не предназначены под покраску. Однако такие листы могут быть покрыты специальным полимерным покрытием, имеющим различные расцветки и соответственно иметь более привлекательный вид. Обычно полимерами покрывают металлопрофильные листы, полученные методом прокатки, с различными формами, которые могут быть использованы в качестве основного и декоративного кровельного материала. Для того чтобы постоянно не перекрашивать крышу, её стоит покрыть оцинкованным железом, которое в течение длительного времени эксплуатации не потеряет своих свойств и внешнего вида.
  3. Листы из цветных металлов , таких как медь и сплавы на основе алюминия. Они самые дорогостоящие, но их срок службы может составлять от 30 лет и при этом они сочетают в себе прочности и пластичность, позволяющую делать сложные конструкции, а также придают дому более дорогостоящий вид.

Подготовка кровельного материала

Покрытие крыши листовым или оцинкованным железом требует применения фальцевого соединения металлических конструкций. Для этого необходимо развернуть рулон, аккуратно его разровнять и убрать в поверхности металла специальную смазку. Затем следует сделать загибы по краям листа под прямым углом вдоль всей длины, чтобы было удобно соединять листы на высоте.

Обратите внимание! Продольное соединение позволяет прочно скреплять листы между собой и не допускать протечек воды как при горизонтальной, так и при вертикальной укладке.

Существуют следующие типы соединений:

  1. Стоячий фальцевый шов предназначен для формирования шва вдоль наклонной поверхности крыши, чтобы организовать наиболее эффективный сток воды. Существует два типа соединений: одиночное - один лист загибается в П-образной форме, а второй загнутым концом входит в паз и затем уплотняется, и двойное - два листа загнутыми концами сворачиваются одновременно 2 раза. При этом шов оставляют перпендикулярным плоской поверхности.
  2. Лежачий аналогичен стоячему, за исключением того, что сформированный шов находится в плоскости металлического листа.

Для осуществления загиба листов необходимо точно разметить расстояние загиба при помощи штангенциркуля, ориентируясь на высоту шва от 10 мм в зависимости от типа требуемого соединения, так как правильно загнутый лист предотвратит создание дополнительных проблем на крыше при монтаже. На одной стороне загиб должен быть в два раза больше, чем на другой для формирования одиночного соединения, а для двойного соединения они должны иметь одинаковую длину.

Ширина полотна не должна быть более 1 м для удобства монтажа, а длина должна соответствовать размеру кровли с дополнительным напуском, который понадобится для крепления водостоков. Загиб удобно делать на верстаке с закрепленным металлическим уголком и заготовкой: лист устанавливается вдоль уголка и при помощи деревянной киянки путем аккуратного постукивания загибается до прямого угла, либо горизонтального состояния с зазором.

Обратите внимание! Если крыша имеет сложную форму с переходами плоскостей, то нужно изготовить уголки, загнутые под определенным углом с размерами сторон от 30 см.

Монтаж металлических листов осуществляется на крышу с достаточно прочной обрешеткой, которая не прогнется под весом монтажников. Этот момент является важным поскольку при прогибе оцинкованного или металлопрофильного листа, может повредиться защитное покрытие, и за достаточно короткое время лист заржавеет и придет в негодность. Обычно используются обрезные доски, которые вбиваются с расстоянием в 100-300 мм друг от друга. Затем приступают к монтажу кровельного материала.

Сначала уголками выкладывают места изгибов крыши, если таковые имеются, а затем от одного из углов начинают укладывать металлические листы. Их крепление к обрешетке осуществляется саморезами с металлической прокладкой, либо при помощи специальных замков - кляммеров, выполненных в виде металлических уголков, крепящихся к крыше гвоздями или саморезами, а к листовому металлу методом обжатия в формируемом фальцевом соединении. Второй способ является более трудоемким, зато поверхность крыши будет ровная и без повреждений, что значительно увеличит её срок службы.

Обратите внимание! Положение первого листа должно быть выровнено при помощи уровня в горизонтальном или вертикальном положении.

Затем следует его зафиксировать при помощи саморезов. Если планируется соединение кляммером, то оно крепится вплотную к загнутому уголку листа. После этого укладывается второй лист и производится соединение фальцевым способом в сторону меньшего загиба при помощи специального инструмента – гребнегиба, либо деревянной киянки и молотка. Первый вариант наиболее удобный и безопасный. Второй вариант подходит для более опытных монтажников, когда требуется чувствовать силу удара киянки. После укладки всех листов производится монтаж водостоков.

Видео

Дополнением к статье станет видео о креплении кровельного железа фальцевым соединением:

Посмотрите видео о работе профессионального кровельщика, в котором он даст несколько полезных рекомендаций:

Отделка крыши с помощью кровельного железа - достаточно сложный процесс. Конечный результат полученного покрытия, напрямую зависит от соблюдения технологии монтажа материала. О том, как покрыть крышу кровельным железом своими руками, рассмотрим далее.

Разновидности, особенности и преимущества кровельного железа на крышу

Кровельным железом называют материалы, для изготовления которых используется металлический прокат. Существует большое количество форм выпуска кровельного железа:

  • рулоны;
  • листы.

На поверхность металла наносят как полимерное, так и оцинкованное покрытие, защищающее его от воздействия внешних раздражителей.

Популярность применения кровельного железа объясняется прежде всего его невысокой стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками. Выпуск определенных видов железа контролируется специальными документами, так толщина кровельного черного листового материала не должны быть менее 0,3 мм и более 0,8 мм. Для защиты металла от коррозии, он обрабатывается цинком с двух сторон.

В соотношении с типом покрытия железа цинком, оно бывает:

  • железо, толщина цинкового покрытия у которого до восемнадцати микрон;
  • материал, с толщиной цинкового покрытия до сорока некрон.

Учтите, что тип покрытия и его толщина напрямую определяют качество продукции, чем толще слой цинка, нанесенного на поверхность, тем дольше железо будет защищено от коррозии.

Для изготовления кровельного железа используется высококачественная углеродная сталь и метод холодного прессования. Нанесение оцинковки производится разными способами, при этом, применяется цинк разных категорий. Чтобы покрытие лучше держалось на поверхности с цинком комбинируются вещества в виде алюминия и свинца. Таким образом, покрытие становится более прочным, гладким и самое главное не подверженным коррозии.

Именно оцинковка является самым простым и надежным вариантом, обеспечивающим защиту металла от коррозии. Для нанесения слоя, ранее подготовленный металл погружают в предварительно расплавленный состав цинка. В зависимости от толщины образовавшегося слоя покрытие бывает первоклассным и второклассным. Материал, который относится к первому классу отличается более высокой стоимостью, но в то же время, срок его эксплуатации составляет более 25-ти лет. Материал второго класса - дешевле, хотя он прослужит его владельцу не более десяти лет.

Кроме того, кровельное железо покрывают комбинацией цинка, церия, лантана и алюминия, данное покрытие называется гальфаном. Железо, на котором нанесено данное покрытие хорошо переносит механические повреждения, противостоит коррозии и отличается стойкостью перед деформацией.

Еще одним вариантом покрытия железа является алюцинковый слой, состоящий из цинка, алюминия кремниевых добавок. Комбинация данных веществ способствует приобретению железом высоких антикоррозийных свойств, в три-четыре раза улучшает длительность его эксплуатации, так как из-за наличия кремния, покрытие намного дольше удерживается на поверхности железа.

Еще один распространенный вариант - нанесение на металл покрытия из полимеров. С его помощью железо приобретает любой цвет и оттенок. Данный вариант кровельного железа - самый распространенный из-за сочетания в нем оптимальной стоимости материала с отличными эксплуатационными характеристиками и привлекательным внешним видом.

Лист кровельного железа имеет форму многослойного сэндвича, состоящего из стальной основы, цинкового покрытия, слоя пассивирующего назначения, грунта и полимеров. Для изготовления последнего слоя используются вещества в виде полиэстера, пластизола, пурала придающих кровле глянцевый или матовый блеск.

Железо на крышу фото:

Чтобы обустроить кровлю применяют как гладкий, так и профилированный тип металла. Существует большое количество разновидностей и форм кровельного железа:

  • металлочерепица;
  • профнастил;
  • стальной тип шифера и т.д.

Среди преимуществ отделки кровли металлом выделяют:

  • отличные несущие характеристики;
  • стойкость перед коррозией и деформацией;
  • устойчивость перед агрессивными химическими веществами;
  • стойкость к ультрафиолету;
  • легкость монтажа;
  • сохранение презентабельного внешнего вида на протяжении длительного периода эксплуатации.

Среди большого разнообразия вариантов кровельного железа, самыми популярными остаются металлочерепица и профнастил. Это объясняется прежде всего презентабельностью их внешнего вида и хорошими эксплуатационными характеристиками.

Возможен монтаж на кровлю оцинкованной стали с гладким покрытием, однако, она сделает здание скучным и обыденным. Кроме того, монтаж данного материала требует особых навыков работы с инструментами, которыми производится его соединение.

Также, на кровлю устанавливают алюминиевые, медные, цинко-титановые варианты отделки, однако их стоимость очень высокая, кроме того, они нуждаются в особенном уходе.

Если планируется монтаж на кровлю профилированных видов железа, то для выполнения данного действия, достаточно изучить инструкцию. А вот, чтобы установить стандартное оцинкованное железо, нужно очень хорошо потрудиться, предварительно изучив инструкцию, о том как это сделать.

Самым главным правилом качественного монтажа кровли из оцинкованного железа является обеспечение его герметичного соединения, через которое не проникнет ни снег, ни дождь или даже ветер. Данный тип соединения называется фальцевым, различают два его вида:

  • лежачее;
  • стоячее соединения.

Для выполнения соединения между собой листов железа в поперечном направлении используется первый вариант, а для того, чтобы соединить материал продольно - второй.

Если пренебречь данным правилом, то вода, которая должна стекать по крыше, будет на ней задерживаться.

Для того, чтобы узнать о том, как покрыть крышу железом, используя фальцевые соединения, необходимо подготовить следующие материалы в виде:

  • верстака, с прочным стальным уголком на нем;
  • молотка;
  • киянки;
  • шпангельциркуля;
  • ножниц по металлу.

На стальном листе следует произвести разметку места изгиба, далее, кромка отгибается деревянной киянкой. Переверните лист на противоположную сторону и сделайте так, чтобы кромка стала п-образной. Возьмите второй лист, отогните его и установите в щель, которая образовалась на первом листе. Металлический молоток поможет зафиксировать листы между собой окончательно.

Учтите, что данный процесс требует особых навыков от его исполнителя, поэтому перед проведением работ, рекомендуем потренироваться. Не правильно сделанное соединение приведет к тому, что через кровлю на чердак будет попадать влага и холод.

Перед тем как сделать крышу из железа, следует изучить большое количество информации из разных источников.

Как покрыть крышу кровельным железом

Перед началом укладки кровельного железа, необходимо его разрезать на мерные листы. Кроме того, при наличии вмятин, они должны быть выправленными. Начинайте работу с нижней части, постепенно двигаясь к верху. Не забудьте о припуске, который составляет 15-20 см, с его помощью монтируется ливневая система.

Выделяют два способа соединения стали между собой:

  • фальцевый;
  • применение саморезов.

Второй вариант более простой и легкий в исполнении, нежели первый. Однако, при таком монтаже, листы железа укладываются внахлест, поэтому расход материалов будет значительно выше, нежели при фальцевом соединении.

Кроме того, под монтаж саморезов следует проделать отверстия, которые в дальнейшем будут пропускать воду. Более популярным является фальцевое соединение. Именно с его помощью листы соединяются между собой наиболее герметично.

При лежачем соединении гребень фальца направляется в сторону, на которой расположен скат. С помощью стоячих соединений происходит формирование вертикальных ребер жесткости. В соотношении с количеством загибов выделяют: одно- и двух загнутые типы фальцев.

Фальцевый способ соединения подразумевает использование кляммеров, которые помогают зафиксировать железо на поверхности обрешетки. Данные элементы представляют собой металлические полоски, для изготовления которых используется остаток материала. Одна часть кляммера отгибается на два, три сантиметра, она соединяется с обрешеткой, а вторая часть - должна быть соединена со стоячим фальцем.

Для того, чтобы произвести загиб железа, рекомендуется применение специального молотка или клещей. Учтите, что высота всех гребней должна быть одинаковой, кроме того, их нужно хорошо уплотнить и обработать герметиком.

Как крыть крышу железом: особенности монтажа оцинкованной стали

1. Соблюдайте особую аккуратность в процессе работы с данным видом материала, так как наличие малейшего повреждения оцинкованного слоя, приведет к развитию коррозии на всем листе.

2. В процессе транспортировки листов, не забудьте воспользоваться защитными перчатками. Они защитят ваши руки от повреждения острыми углами железа.

3. Если требуется произвести резку кровельного материала на части, то лучше всего воспользоваться ножницами по металлу. Не рекомендуется применять для этих целей болгарку, так как она способствует сильному нагреву металла и порче цинкового покрытия.

4. Чтобы соорудить основную часть кровли используйте кровельный материал толщиной около пол сантиметра, а чтобы оборудовать карнизные свесы, фронтоны и желоба, рекомендуется применить более толстый материал.

5. Укладка материала производится на ранее подготовленную кровлю. Для этого, следует провести оборудование деревянной обрешетки. Чтобы ее соорудить потребуется наличие бруса, шаг укладки которого составляет 200 мм. На карнизных участках и ендовах брус настилается вплотную друг к другу.

6. Для фиксации плоского материала необходимо наличие специального оборудования, которое позволяет сооружать фальцы. Чтобы установить профилированное железо, достаточно использовать саморезы и специальные прокладки под них.

Технология установки железа для кровли крыши

При возможности покупайте оцинкованное железо в соотношении с общей площадью кровли. То есть, одна полоса должна полностью перекрывать один скат, так как соединение полосы из частей - кропотливое и требующее времени дело.

Учтите, что с транспортировкой такого материала часто возникают проблемы. Для того, чтобы рассчитать сколько материала потребуется для работы, следует изначально определить площадь кровли.

Если планируется использование двойного фланцевого соединения, то общую площадь материала нужно увеличить в полтора раза. Кроме того, 10-15% прибавляются для компенсации отходов.

Кроме того, для обустройства более нагруженных участков, таких как свесы и фронтоны, потребуется наличие материала с чуть большей толщиной. Если железо монтируется на поверхность с помощью саморезов, то его количество следует увеличить еще на 15%, кроме того, потребуется купить саморезы. На один квадратный метр площади кровли, необходимо приобрести минимум 4 самореза. Учтите, что под саморезы, потребуется наличие эластичных прокладок, которые улучшат герметичность соединения.

Если уклон кровли более двадцати градусов, то для ее обустройства подойдет листовой материал без профилирования. Процессу укладки железа предстоит проверка кровли на ровность нивелиром.

Учтите, что при наличии неровностей у стропильной системы, после монтажа железа, они проявятся и испортят внешний вид кровли. После проверки стропил крепится обрешетка. Существует два варианта ее выполнения:

  • сплошной - применение обрезной доски;
  • разреженный - использование бруса.

На свесах, карнизах, обрешетка должна быть только сплошной. Перед монтажом железа, следует произвести укладку рубероида, выполняющего роль гидроизолятора.

Для разрезания железа используйте обычные ножницы по металлу или электрический их вариант. Разрезанные заготовки выравнивают и отгибают у них края, чтобы создать элемент в виде желоба.

Как покрыть крышу железом видео:

Какой кровельный материал выбрать, если во главу угла поставлена полная герметичность крыши? Конечно, металлическую кровлю. К данной категории относятся профнастил, металлочерепица и листовое или рулонное железо. Профнастил и металлочерепица монтируются с использованием довольно большого количества сквозных крепежей, что значительно снижает герметичность кровли. А вот листовое и рулонное железо крепится с помощью фальцевого соединения, полностью исключающего сквозные отверстия в кровельном материале. Именно о последней технологии и пойдет речь в данной статье. Устройство металлической кровли имеет ряд неоспоримых преимуществ: полную пожаробезопасность, легкий вес, эстетичность и долговечность. А на гладкой металлической поверхности не скапливается дождевая вода. Монтаж подобного покрытия требует использования специального инструмента, а профессиональные кровельные бригады даже приезжают на объект со своими станками, что значительно ускоряет проведение работ. Но обустроить металлическую кровлю можно и самому, для этого необходимо ознакомиться с приведенной ниже технологией и взять некоторый инструмент напрокат.

Металлическая кровля укладывается на стропильную конструкцию с довольно частой обрешеткой. Расстояние между соседними планками обрешетки не должно превышать 25 см. Уклон скатов крыши должен быть от 16 до 30 °. Сверху обрешетки укладываются металлические листы, края которых соединяются так называемым фальцевым соединением.

Немного терминологии, которая используется при работе с фальцевой кровлей:

Слово «фальц » перекочевало к нам из немецкого языка, где «falz» означает «желоб» или «паз». Края листового железа заворачиваются, край одного из них как бы оборачивает край другого, затем соединение уплотняется. В итоге получается одно из самых надежных соединений, которые существуют на данный момент. Кстати, если Вам все еще не совсем понятно, что собой представляет фальц, вспомните жестяную консервную банку. Соединения фальцевой кровли точно такие же, как и края консервной банки, - прочные и абсолютно герметичные.

Картины или карты - это листы железа, соединенные между собой вдоль. Длина картины равна длине ската от конька до свеса. Для удобства и большей надежности карты длиннее 10 м не делаются. Картины могут быть набраны из кусков листового железа, а могут быть цельными, вырезанными под нужную длину из рулонного металла. Последний вариант более предпочтителен. Во-первых, потому что цельные картины удобнее использовать и крепить. А во-вторых, так увеличивается герметичность кровли.

Приготовление картин - нарезание под нужный размер и загибание краев для создания фальца лучше делать заранее, внизу, а на крышу поднимать уже готовый материал, который осталось только закрепить. Для изготовления карт используется специальное оборудование - станок, который загибает края (станок для изготовления самозащелкивающихся фальцев). Так что наверху только останется насадить один край на другой и соединить их вместе.

Кляймеры для закрепления металлической кровли к обрешетке изготавливаются из того же материала, что и картины. Это позволяет сделать все покрытие максимально долговечным, крепежные элементы не выйдут из строя раньше покрытия кровли и не будут корродировать. Кляймеры представляют собой полоску металла, один край которой закрепляется саморезом к обрешетке, а второй заводится между краями металлических листов и загибается в фальцевое соединение вместе с краями картин.

Бывают лежачими и стоячими, а также одинарными и двойными. Лежачие фальцы используют для соединения металлических листов в картину параллельно карнизу. Благодаря тому, что фальцы лежачие и максимально прижаты к плоскости крыши, вода легко стекает по кровле. Тем не менее, в последнее время стараются выполнять фальцевую кровлю вовсе без горизонтальных соединений, чтобы сделать ее идеально гладкой. Это позволяет сделать рулонная технология, когда лист металла отрезается сразу необходимой длины. Благодаря гладкой ровной поверхности не только хорошо стекает вода и не задерживается снег, но и минимизируется сама возможность коррозии вследствие застоя воды или попадания ее внутрь фальцевого соединения.

Стоячие фальцевые соединения используются в швах между картинами металла, параллельно стропилам. Стоячий двойной фальц считается самым надежным соединением, обеспечивающим максимальную прочность, долговечность и герметичность.

Специальный инструмент для заворачивания фальцевого соединения. Комплект из двух рамок позволяет сделать двойной фальц за два прохода. С помощью ручных рамок можно работать с листовым железом толщиной 0,5 - 0,8 мм. Ширина захвата каждой рамки равна 200 - 240 мм.

Если кровельные рамки - это инструмент для ручной работы, то полуавтоматические закаточные машинки и электрические фальцезакаточные машинки призваны минимизировать ручной труд и увеличить производительность. Их используют на больших объектах.

Костыли - деревянные Т-образные элементы, которые в самом начале монтажа кровельного материала прибиваются к карнизу и используются для удержания листов металла на крыше. Попросту, они не дают картинам падать вниз.

Для боковых, верхних и нижних соединений металлической кровли используются доборные элементы , как например, ветровые планки, поджелобные планки, снегозадержатели и конек. Они обязательно должны быть изготовлены из того же материала, что и сама кровля.

Виды металлической кровли

Фальцевая кровля может быть выполнена из различных металлов, которые отличаются свойствами и эксплуатационными характеристиками.

Оцинкованная сталь обладает относительно высокой антикоррозионной стойкостью и способна прослужить в качестве кровли не менее 30 лет (30 - 50 лет). При работе с этим материалом необходимо неустанно следить за тем, чтобы ни в коем случае не повредить цинковое покрытие, иначе коррозии не избежать. Для продления срока службы оцинкованной стали используется краска для металлической кровли, которой покрывается кровля раз в 3 - 5 лет (первый раз через 7 - 10 лет).

Оцинкованная сталь с полимерным покрытием больше защищена от влияния негативных атмосферных факторов. Например, такое покрытие как «пурал» уже стало именем нарицательным. Пурал представляет собой покрытие из полиуретана и полиамида и обладает повышенной прочностью, а также устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Всего существует порядка 17 цветовых решений покрытий из пурала, среди которых и есть и матовые, придающие кровле уникальный мягкий оттенок. Помимо пурала оцинковку покрывают полиэстером и пластизолом. С такой кровлей нужно быть максимально осторожным и стараться не повредить покрытие в процессе монтажа.

Алюминий несколько дороже оцинкованной стали, но используется для покрытия кровли по причине того, что не поддается коррозии, не меняет со временем цвет и очень пластичен. Благодаря уникальной пластичности алюминия им легко покрывать скаты сложной формы, материал легко гнется в местах переломов профиля. Срок службы алюминиевой кровли порядка 100 - 150 лет.

Медь считается самым долговечным и дорогим материалом, который можно использовать для покрытия крыши. Со временем на поверхности меди появляется патина - результат окисления металла, защищающая сам металл от влияния окружающей среды. Цвет патины со временем меняется. Поэтому медная крыша сначала бывает огненно-красной, а со временем приобретает матовый зеленоватый оттенок и даже темно-малахитовый. Именно за это эстетическое свойство хамелеона медь любят использовать для покрытия памятников архитектуры и значимых сооружений. Срок службы кровли из меди может быть от 100 до 200 лет, а максимально зафиксированный срок составляет 700 лет.

Титан-цинк - это современная разработка, используется для кровли относительно недавно. Несмотря на то, что цинк прекрасно противостоит коррозии, у него есть недостаток - хрупкость. Это не дает возможности использовать оцинкованную сталь в сложных формах или узлах, где нужна пластичность. Материал под названием «титан-цинк» состоит на 99,95 % из цинка, 0,03 % меди и алюминия, 0,02 % титана, придающего металлу прочность. Срок службы титан-цинковой кровли составляет примерно 70 - 100 лет, в более агрессивных условиях, например, вблизи водных объектов - 50 - 70 лет. Но в процессе монтажа с титан-цинком необходимо быть предельно осторожным: по нему нельзя ходить, царапать или стучать. Также учтите, что этот материал не любит соседства других металлов и некоторых пород древесины.

Для покрытия крыш берется металл толщиной 0,5 - 1,5 мм. Легче работать с более тонкими материалами, так как их легче гнуть и заворачивать, не оставляя щелей. Если же планируется из этого же металла делать доборные элементы, то рекомендуемая толщина листа равна 0,6 - 0,8 мм. Более детальные требования для различных случаев можно узнать из СНиП II-26-76. Кстати, строительные нормы не запрещают изменять форму металла для кровли, например, изгибать и делать фигурные элементы. А вот изменение формы оцинкованного листа не рекомендуется, так как это может нарушить монолитность цинкового покрытия.

Как уже писалось выше, фальцевая кровля укладывается в основном на скаты с углом наклона от 16 до 30 °, но также возможна плоская металлическая кровля. Это налагает определенные ограничения и немного изменяет технологию укладки материала, так как необходимо обязательно обустроить качественный водосток со всей площади крыши. Также в процессе заворачивания фальцевого соединения используется герметик для металлической кровли, чтобы максимально обезопасить соединение от протечек.

Монтаж металлической кровли

Фальцевая кровля - тот вид покрытия, обустройство которого необходимо доверить профессионалам. И не просто кровельщикам, а только тем бригадам, которые имеют опыт работы именно с фальцевой металлической кровлей. Это связано с массой нюансов, а также потребностью в профессиональном оборудовании, облегчающем монтаж.

Современный рынок может предложить готовые металлические листы с загнутыми для фальца краями стандартной длины 2,5 м и более. После приобретения их останется только соединить между собой. Но этот способ не самый лучший.

Значительно более предпочтительной будет покупка рулонной оцинкованной стали , того же пурала, например, или меди. Непосредственно на объекте необходимо будет нарезать листы необходимой длины, равной длине от конька до карниза плюс 50 - 100 мм, необходимых для обустройства фальцев на месте конька и под карнизным свесом. На специальном фальцегибочном станке можно завернуть края листа для дальнейшего их соединения между собой.

Обустройство стропил и обрешетки для металлической кровли

Обустройство стропильной конструкции для фальцевой кровли ничем не отличается от стандартной технологии. Ставить стропила слишком часто не имеет смысла, так как кровельный материал очень легкий. А вот обрешетку необходимо выполнить с шагом 200 - 250 мм из бруса 50х50 мм или 50х100 мм. Такая частота необходима для того, чтобы минимизировать деформации металла кровли в процессе эксплуатации, монтажа и ремонта. Так ноги кровельщика будут всегда наступать на то место, где под металлом находится доска обрешетки, и металл не будет прогибаться и деформироваться.

Если крыша плоская, то обрешетку необходимо сделать сплошной.

Конек выполняется из двух досок, которые сходятся в одну точку двумя краями. А карниз необходимо сделать сплошным, из 3 - 4 сколоченных досок.

Чтобы минимизировать появление и скапливание конденсата на тыльной стороне кровельного материала крышу необходимо гидроизолировать. Если крыша была утеплена, то на стропила прибивается обрешетка, а сверху обрешетки крепится гидроизоляционная супердиффузионная мембрана, которая не пропускает воду внутрь, но выпускает изнутри пар. Гидроизоляция начинает закрепляться снизу вверх, стыки выполняются с нахлестом 100 - 150 мм и склеиваются строительным скотчем. Пленку следует крепить с небольшим провисом, чтобы в случае наступления сильных морозов, она не порвалась из-за того, что сильно сузилась и натянулась между креплениями. Кстати закреплять ее можно саморезами и дюбель-гвоздями с широкой шляпкой.

Сверху гидроизоляционной мембраны набивается контробрешетка с указанным выше шагом. Так будет сформировано два вентиляционных зазора: один - между утеплителем и гидроизоляцией, а другой - между гидроизоляцией и кровельным металлом.

Крепление металлической кровли

Монтаж кровельного железа начинается с установки костылей. Их прибивают к карнизу с шагом 70 см, они будут удерживать картины металла, чтобы те не упали в процессе монтажа. Деревянные костыли можно заменить стальным уголком 50 - 60 мм, который крепится по карнизному свесу. Такой способ даже несколько удобнее, так как нет необходимости выверять костыли, чтобы они ровно располагались на одной линии.

Наверх поднимается первая картина с готовыми загнутыми краями. Ее укладывают рядом с фронтоном так, чтобы образовался свес 40 - 50 мм. Лист выравнивается так, чтобы для перехода через конек оставалась кромка 30 мм (на противоположном скате кромка должна быть 60 мм).

Кляймеры крепятся с той стороны, где будет прикладываться второй лист металла. Кляймер закрепляется к обрешетке саморезом 4х50 мм в том месте, которое перекроется листом металла. В итоге должно получиться так, загнутая кромка металла должна находиться в непосредственной близости с вертикальным краем кляймера. Все кляймеры крепятся с шагом 500 - 600 мм.

Поднимается вторая картина и устанавливается рядом с первой так, чтобы ее загнутый край надевался на загнутый край первой картины (для самозащелкивающихся фальцев). Если края картин ровные, не самозащелкивающиеся, то края первой и второй картин просто должны располагаться в непосредственной близости, между ними должен быть зажат кляймер. Далее с помощью кровельных рамок или другого профессионального инструмента выполняется фальц. Обычно это занимает два прохода ручным инструментом, туда и обратно.

Внутри фальца загибается и кляймер, поэтому соединение получается очень крепким.

Важно! Если дом будет эксплуатироваться во влажном климате или вблизи водоемов, то все соединения можно дополнительно загерметизировать, используя герметик для металлической кровли. Это может быть, например, силиконовый герметик Tytan. Удобнее всего наносить его на полоску стеклоткани, шириной равной ширине загнутой кромки, и приклеивать данную полоску к кромке металла перед выполнением фальцевого соединения.

Со второго края второй картины также прибиваются кляймеры, затем поднимается третья картина и процедура повторяется.

В местах примыкания картин к фронтонам крепится специальный элемент - ветровая планка боковая , а затем боковая планка верхняя. Данные элементы могут закрепляться как насквозь саморезами, так и с помощью фальцевых соединений (последнее очень сложно).

После того как все картины на обоих скатах будут уложены и закреплены, выполняется конек , который может быть вентилируемым и невентилируемым. Как они выполняются можно посмотреть на фото. Также обратите внимание, как по-разному выполнена вентиляция конька.

В последнюю очередь выполняются карнизные свесы и крепятся желоба для стока дождевой воды. Кромка фальцевой картины отворачивается вниз, чтобы легко стекала вода.

Установка снегозадержателей на металлической кровле

Установка ограждений и снегозадержателей на фальцевых кровлях обязательна и регламентируется п.8.11. СНиП 21-01-9. Снегозадержатели необходимы для того, чтобы снег не сходил с крыши лавинообразно, грохоча по крыше. К тому же, велика вероятность травмирования пешехода, находящегося внизу. Элементы снегозадержателей крепятся на стоячие фальцы с помощью саморезов или винтов. Ограждения же выполняются из профильных труб.

В связи с тем, что металлическая кровля является токопроводящей и привлекает к себе разряды молнии, ее обязательно необходимо заземлить и обустроить молниезащиту. Дело в том, что при попадании молнии в металлическую кровлю, не только выйдут из строя все электроприборы, но и раскалится сама кровля, а под ней перегреется деревянная обрешетка, что может привести к неминуемому пожару.

На самом высоком месте крыши закрепляют молниеприемник . Это может быть:

  • Металлический штырь;
  • Металлический трос, натянутый вдоль конька крыши;
  • Специальная молниезащитная сетка.

Лучше всего использовать металлический штырь высотой 0,2 - 1,5 м, сечением 100 мм2, диаметром 10 мм. Штырь устанавливается вертикально и должен быть изготовлен из стойкого к коррозии металла - меди, алюминия, дюралюминия. Металл нельзя покрывать лакокрасочными материалами.

Токоотвод используется для отведения молнии от молниеприемника к месту заземления. Это может быть стальная проволока диаметром 6 мм, которую приваривают к молниеприемнику и спускают вниз по стенкам. При этом стоит избегать мест рядом с окнами и дверьми и ни в коем случае не сгибать проволоку, это может привести к появлению заряда. К стенам токоотвод прибивают специальными скобами.

Заземление металлической кровли может представлять собой заземляющий контур из металлических штырей, вбитых в землю на глубину 1,5 - 2 м и соединенных между собой в контур. Располагать такое заземление необходимо на расстоянии 1 м от дома и 5 м от дорожек, крыльца и других мест, где ходят люди. Штыри должны иметь толщину стенки не менее 3 мм и быть изготовлены из стали или меди. Стальные прутья быстро ржавеют, поэтому раз в 3 года их необходимо проверять и заменять по мере необходимости. Кстати, не забывайте, чем более влажный грунт, тем лучше для заземления, поэтому в слишком жаркую засушливую погоду не лишним будет поливать заземляющий контур со шланга.

Обустройство металлической кровли лишь кажется очень простым, лучше доверить его выполнение профессионалам, знающим все тонкости. Ведь в случае ошибки с Вашей стороны, если вы все же решитесь выполнять монтаж самостоятельно, уже спустя короткое время кровельный материал может выйти из строя. Учитывая не самую низкую стоимость кровельного металла, эти потери будут больше, чем стоимость работы специалистов. Не скупитесь - обратитесь к профессионалам.

Кровли из листовой стали делают как правило на крышах со сложной геометрией. Из листов кровельной стали независимо от типа покрытия выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желоба, водосточные трубы, различные фартуки и т.п.

До начала кровельных работ необходимо листы кровельной стали с двух сторон тщательно осмотреть и отсортировать. Ржавчину очищают стальными щетками. Выпуклости (хлопушки) выравнивают металлическим или деревянным молотком. Искривления листов, появившиеся при их транспортировке и хранении выправляют деревянным молотком-киянкой на металлической плите толщиной 12-20 мм. Нестандартные листы откладывают для изготовления мелких деталей, фартуков, водосточных труб и др. изделий. Затем приступают к разметке, обрезке, огрунтовке и соединению листов в картины.

Для изготовления одинаковых деталей применяют шаблоны (выкройки), которые кладутся на лист, прижимаются и очерчиваются по контуру. Для разметки кровельной стали существуют различные специальные инструменты: чертилка, рейсмус, металлический угольник, кернер, кронциркуль, нутромер, разметочный циркуль, линейка длиной 50-100 см, рулетка длиной 1, 2, 10 и 20 м.

После очистки листов стали от ржавчины их огрунтовывают, чтобы избежать в дальнейшем коррозии. Для огрунтовки листы с двух сторон протираются ветошью, смоченной натуральной олифой. Для того, чтобы избежать пропусков в огрунтовке, олифа слегка подкрашивается суриком и такие пропуски сразу обнаруживаются. Для этого на 1 кг олифы берется 0,1 кг тертого сурика. Огрунтованные листы в течение 24 часов выдерживаются в проветриваемом помещении до их полного высыхания, после чего могут использоваться для кровельных работ.

Заготовка картин из листовой стали

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами - 1420x710 мм, перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц или фальцевое соединение - это вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Кровельные листы с лежачими фальцевыми соединениями называют картинами. В каждую картину может быть соединено два и более листов.

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые - по внешнему виду, а также на одинарные и двойные - по степени их уплотнения. Угловые фальцы делятся на простые и комбинированные. Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°; подготавливают кромку к сваливанию и сваливают ее на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

Рис. 48. Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами. Последовательность выполнения :
а - одинарного и двойного лежачих фальцев; б - одинарного и двойного стоячих фальцев

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса). Капельник делают следующим образом: на расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 4 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм. Перевернуть лист кверху отгибом и свалив кромку на плоскость, следует сдвинуть лист таким образом, чтобы кромка свешивалась с верстака на 20 мм, после чего ее отгибают вниз под прямым углом. Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм. В последний раз картину переворачивают и сваливают капельник на плоскость.


Рис. 49.

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду. Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия. Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Большое внимание при этом необходимо уделять качеству фальцевого соединения кровельных листов. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки.

После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка. При массовой заготовке картин одинарные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальце-загибочных станках. Подготовка и последовательность выполнения одинарных и двойных лежачих и стоячих фальцев показана на рис. 48.


Рис. 50. :
а - рядовое покрытие; б - карнизные свесы


Рис. 51.

При монтаже металлического кровельного покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, чтобы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальц располагают на обрешеточной доске (рис. 51).


Рис. 52. :
1 - плоская кляммера; 2 - брусок обрешетки; 3 - гвоздь; 4 - лист с малым отгибом; 5 - лист с большим отгибом

Рядовые полосы крепят к обрешетке с помощью кляммер, изготовляемых из кровельной листовой стали. Кляммеры устанавливают между рядовыми полосами - по две на один кровельный лист. Нижнюю часть кляммер крепят к обрешетке гвоздем, а верхнюю заделывают в гребень стоячего фальца (рис. 52). После установки кляммер собранную из картин рядовую полосу придвигают вплотную к уложенной и прифальцованной рядовой полосе. Соединение полос стоячим фальцем кровельщик начинает от конька кровли, двигаясь вниз по направлению к карнизу.

Рядовые полосы соединяют одинарными стоячими фальцами при помощи двух молотков - большого и малого. Большой молоток используется в качестве передвижного упора, а малых - для подгиба и уплотнения кромки. При устройстве металлических кровельных покрытий иногда необходимо получить угловые фальцевые соединения, например, при изготовлении колпаков и зонтов дымовых труб, при покрытии парапетов, брандмауэров и др. Последовательность операции при формировании таких соединений показаны на рис. 53. На кровельных листах, предназначенных для углового соединения, отгибают кромки на 90°, после чего на одном из них сваливают кромку на поверхность, оставляя между ними небольшой зазор.


Рис. 53.

Листы соединяют между собой таким образом, чтобы согнутая под углом 90° кромка одного листа входила в зазор между сваленной кромкой и плоскостью другого листа. После этого фальц уплотняют и сваливают его на поверхность первого листа.

Воротник дымовой трубы одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли. Изготовление воротника требует мастерства и точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды. При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали - в одном экземпляре.


Рис. 54. :
1 - двойной лежачий фальц; 2 - одинарный угловой фальц; 3 - соединение внахлест

Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2-3 заклепок) и пропайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто пропаиваются или заделываются заплатками, а затем пропаиваются.


Рис. 55. :
1 - картина карнизного свеса; 2 - блок; 3 - лежачий фальц; 4 - Т-образный костыль; 5 - картина рядового покрытия; 6 - полоса; 7 - стоячий фальц; 8 - коньковый стоячий фальц; 9 - кляммера; 10 - брусок обрешетки

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образяые костыли 4 (рис. 55) на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20-40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов 1 собираются в блоки 2. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами 3, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670-730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем - фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых - от начала конька. Направление укладки картин - от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

Картины 5 в полосах 6 соединяются лежачими фальцами 3 по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5x60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев 7, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом - 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами 9. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5x45 мм) к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50-70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2 кляммер. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска. Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.


Рис. 56. :
1 - надстенный желоб; 2 - край рядового покрытия; 3 - металлическая лапа; 4 - киянка; 5 - молоток-подсекальник; 6 - гребнегиб; 7 - зубило; 8 - фальцевое соединение

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30-40 см. При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами. Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом (рис. 56):

  • нижний продольный край рядового покрытия 2 укладывается на заранее сделанный отгиб надстенного желоба 1. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм (рис. 56 а);
  • подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия и треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;
  • с помощью металлической лапы 3 и киянки 4 обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз (рис. 56 б);
  • кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба (рис. 56 в);
  • фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой (рис. 56 г).

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изогнуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия. При устройстве воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении - одинарными лежачими фальцами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают стальную кровлю в сухое время года.


Поделиться: