Новые материалы в отделке помещений и дизайне интерьеров. Дизайн и современные материалы

Куда не заглянешь в поисках решения для интерьера – в магазин, на выставку, в интернет – всюду на нас обрушивается лавина самых разных предметов и материалов. Даже не каждому профессионалу удается увидеть за этим изобилием современные тенденции в дизайне и понять, куда движется прогресс в этой области. Как тут человеку неподготовленному не растеряться, как понять какие идеи и модели морально устарели, а какие, напротив, свежи, актуальны, и только набирают обороты.

Лекция Альберто Костабелло оказалась исключительно полезной в этом смысле. Этот человек исследует современные направления в дизайне. Кроме научной деятельности у него есть своя студия «A+A», которая специализируется на модных прогнозах: консультирует компании, подсказывая, что будет актуально в ближайшие годы. Cтудия эта очень авторитетная. Ей доверяют такие гиганты как Samsung, Levis, Nike, Flou, H&M.

Чтобы было легче разобраться в модных трендах, Альберто предлагает разделять все модные веяния на микро- и макротенденции. Первые живут недолго, сезон-два, и чаще встречаются в фэшн-индустрии. Вторые длятся годами, и находят отражение в самых разных сторонах нашей жизни.

В интерьерном и промышленном дизайне изменения не так стремительны, как в мире моды, поэтому правильнее ориентироваться именно на макротренды. Им и посвятил свою лекцию синьор Костабелло.

Итак, Альберто Костабелло назвал четыре глобальных направления, которые актуальные уже сегодня, и будут владеть дизайнерскими умами в ближайшие годы:

1. Экология и природа.
2. Дизайн на грани с искусством.
3. Историческое наследие.
4. Цифровые технологии.

Экология и природа

Дизайнеров вдохновляют природные формы и материалы, они подмечают и демонстрируют красоту необработанных фактур, и даже в обветшалости находят особую прелесть.

Рисунок древесины, доски, поеденные жучком, и другие нерукотворные узоры превратились в ультрамодный мотив, принты-иммитации можно встретить на тканях, обоях, мебели и даже одежде.

становятся частью свежайших дизайнерских и архитектурных решений. Комнатное растениеводство перестало быть уделом ботаников, превратившись в модное эстетское занятие.

Все чаще бережное отношение к природе и природным ресурсам становится принципом работы дизайнеров, архитекторов, заводов и фабрик.

В модный лексикон прочно вошли слова re-cycle (вторичное использование материала) и up-cycle (вторичное использование старых вещей). С каждым днем все больше дизайнеров, задействуют в своих работах особые материалы: они либо уже были в употреблении, либо имеют потенциал к вторичной переработке, ну или, как минимум, относятся к биоразлагаемым продуктам.

Настоящий расцвет на волне эко-тренда переживает картон и бумага, из них делают мебель, светильники, и даже строят дома.

У старых, никому не нужных вещей, появился шанс не пропасть на помойке, а стать частью какого-нибудь актуального дизайнерского объекта, как это случилось с этими керамическими баночками из-под йогурта. Они попали в руки дизайнеров из Aidia Studio и пережили второе рождение, превратившись в необыкновенную люстру.

Еще один важный аспект зеленой темы – энергосбережение и энергоэффективность. Объединяя свои силы с инженерами, архитекторы борются за каждый градус, за каждый киловатт энергии.

Дизайн как арт-объект

Пока одни стараются использовать материалы и ресурсы как можно более рационально, других это совершенно не заботит, ведь дизайн для них – искусство и способ творческого самовыражения. Зато благодаря такому подходу мебель, светильники и предметы декора становятся настоящими арт-объектами.

Их формы порой далеки от привычных, а о назначении можно догадаться по едва уловимым чертам. Удобство, функциональность уходят на второй план. Главное в таких вещах – эмоции и экспрессия, способность удивлять и восхищать.

Некоторые вещи словно попали к нам из далекого будущего. 3D−печать, лазерная резка и другие современные технологии и материалы становятся основой для авторских шедевров. Для них не жалеют ни золота, ни карбонового волокна, ни других космических материалов. Потому что уникальный дизайн, граничащий с искусством, – настоящая роскошь XXI века.

Историческое наследие

К сожалению, Россию этот мировой тренд пока что обходит стороной.

Чтобы глобализация не стерла с лица земли местный ремесленный и архитектурный колорит, европейские дизайнеры и зодчие изо всех сил стараются его сберечь.

Одни прямо цитирует классику в своих коллекциях. Украшают ткани, обои, мебель, скажем, рисунками времен королевы Виктории или старинными народными орнаментами. А чтобы добавить актуальности, просто красят их в какой-нибудь очень модный цвет.

Другие, напротив, поражают вольным прочтением классики. Черты исторических стилей смело мешают с ультрасовременными элементами. Тут конечно нет равных дизайнеру Ферручио Лавиани. Только посмотрите, что он творит!


Принято считать, что инновации - главный двигатель текущего успеха любого предприятия. Понятие «инновация» означает: «перемена, изменение, обновление, внесение нового»18. И действи-тельно, весь наш мир, в сущности, постоянно пребывает в процессе непрерывного изменения и обновления. Промышленность смотрит на процесс инноваций как фактор, способствующий развитию и процветанию. Зачастую термины «дизайн» и «инновации»
ДИЗАЙН В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОММЕРЦИИ
/73
используют как взаимозависимые. Возможно, оттого, что и тот, и другой обладают определенной долей неоднозначности, используются в широком смысле и синонимичны понятию креативности19. По сути, связь дизайна и инноваций не так проста, и потому, чтобы ее понять, необходимо прояснить значение каждого из терминов.
Поскольку инновационный процесс означает изменения, инновации могут осуществляться в любом контексте. Уэст и Фарр в своей книге об инновациях в работе дают им такое определение: «намеренное внедрение и применение в рамках деятельности человека, группы или организации новых идей, процессов, продуктов или процедур, предназначенных для того, чтобы принести значительную пользу человеку, группе, организации или обществу»20. Таким образом, в производственном контексте справедливо говорить, например, об инновациях процессов, управленческих, рыночных, технологических инновациях и т.д.
Ранее все перечисленные виды относили к категории промышленных технологических инноваций. Фримен определяет инновации как процесс, который состоит из технологического, дизайнерского, производственного, управленческого и коммерческого аспектов деятельности, необходимых для вывода на рынок нового (или усовершенствованного) продукта или для внедрения нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования (рис. 2.2)21.
Многие определения инноваций указывают на тесную связь между инновациями и процессом разработки продукта. На рисунке 2.3 наглядно показано, как различные виды инноваций могут возникать на различных этапах разработки нового продукта. Джонс

Рисунок 2.2 Взаимосвязь инноваций
Власть дизайна
/74
выделяет два вида инноваций - революционный и поэтапный22. Поэтапный (иначе - низкий инновационный) уровень означает постепенное совершенствование продукта посредством серии шагов или разработки различных вариантов одного продукта. Революционные (радикальные) инновации - это скачки или значительные перемены, зачастую требующие сопутствующих серьезных изменений в самой организации либо в ее работе с целью ее адаптации для успешного внедрения инноваций23. Таким образом, революционные или поэтапные инновации способны повлиять на любой этап процесса дизайна и разработки продуктов.
Зачастую процесс дизайна играет главную роль в процессе продуктовых или технологических инноваций, а также способствует процессным или рыночным инновациям. Например, компания Cambridge Display Technology Company разработала светоизлуча-ющие полимеры, применение которых в производстве телевизоров означало бы возможность выгнуть экран телевизора и/или придать ему любую биоморфную* форму. В электронных приборах экраны, выполненные из таких полимеров, могли бы полностью заменить традиционные:

БиОМОРФИЗМ - НОВЕЙШИЙ СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ XXI ВЕКА. ПРЕДЛАГАЕТСЯ КАК НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЙ И ЭРГОНОМИЧНЫЙ СТИЛЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕКА. ПРИШЕЛ НА СМЕНУ КОНСТРУКТИВИЗМУ. АПОЛОГЕТЫ ЭТОГО СТИЛЯ ЧЕРПАЮТ СВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ У ПРИРОДЫ, ЗАИМСТВУЯ У НЕЕ ОБТЕКАЕМЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И РАЦИОНАЛЬНО ВНЕДРЯЯ ИХ В АРХИТЕКТУРУ. - ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Дизайн в промышленности и коммерции /75
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВИД ПЛАСТМАССЫ ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАВАТЬ МИРИАДЫ ОРИГИНАЛЬНЫХ ФОРМ И МОНИТОРОВ, ТОЛЩИНОЙ В ОДИН МИЛЛИМЕТР, НО ПРИ ЭТОМ БОЛЕЕ ЛЕГКИХ И ПРОЧНЫХ, ЧЕМ ИХ ПРЕД-ШЕСТВЕННИКИ из СТЕКЛА. НАНЕСЕНИЕ ТОНКОЙ ПЛЕНКИ ЭЛЕКТРОДОВ
НА ПЛАСТМАССУ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО ЭКРАН СТАНОВИТСЯ СВЕТООТРАЖАЮЩИМ. ПОДОБНЫЕ ПОЛИМЕРЫ УЖЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДИСПЛЕЙНЫХ ЭКРАНОВ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ И КПК КОМПАНИЯМИ, ВРОДЕ PHILIPS И SEIKO EPSON. БОЛЕЕ ТОГО, В CAMBRIDGE DISPLAY TECHNOLOGY COMPANY СЧИТАЮТ, ЧТО «ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ СПОСОБНА В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНИТЬ БУМАГУ. ОНА НЕ ТОЛЬКО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТОНКАЯ И ГИБКАЯ, НО НА НЕЙ ЕЩЕ МОЖНО ЛЕГКО ОБНОВ- „ . ЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ»24.
Таким образом, поскольку дизайнеры Philips и других компаний используют данное изобретение в процессе дизайна и разработки продукта, оно приведет только к инновации продукта. Разрабатывая возможные варианты использования этого материала, дизайнеры могут способствовать рыночным инновациям или инновациям процессов производства, например в разработке новых способов производства уже существующих продуктов.
Концепцию дизайна как центрального элемента технологи-. ческих инноваций можно проиллюстрировать по аналогии с вариантом, предложенным Роем и Брюсом в модели, показывающей роль дизайна и разработок (рис. 2.4). Спектр применения дизайг на в организациях и разработке новых продуктов значительно шире, чем принято считать. В книге «Победить благодаря дизайну» (Winning by Design) утверждается: в то время как изобретения и инновации подразумевают технический прогресс существующее го уровня техники в определенной сфере, итогом процесса дизайна обычно становится создание вариантов в рамках этого существующего уровня техники. «Иногда дизайн ведет совсем не к техно-логическим изменениям, а просто к появлению продукта с новыми характеристиками - другой формы, в другом стиле, с другим рисунком или отделкой, например «новый дизайн стула или формы кузова автомобиля»25.
Так, Пиатер назвал дизайн модной одежды созданием неинновационных новинок26. Пример тому - коллекция весна/лето-98 Исси Мияке, модельера, который,
ПОДХВАТИВ ИДЕЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЧУЛОК, СПРОЕКТИРОВАЛ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ФАСОНОВ ОДЕЖДЫ, СДЕЛАННЫХ НАПОДОБИЕ ГИРЛЯНД ИЗ ВЫРЕЗАННЫХ ИЗ БУМАГИ КУКОЛ - КАЖДАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ СОЕДИНЕНА с ПОСЛЕДУЮЩЕЙ. ЭЛЕМЕНТЫ ВЫКРОЙКИ БЫЛИ ОТДЕЛЕНЫ ДРУГ
ОТ ДРУГА, НО ШВЫ ОСТАВАЛИСЬ НЕДОДЕЛАННЫМИ, И ИХ МОЖНО БЫЛО
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/ 76

Источник: Р. Рой и М. Брюс. «Дизайн продукта, инновации и конкуренция в британской обрабатывающей промышленности - история, цели и методьи (Roy, R. Product design, innovation and competition in British manufacturing - background, aims and methods / R. Roy, M. Bruce // Working Paper WP-02. - Milton Keynes: Design Innovation Group, Open University, 1984).
Рисунок 2.4. Процесс технологических или промышленных инноваций и роль дизайна и разработок
/77

Рисунок 2.5. Отношения между дизайном и инновациями
РАЗРЕЗАТЬ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ЛИНИЯМ ПЕРФОРАЦИИ И ЗА СЧЕТ ЭТОГО ВАРЬИРОВАТЬ ФОРМУ РУКАВА, ВЫРЕЗ И ДЛИНУ. УДАЧНО НАЗВАННАЯ JUST BEFORE (С АНГЛ. - «ПОЧТИ ГОТОВАЯ») КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЛА НАМЕРЕННУЮ НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ. ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА ТАКОЙ ОДЕЖДЫ СТАНОВИЛАСЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЦЕССА СОЗИДАНИЯ. По СЛОВАМ НЭНСИ НОКС, ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИССИ МИЯКЕ, «ВЕСЬ СМЫСЛ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЗВОЛИТЬ ЖЕНЩИНЕ ВЫБРАТЬ ТОТ ВАРИАНТ, КОТОРЫЙ ЕЙ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ, И ТОГДА В ОДЕЖДЕ ОТРАЗИТСЯ ЧАСТИЧКА ЕЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. ХОТЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫКРОЙКИ И ВЫРЕЗАЮТСЯ ИЗ ОДНОГО КУСКА ТКАНИ, РЕЗУЛЬТАТ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕПЬ ОБЩЕГО С ВЫРЕЗАНИЕМ ПЕЧЕНЬЯ ФОРМОЧКОЙ»27.
Таким образом, дизайн и инновации дополняют друг друга: ди-зайн не только является центральным элементом технологических и продуктовых инноваций, но и оказывает еще более широкое влияние на продукт. Зато охват сфер управления, в которых могут применяться инновации, значительно шире. В сущности, вместе дизайн и инновации являются движущей силой любого успешно-го предприятия (рис. 2.5). Нам всем прекрасно известны примеры такого взаимодействия: циклонный пылесос Dyson (Джеймс Дай-сон, 1980-е годы), [Мае (Джонатан Айви, 1998 год), первый стул из стальных трубок (Мис ван дер Роэ, 1930 год), карта лондонского метро (Генри Бек, 1933 год). Можно сказать, что такое взаимодействие инноваций ведет к созданию новой ценности посредством рождения новых товаров.
Дизайн впечатлений от восприятия бренда
Как уже было сказано выше в этой главе, дизайн содействует как ценовым, так и неценовым факторам. И на самом деле, все чаще мы наблюдаем тенденции, свидетельствующие, что в основе конкуренции между компаниями лежат неценовые факторы - прежде
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/ 78
всего к таковым относится индивидуальность компании или продукта в том виде, в котором она выражается в определенном бренде.
За последние 50 лет не раз подчеркивалась значимость корпоративного имиджа и идентичности, а первую определенную корпоративную идентичность разработал Петер Верен для компании AEG (1907-1914 годы) (рис. 2.б)28. В наше время большая работа по развитию теории корпоративной идентичности/имиджа/индивидуальности была проделана дизайнером Уолли Олин-сом, издавшим за последние 20 лет целую серию публикаций на эту тему.
Суть взаимосвязи между дизайном и корпоративной идентич-ностью заключается в той роли, что берет на себя дизайнер, когда создает символы и образы, при помощи которых происходит репрезентация группы: «Любая группа людей неизменно приобретает собственную уникальную идентичность, неповторимую индивиду-альность и образ поведения, отличные от суммы индивидуальностей людей, входящих в нее, и несводимые к ней»29. Традиционно труд дизайнера использовался для того, чтобы перенести индивидуальные ценности в корпоративную идентичность. С течением времени

Технологии не стоят на месте, и в сфере дизайна появляются новые материалы с уникальными характеристиками, которые однажды могут вытеснить с рынка привычные нам продукты. Чтобы быть готовыми к этому моменту, давайте рассмотрим несколько интересных инноваций в самых различных областях.

Большое внимание поискам новых решений, которые окажутся привлекательными для потребителя, уделяется в мире посуды. Керамикой и фарфором уже никого не удивишь, и французский завод Arcoroc представил материал Zenix , внешне не отличающийся от фарфора, но обладающий лучшими техническими характеристиками.

Гладкие и приятные на ощупь предметы устойчивы к различного рода повреждениям, а также выдерживают резкие перепады температур.

В это же время компании по всему миру ищут адекватную замену хрусталю: из-за свинца, входящего в состав продукта, производство становится слишком дорогим. Чешская компания, заменив оксид свинца на более экологичный оксид циркония, вывела на рынок материал Crystalite .


Производители утверждают, что новая технология сделала стекло более прозрачным и более легким, чем традиционный хрусталь.

Немецкие заводы пошли похожим путем, убрав из сплава свинец, только заменили они его оксидом титана. Получившийся в итоге материал Tritan поражает своей прочностью и устойчивостью к ударам. В отличие от хрупкого хрусталя, Tritan можно мыть в самой обычной посудомоечной машине.


Помимо бокалов, из этого материала делают контейнеры для еды - практичные и удобные. Они не впитывают запахов и обладают высокой термостойкостью.

Модернизация не обошла и производство предметов для ванной комнаты. Целый ряд инновационных решений затронул производство ванн: на смену чугуну, камню, акрилу и керамике пришли Xonyx и Quaryl .


Quaryl представляет собой смесь кварца и акриловых смол, которая придает поверхности повышенную устойчивость к повреждениям. Ванны из этого материала хорошо держат тепло, не позволяя ему выветриться во время купания и сохраняя воду теплой на протяжении достаточно долгого времени (этому способствует не только отличная теплоизоляция, но и увеличенная по сравнению с теми же изделиями из акрила толщина стенок).

Большой плюс нового материала - нескользящая поверхность, что подтвердили многочисленные тесты.


Изделия из Xonyx также хорошо защищены от внешнего воздействия благодаря отсутствию декоративного покрытия: ванна создана из однородного материала. По сути, Xonyx - искусственный камень, очень приятный на ощупь.

Главный его минус - отсутствие защиты от различных кислот и растворителей, которые могут повредить поверхность ванны.


Свои открытия есть и в сфере текстиля. Сейчас популярность набирает новый тип штор - Blackout , которые максимально защищают спальню от попадания солнечных лучей, что благотворно влияет на сон. Абсолютно непроницаемая ткань не обязательно должна быть темной: двухслойный или трехслойный текстиль представлен в широкой цветовой палитре.

Ткань защищает от солнечных лучей не только ваш сон, но и мебель и обои в помещении, предотвращая выцветание. Материал также дает дополнительную звукоизоляцию и устойчив к высоким температурам.


Что касается тенденций в мире матрасов, то новые типы наполнений там встречаются достаточно часто, но все они объединены единой технологией - так называемым «эффектом памяти», когда текстура полностью повторяет изгибы тела для более комфортного сна. Днем материал возвращает себе изначальную форму, быстро восстанавливаясь.


Компании по всему миру неустанно работают в надежде однажды найти идеальную технологию, позволяющую создать непревзойденный по всем параметрам продукт. Идеал, как известно, недостижим, но в процессе поисков появляются все более качественные вещи, способные значительно повысить уровень жизни.

Оглянитесь, и вы увидите, что будущее стоит уже у самого порога.

Фотографии: www.amazon.it , www.crystalite.org, www.williams-sonoma.com.au, www.villeroy-boch.se, bomond-ceramica.ru, www.umiwaza.com, www.happybeds.co.uk, flipboard.com.

Применение привычных проверенных многолетним опытом материалов гарантирует владельцу жилья надежность и долговечность. Однако человек всегда тянется к новому. Ему хочется создавать в своем доме , уютную и современную. Для того, чтобы идти в ногу со временем, давайте познакомимся с новыми отделочными материалами, появляющимися на рынке и начинающими набирать популярность.

гибкий камень

Гибкий камень уникальный материал. Отличается эластичностью, прочностью и легкостью монтажа. Материал характеризуется толщиной в пределах от 1,5 до 3 мм. В состав входит натуральная цветная мраморная крошка, а также экологически чистый полимерный материал. Такой состав позволяет материалу имитировать камень, песчаник, клинкерный кирпич, сланец и др., оставаясь при этом гибким и удобным в применении. Его можно увидеть в оформлении современных , душевых и ванных комнат, санузлов, саун и , кухонь и прихожих. Также гибкий камень применяют для облицовки фасадов, стен, заборов и т.д. Материал отлично передает натуральную природную фактуру, обладает широким спектром оттенков, что позволяет создавать неповторимый дизайн интерьеров и фасадов.

Цветущие обои – материал с красивым названием, обладающий способностью изменять свой цвет и проявлять дополнительные детали рисунка в зависимости от окружающей температуры и температуры прилегающих к нему предметов. Такой визуальный эффект достигается за счет специальной термокраски, входящей в состав материала. , выполненный такой термокраской, будет проявляться при перепадах температур и менять цвет. Такое ноу-хау позволит жильцам не скучать и радоваться новому оформлению помещения с течением времени. Недостатком такой отделки является необходимость оклейки в местах, где возможны перепады температуры – на стороне, подвергающейся яркому солнечному освещению, либо рядом с радиаторами, либо в помещениях с регулируемой температурой и т.д.

«цветущие» обои
светопропускающий древесный композит

Древесный композит – еще один материал, достойный внимания. Чаще всего из него изготавливают . Отличительной особенностью его является способность пропускать свет. Тоненькие деревянные панели соединяются между собой с помощью стекловолокна, позволяя материалу оставаться прочным и герметичным, при этом светопропускание варьирует в зависимости от типа древесины и расстояние между панелями. Стена или перегородка из древесного композит может также служить в качестве экрана для домашнего кинотеатра.

Жидкие обои для стен изготавливаются из натуральных волокон хлопка и целлюлозы. Поверхности, покрытые таким материалом способны дышать, что позволит избежать появления плесени. Жидкие обои относят к экологически чистым и безопасным материалам. Их преимуществом является простота нанесения и легкость в устранении случайных повреждений при эксплуатации. Такие обои антистатичны, что предотвращает оседание пыли. Недостатки таких покрытий — высокая стоимость жидких обоев и их растворимость в воде (обои придется покрывать специальным лаком).

жидкие обои
смарт-стекло в интерьере

Умное стекло или как его еще называют смарт-стекло – это еще один интересный новый строительный материал. Его применяют в строительстве, при , стеклянных дверных проемов, перегородок и других светопрозрачных конструкций. Также умное стекло широко используется в дизайне интерьера. Оно способно изменять свои оптические свойства (матовость, пропускание света, поглощение тепла и т.д.) в результате изменения условий внешней среды (температуры, освещенности, а также при подаче электрического напряжения). Также к умным стеклам можно отнести самоочищающиеся (например, от дождя), автоматически открывающиеся (например, для проветривания), само обогреваемые окна. Материал позволяет снизить потери тепла, сократить расходы на кондиционирование, заменить традиционные жалюзи и шторы. Недостатками смарт-стекла являются, безусловно, его высокая стоимость и необходимость подключения к электрической сети.

Производство строительных материалов не стоит на месте, а движется в соответствии с развитием мировой науки. Каждый год появляются инновационные технологии, патентуются новые разработки. Производители, конкурируя на рынке, стремятся не только улучшить внешний вид и свойства своих материалов, но и создать совершенно новые и интересные потребителю продукты. О других новых отделочных материалах мы поговорим в нашей следующей статье. Читайте также о том, как выполнить интерьер . Оставайтесь с нами.

Поделиться: