Проецирование своих недостатков на других. Защитные механизмы психики

Проекция в психологии – это ошибочное восприятие индивидуумов внутриличностных процессов как возникающих и происходящих извне. От лат. projectio – бросаю вперед – наделение окружающих объектов характеристиками, которые личность условно выбрала для них внутри себя, но воспринимает их получаемыми извне данными. Проекция в психологии это тип первичных, примитивных, психологических защит по классификации Ненси Мак-Вильямс.

Проекция позволяет индивиду оправдывать собственные поступки, поведение и мотивацию, объяснением «все так делают», а он положительный герой, вынужденно помещённый в ситуацию. Функциями и целью защит является уменьшение внутриличностного конфликта (тревоги, напряжения), обусловленного противоборство импульсов бессознательного с усвоенными требованиями социума, возникающими как итог воспитания и социальной коммуникации. Ослабляя конфликт, механизм защиты регулирует поведенческий сценарий личности, становясь способом , через бессознательное искажение реальности.

Проекция является противоположностью . Если последняя есть стремление психологически присвоить внешний объект, помещая его в поле своей личности, то проекция наоборот стремится отдать внутреннее на ответственность внешнего. Психоаналитически подобное происходит, когда импульсы ИД осуждаются Супер-Эго (Сверх-Я) и личности («Я») требуется инструмент для разрешения противостояния. Примером крайнего проявления проекции служат паранойяльные тенденции.

Что такое проекция в психологии

Механизм проекции бессознателен. Она может проявляться в паранойяльных тенденциях, когда бессознательное желание контролировать окружение реализуется в обвинении в преследовании, желании причинить вред. Нежелание признавать свои и принимать их вследствие самоосуждения или социальной неприемлемости, часто субъективной, провоцирует рост внутреннего напряжения, и для создания возможности контакта со своим желанием награждает данным желанием (например, позволить себе поведение определённым образом) внешний объект и тогда осуждение возможно вовне.

Проекция в психологии примеры проявляются в повседневном общении. Различные черты, отношения, верования, принадлежащие собственной , приписываются внешним объектам и затем воспринимаются как идущие извне.

Проекция в психологии это пример первичной бессознательной защиты. Предполагалось, что механизмы интроекции и проекции зависимы от отделения Я от внешнего. Отторжение , мысли из мира Я и изгнание их во внешний мир имеют потенциал принести облегчение противостоянию лишь тогда, когда Я отличает самое себя от внешнего. По мнению Фрейда, исходные пункты работы данных психологических защит крайне сложны и механизм не так прост, как представляется. В соответствии же с теорией британской школы , действующей в период изучения Фрейдом защит, они являются теми самыми процессами, без помощи которых дифференциация личности от социума никогда не могла бы быть реализована.

Схему проекции можно представить, как последовательность отдельных процессов – понимание природы импульса (не сознательное понимание), прекращение воздействия на среду, необходимого для удовлетворения данного импульса, что есть единственной его целью, исключение активного действия из внешней деятельности Я, создаёт вокруг своей личности условное поле, в котором необходимый (потому что желаемый) импульс приходит извне, как представляется. Этот, уже субъективно исходящий от внешнего импульс, воспринимается личностью как агрессивно и насильственно направленный, вынуждающий реагировать, потому, что Я бессознательно аналогичным образом насильственно прекращает собственный контакт со своим же бессознательным импульсом.

Данный процесс рассматривается как адекватный элемент психического развития, не обязательно приводящий к невротическим тенденциям. Проективная защита формируется в период осознания ребёнком своей отдельности от окружающих людей. Если сепарация проходит адекватно человек способен отделять свои желания от чужих.

Глобальной работой проекции масс являются различные формы предрассудков. Предписывание определённой группе наличие или отсутствие качества (плохие есть, хороших нет) на основании субъективных ощущений, приводит к искажённой трактовке фактов и событий в стремлении отдать на откуп собственные вытесненные импульсы. Фрейд считал, что мировосприятие религиозного (и мифологического вообще), хотя бы отчасти является результатом проекции вовне внутреннего психологического содержания людей, создавая могущественные образы.

Различают такие условные виды проекции:

– атрибутивная – приписывает свою мотивацию и поведение другим;

– аутистическая – собственные потребности подталкивают к трактовке отношения ближних соответственно ожиданиям и требованиям бессознательных импульсов;

– рациональная – объяснения своих просчётов помехами, создаваемыми другими людьми;

– комплементарная – личность награждает себя качествами силы, в противоположность слабым иным, отрицая в себе характеристики, субъективно воспринимаемые как проявления слабости характера.

Обычно же механизм работает комплексно, используя различные виды одновременно. Чем масштабнее участие проекции в работе внутренних процессов личности, тем больше ответственности отдаётся вовне, тем пассивнее индивид, психическая энергия, вместо направления в продуктивное русло самореализации, расходуется на создание пояснения собственной безынициативности.

Проекция – психологическая защита

Примеры проекции из жизни – это субъективные взгляды на окружающее, которые свойственны личности. , в балансе, необходимы психике для компенсации травматических событий. Но если защита начинает преобладать, захватывает психическое пространство и становится доминирующим способом коммуникации с миром, речь идёт о невротическом поведении, а в крайних формах проявляется как психотические нарушения.

Примером нормального и успешного использования проекции является актёрское переживание драмы героя, наделяя его своей болью, перепроживание эмоции в роли. Раздумывания и планирования действий под углом «чтобы сделал я, будучи на его месте» также включает в себя осознанное использование данной защиты, если сохраняется понимание, что это лишь предположение. Но даже в таком случае, если убрать элемент понимания предположения возникает ситуации «судить по себе». Это частая ситуация в случае и подозрительности в личных отношениях.

Же применяет психологическую защиту также в отношении к характеристикам собственной индивидуальности. Он отделяет от себя не только импульсы, но даже физические части себя, органы, в которых эти импульсы возникают, наделяя их объективным, в некоторой форме, существованием. Они становятся ответственными за трудности и помогают игнорировать, что это части самого человека. К примеру, голод может объясняться особенностями работы желудка, а не собственным естественным желанием. Создающий проекцию субъект представляется пассивным объектом обстоятельств, а не активным действующим лицом жизни собственной индивидуальности.

Таким образом, в проекции сдвигается грань между внутриличностным и остальным миром в пользу собственной выгоды, что дает возможность снимать ответственность, отрицая принадлежность аспектов индивидуальности, которые воспринимаются непривлекательными, оскорбительными.

Проекция является следствием вызова интроектами у личности чувство презрения и желание отчуждения. Человек, желающий любви, но избегающий близких отношений, так как считает, что другие обязательно предадут — классический пример проекции. В повседневной речи психологическая защита проявляется в формулировках, когда поведение окружающих вызывают возмущение и осуждение, замена местоимения «я» на местоимение «ты\он\она\они». То самое «белое пальто». И чем сильнее давление импульса, тем агрессивнее внешние нападки.

– это более осознаваемая проекция, так как человек уже включает себя в систему взаимоотношения с проекцией. Психологическая защита лежит в основе способности персонификации неживых объектов (дети «дружат» с игрушками), или животных, коммуникация с которыми строится на эмоциональном уровне.


Все люди действуют, исходя из оценки ситуации и своего состояния. Нередко на поведение человека оказывает эффект проекции в психологии человека. То есть, конечно, действие в разном диапазоне значимости определяется средой. Тем, что человек видит перед собой, на что реагирует. Но не во всем.

Если человек видит что на него оказывают давление — он будет действовать сообразно этому: кричать в ответ, закрываться, убегать, бить, подчеркнуто спокойно говорить, пытаться успокоить, кивать — выбор на вкус и воспитание.

Однако нельзя забывать, что восприятие мира субъективно. Разные люди видят мир различно. Мы никогда не знаем что происходит в мире объективно. Мы видим через призму багажа своего опыта и знаний. Так ребенок видит зеленую необычную штуку, взрослая женщина видит кактус, ее муж видит не просто кактус, а Ferocactus pilosus, а верблюд видит еду.

Тем более сложнее определить что «на уме» у другого человека. Его чувства, возможные и неизбежные реакции. Иногда он сам об этом говорит. Часто — не скрывает. Иногда мы догадываемся обо всем этом по невербальным проявлениям. Но все это — косвенные признаки. Он может соврать, может изобразить, мы можем ошибиться в интерпретации слов, интонаций, других невербальных сигналов.

Человек по своему устройству не терпит неизвестности и неопределенности. Если в поле его восприятия образуется информационный вакуум, он стремится его заполнить. Кто-то лезет вперед и исследует, кто-то выдумывает что там может быть, кто-то экстраполирует свой прошлый опыт, а кто-то — проецирует. В этот раз мы разберемся в том, как эффект проекции в психологии человека срабатывает на уровне отлаженного механизма. Причем во многом происходящего как бессознательная операция.

Что такое проекции? Проекция — это защитный механизм, при котором субъективное содержание, относящееся к конкретному человеку, присваивается внешнему объекту. Объекту или человеку. То есть происходит привнесение своего, выдача «желаемого» за действительное.

Еще раз. Проекция — это когда человек свои собственные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт переносит на других людей. И воспринимает их не как свои, а как относящиеся к другим людям. Что может наложиться или исказить реальные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт других людей.

Чтобы еще лучше схватить как работает эта психологическая операция, давайте вспомним реальный проектор. Содержимое проектора находится внутри, но изображение мы видим там, куда проектор направлен. И при этом можем не воспринимать белую стену, обои или другое, на что направлен проектор.

Именно так работает механизм проекции. Куда бы ни посмотрел человек — он видит свое же содержимое. И общается, относится, реагирует на вое же содержимое.

Человек, проецирующий свои переживания на окружающих будет реагировать не на самих окружающих, их он не увидит, а на свои собственные содержания. Что, конечно, не облегчит ему взаимодействие и не прибавит очарования. Подводя итоги, можно понять почему эффект проекции в психологии человека способен помешать воспринимать и действовать адекватно ситуации. Поэтому мы к нему еще обратимся в последующих статьях.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Нас раздражает в других то, что есть в нас самих - часто слышала я. Ну как во мне может быть наглость, грубость и упертость? Это не про меня. Что-то тут не так… С этого и начался выяснение вопроса о наших проекциях для меня когда-то.

Что такое проекция простыми словами

Проекция - это такой защитный механизм, когда мы другим людям приписываем те качества, которыми обладаем сами.

Такой психологический феномен как проекция можно, для наглядного примера, сравнить с работой проектора. Мы на экране видим то, что на самом деле находится внутри проектора. Так и в реальной жизни - мы видим в других людях то, что на самом деле находится в нас самих.

Почему же мы это не видим в себе сами? На самом деле увидеть в себе то, что мы проецируем на других, мы можем, но это очень болезненно порой. А все наше существо запрограммировано на стабильное и спокойное существование и все волнующие нас события вытесняются психикой в подсознание.

Как формируется проекция

По мнению Зигмунда Фрейда, механизм формирования проекций примерно следующий. Если в нас есть какое-то качество, например грубость, которое малых лет нам запрещают проявлять как нежелательное, то мы его для себя запрещаем к проявлению, но прекрасно видим это качество в других людях.

И для этого другим людям вовсе не обязательно им обладать на самом деле. Принято считать, что около 80% того, что мы думаем о других людях - наши собственные проекции и не более того.

Как понять, что вы сейчас проецируете:

1. У вас есть четкое понятие, что человек рядом с вами плохой. При этом вы с ним не знакомы и не можете привести достойных аргументов, подтверждающих свои слова.

2. Активным образом проекция проявляется при малом количестве информации о собеседнике. Очень хорошо это видно на примерах интернет общении и общении по средствам телефонной связи.

3. Проекция чаще всего носит негативный характер. То есть Вы более склонны видеть в других людях их негативные стороны.

Эксперимент

Предлагаю вам сейчас поучаствовать в эксперименте на тему проекций. Посмотрите на фото кота и сформулируйте для себя то, какие чувства этот кот испытывает.


Сделали?

А теперь интерпретация в виде примера на мне и моем муже.

Вчера немного поругалась с мужем и, набирая эту статью, показала ему кота. Спросила какие по его мнению чувства испытывает кот. Муж ответил, что кот грустит и его, наверное, достала его жена.

Потом я посмотрела на кота и мне показалось, что он очень устал и ему хочется сбежать.

Справедливости ради скажу, что причина нашей ссоры заключалась в том, что я работаю над созданием уюта в доме, а муж, как мне кажется, нет. И даже в выходной я упахиваюсь, пока муж с умным видом читает новости с экрана монитора.

Вот и не верь после этого в то, что мы приписываем другому свои же чувства.

А вы согласны с тем, что мы видим в других то, что есть в нас самих?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

И т. д. индивида приписываются им кому-то другому. Прерывание контакта с окружающей средой. Это сопровождается отрицанием, что он сам имеет эти чувства или тенденции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», - думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», - жалуется тот, кто не в силах признать и принять свою собственную агрессию. Проекция выполняет функции защитного механизма , оберегая индивида от , свидетельствует о наличии некоторого подавленного базового конфликта ;

  • В других психодинамических теориях - процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим. Этот процесс рассматривается как нормальный процесс психического развития, не обязательно отражающий невротические тенденции;
  • Восприятие событий и окружающей среды (особенно неоднозначных) в терминах собственных ожиданий, и т. д. Это значение полностью нейтрально относительно патологического аспекта проекции и составляет основу для использования проективных методик.
  • Проекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

    Противоположностью является проекция. Если интроекция - это тенденция принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция - это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Примером крайнего случая проекции может служить , клинически характеризуемая наличием у пациента хорошо организованной системы бреда. Параноик как правило оказывается в высшей степени агрессивной личностью; неспособный принять на себя ответственность за собственные , и , параноик приписывает их объектам или людям в своей среде. Его убежденность, что его преследуют, фактически является утверждением о том, что он хотел бы преследовать других. Но проекция существует и не в таких крайних формах; необходимо тщательно различать проекцию как процесс, и продумывание предположений, которое может быть нормальным и здоровым. Планирование и предвосхищение, поиски и маневры при игре в шахматы и многих других действиях предполагают наблюдение и делание предположений относительно внешнего мира. Но эти предположения так и понимаются как предположения. Когда игрок в шахматы продумывает несколько ходов вперед, он делает ряд предположений об умственных процессах противника, как бы говоря: «Если бы я был им, я сделал бы то-то и то-то.» Но он понимает, что делает предположения, которые не обязательно будут соответствовать тому, что руководит его противника, и он знает, что это его собственные предположения.

    В отличие от этого, скованная сексуальными запретами женщина, которая жалуется на то, что все к ней пристают, или холодный, отчужденный, высокомерный мужчина, обвиняющий людей в том, что они враждебно к нему относятся, - примеры невротической проекции. В этих случаях люди делают предположения, основанные на собственной фантазии, не сознавая, что это только лишь предположения. Кроме того они не сознают происхождения собственных предположений.

    Художественное творчество также требует каких-то предположений и проекций. Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет. Но, в отличие от проецирующего , он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где кончается он сам и начинаются его герои, хотя бы даже в процессе самого творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим.

    Невротик использует механизм проекции не только по отношению к внешнему миру; он пользуется им и по отношению к себе самому. Он отчуждает от себя не только собственные импульсы, но и части себя, в которых возникают эти импульсы. Он наделяет их объективным, так сказать, существованием, что может сделать их ответственными за его трудности и помочь ему игнорировать тот факт, что это части его самого. Вместо активного отношения к событиям собственной жизни, проецирующий становится пассивным , жертвой обстоятельств.

    Когда хорист жалуется на свой мочевой пузырь, причиняющий ему неприятности, - это прекрасный пример проекции. Здесь поднимает голову безобразное «оно», и наш герой оказывается чуть ли не жертвой собственного мочевого пузыря. «Это просто-таки происходит со мной; я должен выносить это,» - говорит он. Мы оказываемся свидетелями возникновения маленького фрагмента паранойи. Как интроектору можно было бы задать вопрос, кто говорит, и ответом будет - «они», так проектору следует напомнить: «Это твой собственный мочевой пузырь, это ты испытываешь потребность в уринации.» - Когда проектор говорит «оно» или «они», он, как правило, имеет в виду «я».

    Таким образом, в проекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу», что дает нам возможность снимать с себя ответственность, отрицая принадлежность себе тех аспектов , с которыми нам трудно примириться, которые кажутся нам непривлекательными или оскорбительными.

    К тому же, как правило, проекция является следствием того, что наши вызывают в нас чувство отчуждения и презрения к себе. Поскольку наш хорист интроецировал представления о том, что хорошие манеры более важны, чем удовлетворение насущных личных нужд, поскольку он интроецировал убеждение, что следует «выносить все это, улыбаясь», он вынужден проецировать или даже изгонять из себя те импульсы, которые противоречат его внешней деятельности. Это не он испытывает потребность в уринации; он хороший мальчик, он хочет оставаться с группой и продолжать петь. Уринации требует этот противный, непослушный мочевой пузырь, который как назло оказался в нем, который он считает как бы «интроектом» - чуждым элементом, насильно внедренным в него против его воли.

    Проецирующий , как и интроектор, неспособен различать грани собственной целостной личности, которые действительно принадлежат ему самому, и то, что навязано ему извне. Он рассматривает свои интроекты как себя самого, а те части себя, от которых он хотел бы избавиться, он рассматривает как непереваренные и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых «интроектов», которые в действительности являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого. Интроецирующая личность, являющаяся полем битвы между воюющими между собой неассимилированными идеями, получает себе параллель в виде проецирующей личности, которая делает мир ареной битвы своих личных конфликтов . Чрезмерно осторожный, мнительный человек, который говорит вам, что хотел бы иметь друзей, хотел бы быть любимым, но в то же время добавляет, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», -типичный пример проекции.

    Поделиться: