Японская эстетика в интерьере: ваби-cаби, сибуй, югэн, мияби. Три упражнения для того, чтобы…

Абсолютно естественное желание – обрести свой кусочек земли, построить коттедж, загородную усадьбу или купить квартиру. Назвать это место своим домом. Создать там свой мир. Но для гармоничного проживания в этом объекте важно глубокое понимание своей природы.

Поместить растения в непригодные условия – это провал садовника. Жилье в точности, как и сад, необходимо связывать с природным началом (хотя бы с человеческим) и оставлять живым.

Какой смыл помещение с высотами 2,6-2,8 метра стилизовать (а иначе никак не назвать) в стиль , украшая стену, плавно переходящую на потолок, пластмассовой лепниной, вешать в центр комнаты многоярусную хрустальную люстру и расставлять по периметру антикварную мебель? Люди, заказывая и ворлощая такой дизайн хотят внести французский аромат, изысканность, а рождается очевидная фальшивость. И так с многими, очень многими, стилями.

Нет ничего абсурдного, что мы восхищаемся дворцами или китайскими домиками, “пастушьем” жильем в Альпах или шикарными виллами на берегах морей. Абсурд, на мой взгляд, в том, что стремимся перенести архитектурные формы и предметы декора в нетипичную среду, в свою реальность. Таким действие мы промениваем содержание предмета его форме.

Желая создать интерьер в японском стиле у себя в квартире, мы получаем вульгарную “японщину” с кричащим веером на стене, перламутровыми обоями с цветками сакуры и, имитирующими массив дерева, поверхностями из ДСП. Вместо того, чтобы сотворить жилье, основываясь на философию сдержанности, созерцанием природы, ее несовершенных природных материалов.

Опираясь на философию японцев, можно добиться гармоничного внутреннего и внешнего пространства в любой точке земли независимо от вероисповедания, культуры, климатических особенностей и оно никак не будет напоминать азиатский дом. Японский секрет заключается в сути вещей, а не их форме.

Японская эстетика складывается из критериев канонов красоты. Они формулировались долгое время под воздействием религий синтоизм и дзэн-буддизм . Первый дал понятие отмечать простые вещи, которые могут являться амулетами и хранить душу-ками. Вспомните о “печальной красоте вещей ”, она обязана именно синтоизму . Второй указал на временность этого мира и хрупкость. Традиционное кратковременное и чарующее любование цветами сливы умэ и сакуры (Ханами ) берет истоки из взгляда дзэн .

4 японских мерила

высшей утонченности прекрасного.

1. Ваби-саби переводится как «скромная простота». Ваби - это непритязательная простота, одновременно обладающая могущественной силой, саби - красота, приходящая со временем, спокойствие от одиночества. Эти два понятия ранее существовали по отдельности, но со временем начали жить в единстве.
Ваби-саби не понять умом, это не стиль и его невозможно тиражировать, навязать и объяснять каждому. Истинное понимание непостижимо по средствам слов, его можно только чувствовать.

Ваби-саби – лишенная манерности, эстетика. Ей присуща предпочтение скромному изяществу внутреннего нежели внешней форме великолепия. Она изъясняется в несовершенности и асимметричности, порой шероховатости и легкой грубости, и в тоже время ощущается утонченность. Фактически, ваби-саби – это понятие японцами эстетического вкуса, умение видеть прекрасное в своем естестве, чистую истину.

Richard Powell замечательно сформулировал словесную концепцию понятия: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно» . Западный человек наверняка почувствует тоску и печаль от сказанного. Но в дзэнском мировосприятии это благоприятное состояние духа, когда личности не присуще тягость от уединения или нехватки материального, а спокойствие от обладания настоящего.

Благодаря восприятию несовершенного и непостоянного, Япония даровала нам возможность наслаждаться садами камней, национальной керамической посудой Раку, поэзией, в том числе Хайку, живописью однотонной тушью, музыкой дзэнских монахов (хонкеку). О многом из этого и других азиатских достояния можно почитать в ранее опубликованной статье

2. Сибуй – это простота простоты и непосредственности. Сибуй не заявляет о красоте предмета, а тихо шепчет о совершенстве материала, из которого он изготовлен. Его можно сравнить с вяжущей хурмой. Живет в терпковатом послевкусие зеленого чая или холодно заточенном лезвии кинжала.

Если спросить у меня что такое сибуй , я отвечу, что это качественные и еле уловимые духи Light Blue, где древесные ароматы кедра, пряность амбры и муската, яркий жасмин и печальная белая роза, едкий лимон и сильный бамбук, слившись в бархатном облаке, нежно обволакивают твое тело. Японец же скажет: “Это то, на что человек, обладающий вкусом, укажет и обозначит прекрасным” . Иными словами, сибуй – завершающий вердикт в оценке красоты.

Эстетическое восприятие закладывается с рождения японскому народу на протяжении многих столетий, и распознают красоту он качественно и интуитивно.

Сибуй достигается, подобно китайскому , равновесием, незначительной обработкой материала и предельной практичностью готового изделия.

Сочетание минимальной переработки + максимальная удобность = сибуй

Идеальная чаша та, из которой удобно есть и пить, и при этом сохранена первозданная красота, природность глины, заботливо обожженная рукой мастера.

3. Мияби выражает элегантность, утонченность в японской эстетике. Он противостоит демократизму ваби-саби с его шероховатостью и своеобразной грубостью. Понятие более сентиментальное и возникло в аристократическую эпоху Хэйан (794-1185 гг), в эпоху «мира и спокойствия». Это время переноса столицы Норы в город Хэйан-ке, присвоения элите и духовенству государственных земель, на которых трудились крестьяне. Время, когда Япония на 300 лет изолировала свой остров от влияния Китая и Кореи, рождая свою неповторимую культуру. Обращая внимание казалось бы на самые незначительные “мелочи”: оттенок бумаги для письма, интенсивность запаха туалетной воды, благовоний и покрой ткани для определенного класса должностных лиц,- японцы формировали неподражаемую эстетику с высочайшим духом этики, духовного развития и чести.

В эпоху Хэйан появились первые самураи с благородным кодексом бусидо . Военная философия воспитывала не только настоящие мужские, отважные качества потребные в сражении, но высокоморальный осознанный дух, который отождествляет мияби .

Знание, что ты можешь умереть в любой момент, дают ценность каждой минуты, проживающей на земле. Человек, готовый к смерти, смотрит на мир открыто и в полном цвете, посвящая свободное время ближним, помощи нуждающимся, личному развитию и заточке навыков до идеала. Он смотрин на мир с безусловной любовью и замечает, что при повседневной суете дел, остается без внимания. Он чувствует, как солнце заботливо греет лучами тело, как ветер щекочет щеки, как завораживающе поют птицы, как мелодично шелестят листья, а один из них срывается с ветви и, исполняя свой последний воздушный танец, падает в реку, несясь вперед, доверившись течению.


Изящное, утонченное, тонкое,

открывающееся лишь во время созерцания, и есть Мияби.

Мияби неразрывно от понятия моно-но аварэ печального очарования вещами . Непринужденная гармония естества человека с окружающей средой, приятная беспричинная грусть от иллюзорности и непостоянности видимого. Аварэ не разделяет прекрасное от истины, в ней нет грубой формы. Условно ее можно разделить на 4 вида: красота единства и созвучия, красота духовного движения, красота грусти и красота утонченности.

Благодаря созерцанию и пониманию мияби поэты и писатели, художники и скульпторы, архитекторы, создавали и создают шедевры. Именно Храм Золотого павильона и Бёдо-ин являются первыми архитектурными творениями людей, руководствующимися понятием мияби и моно-но аварэ .

4. Югэну Япония обязана Китаю и дзэн-буддизму. Основа его критерия красоты выражается в мнительности реализма и восприятии сущности объекта на интуитивном уровне.

Из книги Всеволода Овчинникова “Ветка сакуры ”:

Югэн , или прелесть недосказанности, - это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.”

Следить, как утки взлетают над озером и скрываются за уровнем горизонта, выстроившись клином или идти все дальше-дальше в лес, не следя за временем, – это югэн . Доверяться внутреннему голосу, открывая тайны мира.

Понятие “югэн ” в целом сложно обозначить словесно или физически для понимания западному человеку. Например, в английской лексике в априори нет слов, передающих переживания японцами югэна . Осмыслить лишь возможно, если сможем открыть душу для подобного чувствования.

В творчестве югэн всегда преподносится в незавершенном виде. Созерцающему дается возможность самому на интуитивном уровне проникнуться замыслом и осознать, что осталось недомолвленно.

Ваби-саби можно назвать братом японского минимализма: считается, что это направление родилось из философии дзен-буддийских монахов. Дословный перевод с японского - «скромная простота». Несмотря на это, у стиля достаточно интересных деталей, которые можно взять на вооружение для интерьера своей квартиры.

Если еще раз обратиться к трактованию понятия, то философия ваби-саби будет делиться на две категории, как и составляющие названия:

    ваби - скромность, воздержанность, жизнь, созвучная с природой; некоторые трактовки перевода означают и несовершенство - отголоски этого определения мы также находим в признаках стиля;

    саби трактуется как старость, иногда запущенность, и связано у японцев с ходом времени.

На этих понятиях строится стиль ваби-саби, который уже завоевывает популярность в отечественных дизайн-проектах. Ниже - советы, как создать интерьер в этом модном стиле.

Как создать интерьер в стиле ваби-саби

1. Полюбите пустоту

Суть этого принципа строится на отличиях западного и восточного менталитета. Мы как люди Запада часто стремимся для красоты добавить что-то в интерьер: повесить картину, украсить диван подушками и пледом. Японцам же, напротив, для достижения прекрасного, необходимо убрать все лишнее. Они считают, что, только отказавшись от украшательства, можно заметить главное.

2. Найдите прекрасное в природном несовершенстве

Увидев определение «несовершенство», можно было бы предположить, что ваби-саби дает «зеленый свет» на непарадную жизнь с неизбежными погрешностями быта: неопрятность и беспорядок. Это не так.

Под несовершенством понимаются те неидеальные формы, которые созданы природой и временем: грубая каменная поверхность, неровности, ржавчина на металле, трещины на керамике и глине.

Чем ближе удается приблизиться к такому природному несовершенству, тем лучше для в стиле ваби-саби.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

3. Поставьте простую мебель с природными изъянами

Каждая вещь в комнате стиля ваби-саби не должна стоять просто так, к мебели предъявляется то же требование. Она должна соответствовать двум критериям:

    быть простой и гармонично вписываться в интерьер;

    быть несовершенной, с природными изъянами.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

В этом дизайнеры находят общие черты с европейским стилем рустик, где предметы для обихода покрываются даже не краской, а матовым лаком, чтоб цвет дерева оставался нетронутым. Простые фасады из натурального дерева помогут создать нужную атмосферу.

Некоторую мебель можно взять из , например металлические конструкции с ржавчиной.

Стиль интерьера ваби саби отражает одноименное эстетическое мировоззрение японцев. Оно просматривается в хокку и танка, икебане, рисунках на шелке, дизайне японских садиков.

Один из вариантов перевода звучит, как «скромная красота». На самом деле философия ваби саби - нечто такое, что невозможно описать западными понятиями. Ее можно только почувствовать.

Базируясь на буддийских учениях о непостоянстве и страданиях, философия благоприятствует дизайну, влюбленному в асимметрию, строгость и простоту.

«Ничто не вечно, ничто не закончено, ничто не совершенно» - вот три вещи, на которых базируется традиционная японская философия.

Для кого он?

Принципы интерьера ваби саби по душе людям творческих профессий: актерам, фотографам, певцам. Апартаменты в отеле Роберта де Ниро оформлены в этом стиле. Стоимость аренды пентхауса 15 тысяч долларов США в сутки.

Подобные интерьеры понравятся тем, кто:

  • не хочет бесконечно заменять новые вещи еще более новыми;
  • устал от одноразовых товаров;
  • любит предметы, обладающие индивидуальностью, историей и характером;
  • ценит то, что имеет.

Визитные карточки

Несмотря на то, что японский ваби саби невозможно уложить в какие-то определенные рамки, стиль имеет несколько визитных карточек.

Характерно использование натуральных материалов и спокойных тонов, внимание к фактуре материалов. Приветствуются старые и самостоятельно сделанные вещи.

Цвета, освещение и материалы

Используются спокойные тона: белый, бежевый, серый, коричневый, зеленый. Светлые тона придают легкость и пространство, зеленый и коричневый символизируют единение с природой.

Освещение неяркое и рассеянное. Пришло из чайных домиков, строившихся так, чтобы окна выходили на северную сторону.

Материалы не обязательно дорогие, но обязательно натуральные. Предпочтение отдается местным породам древесины, видам камня.

Если вокруг растут сосны и неподалеку существует гранитный карьер, дизайнеры скорее отдадут предпочтение именно этим материалам, презрев древесину лапачо и белый мрамор.

Отсутствие орнаментов и узоров с лихвой заменяется вниманием к фактуре. Разноцветные прожилки древесины, оттенки природного камня – неброская и благородная красота.

Мебель и аксессуары

Мебель лаконичная, без декоративных украшений. Она не должна выглядеть новомодной однодневкой. Обыгрываются потертые деревянные поверхности и неровности камня.

Интерьер должен показывать течение времени. Поэтому используют старые, но не обязательно антикварные вещи. Это может быть стул, который прослужил 20 лет или растрескавшаяся скульптурка.

Приветствуются вещи, сделанные своими руками и комнатные растения, особенно бонсаи. Как символ увядания в оформлении часто применяют сухие ветки.

Современные дизайнеры используют гамаки и подвесные кровати, добавляя таким образом необычности и колорита за счет оригинальности решения, а не за счет декора.

Обязательны элементы незавершенности, небрежности, неправильности, выражающие красоту несовершенства. Что это будет: обломанная каменная столешница, старые лестничные ступени или кривоватая глиняная чашка?

Незастеленная кровать

Некоторая незавершенность в интерьере выражается в неприбранной кровати. На первый взгляд небрежно брошенное покрывало, на самом деле уложено продуманными складками.

Необходимо подобрать правильное постельное белье. Обязательно натуральное, возможно жатое. Предпочтение отдается шелковистому сатину. Но хлопок, лен и шелк будут смотреться не хуже.

Кинцуги (золотая заплатка) техника реставрации керамических изделий, придуманная японцами. Это целое искусство, в основу философии которого положено умение правильно воспринимать неудачи и ценить красоту изъянов. Такие изделия будут прекрасно смотреться в интерьере ваби саби.

По легенде в Японии 15 века сёгун лишился любимой чашки. Он приказал собрать все осколки и отдать мастерам для починки.

Когда работа была готова, японский сановник остался недоволен и потребовал переделать. Испугавшись гнева сёгуна, мастера превратили чашку в настоящее произведение искусства, заполнив трещины золотым лаком.

Не стоит пытаться оформлять подделку под Японию. Ведь имитации и подделки в интерьере - враги ваби саби. Нужно проникнуться философией и выразить ее альтернативным японским минимализмом. И помнить, что стиль ваби саби в Японии и в России отнюдь не одно и то же.

Современные дизайнеры советуют дополнительно использовать элементы минимализма, лофта и скандинавского стиля. Подобное решение придаст дизайну европейский акцент и естественность.



Ваби-саби дословно переводится как «скромная красота». Дать более точное определение этому неоднозначному стилю довольно сложно. В нём органично смешались хаос и умиротворение, нашли отражение понятия утончённости и многогранности.

Этот стиль - часть японского эстетического мировоззрения. Впервые он начал проявляться в чайной церемонии, поэзии и рисунке, а со временем его черты стали воплощаться и в интерьерном дизайне.

Иногда ваби-саби сравнивают с одной из разновидностей минимализма, однако эти стили отличаются друг от друга. Японская эстетика выражается в интерьере более аскетично и погружает хозяев и гостей дома в медитативное состояние. Ваби-саби отчётливо демонстрирует красоту того, что имеет какой-то изъян. Даже предметы искусства воспринимаются в нём как вещи, полные несовершенств.

Как воплотить ваби-саби в интерьере

Цветовое решение и отделка

Цветовая гамма ваби-саби очень спокойная и сдержанная: белый, бежевый, серый - те , которые помогут создать атмосферу, близкую к отдыху на природе. За счёт использования этих оттенков такие интерьеры выглядят лёгкими и будто наполненными светом.

Не стоит выбирать яркие акценты и активные орнаменты. Лучше обратить внимание на натуральную интересную фактуру отделочных материалов и мебели. Камень, дерево и грубые натуральные ткани создадут необходимое настроение и атмосферу аскетичного стиля. Избегайте глянцевых поверхностей, попробуйте избавиться от лишних нефункциональных предметов в квартире.

Что касается стен, то естественные изъяны и неровности лучше не маскировать, а подчеркнуть фактурной штукатуркой.

Освещение

В таких интерьерах не стоит выбирать яркий белый свет, лучше отдать предпочтение естественному. Разумеется, это не всегда возможно, поэтому лучше использовать скрытое освещение или аутентичные светильники.

Декор и детали

Такой интерьер можно создать и . Привозите из путешествий старые предметы, у которых есть история, или пройдитесь по блошиным рынкам. Так вы сможете легко подобрать основу для нужного декора. К примеру, можно выбрать старый чайный сервиз с каким-либо дефектом, поржавевшую раму зеркала или посуду ручной работы.

Уделите внимание вещам, которые передаются из поколения в поколение, имеют большое значение для их владельцев и вызывают тёплые воспоминания.

Стиль ваби-саби близок не только жителям Японии. Сегодня всё больше людей, живущих в Европе и Америке, отказываются от демонстративной роскоши. Если и вам близка такая эстетика, будьте смелее! Возможно, именно в этом стиле вы найдёте своё умиротворение и гармонию.

Ваби-саби – два японских слова, которые помогают нам воспринимать окружающий мир и нас самих как уникальные объекты для постижения красоты, скрытой от суеты и шума.

Ваби – отсутствие пафоса, отказ от роскоши, «сознательный примитивизм». Саби, понятие японской эстетики, можно перевести как «безмятежность», «печаль одиночества», «приглушенность цветов и звуков». В объединенном – и более емком – понятии ваби-саби заключено отсутствие блеска, безыскусная простота, красота вещей, тронутых временем и несущих в себе тепло множества человеческих рук – и оттого еще более привлекательных. Эта концепция несет в себе множество оттенков смысла, но ни один из них не является точным и определенным.

Уловить сущность ваби-саби можно, если «научиться постигать жизнь через чувства, отбросив посторонние мысли, – объясняет культуролог-японист и председатель общества «Россия–Япония» Галина Дуткина. – Идея состоит в том, что наблюдение за окружающими естественными, изменяющимися, уникальными объектами помогает нам подключиться к реальному миру и избегать потенциально стрессовых отвлекающих факторов.

Мы учимся замечать красоту в самом обычном, естественном: например, созерцая увядание осенних листьев. Ваби-саби придает объекту медитативную ценность и в этом смысле становится практическим воплощением философии дзен-буддизма с ее стремлением к отшельничеству, самоограничением и одновременно внутренней силой и сосредоточенностью».

Эстетика скромности

Неслучайно мастер чайной церемонии и последователь ваби-саби Мурата Дзюко (1422–1502) был дзенским монахом. В ту эпоху чай был предметом роскоши, как и привезенные из Китая принадлежности для церемонии – изысканные до вычурности. В противовес этой моде Дзюко подавал чай в посуде местного изготовления, считавшейся грубой.

Век спустя сын купца Сэн-но Рикю (1522–1591), став мастером чайной церемонии, продолжил эту традицию: чайный домик он сделал похожим на крестьянскую хижину и дополнил его садом и каменной дорожкой, ведущей через сад к домику. Чаши он заказывал у знаменитого мастера керамики: их вылепливали вручную, не пользуясь гончарным кругом. Нарочито безыскусные и несовершенные, они со временем покрывались трещинами, налетом, сколами.

За свою приверженность простоте Рикю поплатился жизнью: сюзерен, которому он служил, предпочел пышные приемы и драгоценную утварь и приказал мастеру совершить ритуальное самоубийство. Однако школа чайной церемонии, основанная Рикю, стала ведущей в Японии, а потом и за ее пределами.

Отношения в духе ваби-саби учат принимать другого человека со всеми его недостатками, но не забывать принимать и свои собственные

Суть ваби-саби можно выразить тремя утверждениями, считает теоретик искусства Леонард Корен, многие годы посвятивший изучению этого принципа: «Истина возникает из наблюдения за природой. Величие живет в тайных и забытых деталях. Красота может проистекать из несовершенства».

Эта философия распространяется и на отношения – как к себе, так и к другим людям. «Отношения в духе ваби-саби учат принимать другого человека со всеми его недостатками, но не забывать принимать и свои собственные. Ведь совершенство может быть скучным», – подчеркивает Галина Дуткина. Что, если мы умерим ожидания и сосредоточимся на восприятии другого человека: на том, что он говорит и чувствует, как относится к миру? Если не пытаться исправить его, у нас будет больше времени и сил на то, чтобы насладиться общением.

Тот же подход можно применить и к себе: «Я уже имею внутри себя все необходимое, чтобы чувствовать свою ценность и быть счастливым. Мне достаточно лишь обращать внимание на самое существенное. Избегая суеты и диктатуры моды, я могу принять себя таким, каков я есть». Стандартному совершенству и показной роскоши противостоит уникальность, несовершенство и скромность ваби-саби.

Один из советов Леонарда Корена звучит так: «Упростите все до самой сути, но оставьте поэзию. Держите все чистым и необремененным, но не лишайте смысла». Мы, люди современного мира, часто нуждаемся в советах подобного рода. Неприятие броской красоты и излишнего изобилия – идеальное условие для понимания ваби-саби, которое не имеет четких границ и ярких признаков, но может подарить просветленное чувство строгой простоты окружающего нас мира. Три упражнения, которые мы предлагаем, помогут вам проникнуться духом этой философии.

Три упражнения для того, чтобы…

Выявлять скрытую красоту. Наш взгляд отформатирован господствующими эстетическими принципами. Но если мы хотим вернуть себе свободу и свежесть чувств, нам необходим другой подход к делу: более деликатный и внимательный, менее кардинальный в отношении активных изменений «к лучшему». В контексте ваби-саби красота существует вне искусственности. Свидетельства превосходства природы над человеком, последствия случайных изменений не должны быть сглажены или стерты, но, напротив, должны быть бережно сохранены.

Как? Обращать внимание на несовершенства вещей и людей. Выцветшие складки старой ткани, красота сухих листьев или поникшего цветка, очарование улыбки старого человека и рисунок морщин на лице, танец пыли в луче света – все это красиво, а значит – достойно пристального внимания.

Различать оттенки эмоций и наслаждаться ими. Когда мы попадаем в сложную ситуацию, подвергаемся стрессу или просто чувствуем себя не очень хорошо, полезно установить контакт с каким-либо предметом, пропитанным духом ваби-саби, который, согласно определению, может «возбудить в нас чувство светлой грусти и духовной жажды». Это помогает напомнить себе об иллюзорности постоянства и совершенства, эфемерности проблем и забот и о том, что никто не в силах победить время.

Как? Побродить по дому, потрогать любимую одежду, раскрыть старую книгу, взять в руку стакан воды – то есть остановиться на каком-либо объекте ваби-саби, почувствовать его вес, форму, текстуру. Спросить себя: чем этот предмет привлекает вас, почему он вам приятен? Какие воспоминания и ощущения он вызывает? Ностальгию, легкую грусть, радость? Поняв это, вы станете чувствовать себя увереннее и сможете различить в ваших эмоциях целый спектр разнообразных оттенков.

Выбирать то, что делает нас счастливее. Осознать основные потребности – лучший способ познакомиться с собой и приблизиться к своей уникальности. Ваби-саби предполагает не самоотречение и принудительный минимализм, а лишь сознательный выбор в соответствии со своей внутренней сущностью.

Как? Например, сделать список занятий, которые приносят радость. Подумайте о том, чем конкретно они приятны для вас, каким глубинным чертам вашей личности они отвечают. Присвойте этим занятиям порядковый номер от 1 до 6, а потом спросите себя: достаточно ли времени вы уделяете им – и в течение каждого дня? Что мешает вам заниматься любимыми делами дольше? Как вы можете исправить это?

Об эксперте

Леонард Корен – архитектор, художник, автор нескольких книг, в том числе «Ваби-саби для художников, дизайнеров, поэтов и философов» («Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers», Imperfect Publishing, 2008) и «Ваби-саби: дальнейшие размышления» («Wabi-Sabi: Further Thoughts», Imperfect Publishing, 2015).

Поделиться: