Информация о терракотовой армии. Загадки терракотовой армии китайского императора цинь шихуанди

Жители Китая до сих пор помнят и почитают достопочтимого Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до. н.). Это первый император Китая и современник Ганнибала. Именно при нём была возведена Великая китайская стена . Но грозный владыка прославился не только этим величайшим сооружением. Его воображение, воля и энергия не знали границ. Поэтому именно по приказу этого удивительного человека были построены дороги по всей стране и создана терракотовая армия.

Все эти работы стали следствием единства Поднебесной. В подчинении у владыки оказались неисчерпаемые людские ресурсы. Официально он взошёл на престол в 221 году до н. э, а уже в 210 году до н. э. покинул бренный мир. То есть человек находился у власти всего 11 лет, но сделал столько всего, что хватило бы на целое столетие. Останки императора были захоронены в роскошной гробнице, а вокруг неё был возведён огромный некрополь. Находится он в современной провинции Ляонин. Это восточная часть Китая на юге Маньчжурии (историческая область). Сама провинция граничит с Северной Кореей.

Терракотовая армия состоит из 8 тыс. глиняных скульптур

Загадки терракотовой армии

Первые глиняные воины были обнаружены в границах некрополя в 1974 году. Масштабные раскопки проводились с перерывами с 1978 по 1986 годы. В настоящее время археологические работы продолжаются, но потрясающую человеческое воображение глиняную армию в полном составе может созерцать любой желающий. Фигуры стоят в склепах на расстоянии 1,5 км от гробницы грозного императора.

Каждая глиняная фигура имеет рост 2 метра и весит 300 кг . Всего таких фигур насчитывается 8 тысяч. Примечательно то, что все статуи имеют абсолютно разные лица. Ни одно лицо не похоже на другое. Это проверяли по специальной компьютерной программе, но та не нашла сходств. Человеческие черты, отражённые на глине, - разные. Как будто это живые люди, а не безликие фигуры.

Теперь представим, сколько нужно было затратить труда и привлечь людей, чтобы создать такое количество огромных глиняных изваяний. Вызывает ещё вопрос тот факт, что в то далёкое, покрытое романтической дымкой время, вообще было не принято хоронить владык со скульптурами. Вместе с усопшим лидером в могилу клали трупы его подданных. Причём процесс умерщвления проходил очень гуманно.

Лица скульптур абсолютно разные

Людей не резали как свиней, и обречённые не метались в ужасе по закрытому помещению, оглашая воздух жуткими воплями. Наоборот, умереть вместе с владыкой считалось великой честью. Древний человек верил в загробную жизнь, а поэтому мечтал попасть в царство теней вместе со своим лидером, которому верно служил при жизни.

Каждый из приближённых выпивал чашу вина, в которой находилась большая доза мышьяка. После этого умирал с улыбкой на устах и счастьем во взоре. Такой способ умерщвления был доказан уже в наше время. В многочисленных человеческих останках, найденных в гробницах, специалисты обнаружили огромную концентрацию мышьяка. Так что теперь понятно, как умирали придворные и многочисленные жёны грозных владык.

По логике вещей Цинь Ши-хуанди должен был забрать на тот свет живых людей, но он почему-то ограничился глиняными скульптурами. Объясняется это просто. Многочисленные войны истощили страну, а население значительно уменьшилось. Людей стало мало, и император не стал практиковать массовое умерщвление. Он ведь думал не только о своих амбициях, но и о будущем страны. Поэтому и был найден столь оригинальный выход. Считалось, что глиняные фигуры обретут души, и будут представлять грозную армию в тех краях, в которых окажется император после своей смерти.

Высота каждой скульптуры достигает 2-х метров,
вес равняется 300 кг

Как были сделаны терракотовые воины?

Естественно, глядя на 8 тысяч глиняных фигур, специалисты задались вопросом, как те были сделаны? Попробуй-ка вылепить из глины 2-метровую статую весом 300 кг. В первую очередь нужен соответствующий материал. Любая глина не подойдёт, так как она просто не выдержит такого веса, и скульптура развалится. Поэтому для изготовления воинов использовали специальную красную глину . По своим химическим и физическим параметрам она полностью соответствовала техническим задачам.

Как древние мастера лепили скульптуры ? Разумнее всего предположить, что изготавливались специальные стандартные формы, а по ним уже создавались воины. Это значительно ускорило бы процесс. Но специалисты установили, что все скульптуры делались методом наматывания глины . То есть лепилась полоса, укладывалась на место, а на неё ложилась другая полоса. Этим объясняется то, что каждый глиняный воин имеет строго индивидуальные формы, и даже одежда изображена разная. В стандартных матрицах изготавливались только руки, ноги, уши.

Каждый мастер, участвовавший в процессе изготовления, имел своё индивидуальное клеймо, которое он ставил на изделие. Таких нашли 87 штук. Стало быть, работало 87 профессиональных мастеров. Каждый из них имел не менее 10 подмастерьев. Следовательно, на работах было задействовано примерно 1000 человек.

И ещё один нюанс - температурный режим . Если будут большие перепады температур, то глина не сможет высохнуть, и изделие развалится. В наше время в помещения ставят калориферы. Они поддерживают нужную температуру. Но в то время ничего подобного не было, а температура была непостоянной. Летом стояла жара плюс 30 градусов по Цельсию, а зимой землю сковывал мороз до минус 10 градусов по Цельсию.

Древние мастера нашли выход и здесь. Всё воинство лепилось в пещерах, где температурный режим был постоянным и составлял 20-25 градусов по Цельсию. При такой температуре глина равномерно высыхает, и изделие приобретает нужную твёрдость.

Именно так выглядели воины терракотовой армии 2200 лет назад

Следующим этапом было покрытие скульптур лаком . В наши дни все воины имеют серый цвет, поэтому выглядят непрезентабельно. Тут дело в том, что когда огромное захоронение вскрыли, то лак практически сразу же отдал влагу, высох и осыпался. Можно было бы конечно скульптуры защитить пластиком, но до этого просто не успели додуматься. Поэтому людям и не дано видеть то великолепие и красоту, которым любовались их далёкие предки.

Лак в данном случае - это твёрдая смола, которая изначально имеет коричневый цвет. По мере высыхания она чернеет. Для её изготовления древние мастера использовали сок лакового дерева. Но не любого, а только того, которому более 6 лет. На покрытие лаком одного воина нужен был сок 25 деревьев. При этом следует учитывать вредность производства. Работники вдыхали пары, что, естественно, впоследствии сказалось на их здоровье.

Таким образом, глиняные скульптуры сверху были покрыты чёрным лаком. Но и это не все. Поверх лака воинов покрасили разноцветной краской. На это указывают мелкие чешуйки краски, найденные возле скульптур. Причём это была редчайшая краска - китайская фиолетовая. Она стоит в одном ряду с египетской синью. Но по своему химическому составу эти 2 уникальные краски различаются. В основе египетской сини лежит кальций, а в основе китайской фиолетовой - барий.

Вся терракотовая армия была сделана за 11 лет. Это как раз время правления грозного императора. Он почил со спокойной душой и ушёл в иной мир во главе сильного многочисленного войска. Можно допустить, что в мире теней владыка, опираясь на военную силу, совершил много славных дел, но об этом мы узнаем лишь после того, когда сами покинем подлунный мир .

«Помрешь - ничего с собой не возьмешь» - гласит народная мудрость. Но первый китайский император так не считал, он намеревался унести на тот свет все, что можно. Даже войско

В марте 1974 года в провинции Шэньси, в полутора километрах от величественного кургана древнекитайского императора Цинь Шихуанди, местные крестьяне копали колодец. Искали воду, а нашли глиняные голову и торс в натуральную величину. Позже археологи извлекли из земли и собрали заново сотни статуй терракотовых воинов и лошадей. Глиняная армия возрастом свыше 2200 лет прослыла новым чудом света, после чего ее солдаты «объездили» полмира, привлекая в музеи, где выставлялись, рекордное количество посетителей. В 2006 году они даже «выходили на сцену» нью-йоркской Метрополитен-оперы в качестве декорации в опере Тань Дуня «Первый император». Партию Цинь Шихуанди, по приказу которого и была создана Терракотовая армия, исполнял знаменитый тенор Пласидо Доминго.

Правивший в III веке до н. э. первый объединитель Китая (принятое им по итогам завоеваний имя Цинь Шихуанди так и переводится - «первый небесный правитель из дома Цинь») отчаянно не хотел умирать. Древнекитайский историк Сыма Цянь писал, что император неоднократно поручал подданным найти снадобье, дающее вечную жизнь, и не выносил разговоров о смерти. Однако правитель позаботился и о том, чтобы ни в чем не нуждаться, если все-таки придется отправиться в загробный мир. Цинь Шихуанди взял с собой в могилу «макеты» своей империи и дворца, статуи чиновников, артистов, слуг. И многотысячную армию терракотовых солдат и офицеров.

Идеальное государство

Погребение Первого императора расположено по фэншуй: согласно этому учению, хоронить, как и селиться, нужно там, где задерживается энергия ци, то есть между горами и водой

Терракотовая армия

Дворец . Развалины на верхнем уровне Внутреннего города - остатки дворца, использовавшегося не для церемоний, а для пиров и отдыха. Такие дворцы нередко строили в древнекитайских погребальных комплексах.

Остатки домов смотрителей . Здесь жили чиновники, обязанностью которых было поддерживать порядок в погребальном комплексе.

Колесницы . В квадратной яме найдены две бронзовые колесницы с четверками лошадей - открытая боевая (в сражении такие были в авангарде циньской армии) и снабженная закрытой кабиной (вероятно, для инспекционных поездок по стране). Колесницы и лошади вдвое меньше натуральной величины.

«Пруд» . Здесь найдены глиняные фигуры слуг, музыкантов, а также бронзовые статуи птиц, обитающих у воды: журавлей (древний китайский символ долголетия), гусей и лебедей.

Курган . Под ним находятся гробница Цинь Шихуанди и подземный дворец. Что в них, пока остается тайной: власти не дают разрешения на масштабные раскопки, опасаясь повредить сокровища. Вскрывать насыпь небезопасно: анализ почвы выявил повышенное содержание ртути. Сыма Цянь писал, что по приказу Цинь Шихуанди на полу усыпальницы изобразили карту империи, а «реки» и «моря» на ней наполнили ртутью.

Кладбище строителей . Больше сотни могил, от одного до 14 тел в каждой. Древнекитайские историки сообщали, что на строительство было отправлено более 700 тысяч человек. Трудились здесь в основном государственные рабы, попавшие в кабалу за долги или проступки, либо военнопленные. Когда их хоронили, поверх останков клали куски черепицы со сведениями об умершем: имя, место жительства, ранг и совершенное преступление.

«Дворцовый зверинец» . Здесь найдены статуи слуг, миски и ошейники, скелеты диких зверей и птиц. Это, вероятно, имитация зверинца, где держали редких животных для охоты.

Яма чиновников . Тут обнаружены терракотовые фигуры чиновников высотой 1,8–1,9 м и колесничих, остатки деревянной колесницы и кости лошадей.

«Конюшня» - ямы, в которых найдены скелеты императорских лошадей, керамические сосуды для корма и статуи конюхов.

Могилы знати . По мнению исследователей, здесь похоронены возможные соперники сына Цинь Шихуанди, казненные им после прихода к власти: высшие сановники и сводные братья и сестры.

Ямы с акробатами . В них найдены 11 терракотовых фигур акробатов и инвентарь для выступлений: треножники, копья, бронзовые сосуды.

Конструктивное решение

Цинь Шихуанди хотел от подданных странного: глиняные статуэтки в могилы клали и до него, но никогда еще в Древнем Китае не делали реалистичных изваяний людей в натуральную величину. Пришлось разрабатывать технологию нового «массового производства»

У каждого воина индивидуальные черты лица, различается и форма ушных раковин. Изначально фигуры были ярко раскрашены, цвета соответствовали рангам и подразделениям.

Ямы с терракотовой армией

Они расположены на подступах к кургану: глиняные воины как бы выставлены на его защиту. Земляные стены ям укрепили деревянными балками, пол вымостили серым кирпичом, перекрытия над помещениями были бревенчатые, на них клали циновки, слой глины для защиты от воды и несколько слоев утрамбованной земли. В трех ямах найдено более 8000 терракотовых фигур, и это не предел. С 1979 года здесь открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Шихуанди.

Этапы «производства»

1 Лепка корпуса осуществлялась ленточным способом - из глиняных полос шириной 2 –4 см и толщиной 2–7 см. Корпус изготавливали полым, чтобы уменьшить давление на ноги.

2 Головы, руки и ноги изготавливали отдельно, в двухчастных формах по технологии, отработанной на производстве глиняных труб и черепицы. Головы делали полыми.

3 Сборка . Соединение конечностей с корпусом закрепляли полосами из глины.

4 Придание индивидуальности . На корпус новым слоем накладывали пластины доспехов. Лицу придавали особенные черты. К голове прикрепляли усы, бороду, уши, прическу, головной убор.

5 Сушка и обжиг . Фигуры сушили на открытом воздухе в тени, а потом обжигали в печах при 800–1200 °С.

6 Покраска . Краски делали на яичной основе из пигментов минерального происхождения.

7 Вооружение . В руки воинам давали настоящее боевое оружие, некоторые экземпляры успели побывать в сражении.


Схема расположения ям

(1) Яма № 1 . Самая большая - ее площадь 13 029 м 2 . Около 6000 воинов в боевом порядке, лошади и колесницы.

(2) Яма № 2 - «Военный лагерь». Остатки колесниц, фигуры коней и солдат.

(3) Яма № 3 - «Ставка командования». В ней всего одна колесница с четырьмя лошадьми, статуи офицеров и солдат «охраны».

(4) Яма № 4 пуста - возможно, ее просто не успели наполнить.

«Стройка века» номер два

При Цинь Шихуанди укрепления, возведенные вдоль северных границ для защиты от варваров, объединили в Великую Китайскую стену (правда, та, что сохранилась до наших дней, в основном была создана уже при династии Мин, XIV–XVII вв.). Цинь Шихуанди вообще любил строить, особенно дворцы. Однако циклопические проекты истощали государство и были тяжелым бременем для его жителей. По сути, правитель в буквальном смысле унес с собой в могилу величие и процветание созданной им империи: после смерти Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. по всей стране начались восстания. В результате через четыре года династию, которая по его замыслу должна была править 10 000 лет, свергли.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Reuters / Pix-Stream, Diomedia, iStock (X4), Barcroft / Фотохроника ТАСС

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».

Терракотовая армия - это захоронение, 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное в 1974 году рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди неподалёку от города Сиань.
Мавзолей первого Императора династии Цинь (III век до н.э.) расположен у подножия горы Лишан неподалёку от города Сиань, провинции Шэньси, почти в самом центре Китая. Это крупнейший мавзолей в мире, он занимает территорию более чем в 2 млн. кв. метров. Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 километра, а его высота достигала 166 метров (сейчас сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду, имеет 560 метров длины, 528 метров ширины и 34 метров высоты).

Гора Лишань — это рукотворный некрополь первого императора Цинь. Строительство мавзолея началось в 247 г. до н. э., потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Изначально Мавзолей включал в себя несколько залов, как подземных, так и наземных. В самом большом из таких подземных "дворцов" был захоронен Император Цинь Шихуанди был похоронен в 210 г до н. э. со своей Терракотовой армией, более 8 тысяч скульптур.
Сами фигуры терракотовых воинов выполнены в натуральную величину. Все они выстроены в ровные линии, создавая эффект готовности к бою. Материал для фигур брался прямо из горы, в которой строился мавзолей.

Однако согласно проведенным исследованиям, был сделан вывод, что воины и лошади Терракотовой армии были вылеплены в других районах Китая.
Исследователи выяснили, что лошадей изготовляли непосредственно рядом с некрополем, вероятно, чтобы упростить их транспортировку (вес лошадиной скульптуры составляет около 200 килограммов), статуи воинов более легкие, их вес составляет примерно 135 килограммов, и место их изготовления пока неизвестно.

Китайские землевладельцы из окрестностей Сианя долгое время находили глиняные черепки весьма странной формы. В 1974 году простой китайский крестьянин Янь Дживан решил выкопать колодец. До воды он так и не добрался, однако обнаружил нечто большее. На 5-метровой глубине он наткнулся на склеп с вылепленными в натуральную величину терракотовыми фигурами воинов в полном боевом снаряжении.
Ученые приступили к раскопкам и обнаружили целую армию. Несколько тысяч глиняных фигур пролежали в земле свыше 2 тыс. лет. Именно столько прошло времени с момента смерти первого императора Поднебесной Цинь Шихуанди, легендарного объединителя Китая.

Молодой правитель одну за другой подчинил все провинции. Столицы царств Джао, Вей, Хань, Чунь, Инь и Ци сравняли с землей. Впервые в истории Китай стал единым. Цинь Шихуанди объявил себя императором и немедленно приступил к государственным реформам и укреплению вертикали власти. Новый владыка взялся за дело с присущим тирану размахом и изощренностью. Цинь Шихуанди постарался уничтожить саму возможность в будущем раздробленности и междоусобиц. Империя была разделена на 36 округов, в каждой из которых было назначено два наместника - военный и гражданский. Цинь Шихуанди ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Казнили более 460 ученых заподозренных в нелояльности новому режиму.

Первый китайский император был убежден, что династия Цинь будет править вечно, потому решил окружить царство подобающими вечности атрибутами. Прежде всего, это . Затем окруженная городом мертвых усыпальница монарха, к раскопкам которой археологи до сих пор не решаются приступить. И, наконец, Терракотовая армия как часть этого грандиозного комплекса.
Согласно древней китайской традиции Цинь Шихуанди планировал похоронить вместе с собой 4 тыс. собственных воинов. Однако советникам императора во избежание возможного бунта удалось убедить монарха обойтись глиняными статуями, свиту которых увеличили вдвое - до 8 тыс. фигур.

Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и, соответственно, массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным слоем глины и вылеплял лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Именно поэтому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в то время. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1 000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой вылепливали воинов, становилась крепкой, как гранит.

Среди воинов встречаются не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч). Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит и серебряные элементы.

В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет. Хотя разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из «пустышек», созданных для отвода глаз, а настоящую гробницу ещё следует поискать.
По мнению ученых, Терракотовая армия была изготовлена с натуры: после смерти душа воина должна была переселиться в глиняное тело.
Терракотовая армия представляет собой наглядную иллюстрацию былого величия императорской армии: впереди стоят 210 лучников, за ними - воины с алебардами и копьями, а также 35 запряженных конями боевых колесниц.

Все они обращены на восток, где располагались царства, разгромленные императором. Пожалуй, единственная недостоверность изваяний связана с их неоправданно высоким ростом (1,9-1,95 м). Не исключено, что это попытка подчеркнуть величие погребенного неподалеку монарха.
Император приказал приступить к постройке гробницы в 246 году до н. э., вскоре после своего восшествия на престол царства Цинь; тогда же начались работы по созданию Терракотовой армии.
Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая.

Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.
Сегодня исторические раскопки, надежно укрыты от вандалов и непогоды тремя большими павильонами. На месте исторической находки возник целый город. Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. Ян Дживан наткнулся на первый и, видимо, главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй. В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.

Одиннадцать проходов главного раскопа разделены толстыми стенами. Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Все это должно было надежно защитить мертвого императора в царстве живых. Увы, расчет не оправдался. Уже через несколько лет столь могучая армия потерпела сокрушительное поражение. После смерти Цинь Шихуандина на престол взошел его сын - слабый и безвольный Эр Шихуандин. Его неумелые действия на престоле вызвали бурю народного возмущения.

Крестьянский бунт, которого так опасались советники первого императора, все-таки разразился, а подавить его железной рукой уже было некому. Первое поражение потерпела именно терракотовая армия. Возмущенные толпы разграбили и сожгли бездвижное войско. Следует отметить, что это был не просто акт бессмысленного вандализма, разрушение имело чисто практическое значение. Дело в том, что восставшим негде было взять оружие: все лишнее Цинь Шихуанди переплавил или уничтожил, чтобы избежать подобных инцидентов. А здесь под землей весьма опрометчиво было зарыто 8 000 превосходных комплектов настоящих луков и стрел, копий, щитов и мечей. Они и стали главной целью повстанцев. Весьма символично, что восставшие захватили оружие у погребальной армии великого Циня. Правительственные войска были разбиты. Бездарный сын великого правителя был убит своими же придворными.

Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Глиняные солдаты охраняли дух своего повелителя. Среди раскопанных статуй был найден не один человеческий скелет. Сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Обладатель всего одного кирпича может обменять его, скажем, на приличный особняк в окрестностях Пекина. Впрочем, все это мелочи. Древние свитки содержат информацию о том, что вместе с божественным Цинем были похоронены несметные сокровища, которые до сих пор не найдены, в том числе и золотой трон первого императора. Цинь Шихуанди умел загадывать загадки. По одной из версий, на самом деле он похоронен совсем в другом месте, а это лишь декорация. Что ж, если это действительно так, то о масштабах истинного захоронения можно лишь догадываться.

При раскопках статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал. По словам Хейнза Ланхолса, археолога из Мюнхенского университета, «после извлечения из грунта статуи сразу же начинают подсыхать, и буквально через пять минут их раскраска начинает лущиться и облезать». Это происходит при падении относительной влажности окружающей среды уже до 84%. Чтобы разъяснить причину наблюдаемого явления, учёные провели химический анализ статуй.

Оказалось, что причина нестойкости краски обусловлена тем, что органический состав, применявшийся перед разрисовкой, за время длительного пребывания во влажном грунте претерпел необратимые химические изменения. Поэтому теперь он, подсыхая, начинает отслаиваться от подлежащей основы вместе с нанесённым поверх пигментом. Чтобы избежать деградации покровов, Ланхолс вместе с коллегами предложили следующую технологию. Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат. Он является мономером некоторых производимых сегодня видов пластика. Его молекулы имеют небольшие размеры и проникают в мельчайшие поры, заполненные влагой.

После такой обработки статуи отправляют в близлежащий г. Линтон, где находится ускоритель частиц. С помощью последнего воинов облучают высокоэнергетическими электронами, что вызывает полимеризацию молекул и образование «клея», который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой.
Преимуществами описанного метода является то, что молекулы водорастворимы и достаточно малы, чтобы проникать в самые маленькие щели, а также то, что образующийся полимер не видоизменяет внешнего вида статуй, как это делают многие другие составы, которые затвердевая, вызывают некоторый блеск поверхности. Учёные уже обработали описанным образом обломки нескольких статуй и весьма довольны результатом. Раскопки продолжаются и еще окончательно неизвестно, сколько ещё глиняных воинов покоится вокруг усыпальницы древнего императора.

Недавно, сообщает газета China Daily, терракотовая армия пополнилась еще 114 терракотовыми воинами. Археологи обнаружили их при раскопках неподалеку от древней китайской столицы — Сианя.
Руководитель археологической экспедиции Сюй Вэйдун рассказал журналистам, что главной особенностью новых статуй является хорошо сохранившаяся яркая раскраска. К сожалению специалистов, большинство найденных терракотовых фигур были разбиты. И в настоящее время эксперты буквально склеивают найденные части. По словам Сюй Вэйдуна, на "починку" одного воина в среднем уходит до 10 дней.

Как сообщается в газете China Daily, фотографии находок будут представлены общественности позднее, в мае. Согласно описанию, рост фигур воинов составляет от 1,8 до 2 метров, они темноволосы, темнобровы и темноглазы, а лица расписаны в белых, розовых или зеленоватых тонах.
Проведенные на площади в 200 квадратных метров раскопки показали также, что зал гробницы в прошлом переживал пожар — об этом свидетельствуют следы копоти на фигурах воинов и стенах помещения.
Находка терракотовой армии стала одним из важнейших археологических открытий XX века. Исследователи, проводившие раскопки, стали лауреатами Премии принца Астурийского в области общественных наук за 2010 год.

В наши дни на терракотовую армию может взглянуть каждый желающий. Правда, под музей отведена только первая яма, но там находится основная часть всех статуй. В музее показывают видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, в том числе две миниатюрные бронзовые колесницы с впряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины. Последние были обнаружены в 1980 году и представляют собой именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных.
В целях дальнейшего сохранения этого чуда над терракотовой армией сооружен павильон со сводчатым потолком. Его размеры 200 на 72 метра. По форме он напоминает крытый бассейн или стадион.

Раскопки еще не окончены полностью, они продолжаются до сих пор. И завершатся, вероятно, нескоро. Причина тому — не только размеры усыпальницы и не отсутствие финансовой помощи археологам со стороны государства. В большей степени это извечный страх китайцев перед миром усопших. Они и сегодня с трепетом относятся к праху предков, боясь осквернить его своим нечестивым прикосновением. Так что, по мнению профессора Юаня Джунгая: «Пройдет еще немало лет, прежде чем удастся, наконец, продолжить раскопки».
Находка в провинции Сиань имеет огромное историческое значение. Она дало возможность узнать о том, как снаряжалась древнекитайская армия. И, кроме того, терракотовая армия представляет собой настоящее скульптурное чудо.

Древняя китайская цивилизация подарила миру немало шедевров архитектуры и выдающихся произведений искусства. Часть из них отнесена к категории объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из таких величайших произведений китайской культуры является знаменитая Терракотовая армия, поражающая своими масштабами и уникальной техникой исполнения.

Терракотовая армия - это скульптуры воинов, лошадей и нескольких колесниц, обнаруженных в 1974 году к востоку от горы Лишань в районе китайского города Сиань. Местные жители бурили артезианскую скважину и случайно сделали удивительную находку. Скульптуры воинов выполнены в полный рост, лошади и другие предметы также сделаны в натуральную величину. Вес коней более 200 кг, а воины весят около 135 кг. Как полагают исследователи, эти статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь по имени Цинь Шихуанди в 210-209 годах до нашей эры. На сегодняшний день обнаружено более 8 000 скульптур солдат и, скорее всего, это не окончательная цифра. Несмотря на то, что вместо живых воинов, как это предписывает древний ритуал, в загробную жизнь вместе с императором отправились копии его солдат, здесь все же были обнаружены останки его подданных.

Глиняные скульптуры покоились в склепах глубиной от 4-х до 8-ми метров. У каждого воина свое оружие и обмундирование. Среди них есть рядовые, лучники, пехота, офицеры, конники. Все фигуры выполнены вручную и обладают индивидуальными чертами лица. Среди 8 000 солдат нет двух абсолютно одинаковых. С потрясающей точностью и мастерством выполнены детали одежды, оружия, амуниция у коней. Поражают своим великолепием найденные колесницы.

В захоронении обнаружены не только воины, здесь также есть музыканты, акробаты и чиновники.

Интересен материал, из которого изготовлены скульптуры. Китайские ученые выяснили, что крупные скульптуры, в основном это колесницы и лошади, изготовлены неподалеку, из материала горы Лишань. А более легкие статуи воинов, по всей видимости, были привезены из другой местности.

Терракотовая армия вызывает массу вопросов у ее исследователей. Пожалуй, самый главный из них - это технология изготовления скульптур. В ходе исследования было выяснено, что сначала глиняной скульптуре придавалась нужная форма, а затем ее обжигали. После обжига воинов покрывали глазурью и красили. Но печей для обжига глины не было найдено поблизости, кроме того, для производства такого огромного количества статуй потребовалась бы не одна печь, а целый производственный комплекс. Такой уровень развития не соответствует уровню Китайской цивилизации того времени.

Другой вопрос, который не дает покоя исследователям - это бронзовое оружие, которым снабжены воины. Все металлические предметы покрыты специальным антикоррозийным сплавом, содержащим хром. Но такой способ обработки металлов был разработан не более 100 лет назад. Откуда древним китайцам была известна столь передовая технология? К тому же вызывает сомнение и сам факт изготовления оружия. Более десяти тысяч единиц оружия высочайшего качества невозможно выполнить кустарным способом.


Третий момент - это потрясающее великолепие колесниц. Их оформление и украшение выполнено мастерами высочайшего уровня, существование которых также не вписывается в те временные рамки. Богато украшенные драгоценными металлами, растительными и животными мотивами, выполненными с величайшей точностью колесницы являются выдающимися произведениями китайского искусства.

По мнению исследователей, спустя некоторое время после захоронения гробница императора подверглась разграблению, потеряв свое богатое убранство. Далее в склепах произошел пожар, а глиняные скульптуры были засыпаны обвалившимся грунтом.

Согласно легенде, мавзолей императора в четыре раза больше той площади, на которой сегодня ведутся исследования. Но руководители проекта не спешат с дальнейшими раскопками. Также сохранилась легенда, согласно которой императора в его загробной жизни должны сопровождать реки ртути. Это будет не очень приятной находкой, поэтому руководители раскопок не торопятся продолжать работы, пока не будет тщательно обследовано окружающее пространство. Другой причиной, по которой работы временно приостановлены, является сохранность самих скульптур. Дело в том, что оказавшись на воздухе, они начинают разрушаться. Поэтому, перед тем как откапывать остальных, исследователи решили разработать технологию сохранности уже найденных.

Большинство обнаруженных статуй находится в музейном комплексе, специально сооруженном вблизи места находки, для того чтобы многочисленные туристы могли полюбоваться Терракотовой армией. Тысячи солдат вместе со своими лошадьми словно застыли во времени. Воинов можно разглядывать часами - каждая фигура великолепна и уникальна. Их лица полны мужества и решимости. И кажется, если понадобится, они двинутся в бой, следуя за свои императором.

Конечно же, я не мог побывать в Китае и не посетить это удивительное место. Добираться в Сиань (Xian) было решено железной дорогой в ночь: это давало возможность съэкономить на отеле и в виде дополнительного бонуса получить более полное представление о жизни и нравах китайцев. Поезд отправляется с Западного вокзала.

Привокзальную площадь украшают Олимпийские символы. Протолкнувшись в кассы мы столкнулись с первой проблемой. Информационная панель, предназначенная для получения разного рода данных оказалась без перевода.

Никто вокруг, включая кассиров по английски не говорил, но наши коммуникативные затруднения были поняты и вскоре нашелся таки англоговорящий работник. Проблемой № 2 было то, что платежи с Визы снова не приняли, пришлось побегать по окрестностям в поиске кэшмашины. Проблемой № 3 стало неправильное толкование стандартов перевозки. Вагон Soft-sleeper, классифицированный мною как купе оказался вовсе даже плацкартом с размещением на трех полках.

Но несмотря ни на что, поставленной задачи условия поездки соответствовали, да и если честно, сталкиваться с неизвестным это ведь отдельное удовольствие. Разве не за этим мы ищем приключений на свои средние и большие ягодичные мышцы. Упреждая вопрос о безопасности, сразу скажу поездка была спокойной. Мы ж не в Сомали были — пиратов и работорговцев в Китае вроде нет. А если что по мелочи, то мы ж не робкого десятка.

Коль понадобится можем и в бубен настучать.

Ну, вобщем дорога протяженностью 12 часов была забавной. Поужинали в вагоне-ресторане, чтобы объяснить нам нехитрый ассортимент меню, собрались все проводники и официанты. Поочередно они по слогам говорили нам какие-то китайские слова, но к пониманию нас это не приблизило. Пришлось применять метод проб и ошибок, благо я любитель острых блюд. В итоге спать пошли сытые. Китайцы, также как и все люди которых мы встречали в разных странах благожелательны, только курят много. В Сиань приехали в 4 утра и пошли искать ночлег.

Отели оказались ужасные в основной массе, но силы были на исходе, поэтому пошли на компромисс. Проснувшись, осмотрелись. Сиань оказался большим городом — семь с половиной миллионов жителей по 2003 г. А история потрясает — ему 3100 лет и на протяжении 13 династий был столицей Китая!!! Не самый древний (Палестинскому Иерихону 9000 лет, а Дамаску в Сирии 4300), но тем не менее впечатляет. Во время династии Мин был обнесен стеной (если присмотритесь, увидите ее на фото).

Периметр стен - 12 км, высота - 12 метров, толщина - от 15 до 18 метров у основания. Стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии - простоявшие более 600 лет, они считаются наиболее хорошо сохранившимися крепостными укреплениями в мире. Все что внутри стен — центр, снаружи окраины. Терракотовая армия, ради которой мы сюда прибыли находится в 40 км. к востоку. Заморачиваться не стали, пошли на вокзал и взяли частную экскурсию. Чтобы понимание грандиозности осматриваемой достопримечательности была полной, сначала поехали в музей, где на макетах наглядно объяснялась история давно минувших событий.

Терракотовая армия напрямую связана с именем первого императора Шихуанди из династии Цинь, который объединил Китай и соединил все звенья Великой стены в 210-209 гг. до н. э..

Шихуанди очень интересная историческая фигура. Его имя Ин Чжен, а Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник династии Цинь». Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь. Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.
Созданный таким образом императорский титул просуществовал до самого конца имперской эры.

При нем совершались самые эпохальные стройки, в том числе дороги по всей империи. Дворец Эпан, возводимый при нем поражал всех немыслимой роскошью. Но больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он искал разного рода волшебников, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря. Наиболее известны экспедиции 219 и 210 года к острову Чжифу (Шаньдун), предпринятые Сюй Фу. Но поиски не приносили результата, поэтому он начал строить свою гробницу и рядом с ней терракотовую армию.

За тысячелетия все упоминания об этом были потеряны и лишь в 1974 году армия была случайно обнаружена местными крестьянами во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишань. Первый этап раскопок прошел с 1978 по 1984 год. Второй - с 1985 по 1986. 13 июня 2009 начался третий этап раскопок. Сейчас на этом месте сооружен громадный исторический комплекс. И вот мы внутри ангара, который возведен для защиты найденного сокровища.

Увиденное нами превзошло все ожидания, несмотря на то, что мы много читали об этом.

В захоронении найдено 8099 терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей в натуральную величину. Колесницы, сделанные из дерева практически не сохранились — время не пощадило.

Эти статуи должны были, вероятно, предоставить Шихуанди возможность удовлетворять свои властные амбиции в загробном мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что могло бы характеризовать Шихуанди как первого гуманиста и прогрессивного человека, но

кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями и эти люди, в отличие от солдат, были очень даже живыми (смотрите фото, сделанное при раскопках).

Далее выдержка из Википедии. «Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица.

После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч)».

Воины и лошади Терракотовой армии были сделаны в различных районах Китая. Институт ботаники Китайской академии наук сделал такой вывод, сравнив образцы и области распространения пыльцы из статуй.

Исследователи выяснили, что лошадей изготовляли непосредственно рядом с некрополем, вероятно, чтобы упростить их транспортировку (вес лошадиной скульптуры составляет около 200 килограммов), статуи воинов более легкие, их вес составляет примерно 135 килограммов, и место их изготовления пока неизвестно.

Масштабность захоронения потрясает воображение. Обнаруженные три раскопа занимают площадь около 20 тысяч кв. метров. Столь крупное захоронение не имеет равных в мире. Кроме того «крупность» отличает сами фигуры. В среднем они имеют высоту 1,8 метра, фигуры коней имеют высоту 1,7 метра, а длину крупа 2 метра. Столь крупные фигуры также являются уникальными.

Множество фигур имеют весьма плачевное состояние.

Но к счастью для них, для нас и для Шихуандина (на том свете) их находят, классифицируют и

доставляют в госпиталь оперативной терракотовой медицины.

Опытнейшие «хирурги», используя компьютерное моделирование собирают павших воинов буквально по кусочкам и бинтуют раны нанесенные беспощадными столетиями.

Ну а потом снова в строй. Император ведь и не утверждал, что будет легко.

Общеизвестно, что за одного битого двух небитых дают.

После всех процедур бойцы стройными рядами занимают очередь на получение пенсии и пособия по инвалидности.

Во втором месте раскопок не так интересно, но есть музей в котором выставлены терракотовые фигуры. Кстати, терракотовые означают не цвет, а материал из которого они изготовлены — глина. Экспонаты можно рассмотреть вблизи.

Детализация удивляет. Ниже фигура лучника.

В котловане № 3 (самом маленьком) солдаты несут караульную службу. Сразу понятно, что они расставлены по периметру объекта.

Последнее здание на территории комплекса это музей, в котором хранятся бесценные экспонаты. Например, колесницы отлитые из бронзы. Удила, султан и другие украшения на голове лошади и другие детали упряжки сделаны из золота и серебра. Туловище лошади окрашено в белый цвет, помимо белого для окраски деталей использовались и другие минеральные краски. Меняя концентрацию растворителя красок, добивались объемного эффекта. Лошади, колесницы и воины сделаны в половинном размере от натуральных. Их нашли в 20 метрах от могильного кургана Цинь Шихуана в 1980 году. Они располагались по одной, сзади и спереди могилы.

Далее цитата: «Бронзовые колесницы, извлеченные из могильника Цинь Шихуана, — образец и высшее достижение бронзового литья в Древнем Китае, свидетельствующее о высоком уровне металлообработки в те времена. Всего в раскопах насчитали более 3 тысяч скульптур и фрагментов бронзовых боевых колесниц. Поражает мастерство, с каким древние мастера соединяли детали. Они использовали для этого сварку, механическое соединение: втулочно-шарнирное, кнопочное, дышловое. Интерес вызывает зонт-крыша, венчающий колесницы. У первой колесницы зонт-крыша имеет в толщину всего 0,1 сантиметра при размере поверхности в 1,12 кв. метра, у второй колесницы крыша имеет в толщину 0,4 см при размере поверхности 2,3 кв. метра. Надо было владеть высоким уровнем литейной техники, чтобы изготовить такие крупные и в то же время тонкие и равномерные по толщине бронзовые детали. До сих пор сохранилась подвижность деталей: двери и окошки колесниц легко открываются и закрываются, поперечина на оглобле приводит в движение колеса, так что колесница может двигаться.

Вторая колесница запряжена четверкой лошадей. Длина всего изделия 317 см., высота 106,2 см., венчает колесницу зонтообразная крыша. Внутри повозка разделена на переднюю и заднюю части. В передней части помещается возница, а в задней военачальник. Внутренность повозки расписана орнаментом из драконов, фениксов, и облаков.

Сам Шихуанди покоится в гробнице у подножия горы Лишань. Там сейчас находится мемориал, гробница не вскрыта — император вошел в историю как самый жестокий правитель.

Еще гора Лишань знаменита драматической историей, перед которой стыдливо меркнут все поэмы Шекспира. Тысячу лет назад немолодой уже император династии Тан Сюань цзун, имевший более тысячи наложниц влюбился без памяти в девятнадцатилетнюю девушку Ян Гуйфэй. В 739 году придворный евнух Гао Лиши словно невзначай зазвал Сюань-цзуна в дворцовую купальню, где принимала ванну неизвестная юная красавица. Это происходило здесь.

Спрятавшись за бамбуковую ширму он наблюдать за очаровательной незнакомкой. Казалось, девушка не подозревала, что происходит, но перед тем, как взять из рук служанки шелковый халат, она кинула в сторону ширмы такой взгляд, что Сюань-цзун забыл про все на свете. Коварная стратегия сработала безупречно.
Выйдя из купальни, император приказал Гао Лиши разузнать все о ней. Но то уже был готов и доложил, что зовут ее Ян, ей девятнадцать, и она уже три года замужем за сыном императора Ли Мэем. Сюань-цзун потерял и сон, и покой. Забыв о делах государства и о готовящемся походе против кочевников, он думал только о том как завладеть красавицей. Выход придумала она сама, сообщив мужу, что хочет уйти в монастырь. Это было единственно возможной для знатной женщины бракоразводной процедурой. И вот принцессе обрили голову и дали монашеское имя Тайчжэнь - «Высшая истина». Очевидно, она нашла способ заранее договориться с влюбленным императором, поскольку ее не отправили в дальние провинции, а поселили во дворце, чтобы она вместе с другими монахинями молилась за здоровье императора.

Уже через несколько дней Сюань-цзун смог осуществить свои эротическиефантазии и встретиться с красавицей. Днем он с удвоенной энергией занимался делами, а вечером направлялся в дом, где его ожидала прелестная монахиня. Конечно, все знали, где государь проводит ночи, но пока принцу Мэю не нашли новую жену все разумеется молчали. После этого Сюань-цзун официально ввел возлюбленную в свой дворец, присвоив ей звание Гуйфэй - «Драгоценная супруга». Настоящей супругой она стать не надеялась, поскольку уже побывала замужем. К тому же она не могла иметь детей, но это императора волновало меньше всего — у него и так было 27 сыновей от разных жен и наложниц. Очевидно, что ему нравился сам процесс, а не его результат, если вы понимаете о чем я.

Она окружила Сюань-цзуна бесконечной лаской и заботой. Чтобы сберечь здоровье немолодого возлюбленного, она даже составила для него лечебную диету. Вскоре случился переворот. Смуту затеял генерал Ань Лушань. Говорили, что он осмелился домогаться Ян Гуйфэй, но красавица отвергла его. Пылая местью, генерал в 755 году заключил в провинции Ганьсу мир с врагами, и повернул армию на восток. Он обвинял императора, что тот забыл о благе подданных, увлекшись чарами фаворитки. Вместе с жаждущими наживы кочевниками воины Ань Лушаня обрушились на столицу, подвергнув ее страшному разгрому. Сам Сюаньцзун вместе с Ян Гуйфэй и другими придворными бежал на юг. По пути солдаты начали роптать, обвиняя во всем случившемся фаворитку. Говорили, что она со своими родственниками разграбила казну. Ее обвиняли в колдовстве, будто она приворожила императора, а красоту свою поддерживала с помощью снадобья из человеческой крови. 15 июля 756 года на заставе Мавэй в провинции Сычуань разразился открытый мятеж. Солдаты потребовали выдачи фаворитки. После получаса напряженного ожидания двое слуг вынесли из ворот дома тело Ян Гуйфэй. Вышедший следом Гао Лиши объявил, что «Драгоценная супруга» покончила с собой. Есть версия, что ее задушил сам евнух. Увидев свою любимую мертвой, старый Сюань-цзун лишился чувств. Скорбь императора была так велика, что мятежники устыдились и без помех доставили его в Сычуань, где временно разместился двор. Там Сюань-цзун подписал указ о передаче власти Ли Хэну, ставшему отныне императором. Через год, когда Ань Лушань был убит кем-то из своих соратников, императорские войска отбили столицу. Возвращаясь из изгнания, Сюань-цзун остановился на заставе Мавэй и попытался найти могилу возлюбленной, но грабители или лесные звери не оставили от могилы и следа.

Об этой истории поэт Бо Цзюйи сочинил поэму «Вечная печаль». Он писал спустя много лет по рассказам очевидцев и так сказать, креативно ее доработал. В ней, Сюань-цзун тоскуя по любимой обратился к даосскому мудрецу, который в поисках наложницы добрался до небес, нашел там Ян Гуйфэй, ставшую бессмертной феей. Она послала императору драгоценные подарки вместе со словами:

«Крепче золота, тверже камней дорогих
Пусть останутся наши сердца,
И тогда мы на небе иль в мире людском,
Будет день, повстречаемся вновь».

Вернувшись на Землю, даос передал бывшему императору слова наложницы, и тот со счастливой улыбкой умер, сжимая в руках небесные дары. Так родилась поэма о бессмертной любви, известная сегодня всем жителям Китая. К гробнице Ян Гуйфэй приходят пары, чтобы повторить клятву влюбленных в вечной верности.

История конечно очень романтическая, вот я пишу а слезы, капая, заполняют пространство между клавишами ноутбука и тонкими ручейками стекают на пол. Но не надо забывать, что в результате этих событий опустели целые уезды, погибли миллионы людей, Великий шелковый путь перестал существовать, династия Тан не смогла восстановить своего могущества, а великая империя распалась на части. Так что прав был Лев Николаевич Толстой, когда писал: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным… А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом…» О, если бы Сюань-цзун читал классика, может быть мы знали совсем другое развитие событий, но он к сожалению тогда еще не родился.

Вот на такой циничной ноте мы ненадолго прощаемся с Вами. Вечно ваши, безупречно исполняющие Толстовский наказ, Сианьские ТерраКотики

Поделиться: