Почему жанна дарк сумела победить англичан. Каталог статей

6 января в 1412 году в маленькой французской деревушке родилась необыкновенная девочка. Звали ее Жанна Д"aрк. А необычность девочки заключалась в том, что частенько в ее голове звучали голоса святых, среди которых был архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская. Порой она их даже видела. Кроме того Жанна умела с ними разговаривать, а это уже - чудеса!

Однажды голоса ей рассказали о том, что Францию погубит женщина и спасет девушка. Так оно и было: королева Изабелла Баварская погубила страну, выдав свою дочь замуж за английского короля, которого в силу случившегося и объявили наследником Франции. Так погибла Франция - страна моды, балов, легкомыслия и красоты.

Когда английский король умер, французский принц - дофин - решил вернуть Францию французам и провозгласил себя новым королем страны. Однако, англичане не желали упускать такой лакомый кусочек, как страна роз, песен о любви и самых красивых женщин мира, из своих рук. И вот тогда началась страшная война за владение Францией между новоявленным французским королем и раздосадованными англичанами.

Жанна Д"aрк на тот момент была всего лишь шестнадцатилетней девушкой. Но мы-то с вами знаем, что девушкой она была необыкновенной. Кроме общения со святыми - призрачного или настоящего нам с вами никогда не узнать - она была еще и очень неглупа, самостоятельна и убеждена в том, что девушка, которая спасет Францию - именно она и есть. Ну, а уверенности, что на это ей хватит сил, было не занимать.

Потому она и рассказала молодому французскому королю о своих видениях и голосах святых, которые прочили спасение Франции с помощью Жанны. И настолько убедительна была ее смелость и уверенность в собственных словах, вере в свое предназначение и силах, что король дал ей войско для освобождения Франции.

То ли действительно это было ее предназначением, и голоса в ее голове пророчили истину, то ли убежденность в собственной правоте была настолько сильна, но Жанна Д"aрк, нарядившись в мужской кафтан, побеждала! Она гнала англичан из Франции так, словно они совершенно не умели воевать!.. Франция снова принадлежала французам, знать снова могла беззаботно щебетать о любви, посвящая самым красивым женщинам мира - француженкам - не менее красивые стихи и песни, в то время как Жанна продолжала гнать англичан все дальше от родной страны.

А вот молодому королю Франции было не до веселья: Жанна Дaрк стала героиней, освобождающей любимую страну от ненавистных захватчиков-англичан. О ней слагали легенды, к ней приходили за советом. И король в глубине души понимал, что это не он побеждает, а Жанна. Что это не его боготворят, а ее, что это не о нем слагают легенды, а о молоденькой деревенской девушке, которая сумела сделать то, чего не смог сделать сам король Франции. Ревность, зависть и обида грызли душу короля, потому-то он со своими советниками и устроил ловушку, в которой Жанну взяли в плен бургундцы, а потом просто-напросто продали ее англичанам.

Вот так и бывает, что герой, бившийся за свою страну, освободивший ее от врагов, отдается в руки тех самых врагов своими же соотечественниками, просто потому что оказался сильнее них. И боятся они потерять всенародное восхищение и поклонение себе любимым.

А англичане... А что англичане? Они предъявили Жанне обвинение в колдовстве, ибо в те времена в Англии люди веровали в нечистую силу и ведьм. А Жанна, как мы помним, умела разговаривать со святыми...

В колдовстве ее признали виновной - в те времена не представляло сложности доказать такое обвинение. Достаточно было иметь дома черную кошку, а Жанна Д"арк разговаривала со святыми. Это вам не черная кошка! Тут даже и раздумывать было не о чем. "Ведьма, конечно," - заявила английская инквизиция и вынесла приговор: прилюдно сжечь девушку на костре. Вот так страшно 30 мая 1431 года закончилась жизнь девятнадцитилетней девушки.

Но англичанам ее смерть аукнулась так, что локти они себе кусают по сию пору: мученическая смерть Жанны настолько разгневала французов и подняла их боевой дух, что они просто не оставили ни одного шанса ненавистным британцам, полностью освободив Францию и загнав англичан с материка на остров Великобритания. Там они и живут до сих пор, более не пытаясь завоевать Францию, как бы им этого не хотелось.

А Жанна.. А что - Жанна? После своей гибели она стала национальным символом Франции. Примером мужества, уверенности своих силах, в своей вере и правоте. Она - освободительница. А вот в 1920 году католическая церковь канонизировала Жанну Д"арк - причислила ее к святым, с которыми она теперь может общаться сколь угодно долго наравне.

В самом сердце Парижа, близ Лувра и сада Тюильри, стоит золотой памятник девушке на боевом коне и со знаменем в руке. Блистающая всадница — национальная героиня Франции Жанна д"Арк, которая не дала стране погибнуть в далеком XV веке. Русский писатель и философ в 1938 году, накануне Второй мировой войны, так писал о знаменитой деве: «Если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в ХХ веке еще несомненнее, чем в ХV, что Европы нет без Франции». Несмотря на то что в имеющихся сведениях о жизни Жанны-Девы много белых пятен, а если историческая правда и есть, то давно смешана с вымыслом, она до сих пор остается любимицей всех французов и одной из самых интересных личностей в мировой истории.

Детство, отрочество, война

Медиевисты предполагают, что Жанна д"Арк родилась в 1412 году в небольшой деревне Домреми на северо-востоке Франции. Начало XV века — самый разгар Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией. Французское королевство несло огромные потери и было близко к полному поражению. Ситуацию усугубил договор, подписанный в Труа в 1420 году супругой короля Франции Изабеллой Баварской. Согласно договору, английский правитель Генрих V после смерти Карла VI Безумного Валуа (которая наступила двумя годами позднее) объявлялся наследником французского престола, несмотря на то что у Изабеллы и Карла VI подрастал сын. Этот договор стал фактическим присоединением Франции к Англии, и

страна начала медленно распадаться на три части: юг остался верен династии Валуа, север перешел под управление англичан, а Бургундия, хотя и старалась сохранять независимость, все же отдавала предпочтение Англии.

Будущая национальная героиня росла в небедной крестьянской семье и в детстве совсем не отличалась от своих сверстниц: занималась рукоделием, пасла овец и регулярно ходила в церковь. Судя по сохранившимся протоколам судебных допросов с записями рассказов Жанны о ее жизни, с 13 лет она стала постоянно слышать Божественные голоса. Следует заметить, что для средневековой католической Европы Божественные посланники среди обычных людей встречались нередко: каждое уважающее себя селение могло предоставить своего провидца, а то и двух. Ангелы говорили девушке: «Очень жалеет Господь французский народ. Жанна, тебе должно идти во Францию!» После того как Жанна начала слышать голоса, она стала еще чаще ходить в церковь и усерднее молиться, пытаясь понять, от кого могли бы эти голоса исходить.

Уверовав, что ей действительно надлежит спасти Францию от англичан, Жанна стала упрашивать родителей снарядить ее в путь к дофину Карлу VII, который обязательно даст ей войско. Согласно записям, найденным в родной деревне девушки, Жанну даже насильно выдали замуж, чтобы она остепенилась и занялась хозяйством. Однако расторгнуть брак первым пожелал ее новоиспеченный супруг, которому очень не нравилось, что Жанна постоянно ему отказывает в исполнении супружеского долга. Молодоженов сумели развести — для Средних веков событие почти небывалое.

Осознав, что родители ей не помощники, в 16 лет дева бежала из дома в соседний город Вокулер к приятелю своего отца, капитану де Бодрикуру. Его Жанна также просила помочь встретиться с дофином.

Поначалу де Бодрикур довольно иронично отнесся к рассказам Божьей посланницы, однако спустя какое-то время согласился дать ей людей и снаряжение. В 1429 году, отправляясь в замок Шинон вместе с двумя солдатами де Бодрикура, Жанна для безопасности сменила свое платье на мужской костюм и остригла волосы.

В это время Карлу VII уже донесли, что к нему направляется деревенская девушка, объявившая себя будущей спасительницей Франции. Посовещавшись с придворными, юный Валуа решил испытать незваную гостью почти как на «Битве экстрасенсов»: когда она все-таки дойдет до Шинона, дофин спрячется, а дева пусть сама ищет своего короля. Увидев девушку в замке, многие дамы сразу решили, что есть в ней что-то бесовское — хотя бы потому, что она была одета в мужское платье. Жанна сумела пройти испытание: едва переступив порог залы, она сразу же определила Карла VII в толпе. Отведя его в сторону, гостья горячо шептала, что ангелы велели ей сделать дофина королем Франции. Валуа справедливо заметил: чтобы добраться до Реймса, где обычно короновали французских правителей, им придется пройти через войска англичан, осаждавших Орлеан. Услышав это, Жанна без промедления

попросила дать ей войско, которое она поведет на освобождение Орлеана: да, военному искусству она не обучена и меча в руках не держала, но зато ее оберегают святые.

Такие речи показались Карлу VII довольно занятными, к тому же он был одержим желанием занять французский престол, который мог ему вовсе не достаться. В конце 1420-х годов французскими землями, которые перешли к англичанам после договора в Труа, управлял герцог Бедфорд, регент при младенце Генрихе VI, сыне скончавшегося к тому времени Генриха V. О Карле VII ходили слухи, что, даже если англичане покинут Францию, у него все равно нет прав на престол, так как он незаконный сын Карла VI Безумного и рожден распутницей Изабеллой Баварской от неизвестного герцога. Если бы его на царство венчала Божья посланница, думал дофин, в глазах людей это был бы хороший знак, что власть ему дана свыше.

В течение трех следующих недель лучшие теологи пытались установить, чьи же голоса слышит Жанна, ангелов или демонов. К слову, на всех церковных судах девушке задавали одни и те же вопросы: на каком языке говорят ангелы? Как они выглядят? Как себя называют? А она неизменно отвечала: конечно же, на французском, ведь Бог на стороне Франции, ангелы имеют красивую наружность и благоухают, со мной архангел Михаил, святая Катерина и святая Маргарита. Все же доказательств «невиновности» Жанны было недостаточно, и ее могли сжечь еще после первых допросов в 1429 году. Однако тогда — скорее всего, по личной просьбе дофина — ее действительно признали посланницей Божьей и отпустили с миром. За этим последовала еще одна процедура. В Шинон пригласили акушерок для осмотра Жанны, так как девушки, которые слышат ангельские голоса, должны быть чисты не только духом, но и телом. Когда все необходимые сведения были собраны, Карл VII наконец-то дал Жанне д"Арк девятитысячное войско, приказал выковать для нее латы и отправил в Орлеан.

Желая избежать кровопролития, Жанна четыре раза просила отправить письма от своего имени герцогу Бедфорду с просьбой о мире с Францией. На все прошения регент отвечал отказом. Тогда воительнице пришлось повести солдат в бой.

4 мая 1429 года составом французских войск была одержана первая крупная победа спустя долгие годы поражений в Столетней войне. Это событие не только помогло снять часть осады, но и заметно подняло дух солдат.

Несколько дней спустя, 7 мая, во время сражения у башни Туреллей Жанна была ранена выше ключицы, и французы опять сникли. Что же это за Божьи посланники такие, думали они, если их даже в доспехах так легко берет оружие? Самостоятельно вырвав из раны стрелу, дева снова села на коня и вышла на поле боя. Кстати, как отмечали французские солдаты, при дворе дофина Жанна, скорее, кокетничала, говоря о неумении воевать, на самом деле она не так уж плохо управлялась с оружием. 8 мая наступила полная победа французов над англичанами при Орлеане, после чего Жанну д"Арк стали именовать Орлеанской девой. Как и обещала, Жанна короновала своего правителя в Реймсском соборе. А за свою победу попросила у нового короля еще лошадей и отмены налогов с родной деревни.

Одного Орлеана оказалось недостаточно. Чтобы утвердить свое полное превосходство, французам было необходимо освободить еще и Париж. Зная о том, что город укреплен намного лучше Орлеана, д"Арк просила Карла VII дать ей больше солдат. Но, как отмечают историки, король отказался тратиться на увеличение армии. Подойдя к стенам Парижа в конце августа 1429 года, Жанна вместе со своим немногочисленным войском потерпела крах и отступила. Знаменосца д"Арк убили, а саму девушку тяжело ранили. От следующих военных походов ей пришлось отказаться до полного выздоровления. Французы начали поговаривать, что Жанна слишком возгордилась после победы при Орлеане и теперь святые ей уже не помогают.

Жаль, что не наша

В мае 1430 года д"Арк решила помочь снять осаду с Компьеня, который заняли сообщники англичан — бургундцы. Во время одного из боев ее захватили в плен и потребовали за освобождение 10 тыс. ливров — колоссальную сумму по тем меркам.

Валуа отказался платить за подданную, и в ноябре 1430 года ее выкупили англичане.

Кстати, Божью посланницу требовал выдать главный инквизитор Франции, но за меньшие деньги. Позднее один из его наместников — Жан Лемэтр — будет среди судей в процессе над Орлеанской девой.

После передачи Жанны д"Арк англичанам в Руане, городе на севере Франции, состоялся очередной церковный суд, который носил сообразный политический оттенок. «Если Церковь признает, что вела войска и венчала в Реймсе Карла Валуа в короли Франции девка, одержимая бесами, какой будет для него и для всей Франции позор!» — говорится в одной из дошедших до нас записей. Судя по историческим документам, на всех допросах Жанна вела себя бойко и оптимистично, продолжая упорствовать, что над ней только Бог и ангелы, от которых она не откажется. А один из присутствовавших солдат будто даже воскликнул: «Вот так девка, жаль, что не наша!» — писал французский историк Гаскей.

«Еретичка, вероотступница, идолопоклонница»

После долгих разбирательств церковный суд приговорил Жанну д"Арк к смертной казни. Бытует мнение, что в Средние века всех несогласных с Церковью сразу же вели на костер. И если в отношении предполагаемых ведьм и колдунов так и могло быть, то еретиков, наоборот, требовалось спасти от казни, заставив отказаться от своих убеждений и обратив в каноническую веру. Так Церковь утверждала свое главенство. Сохранилось обращение папы Иннокентия III к инквизиторам: «Верные и ловкие люди должны выманивать у еретика признания, обещая ему избавление от костра».

Сжигали обычно только самых непримиримых фанатиков, которые ни при каких условиях не отрекались от своих взглядов, например Джордано Бруно.

Подводя деву к костру, судьи еще раз спросили, не желает ли она подчиниться Церкви, на что она в который раз ответила отказом. Однако пока зачитывали смертный приговор, Жанна вдруг начала кричать, что от всего отрекается и остается с Церковью. Ей сразу же подсунули заранее подготовленную для таких случаев бумагу, текст которой девушка все равно не могла прочитать из-за своей неграмотности. Там было сказано следующее: она признает себя виновной в одурманивании людей и будет пожизненно содержаться в тюрьме на хлебе и воде. После того как Орлеанская дева что-то нацарапала на листке, ее увели обратно в тюрьму.

Там она впервые за несколько лет снова облачилась в женское платье. Тем не менее не прошло и недели, как Жанна д"Арк начала плакать, говорить, что предала себя и свою веру, и требовать, чтобы ей вернули привычный мужской костюм. Отречение от отречения ей никто уже простить не мог. 30 мая 1431 года Божью посланницу в белой митре с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» снова вели к костру на площади руанского Старого рынка. Там в присутствии зевак еще раз огласили приговор и зажгли костер. Кстати, некоторые особенно гуманные палачи, чтобы сократить жертве часы мучений, подкладывали в костер сухую солому — так приговоренный мог задохнуться в дыму раньше, чем огонь доберется до его тела. Однако в тот день эшафот специально установили слишком высоко, чтобы никто не мог до него дотянуться. На момент казни Жанне д"Арк, предположительно, было всего 19 лет.

Жизнь после смерти

Свидетели казни вспоминали о чудесах, якобы произошедших в последние минуты жизни Орлеанской девы: кто-то рассказывал, что видел белого голубя, вылетевшего изо рта девушки, кто-то разглядел в пламени огненные буквы «Иисус». После казни о сожженной еретичке начали забывать, однако вспомнили снова, когда в Орлеане в конце 1430-х годов объявилась лже-Жанна. Девушка рассказывала всем, что ее воскресил Бог, и ей верили. Самозванка была похожа на истинную Жанну, она умело скакала на лошади и обращалась с оружием.

Девушку даже признали братья настоящей Орлеанской девы. Чудом спасенную героиню начали одаривать драгоценностями и воздавать почести.

И тем не менее лже-Жанна все-таки попалась на какой-то мелочи, за что потом и поплатилась.

После казни Жанны д"Арк король Франции Карл VII, видимо, периодически испытывал муки совести, ведь он не сделал ничего, чтобы спасти от жестокой смерти ту, которая возвела его на престол. С 1452 года он начал заниматься, как сказали бы сейчас, реабилитацией Орлеанской девы. Валуа удалось добиться повторного рассмотрения дела, и в 1456 году с Жанны сняли все обвинения в ереси.

В течение долгого времени ее статус святой и национальной героини даже не подлежал сомнению, пока не пала монархия. Первые республиканцы связывали Орлеанскую деву только с королевской властью, а культ девства — с пережитками прошлого. В середине XIX столетия французы решили: неважно, какой строй поддерживала д"Арк, главное, что она героиня из простого народа.

В 1909 году Орлеанская дева получила прозвище Блаженная. Тогда же постоянно шли разговоры о канонизации Жанны д"Арк, что оказалось делом весьма непростым.

По существующим законам, чтобы объявить кого-либо святым, требуется предоставить подтверждения свидетелей о чудесах.

Естественно, в ХХ веке найти тех, кто видел деву, было невозможно. Однако ее канонизировали на основании рассказов двух женщин о чудесных исцелениях. После долгих молитв, вознесенных к Орлеанской деве, одна смогла вылечить язвы на стопе, а другая — избавиться от шумов в сердце. К тому же о своей национальной героине французы постоянно вспоминали во времена Первой мировой войны: образ женщины-воительницы вновь стал очень популярным, и его часто воспроизводили на плакатах. Решением Римской в 1920 году Жанна д"Арк была признана святой. Ежегодно 8 мая Франция чествует свою любимицу, вспоминая, как дева вела войска к свободе Франции.

Ознакомиться с другими материалами отдела науки можно на страницах нашей

Шесть столетий назад девочка-подросток с мужественным сердцем вышла из небытия, чтобы повести французскую армию к победе во время Столетней войны. Многое из того, что мы знаем о Жанне д"Арк, которую сожгли на костре в 1431 году, основано на давних предрассудках и заблуждениях. Ниже вы найдете общепризнанные факты об Орлеанской деве, которые могут вас удивить.

1. Настоящее имя Жанны было Жанна Ромми, Жанна Тарк, или Жанна де Воутон, но она не прославилась ни под одним из них

Жанна не родилась в городке под названием Дарк, как того бы можно было ожидать исходя из ее фамилии. Она выросла в Домреми - деревне в северно-восточной части Франции. Ее отец был фермером, а мать - искренней католичкой. Во время суда над Жанной в 1431 году она называла себя не иначе как Жанна ла Пусель, и с самого начала показала, что не знает своей настоящей фамилии. Позже она объяснила, что ее отец носил имя Жак д"Арк, а именем матери было Изабель Ромми, и добавила, что в ее деревне дочери часто брали фамилии своих матерей. В Средние века во Франции фамилии не были фиксированными и не очень широко использовались. Слово «ромми» просто обозначало человека, который совершил паломничество в Рим или другое религиозно значимое место. По данным других источников, именем ее матери могло быть Изабель де Воутон.

2. В наше время некоторые ученые ставят Жанне д"Арк разные диагнозы, начиная от эпилепсии и заканчивая шизофренией

Примерно в возрасте 12-13 лет Жанна д"Арк, видимо, начала слышать голоса и испытывать видения, которые она истолковала как знаки от Бога. Во время суда, который над ней проводили, она утверждала, что ангелы сначала говорили ей ходить в церковь и вести праведную жизнь. Позже они стали предлагать ей защитить Францию от вторжения англичан и сделать Карла VII законным королем страны (в то время он был некоронованным наследником престола). Жанна утверждала, что ее видения часто сопровождались ярким светом, а голоса слышались более отчетливо, когда звонили колокола. Основываясь на этих деталях, некоторые эксперты полагают, что Жанна страдала от одного из многочисленных неврологических и психологических расстройств, которые вызывали галлюцинации и бред, а также мигрени, биполярное расстройство и поражения головного мозга. Согласно другой теории, она пострадала от бычьего туберкулеза, который может вызывать судороги и деменцию. Источником болезни могло стать сырое молоко.

3. Командуя французской армией, Жанна не участвовала в боевых действиях

Хотя Жанну д"Арк вспоминают как бесстрашного воина и считают героиней Столетней войны между Англией и Францией, она никогда не принимала участия в боях и не убивала противников. Вместо этого она сопровождала мужчин и была своего рода талисманом. Вместо оружия она носила знамя. Также она была ответственна за военную стратегию и вносила дипломатические предложения (хотя англичане отвергли все попытки решить исход войны с помощью дипломатии). Но даже несмотря на это, Жанна была ранена дважды. В первый раз во время знаменитой Орлеанской компании ей в плечо попала стрела. Во второй раз во время неудачной попытки освободить Париж ее ранили в бедро из арбалета.

4. У нее был взрывной характер

После утверждения контроля над французской армией эта девочка-подросток не стеснялась ругать уважаемых рыцарей, вести себя неприлично и менять военные планы. Она даже обвинила своих покровителей в мягкотелости по отношению к англичанам. По словам очевидцев, на слушании ее дела она даже однажды попыталась ударить солдата-шотландца, который съел похищенный кусок мяса (шотландцы объединились с французами во время Столетней войны). Она также якобы увезла любовниц и проституток, которые были в походе вместе с ее армией. А личные нападки англичан, которые обзывали ее грубыми именами и говорили, что ей нужно вернуться в деревню к своим коровам, заставляли ее кровь кипеть. Вспыльчивость Жанны очевидна и из записей ее судебных слушаний. Когда священник, говорящий на французском с региональным акцентом, спросил, на каком языке обращались к ней голоса, она ответила, что они говорили на французском гораздо лучше, чем он.

5. Вопреки распространенному мнению, Жанна не была сожжена на костре за колдовство, по крайней мере, не в техническом плане

В 1430 году Жанна д"Арк попала в руки врагов, и ее судили в церковном суде. Ей были выдвинуты 70 обвинений начиная от колдовства и заканчивая воровством лошади. Но в мае 1431 года все они были сведены к 12. Главные обвинения заключались в том, что она носила мужскую одежду и утверждала, что говорила с Богом. Ей предложили признать свою вину в обмен на пожизненное лишение свободы. И Жанна подписала этот документ. Предполагается, что неграмотная Жанна не знала, под чем конкретно она поставила свое имя (или, точнее, крестик). Несколько дней спустя, возможно, из-за угрозы насилия от ее охранников, она снова надела мужскую одежду. Разгневанному судье, который посетил ее тюрьму после этого, она сказала, что снова начала слышать голоса. Именно эти два действия и спровоцировали то, что Жанну отправили на костер.

6. С 1434 по 1440 появлялись самозванцы, которые называли себя Жанной и утверждали, что она избежала казни

Одна из нескольких женщин, которые хотели выдать себя за Жанну в следующие несколько лет после ее смерти, Клод де Армойсес напоминала известную еретичку и якобы участвовала в военных кампаниях, переодетая в мужскую одежду. Она вместе с двумя братьями Жанны - Жаном и Пьером - выстроила схему, согласно которой говорила всем, что Жанне удалось скрыться от врагов и выйти замуж за рыцаря, с тех пор она якобы живет в безопасности. Трио получало щедрые подарки. Они ездили из одного праздничного приема на другой. Свои уловки они признали только перед Карлом VII, который в 1429 году благодаря Жанне стал королем.

7. Благодаря Жанне д"Арк в 1909 году появилась стрижка «боб», которая и сейчас пользуется популярностью

Голоса, которые говорили Жанне надеть мужскую одежду и изгнать англичан из Франции, также сказали, что она должна обрезать свои длинные волосы. Она носила волосы в стиле pageboy, который был общим для рыцарей того времени, и только перед казнью охранники побрили ее на лысо. А в 1909 году уроженец Польши и парикмахер, известный как месье Антуан, начал делать своим клиентам стрижку, которая теперь известна как короткий боб. По его словам, источником вдохновения для него стала Жанна д"Арк. Огромную популярность этот образ приобрел в 1920 годах и стал востребованным среди кинозвезд.

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».

Причины столетней войны. Вступление на французский престол династии Валуа повлекло за собою начало так называемойстолетней войны между Францией и Англией, которая для дальнейшей истории Франции имеет первостепенное значение.

Основная причина этой войны заключалась в остававшихся еще на юго-западе Франции английских владениях, а именно в областях Гиень и Гасконь. Английский король продолжал считаться, таким образом, вассалом французского короля. С другой стороны, для объединения Франции эти области также были необходимы. К этому надо прибавить еще одно важное обстоятельство, которое послужило ближайшею причиною возникновения войны. Фамилия Валуа после прекращения прямой старшей линии Капетингов представляла собою родственную им младшую линию. Валуа были сторонниками феодалов и не намеревались придерживаться объединительной политики своих предшественников. Другие феодалы с готовностью поддерживали их, и Валуа вступили на французский престол в лицеФилиппа VI, племянника Филиппа IV Красивого. Но у него тотчас же явился соперник,английский король Эдуард III, предъявивший свои права на французский престол как внук Филиппа IV Красивого, дочь которого Изабелла, вышедшая замуж за английского короля Эдуарда II, была матерью Эдуарда III 1 . Для подкрепления своих прав на французский престол Эдуард III обратился к помощи легистов, которые много сделали для укрепления королевской власти во Франции. Легисты разобрали дело Эдуарда и признали его права на французский престол более действительными, чем права Филиппа Валуа.

К этому династическому вопросу примешались еще интересы экономические. Фландрия для выделывания своих сукон нуждалась в английской шерсти, а Англия во фландрских сукнах. Между тем в первые годы своего правления Филипп VI сделал уже вторжение во фландрскую область, после чего Фландрия стала сближаться с Англией. Последней было также выгодно поддержать ее для более свободного развития с нею своих торговых отношений. Кроме того, Франция поддерживала Шотландию в ее восстании против Англии, что Англия считала совершенно недопустимым. Все эти отношения настолько обострили положение, что война сделалась неизбежною. Так началась столетняя война, решившая судьбу дальнейшей истории Франции.

Сражения при Креси и Пуатье. Военные действия открылись во фландрских владениях. Французы потерпели сильное поражение при Креси (в северной Франции) в 1346 году. В этом сражении, где особенно отличился сын Эдуарда III, так называемый Черный Принц", сказалось полное превосходство английских войск над французскими. Первые действовали по строго обдуманному плану, стройно и дружно, сражаясь под начальством одного вождя. Феодальные французские войска действовали вразброд, без определенного плана и без единого руководства. В столетней войне впервые стал применяться порох. Неудача преследовала французов и при преемнике ФилиппаVI, Иоанне Добром.

При нем англичане под начальством энергичного Черного Принца опустошали Аквитанию, т. е. юго-запад Франции. Иоанн Добрый выступил против них, но около города Пуатье, на юг от Луары, в 1356 году был разбит, захвачен в плен и увезен в Лондон.

Плен Иоанна Доброго поставил Францию в затруднительное положение. Правителем государства был сделан на время плена короля сын его дофин Карл (дофинами назывались во Франции наследники престола; название дофин происходит от провинции Дофинэ). Вскоре после сражения при Пуатье был заключен между воюющими сторонами унизительный для Франции мир, на некоторое время приостановивший войну. Иоанн Добрый был отпущен из плена во Францию; но, так как он не в состоянии был собрать необходимую для своего выкупа из английского плена сумму денег, вернулся в Лондон, где вскоре умер.

Военные неудачи Франции отразились на внутренних делах страны. Горожане снова стали страдать от феодального произвола. Высшие классы не могли спокойно сносить французских поражений и обвиняли в них королевских любимцев. Общее неудовольствие вызвала также мера, к которой особенно охотно прибегали первые Валуа для поправления денежных средств, а именно частая перечеканка монеты; неполновесная монета ста-

" Название получил по цвету своих лат. Умер за год до смерти Эдуарда III. Сын Черного Принца наследовал престол под именем Ричарда II.

ла обычным явлением. За год до битвы при Пуатье, в течение одного года, перечеканка монеты была произведена 18 раз.

В обществе все сильнее и сильнее стали раздаваться голоса об ограничении королевской власти. В этом смысле и высказались генеральные штаты, созванные при Иоанне Добром еще до его плена. Но особенно смело вели себя генеральные штаты, созванные после сражения при Пуатье и плена короля, когда в стране настал полный беспорядок. Новые штаты, состоявшие большею частью из представителей городов, предъявили регенту ряд требований, ограничивавших его власть и дававших большие права штатам, на что регент вынужден был согласиться. Власть перешла к штатам. Но в них самих не было согласия; сословия между собою спорили и, наконец, разошлись по приказанию короля.

Тогда захватили власть представители парижского городского сословия, во главе которого стал городской голова Э т ь е н Ma ρ с е л ь. Регент бежал из столицы. К довершению всего, восстали крестьяне. Это восстание известно в истории под названием жакерии, от презрительного прозвища крестьян Jacques bonhomme (Жак-простак)". Крестьяне были обременены сильными налогами. Между тем война опустошала их поля. К этим бедствиям присоединилась моровая язва, свирепствовавшая в это время во Франции. Крестьяне ожесточились, беспощадно сжигали феодальные замки и истребляли их владельцев. Горожане, видевшие вначале в крестьянах своих союзников, довольно скоро от них отреклись, испугавшись их жестокости. С большим трудом регенту и дворянам удалось подавить восстание. Марсель был убит. Попытка генеральных штатов ограничить королевскую власть окончилась неудачей.

Карл V и Карл VI. После смерти Иоанна Доброго королем Франции сделался бывший регент Карл V, прозванный Мудрым. Действительно, он завел возможный порядок в государстве, обратил, наученный опытом предыдущих поражений, внимание на войско и на его боевую тактику и добился значительных успехов. При нем французы одержали немало побед над англичанами. В военном деле Карл V нашел себе деятельного и искусного помощника в лице рыцаря Роберта Дюгеклена 2 , понявшего недостатки способа ведения французами войны и принявшего во многом английскую тактику.

"Жакерия началась в конце мая 1358 г. Вспыхнув в Бовези, к северу οί Парижа, она охватила значительную часть северной Франции - Иль-де-Франс, Пикардию и Шампань. Во главе восставших стоял Гильом Каль, знакомый с военным делом. В июне восставшие крестьяне были разбиты, расправа с ними продолжалась два месяца.

2 Бертран Дюгеклен - главнокомандующий (коннетабль), добившийся в 70-х годах XIV века успеха в войне с англичанами.

Со смертью Карла V для Франции настал самый ужасный период войны. Его преемник Карл VI был слабым государем по своему характеру и к тому же страдал сильными припадками умопомешательства. После некоторого перерыва в военных действиях из-за английских внутренних осложнений, восстания крестьян в Англии и перемены династии, чем Франция не воспользовалась, военные действия возобновились.

Английский король Генрих V напал на северную Францию и разбил французскую армию в 1415 году при Азинкуре, недалеко от Кале. Вслед за этим Генрих V приступил к завоеванию Нормандии, которая вскоре должна была подчиниться английскому королю. Главный город Нормандии Руан после осады сдался. Генрих V совершил торжественный въезд в город. На монетах появилась надпись: Генрих, король Франции (Henricus rex Franciae). Около этого времени, к довершению всего, крупный французский феодал герцог бургундский перешел на сторону Генриха V и согласился признать его права на французский трон. Чтобы еще более закрепить свои права на Францию, Генрих V задумал жениться на дочери Карла VI Екатерине. Франция в эти трудные времена заключила с Генрихом V д о говор в Труа, признав его наследником французского короля, после чего состоялось бракосочетание Генриха с Екатериной. В.Париж приехали оба короля: Карл VI и Генрих V; последний распоряжался уже в Париже, как в своей стране. Один современный историк писал: "Париж, древнее местопребывание французского королевского величия, сделался новым Лондоном". Но далеко не все французы помирились с условиями договора в Труа. Сын Карла VI и настоящий дофин, по имени также Карл, находил много сторонников. В 1422 году Генрих V английский и Карл VI французский умерли (Генрих в Венсенне, около Парижа), один вслед за другим.

Генрих VI и Карл VII. В Париже был провозглашен королем Франции и Англии сын Генриха V ребенок Генрих VI, вместо которого во Франции правил способный англичанин герцог Бедфорд. "Так называемый дофин Карл", сын Карла VI, живший в одном замке около города Буржа, по получении известия о смерти отца был провозглашен в часовне замка королем. Франция имела с тех пор не только две территории, одну французскую, другую английскую, но и двух королей - одного в северной Франции, другого к югу от Луары. Новый французский король части ФранцииКарл VII был безвольною и нерешительною личностью. Положение его было поистине критическим. Английские войска осадили укрепленный город на Луаре Ор л е ан, после взятия которого англичанам был бы открыт свободный доступ в залуарскую Францию. Орлеан с трудом выдерживал осаду. Казалось, что Франция скоро превратится в английскую провинцию.

Унижение родины возбудило в стране сильноенациональное чувство. Французы с ненавистью относились к своим новым господам англичанам, которые являлись в стране полными хозяевами и не обращали никакого внимания на интересы французов. Французский король находился в полной от них зависимости. Жители городов, жившие раньше торговлею, совершенно разорились, так как из-за продолжительной войны всякая торговля прекратилась. Крестьяне были подавлены налогами и не имели возможности обрабатывать свои опустошенные войсками и сражениями поля; они оставляли их, скрывались в лесах, уходили на большие дороги и часто делались разбойниками. Наемные войска, как только военные действия прерывались, добывали себе все нужное от мирного населения; постоянного же войска, получавшего от государства определенное жалованье, как в мирное, так и в военное время, тогда еще во Франции не было. Народ смотрел на все эти бедствия, как на наказание, ниспосланное Богом за грехи, и каялся в них. Населению казалось, что никакая человеческая сила уже не в состоянии возродить гибнувшую родину. Спасти Францию могла только Божья сила, помощь свыше.

Охваченный религиозным порывом народ молил об этой помощи Бога и ждал чудесного спасения родины. В народе стали распространяться различные пророчества о возможности избавления Франции от английского ига. Часто вспоминали об одном пророчестве, которое гласило, что дева должна прийти из дубового леса, с границ Лотарингии; она будет спасительницей Франции. Общее ожидание чего-то сверхъестественного, чудесного достигло крайней степени напряжения. В этот исключительный момент и появилась во Франции знаменитаяЖанна д"Арк, так называемая Орлеанская Дева.

Жанна д"Арк родилась в селении Домреми, на границе Лотарингии и Шампани, в семье крестьянина и с малолетства помогала отцу в его полевых работах, а матери - в домашних". Сосредоточенный и мечтательный характер Жанны развил в ней склонность к одиночеству; она избегала общества и обычных детских игр со своими сверстниками. Ее любимыми прогулками были близлежавшая деревенская церковь и окружавшее ее кладбище; особенно же она любила росший неподалеку развесистый

" Некоторые французские историки считают, что Жанна д"Арк была королевского происхождения, дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, т. е. родной или сводной сестрой Карла VII, поэтому она избежала сожжения на костре и впоследствии стала супругой рыцаря Робера дез Армуаза.

дуб, под густыми ветвями которого проводила иногда целые часы. Местное народное поверье утверждало, что под этим дубом жили духи и феи. С самых малых лет Жанне приходилось слышать о тех ужасах войны, которые переживала Франция, о несчастном короле, которому никто не мог помочь, о страданиях простого народа, который превратился в нищего. Жанна росла среди этих рассказов. В головке сначала маленькой девочки, а позднее девочки-подростка создался целый ряд впечатлений, с которыми она не расставалась в продолжение всей своей жизни.

Когда Жанне было пятнадцать лет, отряды английских и союзных англичанам бургундских войск дошли до области, где она жила; впервые она увидела ужасы войны. Нервная натура девушки, под влиянием событий и непрекращавшихся рассказов об унижении Франции и короля, сделалась еще более нервною. Жанне стали являться видения; она начала слышать голоса, обыкновенно убеждавшие ее идти во Францию, спасти дофина и восстановить его на престоле. Св. Екатерина, св. Маргарита и архангел Михаил являлись ей и ободряли ее. Перед иконами первых двух святых Жанна подолгу молилась в местной церкви. Архангел Михаил, изображение которого было на знаменах Карла VII, был особенно известен во Франции. Мало-помалу-у молодой девушки создалось убеждение, что именно она является избранницей Божьей, которая должна избавить Францию от позора и восстановить Карла на родительском престоле.

Для приведения в исполнение своего плана Жанна отправилась к начальнику ближайшего города Вокулёра, Бодри к у ρ у, и просила его помочь ей доехать до дофина. Отнесшись к ней вначале с насмешкою и приняв ее за помешанную, Бодрикур мало-помалу склонился на просьбы Жанны и согласился доставить ее в замок Шинон около города Буржа, где жил тогда дофин Карл. Под охраною нескольких рыцарей и солдат, назначенных Бодрикуром, Жанна, надев на себя платье воина, направилась в Ш и нон.

Путь был очень опасен; повсюду бродили англичане и бургундцы, которые легко могли захватить Жанну. Однако через десять дней она благополучно достигла Шинона. В народе уже стала распространяться молва о необыкновенной девушке. В Шиноне Жанна не сразу была принята королем. Лишь по настоянию герцогини анжуйской Карл в присутствии двора принял Жанну; для того чтобы испытать ее, он смешался с толпою придворных, но Жанна прямо подошла именно к нему. Беседа с Жанной тронула короля. Но для полной уверенности в ее правоте надо было испытать ее в вере, так как в то время особенно боялись еретичек или колдуний. Епископы и ученые богословы устроили Жанне испытание в Пуатье. На все их хитрые и запутанные вопросы о вере Жанна давала ясные и определенные ответы, после чего была признана правоверною.

В это время Орлеан, осажденный англичанами, уже терял надежду на спасение. Жанна требовала, чтобы ей дали войско для освобождения осажденного города. Ей войско дали, и девушка, одетая в платье воина, повела его к Орлеану. Перед этим она написала герцогу Бедфорду, английскому правителю во Франции, письмо, в котором требовала, чтобы англичане немедленно очистили французскую территорию. На это обращение англичане, конечно, ответили насмешками и оскорблениями.

Войско, шедшее с Жанной, совершенно изменилось: в нем установился строгий образ жизни, порядок и строгая дисциплина. Дела под Орлеаном пошли успешно. В латах, в шлеме, со знаменем в руках Жанна вела свои войска на приступ. Подоспевшие свежие силы англичан дали бой, но были разбиты наголову французами. Орлеан был освобожден и с неописуемым восторгом встретил свою освободительницу.

Освобождение Орлеана от англичан имело громадное значение. Французы убедились, что и они, наконец, могут побеждать; событие это вселило надежду на избавление Франции, подняло национальное чувство; даже те, кто в силу принуждения признали английское владычество, стали думать иначе. После Орлеана почти все французы сплотились для общих действий в пользу восстановления Франции, а в Жанне видели ангела, ниспосланного Богом для спасения родины.

Но освобождением Орлеана еще не кончилась миссия (посланничество, задача) Жанны: она обещала короновать дофина в Реймсе. После некоторого колебания Карл двинулся в Реймс, лежавший в северо-восточной Франции. Путь был далеко не безопасен. Выдержав несколько удачных столкновений с англичанами, Карл вступил в Реймс и там в июле 1429 года произошла коронация Карла VII. Во время церемонии Жанна со знаменем стояла около королевского трона. Слава ее достигла высшего предела и уже перешла за границы Франции; о ней с удивлением и надеждою говорили в Германии, Италии и других странах. Ненавидели ее англичане, уверенные, что она одерживает успехи при помощи дьявольской силы. Коронование Карла произвело во Франции большое впечатление и сразу подняло значение короля среди французов, так что многие области начали открыто склоняться на сторону Карла VII.

После этих успехов Карл снова впал в свою обычную нерешительность и перестал как следует поддерживать Жанну. Первая неудача постигла Жанну при нападении на Π а р и ж, когда она, не получив вовремя помощи, была ранена и должна была отступить; вторичного же нападения на Париж не разрешил Карл.

Достаточно было одной неудачи, чтобы влияние Жанны стало слабеть. У нее было много врагов и завистников, которые, в свою очередь, старались подорвать доверие к спасительнице Франции. Немного времени спустя, при осаде города Компьена, в северной Франции, Жанна попала в плен к герцогу бургундскому, союзнику англичан, который и передал ее в руки последних. Англичане решили отомстить Жанне за все понесенные унижения. Она была посажена в тесную тюрьму, где подвергалась издевательствам со стороны грубых английских солдат. В Руане был устроен суд при участии французского духовенства, которое позорно уступило требованиям англичан, вело дело пристрастно и, обвинив Жанну в чародействе, приговорило к сожжению. Ужасный по несправедливости приговор был приведен в исполнение в Руане 30 мая 1431 года. Окруженная английскими солдатами, Жанна была привезена на площадь; на нее надели шапку с надписью: "Еретичка, впавшая снова в грех, отступница, идолопоклонница". Когда ее взвели на костер и привязали к столбу, она попросила дать ей крест; тогда, говорят, один англичанин связал крестом две щепки и дал ей. Жанна, поцеловав крест, прижала его к груди. Вспыхнуло пламя, и через несколько минут страдалицы не стало. Последним словом, произнесенным ею на костре, было имя "Иисус!". Многие из присутствовавших при казни плакали; некоторые из судей раскаялись и, уходя с площади, говорили: "Мы убили святую".Мученическая кончина Жанны легла темным пятном на англичан и на французское духовенство. Карл не предпринял ничего, чтобы освободить свою защитницу из плена. Через двадцать пять лет дело Жанны было пересмотрено, и она была признана невинно осужденною. В конце XIX века католическая церковь признала Жанну блаженною"; имя ее во Франции пользуется громадным почетом.

Главноезначение Жанны д"Арк в истории Франции заключается в том, что во время полного развала и разномыслия она твердо указала на средство к спасению, а именно на патриотизм, налюбовь к родине, которая должна была сплотить самые разнородные взгляды и стремления. Один историк правильно писал, что "шампанцы, бретонцы, норманны, бургундцы и другие - все бросились к ней при общем клике - отечество!". Национальное чувство французов благодаря Жанне вспыхнуло, развилось, объединило Францию и освободило ее от английского владычества.

Смерть Жанны не помогла англичанам, которые после 1431 года стали терпеть одну неудачу за другой. Причины последних

" В мае 1920 г. папа римский причислил Жанну д"Арк к лику святых. С того же года Французская республика отмечает праздник Жанны д"Арк, праздник патриотизма.

заключались во внутренних беспорядках Англии и особенно в примирении герцога бургундского с Карлом VII; в герцоге англичане теряли своего сильного союзника во Франции. В короткое время англичане были изгнаны из всех занятых ими французских областей и к 1453 году владели одним лишь городом Кале на Ла-Манше. Не принадлежавшие Франции до войны области юго-западной Франции, Гиень и Гасконь, также ей подчинились.

Так окончилась столетняя война. Она для Франции была последним испытанием на пути создания единого французского государства. Первые представители Валуа хотели, как было сказано выше, восстановить феодальные порядки, другими словами, уничтожить мудрую и упорную работу Капетингов. Столетняя война показала, что это было гибельно для Франции. Валуа решили вернуться к политике Капетингов, а общие несчастья столетней войны сделали из Франции единую нацию.

Реформы Карла VII. Столетняя война заставила даже слабого и безвольного Карла VII провести некоторые полезные для государства реформы. Карл обратил серьезное внимание на преобразование войск, так как постоянного королевского войска не было. Военные силы доставлялись по просьбе короля феодалами, которые далеко не всегда готовы были исполнять королевскую волю. Король пользовался также наемными войсками, которые иногда были одинаково опасны как для врага, так и для самой Франции. Чувствуя настоятельную необходимость впостоянном королевском войске, которым бы он в любое время мог распоряжаться, Карл VII добился от генеральных штатов введения постоянной подати на содержание армии. С этих пор король имел в своем распоряжении регулярную армию - как пехоту, так и конницу. Создание постоянного, правильно собираемого войска сослужило большую службу для дальнейшего укрепления королевской власти и для создания крепкого государства.

При Карле VII был также решен важный вопрос об отношении французского, или, как часто говорили, галликанского духовенства к папе. Сильное государство с твердою королевскою властью не могло допустить, чтобы папский престол свободно распоряжался церковью во Франции. В городе Бурже было созвано собрание, которое обнародовало так называемую "Прагматическую санкцию". Эта санкция во многих отношениях ограничивала папскую власть в пределах французского государства; она ставила собор выше папы, сильно уменьшила права папы на различные церковные сборы и ограничила право его суда. Это было начало тех "вольностей галликанской церкви", на которые позднее часто ссылалась Франция в своих столкновениях с папой.

Людовик XI.

После смерти Карла VII на престол вступил его сын Людовик XI (1461-1483).

Выросший в эпоху столетней войны, Людовик в бытность еще дофином не ладил со своим отцом Карлом VII и не раз участвовал в заговоре против последнего. Вступив после смерти отца на престол, Людовик XI поставил целью своей жизни окончательно сломить оставшихся феодалов и укрепить абсолютную (независимую) власть короля. Поэтому он главное внимание свое уделял городскому сослов ию. Современный ему историк Филипп де Коммин писал: "Было видносразу, что новый король будет королем простого народа, а не королем вельмож". Самым опасным врагом Людовика XI был сильный феодал, герцог Бургундский Карл Смелый, владевший Бургундией и Франш-Конте на восточной границе и Нидерландами - на севере. Соединившиеся против Людовика феодалы образовали так называемую Лигуобщественного блага. В происшедшей борьбе ЛюдовикXI был побежден и должен был сделать некоторые уступки.

Убедившись, что ему еще не справиться со всеми феодалами сообща, хитрый и последовательный Людовик XI прибегнул к тонкой политике; он задумал победить их поодиночке; для этого он ловко одного феодала возбуждал против другого, поднимал против тех или других феодалов их соседей и т. д. Конечно, главное его внимание было обращено на Карла Бургундского, против которого ему удалось поднять не только его подданных, но и соседних швейцарцев. Швейцарцы разбили Карла в двух сражениях, а в третьей битве при Нанси в Лотарингии Карл был убит. После этого поражения Людовик XI присоединил Б у ρ г у н д ию; другая же часть владений бургундского герцогства перешла в руки германских государей, так как дочь Карла Смелого Мария вышла замуж за Максимилиана, будущего германского государя. После Бургундии были окончательно присоединены к Франции владения и других феодалов, участвовавших в Лиге общественного блага. Особенно было важно присоединение на самом юго-востоке, за Роной, области Пр о в а н с а с такими гаванями на Средиземном море, как Марсель и Тулон. Таким образом Людовик XI округлил французскую территорию, окончательно сломил политическую силу феодалов и создал единое государство с твердою королевскою в л а с т ью в центре. Не принадлежали еще Франции на западе Бретань и на юге, у восточных Пиренеев, Наварра и Беарн.

Во внутреннем управлении Людовик XI очень благоволил к городам, которые его деятельно поддерживали в борьбе с феодалами; многие города получили от него освободительные хартии. Проявлял он также заботу о судах, учреждая парламенты в присоединенных областях, подчиняя таким образом областной суд своему королевскому суду, т. е. главному парламенту, заседавшему в Париже. Генеральным штатам Людовик XI не доверял и созвал их всего лишь один раз; провинциальные же штаты занимались вопросом о налогах и находились в полном подчинении у Людовика. Заботился также он о развитии торговли и улучшении путей сообщений.

Подозрительность и жестокость, свойственные вообще натуре ЛюдовикаXI, к концу его жизни усилились до крайней степени. Боясь заговоров и покушений, он под конец жизни удалился в мрачный укрепленный замок Плесе и ле Тур в цветущей долине Луары и жил там почти в полном одиночестве. Никто не смел приближаться к замку под угрозой смерти; кругом замка были расставлены капканы и сделаны скрытые ямы. Сам Людовик жил в небольшом помещении, окруженном железными решетками. Даже ближайшие родственники допускались к нему с большим трудом; слуги постоянно менялись. Самыми доверенными лицами у Людовика в это мрачное время был хитрый цирюльник Оливье и историк Филипп де Коммин, перешедший на службу к Людовику от герцога Бургундского. Жестокость Людовика была чрезмерна; так, он одного кардинала продержал десять лет в небольшой клетке. В 1483 году, пораженный ударом, ЛюдовикXI умер.

Смертью Людовика XI заканчивается история средневековой Франции, которая к концуXV века превратилась в сильное, единое государство с абсолютною властью короля. Фр а н ц и я сделалась абсолютною монархией.

Поделиться: