Египетская царица Нефертити. Красота царицы Нефертити

Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером Тутмесом. Хранятся в музеях Каира и Берлина.

Остается только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века ее имя было в забвении, а когда гениальный французский ученый Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.

XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознес Нефертити на вершину славы. Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.


Нефертити играет в сенет.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно - было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена. До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух мумий женщин, найденных в гробнице KV35. Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.


Бюст стоящей Нефертити.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Кем же в действительности была знаменитая Нефертити- «Пришедшая красавица» (как переводится ее имя)? С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.


Артур Брагинский.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.


Эхнатон и Нефертити.

По общественному статусу своего времени - «главная супруга» (др.-егип. химет-уарет (ḥjm.t-wr.t)) древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.


Эхнатон и Нефертити.

Египетские женщины владели секретами необычных косметических рецептов, которые в тайне передавались от матери к дочери, искусны они были и в делах любви, особенно если учесть, что учиться они начинали в совсем еще юном - шести-семилетнем - возрасте. Словом, недостатка в красивых женщинах в Египте не было, наоборот, вся древняя элита знала - достойную жену следует искать на берегах Нила. Однажды вавилонский правитель, посватавшийся к дочери фараона, получил отказ. Раздосадованный, он написал несостоявшемуся тестю обиженное письмо: "Почему ты так со мной поступаешь? В Египте есть достаточно прекрасных дочерей. Найди мне красавицу по твоему вкусу. Здесь (имелась в виду Вавилония.) никто не заметит, что она не царской крови".

Среди такого количества достойных претенденток восхождение Нефертити кажется невероятным, почти сказочным. Она, конечно, происходила из знатного рода, являлась (возможно) близкой родственницей кормилицы своего мужа, а ранг кормилицы в египетской иерархии был достаточно высок. Возможно дочь вельможи Эйе, одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона, и вероятно двоюродная сестра Эхнатона. В царском дворце в гаремы предпочитали брать самых ближайших родственниц - племянниц, сестер и даже собственных дочерей, чтобы сохранить "чистоту крови".

Надо сказать, что и супруг Нефертити выделялся из длинного ряда царской династии. Правление Аменхотепа IV вошло в историю Египта, как время "религиозных реформ". Этот незаурядный человек не побоялся сразиться с самой мощной силой своего государства - жреческой кастой, которая посредством своих мистических, таинственных знаний держала в страхе и элиту, и народ Египта. Жрецы, используя сложные культовые обряды многочисленных богов, постепенно захватывали лидирующее положение в стране. Но Аменхотеп IV оказался вовсе не из тех правителей, которые отдают свою власть. И он объявил войну касте жрецов.

Единоличным приказом он, ни много ни мало, отменил прежнего бога Амона и назначил нового - Атона, а заодно перенес столицу Египта из Фив на новое место, построил новые храмы, увенчав их скульптурными колоссами Атона-Ра, и переименовал себя в Эхнатона, что означало "угодный Атону". Можно только предполагать, какие огромные усилия потребовались новому фараону, чтобы переломить сознание целой страны, чтобы выиграть эту опасную войну со служителями культа. И, конечно, как в любой битве, Эхнатону был необходим надежный союзник. Видимо, такого союзника - верного ему, умного, сильного - он и нашел в лице своей жены - Нефертити.

После женитьбы на Нефертити царь забыл свой гарем, он не на шаг не отпускал свою юную жену. Вопреки всяким правилам приличия женщина впервые стала посещать дипломатические приемы, Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с Нефертити. Даже выезжая проверять заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывался не только перед владыкой, но и перед его супругой. Поклонение Нефертити превзошло все пределы. Ее огромные, величественные изваяния украшали каждый египетский город.


Храм Нефертити, Абу-Симбел, Асуан, Египет.

Вряд ли только искусством любви и неотразимой красотой можно объяснить безмерное влияние Нефертити на фараона. Можно, конечно, предположить колдовство. Но мы предпочтем более реалистическое объяснение успеха египетской царицы - ее поистине царская мудрость и фанатическая преданность мужу, при этом отметим, что по нашим понятиям всесильная Нефертити была по возрасту совсем юна, а проще сказать - совсем девочка.


Нефертити с богами и Аменхотепом IV.

Были, понятно, и интриги, и зависть, и козни тех, кто никак не мог взять в толк: отчего женщина управляет государством и заменяет фараону сановных советников. Однако большинство вельмож, как и во всякие времена, предпочитало не ссориться с женой властителя, и на Нефертити как из рога изобилия посыпались дары и подношения просителей. Но и тут прекрасная женщина проявила мудрость и достоинство. Она хлопотала лишь за тех, кто, по ее мнению, мог принести пользу любимому мужу, кто мог оправдать доверие фараона.

Казалось, счастье Нефертити безмерно, но судьба не благоволит бесконечно даже к редким избранникам. Беда пришла с той стороны, откуда ее не ждали. Древнеегипетская женщина рожала, присев на двух кирпичах. Акушерки придерживали ее за спину. Считалось, что родильные кирпичи помогут облегчить роды и принести счастье. На каждом из них высекалась голова богини Мешенит, которая помогала младенцу появиться на свет. Всякий раз, присаживаясь на кирпичики, Нефертити молила Атона даровать им наследника. Но в таком деле, к сожалению, ни горячая любовь к мужу, ни мудрость, ни всесильные боги помочь не могли. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына все не было.


Эхнатон, Нефертити и три дочери. Каирский музей.

Тут-то и подняли голову завистники и враги несчастной царицы. Человеческий век в Древнем Египте был короток - 28-30 лет. Смерть могла унести фараона в любой миг, и государство тогда оставалось без прямого наследника власти. Нашлись доброхоты, познакомившие Эхнатона с красивой наложницей - Киа. Казалось, власти Нефертити пришел конец. Но не так просто забыть свою прежнюю любовь, даже если хочется чего-то новенького, более острых ощущений. Эхнатон мечется от одной женщины к другой: то и дело он из покоев Киа направляется к бывшей любимой и каждый раз его ожидает радушный теплый прием. Но Нефертити, видимо, будучи волевой самолюбивой женщиной, не смогла простить предательства. Внешняя любезность не могла обмануть фараона, он-то знал, на что способна истинная любовь. И он снова возвращался к Киа. Так продолжалось недолго. Болтовня новой наложницы вывела наконец Эхнатона из себя - ему было с кем сравнивать соперницу.

Киа была возвращена в гарем. Она пыталась сопротивляться, призывала мужа вернуться, впадала, видимо, в обычные женские истерики. Только после того, как евнух сурово наказал ее плетьми, она успокоилась, поняв, что царским милостям пришел конец. Они уже больше никогда не будут в прежних отношениях - Нефертити и Эхнатон. Прошлую любовь склеить не удалось, но и в этой ситуации Нефертити придумала выход, продемонстрировав поистине государственный ум. Нам поступок Нефертити покажется, конечно, диким, но не забывайте, что речь идет о Древнем Египте. Нефертити предложила в жены Эхнатону их третью дочь - юную Анхесенамон и сама обучила ее искусству любви, той любви, которая всегда так зажигала фараона.


Дочери Эхнатона и Нефертити.

История, конечно, грустная, но обстоятельства оказываются сильнее человека. Через три года Анхесенамон овдовела. Ей шел одиннадцатый год, и ее снова выдали замуж за великого Тутанхамона. Столица вновь была возвращена в Фивы, страна опять стала поклоняться богу Амону-Ра. И только Нефертити, верная прежним пристрастиям, осталась в Ахенатоне, из которого медленно и постепенно уходила жизнь. Доподлинно известно, губы Нефертити пахли ржавчиной. Ведь во времена фараонов красавицы пользовались смесью из пчелиного воска и сурика. А сурик - не что иное, как оксид железа! Цвет получался красивый, но поцелуй становился ядовитым.

Царица умерла, город опустел окончательно, а похоронили ее, как она и просила, в гробнице с Эхнатоном. И через тридцать веков ее образ словно восстал из пепла, тревожа наше воображение и заставляя еще и еще раз задумываться о тайне красоты: что это - "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"


Гробница Нефертити. Вестибюль

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. - 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. - Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) - символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. - Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир - красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота - вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или - Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона - Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира - в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево - все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

Эта верность была неприлична для фараона

…С первого мига, с первого взгляда, который Аменхотеп IV бросил на свою юную супругу, он понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не видел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет.
Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона, это чувство поражало всех вокруг - придворных, знать, недругов-жрецов.

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Нет, вы только посмотрите, - перешептывались во дворце, - как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях - скульптурах, барельефах - настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона - Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент - супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон - новое главное божество - солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, - ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем - гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы - равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог - один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» - «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники - царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу - город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, - слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим - фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» - эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа - «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло - несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», - называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», - считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», - значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно - Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой - эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно - слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших - Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой - ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, - из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром - и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

Царица Нефертити – знаменитая супруга древнеегипетского фараона Эхнатона, организовавшего масштабную религиозную реформу.

Это одна из самых известных женщин древнего мира. Известность ей принесла в первую очередь её неописуемая красота: утверждалось, что до неё в Египте никогда не было таких красивых женщин.

Однако при всём почитании и уважении народа сведений о её происхождении и ранней жизни практически не сохранилось.

Исследователи выдвинули несколько версий о том, кем же она была на самом деле:

  • Знатная египтянка;
  • Египтянка незнатного происхождения – версия, в настоящий момент полностью отвергнутая;
  • Иноземная принцесса.

О том, что Нефертити могла быть иммигранткой, свидетельствует её имя, означающее «красавица пришла». Ряд учёных придерживается ещё более конкретного мнения: Нефертити была дочерью митаннийского правителя Тушратты, который дружил со своим египетским «братом» Аменхотепом III и послал ему двух своих дочерей, сопроводив соответствующим письмом.

Старшая – Гилухепа вряд ли могла быть той, которую позже назвали Нефертити, ибо не соответствовала по возрасту. А вот младшая дочь, Тадухепа, вполне могла быть ею: она прибыла к египетскому двору в самом начале правления Эхнатона. Как и было положено, при получении «египетского гражданства» она приняла новое имя.

Сторонники египетского происхождения Нефертити указывают на то, что она была «главной женой» фараона, поэтому должна была принадлежать царской фамилии. Однако возражением на это является поступок самого Аменхотепа III, взявшего себе в качестве «главной жены» Тию – девушку низкого звания и, возможно, иностранку.

Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Нефертити могла быть дочерью Эйе – вельможу при Эхнатоне, который был братом Тии. Эйе впоследствии сам взошёл на престол.

Первая леди

Подобно Тии, жена Эхнатона принимала самое деятельное участие в государственных делах. На публике Эхнатон появлялся всегда в сопровождении «главной жены». Когда Эхнатон учредил культ солнечного бога Атона, Нефертити полностью поддержала его в этом и сама стала ярым приверженцем атонизма.

Некоторые учёные даже считают, что культ Атона инициировала именно она, а не Эхнатон. Если учитывать, что под Атоном солнцеликий правитель понимал, по сути, самого себя, то становится понятным религиозное рвение прекрасной женщины.

На многочисленных изображениях счастливые супруги присутствуют вместе, нередко со своими детьми. Больше того – существуют изображения, на которых Нефертити присутствует без Эхнатона. В общей сумме, Нефертити египетские художники рисовали значительно чаще, чем Эхнатона. Однако после двенадцатого года правления Эхнатона упоминания о Нефертити внезапно исчезают.

Считается, что она оказалась в опале. Место «главной жены» заняла Кия, которая до этого была лишь второстепенной супругой царя, а вскоре её сменила Меритатон – старшая дочь царя от Нефертити. Почему же возлюбленная царица оказалась в опале? Учёные считают, что виной всему – отсутствие наследников: у Эхнатона от Нефертити было шесть дочерей и ни одного сына.

Следующий правитель – юный Тутанхатон, ставший позже Тутанхамоном, был сыном сестры Эхнатона; для продолжения династии он был вынужден жениться на дочери Нефертити.

Поздние изображения

Однако несмотря на опалу, Нефертити не исчезла из общественной жизни насовсем. Она оставалась уважаемой дамой, матерью большого семейства. Портретистом, запечатлевшим Нефертити в поздние годы, был знаменитый скульптор Тутмос. На его статуе царица всё так же прекрасна лицом, однако на нём отпечатались усталость и утомление: видно, что женщина многое испытала на своём веку.

В одной из мастерских нашли маску, снятую с лица царицы на склоне лет. Однако нет возможности установить, была она снята с живой женщины или уже мёртвой. О том, как умерла царица, данные отсутствуют.

Искусство при Нефертити

Эпоха Нефертити оказалась плодотворной в плане искусства. Времяпрепровождение царственных супругов было основной темой для художников Ахетатона. Они изображались во время задушевной беседы и в других бытовых ситуациях. На одном из таких изображений царица сидит на коленях своего мужа, на другом запечатлён их нежный поцелуй. И на каждом таком портрете над супругами витает Атон в виде солнечного диска с протянутыми вниз лучами-руками.

Изображали художники и их дочерей. Самым известным изображением царицы является бюст, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом. Немецкого учёного мгновенно впечатлил портрет Нефертити, причём настолько, что он пометил в дневнике напротив зарисовки находки: описывать этот портрет бесполезно – нужно смотреть.

Царица изображена в своём классическом облике – в высоком парике синего цвета, увитом лентами и уреем – змееобразным символом божественной власти («париком» его назвал Борхардт; на самом деле это, видимо, хепреш – царский головной убор). Этот бюст стал символом красоты древнеегипетского искусства и культуры. Впрочем, обнаружилось, что первоначальное изображение было слегка подправлено скульптором. Неизвестно, было ли это исправление неточностей или же «косметика», призванная устранить неидеальный облик самой царицы.

Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005
    Поделиться: